Средства физической культуры для формирования у спортсменов функции физического самовоспитания. Часть

Страницы: 2 3


1.3. Средства физической культуры как основа формирования функции физического самовоспитания

Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный». Средство — это то, что создано человеком для достижения определенных целей, удовлетворения определенных потребностей. В данной работе мы опираемся на классификацию средств физической культуры Курамшина Ю.Ф (см. таблицу 1), к средствам физического совершенствования он относит физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. (Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.).

Таблица 1 — Классификация средств физической культуры (Курамшин Ю.Ф.)

Физическое упражнение — это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, с помощью которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося. (Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.).

Физические упражнения — двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность, двигательную активность. Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. Ю.Ф. Курамшин пишет, что их помощью гораздо эффективней используется основное средство. Тем самым, используя все средства физической культуры, можно создавать условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся. Такой подход обеспечивает успешную организацию и проведения занятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве. (Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.).

На данный момент известно, что при выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности (Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Л.П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003. – 160 с.).

13 стр., 6279 слов

Физические средства реабилитации в комплексном восстановлении ...

... и инвалиды должны достигнуть максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.[11] РЕАБИЛИТАЦИЯ (от позднелат . rehabilitatio - восстановление) В медицине - ... ДДУ. Как правило, это наблюдается в семьях с низким уровнем санитарной культуры (маленького ребенка берут с собой в «походы» по магазинам, рынкам и т.д.), что ...

Требуется многократное повторение упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движение и развить физические качества. Специфика двигательной деятельности в том, что она сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.).

Выполнение физических упражнений, как говорилось выше, активирует деятельность различных систем и функций организма и, тем самым, оставляет свой «след» (эффект) в организме человека. В процессе многократного повторения действий «Следовые» двигательные эффекты по открытому Ж. Б. Ламарком закону упражнений — «работа строит орган в меру его употребления», накапливаются и способствуют процессу морфологического, функционального, социально-психологического развития личности занимающихся.

Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Ключевой признак физических упражнений как метода — повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. При помощи физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние. С другой стороны при применении физических упражнений происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности. Таким образом, физические упражнения могут использоваться для социального воздействия на занимающихся.

Неотъемлемой особенностью физических упражнений является то, что они связаны с активной, целенаправленной двигательной деятельностью людей. Физические упражнения представляют собой узко направленные и сознательные действия. Интересен тот факт, что эти действия связаны с целым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т.п. Они развивают интересы и чувства, волю и характер и являются, таким образом, одним из наиболее доступных средств духовного развития человека. (Решетников, Н.В. Физическая культура [Текст]: Учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 152 с).

Физические упражнения можно и необходимо рассматривать как один из показателей связи физической и психической деятельности человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся. Именно поэтому в нашей работе применение физических упражнений рассматривается как основной подход к формированию функции физического самовоспитания.

Действия физических упражнений направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. С помощью физических упражнений и осуществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физических и духовных способностей. В сочетании с физическими упражнениями физический труд, проводимый в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу, в поле и т.д.) с определенной дозированной нагрузкой, может выступать как вспомогательное средство физического совершенствования. Но используемый таким образом, он уже подчиняется целям физического воспитания, меняется его существо и направленность. Итак, физические упражнения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования личности.

9 стр., 4271 слов

«Физическое воспитание»

... по теории физического воспитания, практических занятий и нормативные требования. В круг теоретических вопросов, подлежащих изучению, входят: Физическое воспитание в ВУЗах; Основные средства физического воспитания; Врачебный контроль ... смешанного характера используются в работе с различными группами. Одни упражнения на этих занятиях знакомы занимающимся и повторяются в целях закрепления двигательных ...

Естественные силы природы (воздух, вода, солнечные лучи, высокогорная местность) являются основным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека, которые используются человеком повсеместно. Одна из главных задач физического воспитания — формирование практических навыков применения естественных сил природы, для использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, для использования этих знаний в повседневной жизни.

В ходе физического воспитания естественные силы природы применяются в единстве с движениями (занятия спортом на свежем воздухе, занятия спортом и одновременное принятие солнечных ванн, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.).

Чаще всего естественные силы природы используются в двух направлениях. Они могут быть использованы для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями. В нашей работе мы опираемся на тот факт, что благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений. Важность влияния естественных сил природы на организм занимающихся проявляется в первую очередь в том, что они:

  • Позволяют применять значительную, вариативную нагрузку
  • Помогают организовать рациональный отдых.

Упражнения в условиях благоприятной окружающей среды вызывают у спортсменов положительные эмоции, бодрость, жизнерадостность. Удовлетворение от занятий физической культурой и спортом является важным фактором для формирования функции физического самовоспитания.

Организация применения естественных сил природы в учебно-тренировочном процессе должна опираться на исследования единства организма и среды, влияния среды на организм занимающихся. В качестве вспомогательного средства физического совершенствования также используются походы, пикники, купание в водоёмах, проводимые в благоприятных и комфортных условиях естественных сил природы.

Немаловажным для гармонического физического воспитания также является учет в процессе учебно-тренировочного процесса факторов гигиены. К ним традиционно относятся обязательные процедуры по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды занимающихся (Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.).

В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является строго обязательным, так как это повышает эффект полезного воздействия упражнений. Огромное значение в создании необходимых гигиенических условий имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды занимающихся. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим дня и тренировок, сбалансированное питание, ведение дневника самонаблюдения.

Правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности людей, подготавливая их к деятельности, закладывая основу для формирования функции физического самовоспитания. В связи с этим классификация средств физической культуры Курамшина Ю.Ф. послужила основой для создания авторской анкеты «Оценка тренировочного процесса».

3 стр., 1347 слов

Уважение чести и достоинства личности в уголовном процессе

... личности физический, моральный или иной вред. Закрепленный в УПК РФ принцип уважения чести и достоинства проявляется и конкретизируется во многих процессуальных нормах, регулирующих производство по делу на всех стадиях процесса. ... как посягательство на достоинство и честь личности. Реализация охранительной функции принципа уважения чести и достоинства личности предполагает создание правового ...

1.4. Самовоспитание в спортивной деятельности

В ходе изучения проблемы физического самовоспитания мы выделили, что физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы являются основными и обязательными средствами направленного воздействие на человека с целью развития его физических и духовных способностей. Так как спортивная деятельность является специфической формой человеческой активности, важно рассмотреть некоторые её особенности, которые могут влиять на успешность формирования функции физического самовоспитания.

концепция Пуни А.Ц , где

С этим согласны практически все классики отечественной психологии. Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения — это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является магистральной для психологии личности и её формирования.

Воля имеет саморегулирующую функцию, способствующую осуществлению ведущих идей и принципов личности. Исследование роли занятий спортом показывает, что они совершенствуют у воспитанников цели и мотивы самовоспитания, возникновение новых потребностей, обогащают чувства, развивают эмоциональную сферу, умение адекватно оценивать поступки свои и товарищей. Формирование у воспитанников новых психических качеств обуславливает дальнейшее усложнение, обогащение и повышение эффективности самовоспитания (Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. — 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 66-70 ).

При этом волевая активность является необходимым компонентом, целью, результатом, главным двигателем всего учебно-тренировочного процесса. Выступая как условие и средство процесса самовоспитания, воля, в свою очередь, закаляется, направляя потенциальные резервы личности на решение задач самовоспитания, на преодоление возникающих препятствий. Только определенный уровень развития воли позволяет личности выполнить необходимый импульс к началу процесса самовоспитания.

Специфической особенностью этого взаимодействия тренера и спортсмена является создание установки на развитие целеустремленности, инициативы и чувства ответственности перед товарищами, коллективом. Их наличие определяет развитие и других волевых свойств личности, содержание волевой направленности, волевую зрелость. При занятиях спортом формируются такие нравственные качества как ответственность за свои поступки и поведение своих товарищей, глубокая заинтересованность в общем успехе, сила воли, стремление к достижению высоких результатов.

В нашей работе мы не оцениваем сформированность воли в целом, а оцениваем конкретные волевые акты, осуществляющиеся в процессе учебно-тренировочной деятельности, чтобы дать конкретные рекомендации по применению их в процессе физического воспитания личности для формирования функции физического самовоспитания. Это обусловлено тем, что большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и т.д. В данном исследовании мы преследуем цель уточнить, сопровождает ли выполнение конкретного волевого акта успешное формирование функции физического самовоспитания.

4 стр., 1681 слов

Самовоспитание как фактор развития личности подростка

... 1.1.1. Схема 1.1.1 Факторы самовоспитания подростка. Степень влияния факторов на самовоспитание различна и должна учитываться человеком, который начинает процесс самовоспитания. К внешним факторам относятся требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а так ...

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

Таким образом, проведенный анализ научной и методической литературы свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения функции физического самовоспитания и актуальности проблемы её формирования. В современном мире технический рост спортивных результатов достиг своих предельно возможных показателей, и дальнейшее улучшение результатов может происходить за счет реализации спортивного потенциала путём различных психолого-педагогических приёмов. В связи с этим значительно возрастает роль физического самовоспитания, которое может обеспечить дальнейший рост спортивного мастерства.

В ходе изучения научной и научно-методической литературы выделены некоторые особенности самовоспитания, которые составляют основу эмпирического исследования:

  • В ходе выполнения физических упражнений решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Естественные силы природы, факторы гигиены выступают как вспомогательные средства, с их помощью эффективнее используется основное средство. Таким образом создаются условия для влияния физических упражнений на занимающихся, успешной организации и проведения занятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве. (Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.).

    Правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности людей, подготавливая их к деятельности, закладывая основу для формирования функции физического самовоспитания.

  • Удовлетворение потребностей в самоутверждении, самореализации, осознание и утверждение социально активной жизненной позиции, достойной человека современного общества, обусловливает выходы на потребности нового уровня – потребности в самовоспитании, саморазвитии. При этом, по мнению В.Г. Маралова, выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность возможно лишь при создании определенных условий, которые «давали бы личности возможность самостоятельно строить себя, осуществлять акты самоутверждения и самосовершенствования» (Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Академия, 2002. – , с. 147).

    Так реализуется единство внешнего плана самовоспитания как организации деятельности и внутреннего как собственно деятельности по самоизменению, что и составляет результат научного поиска. С этой точки зрения спортивная деятельность выступает благоприятной средой для самовоспитания.

  • Выступая как условие и средство процесса самовоспитания, воля, в свою очередь, закаляется, направляя потенциальные резервы личности на решение задач самовоспитания, на преодоление возникающих препятствий. Только определенный уровень развития воли позволяет личности выполнять роль необходимого импульса к началу процесса самовоспитания. Таким образом, воля имеет саморегулирующую функцию, способствующую осуществлению ведущих идей и принципов личности. Исследование роли занятий спортом показывает, что они совершенствуют у воспитанников цели и мотивы самовоспитания, возникновение новых потребностей.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ

14 стр., 6703 слов

Профессиональное самовоспитание учителя

... самовоспитания раскрывается через его функции: компенсаторная: реализуется в приобретении профессиональных ... многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может ... профессиональные умения: Познавательные, которые включают умение наблюдать и понимать людей, их внутренне состояние, умение ориентироваться в получаемой информации, умение контролировать свое психическое и физическое ...

2.1. Материалы исследования функции физического самовоспитания

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в отечественной психологии накоплены теоретические знания и огромный опыт практической работы, которые отчетливо указывают на большие возможности использования ценностей физической культуры в процессах организации индивидуального способа жизнедеятельности человека, стимуляции учебной и социально-профессиональной деятельности, умственной и физической работоспособности. Особый интерес вызывает функция физического самовоспитания. Одним из важных направлений в достижении позитивных результатов, по мнению многих специалистов, является целенаправленное формирование у человека функции физического самовоспитания, которое существенно дополняет, конкретизирует и оптимизирует учебно-воспитательный процесс, помогает реализовывать подлинно субъектные действия человека по отношению к себе и окружающему миру (Шаулин В.Н. Научные основы развития самостоятельности у учащихся 6-17 лет при формировании физической культуры. Авореф… д.п.н. М., 1996.-65 с.)

В литературных источниках, опыте практической работы представлены различные позиции и подходы к решению этой важной психолого-педагогической проблемы. Одних специалистов интересуют вопросы проектирования индивидуальных программ физического самовоспитания для коррекции выявленных недостатков в состоянии здоровья, двигательной и физической подготовленности. Ряд авторов рассматривает физическое самовоспитание как средство профилактики неблагоприятного влияния экологической и социально- профессиональной среды, преодоления кризисов возрастного развития и отклоняющегося от нормы поведения. Несомненный интерес вызывают работы, в которых физическое самовоспитание рассматривается как составляющая индивидуального способа жизнедеятельности, как мощный фактор повышения качества учебной, социальной и профессиональной деятельности человека .

В повседневной жизни спорт является неотъемлемой и очень важной частью жизни человека, и формирование функции физического самовоспитания для соблюдения принципов здорового образа жизни является обязательным. В нашей работе мы рассматриваем физическое самовоспитание спортсменов, так как считаем, что усилия тренеров, направленные на воспитание и перевоспитание будут гораздо эффективней, когда воспитанники будут также собственными усилиями изменять и совершенствовать себя.

Вместе с позитивными результатами, фиксирующими определенное продвижение в решении этой важной проблемы, следует выделить ряд вопросов, которые не нашли пока своего решения. Во-первых, не разработан надежный подход к формированию искомой функции, поэтому ее сформированность в традиционно организуемом образовательном процессе скорее случайный, чем закономерный результат. Во-вторых, не конкретизированы особенности профессиональной деятельности спортсмена, которые влияют на сформированность функции физического самовоспитания.

5 стр., 2415 слов

Воспитательный аспект деятельности тренера-преподавателя детско-юношеской ...

... воспитательной работе в спортивной школе является тренер - педагог, которого характеризует наличие педагогического таланта, энтузиазм, увлеченность делом, мастерство и профессионализм, высокий уровень личностной физической культуры. Мастерство тренера, ... (испытания) как метода самовоспитания. Модификацией метода воспитывающих ситуаций ... к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает ...

Изложенное дает основание считать, что разрешение противоречия между необходимостью формирования функции физического самовоспитания и недостаточной разработанностью содержательных характеристик этого процесса является актуальным.

Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой научной задачи, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Средства физической культуры для формирования у спортсменов функции физического самовоспитания (на примере различных видов спорта)».

Целью исследования является изучение состояние сформированности функции физического самовоспитания для повышения результативности тренировочного процесса.

Задачи:

  1. На основе изучения научной и научно-методической литературы выделить психологические особенности формирования функции физического самовоспитания
  2. Выявить особенности применения средств физической культуры в тренировочном процессе и влияние их на функцию физического самовоспитания.
  3. Выявить успешность в избранном виде спорта спортсменов с развитой и не развитой функцией физического самовоспитания.
  4. Разработать рекомендации для успешного формирования функции физического самовоспитания.

Предмет:

Объект

гипотезы:

  1. Комплексное применение средств физического воспитания влияет на развитие функции самовоспитания спортсменов
  2. Функция физического самовоспитания влияет на спортивные достижения спортсменов.

Научная новизна

Теоретической базой для написания работы стали труды (кого) и монографии отечественных специалистов и ресурсы сети Интернет.

В работе использованы различные научные методы, в числе которых метод теоретического анализа литературных источников, анкетирования и математической статистики.

Процедура исследования проходила в несколько этапов;

  1. С 10.01. по 15.02 – осуществлялся литературный обзор и изучение проблематики исследования функции физического самовоспитания.
  2. Разработка методологического аппарата исследования. На этом этапе сформированы цели и задачи исследования, подобраны методики для эмпирического исследования.
  3. С 16.02 по 16.03 –создание авторской анкеты «Оценка тренировочной деятельности», подробное описание которой представлено в пункте 2.2.
  4. С 17.03 по 25.03 – проведение анкетирования со студентами-спортсменами в аудитории 317 Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта с 15.45 до 16.00. В начале аудиторного занятия проводилось анкетирование со студентами-спортсменами НГУ им. Лесгафта. Выборка составила 50 человек (из них 30 мужчин, 20 женщин различных спортивных специализаций).

    Процедура исследования по авторской анкете сопровождалась подробной инструкцией.

  5. С 27.03 по 31.03 –используя возможности социальной сети Вконтакте (vk.com) и платформы Google Формы (google.ru/forms) анкетирование проводилось дистанционно. Дистанционная выборка составила 30 человек (из них столько 10 мужчин и 20 женщин различных спортивных специализаций).
    3 стр., 1262 слов

    Основы педагогического мастерства учителя физической культуры и тренера

    ... по выработке умений слушать продвинут студентов факультета физической культуры во время педагогической практики, учителей и тренеров в процессе своей профессиональной деятельности на новую ступень в ... высшего профессионального образования. М., 1990. 2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999. 3. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для спец. выс. учеб. заведений / ...

  6. С 1.04 по 1.05 – этап обработки результатов. На данном этапе осуществлялся первичный количественный и качественный анализ полученного эмпирического материала.
  7. С 2.05 по 5.05 – составление выводов по задачам исследования, обоснование рекомендаций по полученным данным для кого?.
  8. С 6.05 по 1.06 – подготовка документации для сдачи выпускной квалификационной работы.

Для описания и анализа эмпирического исследования в данной работе применены методы математической статистики. Для математической обработки данных были использованы: пакет анализа IBM SPSS Statistics 21 и Microsoft office Excel 2003 с использованием статистических критериев χ²-Пирсона и r-Пирсона, таблиц сопряженности.

1.2. Методы исследования функции физического самовоспитания

После подробного изучения научной, научно-методической литературы, трудов, монографий, диссертаций, нами не было найдено способа диагностики функции физического самовоспитания, а тем более влияния средств физической культуры на формирование этой функции. Поэтому, после изучения основ формирования функции физического самовоспитания, для решения целей и задач исследования нами была разработана авторская анкета, которая позволила выявить взаимосвязь применения средств физической культуры и сформированность функции физического самовоспитания у спортсменов.

Основная цель анкеты:

Кроме этого, с помощью данной анкеты можно выявить следующие показатели, которые могут иметь ценность при исследовании влияния применяемых средств физической культуры на спортсмена;

  1. Уровень оценки спортсменом своей тренировочной деятельности.
  2. Влияние тренировочной деятельности на спортивный результат.
  3. Субъективный уровень (высокий, средний, низкий) применения того или иного средства физической культуры в процессе тренировки.

Анкета состоит из 27 вопросов и имеет следующую структуру;

  1. Введение, в котором указано: кто и для чего проводит анкетирование, как будут использованы данные, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты.
  2. «Паспортичка» (сведения о демографических данных опрашиваемого, а также курс, группа, вид спота, спортивный разряд/спортивные достижения).

  3. Блоки вопросов
  4. Благодарность за сотрудничество в проведении опроса.

После изучения научной и научно-методической литературы нами было выделено несколько составляющих тренировочного процесса, которые влияют на функцию физического самовоспитания в спортивной деятельности. Исходя из выделенных составляющих, целей и задач исследования, составлены и разделены на 7 блоков основные вопросы. Условные названия каждого блока вопросов выглядят следующим образом;

  1. Развитие волевых качеств.
  2. Факторы гигиены.
  3. Самореализация.
  4. Физические упражнения
  5. Самостоятельность
  6. Естественные силы природы
  7. Самовоспитание

На этапе составления анкеты мы предположили, что не всем респондентам известно значение термина «физическое самовоспитание». Поэтому, для достоверности результатов было предложено разместить в начале анкеты определение термина «физическое самовоспитание». Позже, пересмотрев структуру анкеты, для того чтобы избежать эффекта «социальной желательности» респондентом предлагалось самостоятельно ответить на вопрос «Как вы думаете, что такое физическое самовоспитание?». На основании ответа на этот вопрос происходил отсев респондентов, которые не имели или имели искаженное преставление о функции физического самовоспитания. Такой отсев помог получить более достоверные результаты.

11 стр., 5230 слов

Социальные функции физической культуры и спорта

... и дальнейшее развитие физической культуры. 1. Физическая культура и спорт - часть общечеловеческой культуры Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования, личности. Физическая культура ...

Подробнее рассмотрим каждый из блоков.

В результате изучения научной литературы мы выяснили что воля, выступая как условие и средство процесса самовоспитания, в свою очередь, закаляется, направляя потенциальные резервы личности на решение задач самовоспитания, на преодоление возникающих препятствий. Именно определенный уровень развития воли создаёт необходимый импульс к началу процесса самовоспитания. В связи с этим мы посчитали фундаментальным использование в тренировочном процессе приемов развития волевых качеств и составили следующие вопросы;

  1. Учил ли тренер преодолевать утомление и чувство усталости?
  2. Требовал ли от Вас тренер соблюдения режима тренировок?
  3. Вводил ли тренер дополнительные трудности в тренировочный процесс?
  4. Воспитывал ли тренер чувства коллективизма, ответственного отношения к общему делу?

На каждый из вопросов респондентам предлагается выбрать один вариант ответа; «часто», «редко» или «никогда». Вариант ответа «часто» оценивается в 2 балла, вариант ответа «редко» оценивается в 1 балл, вариант ответа «никогда» оценивается в 0 баллов в соответственно. 6-8 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых происходило систематическое разнообразное развитие волевых качеств. 4-5 баллов получали респонденты, в процессе тренировки которых происходило развитие волевых качеств на среднем уровне. 0-3 балла получали респонденты, развитие волевых качеств которых в процессе физического воспитания осуществлялось на очень низко уровне.

Удовлетворение потребностей в самоутверждении, самореализации, осознание и утверждение социально активной жизненной позиции, достойной человека современного общества, обусловливает выходы на потребности нового уровня – потребности в самовоспитании, саморазвитии. При этом, по мнению В.Г. Маралова, выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность возможно лишь при создании определенных условий, которые «давали бы личности возможность самостоятельно строить себя, осуществлять акты самоутверждения и самосовершенствования». Исходя из этого, нами были составлены следующие вопросы;

  1. Всегда ли Вы достигали целей, которые ставил перед вами тренер?
  2. Была ли в вашем тренировочном процессе система поощрений со стороны тренера?
  3. Часто ли вы выезжали на соревнования?
  4. Хвалил ли вас тренер публично?

На каждый из вопросов респондентам предлагается выбрать один вариант ответа; «часто», «редко» или «никогда». Вариант ответа «часто» оценивается в 2 балла, вариант ответа «редко» оценивается в 1 балл, вариант ответа «никогда» оценивается в 0 баллов в соответственно. 6-8 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых происходило удовлетворение потребности в самоутверждении и самореализации на высоком уровне. 4-5 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых происходило удовлетворение потребности на среднем уровне. 0-3 балла получали респонденты, в процессе тренировки которых потребность в самоутверждении и самореализации удовлетворялась на субъективном низком уровне.

Самовоспитание связано с ясно осознанными целями, идеалами, определенным уровнем самосознания, критического мышления, способностью и готовностью к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Физическое воспитание находится в неразрывной связи самовоспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности. Исходя из вышесказанного, нами было разработаны следующие вопросы, которые образуют блок «Самостоятельность»;

  1. Учил ли тренер ставить цели и планировать деятельность исходя из них?
  2. Учил ли тренер самостоятельно анализировать ошибки и достижения?
  3. Давал ли Вам тренер возможность самостоятельно оценивать ваши спортивные результаты?
  4. Тренер учил вас приёмам самовнушения? (напр. «я смогу преодолеть «, «выполняю это движение идеально» и др.)

Физические упражнения — двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность, двигательную активность. Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. Ю.Ф. Курамшин пишет, что их помощью гораздо эффективней используется основное средство. Тем самым, используя все средства физической культуры, можно создавать условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся. Такой подход обеспечивает успешную организацию и проведения занятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве. (Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.).

На данный момент известно, что при выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности (Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Л.П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003. – 160 с.).

Требуется многократное повторение упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движение и развить физические качества. Специфика двигательной деятельности в том, что она сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.).

Вопросы данного блока были составлены на основании наиболее распространённых классификаций физических упражнений. Количество полученных баллов отражает субъективный уровень использования заявленного средства физической культуры. Исходя из вышесказанного, нами было разработаны следующие вопросы, которые образуют блок «Физические упражнения»;

  1. Применял ли тренер разнообразные физические упражнения в процессе тренировки?
  2. Применял ли тренер упражнения по преимущественной целевой направленности их использования? (общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др.)
  3. Применял ли тренер упражнения, направленные на преимущественное развитие отдельных мышечных групп? (упражнения для мышц, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и др.)
  4. Применял ли тренер упражнения на развитие отдельных качеств? (упражнения для развития скоростных, силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости и т.д.)

На каждый из вопросов респондентам предлагается выбрать один вариант ответа; «часто», «редко» или «никогда». Вариант ответа «часто» оценивается в 2 балла, вариант ответа «редко» оценивается в 1 балл, вариант ответа «никогда» оценивается в 0 баллов в соответственно. 6-8 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство физической культуры применялось в полной мере. 4-5 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство физической культуры применялось на среднем уровне. 0-3 балла по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство применялось на низком уровне.

Естественные силы природы (воздух, вода, солнечные лучи, высокогорная местность) являются основным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека, которые используются человеком повсеместно. Одна из главных задач физического воспитания — формирование практических навыков применения естественных сил природы, для использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, для использования этих знаний в повседневной жизни.

В ходе физического воспитания естественные силы природы применяются в единстве с движениями (занятия спортом на свежем воздухе, занятия спортом и одновременное принятие солнечных ванн, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.).

Чаще всего естественные силы природы используются в двух направлениях. Они могут быть использованы для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями. В нашей работе мы опираемся на тот факт, что благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений. Важность влияния естественных сил природы на организм занимающихся проявляется в первую очередь в том, что они:

  • Позволяют применять значительную, вариативную нагрузку
  • Помогают организовать рациональный отдых.

Упражнения в условиях благоприятной окружающей среды вызывают у спортсменов положительные эмоции, бодрость, жизнерадостность. Удовлетворение от занятий физической культурой и спортом является важным фактором для формирования функции физического самовоспитания.

Организация применения естественных сил природы в учебно-тренировочном процессе должна опираться на исследования единства организма и среды, влияния среды на организм занимающихся. В качестве вспомогательного средства физического совершенствования также используются походы, пикники, купание в водоёмах, проводимые в благоприятных и комфортных условиях естественных сил природы. Исходя из вышесказанного, нами было разработаны следующие вопросы, которые образуют блок «Естественные силы природы»;

  1. Организовывал ли тренер занятия на свежем воздухе? (стадион, лес, условия города)
  2. Тренер когда-нибудь проводил занятие на свежем воздухе с целью одновременного принятия солнечных ванн и тренировки?
  3. Организовывал ли тренер занятия в бассейне , реке, море и т.д?

На каждый из вопросов респондентам предлагается выбрать один вариант ответа; «часто», «редко» или «никогда». Вариант ответа «часто» оценивается в 2 балла, вариант ответа «редко» оценивается в 1 балл, вариант ответа «никогда» оценивается в 0 баллов в соответственно. 5-6 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство физической культуры применялось в полной мере. 3-4 балла по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство физической культуры применялось на субъективном среднем уровне. 0-2 балла по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство применялось субъективном низком уровне.

К гигиеническим факторам относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, это повышает эффект воздействия упражнений.

Исходя из вышесказанного, нами было разработаны следующие вопросы, которые образуют блок «Факторы гигиены»;

  1. Следил ли ваш тренер за тем, чтобы вы всегда были в соответствующей занятию одежде?
  2. Следил ли тренер за вашим режимом дня?
  3. Следил ли тренер за режимом и качеством вашего питания?
  4. Требовал ли от Вас тренер ведения дневника самонаблюдения?
  5. Учил ли тренер ухаживать за спортивными снарядами (напр. убирать мячи, снаряды, маты , зал после тренировки)?

На каждый из вопросов респондентам предлагается выбрать один вариант ответа; «часто», «редко» или «никогда». Вариант ответа «часто» оценивается в 2 балла, вариант ответа «редко» оценивается в 1 балл, вариант ответа «никогда» оценивается в 0 баллов в соответственно. 8-10 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство физической культуры применялось в полной мере. 5-7 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство физической культуры применялось на субъективном среднем уровне. 0-4 балла по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство применялось на субъективном низком уровне.

Для оценки сформированности функции физического самовоспитания в анкете подготовлен отдельный вопрос. Ответ на этот вопрос даёт понять, как применяемые в тренировочном процессе средства физической культуры повлияли на функцию физического самовоспитания.

Возникает ли у Вас желание заниматься спортом, совершенствовать себя вне тренировочного процесса?

Положительный ответ на этот вопрос даёт субъективное представление о сформированности функции физического самовоспитания. В процессе обработки результатов данный показатель сравнивается с количеством баллов, которые респонденты набрали по всем шкалам теста. Предполагается, что функция физического самовоспитания будет в большей степени сформирована у тех респондентов, которые набрали большее количество баллов. Данное предположение проверено с помощью таблиц сопряженности пакет анализа IBM SPSS Statistics 21.

По итогам прохождения данного теста респондент имеет возможность набрать от 0 до 50-ти баллов. Подробнее рассмотрим, как характеризуется количество набранных баллов;

  1. Результат от 40 до 50-ти баллов попадает в градацию «субъективный высокий результат». Тренировочный процесс этого спортсмена мы характеризуем как гармоничное, всестороннее применение средств физической культуры для развития функции физического самовоспитания через удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации, совокупном применении всех средств физической культуры и научению способам самостоятельного управления своей тренировочной деятельностью. У таких спортсменов высокая заинтересованность в спортивном результате, самостоятельных занятиях физической культурой и спортом.
  2. Результат от 25-ти до 40 баллов попадает в градацию «субъективный средний результат». Средства физической культуры применяются, но в недостаточной степени. Тренировочный процесс таких спортсменов носит не полный характер, одно или несколько средств физической культуры используется недостаточно.
  3. Результат до 25-ти баллов попадает в градацию «субъективный низкий результат». Применение средств физической культуры происходит не комплексно.

Полученный результат сравнивается со сформированностью функции физического самовоспитания. Сравнение результатов теста даст субъективное понятие, как применение средств физической культуры повлияло на функцию физического самовоспитания. В ходе обработки эмпирических данных каждый вопрос авторской анкеты проходит корреляционный анализ на предмет взаимосвязи с функцией физического самовоспитания. Статистическая обработка позволит получить достоверные данные о том, какие конкретно элементы тренировочного процесса, средства физической культуры и другие факторы влияют на успешное формирование функции физического самовоспитания. Чтобы ответить на вопрос, насколько успешны в избранном виде спорта спортсмены с развитой и не развитой функцией физического самовоспитания, корреляционный анализ проводится между спортивным разрядом спортсмена и функцией физического самовоспитания.

Таким образом, для решения поставленных задач нами была использована авторская анкета. Подробная интерпретация эмпирических данных представлена в главе 3.


Страницы: