» Экологическое воспитание младших школьников на основе средств народной педагогики»

Содержание скрыть

Актуальность проблемы исследования: история человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.

Проблема в том, что если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Мы считаем, что экологическое воспитание — самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Проблема экологического воспитания отражена в работах Плешакова А.А. [21] , Захлебного А.Н., Суравегиной И.Т. [ 8 ], Бодровой Л. А., [ 2], Авдусенко Л. В.[ 1 ] .

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что экологическое воспитание младших школьников очень актуально в наши дни и к данному вопросу стоит отнестись с особым вниманием.

Цель исследования:, Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования:, Задачи исследования

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «экологическое воспитание».

2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие экологическому воспитанию.

3. Проанализировать вариативные программы по окружающему миру с точки зрения экологического воспитания.

15 стр., 7267 слов

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

... методы работы способствуют воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования : процесс воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, а предмет: разнообразные формы и методы работы, способствующие воспитанию экологической культуры детей. Нами была поставлена цель исследования : выявить эффективность использования ...

4. Определить условия (формы, методы, приемы, способы) экологического воспитания младших школьников средствами народной педагогики.

5. Определить уровень сформированности экологических знаний младших школьников средствами народной педагогики.

6. Разработать рекомендации по экологическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики.

Методы исследования

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме экологического воспитания.

  1. Тестирование учащихся.

Практическая значимость заключается в том, что рекомендации и данные методики помогут учителям начальной школы осуществлять работу по экологическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики.

Новизна заключается в том, что учащиеся данного класса впервые диагностируются в исследовании.

§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» И «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня прошедшие красной нитью через педагогические учения нескольких столетий идеи природо- и культуроспособности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса (Коменский Я.А., Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци И.Г., Дистервег А. и другие).

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, но формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к себе, к знанию, к другому, к природе.

Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи углубить и расширить экологические знания; привить начальные экологические навыки и умения поведенческие.

С точки зрения Бодровой Л.А., экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения, а также в процессе внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию. Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика [ 2].

7 стр., 3491 слов

Адаптация человека к окружающей среде

... ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ Сказанное ранее дает возможность перейти к рассмотрению специфики поведения человека в среде. В социальной экологии обычно рассматриваются разные аспекты данной проблемы, описывается поведение человека в естественной среде, в искусственной среде в быту и ...

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог Сухомлинский В.А. [ 29] . Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, есть довольно интересная фигура – Плешаков А.А .

Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы с ней. Плешаков считает, что «усиление экологической направленности курса природоведения — это наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы…». И трудно с ним не согласится, ведь все основы воспитания и характера любого человека формируются с раннего детства, именно там закладываются основы всего, в том числе и основы экологической культуры [21] .

Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическое воспитание должно быть направлено на формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение [ 8 ].

В данной работе мы рассматриваем экологическую культуру младших школьников. Цель экологического воспитания – воспитание экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Бобылева Л.Д., Захлебный А.Н.) выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура, по мнению Захлебного А.Н. это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей. У Кондрашова Л. В. указывается, что экологическая культура – это совокупность экологических знаний, позитивного отношения к этим знаниям и реальная деятельности по охране окружающей среды.

Авдусенко Л. В. отмечает, что чаще всего понятие «экологическая культура» употребляется для характеристики уровня отношения человека к природе (идет речь о выработке экологического сознания, которое является регулятором всей деятельности и поведения людей).

Человек, который овладевает экологической культурой, осознает общие закономерности развития природы и общества, понимает, что природа – это первооснова становления и существования человека. Она относится к природе как к матери: считает ее своим родным домом, который нужно беречь и о котором нужно заботиться; всю свою деятельность подчиняет требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее загрязнения и разрушения. Один из основных показателей экологической культуры личности – реальный вклад в преодоление негативных влияний на природу [ 1 ] .

18 стр., 8847 слов

Основные цели, задачи и содержание экологического образования ...

... виды деятельности воспитывают экологическую культуру обучающихся. Экологическое образование предусматривает реализацию следующих целей: 1) Усиление экологической направленности в преподавании предметов. 2) Формирование ответственного отношения к окружающей среде. 3) Соблюдение нравственных и правовых принципов ...

Экологическая культура – сложное понятие, включающее в себя знание основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всех видах деятельности, стремление соотносить свою деятельность с состоянием и потребностями окружающей среды, чувство ответственности за окружающую человека среду и за состояние здоровья людей. Поэтому экологическая культура личности должна формироваться на основе понимания главных закономерностей развития экологических систем и уважения к самой жизни во всех ее проявлениях. Ведущим показателем наличия такой культуры может считаться социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей. Экологическая культура охватывает как интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно — волевые аспекты человеческой жизни, так и практику бытовой и профессиональной деятельности человека. Этот процесс направлен на формирование у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности. Развитие экологической культуры предусматривает, развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе [12].

экологическая воспитанность

Для изучения результатов и эффективности экологической культуры в системе школы наиболее объективными и реально измеряемыми показателями являются ведущие мотивы поведения детей, прочные знания о единстве природы, взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, высокоразвитые потребности в природе, высоко развитые потребности в приобретении экологических знаний; знания и выполнения норм и правил поведения в природе. Рассмотрим по каждому критерию показатели и уровни сформированности экологической культуры по Полещук Ю.А. (табл. 1).

Таблица 1

Критерии, показатели и уровни сформированно

экологической культуры

Показатели

Экологические знания о единстве природы

Знания о живой природе

Знания о неживой природе

Знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе

Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром

Соблюдение правил поведения в природе

Научные и нравственные суждения по экологическим вопросам

Знание причин загрязнения окружающей среды

Участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды

Внесение своего посильного вклада в охрану природы

Участие в природоохранных мероприятиях: подкормка птиц зимой, развешивание скворечников и т.д.

Забота о представителях животного и растительного мира

Высокий уровень, Средний уровень, Низкий уровень

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены понятия «экологическое воспитание» и «экологическая культура» Бодровой Л. А., Захлебный А.Н., Суравегина И.Т., определены компоненты экологической культуры, показатели сформированности экологической культуры (Полещук Ю.А).

9 стр., 4023 слов

» Воспитание экологической культуры у младших школьников»

... отдельные аспекты проблемы формирования основ экологической культуры детей: формирование бережного отношения к природе (Салеева Л.П., Соколова Н.Д.), нравственно-экологическое воспитание (Карпеев С.А., Южакова Т.П.), развитие экологической культуры личности младших школьников (Яковлева Е.В.), ознакомление младших школьников с окружающим ...

Изучив характеристики понятий «экологическое воспитание» и «экологическая культура» младших школьников, необходимо рассмотреть возрастные особенности младших школьников с точки зрения формирования экологической культуры.

§2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Экологическая культура

По мнению ученых-психологов и педагогов, младший школьный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия в целях экологического воспитания. «Процесс воспитания экологической культуры детской личности, – утверждает исследователь Р.И. Пазова, – объективно складывающиеся, формирующиеся в различные возрастные периоды отношения и взаимодействия ребенка с природой и социальной средой. У детей дошкольного и младшего школьного возраста эти отношения существуют на бессознательной основе. Мальчики и девочки безотчетно не отделяют себя от внешней среды, не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира. Они ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение, взаимовосприятие, взаимочувствование и даже взаимопонимание. Младшему школьнику легче установить сходства, чем найти различия. Именно они ведут к идентификации с собой (животному, растению больно, как мне).

Ребенок легче понимает то, что связано с ним, его чувствами, жизненными проявлениями и потребностями; он открыт для того, чтобы осознавать и присваивать экологические правила, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры, легко воспринимает правила игры и непосредственно закрепляет их в бессознательной сфере; способен овладевать экологической культурой как опытом нормального взаимодействия со средой», – делает вывод ученый [Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников [23 ].

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе [9 ].

5 стр., 2450 слов

«Формирование у младших школьников основ культуры здорового ...

... формирования у ребенка осознанного ценностного отношения к своему здоровью; определить наиболее эффективные современные формы и технологии воспитательной работы по формированию культуры ... профессиональной точкой зрения авторов. По определению БСЭ (Большая Советская Энциклопедия), "здоровье - ... 3. Учет возрастных особенностей младших школьников при формировании культуры здорового образа жизни ...

Младший школьный возраст, по мнению психологов является возрастом формирования личности, у младшего школьника начинает формироваться система мотивов, рождаются этические инстанции. Психологи и педагоги Зверев И.Д., Захлебный А.Н., Суравегина И.Т., Симонова Л.П., Соколова Н.Д. и др. едины во мнении, что начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения [8 ] и др.

Младший школьник в своем возрасте испытывает особый интерес к представителям животного и растительного мира, потребность их исследовать, «освоить» самостоятельно и непосредственно попробовать растение на вкус, рассмотреть внутреннее строение, потрогать листочки, шерстку животного и так далее. А значит, ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир на предметно-деятельной и эмоционально-чувственной основе, через прямые тактильные, визуальные и прочие рецепторные ощущения.

Сформированная в этот период наглядно-образная картина мира является важнейшим фактором развития экологической культуры личности ребенка. В связи с этим особую значимость имеет непосредственный контакт ребенка с представителями животного и растительного мира, опыт общения с природой, качественная сторона взаимодействия с окружающим миром. Интенсивность эмоционально-чувственного восприятия не снижается на протяжении всего возрастного периода, но к окончанию начальной школы начинает играть несколько иную роль: от «метода» взаимодействия с окружающим переходит в мотивационную сферу. То есть если для первоклассника восхищение красотой являлось самоцелью, то уже в третьем — четвертом классах — восхищение красотой растения — это мотив экологических действий (полить, расчесать, накормить, защитить и другое).

Стаценко В. и Петрова Г. рассматривают особенности младшего школьного возраста. По их мнению, младший школьный возраст — самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачек, в значительной степени опережающий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем выражающейся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру. Он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевать в своем мироощущении расстояние от «я — природа» до «я и природа». Проанализировав точки зрения таких психологов как Стаценко В. и Петрова Г. , мы выявили возрастные особенности младших школьников с точки зрения экологической культуры [ 27].

В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.

16 стр., 7867 слов

«Воспитание экологической культуры дошкольников» учебно-методический ...

... основ экологической культуры, экологического сознания. Объект исследования – экологическое воспитание старших дошкольников. Предмет исследования – особенности уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Целью курсовой работы является изучение особенностей экологического воспитания в детском саду. Задачами данной курсовой работы стали: ...

Общение с природой вызывает у них эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляются симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются щебетанию птиц, зеленой травке, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения.

Но в то же время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко. (ловят насекомых, разоряют птичьи гнезда и муравейники, рвут без нужды растения и цветы).

Иногда наносят вред не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.

Это говорит о сложности взаимоотношений – природа –дети. Очень важно приучить детей восхищенно-уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. Природа должна стать для каждого школьника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств [ 13].

Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе в данном возрасте принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретений знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.

Таким образом, в психолого-педагогической литературе рассматривается несколько подходов к определению возрастных особенностей младших школьников с точки зрения формирования экологической культуры.

Рассмотрев возрастные особенности младших школьников с точки зрения формирования экологической культуры, необходимо проанализировать содержания программ по предмету окружающий мир с точки зрения формирования экологической культуры.

§3. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) прописаны основные задачи реализации содержания, которые направлены на формирование у младших школьников экологической культуры. Осозна­ние ценности, целостности и много­образия окружающего мира, своего места в нем [30].

Внедрение нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС), предлагающий переосмысление парадигмальных основ общего образования, делает актуальным исследование возможностей формирования экологической культуры в условиях новой педагогической реальности.

Проанализируем содержание понятий об экологической культуре при изучении интегративного курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова в программе «Школа России [ 25].

Цель анализа программы – выявить условия, которые заложены в программе по формированию экологической культуры младших школьников.

Анализ рабочей программы по окружающему миру 1-4 ФГОС НОО «Школа России» А.А. Плешакова представлен в таблице 2.

11 стр., 5161 слов

Средства физической культуры для формирования у спортсменов функции ...

... средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека, которые используются человеком повсеместно. Одна из главных задач физического воспитания — формирование практических навыков применения естественных сил природы, для использования в самостоятельных занятиях физическими ...

Рассмотрим во втором случае рабочую программу по окружающему миру А. А. Плешакова [Рабочая программа по окружающему миру 1 -4 ФГОС. Школа России Плешаков

Таблица 2

Анализ рабочей программы по окружающему миру 1-4 классы, А.А. Плешакова «Школа России»

Раздел

Тема урока

Формируемые понятия, Характеристика деятельности учащихся

1

Ещё не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа).

Тема «Почему мы часто слышим слово «экология»?»

Целостный образ окружающего формируется через мозаику его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы (Что? Кто? Как? Почему? Зачем? и др.).

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной для них форме ответы на них.

Регулятивные УУД:, Учиться совместно с учителем обнаруживать и

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать, Работая по предложенному плану,, Познавательные УУД:, Ориентироваться, Делать предварительный отбор

Добыват ь новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать, Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других:

оформлять

Слушать и понимать речь других.

Выразительно

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

2

Раздел «Природа», Тема «Невидимые нити»

Важное место занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных).

Целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.

Регулятивные УУД:, Учиться совместно с учителем обнаруживать и

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать, Работая по предложенному плану,, Познавательные УУД:, Ориентироваться, Делать предварительный отбор

Добыват ь новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать, Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других:

оформлять

Слушать и понимать речь других.

Выразительно

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

22 стр., 10724 слов

«Воспитание культуры общения младшего школьника в различных ...

... по проблеме воспитания культуры общения младшего школьника; 2. Рассмотреть разнообразие видов деятельности младшего школьника, дать им характеристику; 3. Выделить возможности воспитания культуры общения младшего школьника разнообразными видами деятельности . 1. Теоретические основы культуры общения младшего школьника Различные аспекты культуры общения и процесса ее ...

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

3

Раздел «Как устроен мир», Продолжается знакомство с экологией, как наукой и с её ролью в сохранении нашего природного дома., Познавательные УУД:

предполагать

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

сравнивать

делать выводы

составлять

представлять информацию

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствие с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию;
  • отбирать источники информации для решения учебной задачи из предложенных учителем;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Раздел «Эта удивительная природа»., Темы «Что такое экология», «Экологическая безопасность», «Экономика и экология»

Последовательно рассматриваются природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.).

Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • критично относиться к своему мнению;
  • понимать точку зрения другого;
  • участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности).

    Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;

  • аргументировать свою точку зрения в данном вопросе по заданной теме;
  • выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

4

Раздел «Земля и человечество»

Предлагается посмотреть на мир с точки зрения эколога. При этом учащиеся в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представления об истоках современных экологических проблем.

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • определять цель, обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности, урока;
  • выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных;
  • планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера;
  • работать по плану, используя основные средства;
  • по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя;
  • по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять, сохранять их.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • использовать внешнюю речь для регулирования и контроля собственных действий;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Раздел «Природа России»

Знакомство детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете;
  • осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • отбирать необходимые источники информации: учебник, словарь, энциклопедия, средства ИКТ;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • устанавливать аналогии;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, устанавливать аналогии;
  • извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций;
  • анализировать и обобщать: факты, явления, простые понятия;
  • группировать факты и явления;
  • сравнивать факты и явления;
  • распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать причинно — следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • владеть рядом общих приемов решения задач;

создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ,

Коммуникативные УУД :

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые. средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • контролировать действия партнера;
  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  • владеть диалогической формой речи;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывая что партнер видит, а что нет;

корректно строить речь при решении коммуникативных задач/

Раздел «Родной край», Темы «Мир глазами эколога», «Как решать экологические проблемы».

Продолжение знакомства с природными сообществами, с охраной природы края, где живут учащиеся. В учебниках предусмотрено выявление учащимися экологических связей в окружающем мире, моделирование этих связей, применение знаний о них при объяснении необходимости бережного отношения природе.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете;

Коммуникативные УУД :

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые. средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • контролировать действия партнера;
  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Начиная с первого класса учащиеся учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной для них форме ответы на них.

Во втором классе в разделе «Природа» на тему «Невидимые нити» для учащихся раскрываются доступные пониманию экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.

В третьем классе в разделе «Как устроен мир» продолжается знакомство с экологией, как наукой и с её ролью в сохранении нашего природного дома.

В разделе «Это удивительная природа» по темам «Что такое экология», «Экологическая безопасность», «Экономика и экология» Последовательно рассматриваются природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.).

Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

В четвертом классе в разделе «Земля и человечество» предлагается посмотреть на мир с точки зрения эколога. При этом учащиеся в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представления об истоках современных экологических проблем.

В разделе «Природа России» проходит знакомство детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Раздел «Родной край»

В разделе «Родной край» по темам «Мир глазами эколога», «Как решать экологические проблемы» учащиеся продолжают знакомство с природными сообществами, с охраной природы края, где живут учащиеся. В учебниках предусмотрено выявление учащимися экологических связей в окружающем мире, моделирование этих связей, применение знаний о них при объяснении необходимости бережного отношения природе.

Таким образом, проанализировав содержание программы по предмету «Окружающий мир» с точки зрения формирования экологической культуры младших школьников, необходимо определить условия формирования экологической культуры младших школьников на основе средств народной педагогики.

§4. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В педагогической литературе рассматривалась содержательная суть формирования у учащихся экологической культуры: Астанкова Г. Д., Бодрова Л. А., Дикарева И. Г. и др. Однако, большая часть исследований ориентирована, в основном, на старший и средний школьный возраст. Между тем, вопрос экологического образования и воспитания младших школьников остается все еще мало разработанным, несмотря на значительный вклад, внесенный в работах Н. М. Верзилиной, И. Д. Зверева, И. Н. Пономаревой, Н. А. Рыкова и др. Анализ и обобщение мнений многих исследователей позволили уяснить основные компоненты экологической культуры: экологические знания и умения, экологическое сознание, экологическое поведение [6].

Успех формирования экологической культуры у младших школьников зависит от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.

1) включение во внеурочную деятельность материала с этно-культурным содержанием.

Для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был увлекательным, занимательным и познавательным, необходимо включать устное народное творчество, как средство формирования экологических знаний .

среды

детей

С древних времён повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, тёплой весны, красного лета, урожай осени. Приглашали выглянуть красное солнышко, зазывали птиц, и дождь, чтобы он напоил землю. Складывались в народе пословицы, поговорки, загадки, припевки, приметы о временах года. И в наше время, знакомство с природной мудростью, помогает детям быстрее запомнить времена и месяцы года, явления живой и неживой природы [15].

Как мы уже знаем, с экологической культурой учащиеся знакомятся уже с первого класса. Например, на окружающем мире, где учащиеся продолжают знакомиться с домашними и дикими животными, с зимующими и перелетными птицами можно использовать русские народные потешки, песенки: «Петушок, петушок», «Курочка моя», «Два весёлых гуся», «Синичка», «Воробей», «Ворон», «Летят сороки».

Ласковые, напевные слова потешек помогают решить экологические цели , делают восприятие детей ярче , вызывают у них любознательность.

Использование основных форм устного народного творчества, соединённое с живым восприятием природы , создаёт яркие представления у детей , развивает память, воспитывает интерес к наблюдениям. Знакомясь с поэтизированной природой, дети начинают понимать её красоту, у них воспитывается не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. Например, на уроках окружающего мира в разделах «Природа» и «Родной край» уместно использовать русские народные песни и попевки : «Солнышко», «Во сыром бору тропинка», «В тёмном лесе», «На зелёном лугу», «Уж ты сад», «Дождик», «Радуга», «Во поле берёза стояла»; заклички : «Дождик, дождик пуще», «Солнышко вёдрышко»; потешки : «Как на лугу, лугу», «Травка-муравка»; русские народные игры : «У медведя во бору», «Две тетери»; потешки : «Чики, чики, кички», «Ножки, ножки, куда вы бежите», «Ты, рябинушка раскудрявая», «Закатилось красно солнышко» [16].

Также в знакомстве с явлениями природы в разное время года целесообразно использовать пословицы и поговорки, например: «Зима завывает, да людей не пугает», «Лето для старанья, а зима – для гулянья», «В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт», «Первый гром весною – признак наступающего тепла»; русские народные песни попевки: «Как по лугу, лугу», «Ласточка, ласточка», «Весна, весна красная».

В темах «Мир глазами эколога», «Как решать экологические проблемы», «Охрана природы» можно

«Гори, гори ясно»

2) Опора на жизненный опыт ребенка (на семейные ценности, традиции)

Воспитание у учащихся экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть что рассказать своим детям и внукам, порой вызвать удивление и сожаление. В семье закладываются основы личности, формируется отношение к миру природы, развивается система ценностей, потребностей, интересов и привычек. В семье будущий гражданин получает основы экологического воспитания и впоследствии в течение всей жизни корректирует своё поведение, своё отношение к экологическим проблемам, опираясь на опыт семьи. Семья – хранительница и передатчик экологической культуры и традиций, которые существенно влияют на формирование стереотипов поведения. Отношение родителей к природе как в зеркале отражается в поведении детей [22].

семейными традициями

Своим примером родители утверждают здоровый образ жизни и демонстрируют нормы поведения в природе и обществе. Правила поведения в природе должны быть осознаны, прочувствованы, а многие и открыты младшими школьниками с помощью родителей. Они должны постепенно становиться их собственными убеждениями, а основные из правил перейти в простую и естественную привычку, подобно говорить «спасибо» и вытирать ноги перед входом в квартиру.

забота о живых организмах

экскурсий

Большое воспитательное значение имеют семейные походы , походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю. Здесь родители показывают, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к природным богатствам. Прививая детям экологические правила и формируя на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам, родители могут надеяться, что последующие поступки ребят не будут наносить вред природе. Огромная роль в формировании познавательных интересов и экологической культуры младших школьников принадлежит семейному чтению . Совместное чтение произведений о природе, жизни животных и растений даёт возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребёнка в беседу, обменяться мнениями и переживаниями. Для семейного чтения можно посоветовать произведения И. Тургенева, Н. Лескова, М. Пришвина, И. Бунина, Ф. Тютчева, Г. Скребицкого, К. Паустовского, В. Бианки, Е. Чарушина и др., раскрывающие перед читателем мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к ней [7].

совместные игры

Таким образом, благодаря влиянию взрослых членов семьи дети должны понять и научиться рационально использовать богатства природы и беречь её несравненную красоту, так как любовь и бережное отношение к природе отличают истинно культурного человека.

На каждом уроке использовать следующие методы: мультимедийные презентации, демонстрации отрывков фильмов, мультфильмов, аудиоматериалы (воспроизведение голосов животных и др.), а также разнообразные информационные ресурсы.

Одно из важных методических условий в формировании экологической культуры младших школьников — это

Практическая деятельность — одно из важнейших методических условий формирования экологической культуры средствами народной педагогики у детей младшего школьного возраста. Младшие школьники способны увлеченно выполнять задания после просмотра или чтения сказки на экологическую тему. Экологическая культура должна включать в себя бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

С целью развития экологических знаний и воспитания экологической культуры младших школьников помимо дополнительных занятий и факультативных курсов должны быть использованы различные формы и методы экологического образования и воспитания (индивидуальные и групповые беседы, консультации, диспуты, встречи за круглым столом, деловые игры, лекции, открытые занятия с приглашением родителей) [18].

Эффективными формами и методами экологической культуры средствами народной педагогики младших школьников считаются: наблюдения, опыты, практические работы, экскурсии и походы в природу, экологические рейды, выставки ученических работ, смотры-конкурсы, олимпиады, родительские конференции с участием ведущих ученых-экологов, учителей школ, родителей, педагогов и руководителей эколого-биологических центров, по направлениям: «Экология и охрана природы», «Экология и здоровье», «Человек и природа», «Береги природу» [6].

Главными из условий являются:

  • учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьниками;
  • усиление межпредметных связей;
  • реализация краеведческого подхода;
  • тесная связь с жизнью и трудом;
  • взаимосвязь учебной и внеклассной работы;
  • использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей;
  • формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами

Одними из немаловажных педагогических условий формирования экологической культуры младших школьников считается проведение педагогом разных видов деятельности во внеурочное время (внеклассная работа), которая по своему содержанию, форе организации, методам проведения очень разнообразна:

  • индивидуальная работа;
  • групповая работа;
  • массовые мероприятия.

Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома, сезонные наблюдения за изменениями в природе.

Групповая работа включает в себя:

— эпизодическая работа групп; для ее реализации необходим отбор и составление групп из детей, интересующихся исследуемой проблемой и проявляющих повышенный интерес и желание к участию в данном действии. Групповая работа наиболее успещно протекает в кружке.

Массовые мероприятия включают в себя:

  • привлечение к участию в общественно-полезной работе практически всех младших школьников.

К ним относят: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН.

В задачи экскурсий должно входить закрепление и уточнение знаний учащихся об осени как времени увядания природы, наблюдение за осенними изменениями в жизни растений и животных и воспитание бережного отношения к природе своего края с использованием загадок, пословиц, поговорок. После экскурсий окончательное закрепление знаний должно происходить на следующий день в классе. Учащимся можно предложить по плодам назвать растения, рассказать об осенних изменениях и явлениях в природе, раскрыть проблемы охраны природы.

Условия формирования экологической культуры младших школьников на основе средств народной педагогики представляют собой совокупность экологических идей, народных и нравственно-экологических понятий, интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой природоохранительной деятельности. Оно системно детерминировано и определяется многими факторами, в том числе достижениями народных знаний. Реализация системной дифференциации выдвигает определенные требования к учебным программам по формированию экологической культуры на основе средств народной педагогики.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении. П. П. Блонский писал, что есть старое, но удачное сравнение, в котором развитие ребенка сравнивается с ростом семени, а среда — с почвой, влагой и т. п. Как почва и влага для растения, так и благоприятная среда для развития ребенка имеет огромное значение: в плохой среде ребенок уродуется и чахнет. Но каждое семя требует своей почвы и той или иной влажности, и при уходе за растением надо считаться с тем, какое это семя, каковы законы его роста. И отношение растения, как всякого живого существа, к среде активно. Оно берет и усваивает из среды одно и не принимает другого. Оно само в свою очередь влияет на среду и создает ее. В несравнимо более активной форме то же делает ребенок [3].

§5. ПОДБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Цель исследования, Задачи исследования

  • Определить критерии и показатели и на их основе подобрать метод исследования, для определения уровня сформированности экологической культуры у младших школьников средствами народной педагогики.

  • Сформулировать рекомендации для педагогов и родителей по экологическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики.

Метод исследования

  • Тестирование учащихся.

19].

Таблица 2

Критерии и показатели сформированности экологической культуры

Знания о живой природе

Знания о неживой природе

Знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе

Тестирование учащихся

младших школьников

Опираясь на критерии Ю.А. Полещук [ 19 ] , м ы определили уровни сформированности экологической культуры младших школьников (см. табл. 3).

Таблица 3

Показатели уровня сформированности

экологической культуры младших школьников

Высокий уровень (23-17 баллов): у младших школьников сформированы прочные знания о единстве природы, взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе, высоко развиты потребности в природе, высоко развиты потребности в приобретении экологических знаний. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо

Средний уровень (16-10 баллов): у учащихся недостаточно сформированы знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе, недостаточно развиты потребности в приобретении экологических знаний. Дети не в полном объеме знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.

Низкий уровень (9 баллов и ниже): младшие школьники показывают незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Учащиеся не проявляют инициативу в решении экологических проблем. Дети не знают правил и норм поведения в природе.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

1. Тестирование учащихся (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Цель – определить уровень экологических знаний у учащихся по теме «Экология и я» (см. табл. 1).

За основу взяты тестовые задания, предложенные Ю. А. Полещук [19 ].

Высокий уровень –, Средний уровень -, Низкий уровень —

Таблица 4

Уровни сформированности экологической культуры младших школьников, Для статистической обработки данных производятся вычисления среднего арифметического по формуле:

М = F/ N*100%,

где М — среднее арифметическое,

F — количество учащихся данного уровня,

N — общее количество учащихся.

Оценка уровня сформированности экологической культуры младших школьников на констатирующем этапе эксперимента показаны в таблице 5.

Таблица 5, Уровни сформированности экологической культуры

у учащихся 2 класса

Количество детей

(чел)

Количество детей

(%)

Высокий

Средний

2. Тестирование учащихся (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Цель – определить уровень экологических знаний у учащихся (см. табл. 6).

За основу взята система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся по литературному чтению, разработанная Л.А. Ефросининой [26 ].

Высокий уровень (5 баллов) – если все задания выполнены верно., Средний уровень (4 балла) – если выполнены не менее 4 -ех заданий., Низкий уровень (от 3-ех до 2-ого баллов) – если выполнены не менее 2 -х заданий.

Таблица 6

Уровни сформированности

Таблица 7

Уровни сформированности экологической культуры средствами народной педагогики у учащихся 2 класса

Количество детей

(чел)

Количество детей

(%)

Высокий

Средний

Низкий

Данный метод исследования поможет педагогам, родителям в определении уровня сформированности экологической культуры младших школьников средствами народной педагогики.

Таким образом, в данном параграфе была подобрана методика для изучения экологических знаний у младших школьников средствами народной педагогики, которая поможет педагогам, родителям в выявлении сформированности экологической культуры младших школьников средствами народной педагогики.

§6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

После проведения диагностики, мною были разработаны рекомендации по экологической культуре младших школьников средствами народной педагогики:

1) Проведение открытых уроков, классных часов с использованием различных конкурсов.

На лучшие знания русских пословиц и поговорок о природе, викторин (например, викторина основанная на народных праздниках, связанных с природой), олимпиад, КВН направленных на формирование экологической культуры средствами народной педагогики.

2) Внеклассная работа.

Организация культурной творческой деятельности может быть в виде кружков народного фольклора, названной песни, названного танца, кружков умелые руки, где бы дети изучали бы древние ремесла и учились бы делать своими руками поделки из природного материала.

3) Экологическая экскурсия.

Учитель должен тщательно готовиться к экологической экскурсии и подготовить подробный план. Успех экологических экскурсий зависит от умения учителя строить свой рассказ, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь человека и природы опираясь на народную педагогику.

4) Учитель, ребенок и семья.

Результаты работы по формированию экологической культуры будут лучше, если будет проводиться слаженная работа с родителями. Родители должны активно участвовать в экологическом воспитании детей, использовать средства народной педагогики, которые были накоплены ими в течении жизни, передаваемые по наследству.

Необходимо с родителями проводить лектории, дискуссии, диспуты для расширения их кругозора в свете экологической культуры. Можно проводить совместные выезды за город с целью воспитания любви и бережного отношения к природе.

5) Проекты.

Проекты экологического образования в отношении учащихся школы как своего народа, так и разных национальностей. Эти проекты должны основываться на изучении фольклора, таких обычаев и традиций учеников разных национальностей, которые имеют экологическую направленность, т.е. на изучение национальных особенностей, их «отношений с Природой» [10].

Таким образом, используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, на доступном детям языке через пословицы, поговорки, сказки, и т.д. поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе на тему «Экологическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики» нами были решены следующие задачи:

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «экологическое воспитание» и «экологической культуры», рассмотрели понятия, методики различных авторов, в которой взяты за основу своей работы понятие «экологическая культура» и методику Ю.А. Полещук.

Во втором параграфе были определены возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию экологического воспитания, в котором мы узнали, что младший школьный возраст — самый ценный этап в развитии экологической культуры личности.

Проанализировав в третьем параграфе программу по окружающему миру с точки зрения экологического воспитания «Школа России» мной было выявлено, что в программе уделяется достаточное внимание экологической культуре младших школьников.

Далее были определены условия формирования экологической культуры младших школьников средствами народной педагогики.

Была подобрана методика для изучения экологических знаний у младших школьников средствами народной педагогики, которая поможет педагогам, родителям в выявлении сформированности экологической культуры младших школьников средствами народной педагогики.

В заключительном параграфе были разработаны рекомендации по формированию экологической культуры средствами народной педагогики.

Продолжить работу по формированию экологической культуры младших школьников средствами народной педагогики я планирую в дипломной работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/priroda-kak-faktor-narodnogo-vospitaniya/

1. Авдусенко Л. В. Виховання екологічної культури на уроках / Л. В. Авдусенко // Початкова школа.2008.№5.С. 3335.

2. Бекетова Т.И. Экологическое образование и воспитание учащихся // Начальная школа. 2014. №2. – С. 55 – 58.

3. Бекетова Т.И. Экологическое образование и воспитание учащихся // Начальная школа. 2014. №2. – С. 223 – 256.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология // Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.

5. Дустин К.Д. Курс окружающего мира и экологические проблемы современности // Учитель. 2014. № 2. С. 52 53.

6. Дикарева И. Г. Эффективность формирования экологической культуры школьников в процессе реализации педагогического проекта «Экологический год» [Текст] / И. Г. Дикарева, Г. Д. Астанкова // Молодой ученый. 2012. С. 52 53.

7. Жесткова Н.С. Проведение экскурсии в лес. Слово о словах // Начальная школа. – 2011. №7. С. 53.

8. Захлебный А.Н, Суравергина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М.: Просвещение, 2004. 422 с.

9. История педагогики / Под ред. М.В. Богуславского. М.: Гардарики, 2007. 432 с.

10. Камин А. Обучение через исследование // Пед. техника. 2006. – №2. С. 30

11. Квасцова Л.С., Фролова Н.А. О некоторых аспектах экологического образования школьников // Биология в школе. – 2013. №3. С. 64 67.

12. Коменский Я.А. Педагогическое наследие // Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. М., 1989. 468 с.

12. Миронов А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС: пос. для учителя // А.В. Миронов. М.: Баласс, 2012. 112 с.

13. Миронов А.В. Актуальные вопросы экологического образования // Начальная школа. 2013. №11. С. 36 40.

14. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе: учеб. пос. // А.В. Миронов. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 164 с.

15. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно — методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2003. 128 с.

16. Митрофанов В.В. Пословицы, поговорки, загадки. – М.: Современник, 1986. – 178 с.

17. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. зав-ий. М.: Академия, 2002. 336 с.

18. Остапенко В.В., Остапенко И.В. Формирование экологической культуры младших школьников. // Начальная школа. 2010. №2. С. 54.

19. Полещук Ю. А. Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности: [Электронный ресурс] / Ю. А. Полещук. Режим доступа : http: // www.wiki.iteach.ru/images /3/30/Методики 353. doc .

20. Плешаков АА. Окружающий мир: учеб. для общеобраз. учреждений / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011. – 234 с .

21. Плешаков Л. А. Экологические проблемы / Л. А. Плешаков // Начальная школа. 1991.

С. 2 – 8 .

22. Постникова Е.А. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. – М.: Просвещение, 1990. – 270 с.

23. Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014 . – С. 41- 49.

24. Рабочая программа по окружающему миру / Система развивающего обучения Л.В. Занкова, 2012. – 254 с.

25. Рабочая программа по окружающему миру 1 -4 ФГОС / Школа России. Плешаков . – 2012. – 234 с.

26. Рабочая программа «Литературное чтение» 1 — 4 классы / Ефросинина Л.А., Оморокова М. И. – М.: Вентана Граф , 2015. 274 с.

27. Стаценко В., Петрова Г. Некоторые подходы к формированию экологического воспитания младших школьников // Начальная школа. 2001. – С. 112 -114.

28. Степанова Н.А. Работа по экологии и краеведению // Начальная школа. – 2013. –

№2. – С. 38-41.

29. Cухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев // Радянская школа, 1972. – 248 с.

30. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (с изменениями на 1 февраля 2012 года).

Электронный ресурс. Режим доступа:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕСТ НА ТЕМУ «ЭКОЛОГИЯ И Я»

Ф. имя _____________

1. Нравится ли тебе отдыхать на природе?

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

2. Нельзя ловить диких животных и приносить их домой.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

3. Может ли человек существовать, чтобы не вредить живому вокруг?

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

4. Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных:

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

5. Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых:

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

6. На закрытых местах покров снега больше:

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

7. Утром и вечером солнце стоит низко над землей и дает мало тепла.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

8. Летом солнце стоит над землей высоко, а зимой — низко.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

9. Ветер — это движение воздуха.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

10. Ромашка, зверобой, подорожник, мята, шиповник — лекарственные растения.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

11. Весной в лесу нельзя шуметь, трогать гнезда и пугать птиц.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

12. Ласточки, журавли, грачи, утки, стрижи — перелетные птицы.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

13. Шпаки прилетают к нам с юга первыми.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

14. Утки и гуси не тонут потому, что их перья смазаны жиром и не промокают.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

15. Звери всякие важны — звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

16. Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

17. В рыхлую почву легче проникает вода и воздух.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

18. В красную книгу заносят животных, растения, насекомых численность, которых уменьшается.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

19. Леса называют «легкими» планеты.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

20. Мировой океан состоит из 5 океанов.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

21. На планете насчитывается 6 материков.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

22. На земле существует 3 расы.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

23. Дети тоже могут участвовать в охране природы.

1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.

За каждый правильный ответ анкеты — 1 балл.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест на выявление сформированности экологической культуры

младших школьников средствами народной педагогики

Ф. имя ___________

1. Прочти пословицу и найди ее продолжение

1) Своя земля… а) … год хорош

б) … и в горсти мила

г) … хлеба прибудет

2. Соотнеси загадку с отгадкой

а) Небо

б) Снег Синенька шубенька в) Лес

Весь мир накрыла.

3.Растения в сказках

Назовите сказку, в которой встречается овощ тыква.

2. «Репка»

3. «Мужик и медведь»

5. «Золушка»

6. «Дюймовочка»

7. «Царевна на горошине»

4. Волшебные превращения

Назовите сказку, в которой животное превращается в человека.

1. «Царевна-лягушка»

2. «Кот в сапогах»

3. «Иван-царевич и Серый волк»

5. Экология и сказки

Отгадайте сказку и выделите ее название.

Красна девица, грустна: 1) Снегурочка

Ей не нравится весна, 2) Морозко

Ей на солнце тяжко! 3) Два Мороза

Слезы льет бедняжка!