Поликультурное воспитание в детском саду

Проблема поликультурного воспитания как аспекта педагогической деятельности, являющегося одним из приоритетных направлений научного поиска и практической реализации, ориентированной на социализацию личности в многонациональной среде, остается еще нерешенной. Это обусловлено тем, что в современном обществе сохраняются не только объективные, но и субъективные причины возникновения и обострения различного рода межэтнических конфликтов, напряженности в отношениях между людьми на международном, региональном, групповом и межличностном уровнях. К числу таких распространенных субъективных факторов относится, прежде всего, нормативно-ценностный этноцентризм, заключающийся в неуважительном, нетерпимом отношении к национальным и религиозным чувствам, традициям, обычаям разных народов. В предотвращении и устранении этого конфликтогенного фактора и состоит социально-духовное предназначение поликультурного воспитания.

Объект исследования— поликультурное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — условия поликультурного воспитания в детском саду.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что поликультурное воспитание дошкольников реализуется с наибольшей эффективностью, если соблюдаются следующие педагогические условия:

  • научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции;
  • концептуальная модель поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования способствует формированию знаний и представлений детей о национальных культурах, воспитанию патриотических чувств, толерантности;
  • создается модель поликультурного воспитания, последовательно сориентированная на формирование поликультурной личности, адаптированной для жизнедеятельности в социокультурной среде;

Цель работы. Исследование основных тенденций развития поликультурного воспитания дошкольников в детском саду.

Задачи:

1. Рассмотреть историю развития поликультурного воспитания в мировом сообществе и в Республике Казахстан;

2. Выявить особенности приобщения детей к национальной культуре в условиях современного дошкольного учреждения

28 стр., 13611 слов

Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста ...

... Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста». Исходя из актуальности данной темы, определяется цель дипломной работы, заключающаяся в разработке дидактического обеспечения художественно-эстетического воспитания дошкольников в рамках интегративной программы «Лингва». Объектом нашего исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, ...

3. Познакомиться с понятием « билингвизм» и его влиянием на развитие детей дошкольного возраста.

Президент страны Н. А. Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентноспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах. Поэтому важнейшей стратегической задачей образования является, с одной стороны сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой стороны, обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого — овладение государственным, родным, и иностранными языками. В этой связи понимание роли языков в современном мире с особой остротой ставит перед педагогами вопрос о результативности обучения языкам и повышении уровня языковой подготовки детей. Полиязычие — основа формирования поликультурной личности.

Цели поликультурного и полиязычного образования:

  • воспитание поликультурной, формирование компетентной личности ребёнка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках.
  • формировать человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.

Задачи:

  • Создание условий для овладения навыками общения дошкольников на казахском языке как государственном, на русском — как языке межнационального общения, на английском языке как иностранном.
  • Обучение дошкольников разнообразным способам речевого общения и развитие навыков социокультурного взаимодействия.

Аспекты овладения поликультурной языковой активностью:

  • Знакомство с иностранным языком предполагает знакомство с другой культурой, что развивает личность, расширяет его кругозор.
  • Языки изучают, прежде всего, для использования их в бытовых ситуациях.
  • Применение своих знаний в каждодневной жизни.

В соответствии со стандартами образования Республики Казахстан начальный этап обучения предоставляет наиболее благоприятные возможности для формирования у дошкольников коммуникативно-познавательных потребностей и интересов. Обучение языкам на начальном этапе способствует приобщению детей к общемировой культуре, помогает становлению личности.

  • Глава 1 Развитие поликультурного воспитания

  • 1.1. История развития проблемы поли культурного воспитания

Происходящие в странах Европы и на территории СНГ процессы интеграции и дифференциации ставят перед современной педагогической наукой и практикой сложные задачи создания условий для подготовки новых поколений к жизни в открытом поликультурном обществе, к сотрудничеству и взаимодействию. При этом важнейшим аспектом культурной интеграции называется духовное сближение народов.

29 стр., 14367 слов

Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение

... странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания. Важной социально-политической детерминантой развития поликультурного образования является интенсивное развитие интеграционных процессов как важной составной развития современного мира, а ...

С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую образовательную стратегию. В начале девяностых годов в научной литературе на основе обобщения теоретических положений и складывающейся практики в учебно-воспитательных учреждениях указывалось на необходимость уделять особое внимание поликультурному образованию, способствующему усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению основного и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

На сегодняшний день трудно назвать какую-либо общественную дисциплину, которая не касалась бы проблемы поликультурности прямо или косвенно. Особое место среди них занимают философия, история, этнография, социология, конфликтология, религия, политология, психология и все больше педагогика.

В философии основой исследования культурного многообразия послужила так называемая цикличная теория культурного развития, которая в последствии оказала сильное влияние на изучение проблем общества, культуры, цивилизации. В ее рамках все чаще рассматривается феномен взаимодействия и диалога культур, говорится о невозможности понять природу любой культуры без ее сопоставления с иными культурами.

Одним из условий понимания иной культуры многими авторами называется способность человека к культурной самоидентификации, утверждается, что понимание иной культуры возможно только в том случае, если индивид способен осознать свои национальные ценности, на что еще в начале XX века обратил внимание Н.А. Бердяев в книге «Судьба России». Он говорил о национальной и культурной идентификации как необходимом условии продуктивного взаимодействия народов. «Национальный человек больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть родовые черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные» [1].

Национальная культура — это уникальная картина мироздания, говорящая с окружающими языком мифа, религии, искусства, народной мудрости, философии.

Каждый народ, любая этническая группа стремится к сохранению собственной самобытности, пытается противостоять ассимиляции и унификации в наднациональных либо инонациональных общностях. Поэтому в полиэтническом государстве этносы ищут свою социальную нишу, где они могут поддерживать свой демографический состав и основные этнические ценности (язык, культуру, традиции, религию, особенности образа жизни, быта и др.).

В то же время в современных условиях совершенно неизбежно происходит размывание традиционных этнических связей, преодоление обособленности этнических общностей, ассимиляция людьми инокультурных ценностей и норм.

Философия, рассматривая человечество как единое целое, состоящее из равноценных культурных сообществ, открытых для диалога, который необходим, во-первых, для культурной самоидентификации, во-вторых, для взаимообогащения участников диалога обменом мнениями, предусматривает построение совместных действий с учетом разнонаправленных тенденций, определяющих этнодемографическое развитие полиэтнических государств.

В социологии, где культура трактуется с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе, подчеркивается, что она оказывает влияние на восприятие, мышление, поведение всех членов конкретного общества и определяет принадлежность каждого человека к данному обществу. В этой интерпретации культура предстает как целостность, отличающаяся от других всеобщих категорий, благодаря религиозным, национально-государственным границам или набору этнических признаков. Такое понимание культуры является и наиболее функциональным с точки зрения межкультурной коммуникации.

4 стр., 1683 слов

Международный опыт разрешения этнических конфликтов

... современной жизни занимают национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Опыт СССР, Югославии и ...

В культурологии акцент делается на полифонизме культуры, ее характеристике как сложного многослойного явления, представляющего собой органическое единство различных по уровню и качеству самостоятельных культурных образований, самобытных и оригинальных по форме и содержанию. В современной культуре сосуществуют параллельно разнородные национальные культуры, внутри которых могут наличествовать субкультуры, авангардные культуры и т.д. Все это вместе взятое позволяет представителям гуманитарных наук придти к выводу о том, что поведение людей, принадлежащих к разным культурам, вовсе не является чем-то непредсказуемым, оно поддается изучению и прогнозированию, но требует специальных образовательных программ, направленных на подготовку к межкультурной коммуникации. Изучение иных культур, их особенностей, закономерностей их функционирования и развития обогащает человека, трансформирует его отношение к миру и другим людям, может кардинально изменить его восприятие жизненных ситуаций.