По педагогике «Проблемы профориентации в школе»

Одним из важнейших направлений деятельности общеобразовательных учреждений является профориентационная работа с учениками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка, подготовке подростка к взрослой жизни.

Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.

На современном этапе определены основные требования к подготовке учащихся в общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технологического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности (руководитель Б.А. Федоришин, Киев); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Москва); (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А. Климов, Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Киров; Н.К. Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М. Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш. Шадиев, Ташкент; П.А. Шавир, Тюмень; Н.Н. Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П. Шевченко, Луганск).

19 стр., 9178 слов

«Экологическое воспитание младших школьников» учащихся по экологии

... психологические аспекты взаимодействия школьников с природой. В разрабатываемой Тарасовым Л.В, модели "Экология и диалектика" материализуется идея экологического воспитания детей на основе формирования ... примерами взаимодействия с окружающей средой, которые преподносит детям внеурочное время; - между специфическим для младшего школьного возраста наглядным, предметным восприятием окружающего ...

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Несмотря на то, что в школах создают профильные классы, начиная с 8 класса(а это среднее звено), проблему профориентации решить все же не могут, т.к. профильные классы или только с химическим уклоном, (а хочет ли в нем учиться ученик или нет, порой, никого не интересует), или экономические, а остальные — гуманитарные, куда в основном тоже отправляют не по желанию и способностям, а всех слабых. Хотя попытки дифференциации предпринимаются, но чаще всего образовательные учреждения выполняют предписания свыше, а не желание и способности самого ученика.

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов – профориентаторов.

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии.

Так какие особенности профориентационной работы с учениками среднего звена способствуют формированию целей профессионального самоопределения, самопознания и т.д.? Это мы и постараемся исследовать в данной работе.

Объект: профориентационная работа с учениками средних классов.

Предмет: особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях с учениками средних классов.

Цель: определить отличительные особенности работы в общеобразовательных учреждениях с учениками средних классов по их профессиональной ориентации.

Задачи: 1. Исследовать понятие профориентации и сложности профессионального самоопределения.

22 стр., 10576 слов

Профориентационная работа с подростками и студентами

... профессии, и только затем – должной и возможной профориентационной работе с подростками и студентами. Целью своего реферата я поставил изучение направлений профориентацинной работы с подростками и студентами, выявление особенностей профориентационной работы ... работе школьных и вузовских психологов, окружных служб профориентации, использоваться преподавателями в воспитательной работе. ... ученика ... классах), ...

2. Рассмотреть модель системы профориентационной работы в школе.

3. Исследовать различные направления в общеобразовательных учреждениях профориентационную деятельность с учениками средних классов.

4. Определить значимость навыков самоопределения, самопознания и самооценивание собственных способностей.

5. Исследовать психологическое сопровождение в профориентационной деятельности с учениками средних классов.

Методологическая база.

Моя работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава I . Понятие профориентации, сложности профессионального самоопределения и система профориентационной работы в школе

1.1 Понятие профориентации

Само возникновение профессиональной ориентации связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии.

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Каждый человек при выборе профессии руководствуется разными принципами: кому-то посоветовали родители, кто-то пошел учиться вместе с товарищем, подругой, кто-то выбрал популярную, модную профессию.

Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями.

Существует формула выбора профессии, которая состоит из трех следующих друг за другом факторов :

1-й фактор включает в себя профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой: «ЧТО Я ХОЧУ» . И если мы выпишем список профессий, которые нам интересны, и мы хотели бы освоить, этот список бы получился очень длинным. Но одного «хочу» в выборе профессии мало. Вступает в действие уже 2-й фактор.

2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности. Кто-то из вас склонен к активной деятельности, а кому-то нравиться выполнять работу, требующую внимания, усидчивости. Здесь же необходимо учитывать уровень ваших знаний и личные способности, осведомленность в разных областях деятельности, уровень интеллектуального развития. Большое значение при выборе профессии имеет и материальное состояние семьи. Второй фактор можно назвать одной фразой, «ЧТО Я МОГУ». И если список профессий, который вы написали, приведя в соответствие с вашими интересами, мы будем редактировать в соответствии с вашими возможностями, он станет более кратким, но более реальным.

25 стр., 12115 слов

«Формирование ранней профориентации младших школьников в ...

... профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, ... человека и общества, установку на выбор профессии, развить интерес к трудовой деятельности. Ведущей для ребенка ... трудовой деятельности, под влиянием комплекса факторов социальной среды. У школьников младших ...

3-й фактор включает в себя специфику регионального рынка труда, спрос на данную профессию, а также возможность построения профессиональной карьеры, в том числе, освоения смежных специальностей. Этот фактор можно назвать одной фразой: «ЧТО НАДО». Из отредактированного списка мы начинаем выбирать те профессии, которые нужны на рынке труда и дают человеку больше возможностей в построении профессиональной карьеры (профессиональный постоянный рост по вертикали – начинает с низкой должности и в дальнейшем переходит на более высокие и ответственные должности, например, рабочий, мастер, бригадир, начальник смены и т. д. Или по горизонтали, когда человек на рабочем месте осваивает широкий спектр смежных специальностей и совершенствует свое мастерство, например техник-строитель может освоить еще специальности на рабочем месте: бетонщик, каменщик, плиточник, мозаичник и т.д.).

После изучения материалов и различной литературы цель профориентации можно свести к тому, чтобы помочь в выборе профессии, т.е. разобраться в себе, а так же узнать свои интересы, склонности, личностные качества, индивидуальные особенности, особенности здоровья, востребованность профессий на рынке труда и с учетом этого найти такой вид деятельности, где будет возможным успешно себя применить.

Профориентационная работа в учебном процессе реализуется через следующие формы: специальный курс по выбору профессии; урок; факультативы; предметные кружки; научное общество учащихся; олимпиады, конкурсы; тематические вечера; работа групп консультантов по предметам; тематические газеты по предметам.

Давно известно, что большое влияние на профориентацию оказывают профессионально-волевые качества. Изучая историю профориентации можно сделать выводы, что профессионально-волевые качества прогрессируют и меняются, как и всё в нашем мире. Относительно профессионально-волевых качеств меняются и их приоритеты. На первое место выходят такие качества, как предприимчивость, инициативность, умение быстро осваивать новые знания. Главным же является умение найти и внести в профессиональную деятельность свой личностный смысл, готовность постоянного развития себя. Перед профориентационными работниками стоит задача воспитать человека, который способен познать себя, опираясь на свои сильные стороны, уметь подать себя, человека с высоким уровнем интеллектуальных способностей и творческим мышлением, умеющего осознанно и самостоятельно ставить перед собой цели. Научить выбирать оптимальный путь ее достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из временных неудач и возникающих трудностей и брать на себя ответственность за свои поступки.

Профессиональное самоопределение и профориентационная деятельность это сложный и длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных оснований и этот процесс не может быть сведен к одномоментному акту выбора профессии. Чтобы профессиональная ориентация в школе дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

14 стр., 6550 слов

Организация военно-патриотического воспитания учащихся через ...

... 1. СУЩНОСТЬ ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания, Военно-патриотическое воспитание, Цель работы по военно-патриотическому воспитанию Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: ¨ утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов ...

1.2 Сложности профессионального самоопределения

Процесс профессионального самоопределения это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у ученика способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

Главная (идеальная) цель

Выбирая из множества профессий, надо, во-первых, четко представлять себе, что школьник хочет от профессии (мотивы выбора).

  • каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать?

  • какая заработная плата его устроит?

  • какой образ жизни он хочет вести?

  • сколько времени и сил он сможет отдать освоению этой профессии?

Второе условие выбора профессии – учет своих способностей.

И третье условие – важно знать содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе.

Большое внимание в работе с родителями уделяется тому, что родители должны предостеречь своих детей от неправильного выбора профессии, к которому могут привести 2 причины :

Во-первых, искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратное представление об условиях работы, оплате труда и т. д.).

Во-вторых, искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков, особенностей и т. д.).

Также следует обратить внимание на факторы, влияющие на результаты самоопределения и приводящие школьника к неправильному выбору профессии :

  • Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в океане профессий.

  • Предрассудки чести. Некоторые важные для общества профессии, почему-то считают занятием недостойным, неприличным.

  • Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

  • Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Таким профессия артиста может привлекать тем, с какой легкостью он создает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Но за этой легкостью стоит напряженный, длительный, будничный труд.

    13 стр., 6041 слов

    Выбор профессии и профессиональные интересы у старшеклассников

    ... в психологии традиционно представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности и адаптации по изучению ... учащиеся старших классов (11 класса), в количестве 24 человек. Гипотеза исследования: существует соответствие между выбором профессии и профессиональными интересами у старшеклассников. В целях исследования профессиональных интересов ...

  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).

  • Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Практически все профессии непрерывно меняют свой облик.

  • Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).

  • Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

  • Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.

Но помимо причин и факторов, которые могут привести к неправильному выбору профессии, школьники попадают в ситуации трудности выбора профессии:

  • когда школьник осознает необходимость своевременности выбора профессии, но не знает вообще что хочет;

  • когда школьник выбирает среди нескольких альтернативных путей карьеры;

  • когда имеются внешние и внутренние препятствия для планирования профессионального будущего;

  • самое главное для школьника – выбрать профессию так, чтобы работа его в будущем была успешна и приносила ему удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо.

Ко всем причинам, факторам, ситуациям сложности выбора профессий можно добавить и следующие характеристики общества, оказывающие огромное влияние на профессиональное и личностное самоопределение:

  1. Стандартность идеалов и ценностей, предполагающих «единую шкалу для жизненного успеха». В современном мире это, прежде всего, деньги, престиж, известность.

  2. Недопустимость иных вариантов счастья. Например, если какой-то человек, восприняв ещё в школе ценности «массового общества», всю свою жизнь посвятил накоплению денег, приобретению модных вещей и т. д. и вдруг обнаруживает, что кто-то, не имея всего этого, намного счастливее, чем он, то он естественно захочет доказать именно свое право на большее счастье. В итоге оформляется целая система воздействия на тех, кто счастлив не так, как «положено».

    5 стр., 2153 слов

    Профессия социальный работник и его профессиональная деятельность

    Одним из представителей профессиональной деятельности типа «человек-человек» является профессия социального работника. Профессия «социальный работник» введена в Российской Федерации в 1991 год. В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на ...

  3. Цинизм «массового общества». Часто стандартные, перечеркивающие личностную уникальность, ориентации, рекламируются на фоне престижных рассуждений о «личностном росте», «самоактуализации» и других понятий ничего общего не имеющих с ценностями массового общества. Но в том-то и парадокс ситуации, что обыватели очень любят, когда всё обставлено «благородно».

При профориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическое сопровождение профориентации, поскольку очень важно то, киками методами и формами работы будет осуществляться деятельность профориентационной группы.

Наиболее весомое влияние на профессиональную ориентацию учащихся оказывает школа. Поэтому школа ставит перед собой определенные цели и задачи по работе в этом направлении.

Общая цель школы по профориентации учащихся – подготовка их к сознательному, обоснованному выбору профессий, а задачи школы – это:

  • формирование у учащихся системы знаний о мире профессий (чем шире информационная основа, тем меньше ошибок в формировании жизненных планов учащихся);

  • изучение личности учащихся с целью управления формированием этой личности, ее профессиональных планов;

  • развитие интересов и склонностей, учащихся к различным видам профессиональной деятельности;

  • воспитание у учащихся стремлений к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию с целью формирования профессионально-значимых качеств личности;

  • формирование профессиональной направленности.

1.3 Система профориентационной работы в школе

Система профориентационной работы в школе – это целостная, структурированная и в то же время динамичная система, состоящая из отдельных элементов, которые тесно связаны между собой: это различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения, учитывающие возрастные особенности учащихся.

Система профессиональной ориентации состоит из нескольких объектов, которыми являются учреждения образования, предприятия и организации, заинтересованные в профориентационной работе, а субъектами являются школьники, учащаяся молодежь.

Основные направления профориентационной работы в целостной системе:

Профессиональное просвещение – предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильности выбора одной из них, воспитание положительного отношения и различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений. (Профессиональное просвещение включает в себя профессиональную информацию определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование о способах и условиях овладения ими, так же профпросвещение включает в себя пропаганду общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность экономики региона).

17 стр., 8376 слов

Курсовая работа профессиональный стандарт педагога психолога

... профессиональной деятельности педагога; обосновать рекомендации по внедрению профессионального стандарта в школе. Объект исследования – деятельность педагога. Предмет исследования – профессиональный стандарт как инструмент повышения качества работы педагога. При написании курсовой работы, ... видов педагогической деятельности, определяя его нравственную основу. Ведь выбор профессии педагога неизменно ...

Профессиональная консультация – имеет целью установление соответствия индивидуальных, психологических и личностных качеств соответствующих специфическим требованиям той или иной профессии. Виды консультаций: справочные, диагностические, методические.

Профессиональный отбор – проводится с целью выявления пригодности человека к конкретному виду деятельности.

Социально-профессиональная адаптация – представляет собой активный процесс приспособления молодых людей к производству, к новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Что бы иметь представление о системе профориентационной работы в школе в целом, ее модель представлена в приложении № 1.

В связи с возрастными особенностями человека профессиональное самоопределение проходит несколько этапов, и поэтому работу по руководству его профессиональным самоопределением в учреждениях образования необходимо осуществлять на следующих этапах:

  1. Пропевдетический (1–3 (4) кл.)

  2. Поисково – зондирующего (5–7 кл.)

3. Период развития профессионального самосознания и уточнения социально – профессионального статуса (8–11 кл.)

Следуя теме курсовой, подробнее остановимся на втором этапе.

, период развития профессионального самопознания.

На этом этапе у школьников происходит формирование профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Характеризуется изменением социальной позиции школьника, стремлением занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со сверстниками и взрослыми, а также разнообразием и разбросанностью интересов.

Цель профориентационной работы в младшем подростковом возрасте – перейти от общей ориентации на виды профессиональной деятельности, к выявлению первых профессиональных предпочтений.

Формы и методы работы:

  • знакомство с миром профессий через посещения выставок, музеев, тех учреждений и мероприятий, где можно увидеть высокий уровень профессионализма, творческие способности человека;

встречи-беседы с родителями об их профессиях;

  • кружки по интересам;
  • выявление интересов с помощью анкетирования, карты интересов, ДДО и др.;
  • профориентационные игры.

Период развития профессионального самосознания (8 9 кл.) направлен на развитие личности, расширение кругозора, представлений о профессиях.

15 стр., 7245 слов

Выпускная работа : «Досуговая деятельность детей дошкольного ...

... развития дошкольников, в совместных досугах; 1. Особенности организации досуга детей дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность является ... детскую библиотеку и др.), рисунков и коллективных творческих работ («Семейные увлечения», «Как я провел выходные дни», ... временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне ( ...

На этом этапе идет формирование личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях, реальными возможностями.

Цель этого этапа – формирование информационной основы выбора профессии (понятие о типологии профессий, стратегии их выбора, знания о мире профессионального труда); формирование первичных системных представлений о самом себе, своих свойствах и качествах, т. е. установки на самопознание и самооценку; включение учащихся в активную «пробу сил».

Формы и методы работы:

изучение интересов и склонностей с точки зрения их глубины и устойчивости;

  • определение интеллектуальных и специальных способностей;
  • измерение психофизиологических параметров, что позволит подростку лучше знать свои физические возможности и соотнести их с противопоказаниями к определённым профессиям;

информация о мире профессий;

  • работа над личностной сферой, составление психологической характеристики, дающей знание о себе и своих возможностях, с целью осознанного выбора будущей профессии;

проведение различных тренингов.

Профессиональное самоопределение как сложный и длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных оснований не может быть сведен к одномоментному акту выбора профессии. Существует разнообразие форм и методов профессионального самоопределения, разных на каждом этапе, при обязательном учете возрастных особенностей учащихся.

Чтобы профессиональная ориентация в школе дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать.

Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждениях.

Глава II . Профориентационная деятельность в общеобразовательных учреждениях с учениками средних классов

2.1 Формирование у учеников средних классов навыков целеполагания и мотивов самоопределения

На сегодняшний день выпускники общеобразовательных школ сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у учащихся. В ходе работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности. У многих учащихся обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность. Все эти навыки должны откладываться еще в средних классах школы, поэтому необходимо активно работать с школьниками именно на начальных этапах профессиональной направленности.

Формирование таких навыков целеполагания включает в себя два составляющих:

а) Актуализация и структурирование учебных и профессиональных целей учащихся;

б) Обучение навыкам постановки целей

В жизни человека представления о близком и далеком будущем играют такую же важную роль. Будет ли человек натыкаться на неожиданные препятствия, находится в подвешенном состоянии или стоять на распутье выбора, зависит от четкости, ясности выбранной цели и подробного и обоснованного плана ее достижения.

Цель играет в жизни человека решающую роль. Если, поставив себе цель, вы не получаете в конечном итоге удовлетворения – знайте: вы насилуете свою природу, приносите себе вред, идете не по правильному пути. И наоборот. Радость, которую вы испытываете от преодоления препятствий – это сигнал о том, что вы действуете в правильном направлении.

Вот почему главное в жизни – уметь правильно выбрать цель, направить на ее достижение волю.

Что же такое цель?

Цель – это образ желаемого результата, специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта, качественная цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но в отличие от мечты она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения.

Самый важный шаг – постановка целей. Если удастся сосредоточиться на цели, гораздо легче отыскать пути к ее достижению. Это важно как в жизни вообще, так и в профессиональной деятельности тем более.

Существует два вида целей:

  • Глобальные цели, то есть те, которые вы рассчитываете достичь через продолжительный период времени.

  • Текущие цели, то есть те, для достижения которых вы принимаете конкретные решения.

Наряду с навыками целеполагания необходимо формирование и мотивов профессионального самоопределения.

В данном вопросе хотелось бы

Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл. Эти мотивы называются смыслообразующими . Другие, сосуществующие с ними и исполняющие роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных, аффективных, – лишены смыслообразующей функции. Условно их называют мотивами-стимулами .

Формирование мотивации имеет два механизма:

Первый из них заключается в том, что сложившиеся или специально организованные воспитателем (педагогом) условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх» .

Второй процесс (механизм

Один из самых удивительных парадоксов развивающейся личности состоит в своеобразном преодолении неодинаковости времени. Побуждение (цель, стремление, потребность, идеал) фиксирует желательное будущее состояние действительности, которого еще нет в наличии .

Существует понятие «внутренняя мотивация» – это потребность в чувстве уверенности в своих силах и намерениях. На внутреннюю мотивацию влияют следующие условия или ситуации: 1) внутренняя мотивация снижается при переходе причин (условий, событий), вызвавших эту мотивацию, от внутренних к внешним; 2) внутренняя мотивация увеличивается с усилением уверенности человека в своих силах; 3) положительная обратная связь (одобрение или похвала) усиливает внутреннюю мотивацию у мужчин и снижает у женщин, ибо контролирующий аспект положительной обратной связи играет для женщин большую роль, чем для мужчин.

Далее введем понятие «профессиональная мотивация» – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все за и против, плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую).

По теме курсовой мы будем рассматривать структуры профессиональных мотивов на этапе формирования профессиональной направленности. Важно отметить существование ряда психологических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его ценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень сильна мотивация «выбрать профессию», способствующую реализации личности.

Иногда не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья и это может быть единственное место, на которое их приняли или о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным.

Даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становится все более трудной задачей, поскольку само общество становится все более сложным. Если подросток не поймет, какой вид деятельности для него является самым подходящим, какая работа принесет ему наибольшее удовлетворение, в чем он сможет реализовать себя, профессиональная неосуществимость отразится еще большей неудачей в развитии его собственной индивидуальности. В некотором смысле это означает неудачу в жизни.

2.2 Критерии и характеристики сформированности готовности к профессиональному самоопределению

Говоря о профессиональном самоопределении и выборе профессии учеников 5– 9 классов, следует отметить существование определенных критериев и их характеристик сформированности у школьников готовности к профессиональному самоопределению. Проявлениями критериев сформированности готовности к профессиональному самоопределению школьников являются:

  • когнитивный – степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о возможности получения консультации у специалистов профориентаторов о путях необходимого образования, местах работы: степени информированности учащихся об общих профессионально важных качеств и специальных данной профессиональной сфере.

  • мотивационно-потребностный – характер мотивации и активности учащихся; осознание личной и общественной значимости будущей профессии; связь интересов с ценностными ориентациями; интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.

  • деятельносто-практический – способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии; владение основными приемами работы.

Характеристики сформированности критериев профессионального самоопределения у школьников приведены в приложении № 2, таблице № 1.

Доказано, что существует прямая связь между критериями профессиональной готовности и самообразованием, самопознанием, самореализацией (блоки стратегий профессионального самоопределения).

Так, например, при самопознании самого себя у школьника проявляется мотивационно-потребностный критерий сформированности готовности к профессиональному самоопределению, так же при этом сочетании проявляются определенные показатели результативности (эти и другие примеры приведены в приложении № 2, таблица № 2).

2.3 Психологическое сопровождение профориентации

Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные профконсультации.

Для профессиональной диагностики личности учащегося используются следующие методы и формы работы:

1. Наблюдение. Оно может быть непосредственным

2. Анализ документов и результатов деятельности:

личные дела;

итоги медицинских обследований;

классные журналы;

творческие сочинения, изделия и т. д.

3. Анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах, в семье. Подведение итогов реализации жизненных планов выпускников школ.

Метод анкетирования

Беседы-интервью . Для них должна быть характерна тематическая направленность. Они могут проводиться как с самими учащимися, так с учителями, классными руководителями, завучами, директорами школ, родителями и т. д.

Педагогический эксперимент, Метод сравнения

По результатам

Различают следующие виды консультаций:

  • справочные , в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;

  • диагностические , направлены на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;

  • медицинские , имеющие целью выявление состояния здоровья учащегося, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии и др.

Из вышеизложенного можно сделать выводы о том, что профориентационная деятельность включает в себя большую и трудоемкую работу. Она складывается из многих составляющих:

1. Навыки целеполагания и мотивы самоопределения являются первоначальной стадией формирующие структуру учебных и профессиональных целей учащихся, самоопределение же систематизируют действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, а так же и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии.

2. Раскрытие сложностей профессионального самоопределения и введение понятия о значении саморегуляции в профвыборе влияют на более внимательное и углубленное изучение всего материала касающегося профессиональной ориентации.

3. Психологическое сопровождение профориентации как конечный результат всех проведенных мероприятий, которые показывают итоговый результат по проведенной работе.

Все эти пункты как раз и составляют особенности профориентационной работы, что мы и исследовали в данной курсовой.

Заключение

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать.

Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Педагог должен стремиться сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждениях

Профориентационная работа со школьниками среднего звена не может быть каким-то отдельным направлением, она проводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работой школы. Профориентационная работа является интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.

В подростковом возрасте, как правило, формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей сформировать устойчивый и осознанный интерес ученика к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует проявляющееся уже в подростковом возрасте психологическое новообразование – потребность в профессиональном самоопределении.

Осуществляя задачи профориентации в работе с учениками средних классов, необходимо оказывать помощь в выявлении профессиональных склонностей учащихся и вовлечении каждого ученика в различные формы внеклассной работы по развитию интересов, обеспечивать активное участие учащихся в школьных мероприятиях по подготовке к сознательному выбору профессии.

Основное содержание профориентационной работы с учениками средних классов составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.

Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Список использованной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/proforientatsionnaya-rabota-v-obrazovatelnom-uchrejdenii/

  1. Белова И. А., Французова Л. Я. О проблемах профориентационной работы в школе.// Социс.- 2000.-№ 5.- с.103-106.

  2. Вахрушева И. Н. Профилизация обучения: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи// Учебно-методическое пособие. Казань: Татаро-американский региональный институт, 2007.-203 с.

  3. Воропаев Н. Профориентационная работа среди школьников// Наука и школа: ежемесячный научно-методический журнал.-Институт непрерывного педагогического образования г. Набрежные Челны.-2007.-№8.-55-57 с.

  4. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка.-СПб.: Респекс, 1996.- 426 с.

  5. Гусева А.С., Иглин В.А., Лытов Б.В. и др.; под общ. ред. Е.В. Охотского. Служебная карьера . — М.: Изд-во Экономика, 1998. — 302с.

  6. Гуткин М.С., Микальченко Г.Ф., Прудило А.В., и др. под ред. С.Н. Чистяковой. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. — М., 1997. — 191с.

  7. Зиганшина Н. А. Совет на всю жизнь: О помощи школьникам в выборе профессии// Массовый профессиональный иллюстрированный журнал. Акционерное общество «Книга и бизнес».-2003.-№7.-с.55

  8. Ильина И. В. Кем быть? Каким быть?// Массовый профессиональный иллюстрированный журнал. Акционерное общество «Книга и бизнес».-2008.-№ 2.-с.57-59

  9. Карнаух Ю.А. Групповое занятие с элементами тренинга «Формирование навыков целеполагания» для учащихся 9–11 классов общеобразовательной школы.– Омск: ООЦПО, 2007.- 325 с.

  10. Климов Г.А. Психология профессионального самоопределения.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-512 с.

  11. Кондрат Е. И. Профессиональное самоопределение подростков с антисоциальным поведением: Вопросы обучения и воспитания// Педагогика: Научно-теоретический журнал. Российская Академия образования.-2004.-№3.-С.45-48.

  12. .Крюкова Е.П. Методы и формы профориентационной работы в школе.– Омск: ООЦПО, 2009.- с.234

  13. Курбацкая Т.Б. Своеобразие современных систем профессиональной ориентации//Материалы республиканской научно-практической конференции в Набережных Челнах. -Казань, 2006.-С 116-118.

  14. Курнешова Л.Е. Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей: новые подходы и перспективы.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1999.-216 с.

  15. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии . – М.: Флинта, 1998.- с.184

  16. Пономаренко А. Влиять на ситуацию можно и нужно// Человек и труд.-2004.-№5.-С.11-14.

  17. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

  18. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – Москва: Просвещение, 2007.-с.156

  19. Савина О.О. Специфика профориентационного консультирования при выборе учащимися индивидуальной образовательной траектории//Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: Сборник научных трудов.-Казань, 2009, С.95-98

  20. Степаненков Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. — Минск: Университетское, 2010. — 168с.

Приложение № 1

Модель системы профориентационной работы в школе

Основная школа (5–9) классы

Цель: Ознакомить с реальными возможностями выбора профессии, научить умению принимать решение., Помочь в профессиональном самоопределении. Подготовить к вхождению в самостоятельную жизнь., Приложение № 2

Характеристика критериев сформированности у школьников среднего звена готовности к профессиональному самоопределению (Таблица № 1).

Критерии и показатели результативности готовности школьников к профессиональному самоопределению (Таблица № 2).

Знания о вариативных путях профессионального самоопределения (первоначальное решение, наличие ориентировочной программы действий, запасной вариант решения, самостоятельность мониторинга и коррекции).

Самопознание

Мотивационно-потребностный

  • Положительно окрашенное отношение к профессиональной карьере (социальная значимость, престиж, материальная и личностная ценность).

  • Адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения (самостоятельность, уверенность в себе, положительная «Я концепция», стремление к преодолению трудностей).

  • Творческое отношение к деятельности, способствующей профессиональному самоопределению.

  • Оценочные суждения своих действий на разных этапах деятельности, оценка оригинальных вариантов решений, их достоинств и недостатков.

Самореализация

Деятельно-практический

  • Способность к самореализации, пробе сил.

  • Ориентация на творчество (креативность), творческое самовыражение, оригинальность, стремление к освоению новых технологий, способов деятельности.

  • Способность найти профессионалов-консультантов, помощников (среди педагогов, психологов, родителей, знакомых, друзей и др.).

  • Способность к самосовершенствованию (самоанализу, самообразованию, саморегуляции).