Психологические особенности подросткового возраста

Эту работу писать достаточно трудно — о подростках написано столько, что если бы они об этом узнали, то, думаю, страшно гордились бы вниманием к себе взрослых. Тем вниманием, которого им так часто не хватает в жизни, где их считают «невыносимыми» и «трудными».

Трудно писать и потому, что иногда ощущаю собственный возраст как препятствие для эффективной оценки этого возраста и в тоже время наоборот — моя собственная взрослость помогает найти нужные слова для правильного формулирования возрастного периода.

Психологический возраст,

Подростковый период — период завершения детства, вырастание из него, переходный от детства к взрослости. Сформированная в учебной деятельности способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность.

Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. Это период полового созревания. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным.

Цель нашей работы заключается в раскрытии основных задач в подростковом возрасте:

  • необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построение мужской или женской «родовой» идентичности;
  • постепенный переход, к взрослой генитальной сексуальности характеризующийся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимоподовляющих влечений;
  • развитию способностей к абстрактному мышлению;
  • освобождение от родительской опеки;
  • постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обеих полов;
  • осознание временной протяженности собственного «Я» включающий детское прошлое и определяющий проекцию себя в будущее;

— осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности. Подростковый возраст открывается кризисом, по которому часто и весть период именуют «критическим», «переломным», хотя у современных подростков он не так остр, как принято считать.

14 стр., 6969 слов

Психологические особенности семейного воспитания

... подросткового возраста, в которой определяется самооценка подростка, поэтапно описывая каждый период развития. Но остается вопрос, который освещен поверхностно, какой стиль семейного воспитания приводит к какой особенности ... и состоит из листов. Глава 1. Семья как фактор воспитания 1.1 Психологические особенности семейного воспитания Воспитанию детей в семье всегда уделяется большое внимание, дети - ...

Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Так, «отцом подросткового возраста» принято называть С. Холла, поскольку именно он впервые в 1904 году предложил концепцию данного возраста.

С. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством — эпохой охоты и собирательства, и взрослым состоянием — эпохой развитой цивилизации.

В этой работе мы подробно остановимся на психологических особенностях подросткового возраста, особенностях психики и поведения подростков и кризисов перехода к юности, так как подростковый период достаточно сложный в виду полового созревания, внутреннего и внешнего интенсивного роста подростка.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

переходный от детства к взрослости.

потребности подростка

новообразование сознания,

До XVII—XVIII столетий подростковый возраст не выделялся как особый возрастной период, это относительно недавнее историческое образование. В XIX в. во многих странах было введено систематическое школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка и к отсрочке момента принятия им ролей, свойственных взрослому человеку. Границы и содержание подростничества тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества, с особенностями исторического времени, с общественной позицией подростков в мире взрослых и конкретными обстоятельствами жизни данного подростка.

Подростковый возраст как переходный в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе, где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания. Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо. Основные идеи, которые и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста, были изложены в труде С. Холла «Взросление». Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подростничества, периода бури и натиска. Он разработал содержательно-негативные характеристики данного этапа развития (трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость) и обозначил позитивное приобретение возраста — чувство индивидуальности .

маргиналъности

Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом и А. Фрейд. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой.

Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности.

16 стр., 7662 слов

Роль общения в развитии личности подростка

... влияния общения на психическое и личностное развитие подростка; Глава I . Теоретические подходы к проблеме изучения личности подростков 1.2 Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» ...

В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростничестве заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период нормальной патологии, подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка и для общающихся с ним взрослых. Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту).

Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок).

Отечественные психологи акцентируют внимание также на том негативном обстоятельстве, что в современном обществе нет подходящих для решения задач подросткового возраста «пространств», поэтому кризисные явления имеют тенденцию затягиваться.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте оставаться учебная, она сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть значимым — реализуется в сообществе сверстников .У подростков возможность широкого общения со сверстниками

Интимно-личное общение со

общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая,

Таким образом, интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения преобладает в том случае, если отсутствуют возможности осуществления социально значимой и социально одобряемой деятельности, упущены возможности педагогической организации общественно полезной деятельности подростков.

2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более

Реакция отказа., Реакция оппозиции, протеста., Реакция имитации., Реакция компенсации., Реакция гиперкомпенсации., Собственно подростковые, Реакция эмансипации., Реакция «отрицательной имитации»., Реакция группирования., Реакция увлечения (хобби-реакция) ., Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением

патологичности

стратегий или способов преодоления проблем и трудностей.

53 стр., 26349 слов

Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие ...

... работа по выявлению психологического состояния детей среднего дошкольного возраста. В третьей главе разрабатывается коррекционная программа по преодолению нарушений детско-родительских отношений, проводится диагностика психологического развития ... отношения в литературе практически нет. Вообще под понятием «отношение» в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает. В социальных ...

Конструктивные способы

  • достижение цели собственными силами;
  • обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем;
  • тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения;
  • изменение своего отношения к проблемной ситуации;
  • изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов.

Неконструктивные стратегии

  • формы психологической защиты — вплоть до вытеснения проблемы из сознания;
  • импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами;
  • агрессивные реакции.

Обычно считается, что в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых. Действительно, стремление противопоставить себя взрослому, резко выделить свою, особую позицию и свои права как независимого субъекта проявляются весьма отчетливо. Но современные данные говорят о том, что отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Подросток одновременно и настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослым, и по-прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке. Взрослый важен и значим для подростка, подросток способен на эмпатию по отношению ко взрослому, но протестует против сохранения в практике воспитания детских форм контроля, требований послушания, выраженной опеки. Хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями — типичное явление для подростничества, однако сила, частота, резкость проявлений во многом зависят от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является создание общности в их жизни, содержательных контактов, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего по инициативе взрослого.

Познавательное развитие в младшем подростковом возрасте.

Представленная выше идеальная модель того уровня психического и личностного развития, которого при благоприятных условиях (обучения и воспитания) должен достигнуть каждый подросток, реализуется далеко не всегда. Комплексное исследование, проведенное в средних и старших классах школы, показало, что достижения многих школьников весьма далеки от теоретически возможных. Реальные семиклассники имеют невысокий уровень общего психического развития. Познавательная потребность у них бедна и однообразна, преобладают занимательные и пассивные формы ее удовлетворения. Общекультурные интересы достаточно широки и неустойчивы. Школьники опираются на способы механического запоминания, недостаточно используя приемы смыслового запоминания. Они не владеют в достаточной мере интеллектуальными приемами и умениями (вербального анализа, обобщения, образного анализа и синтеза).

Теоретическое понятийное мышление развито слабо. Личностные особенности средних школьников свидетельствуют о низком уровне саморегуляции, о выраженной школьной тревожности, неуверенности в себе, эмоциональной усталости, несоответствии уровня притязаний возможностям учащихся. (Приложение 1).

Не умея и/или не желая учиться, не понимая необходимости этого, подросток тратит много времени и сил на домашние задания, испытывает перегрузку, отсутствие радости и отрицательные чувства к учению. Причины неуспеваемости в средних классах связаны с отсутствием адекватной мотивации учения, со смещением акцентов на формальные элементы учебной деятельности. Клеймо «неперспективных» , обвиняющая позиция учителей и самообвиняющая позиция детей довершают проблемность успешного обучения и интеллектуального развития в подростничестве.

12 стр., 5787 слов

Психология развития и возрастная психология как отрасль современной ...

... работе ставится задача отразить редкость любого возрастного времени. Рассматриваются противоречия на каждом возрастном этапе, уделяется интерес онтогенетическому формированию человека. Основное место при освещении любого возрастного времени, каждой стороны психического развития ...

Таким образом, решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти имеет организация и мотивация учебной деятельности в средних классах школы, содержание учебных программ, система методов подачи учебного материала и контроля за его усвоением.

3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И КРИЗИСЫ ПЕРЕХОДА К ЮНОСТИ

наиболее интенсивного личностного развития.

Л.С. Выготский выделял две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов. В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения. Отсюда внешне наблюдаемые отрицательные поведенческие особенности: снижение работоспособности, ухудшение успеваемости и навыков, грубость и повышенная раздражительность подростка, его недовольство самим собой и беспокойство. Позитивная фаза характеризуется зарождением новых интересов, более широких и глубоких. У подростка развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Обращенность подростка в будущее, еще очень туманное и неопределенное, реализуется в форме мечты, в создании некой воображаемой действительности. Л.С. Выготский считал проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он выделил несколько групп интересов (доминант) подростка:

эгоцентрическая доминанта

доминанта дали

доминанта усилия

доминанта романтики

постоянных (стержневых) личностных интересов,

  • подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе;
  • это поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение;

соответствовать представлению

социальная

интеллектуальная

подросткового эгоцентризма,

Биологическое созревание, гормональная перестройка — обязательная предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Изменение пропорций собственного тела и его функций привлекает к нему повышенное внимание подростка. Появляется выраженный интерес к своей внешности, чувствительность к малейшим признакам несоответствия тому представлению о «норме», которая сложилась у данного подростка. Типичная возрастная особенность — склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки.

Интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. Закрепляются особенности восприятия, интеллектуальной направленности, личностных установок, эмоциональной сферы, отличающие подростков — девочек от подростков — мальчиков. Так, для девочек характерны более выраженные эмоциональные восприимчивость и реактивность, более гибкое приспособление к конкретным обстоятельствам, большая конформность поведения, склонность апеллировать к суждениям взрослых, — более старших, к авторитету семьи, стремление опекать младших. У девочек значительно более высок и интерес к своей внешности. Специфика полового поведения выражается в сочетании кокетства с застенчивостью и стыдливостью. В повседневной деятельности девочки, как правило, более аккуратны, исполнительны и терпеливы, чем мальчики. В школе они лучше успевают по гуманитарным предметам. Мальчики больше интересуются областью отвлеченного (абстрактные явления, мировоззренческие проблемы, точные науки, систематизация предметов и явлений).

9 стр., 4321 слов

«Психология развития.Возрастная психология»

... психологии развития, поэтому можно использовать данные понятия как синонимы. Психология развития включает в себя несколько подразделов: пренатальная и перинатальная психология - изучает психическую жизнь ещё не рождённых и новорожденных детей; детская психология - изучает психическое развитие ...

Они менее конформны, чем девочки; более раскованны в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям. Поэтому в неблагоприятных средовых условиях у них легче возникает и труднее корригируется отрицательное отношение к школе. В сознании и поведении подростка значительную роль приобретают сексуальные интересы.

Я-концепция

самооценке,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог этой роботы, можно сказать следующее: хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет.

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря — неуравновешенность.

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;

2) Общение — специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.;

3) Общение — специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

12 стр., 5685 слов

Психология педагогического общения

... работы изучение психологии педагогического общения. Задачи исследования: .рассмотреть теоретические аспекты психолого-педагогического общения .выявить психолого-педагогическое общение в процессе профессиональной деятельности Структура работы, Глава 1. Теоретические аспекты психологии педагогического общения 1.1 Понятие о педагогическом общении Одной ...

КОНФОРМНОСТЬ — с

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

«чувство взрослости»

Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

Заметное развитие волевых качеств. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Направленность личности:

  • гуманистическая направленность — отношение подростка к себе и обществу положительны;
  • эгоистическая направленность — он сам является более значимым, чем общество;
  • депрессивная направленность — он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
  • суицидальная направленность — ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Таким образом, о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫ — крайний вариант нормы. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое — особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин).

С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta/

1. Байярд Р., Байлрд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. — 223 с.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995. — 345 с.

3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. М., 1967. — 325 с.

4. Выготский А.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. — 462 с.

5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

11 стр., 5238 слов

Психология характера

... определение характера сложилось в психологии во второй половине XX в., когда произошла дифференциация понятий, связанных с проблематикой личности, и были раз­ведены между собой понятия «личность», «характер» и «темперамент» ... людям. Мотивационные - это черты характера, от которых зави­сят активность и направленность поведения. Как правило, в качестве таких черт характера выступают те, которые одно­ ...

7. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1985. — 258 с.

8. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999. — 235 с.

9. Наш проблемный подросток / Под ред. Л. А. Регуша. СПб., 1998. — 248 с.

10. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987. — 326 с.

11. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. — 342 с.

12. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. Т. 1. — 498 с.

13. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с.

14. Цукерман Г.Л.,Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. — 267 с.

15. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

— М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

16. Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — 433 с.