Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях

  • психологический спасатель чрезвычайный подготовка
  • В связи с ростом количества и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф, одной из наиболее значимых профессий является деятельность спасателя. Сложность ее заключается в воздействии экстремальных факторов различного характера, многообразии трудовых задач, значительной физической и психологической нагрузке, что предполагает высокие требования к личности спасателя и, в частности, к его профессиональной мотивации.
  • В профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля трагические события превращаются в непрерывную цепочку стресс-факторов, связанных с различными ежедневными переживаниями: личной опасностью для жизни и здоровья, информационной перегрузкой в условиях дефицита времени, напряженным режимом труда, внезапностью возникновения экстремальной ситуации. Особо тяжелыми и разрушительными по своим последствиям для психики сотрудников МЧС России является гибель товарища по службе, смерть человека. Каждый пожар, катастрофа, каждый погибший человек, возвращает к мысли о своих близких, родных, детях. Способность сохранять спокойствие, умение принимать верные решения, контролировать свое поведение и целенаправленно действовать, даже в самых сложных условиях являются основными факторами выживания для сотрудников.

  • Профессия спасателя сопряжена с действием различных стрессогенных факторов. Неопределенность складывающейся обстановки, постоянное ожидание опасности, необходимость непрерывного логического и психологического анализа быстроменяющихся ситуаций, напряженная работа внимания, работа с человеческим горем оказывают мощное и неоднозначное влияние на психику человека, требует мобилизации всех его физических и психических возможностей для эффективного решения стоящих задач.
  • Спасатель выполняет свои профессиональные обязанности, находясь в постоянном контакте с людьми, находящимися в стрессовой ситуации, коллегами, часто с минимальным опытом работы, представителями взаимодействующих органов и служб. Подобные ситуации создают условия для возникновения напряженности, нарушения эмоционального равновесия. Все это зачастую приводит к рассеиванию внимания, переносу его на внутренние процессы и состояния, снижению боевой готовности к немедленному действию и негативно влияет на выполнение служебных задач. На сегодняшний день чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия оставляют после себя огромное количество пострадавших — физически, материально, психологически.
  • Опыт проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ показывает, что при любой подготовке спасателей сил РСЧС, каким бы умелым не было руководство их действиями, спасатели не всегда выдерживают те психические нагрузки, которым они подвергаются.
    7 стр., 3362 слов

    Контрольная работа : «Человек в социальном измерении»

    ... б. – «4» 13– 9 б. – «3» менее 9 б. – «2» Контрольная работа по теме: «Человек в социальном измерении». 6 класс 2 –вариант Чаcть I. (выберите один правильный ответ- 1 балл. Итого ... 10 баллов) 1. Основные отличия человека от животного: 1) забота о потомстве 2) ...

    Масштабы психогенных потерь сотрудников МЧС России вследствие действия психотравмирующих факторов (последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий) превышают объем их физических потерь.

  • способствовать быстрой адаптации спасателей к обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;
  • формирование у спасателей представлений о характере подготовки и проведения АСДНР;
  • формирование у спасателей психологической устойчивости для работы в экстремальных условиях;
  • развитие у личного состава спасательных формирований устойчивых навыков владения спасательной техникой и инструментом в различных видах ЛСДНР;
  • формирование и развитие профессионально важных качеств у спасателей;
  • оказание психологической поддержки спасателям во время работы в экстремальных условиях (при отсутствии психологов и медиков);
  • восстанавливать нарушенные психические функции во время проведения аварийно- спасательных работ и после их окончания

2. Психологическая подготовка спасателей как основа для формирования психологической устойчивости

В результате психологической подготовки у сотрудников МЧС России заблаговременно, еще в ходе повседневной деятельности, должна быть сформулирована психологическая устойчивость (подготовленность), то есть система психологических качеств, определяющих потенциальную возможность спасателей преодолевать трудности и успешно проводить аварийно-спасательные работы.

Непосредственно перед выполнением поставленной задачи в процессе психологической подготовки у сотрудников МЧС России должно быть сформировано состояние психологической готовности, то есть настроенности и мобилизованности психики на преодоление предстоящих трудностей служебной деятельности, обеспечивающих успешность достижения цели.

В процессе обучения формируются и закаляются необходимые для успешного оказания помощи пострадавшим морально-волевые качества и чувства (мужество, стойкость, смелость, решительность, инициативность, готовность к выполнению задач, чувство коллективизма), активизируются мотивационные установки; посредством накопления соответствующих знаний формируются представления о той или иной чрезвычайной ситуации, происходит закрепление навыков и умений способствует развитию психологической готовности, устойчивости и др.

Создание моделей чрезвычайных ситуаций

Эффективность проводимой работы во многом зависит от того, на сколько пунктуально будут соблюдаться принципы психологического моделирования обстановки проведения спасательных работ (адекватность психических состоянии и действий условиям проведения аварийно-спасательных работ), а также профессионально-тактической обусловленностью содержания психологической подготовки решаемыми задачами в различных частях и подразделениях спасательных воинских формирований, от степени обеспечения безопасности действий в ходе выполнения упражнений и тренировок. Кроме того, важно соблюдать психологическое соответствие учебных и служебных задач, проблемность создаваемых учебных ситуаций.

3 стр., 1314 слов

Психологические аспекты работы с кадрами

... внутренних коммуникаций для создания благоприятного психологического климата, для слаженной работы команды. Целями таких коммуникаций являются: ... специалистов. Их надо искать (проводить маркетинг кадров), привлекать и поощрять. Необходимо использовать различные тестирования, ... признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов с целью дальнейшего их стимулирования, проводить популяризацию ...

Главная цель моделирования — создание психической напряженности в интересах формирования у спасателей умений и навыков эффективно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций. Практика показывает, что целесообразно для этого использовать следующие приемы:

  • Создание условий внезапности, неопределенности, дефицита информации и времени, высокого темпа действий или монотонности, дискомфорта, необходимости совмещать несколько видов деятельности одновременно и других психогенных факторов, требующих ответственности, решительности и риска при принятии решений;
  • Воздействие криками, воплями, стонами;
  • Использование тошнотворных и других резких, неприятных запахов;
  • Имитация результатов землетрясений и др. путем размещения на нем муляжей трупов, разрушенных объектов, техники и др.;
  • Требование действовать быстрее, постоянно докладывать об обстановке;
  • Проведение занятий в неблагоприятных погодных условиях, продолжительные действия без сна;
  • Совершение длительных маршей в сложных условиях;
  • Введение отказов в действии техники и приборов;
  • Широкое применение инженерных заграждений;

3. Психологическая модель чрезвычайной ситуации

Передовой опыт показывает, что психологическая модель чрезвычайной ситуации создается путем:

  • Использования различных средств имитации (учебные имитаторы, дымовые шашки, ракеты (сигнальные), огнесмеси и т.д.);
  • трансляция записи стонов, воплей и др.;

— Создания пожаров, макетов разрушенных зданий, размещения поврежденной техники, создания всевозможных инженерных заграждений и препятствий, проволочных и малозаметных заграждений, рвов, ловушек, завалов, баррикад, разрушенных участков дорог и мостов и др.

Осуществляя различные композиции вышеперечисленных средств в зависимости от решаемых задач, психолог совместно с руководителями и командирами может осознанно вводить в процесс учебной деятельности различные психологические факторы, способные вызывать как позитивную активность спасателя, так и отрицательные психические явления. Так, создание угрозы для жизни сотрудников МЧС России сопровождается действием фактора опасности, реальным огневым воздействием, фактором неопределенности, дефицитом информации и др.

Умелое, продуманное введение в учебный процесс указанных факторов позволяет реально смоделировать отдельные элементы проведения аварийно-спасательных работ, а, следовательно, решать задачи психологической подготовки.

4. Специальная психологическая подготовка спасателей

Специальная психологическая подготовка предусматривает выработку у личного состава психологической готовности и устойчивости при подготовке к конкретным видам аварийно-спасательных и других неотложных работ. Она осуществляется путем формирования высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самооблада-ние в опасных для жизни ситуациях, готовности к решительным коллективным и одиночным действиям. Специальная психологическая подготовка осуществляется в процессе учебы, проведения специальных психофизических тренировок.

5 стр., 2437 слов

По экстремальной психологии : Психологическая характеристика ...

... психология – отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для ...

Постоянное пребывание спасателей в ситуациях опасности, актуализация необходимых психических качеств личности формирует многочисленные модели поведения в условиях ЧС. Личный состав должен владеть простейшими приемами разрядки напряженности, психической саморегуляции и волевой мобилизации, восстановления психических и физических сил, снятие угнетающего воздействия возможных неудач.

Специальная психологическая подготовка предполагает:

  • Адаптацию психики спасателя к факторам обстановки ЧС
  • Формирование способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам ЧС.
  • Приобретение опыта действий в экстремальных, опасных ситуациях и выработку на этой основе психологической устойчивости.
  • Формирование навыков психологической адаптации и реадаптации для стимуляции психических познавательных процессов и состояний.
  • Выполнение задач в условиях дефицита времени.
  • Необходимость принятия самостоятельных ответственных решений в экстремальных условиях и т. д.

Исследование профессионально-психологических особенностей деятельности спасателей в чрезвычайных ситуациях. Психологическая подготовка как основа для формирования психологической устойчивости. Обзор требований к уровню психологических знаний спасателей.

дипломная работа