Реферат психологическое воздействие на преступников

защиты прав личности

Общение является составной частью профессиональной деятельности юриста независимо от его специализации. Как пишет Г.М. Андреева, «люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности «по поводу» нее». Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс. 2000. С. 79.

Если иметь в виду правоохранительную деятельность, то об общении можно говорить не только как о ее структурном компоненте (подструктуре), но в ряде случаев и как об особом, самостоятельном виде профессиональной деятельности, например, когда речь идет о приеме заявлений у граждан, допросе, судебном рассмотрении дела и т.п.

Сотрудник МВД как субъект общественных отношений активно участвует в различных видах делового (профессионального) общения с различными должностными лицами, с руководителями местных органов власти, с представителями предприятий, учреждений. Общение со многими из них в определенной мере опосредованно влияет на принятие решений организационного, процессуального характера и в целом на всю его деятельность.

1 . Понятие воздействия. Методы и приёмы воздействия

Понятия «психического воздействия» Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. Изд. 2-е. — Калуга-Обнинск-Москва. 1997. — С. 146-152. и «психологического воздействия» Пушков В.Г. Указ. соч. — С. 146-156., имея свои семантические оттенки, в литературе и практике иногда используются часто как взаимозаменяемые.

Строго говоря, любое нефизическое воздействие одной личности на другую, признаки процесса или конечный результат которого возможно обнаружить, является психическим.

Психологическое воздействие — преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие («его слова запали мне в душу, хотя он даже не догадывается о моем существовании »).

Оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто — инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются. Именно таким и должно быть психологические воздействие сотрудника правоохранительного органа.

12 стр., 5600 слов

Психическая деятельность организма

... создаются эффекты социального воздействия - психические новообразования разного уровня и сложности. 1. Понятие сознания. совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Особо ... Вторая характеристика сознания -, Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных ...

Сотруднику ОВД при целеустремленном осуществлении психологического воздействия надо представлять, какие изменения в сознании человека должны произойти (конечный результат), как вызвать необходимые изменения, каковы возможности применяемых им воздействий, как они соотносятся с его правами и правами гражданина. Чтобы так поступать, сотруднику нужна незаурядная профессионально-психологическая подготовленность. Без этого психологическое воздействие может оказаться не просто неэффективным, но противоправным, привести далеко не к тем результатам, на которые сотрудник рассчитывал, возможно, тяжелейшим и для него и для того человека, на которого он воздействовал.

Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное.

Простое связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения: беседу, опрос, допрос, консультацию, экспертизу и пр. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одной или нескольких тактических целей.

Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, для сотрудника — это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр.

По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1994. — С. 249..

Индивидуальное

Форма осуществления психологического воздействия может быть открытой, закрытой (неочевидной) и комбинированной.

Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания. Закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания (косвенное внушение, «косвенный допрос» и др.) Комбинированная форма сочетает в себе обе предыдущие. Комбинированная форма требует высокой психологической подготовленности сотрудника, тщательной методической проработки либо привлечения специалиста из психологической службы.

По технической оснащенности различают субъектные воздействия и инструментальные.

Субъектные

убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач

Принципы воздействия.

Принцип законности

Принцип научности

Принцип целесообразности

правомерное

Другие средства принуждения процессуальных участников содействовать раскрытию преступления в случае их отказа добровольно сделать это — задержание, избрание мер пресечения в отношении подследственных, угроза уголовной ответственности за дачу ложных показаний потерпевшим и свидетелями, принудительное освидетельствование, обыск и т.д.

неправомерным

Таким образом, психологическое принуждение рассматривается законодательством в двух планах: с одной стороны, это связано с осуществлением правомерного воздействия на препятствующих правосудию, а с другой — на тех, кто пытается его осуществить противоправными способами.

Еще одним аспектом оценки психологического воздействия как правомерного или неправомерного является обращение к новым, нетрадиционным для России методам получения доказательств по делу. Уже описаны процессуально допустимые возможности использования полиграфа Комиссарова Я.В. Практика использования полиграфа в целях сужения круга лиц, подозреваемых в совершении преступления // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. — 1999. — № 5. и гипноза. Юридические и психологические проблемы активизации памяти человека в раскрытии преступлений: Материалы научно-практического семинара. — Вологда, 1999.

6 стр., 2575 слов

Психологические механизмы воздействия на людей

... влияния, средства, механизм. В качестве Объектом Виды психологических механизмов воздействия Идентификация Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. ... её отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма «заражения». Внушение . Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении ...

2. Психологические способы воздействия в процессе общения: заражение, внушение, подражание, невербальное воздействие, эмоциональное, рациональное и волевое воздействие

Общение — это взаимодействие, по меньшей мере, двух личностей, вид самостоятельной человеческой деятельности, атрибут других видов человеческой деятельности. Общение — важнейший фактор не только становления и самосовершенствования человека, но его духовного и физического здоровья. Кроме того, общение — универсальный способ познания других людей, своего внутреннего мира. Благодаря общению человек обретает свой неповторимый набор личностно-деловых качеств.

Существуют социально-психологические методы общения: заражение, подражание, внушение, убеждение, мода.

Одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности и групповых мнений является психологическое заражение или просто заражение. Заражение характеризуется бессознательной, невольной подверженностью индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1991.С.10

Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.

Заражение возникает как следствие некритического усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера. Способность массовой аудитории к заражению используется массовыми коммуникациями посредством определенным образом переданной информации с целью одновременного приведения к определенным действиям большой массы людей.

Эффект психологического заражения зависит от однородности группы, ее единства, сплоченности, интеллектуального статуса, степени взаимного доверия, а следовательно, и взаимной внушаемости. В то же время надо признать, что особая роль в осуществлении психологического заражения принадлежит субъекту воздействия, особенно его эмоциональности, воли, коммуникативным умениям, артистизму и внешним данным.

8 стр., 3725 слов

Психологические механизмы общения

... психологические механизмы, а также стили общения. психологический общение деловой 1. Психологические механизмы взаимоотношения Рассматривая понимание субъектом общения своего собеседника (партёра) как способность постичь смысл и значение определённой информации, ... использовать специальные психологические приёмы воздействия на других людей. Стереотипизация как психологический механизм взаимопонимания ...

Оратор, обладая большим речевым эмоциональным зарядом передаёт своё психическое настроение аудитории, заставляя её реагировать на свою речь в нужном ему направлении. В этом — сопереживание оратора и слушателей, в этом надёжная связь между ними, лучшее усвоение информации слушателями.

Внушение по общему признанию является одним из самых действенных методов психологического воздействия. Внушение — это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях: авторитетности источника внушения; доверие к источнику внушения; отсутствия сопротивления внушающему воздействию. Внушение осуществляется посредством словесного воздействия на слушателей, готовых получать инструкции, и носит осознанный характер. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию.// Вопросы психологии.- 23 декабря 2003 г.

При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной.

Особенностью внушения, в отличие от убеждения, является его адресованность не к логике и рассудку личности, и не к способности анализировать, сравнивать и обобщать. В процессе внушения не надо что-либо логически доказывать или заставлять осмысливать, здесь действуют совершенно другие механизмы. Внушенное порождает веру во что-то. А это достигается главным образом формой сказанного — важно не что сказал, а как сказал, но сказал очень выразительно, ярко, эмоционально, так, чтобы «брало задушу».

Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания и сообщения. Например, человеку нельзя что — либо внушить на незнакомом ему языке.

В настоящее время внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально — психологические функции:

  • содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения;
  • направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.

Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого. Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

7 стр., 3422 слов

Общение как основа психологического воздействия

... не бывает общения без воздействия и регуляции, так же как взаимодействия без общения. Аффективно-коммуникативная функция общения 2. Психологическое воздействие в процессе общения Воздействие всегда реализуется в общении, будь то ... 4 основных способа влияния: o убеждение; o внушение; o заражение; o подражание. Убеждение Внушение Степень внушаемости человека определяется уровнем развития его ...

Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Поэтому природа этих конфликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец поведения. Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

Анализ этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору) и т.д. Андреева Г. М. Указ.соч.С.210

Отличие внушения от подражания состоит в том, что при подражании достижение цели обеспечивается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа — основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет слово.

Невербальное воздействие. Данный вид воздействия опирается не на слова, а на понятные жесты, движения, мимику, выражение глаз, интонацию голоса. Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

* около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

  • невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

— * наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов — походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % — позы и жесты.

В ситуациях конфликтов одним из способов оказания психологического воздействия является демонстрация сторонами отношения друг к другу. При этом демонстрироваться могут (а в ситуациях конфликтов именно так и происходит) не те отношения, которые реально существуют, а те, которые требуется продемонстрировать в данной ситуации, чтобы добиться необходимых изменений в психике и поведении партнера по общению. Диапазон демонстрируемых в этих ситуациях отношений достаточно широк.

4 стр., 1601 слов

Правила этикета в Интернете

... Этикет в локальных компьютерных сетях Во многих организациях правила поведения пользователя в локальных сетях устанавливаются в форме инструкций или официальных правил. Немало организаций, в которых каких-либо правил и ... второе правило: 2.Следуйте в Сети тем же правилам, которым вы следуете в реальной жизни. Нарушение законов человеческого общения, моральных правил или норм общественной жизни Сети, ...

Но полагается возможным в основу практических рекомендаций по использованию средств невербальной коммуникации в деятельности сотрудника ОВД положить шкалу, крайними полюсами которой будут позитивное (положительное) и негативное (отрицательное) отношения. В этом случае, в центре этой условной шкалы будет равнодушное (безразличное) отношение, демонстрация которого так же способна оказывать психологическое воздействие. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников ОВД в ситуации конфликтов. — М.,2000.С.123.

Демонстрация отношений является настолько тонким инструментом психологического воздействия, что разделить и жестко привязать невербальные средства демонстрации позитивного отношения к ситуациям установления психологического контакта, а средства демонстрации негативного отношения к ситуациям конфликтов — невозможно. В реальном процессе взаимодействия сотрудника и допрашиваемого и при установлении психологического контакта, и в ходе психологического противоборства используются средства демонстрации как положительного, так и отрицательного отношения. Специфическое отличие заключается лишь в том, что в этих ситуациях прослеживаются разные тенденции: при установлении психологического контакта демонстрируется положительное отношение к человеку, а отрицательное — к его действиям, поступкам и т. п. В ситуациях конфликтного взаимодействия проявляется противоположная тенденция.

В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).

В оказании психологического воздействия на допрашиваемого невербальные средства общения могут использоваться для повышения убедительности высказываний сотрудника ОВД. Кроме того, как правило, те невербальные сигналы, которые выражают положительное отношение, вполне соответствуют для преобразования межличностных отношений. Выражение уважения и доверия к допрашиваемому при помощи невербальных средств может эффективно влиять на его поведение, в особенности, если допрашиваемый открыто противится влиянию и воздействию сотрудника. Поэтому использование невербальных средств общения повышает эффективность деятельности сотрудника в ситуациях конфликтов. Доронин Д.Ф., Егоров Ю.В., Суродин В.И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: курс лекций. — М., 2000.

Эмоциональное воздействие. Эмоциональное воздействие на личность, достигается с помощью таких приемов, как одобрение, похвала, положительная оценка, индивидуальное поощрение, огорчение, упрек, возмущение, ирония. В каждом отдельном случае нужно учитывать отношение к этим приемам. Главное — чтобы они не оставляли его равнодушным.

2 стр., 922 слов

Психологические особенности общения

... национально-психологических особенностей, обуславливающих специфику функционирования психических процессов и состояний, общения, взаимодействия и взаимоотношений представителей конкретных этнических общностей. Список литературы [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/referat/psihologicheskie-osobennosti-obscheniya/ Дорошенко В.В. (МОСУ) Психологические особенности общения.

Рациональное воздействие. В его основе находятся различные вербальные (словесно-логические) средства и приемы, имеющие цель сформировать конкретное эмоциональное состояние посредством воздействия на подсознательную сферу. Наиболее типичным средством для рационального воздействия является внушение. Рациональное воздействие на личность осуществляется с помощью различных вербальных (речевых) средств и приемов, которые имеют цель сформировать профессиональные, нравственные, социальные, правовые знания.

Для успешного рационального воздействия необходимо: знать уровень интеллекта воспитуемого и какая информация ему нужна, владеть словом и уметь ясно изложить мысль. Информация, сообщаемая одному подчиненному, должна быть точной, ясной, краткой и профессионально правильной.

Достичь более высоких результатов устного воздействия на личность возможно с помощью теории аргументирования т.е.:

  • оперировать простыми, достоверными, точными и убедительными понятиями;
  • учитывать темперамент подчиненного и разъяснять отдельные положения с помощью ярких аргументов;
  • учитывать мотивы и ценностные ориентации, признавать его интересы и употреблять терминологию, которая близка и понятна ему;
  • вместо назидательных фраз употреблять наиболее приемлемые, например: «Вы сможете убедиться в том, что…»;»Вы сможете добиться…»;»У вас должно получиться…» и т.п.;
  • широко применять наглядные средства, которые всегда повышают внимание и активность собеседника.

Это могут быть фотографии, рисунки, схемы, книги и т.д.;

  • избегать обострений и открытой критики в свой адрес;
  • опровергать факты и доводы сотрудников с помощью цифровых примеров, контраргументов, удачных сравнений, преувеличений, юмора и др.

Волевое воздействие. Волевое воздействие состоит в использовании различных средств и приемов, заставляющих воспитуемого выполнять требования воспитателя. В зависимости от индивидуальных особенностей подчиненного воспитатель применяет специальные задания и поручения, упражнения и контроль, критику и принуждение.

Специальные задания обычно реализуются на основе знания положительных качеств воспитуемого. Приобщая его к активной деятельности, воспитатель открывает перед ним путь к увлечению интересным делом, которое позволит ему избавиться от недостатков. Виды специальных заданий весьма разнообразны. Служебные задания даются при выполнении служебных обязанностей: при несении внутренней и караульной служб, на хозяйственных работах.

Индивидуальные поручения имеют цель вовлечь воспитуемого в активную деятельность и на этой основе развивать его положительные качества. Поручение не приказ, и оно выполняется добровольно. Поэтому оно должно быть целесообразным и эмоционально привлекательным.

3.Методы установления благоприятных взаимоотношений с объектом воздействия

Прием создания исходных благоприятных психологический условий для решения задач общения. Необходимо строить общение в спокойной, деловой обстановке, при желании разговаривать между собой и достигать взаимопонимания и договоренностей. Романов В.В. Юридическая психология: учебник .- М. : Юристь, 1998.С.124-130.

4 стр., 1525 слов

Сущность и методы воздействия психологических методов на человека

... методов воздействия психологических методов на человека. В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования: определить сущность психологических методов; рассмотреть классификацию психологических методов; изучить понятие «психологическое воздействие»; выявить основные методы психологического воздействия. ... методов психологии. Основными преимуществами данного метода ...

Правило благоприятных исходных обстановочных условий общения. Предпочтителен разговор двое-на-двое, при отсутствии посторонних (если привлечение других юристов для помощи заранее не просчитано).

Позиция, когда юрист сидит за своим столом, а пришедший — на стуле перед ним, подчеркивает статусные и ролевые различия. Если люди сидят рядом в креслах, возникает чувство разговора на равных, неформальности, доверительности.

Правило оказания благоприятного впечатления на собеседника. Внешний вид юриста должен быть опрятным, его лицо должно выражать спокойствие, уверенность в себе и внимательность, расположение к вошедшему. Это впечатление усиливается, если юрист вежливо здоровается с гражданином, выходит ему навстречу или встает, здоровается при необходимости за руку, вежливо приглашает сесть и рассказать, что беспокоит посетителя. Бывает выгодным выглядеть простым, «своим», а бывает — иметь имидж официального представителя власти.

Прием развития благоприятной психологической атмосферы в ходе общения. Удачное создание исходных благоприятных психологических условий задет тон общению. Однако начальный успех надо развивать и быть юристом-психологом дальше, до конца.

Правило авторитета, справедливости и доброжелательности представителя власти. Юрист — не частное лицо, а представитель власти, работник правовой сферы. Ему следует помнить, что в общении с гражданами он представляет не себя, а государственный аппарат, власть, закон, и быть внимательным, справедливым. Хорошему началу общения способствует доброжелательное и спокойное выражение лица, улыбка, радушное обращение.

В ходе общения, приема правилом юриста выступает стремление максимально актуализировать (проявлять) свои коммуникативные умения и способности: быть общительным, уметь налаживать и тактично направлять разговор; стремиться слушать и устанавливать психологический контакт.

Правило диалогичности, разговаривания собеседника. Активно говорящего можно легче и лучше понять, получить необходимую для решения вопроса информацию, проследить, какую позицию он займет, какую линию и тактику разговора начнет проводить. Для этого наряду с предложением высказаться юристу не стоит вначале сразу затрагивать болезненные и сложные вопросы, иначе партнер может замкнуться в себе. Лучше дать ему несколько успокоиться.

Можно для начала обосновать приглашение гражданина в правоохранительный орган, задать вежливые и ничего не значащие вопросы: «Как добрались до нас?», «Вы прямо с работы?», «Расскажите, пожалуйста, немножко о себе: где работаете? где живете? какая семья?» и пр. Ведь любого человека это, так или иначе, волнует и вызывает вопросы.

Правило внимания к собеседнику и к тому, что он говорит. Всем своим видом — позой, выражением лица и глаз, голосом — выражать готовность объективно разобраться и помочь. Недопустимо заниматься чем-то другим, отвлекаться на телефонные разговоры, демонстрировать торопливость и желание побыстрее расстаться с заявителем, поглядывать все время на часы.

Правило активного слушания и поддержания речевой активности гражданина: слушать, изучать, понимать, оценивать. Высказываясь, человек не просто сообщает, но всегда и ведет себя по отношению к юристу и предмету разговора. Слушать поэтому надо не только слова, но человека, стремиться понять, что он хочет и не хочет сказать.

3 стр., 1020 слов

Социально-психологический тренинг общения как форма оказания ...

... цели. Целью данной курсовой работы является изучение возможности применения социально-психологического тренинга общения как формы оказания психологической помощи и ... Л. С. Мальцев в своей книге «Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению ... нового "Я". [7;44] В отечественной психологии кризис, как психологический феномен, рассматривается обычно в трех значениях: ...

Правильна позиция активного слушания, которая реализуется:

  • наклоном тела в сторону говорящего;
  • выражением, визуальным контактом, мимикой, глазами позиции «Я весь внимание»;
  • реагированием всеми невербальными способами на содержание излагаемого говорящим: жестами, изменением формы бровей, сужением и расширением глаз, движениями губ, челюстей, положением головы, тела: «понимаю», «Да что Вы?!», «Представляю, что Вы чувствовали!» и пр.;
  • стимулированием подробного изложения: «Не понял. Уточните это», «Расскажите детальнее» и пр.;
  • резюмированием с предложением подтвердить правильность или внести уточнение: «Я Вас понял так…

Правильно?», «Вывод из ваших слов я делаю такой…».

Правило сдерживания эмоций. В атмосфере эмоций логические рассуждения и доводы утрачивают свою силу и никакого вопроса решить нельзя. К юристу люди по своей инициативе обращаются тогда, когда их что-то сильно волнует и возмущает. Проявление чувств при рассказе об этом, о своей обиде, гневе, естественно, эмоционально, пресечь это нельзя, да и не надо. Бывает полезно выждать некоторое время и дать человеку «разрядиться», свободно «излить душу». При совместном же рассмотрении существа вопроса, разъяснениях, принятии решений эмоции надо сдерживать, показывая пример собеседнику.

Заключение

Проблема психологического воздействия является одной из актуальных проблем современной психологии. Важность и актуальность разработки этой проблемы на современном этапе развития психологической науки определяется, прежде всего, тем, что получаемые при этом результаты имеют непосредственный практический выход и могут быть использованы в различных сферах производства и управления, деятельности и общения — всюду, где возникает задача воздействия па поведение человека или группы (в педагогике, медицине, спорте, на производстве и т. п.).

Изучение факторов, опосредующих эффективность психологического воздействия,— один из наиболее интересных вопросов в общей проблеме психологического воздействия. Среди факторов, обусловливающих успешность психологического воздействия, выделяют следующие: субъект психологического воздействия, содержание психологического воздействия, правильный отбор средств и методов психологического воздействия и, наконец, объект психологического воздействия. Таким образом, результативность психологического воздействия определяется тем, кто осуществляет психологического воздействия, какими средствами и методами при этом пользуется, каково конкретное содержание психологического воздействия и на кого оно направлено.

Если объектом психологического воздействия является индивид, а не группа, то изучение личности как одного из факторов, опосредующих успешность психологического воздействия, составит содержание еще одного — дифференциально-психологического аспекта проблемы психологического воздействия. В данном случае именно индивид выступает как совокупность воедино связанных внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Кроме того, практическое применение общепсихологических закономерностей психологического воздействия невозможно без изучения индивидуальных различий.

Эффективность любого воздействия при прочих равных условиях в значительной мере зависит от степени податливости индивида оказываемому на него воздействию. Это внушаемость индивида (при внушении), конформность (при групповом давлении) и т. п. По-видимому, податливость психологическому воздействию в каждом конкретном случае определяется не одним каким-либо свойством личности, а совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств.

Задача дифференциально-психологических исследований, их вклад в решение проблемы психологического воздействия и состоит в выяснении психологической природы податливости индивида психологическому воздействию, в выделении таких свойств индивида, от которых зависит успешность психологического воздействия.

Внушаемость — нормальное свойства человеческой психики, полное отсутствие которого граничит с патологией. На основе внушаемости человек получает возможность строить программу поведения с учетом не только личного опыта, но и пассивно воспринимаемого опыта других индивидов.

Воздействие на индивида психологических состояний других людей происходит в процессе общения при совместной деятельности.

Законы психологического воздействия имеют характер многозначных зависимостей. Анализ имеющихся материалов показывает зависимость психологического воздействия от ряда факторов, сложную детерминацию рассматриваемых феноменов. Выявленные в экспериментах детерминанты удалось свести в пять основных групп:

  • детерминанты, связанные с особенностями взаимовоздействующей пары и влиянием на них социального окружения;
  • детерминанты, связанные с целями, задачами и содержанием воздействия;
  • детерминанты, связанные со средствами и способами взаимовоздействия;
  • детерминанты, связанные с условиями психологического воздействия;
  • детерминанты, связанные с взаимопониманием и взаимоотношениями между участниками процесса.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskoe-vozdeystvie-na-prestupnikov/

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс. 2002.

2. Доронин Д.Ф., Егоров Ю.В., Суродин В.И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: курс лекций. — М., 2000.

3. Доронин Д.Ф., Егоров Ю.В., Суродин В.И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: курс лекций. — М., 2000.

4. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. Изд. 2-е. — Калуга-Обнинск-Москва. 1997.

5. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Ч. 2. — М., 1996.

6. Котова И., Савчук И., Журавскип В. (сост.).

Как осужденный может защитить свои права. — Серпухов, 1996.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1994.

8. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию.// Вопросы психологии.- 23 декабря 2003 г.

9. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников ОВД в ситуации конфликтов. — М.,2000.

10. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1991.

11. Пономарев В.Н. Как защититься, если Вы обвинены в совершении преступления// «Юридическая консультация» Вып. 4. — М., 1997.

12. Пушков В.Г. Специфика психологического воздействия в следственной практике. // Психологический журнал. Т. 18. — 1997. — №1.

13. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 2001.

14. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. — Симферополь, 1995

15. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно- розыскной деятельности. — М., 2001.

16. Юридические и психологические проблемы активизации памяти человека в раскрытии преступлений: Материалы научно-практического семинара. — Вологда, 1999.