Проблемы гуманизма в современной философии

Эссе: «Проблемы гуманизма в современной философии»

Гуманизм в философии – это тип мировоззрения, где в центре стоит человек со своими поступками и достижениями, мечтами и желаниями, поведением и отношениями. Личность человека провозглашается самоценной. Во главе угла ставятся человеческое достоинство и свобода вне зависимости от социальной роли. Завет гуманизма впервые в развернутом виде представлен эпохой Возрождения.

Здесь важно то, что первична именно человеческая, а не божественная сущность. Важны права человеческой личности, вытекающие из позитивного и научного понимания природы человеческих отношений, а не из сомнительных религиозных установлений и заповедей.

К атеизму примыкал и Фрейд. Исследуя «психический генезис» религиозных представлений, он настаивал на их иллюзорном характере, объявлял религию «коллективным неврозом навязчивости», возникающим на почве беспомощности человека перед противостоящими ему силами природы, собственными импульсами и влечениями, не контролируемыми разумом. Налагая запрет на инакомыслие, религия, как считал Фрейд, ведет к интеллектуальному застою, ослабляет умственный потенциал человечества.

В XX веке в относительно спокойное развитие естественнонаучной антропологии вторглась философия, заявившая свои права на постановку проблемы человека. Она поставила под сомнение уже добытые знания, отрицала научно-натуралистический подход и объективистские методы исследования и вынесла на обсуждение вопрос о сущности человека, об уникальности его положения в бытии.

Возникшая в начале XX века философская антропология была ориентирована на «идею человека». И в том, и в другом направлениях антропологии не существовало ответа на вопрос о биологических, исторических, социальных и культурных различиях людей. Значит, представители обоих направлений не могли прийти к общему мнению относительно критериев, позволяющих выделить человека среди других живых существ.

3 стр., 1236 слов

Проблема гуманизма в философии

... философии. 2001. № 6. С.176-184. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. С.316. См. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. ... исследования. Русский гуманизм очень живо реагировал и реагирует на самые острые социальные проблемы, в чем и выражается его социальная ... в этой широте и слышен «зов бытия», о котором писал М. Хайдеггер. Возможно, что для религиозного человека – это зов ...

Поиск сокровенной тайны человека, о необходимости которого заявила философская антропология начала XX века, должен был подкрепляться конкретно-научными естественными и гуманитарными программами изучения человека.

Иначе антропология превратилась бы в науку без человека, как это произошло с «психологией без души», а философия осталась бы проповедью идеала, оказывающегося позади человека как культурного, социального и исторического существа. Вряд ли можно спорить с тем, что человек — это такое существо, которое имеет представление о самом себе и строит свою жизнь в соответствии с ним.

В это время возникают течения философии по-разному трактующие гуманизм и бытие человека.

Экзистенциализм, или философия существования , анализирует условия человеческого существования, бытия, особенное внимание, обращая на «пограничные» условия жизни человека в кризисных ситуациях и жестких испытаниях. Это антропологический поворот философии к человеку, его внутреннему миру.

Э кзистенциализм пытается защитить человека в бездушном технизированном мире с его рациональной расчетливостью, где обесценивается личная жизнь человека, теряют значимость такие стороны жизни человека, как радость, печаль, отчаяние и надежда, восхищение и страх.

Философия жизни — иррационалистическое направление, сложившееся на рубеже XIX и XX вв. Его возникновение было связано с быстрым развитием биологии, психологии и других наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. бытие – это статичное состояние. Жизнь – это движение, становление. Жизнь как поток неуловима рассудочными методами познания.

4 стр., 1910 слов

Классическая и неклассическая философия

... реферата является анализ классической и неклассической философии. Актуальность классической и неклассической философии ... человека. Специфичность, многообразие субъективных проявлений человека, полагали они, не «схватывается» методами разума, науки. В противовес рационализму стали развивать неклассическую философию, в которой в качестве первичной реальности стали представлять жизнь (философия жизни), ...

Каковы тенденции изменения человека в условиях современной цивилизации?

В центре философии должен быть человек . Его бытие есть непосредственно данная реальность, через которую мы воспринимаем предметный мир и общество. Это бытие текуче, изменчиво, зыбко. Поэтому, чтобы сохранить себя в этом мире и устроить свою свободную жизнь, нужно понять себя, свой внутренний мир, свои возможности, способности, волю.

В повседневной жизни человек себя раскрывает через кризисные ситуации, Хайдеггер называет их пограничными. Это состояние борьбы и конфликта, чувства вины и страдания, но прежде всего – осознание конечности своего существования. «Решить, стоит ли жизнь того, чтоб ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии», — уверяет Камю в работе «Бунтующий человек». Причины кризисных ситуаций различные: болезнь, обида, война.

В таких случаях человек сталкивается с жестокостью внешнего мира и даже его враждебностью.

Познать себя помогает философия . По мнению Хайдеггера , человеческая жизнь имеет две стороны – сущность и существование. Сущность нельзя понять, наблюдая со стороны, её надо пережить, она всегда является неповторимым внутренним миром человека.

Экзистенциалисты подчеркнули ряд особенных черт существования человека в мире — это заброшенность, страх, тревога, забота, надежда.

Итак, в основе гуманизма, возникщего в период Возрождения, несомненно, стоит человек. Гуманизм связан с атеизмом, что привело в начале двадцатого столетия к зарождению новых теорий и философских систем, среди которых «философия жизни», экзистенциализм и другие. Эти течения подробно анализируют бытие человека, его гуманистические тенденции.

4 стр., 1943 слов

Человек и его бытие как проблема современной философии

... отличает человека от всех других феноменов жизни. 2. Проблемы человека и личности в современной философии Мы подходим к человеку с четырьмя разными его измерениями: биологическим, психическим, социальным и космическим. ... социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного ...

1 .Анисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека М. 1996

2. Агапов В.И. Проблемы философии. – Рязань. 1998.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: «Проспект», 1999.

4. Бахарев В.В. Структура личности и диалектика ее становления М. 1989.

5.Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009.

6. Горбачев В.Г.. Основы философии: Курс лекций. 2007.