Принцип гуманизма

1. Принцип гуманизма в уголовном праве

О том, что применение уголовного права должно быть основано на началах гуманизма, писали еще теоретики права эпохи Нового времени: Чезаре Беккариа, Шарль Луи Монтескьё и другие.

Хотя Гуманизм не исключает карательной направленности наказания, ориентированной на причинение не являющихся чрезмерными страданий, в литературе отмечается, что не следует абсолютизировать карательное воздействие уголовного права, поскольку оно во многом не позволяет достичь целей, которые оно призвано решать. Еще Маркс писал: «…история и такая наука, как статистика, с исчерпывающей очевидностью доказывают, что со времени Каина мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием. Как раз наоборот!» Указывается, что значительных достижений в вопросах борьбы с преступностью позволяет добиться применение таких мер, которые не связаны с традиционным представлением о уголовно-правовой каре, в том числе не являющихся наказанием иных мер уголовно-правового характера.

1.1 Понятие принципа гуманизма

Принцип гуманизма — это юридическое признание и закрепление высшей ценности человеческой жизни. Гуманизм находит свое выражение в закреплении и защите широких социальных и политических прав и свобод. В принципе гуманизма как выражении гуманизма права заключено рациональное отношение к человеку. В гуманности же выражено в большей степени чувство — сочувствие, милосердие Гуманизм означает прежде всего, разумные и справедливые меры наказания. Они могут применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо для воспитания самого правонарушителя и других неустойчивых членов общества, и не должны быть жестокими, связанными с излишними правоограничениями виновного.

Принцип гуманизма подразумевает защиту интересов не только отдельной личности, но и всего общества в целом. Гуманизм — это система нормативно закрепленных нравственно-правовых требований, выражающих признание человека высшей ценностью, охраняющих интересы общества, права, свободы, честь и достоинство человека и гражданина в юридически значимых обстоятельствах».

Сам гуманизм, проявляется через следующие требования:

  • отсутствие обратной силы действия закона, устанавливающего или усиливающего ответственность;
  • сочетание убеждения и принуждения;
  • воспитание граждан;
  • непричинение физических страданий или унижения человеческого достоинства;
  • охрана и защита нематериальных благ человека и гражданина;
  • признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.

Существует несколько аспектов проявления гуманизма, причем именно такое понимание гуманизма позволяет выделить его среди других принципов. Первый аспект вполне ясно и недвусмысленно выражен в требованиях о запрете применения пыток, насилия, унижающего человеческое достоинство обращения. Собственно говоря, это формализованное закрепление гуманизма.

10 стр., 4727 слов

Философия марксизма учение о человеке и обществе

... исходное положение марксизма — определяющая роль экономики в жизни людей. Согласно этому принципу экономика образует базис общества, на котором вырастает его политическая, правовая, духовная надстройка: государство, политические институты, право, другие ...

Как нравственно-юридическая категория гуманизм предполагает уважительное, человеколюбивое отношение к людям, независимо от того, какое было их поведение — правомерным или противоправным. В этом смысле гуманизм очень тесно соприкасается с принципом справедливости, т.к. гуманизм и справедливость являются нравственно-юридическими категориями. В ч. 1 ст. 7 (принцип гуманизма) УК РФ отмечается, что «уголовное законодательство обеспечивает безопасность человека». Обеспечение безопасности человека так или иначе выражается в совокупности всех норм, предусматривающих ответственность, а гуманизм в этом смысле заключается в охране прав и свобод человека. Реально действующий гуманизм — это гуманизм, который умеет себя защитить. Гуманизм должен выражаться как по отношению к правонарушителю и к потерпевшему, так и по отношению к обществу в целом. Конституция РФ, руководствуясь принципом гуманизма, ограничила карательное воздействие, установив, что «смертная казнь впредь то ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни…» (ч. 2 ст. 20).

Это установление повлекло изменения в действовавшем тогда УК РСФСР. Так, из санкций норм, предусматривающих наказание в виде смертной казни, за преступления, не посягающие на жизнь человека, этот вид наказаний был исключен. Категория гуманизма не есть нечто неизменное. Изменение понятия гуманизма вполне объяснимо исторически изменчивым характером принципов юридической ответственности. Поэтому под гуманизмом понимается исторически меняющаяся система воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Подчеркивается, что данный принцип отражает взаимоотношение общества и личности, это неотъемлемое качество законности, правосудия, уголовной и исправительно-трудовой политики государств. Собственно говоря, гуманизм «вкрапливается» в любую деятельность. Принцип гуманизма реализуется прежде всего путем защиты человека, его прав и законных интересов, иначе говоря — его безопасности от правонарушений. Система норм, устанавливающих ответственность, представляет собой юридическую базу для сложной и ответственной работы суда, прокуратуры, полиции и других правоохранительных органов по выполнению этой задачи. Гуманистическая цель ответственности и его направленность на защиту потерпевшего находят свое выражение в первую очередь в формулировании составов правонарушений против личности, предусмотренных в различных нормативно-правовых актах. В повышенной охране интересов несовершеннолетних, беременных женщин, лиц, находящихся в беспомощном состоянии, и т.д.

Именно гуманное отношение к лицу, совершившему правонарушение, является общепризнанным в мировой практике показателем реализации гуманистических начал.

В силу того, что гуманизм является не только юридической, но и нравственной категорией, его невозможно закрепить в одной юридической формулировке. В связи с этим нельзя согласиться с учеными, трактующими гуманизм практически тождественно запрету применения насилия, пыток и жестокого обращения с правонарушителями, гуманизм, понимаемый только в таком смысле, практически тождественен принципу законности. Некоторые понимают принцип гуманизма вместе с особенностями действия закона во времени, но этот аспект по своей сути отражает принцип законности. В таком понимании гуманизма из него «выхолащивается» нравственное, этическое содержание. Гуманизм отрывается от милосердия, человеколюбия и уважения.

3 стр., 1252 слов

Гуманизм как принцип права — Курсовая — — Теория ...

... принципа гуманизма. Задачи исследования: рассмотреть нормативное закрепление принципа гуманизма; исследовать научные трактовки содержания принципа гуманизма; проанализировать принцип гуманизма в уголовно-правовой сфере; выявить особенности принципа гуманизма в сфере применения юридической ответственности. ... акты 1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [ ... работы таких ...

Другой аспект принципа гуманизма заключается в особенностях соотношения принципов неотвратимости ответственности за преступление и принципа формального равенства. С нравственно-этической стороны эти аспекты гуманизма состоят в прощении, милосердии по отношению к правонарушителю. Гуманизм в этом смысле выражается в льготах для отдельных субъектов правонарушения или в применении к ним амнистии и помилования. Эти льготы, как правило, смягчают меры государственного принуждения, которые обязано понести лицо в связи с совершенным правонарушением. Беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК).

Уголовный закон устанавливает льготные условия уголовной ответственности несовершеннолетних (гл. 14 УК).

Ряд наказаний не назначается женщинам и престарелым мужчинам (смертная казнь, пожизненное лишение свободы).

Гуманизм может выражаться в освобождении от юридической ответственности или наказания на основании актов амнистии и помилования. В самих актах амнистии подчеркивается, что законодатель, принимая постановление об амнистии руководствуется принципом гуманизма.

Принцип гуманизма — это основополагающее начало (идея), закрепленная в действующем законодательстве, заключающаяся в человечном, милосердном, уважительном отношении к субъектам юридической ответственности при ее установлении и применении.

Принцип гуманизма выражается в следующих требованиях: запрете применения пыток, насилия и унижающего человеческое достоинство обращения; установление юридической ответственности с учетом уважения прав человека и нравственных норм; функциональное осуществление юридической ответственности исходя из критериев человеколюбия, милосердия, уважения; установление системы льгот (изъятий из принципов неотвратимости, равенства) в зависимости от особых характеристик субъекта (старость, инвалидность, несовершеннолетие, болезнь и т.д.) или вне зависимости от них, проявляющихся в актах амнистии и помилования.

Итак, принцип гуманизма применяется ко всем без исключения субъектам, действует он во всех сферах законодательства, но особенно важен в уголовном праве.

1.2 Основное положение принципа гуманизма в уголовном праве РФ

Перечень руководящих идей и начал уголовного права, отраженных в законодательстве, завершает принцип гуманизма. Указанный принцип является конституционным и основывается на общепризнанных нормах международного права. Содержание данного принципа следует рассматривать в контексте обеспечения безопасности человека. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным либо унижающим его достоинство обращению и наказанию (ст. 5).

21 стр., 10234 слов

Принцип справедливости в уголовном праве России

... уголовной ответственности. Общеизвестно значение уголовного права в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина, государства и общества в целом. Чтобы адекватно отражать реалии современного российского общества, уголовное право должно быть максимально справедливым, причем эта справедливость, ...

Конвенция о защите прав человека и основных свобод исключает пытки, бесчеловечное либо унижающее достоинство обращение либо наказание (ст. 3).

Международных пакт о гражданских и политических правах развивает данное положение, отмечая, что без свободного согласия лица невозможно проведение медицинских или научных опытов. Лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (ст. 7, 10).

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека регламентирует категории лиц, в отношении которых не допускается вынесение смертного приговора. Оформляется запрет на пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение либо наказание. Медицинские или научные опыты требуют свободного согласия личности (ст. 2, 3) Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп органов поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы предоставляет право каждому человеку пользоваться эффективными средствами правовой защиты. Декларация о защите всех лиц от пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, отражает действие указанного принципа. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Основные принципы обращения с заключенными ориентированы на его реализацию. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних подтверждают значение исследуемого принципа.

Основной закон развивает положение ратификационных международных нормативно-правовых актов в части регламентации охраны государством личности. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства. В этой связи никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Обязательным является добровольное согласие лица, подвергнутого медицинским, научным или другим опытам (ст. 21).

Приоритет общечеловеческих ценностей, неотъемлемых прав и свобод личности определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Определенным гарантом обеспечения безопасности личности в Российской Федерации является уголовный закон, ориентирующий правоохранительные и правоприменительные органы на защиту прав, свобод и законных интересов. Гуманизм уголовного права проявляется в двух смысловых значениях — применительно к членам общества, права и свободы которых поставлены под защиту от преступных посягательств, и к лицам, признанным виновными в совершении преступлений.

В соответствии с принципом гуманизма уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека (ч. 1 ст. 7 УК РФ).

Руководствуясь данным положением, следует заключить, что действие принципа гуманизма, прежде всего, обеспечивает безопасность человека и гражданина, охрану от преступных посягательств гарантированных государством прав и свобод. Указанный аспект гуманизма проявляется при оформлении приоритетной роли личности в сравнении с иными объектами уголовно-правовой охраны. В известном смысле, гарантом защиты членов общества от угрозы посягательств является наличие таких обстоятельств, исключающих преступность деяния, как необходимая оборона или причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Вероятность отражения общественно опасного посягательства, причинения вреда виновному представляются эффективными меры противодействия преступности.

10 стр., 4586 слов

Преступления против свободы, чести и достоинства личности

... преступлений, так и по отдельным группам преступлений, а именно характеристика по преступлениям против свободы и характеристика преступлений против чести и достоинства личности. Цель курсовой работы — рассмотреть преступления против свободы чести и достоинства личности, изменения уголовного законодательства по этим преступлениям, ...

Согласно ч. 2 ст. 7 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страдание или унижение человеческого достоинства. В следствии этому законодательному оформлению подлежит проявление человечности по отношению к лицу, совершившему преступление. Исследуемый аспект гуманизма направлен на экономию мер уголовной репрессии, проявляющуюся при регламентации малозначительного деяния. Действие названного принципа применительно к подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, осужденным позволяет исключить жестокие, мучительные, позорящие меры пресечения, процессуального принуждения и наказания, содействуя установлению нормативно определенный пределов вмешательства уполномоченных государственных органов в личную жизнь граждан. Внимания заслуживает последовательность законодательной регламентации наказаний, ориентирующая суды на более гуманные виды, имеющие приоритет над строгими мерами государственного принуждения. Позитивной оценки заслуживает оформление наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, а также иных мер уголовно-правового характера, исключающих содержание в пенитенциарных учреждениях. Особое значение имеют институты освобождения от уголовной ответственности, наказания и его отбывания. Гуманизм уголовного права проявляется в открытом перечне смягчающих и исчерпывающем перечне отягчающих наказание обстоятельств. Указанный принцип распространяется на отдельные категории лиц, совершивших преступление, заслуживающих более гуманного отношения вследствие присущих особенностей.

Реализации принципа гуманизма способствуют руководящие разъяснения постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации. Постановление Пленума Вероятного Суда РФ от 11.01.2007 г. №2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» ориентирует на гуманное отношение к подсудимым. Регламентация в санкции уголовно-правовой нормы наряду с лишением свободы на определенный срок должно быть соответствующим образом мотивировано в приговоре. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 г. №20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» указывает на необходимость реализации наряду с другими руководящими идеями и началами принципа гуманизма. В этой связи предлагается целесообразность осуждения судом при постановлении приговора вопроса о применении наказания, не связанного с лишением свободы. Кроме того, в отношении отдельных категорий лиц предусматривается специфика уголовно-правового регулирования. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» раскрывает гуманный под к исследуемой категории лиц. Несовершеннолетним может быть назначено наказание только в том случае, если исчерпанным оказались иные меры уголовно-правового характера. Присущие исследуемой категории лиц возрастные и социально-психологические особенности предопределяют законодательное оформление специфических форм и последовательность реализации уголовной ответственности. Вместе с тем указанная рекомендация представляется приемлемой для всех возрастных категорий осужденных. Модернизация правоприменительной деятельности предполагает последовательное совершенствование нормативных предписаний уголовного закона. Вследствие с этим, наряду с наказанием в нормах Общей часть УК РФ должны фигурировать и иные меры уголовно-правового характера. Законодательное оформление названных форм реализации уголовной ответственности формирует альтернативу при принятии решения по уголовному делу. Признание лица виновным в совершении преступления может повлечь назначение иной меры уголовно-правового характера или наказания при условии отсутствия основания для освобождения от уголовной ответственности или наказания. Предлагаемая позиция соответствует положениям международных нормативно-правовых актов и принципам национального законодательства.

16 стр., 7968 слов

Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания

... день остается еще много нераскрытых и неразработанных вопросов связанных с восстановлением социальной справедливости, как цели уголовного наказания. В своей курсовой работе я постараюсь рассмотреть и отобразить наиболее значимые моменты относительно данной ...

Руководство проанализированными принципами уголовного права, регламентированным УК РФ, отражается на нормотворческой деятельности, структуризации норм, институтов и уголовного закона. Информационное значение имеют разработанные доктриной, но не нашедшие отражение в законодательстве иные принципы уголовного права. Реализация указанной системы принципов обеспечивает совершенствование правоприменительной деятельности уполномоченных государственных органов и должностных лиц в целях повышения эффективности уголовно-правового регулирования.

1.3 Практическое положение принципа гуманизма в уголовном праве РФ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД, КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 10 октября 2012 г. №22-13385

Осуждена по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы.

«…Вопреки доводам кассационной жалобы, при назначении К. наказания судом были учтены все обстоятельства, на которые осужденная ссылается в своей жалобе.

Определяя меру наказания, суд в приговоре указал, что К. на момент совершения преступления не судима, вину свою признала полностью, раскаялась в содеянном, имеет на иждивении троих малолетних детей, страдает гепатитом С, по месту жительства характеризуется положительно, что признано судом обстоятельствами, смягчающими наказание осужденной. Как следует из приговора, наказание назначено с учетом данных о личности К., состояния ее здоровья и семейного положения, влияния назначенного наказания на исправление осужденной и условия жизни ее семьи, а также обстоятельств, смягчающих наказание.

Выводы суда о мере наказания, назначенного К. и невозможности применения к ней иной, не связанной с лишением свободы меры наказания или назначения наказания в соответствии с положениями ст. 73 УК РФ в приговоре суда мотивированы, основаны на требованиях уголовного закона и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.

Наказание, назначенное осужденной, соответствует общественной опасности совершенного преступления и личности виновной, отвечает закрепленным в уголовном законодательстве РФ целям исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений, а также принципам справедливости и гуманизма, учитывает влияние назначенного наказания на исправление осужденной и на условия жизни ее семьи, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для смягчения приговора, как об этом ставится вопрос в кассационной жалобе…».

13 стр., 6056 слов

Свобода воли и свобода выбора человека реферат по философии

... но и их выбор, и их регуляцию при осуществлении. Произвольными действиями или поступками Аристотель называет действия, имеющие источник активности в самом человеке, т.е. осуществляемые по решению человека. Воля понимается ... истинного? На каком периоде своего развития человек способен проявлять свою свободу воли, и в какой мере она допустима? Почему человек естественным путем, от природы не получает ...

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД, КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 29 октября 2012 г. по делу №22-14454/12.

А., не судимый, осужден по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 3 годам лишения свободы, по ч. 2 ст. 325 УК РФ к исправительным работам сроком на 10 месяцев с удержанием 10% заработка в доход государства.

«…На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности совершенных преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно А. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима; Судом первой инстанции дело рассмотрено с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ, в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон, при этом нарушений уголовного или уголовно-процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену либо изменение приговора, допущено не было. Как видно из представленных материалов, показания свидетеля С3 были оглашены с согласия сторон. Кроме того, судом были приняты необходимые меры для вызова в суд свидетелей С1 и С2, являющихся гражданами других государств, однако обеспечить явку указанных лиц в суд не представилось возможным, в связи с чем их показания также были в установленном законом порядке оглашены.

При назначении наказания А. и М. суд, исходя из положений ст. 60 УК РФ, учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности осужденных, влияние назначаемого наказания на их исправление и на условия жизни их семей. Также судом была принято во внимание и мнение потерпевшего. Документов, подтверждающих наличие у подсудимых малолетних детей, либо нахождение на иждивении иных лиц, суду представлено не было. Также отсутствуют доказательства возмещения А. и М. потерпевшему причиненного ущерба. Выводы суда о необходимости назначения осужденным наказания в виде реального лишения свободы, а также об отсутствии оснований для применения ст. 64, 73 УК РФ, либо изменения категории совершенного ими преступления, надлежаще мотивированы в приговоре.

Судебная коллегия находит назначенное наказание справедливым и соразмерным содеянному, соответствующим общественной опасности совершенного преступления, личности виновных, закрепленным в уголовном законодательстве РФ принципам гуманизма и справедливости и полностью отвечающим задачам исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений, а потому не усматривает оснований для снижения назначенного наказания…».

В обоих делах отсутствует рецидив и ранние судимости, присутствует раскаяние. В обоих делах кассационные жалобы отклонены. Однако, в первом случае «покушение на совершение кражи» — осужденной является женщина, мать троих малолетних детей, по месту жительства характеризуется положительно, что подтверждено судом. Тем не менее, учитывая все смягчающие обстоятельства и характер преступления суд назначает реальный срок лишения свободы. Казалось бы, суд учитывая обстоятельства проявляет снисходительность назначая год лишения свободы. Но, давайте посмотрим на следующее дело.

9 стр., 4021 слов

Образ человека в философии Эпохи Возрождения

... Целью данного реферата является рассмотреть образ человека в философии Эпохи возрождения. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: изучить философию Эпохи Возрождения; .выявить проблемы философии Эпохи Возрождения; .рассмотреть образ человека в философии Эпохи Возрождения; .проанализировать концепцию человека в философии того времени; ...

Осужденный мужчина, по ст. 162 ч. 2. «Разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия»; ст. 325 ч. 2 «Похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа». В сухом остатке присуждают 3 года лишения свободы, 10 месяцев исправительных работ с 10% з.п. Осужденный не предоставил справки о наличии несовершеннолетних детей, хоть и утверждал о них. Осужденный явно склонен к антисоциальным действиям, так как обзавелся соответствующей компанией на момент совершения преступления по ст. 162 ч. 2. Тем не менее, суд снисходителен и дает три года лишения свободы. Несмотря на отказ в кассационной жалобе, наказание за разбой совершенный группой лиц по предварительному сговору является очень гуманным.

Теперь давайте посмотрим на два дела одновременно. Где здесь гуманность? Мать троих детей получает реальный срок заключения за «покушение на совершение кражи». Осужденный, явно склонный к антисоциальной деятельности отделывается тремя годами за разбой по п. 2. Не гуманней было бы по «сумме» двух предъявленных дел освободить мать троих детей от реального заключения? В чем здесь гуманизм? Гуманизм все таки локален или он шире рассматриваемого дела? Во всяком случае, логичней было бы дать осужденному по 162 п. 2 гораздо больше из-за его явных склонностей.

Что бы понять что такое гуманизм, где он, нужно выйти за рамки уголовного права Российской Федерации и судопроизводства РФ. Необходимо взглянуть свысока на место гуманизма в мире.

1.4 Гуманизм как этическая и философская категория

Гуманизм представляет собой наличие в обществе мировоззрения, выражающего необходимость духовного, нравственного и физического развития личности, создание ей необходимых возможностей для достижения благополучия и счастья, определяющего необходимость уважительного отношения к ее правам и личному достоинству.

Впервые о гуманизме заговорили в эпоху Возрождения, когда после насаждения в обществе идей религиозного аскетизма и преобладания интересов церкви во всех сферах общественной жизни, интерес общества повернулся в сторону человека, его прав, нужд, земных потребностей. 1

Далее гуманистические идеи перешли в утопический социализм, где идея высокого духовного развития личности и ее благополучия связывалась с ликвидацией социального неравенства.

В современном мире гуманизм трактуется, как признание ценности личности человека и его права на свободное развитие и самовыражение. Это общечеловеческая основа развития современного общества.

Гуманизм предусматривает доброе, внимательное и сочувственное отношение к каждому человеку. Но теперь это понятие дополнено еще средой обитания. Идеи гуманизма предусматривают, чтобы человек жил и развивался в среде, которая не наносит вреда его здоровью. Поэтому с гуманизмом связаны идеи бережного отношения к окружающей среде и доброе и заботливое отношение ко всему живому.

Но гуманизм — это не только философское мировоззрение, но и определенные правила жизни. Хоть в обществе проживают разные по нравственным приоритетам личности, в мире существует зло, войны и катастрофы, человечество все же развивается на основах человеколюбия, на государственном уровне во многих странах закрепляются принципы гуманизма и права человека.

2 стр., 913 слов

Проблемы гуманизма в современной философии

... познания. Каковы тенденции изменения человека в условиях современной цивилизации? В центре философии должен быть человек . Его бытие есть непосредственно данная реальность, через которую мы воспринимаем предметный мир и общество. Это бытие ...

Необходимо также, чтобы каждый человек сознательно принял принципы гуманизма, осмыслил их и поставил перед собой определенные обязательства. К их числу относятся: определение смысла жизни, нравственные, интеллектуальные, правовые и экологические обязательства.

Согласно принципам гуманизма, каждая личность должна развиваться, получить набор соответствующих знаний и умений, которые она будет возвращать обществу через профессиональную и общественную деятельность, соблюдать правовые и моральные нормы общества, с уважением относится к основным общественным ценностям, сохранять экологическую обстановку и бережно относится к природе.

Гуманизм из мировоззрения постепенно превращается в систему знаний, базирующуюся на антропологии, социологии, истории, этике, психологии, юриспруденции.

Таким образом, гуманизм очень важен в жизни общества, сопутствует ему с древнейших времен и является неотъемлемой частью настоящего времени.

2. Вызовы современности

2.1 Философские основания гуманизма

Из обзора истории формирования всемирного гуманистического движения и анализа основных разновидностей современного гуманизма следует вывод, что современный гуманизм не связан с какой-то одной интеллектуальной традицией, а питается различными гуманистически ориентированными философскими, художественными, научными, правовыми и другими традициями культуры. Одной из наиболее заметных среди них является философия. Связь философии и гуманизма очевидна, поскольку тема о человеке и его жизненном мире является одной из главных в философии и ключевой в гуманизме. Но далеко не очевидны механизмы «перетекания» идей из философии в гуманизм и обратно. Если философия призвана раздвигать метафизические, этические, гносеологические и иные горизонты человеческого знания, то гуманизм в своей практической направленности является скорее потребителем и «утилизатором» этих знаний, не ставя себе в долг заниматься специальными философскими исследованиями. Ведь по определению, гуманизм — это не философская доктрина. Даже если мы встречаем выражения типа «гуманизм — это философия жизни», то, строго говоря, это не имеет никакого отношения к школьному значению этого термина, который связан с философией Ф. Ницше, Л. Клагеса, А. Бергсона, В. Дильтея, О. Шпенглера. Значит ли это, что гуманистическое мировоззрение обращено просто к человеку и области культуры как области его тотального бытия? Значит ли это, что оно обречено на теоретическое бесплодие? Возможно, это было бы так, живи мы в платоновском мире чистых идей, где идея гуманизма и идея философии существуют в своей идеальной и вечной автономии. Но здесь, в мире нежной и грубой действительности, нас выручают те самоочевидные вещи, к которым так охотно апеллирует гуманизм — носитель здравого смысла. Ведь, говоря о гуманизме и философии, мы в данном случае едва ли должны иметь в виду бесплотные призраки. Гуманизм обязывает видеть конкретного живого человека в конкретном культурном контексте. Это значит, что если теоретически и есть какой-то зазор между философией, антропологией, этикой и гуманизмом, то в жизни они могут реально бытовать только вот в этом живом человеке и в его реальном жизненном мире как живом и неразрывном синтезе и взаимодействии. Поэтому, когда мы обсуждаем вопросы философских и иных оснований гуманизма, то имеем в виду, что фактически эти темы решаются людьми, имеющими соответствующую профессиональную подготовку, но неизбежно остающимися людьми, которым не чуждо ничто человеческое, в том числе и гуманизм.

Тем не менее, историко-философский процесс дает нам большой фактический материал асимметричного симбиоза гуманизма и философии. Особенно тесно, если говорить о западном гуманизме, он оказался связанным со скептико-рационалистической линией в философии, с марксизмом, экзистенциализмом, натурализмом (естественнонаучным, эволюционным и др.), прагматизмом, персонализмом. На это обстоятельство указывают многие исследователи. Так, например, Е.А. Толстая в работе «Истоки гуманистической философии двадцатого века» обращает внимание на бытование естественнонаучных версий гуманизма, различных вариантов прагматистски фундированного гуманизма, на марксистские интерпретации гуманизма. Выявление взаимосвязей гуманизма с вышеназванными направлениями философии представляется чрезвычайно важной процедурой философско-методологического анализа гуманизма, поскольку позволяет рассмотреть его отличительные и существенные моменты, несмотря на все его историко-философские разновидности. Научные исследования философских оснований гуманизма немногочисленны, однако, они особенно интенсивно предпринимались в последние два десятилетия ХХ века.

гуманизм уголовный билль наказание

2.2 Принцип гуманизма в современном мире

Используемая в УК РФ категория «принцип гуманизма» не известна законодательству абсолютного большинства стран мира.

Вместо нее в зарубежном уголовном праве применяется более конкретный международно-правовой и конституционный принцип запрета жестокого, бесчеловечного или уничижающего достоинство человека обращения и наказания, который может быть назван также «принципом гуманности» (при том, что понятие гуманности абстрактно и поэтому значительно шире).

Исторически появление вышеуказанного запрета восходит к эпохе французской и американской буржуазных революций, воплотивших прогрессивные идеи Просвещения об упразднении пыток, членовредительских наказаний и квалифицированных видов смертной казни как атрибутов феодального права. «Отец» современного уголовного права Ч. Беккариа писал: «следует употреблять только такое наказание, которое производило бы наиболее сильное впечатление на душу людей и было бы наименее мучительным для тела преступника».

Хотя первыми реализацию указанных идей начали «просвещенные» абсолютные монархи, именно буржуазные революции возвели отказ от жестоких наказаний в ранг конституционного принципа.

Еще в 1689 году в английском Билле о правах было провозглашено: «недопустимо ни требование чрезмерных судебных залогов, ни наложение чрезмерных штрафов или жестоких и необычных наказаний».

Через век американские «отцы-основатели» повторили те же слова в Статье VIII Билля о правах 1791 года (т.е. Восьмой поправке к Конституции США): «Не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания».

Спустя полтора столетия указанный запрет получил широкое признание в международном праве. Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ст. 5) провозгласила, что «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию».

Эту формулу почти дословно воспроизвел Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или уничижающему его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам».

В настоящее время основанный на вышеуказанных международно-правовых нормах запрет жестокого обращения и наказания содержится в конституциях большинства стран мира. При этом в отдельных случаях формулировки могут несколько отличаться от международно-правовых. Так, согласно ст. 27 Конституции Италии «наказания не могут состоять в мерах, противных чувству гуманности».

Иногда запрет жестоких наказаний можно найти в самом тексте уголовного закона (например, в УК Сальвадора, Словении, Хорватии).

В некоторых странах уголовный закон специально выделяет принцип уважения человеческого достоинства. Так, УК Колумбии и Панамы провозглашают, что в основе уголовного права (в УК Панамы — Уголовного кодекса) лежит уважение человеческого достоинства. Этот же принцип назван в преамбуле к УК Парагвая. По УК Сальвадора каждый, кому вменяется преступление, имеет право на обращение с должным уважением достоинства, неотъемлемо присущего личности. Согласно УК наказание и иные уголовные меры должны применяться всегда с должным уважением к человеческому достоинству.

УК Афганистана запрещает любые наказания, противоречащие человеческому достоинству. По УК Швейцарии каждый осужденный, отбывающий лишение свободы или в отношении которого исполняется уголовная мера, имеет право на уважение его достоинства. Кроме того, в подавляющем большинстве стран мира неприкосновенность достоинства человека возведена в ранг конституционного принципа, который определяет содержание уголовного законодательства.

Так, в ФРГ Конституционный Суд в 1977 году признал, что пожизненное лишение свободы без возможности условно-досрочного освобождения несовместимо с положением ст. 1 Конституции о неприкосновенности человеческого достоинства.

Содержание самого принципа уважения человеческого достоинства представляется весьма многогранным.

С одной стороны, вышеуказанный принцип вытекает из запрета унижающих человеческое достоинство обращения и наказания (соответственно, является частным случаем принципа гуманности).

С другой стороны, в уголовно-правовой теории и практике органов конституционного контроля принцип уважения человеческого достоинства рассматривается как широкая категория, эквивалентная принципу гуманности или даже поглощающая его.

Более того, в международном праве человеческое достоинство вообще является основополагающей категорией. В главных международно-правовых актах о правах человека признание человеческого достоинства предшествует изложению всех прав и свобод. Так, согласно преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года «в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

Все толкователи гуманизма примерно схожи в своих точках зрения, однако мне больше импонирует марксистская точка зрения. Согласно марксистской теории, гуманизм — мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие.

Как бы не толковали в мире гуманизм, процессы происходящие в мире переступили через гуманизм широким шагом. В социальной сфере государств и межгосударственных отношениях. Чего только стоит восторженный «Вау» Хилари Клинтон на информацию об зверской расправе над ливийским лидером Мауаммаром Каддафи.

Несомненно, гуманизм — как ценность, не может существовать полноценно в государстве без национальной идеи. Наличие прописанной законодательно ценности, не подкрепленной целью лишает ценность значимости. Цель рождает ценность, а не наоборот. Карандаш ценен постольку, поскольку вы им можете писать или сиюминутно захотите воткнуть кому-то в глаз. Если вы не умеете/не хотите писать он для вас представляет нулевую ценность. Так дело обстоит и с такими фундаментальными ценностями как гуманизм.

К сожалению, в России нет национальной идеи. Политики заявили, что любая идея агрессивна. Пусть деньги будут национальной идеей, решили они. Что несомненно является прямой формулой криминального государства. Любое государство, любое общество держится на том, что не продается и не покупается. Как только все становится деньгами, т.е. сфера нематериальных идей становится — материальной, жизнь кончается. И это не локально. Весь мир сходит сума. Человек — как базовая ценность, отодвинут на второй план. Первый план, все чаще занимают интересы узких групп и деньги. Высокопоставленные чиновники не отвечают перед законом за тяжкие преступления против государства. Пример: Сердюков. Дети высокопоставленных чиновников также избегают меры наказания. В этом ключе необходимо защищать все возможные ценности, в том числе и право — как регулятор отношений внутри общества. Причем не исключительно государственное право, но и международное. Нельзя сохранить общечеловеческие ценности в рамках одного государства.

Защита права в мире, где от понятия гуманизм осталось одна форма без содержания — задача не из легких, но тем не менее, нам нужно сохранить право в этот не легкий исторический промежуток времени.

Заключение

Итак, сделаем некоторые выводы:

1. Гуманизм является естественным свойством личности, нравственной категорией, в основе которой лежит нравственное начало, то есть начало, реализующееся в нравственном выборе, в выборе не по соображениям выгоды, а по велению совести, по критерию справедливости и добра.

2. Суть понятия гуманизма заключается в том, что, во-первых, гуманизм — это мировоззрение; во-вторых, гуманизм признает такие права, которые направлены на благо человека и позволяют ему всесторонне развиваться; в-третьих, благо человека считается критерием оценки всех социальных институтов; в-четвертых, нормой взаимоотношений между людьми признаются принципы равенства, справедливости, уважения и нравственности.

3. Гуманизм как принцип уголовного права имеет конкретное содержание и заключается в требовании обеспечения прав и свобод человека путем реализации правовых норм.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/printsip-gumanizma-v-ugolovnom-prave/

1) Уголовный кодекс Российской Федерации от 25 января 2013 года.

2) Авдеев В.А. Уголовное право Российской Федерации: Общая часть, краткий курс лекций. Иркутск 2012 год.

3) Авдеев В.А. Уголовное право Российской Федерации, методические указания для написания курсовой работы. Иркутск 2004 год.

4) Авдеев В.А. Назначение наказаний в российском уголовном праве. Иркутск 2007 год.

5) Авдеев В.А. Уголовное право Российской Федерации. Программа курса и методические указания по общей части. 2003 год.

6) Конституция Р.Ф., от 2012.

7) КонсультантПлюс. 2013 год. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

8) Разин А.В. Идея гуманизма в западной философии // Философия и общество. — М.: 1995.