Право и социальная справедливость

В наши дни перед российским обществом стоит острая проблема реформирования основ общественной жизни. Решение этой проблемы невозможно без критического осмысления прежнего опыта, необходимого для выработки нового понимания того, какими должны быть новые формы общественной жизни. Одними из наиболее значимых ориентиров в этом осмыслении являются для нас сегодня идея демократического, правового и социально-ориентированного государства и тесно связанная с ней идея гражданского общества. Ориентация российского общества на демократическое правовое государство зафиксирована в статье 1 Конституции РФ. Однако для воплощения этой идеи в действительность необходимо широкое внедрение правовых идей и механизмов в жизнь российского общества, которое должно поставить предел всесилию власти государства, сросшегося с теневыми и криминальными структурами, должно создать условия для интенсивного социально-экономического развития России, для возвращения ее в сообщество цивилизованных стран. Гражданское правовое состояние как раз и создает возможность для легальной индивидуальной и групповой активности, столь необходимой для возрождения былого величия России. Реализация правовых механизмов в жизни общества невозможна без актуализации основополагающих идей и категорий морально-правового сознания. Одной из таких категорий является категория справедливости, характеризующая «понятие о должном, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его неотъемлемых прав» Философская энциклопедия в 5 т., т.5., М., 1970 г., с.119. О значимости понятия справедливости для юриспруденции свидетельствует латинское изречение, которое гласит «Юриспруденция есть знание вещей божественных и человеческих; это наука о справедливом и несправедливом» Латинская юридическая фразеология. М., 1979 г., с.76.. Целью данной работы является выяснение содержания понятия справедливости, а также ее взаимосвязи с таким понятием как право.

Неразрывная связь понятий «справедливость» и «право» зафиксирована в языковой практике. В «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля понятие «справедливый» истолковывается как «правильный, сделанный по закону, по правде, по совести, по правоте», а понятие «право» — как «уверенье в истине чего-либо, сокращенно ?пра?, истинно, воистину, ей-ей, справедливо, уверяю, данная кем-либо, или признанная обычаем» В.И.Даль Словарь живого великорусского языка. М., 1993 г. т.3, с.96; т.4..

С другой стороны, народная мудрость, а также латинские изречения, многие мысли, высказывания римских юристов приобрели характер крылатых выражений. Они используются не только в качестве украшений речи, но и имеют практическое значение. Это не случайно. В латинской фразеологии заключена мудрость юридической мысли. Некоторые изречения древнеримских юристов рассматриваются в качестве принципов создания тех или иных законов. Многие из них, будучи своего рода принципами права, часто выступают в качестве основы для разрешения конкретных юридических казусов, особенно когда нормы закона либо отсутствуют, либо выражены неопределенно. Это выразилось в таких изречениях как «По естественному праву справедливо, чтобы никто не обогащался за счет другого или в результате причинения ему вреда», » Если кого-либо осуждают, не выслушав, это противоречит справедливости», «Право — наука о добром и справедливом» и др. Таким образом, уже в древности стала очевидной необходимость тесной взаимосвязи права и справедливости в соответствии с морально-правовыми нормами. Одной из регулятивных идей здесь становится идея справедливости.

16 стр., 7721 слов

Качество жизни населения и социальные стандарты

... социальных стандартов по обслуживанию населения республики», рассмотренные в данной работе в последних редакциях. При написании курсовой работы поставлена цель: изучить сущность понятий качество жизни и социальные стандарты ... человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой. Проще говоря, качество жизни населения - это степень ...

Таким образом, изучение проблемы взаимосвязи понятий права и справедливости стала актуальной еще и в древности, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней крылатые выражения и пословицы.

Справедливость в различных ее пониманиях, а также взаимосвязи ее с понятием право изучена в таких работах, как «Социальная справедливость и право» Мальцева Г.В., «Справедливость. Морально-политическая философия Дж.Роулса» Алексеевой Т.А. и др.

Основной целью данной курсовой работы является путем анализа и обобщения различной литературы (периодической, монографии), касающейся тематики моей курсовой работы, изложить суть понятий права и социальной справедливости, а также постараться отобразить их взаимосвязь.

По ходу выполнения курсовой работы, передо мной будут поставлены такие задачи, как, во-первых, изучение литературы, касающаяся содержания понятий права и социальной справедливости, во-вторых, определение сущности права и социальной справедливости, а также их составляющих, и, в-третьих, отображение взаимосвязи права и социальной справедливости.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав (Глава 1 —Понятие права, которая состоит из двух пунктов; Глава 2 — Понятие социальной справедливости, которая состоит из двух пунктов; Глава 3 —Взаимосвязь права и социальной справедливости), заключения, списка использованной литературы.

Таким образом, обратимся к подробному анализу содержания данной курсовой работы.

право социальная справедливость

Глава .1 Понятие права

1.1 Современное нормативное понимание права

Любое определение права неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия различных его свойств, черт, характеристик, связей. Краткое определение призвано отразить лишь наиболее общие, основные, главные признаки этого сложного явления. К таким наиболее существенным признакам права относятся: 1) государственно-волевой характер; 2) нормативность; З) властно-регулятивная природа.

Следует также иметь в виду, что нормативное понимание права сообразно современному развитию юридической науки в России, претерпевает существенные изменения, нуждается в осмыслении новых для него моментов. Один из них заключается в необходимости познания права не только с классовых, но и с общечеловеческих позиций.

6 стр., 2874 слов

По курсу: Правоведение : «Понятие права, его роль в обществе»

... Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо ...

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

Через государство «возводится в закон», становясь обязательной для всех, не только воля господствующего класса (там, где он есть), но также и воля других классов, слоев и групп данного общества, выражающая их интересы и притязания.

Право немыслимо вне волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля — право. Так, не является правом воля отдельного индивида, социальных групп, слоев, классов. Не становится сама по себе правом также воля политических партий и других общественных объединений, выраженная в их документах. Это не государственные виды (формы) воли.

Только когда воля выражена как закон, установленный властью, она становится государственной.

От других разновидностей воли государственная воля отличается тем, что она, во-первых, аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения; во-вторых, является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества; в-третьих, объективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами.

Эта государственная воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право.

Сущность и содержание права определяются не только экономическим строем общества на данном этапе его развития, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации.

Особо следует выделить такой духовный общефактор, вот уже несколько столетий оказывающий мощное влияние на формирование и развитие права, как учение о естественных, прирожденных, неотъемлемых правах человека, которые должны лежать в основе позитивного, официально действующего в пределах того или иного государства права. Лишь в этом случае последнее, с позиций естественно-правовой теории, оценивается как соответствующее человеческому разуму, природе человека, а потому гуманное и справедливое.

С тех пор как провозглашенные естественно-правовой теорией законы, синтезирующие общечеловеческие представления об идеях и принципах морали и правосознания; впервые получили выражение в качестве государственной воли в одном из замечательных документов Великой французской революции — Декларации прав человека и гражданина (1789), они прошли большой и сложный путь, ознаменовавшийся их международно-правовым признанием в принятом ООН Всеобщей декларации прав человека (1948).

Вопрос о том, соответствует или не соответствует право того или иного государства идеям признания и охраны основных, фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, стал фактически международно-признанным критерием отнесения данного государства и права к демократическому или тоталитарному.

Воздействие идей естественно-правовой теории на развитие современного российского права впервые получило официальное признание и выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР (1991) и особенно в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Непосредственно с этим связан происходящий ныне процесс углубления нравственных начал отечественного права, сближения права и морали демократического общества. Естественное право практически неосуществимо без позитивного, а духовная основа, нравственная сила позитивного права коренится в праве естественном.

10 стр., 4876 слов

«Философия права Гегеля» Выполнила

... сфере абстрактного права воля непосредственна и абстрактна. Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному, в диалектике свободной воли. Понятие права пока еще ... как разумное существующее. Гегель первым различает гр-ое общество и политическое гос-во, трактуя гр-ое общество, как опосредованная трудом, система потребностей основанная на ...

Соответственно один из новых моментов, характеризующих нормативный подход к праву, состоит в стремлении к полному преодолению существовавшего ранеё отрыва от естественной школы права, обеспечению единства естественного и позитивного права в теории и на практике.

Итак, в том, что право — государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования, состоит общечеловеческая и классовая сущность права.

Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании.

В специальной литературе эту систему норм принято называть правом в объективном смысле (объективным правом), имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту, в отличие от права в субъективном смысле (субъективного права) как права (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения либо совокупности таких прав (правомочий).

Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права. Вопрос этот сложный, неоднозначно трактуемый различными учеными, в том числе и сторонниками нормативного понимания права. Одни авторы смешивают содержание права с его сущностью, другие — с его формой.

Правильное решение данного вопроса можно найти на основе рассмотрения права под углом зрения его государственно-волевого и нормативного признаков. Если сущность права в том, что оно, как отмечалось выше, выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Иначе как путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих его правовых норм

Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали, норм общественных объединений) рядом присущих только ему специфических особенностей, характерных черт. Наиболее существенные из них: связь с государством, охрана от нарушений возможностью государственного принуждения; общеобязательность; формальная опрёделенность; институционность; качество официального регулятора общественных отношений.

Связь права с государством состоит в том, что составляющие правовые нормы, воплощающие государственную волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением (что свойственно и другим социальным нормам), возможностью применения, когда это необходимо, юридических санкций (что характерно исключительно для права).

4 стр., 1554 слов

Права человека в современной России

... В современном мире общепризнанным является взгляд на права человека как универсальную категорию, отражающую наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. В этом плане права человека являются не государственно-правовой, категорией, а общественно ...

Следует заметить, что в специальной литературе была подвергнута справедливой критике в качестве одной из ошибок прошлого формулировка, сводящая право к мерам принуждения, что будто его применение обеспечивается принудительной силой государства Подобные выражения, неудачные, неточные сами по себе, особенно неприемлемы в нынешних условиях, так как большинство граждан добровольно и сознательно сообразуют свое поведение с нормами права. Однако в отличие от иных социальных норм за правом всегда стоит аппарат государства, способный в случае нарушения правовых норм принудить к их соблюдению. Стало быть, не в обеспечении принудительной силой государства, а в возможности государственного принуждения как гарантии реализации, охраны правовых норм от нарушений — одна из наиболее важных особенностей права.

В прямой связи с изложенным находится другая важнейшая черта права — его общеобязательность. Все иные разновидности социальных норм (нравственные, корпоративные, религиозные и т.д.) обязательны лишь для той или иной части населения. И только право — система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.

Следующая неотъемлемая черта права — формальная определенность, т.е. точность, четкость, емкость, стабильность, чему способствуют, в частности, такие внутренние свойства, как представительно-обязывающий характер, специфическая структура (строение) правовых норм и юридическая техника их внешнего оформления.

Важным свойством права, придающим ему формальную определенность, является его институционность, заключающаяся в том, что составляющие право нормы издаются или санкционируются государством в строго определенных формах, своего рода знаковых системах, каковыми служат различные юридические источники. Как было показано выше, содержание права составляет система действующих юридических норм.

Что формы права, то под ней понимаются опредёленные способы выражения государственной воли общества. Форма показывает, каковы внешние проявления права, в каком виде оно существует и функционирует в реальной жизни. С помощью формы происходит придание воле государства доступного и общеобязательного характера, доведение этой воли до исполнителей. Посредством формы право как бы получает путевку в жизнь.

Наиболее распространенной основной формой (источником) выражения российского права служат нормативно-правовые акты, ведущее место в ряду которых принадлежит закону — нормативному акту, издаваемому на основе строго определенной демократической процедуры представительными и законодательными органами Российской Феде рации и ее субъектов для регулирования наиболее важных общественных отношений и обладающему высшей юридической силой. Кроме того, имеются и иные формы выражения (юридические источники) права

Раздельное рассмотрение содержания и формы права логически возможно лишь в порядке научной абстракции, в целях удобства исследования. В реальной же действительности они не существуют обособленно друг от друга: бесформенное содержание права также немыслимо, как и его бессодержательная форма. Содержание права имеет место лишь постольку, поскольку оно оформлено.

Именно из единства содержания и формы права исходит его нормативное понимание. Вместе с тем нельзя не учитывать, что не всякая норма, изданная тем или иным государственным органом, обязательно выражает возведенную в закон волю общества. В связи со значительным увеличением объема законотворческой деятельности субъектов РФ и нормотворческого процесса, в том числе ведомственного, в масштабах Федерации, в теории права назрел вопрос о необходимости выработки основанных на Конституции РФ четких научных критериев соответствия отдельных норм, содержащихся в различных нормативных актах и других источниках, праву как государственной воле общества. Такими критериями, соответственно духу и букве Конституции РФ, являются:

31 стр., 15358 слов

Этические принципы и нормы деятельности социального работника

... -нравственные характеристики социального работника; разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении. Гипотеза исследования: если социальный работник в своей повседневной деятельности будет руководствоваться этическими нормами ...

  • для норм, выраженных в федеральном законе — соответствие Конституции РФ;
  • для норм, содержащихся в законе субъекта РФ, в зависимости от конституционного или договорного, закрепленного разграничения пределов ведения и полномочий, — соответствие федеральному закону или конституции (уставу) данного субъекта Федерации и в конечном счете Конституции РФ;
  • для норм, содержащихся в подзаконных нормативных актах и других источниках права (нормативный договор, правовой обычай), — соответствие нормам, выраженным в федеральных законах, уставах и законах субъектов Федерации и, в конечном счете, в Конституции РФ;

— ? для норм, содержащихся во всех источниках права, — соответствие основным правам и свободам человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным и гарантированным в Конституции Российской Федерации (ст. 17, 18) в качестве непосредственно действующих. Сообразно этому суд правомочен не применять при разрешении конкретных дел нормы, которые по его убеждению влекут нарушение прав и свобод граждан, в каждом подобном случае руководствоваться соответствующими нормами Конституции РФ

Наряду с четким различием содержания и формы права, нормы права и закона, нормативный признак подчеркивает их единство и однопорядковость, общую устремленность на упрочение законности и правопорядка, правовое обеспечение стоящих перед обществом и государством задач.

С этим связан вопрос о роли права как особого регулятора общественных отношений, без выяснения которого не может быть достаточно полного представления о праве и его особенностях в сравнении с другими социальными регуляторами.

Властно-регулятивный характер права раскрывает специфику социального назначения права как особого государственного регулятора общественных отношений.

Для характеристики данного признака права недостаточно отметить, что оно есть социальный регулятор, ибо роль подобного регулятора выполняют также обычаи, мораль, нормы общественных объединений и т.п. В сравнении с ними право — особый, а именно государственный регулятор. Как создание, так и реализация права, его активная роль в регулировании общественных отношений находятся в прямой зависимости от государственной власти, сопряжены с функционированием ее механизма, формами деятельности, контролем за точным соблюдением правовых норм всеми.

Данный признак проявляется и в том, что право регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества. Поэтому, в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно; оно едино и однотипно с государством.

1.2 Широкое понимание права

Право является высокоэффективным инструментом проведения в жизнь политики государства, специфическим средством (формой) организации и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления задач и функций. Право — единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

21 стр., 10234 слов

Принцип справедливости в уголовном праве России

... общие начала поведения, понимания норм права с тех позиций, которые вырабатывались на протяжении многих веков человеческой, общественно-исторической практикой. Именно поэтому закрепление принципа справедливости в уголовном законе и в уголовном праве вообще имеет ...

Специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим характером его норм — правил поведения. Эти нормы устанавливают для участников регулируемых отношений взаимные права и обязанности, которые гарантируются и охраняются государством. Тем самым регулируемым правом фактическим отношениям придается характер правовых отношений.

Все изложенное выше позволяет праву быть равной мерой, применяемой к различным людям, одинаковым масштабом их возможного и должного поведения, упорядочения и развития отношений между ними, в правовом урегулировании которых заинтересованы государство и общество. Тем самым и это особенно важно для характеристики права как государственного регулятора общественных отношений — оно выступает в качестве единственного официального определителя и критерия правомерного и неправомерного, законного и противозаконного поведения, т.е. меры свободы.

Властно-регулятивная природа права в тесной связи с его волевым и нормативным признаками дает ответ на вопрос: почему именно право представляет собой наиболее всеобъемлющий и эффективный, регулятор общественных отношений. Конечно, возможности воздействия права на социальную действительность, не беспредельность, любые по попытки их преувеличения, абсолютизации ведут к волюнтаризму. Международный, в том числе российский, опыт подтвердил, что право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества

На основе обобщения рассмотренных выше признаков права, образующих сердцевину его нормативного понимания, можно предложить следующее общее определение понятия права.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Право, существующее в реальной жизни, необходимо рассматривать с учетом конкретизации его государственно-волевого, нормативного и властно-регулятивного признаков применительно к опредёленной ступени исторического развития и особенностям той или иной страны.

Глава 2 Понятие социальной справедливости

2.1 Историческое развитие учения о социальной справедливости. Проблема сущности, происхождения и определения справедливости

Первое в истории общественного сознания понимание справедливости было связано с непререкаемостью норм первобытного строя. Здесь справедливость понималась как простое следование общепринятому порядку. В этом смысле характерно, что, например, древнегреческое слово соответствующее нашему слову «справедливость», означало лишь «обычай», «уклад жизни». В социальной практике такое понимание справедливости имело негативный смысл — требование наказания за нарушение общей нормы. Одним из воплощений такого понимания справедливости, которое в науке определяется как ретрибутивная, воздающая справедливость, можно считать принцип «око за око, зуб за зуб», реализовавшийся в институте родовой мести.

8 стр., 3726 слов

Аристотель о праве и законе

... историком науки, хотя его изложение учений древних требует критического подхода. Аристотель о праве и законе. Объектами политической науки являются ... справедливости как некоторой равномерности Аристотель говорит о «специальной справедливости» и различает два вида ее проявления: справедливость, распределяющую и справедливость уравнивающую. Уяснение содержания этих понятий необходимо для понимания ...

Более сложное, позитивное понимание справедливости, включающее наделение людей благами, возникает в период выделения индивидов из рода. Первоначально оно обозначает главным образом равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами.

Однако, с возникновением частной собственности и неравенства справедливость начинают отличать от простого равенства, включая в нее и различия в положении людей сообразно их достоинствам. Так, например, знаменитый древнегреческий философ Демокрит писал: «Наиболее содействует делу справедливости и добродетели тот, кто отдает наибольшие почести самым достойным» Борохов Э.. Энциклопедия афоризмов. (Мысль в слове).

М., 2004 г.. То же понимание справедливости выражает и имевший широкое хождение античный афоризм «Справедливость есть постоянная и неизменная воля воздавать каждому по заслугам» В.И.Даль Словарь живого великорусского языка. М., 1993 г.. В социальной утопии Платона понятие справедливости характеризует такое общественное устройство, где каждое из трех сословий добросовестно исполняет свои обязанности и не вмешивается в дела других. Справедливость, которую Платон считает «добродетелью великих душ», заключается, по его мнению, в том, чтобы «…производить свое и не хвататься за многое» В.М.Жуйков Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М.,1997 г..

Другой великий греческий философ, Аристотель считал, что справедливость может означает, с одной стороны, равенство для равных, а, с другой стороны, неравенство для неравных. Именно Аристотель впервые разделил справедливость уравнительную и распределительную. «Что касается специальной справедливости…, то один вид ее проявляется в распределении почестей, или денег, или вообще всего того, что может быть разделено между людьми, участвующими в известном обществе (здесь может быть равное и неравное наделение одного перед другим).

Другой вид ее проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена». При этом особенно важным для справедливости Аристотель считает воздаяние, которое должно исходить из принципа пропорциональности. Это обосновано тем, что, с его точки зрения, общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности. Таким образом, Аристотелю удалось сформулировать основополагающее для современного понимания справедливости противоречие между идеей равенства и идеей заслуг и достоинства, предполагающей признание социального неравенства и пропорциональность воздаяния.

Это разграничение равенства и пропорциональности получило свое развитие в социально-правовой мысли Средних веков и Нового времени. Равенство как основа справедливости признавалась здесь ограниченно, то есть в каком-нибудь определенном отношении. Средневековая христианская мораль допускала лишь религиозное равенство в смысле их общего происхождения от Бога («братства во Христе») и причастности первородному греху. Соответственно несправедливым могло считаться лишь неоправданно жестокое обращение государя с подданными. В новоевропейском буржуазном обществе, где была в определенной мере преодолена нерушимость сословных границ, понимание справедливости уже предполагает известное реальное равенство прав (политическое и юридическое равенство перед законом, экономическое равенство возможностей и эквивалентность обмена товарами и услугами), которое на практике оказывается в значительной мере формальным. Соответственно изменяется и понимание основы пропорциональной справедливости. Если средневековая мораль видит ее в достоинствах, связанных со степенью «благородства» происхождения, то буржуазная мораль, возникающая во многом под влиянием этики протестантизма, видит ее в способности и усердии проявленных данным человеком и его предками и воплощенных в накопленном богатстве.

7 стр., 3020 слов

«Право как социальное явление: факторы реализации

... механизм действия права. При этом социальный его аспект лишь подразумевается, но не объясняется. В то же время социальный аспект механизма действия права предполагает исследование, прежде всего, социальных обстоятельств, находящихся ... поведения, а правовое сознание не сводится к элементарной сумме знаний о законе и законности, существующих в правовых взглядах и идеях, как некий «слепок» ...

Формирование новоевропейского понимания справедливости было связано с формированием нового представление о человеке. Человек здесь стал рассматриваться как самостоятельный индивид, обладающий неотъемлемыми правами и способный самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение в обществе на основе некоторых общезначимых норм. В этом смысле характерно признание вины как индивидуальной ответственности каждого за свои собственные осознанные действия обязательным элементом состава правонарушения в отличие от права древности и средних веков, где признавалось так называемое объективное вменение, когда наказание применялось за осуждаемые государством церковью социальной группой последствия каких-либо действий совершенных без вины. Таким образом, идея справедливости предполагает (хотя бы в качестве идеала, к которому следует стремится) обеспечение, с одной стороны, равенства всех индивидов в реализации их неотъемлемых прав, а, с другой стороны, возможностей социальной самореализации каждого без ущерба для других членов общества и пропорциональности общественных оценки и воздаяния для этой самореализации. Признание неотъемлемых прав человека позволяло значительно расширить сферу действия справедливости и успешно развивать механизмы ее реализации.

Другим важным вкладом новоевропейской мысли в понимание справедливости было изменение представлений о ее происхождении. Для античности было характерно представление о том, что справедливость является характеристикой естественного порядка вещей. Это представление находит свое выражение уже у Анаксимандра, учившего о том, что из чего все вещи возникают, в то же они и возвращаются согласно справедливости, поскольку они за свою нечестивость несут наказание и получают свое возмездие друг от друга в установленное время. Аналогичное мнение высказывали также Демокрит и Эпикур. Демокрит, считавший, что ничто в мире не происходит без естественной причины, подчеркивал в своем учении объективную природу справедливости. Несправедливым он считал то, что противно природе. По мнению Эпикура, справедливость как соответствие людей космическому порядку проявляется в договоре о том, что полезно всем его участникам. Для средневековой мысли характерно представление о том, что источником справедливости является божественная воля.

В философии Нового времени была отчетливо выявлена определенная взаимосвязь идеи справедливости с идеей свободы. Как писал И. Зейме: «Где нет справедливости, нет и свободы, а где нет свободы, нет и справедливости» Концепция судебной реформы. М., 1992 г.. Наиболее яркое свое выражение эта мысль нашла в учение Г.В.Ф.Гегеля. По его мнению, конституция, в которой «разумная воля доходит до сознания и понимания самой себя», и есть «…существующая справедливость как действительность свободы и развития ее разумных определений» Латинская юридическая фразеология. М., 1979 г..

В Новое время утверждается общественно-конвенциональное понимание справедливости, прежде всего выразившееся в теориях общественного договора. Теории общественного договора отделяют государство как политико-правовой институт от общества, объявляют его созданием воли людей. По мнению, представителей теорий общественного договора (в частности, Гельвеция), понятие справедливости не могло существовать до выхода людей из естественного состояния и создания ими законов. «Справедливость предполагает установленные законы» Нормативные материалы о судьях и суде присяжных. М., 1994 г.. Такое понимание означало, что, в отличие от античной и средневековой интерпретации справедливости, где она обосновывалась авторитетом естественного закона и божественной воли, здесь справедливость оказывается зависящей от воли человека. Соответственно утверждение справедливости того или иного общественного порядка, учреждения, закона и т.д. в силу его «естественного» или «божественного» происхождения становилось невозможным. Идея относительности представлений людей о справедливости была высказана еще Гераклитом («У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают справедливым, другое — несправедливым»), однако именно в философии Нового времени эта идея получает свое адекватное воплощение. Именно в философии Нового времени осознаны, с одной стороны, относительность всякого представления о справедливости, ведущая к признанию многообразия возможных представлений о ней, а, с другой стороны, — необходимость справедливости как некоторой идеи, с точки зрения которой оценивается то или иное общественное установление. Как писал Вольтер: «Абсолютная справедливость недостижима также как абсолютная истина; но справедливый человек отличается от несправедливого своим стремлением к справедливости и надеждой ее достичь, как правдивый от лживого — своей жаждой истины и верой в нее» Общая теория права. под ред. А.С.Пиголкина.М., 1996 г.. По мнению И.Канта, «когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей» Соловьев Э.Ю. Выступление на круглом столе «Право. Свобода. Демократия.»//Вопросы философии. —

1990. — №6.. С ним перекликается и мнение Дж. Стюарта Милля, который называл справедливость «главной частью и, вне всякого сомнения, самой священной и обязательной частью всякой морали» Становление судебной власти в Российской Федерации. М., 1997 г.. Справедливость имеет автономную, ни от чего не зависящую ценность. Ж.-Ж.Руссо писал: «Первая награда справедливости — это сознание того, что мы поступили справедливо». Идея справедливости, таким образом, превращается в некоторую регулятивную идею, необходимую для моральной оценки тех или иных законов и учреждений. По мнению Э.Ю.Соловьева, такое понимание справедливости связано с противопоставлением права и закона (или иначе нормативно-теоретическим определением закона), которое позволяет ввести этическую оценку в законодательство. Такое его определение он связывает с тем, что право понимается не как совокупность принудительных норм, регулирующих поведение каждого члена общества, но как мораль, регламентирующая правителя. Именно такое понимание права, которое Э.Ю.Соловьев, связывает с кантовской концепцией моральной автономии индивида, и соответствует концепции гражданского общества. Соответствующее такому праву законодательство делает общество автономным от государства и дает ему возможность контролировать последнее.

Необходимость моральной оценки господствующих установлений нашла свое выражение в противопоставлении понятия справедливости понятию силы. Уже в древности справедливость понималась как определение праведного распоряжения своей властью. До нас дошло изречение Фукидида, гласящее: «Похвалы достойны те люди, которые, по свойству человеческой природы устремившись к власти над другими, оказываются более справедливыми, чем могли бы быть по имеющейся в их распоряжении силе». Ему вторит изречение Менандра: «Справедливый человек не тот, который не совершил несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым» Философская энциклопедия.в 5 т., т.5., М., 1970 г.. Некоторые мыслители Нового времени специально подчеркивают моральный аспект справедливости. Русский философ В.С.Соловьев писал о том, что «справедливость в нравственном смысле есть некоторое самоограничение, ограничение своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость является, таким образом, некоторым пожертвованием, самоотрицанием». С этим перекликается изречение французского моралиста Л. Вовенарг, гласящее, что «нельзя быть справедливым, не будучи человечным» Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1997 г., с.98. Между тем, другие мыслители, отмечая несводимость справедливости к морали: «Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым» (В.Гюго), «Быть милосердным гораздо легче, чем быть справедливым» (А.Граф) Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. (Мысль в слове).

М., 1998 г., с.537. Тем самым акцентируется ее связь с исполнением долга и неуклонного следования некоторой норме, то есть подчеркивается ее правовой аспект. Зафиксированная здесь проблема соотношения в понятии справедливости моральных и правовых аспектов выявляет необходимость поиска возможностей совмещения справедливости и силы, то есть такого положения вещей, когда закон соответствовал нравственным нормам, а нравственные нормы могли бы стать действенными и реально воплощаться в жизнь посредством закона. Об этом писали, в частности, Б.Паскаль («Справедливость без силы — одна немощь, сила без справедливости — тиранична. Надо, стало быть, согласовать справедливость с силой и для этого достигнуть, чтобы то, что справедливо, было сильно, а то, что, сильно, было справедливо»), К.А.Гельвеций («Справедливость исчезает, когда она не обладает силой») и Ж.Жубер («Справедливость без силы и сила без справедливости — обе ужасны») Борохов Э. Энциклопедия афоризмов.(Мысль в слове).

М., 1998, с.538.

2.2 Современное понимание справедливости

Идея справедливости в ее связи с моральной оценкой политико-правовых установлений не теряет своей актуальности и для современной социально-политической мысли. Подтверждением этому может служить развернувшиеся в 1970-х и вновь разгоревшиеся в конце 1980-х годов дискуссии вокруг книги Дж.Роулса «Теория справедливости». Т.А.Алексеева характеризует учение Дж.Роулса как деонтологический (связанный с учением о должном) либерализм, который противостоит утилитаристскому либерализму, признающему пользу единственной фундаментальной ценностью, в результате чего справедливость оказывается лишь вытекающей из общественной пользы и блага. В противовес утилитаристскому подходу теория Роулса утверждает самоценность права. В этом смысле теория Роулса принадлежит к теории «возрожденного естественного права» Общая теория права. под ред. А.С.Пиголкина. М., 1996, с.94. Именно приоритетное внимание к правам индивида (причем права эти расширяются Роулсом за счет включения в их число некоторых демократических свобод) должно стать основой для эффективного социального сотрудничества, благодаря которому только и возможна реализация справедливости.

В заключении данного раздела попытаемся подвести итоги нашему разбору понятия справедливости. Справедливость есть понятие о должном, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его месте и роли в обществе и мире. Понятие справедливости требует соответствия между практической ролью различных и индивидов и социальных групп в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием, а также эквивалентности взаимного обмена деятельностью и ее продуктами. Характер требуемого соответствия зависит от конкретных исторических условий и специфики данного общества — в этом относительность понятия справедливости. Вместе с тем само требование справедливости, основанное на представлении о некоторой норме, присуще всем типам общества и в этом смысле имеет абсолютный характер. Для определения требуемого соответствия важную роль играют понятия равенства и пропорциональности. Современное понимание справедливости во многом обусловлено представлением о человеке, сформированным в новоевропейской культуре. Это представление о человеке как самостоятельном индивиде, обладающем неотъемлемыми правами и способным самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение в обществе на основе некоторых общезначимых норм, связано с признанием первичности его и его прав по отношению к любым организациям, в частности, государству, и их благам. Представление о неотъемлемых правах человека сегодня имеет всеобщее признание и закреплено в ряде международно-правовых документов, таких как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Заключительный акт общеевропейского совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе и др, в результате чего права человека распространяются на сегодняшний день на всех жителей планеты. Апелляция к правам человека означает, что представление о справедливости на сегодняшний день не обосновывается каким либо священным авторитетом и проблема справедливости может становиться предметом обсуждения. Идея справедливости в ее современном понимании связана с идеей о необходимости общественной (моральной) оценки существующих установлений, законов и т.д. Как отмечает Т.А.Алексеева, «проблемы справедливости встают на повестку дня, когда возникает необходимость в общественной оценке деятельности соответствующих институтов для того, чтобы сбалансировать легитимные конкурирующие интересы и притязания членов общества» Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Дж.Роулса. М., 1992, с.10. В этом смысле идея справедливости соответствует тому различению закона и права, которое в нашем правоведении проводится сторонниками «широкого» понимания права (Д.А.Керимов, Э.Ю.Соловьев, В.С.Нерсесянц, В.А.Туманов и др.).

Представления о правах и свободах человека, не всегда зафиксированных в текстах законов, содержатся в моральном сознании, нередко предлагающем коррективы к текстам закона или к их толкованию и применению. На этом основана концепция «правового закона». Эта концепция, во-первых, исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от природы, ориентирует на обязательное выражение в законодательстве соответствующих этому представлению нравственных ценностей и на оценку законодательства с этих позиций, во-вторых, эта концепция ориентирует практику применения и толкования закона на максимальный учет моральных критериев, в-третьих, приравнивая в общественном сознании незакрепленные законом нравственные ценности к тем, которые уже получили юридическую силу, она придает всем моральным ценностям силу закона, содействуя укреплению их непререкаемости и авторитета.

Таким образом, концепция правового закона отражает предполагаемое идеей справедливости совершенствование правового регулирования с целью максимально полного воплощения в нем моральных норм.

Глава 3. Взаимосвязь права и социальной справедливости

Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости. Не случайно слова «правильное», «правда», «справедливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость).

Сущность права состоит в том, что оно — способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивного) права любой страны общей природе и сущности права как такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной основой и гарантией осуществления правовых предписаний. В то же время даже самый справедливый социальный компромисс в силу самой природы компромисса (в любом случае предполагающей отступление от «своего» интереса в пользу общего) потенциально содержит в себе возможность отхода от условий и правил компромиссного решения, каковым по своей природе право и является. Вот именно в таких случаях право и проявляет свои возможности по принудительной реализации собственных предписаний, Блез Паскаль утверждал, что справедливость, не поддержанная силой, немощна.

Однако, подчеркнем еще раз, хотя принудительность и является объективным свойством права, не она, а справедливость определяет его сущность. Право, таким образом, опирается на справедливость, а не на силу. На силу опирается произвол.

Понятие справедливости разрабатывалось с древнейших времен. Развернутую теорию справедливости как основы права создал Аристотель. Он различал два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость — это та, которой люди руководствуются при обмене ценностями или возмещении ущерба. Это как бы инструмент соблюдения меры между ущербом и выгодой каждой из сторон.

Распределяющая справедливость признает справедливым как равное, так и неравное распределение между различными лицами в зависимости от их вклада в общественное благо.

Дальнейшее развитие идея справедливости получила у юристов Древнего Рима, в том числе и у Цицерона. Единство права и справедливости зафиксировано в формулах римского права: «право есть искусство добра и справедливости»; «в праве нужно в максимальной степени обращать внимание на справедливость»; «предписания права следующие: честно жить, другого не обижать, каждому воздавать должное». Как отметил один из современных отечественных философов А.И. Новиков, «именно в Риме понятие справедливости было переведено с языка философских рассуждений на точный язык правовых формул».

В средние века связи права и справедливости разрабатывались с переходом к широкому изучению римского права, в частности школой глоссаторов. Этим вопросам серьезное внимание уделялось передовыми мыслителями XVII-XVIII вв. (Гроций, Гоббс, Монтескье, Вольтер, Дидро, Гольбах), в немецкой классической философии (Кант, Гегель), в теории марксизма.

Среди работ современных отечественных правоведов, посвященных данной проблематике, можно указать на монографии Г. В. Мальцева (1977 г.) и А.И.Экимова(1980г.).

В основе справедливости еще с древних времен (Аристотель) лежат идеи сочетания «справедливого равенства» и «справедливого неравенства». Как отмечает проф. Г.В. Мальцев, справедливость представляет собой «диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства», то есть справедливость выражается в равном отношении к равным людям и в неравном отношении к неравным людям. Проф. А. И. Экимов определяет справедливость как «нравственно обоснованный критерий для соизмерения действий субъектов, в соответствии с которым осуществляется воздаяние каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий».

Право по своей природе есть регулятор, действующий на основе применения равных мер к различным субъектам. И в этом состоит справедливость права, ибо такое регулирование основано на принципах соразмерности, сбалансированности интересов, равного несения того или иного бремени.

В то же время право есть и «право неравенства», поскольку в силу самой своей природы, принципа действия оно не учитывает всей полноты индивидуальных качеств людей. В определенной мере этот момент компенсируется предоставлением субъектам права свободы в рамках правовых предписаний, путем правоприменительной деятельности, направленной на справедливую индивидуализацию общего правового предписания. Особое значение справедливость приобретает в сфере юрисдикционного применения права при разрешении социальных конфликтов, назначении наказания, где воздаяние со стороны государства должно соответствовать мере содеянного правонарушителем.

Противоречия между правом и справедливостью могут выражаться не только в несправедливом применении правовых норм, но и в издании государством изначально несправедливых норм права. Поэтому справедливый подход должен быть обеспечен, прежде всего в процессе издания государством нормативно-правовых актов.

Таким образом, право, с одной стороны, должно основываться на моральных началах правды и справедливости, а с другой — быть формой возведения справедливости в закон жизни общества.

Заключение

Изучение научной и монографической литературы по проблеме взаимосвязи права и социальной справедливости в государстве позволило сделать вывод о том, что основным специфическим элементом идеи права, который выделяет его из других нормативных дисциплин, с древних времен является понятие справедливости. Стоит указать, что в латинском языке «право» и «справедливость» оба этих понятия обозначалась одним и тем же словом — ius.

При определении соотношения между реальным (позитивным) правом и справедливостью можно исходить из его понимания как системы нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженной большей частью в законодательстве и регулирующей общественные отношения.

«Справедливость, — отмечает В. С. Нерсесянц, — входит в понятие права, право по определению справедливо, а справедливость — внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая. Поэтому всегда уместный вопрос о справедливости или несправедливости закона — это по существу вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву. Но такая постановка вопроса неуместна и не по адресу применительно к праву, поскольку оно (уже по понятию) всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире».

В философском смысле справедливость — свойство права, оно по определению всегда справедливо, является носителем справедливости в социальном мире. Это утверждение, относясь к естественному праву, применительно к позитивному праву излишне категорично. Реальное право может быть более или менее справедливым, как и закон — более или менее правовым.

С философско-социологических, историко-правовых позиций безусловна роль двух форм социальной справедливости в механизме ее воздействия на содержание права как социального явления. Верным является то, что уравнивающая справедливость выступает как равенство граждан перед законом, а распределяющая проявляется в назначаемом наказании. Верно и то, что в социальном контексте равный закон обращен фактически к неравным людям, что распределяющая справедливость находится и реализуется в границах и на основе уравнивающей справедливости.

Право основано на социальной справедливости, ибо интересы, составляющие предмет правовой охраны, прежде чем признаются таковыми, обычно уже включены в систему ценностей социальной справедливости, нравственных ценностей, и их нарушения уже расценены в обществе как несправедливые, безнравственные деяния. Чем точнее содержание предмета правовой охраны и круга признаваемых правонарушениями деяний соответствует содержанию этих сфер общественного сознания, тем надежнее и крепче основы социальной справедливости и нравственный фундамент права, тем эффективнее оно защищает устои справедливости и нравственности в обществе. Точность выбора интересов, поставляемых под правовую охрану, и деяний, объявляемых правонарушениями, определяет уровень справедливости законодательства в целом. Поэтому содержание возникающих на его основе регулятивных и охранительных правовых отношений должно быть адекватным уровню справедливости законодательства.

Таким образом, считаю, что цель, которую я поставила себе в курсовой работе, достигнута. Мне удалось раскрыть понятия права и социальной справедливости, раскрыть основные проблемы, связанные с этими двумя критериями, а также показала их взаимосвязь.

Полагаю, что моя курсовая работа может быть использована в качестве практического пособия для студентов, которые обучаются по специальности «Правоведение».

Также моя работа может быть использована для проведения лекций, бесед, семинаров, тематических классных часов, касающихся темы данной курсовой работы. Ею могут заинтересоваться все, кто интересуется вопросами взаимосвязи права и социальной справедливости.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pravo-i-sotsialnaya-spravedlivost/

«Законодательные и другие официальные материалы»:

— [1] Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.;

— [2] «Нормативные материалы о судьях и суде присяжных» сост.: Ворошилин Е.В., Пашин С.А. М., 1994 г., 112 с.;

«Книги»:

— [3] Алексеева Т.А. «Справедливость. Морально-политическая философия Дж.Роулса» М., 1992 г.;

— [4] Бабаев В. К. Понятие права. — Общая теория права. Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. 544 с.;

— [5] Борохов Э. «Энциклопедия афоризмов. (Мысль в слове)» М., 2004 г.,

720 с.;

— [6] Даль В.И. «Словарь живого великорусского языка» т.3, т.4, М., 1993 г.;