Исследование подростковой субкультуры

История двадцатого столетия заключает в себе множество различных масштабных событий. Двадцатый век — век стремительного развития и глобальных перемен, в том числе и в социумах различных стран и наций. Субкультуры — социокультурное отражение таких событий как войны, локальные конфликты между странами, смена политических систем, трансформации социальных институтов, и даже технологический прогресс. Все эти события явились предпосылками появления и такого феномена как подростковые субкультуры. Исторически субкультуры являются неким актом протеста против устоявшихся социокультурным норм и канонов, а также стремлением к свободам, которые у каждой субкультуры формировались по-своему, также как и формы выражения отношения к социальным и культурным нормам.

Сегодня существует несколько видов подростковых субкультур, берущих свое начало от первых неформальных объединений таких как неонацисты (конец 40-х годов XX века), хиппи (середина 60-х годов XX века), панки (70-е годы XX века), рокеры и ряд других. Некоторые из них являются деструктивными (скинхеды, панки), но в основном представители подростковых субкультур отличаются конструктивным отношением к социуму и различным его группам, и отличаются сферой интересов, некоторыми, отличными от общепринятых, моделями поведения и стереотипами мышления, а также эмоционально-чувственной составляющей личности.

Тема подростковых субкультур является актуальной и открытой для исследований, как для социальных наук, так и психологических. Это обусловлено стремительным развитием неформальных объединений, увеличением числа подростков — представителей субкультур, а также фактом наличия сложностей во взаимоотношениях и взаимопонимании между «неформалами» и обычными подростками.

Следует также отметить глубокий интерес к этому феномену различных социальных организаций.

В отечественной науке вопросам особенности субкультур посвящены работы В.А. Геодакяна, Е.П. Ильина, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, А.В. Либина, М.Х. Мелтсас, И.В. Романова, П.В. Ходыревой. Гендерные стереотипы, полуролевые особенности и установки девушек и юношей различных субкультур изучали В.С. Агеев, Ю.Е. Алешина, Т.В. Бендас, Е.П. Ильин, И.С. Клецина, Т.А. Репина, Е.Т. Соколова. Среди зарубежных авторов, занимавшихся гендерными исследованиями, стоит упомянуть С. Бем, А. Бандура, К. Джеклин, А. Игли, Ф. Катца, Л. Колберга, Е. Маккоби, У. Мишель, З. Фрейда.

3 стр., 1346 слов

Социальные выступления адыгов и казаков в 18 веке. Социальные ...

... о достаточной материальной обеспеченности войска, и казаки, повинуясь приказу и чувству воинского долга, были ... этот взрыв накопившихся обид, эмоций и страстей, открытое выступление за справедливость черноморцев - сиромах, ... до отчаяния социальным неравенством , поднялись на борьбу за свои права и свободу. Французская ... она печально произнесла: «Плачь земля адыгов, ибо таких храбрых воинов, как мои ...

При всем многообразии проведенных исследований, стоит отметить, что большая их часть посвящена изучению возрастных особенностей становления половой идентичности субкультур в юношеском возрасте, при этом подростковый возраст, как не менее значимый этап гендерной идентификации остается малоизученным.

Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Гипотеза исследования, Задачи исследования:

  • дать общую характеристику субкультур;
  • изучить основные подходы субкультур в отечественной и зарубежной психологии;
  • выделить особенности подросткового возраста;
  • провести эмпирическое исследование с целью выявления социально-психологических особенностей и динамики половой идентичности юношей и девушек подростковых субкультур;
  • проанализировать результаты, сформулировать выводы.

Теоретико-методологические основы, Методы исследования:

  • теоретический анализ источников литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/podrostkovaya-subkultura-psihologiya/

  • констатирующий эксперимент с использованием методик психологической диагностики;

— количественный, качественный и сравнительный анализ эмпирических данных. субкультура психологический подростковый

Структура работы:, ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения подростковых субкультур

1.1 Общая характеристика субкультур

Подростковый период называется переходным именно потому, что на этом этапе происходит переход от состояния детства ко взрослому. Для родителей этот период взросления ребенка оказывается самым сложным, так как подросток резко отказывается от детской роли в отношениях с родителями, и они обнаруживают, что найти общий язык c ребенком становиться все более сложной задачей. Подростки, в свою очередь, находясь в неком поиске своей новой, взрослой и независимой личности, противостоят не только родителям, но всей культуре взрослых, стремясь организовать свое собственное сообщество, живущее по законам отличным от мира взрослых. Это объясняет их стремление в стремлении к коллективу, которое выражается в организации собственных компаний [5, с.78].

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов в основном направленных на подражание, здесь ориентация становится направленной на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам.

В этот период, так же, происходит формирование нравственных понятий, представлений, убеждений и системы ценностей подростка. Процесс формирования личности подростка теперь будет складываться в зависимости от того, какой нравственный опыт он приобретает, какую нравственную деятельность осуществляет.

Поиск себя и самовыражении вынуждают подростков искать примеры для подражания и идеалы. В этот период процесс формирования самосознания, происходит по средствам «примерки» на себя качеств, принадлежащих тем, кого подросток считает своим идеалами. Проблема только в том, что эти идеалы могут быть очень разными, а их качества слишком противоречивыми, чтобы сформировать из них единую полноценную личность. В связи с этим, добиться нужного сходства с идеалами, заведомо, невозможно, что и является центральной проблемой несущей в себе массу переживаний по этому поводу [6, с.50].

13 стр., 6196 слов

Стресс и его роль в жизни подростков

... и все объясняющий характер», поэтому использовать его необходимо рационально. Объект исследования: cтресс Предмет исследования: стресс у подростков Цель исследования: изучить особенности стресса у подростков Задачи исследования: ... жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности[13]. стресс подросток эмоциональный Стресс ...

Именно поэтому, образуются подростковые субкультуры, которые представляют собой отдельную систему ценностей и моделей поведения, т.е ту безопасную, для подростка, зону, в которой он может сохранять и формировать свою индивидуальность. Подростковая субкультура — это некая попытка построить сообщество единомышленников и утвердить свой собственный стиль жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого. Именно это и помогает выйти из конфликта пубертатного возраста не менее эффективным способом, чем следование нормам установленным родителями. Субкультуры не только дают возможность подростку установить свои правила и ритуалы, но и, как бы, разрешают ему те или иные способы проявления самовыражения.

Например, принадлежность к подростковой субкультуре «эмо»- разрешает свободно выражать все свои эмоции как положительные, так и отрицательные, а готическая субкультура — разрешает размышления о смерти, дает возможность осмыслить смерть и ее место в жизни, сделав знание о ней менее травматичным и пугающим [1, с.156].

Подростки, которым нравятся так называемые «ролевые игры», например, по различным приключенческим книгам (Гарри Поттер, Властелин Колец), могут позволять себе почувствовать в игровой форме свою значимость и силу, исполняя роли волшебников или рыцарей. Кроме того, ролевые игры позволяют развить мотивацию преодоления трудностей.

В сложных жизненных обстоятельствах, когда подростку тяжело и не хватает уверенности в себе, он находит в такой вымышленной жизни поддержку.

Многие дети к пубертатному периоду еще не умеют обращаться с собственными агрессивными чувствами, признавать их и находить безопасные способы их выражения. Агрессия распространенное явление, сопровождающее гормональные перестройки организма, характерные для подростков. Она часто смущает и пугает подростков, которые отрицают и подавляют ее, не имея возможности осознать причины ее возникновения. Это особенно выражено, если в семье активно отрицают или осуждают проявления агрессии ребенком и, поэтому, не прививают ему социально приемлемые способы ее выражения. А ведь невозможность выразить негативные эмоции может привести к несоответствию внутренних потребностей реальной жизни и, таким образом, спровоцировать серьезный внутриличностный конфликт или даже нервный срыв [5, с.77].

Способы утилизации агрессии присутствуют во многих субкультурах. Например, общество футбольных фанатов бунтующих на стадионах или поведение панков на концертах. Такое поведение помогает им снять напряжение от сильного давления социальных норм и правил, которые часто слишком активно навязываются подросткам родителями и школой. Таким образом, в некоторых субкультурах можно даже увидеть элементы психотерапии, ведь, во многом, именно поэтому они так привлекают подростков. Ведь они помогают быть в согласии с собой, свободно обращаться с негативными и позитивными чувствами. Вот почему подростки собираются в группы — им легче совместно решать свои проблемы, отстаивать свои права и искать смысл жизни.

14 стр., 6506 слов

Семья как фактор социализации подростков

... функции семьи. Но недостаточно рассмотрено значение семьи в процессе социализации подростков, что и обуславливает актуальность данной темы. Цель: рассмотреть семью как фактор социализации подростков, выявить роль семьи в процессе социализации подростков. Объект: социализация подростков. Предмет: семья как фактор социализации подростков. Задачи: 1. На основе ...

С одной стороны, компания, может стать для подростка очень ценным ресурсом, так как одна из главных потребностей пубертатного периода — это его принадлежность к группе. Общение со сверстниками позволяет ему пробовать новые модели поведения в безопасной обстановке, не испытывая давления социальных норм взрослых. Но, с другой стороны субкультура не так безопасна, как это может показаться на первый взгляд. Она представляет собой особую систему, жестко регулируемую авторитетными сверстниками и, тем самым, может навязать какую либо роль, изолирующую подростка от остального общества, что может существенно осложнить, в дальнейшем, возвращение во взрослый культурный мир [4, с.132].

Однако, несмотря на это, наибольшую опасность представляет не сама по себе субкультура, а недостаточная психологическая готовность тех подростков, для которых такое сообщество становиться, по сути, единственным местом безопасности и авторитета по причине их отсутствия в семье. А это, в свою очередь связано с неблагоприятной обстановкой в семье или неправильным отношением родителей к новому статусу своего взрослеющего ребенка. Именно, в том случае, когда с началом подросткового возраста отношения с родителями оказываются лишенными понимания и наполненными негативом или установлением жесткого контроля, ребенок начинает остро нуждаться в поддержке со стороны, чтобы пережить этот сложный и наполненный конфликтами период.

Поэтому, для родителей важно, еще до начала подросткового кризиса сформировать доверительные и спокойные отношения с ребенком. Тогда, потребность в противостоянии будет менее выражена, и подросток не будет чувствовать себя отвергнутым [16, с.213].

В любом случае, даже если по каким либо причинам отношения в семье сложились не столь благополучно и были нарушены, всегда можно попытаться их изменить. Однако, это возможно только при уважительном отношении к личности ребенка, его желаниям и внутренним переживаниям.

Термин «эмо» происходит от англ. «emotional» — эмоциональный. Эта субкультура родилась как попытка бунта подростков против без-эмоциональности, запрета на проявление именно негативных эмоций. Эмо рассказывают о себе, что они открыты, эмоциональные, очень уязвимы и страдают от жестокости и непонимания со стороны других. На самом деле они быстро меняют эмоции на противоположные.

Милость и заботу меняют на раздражение, плач, депрессию. Много говорят о самоубийстве, а также о том, что жизнь жестока и бессмысленна. Эмо носят перчатки с обнаженными пальцами, ногти красят в черный или серебристый цвет. Волосы закрывают половину лица, подведенные глаза черным карандашом.

К эмо часто идут подростки, которые чувствуют себя ненужными, важными для родителей, школы, общества. Эмо — это жертва жестокой жизни, жестоких отношений. Отсюда и возникают у них мысли о том, что жизнь не имеет смысла, возникает депрессия. Внешним видом они сигнализируют о том, что им плохо [10, с.177].

Готы — имеют своеобразную жизненную философию: всегда хотят большего, ищут красоту даже в том мире, где ее нет, всегда называют вещи своими именами, говорят о положительном и отрицательном, которые характерны для людей или вещей.

Проявляют любовь к готическому искусству, мистицизму. Ходят по старых кладбищах, потому что их интересует изысканная архитектура. Носят темную изысканную одежду, белый грим, популяризируют атрибутику печального мировоззрения. Носят длинные окрашенные в черный цвет волосы.

5 стр., 2042 слов

Понятие культуры в социологии, ее структура и функции. Роль культуры ...

... членов общества. Элементы криминальной субкультуры, в некоторых случаях, проникают в общество и становятся элементами других субкультур (например, молодежной). Функции культуры Культура как социальный феномен обладает рядом функций. Социологи, по-разному определяют роль культуры и ее функции в общественной жизни. ...

Могут быть похожими и на ангелов, и на демонов, даже на призраков или вампиров. Но они не потенциальные клиенты психиатрических клиник и совсем не актеры, которые забыли переодеться. Готы поют о своей несчастной любви, о разочаровании, о жестокости и слезе, о красоте ночи, вечера [23, с.20].

Любят смотреть фильмы об ужасах, голоде, вампиров. Готы сформировались в стиле панков и пересекаются с субкультурой эмо.

Отаку — Термином «отаку» японцы называют людей, которые очень увлечены своим занятием, то есть фанатами чего-то. В нашей стране этим термином обозначают фанатов аниме или японской субкультуры вообще. В японском языке под таким понимают одинокую личность, очень захваченную чем-то, и такую, что редко покидает свой дом.

Отаку — это фанаты видеоигр, комиксов, мультипликационных многосерийных фильмов о фантастике, роботах, параллельных реальностях, военных космических кораблях [8, с.33].

Все это может вызывать патологические формы поведения у подростка, в частности, уход от реальности, появление агрессивности, которая близка к наркотической зависимости. Следует удалять из мультипликационной продукции слишком откровенные сцены и сцены жестокого поведения.

Реперы (хип — хоп) — Слушают музыку в стиле «рэп», пишут рэп, проникнуты его идеологией. Носят широкую одежду, среди украшений — значки и серьги.

Рейверы — участники современной компьютерной музыки, проводят время в ночных дискотеках и клубах, отрицают «серую» действительность.

Фрики — мировоззрение характеризуется свободой от социальных стереотипов. Стремятся выглядеть как можно бессмысленнее (зимой ходят босыми, на вечеринки приходят в валенках).

Байкеры — те, кто любят мотоциклы. Для них мотоциклы не просто способ передвижения, а образ жизни.

Современные субкультуры детей подростков — Примеры групп с отрицательным направлением:

Гопники себя так не называют. Они именуют себя как «пацаны» или «реальные пацаны». У них ориентация на систему ценностей криминальной субкультуры. Здесь царит культ силы. Накачанные, коротко стриженные, более агрессивные на своей территории, употребляющие наркотики.

Скинхеды — склонны к насилию, поддерживают идеи фашизма и расизма, ведут пассивный бездействующий образ жизни. Употребляют наркотики, чтобы достичь агрессивного состояния и преодолеть моральные барьеры.

Растаманы — большинство считают причастными себя к этой субкультуре только потому, что употребляют марихуану и гашиш.

Настоящие растаманы — это сторонники религиозно-политической доктрины доминирующей африканской расы.

Современные субкультуры детей подростков — это любое проявление невнимания к проблемам подростков и молодежи способно создать еще большие проблемы для общества.

1.2 Общая характеристика к изучению походов субкультур в отечественной и зарубежной психологии

В настоящее время существует множество молодежных субкультур. Многообразие молодежных неформальных течений является следствием упадка базовой культуры, ее не способности удовлетворить потребности подрастающего поколения, молодежные субкультуры являются результатом «духовного кризиса общества» [8, с. 32]. Именно поэтому, молодежь предпочитает обособленность путем создания своего «мира» с помощью какой-либо субкультуры.

22 стр., 10731 слов

Молодежь как группа

... требуют более активного и творческого участия молодежи. Глава II. Молодежь как социально демографическая группа. 2.1. Молодежь (демографическая характеристика) Нижняя возрастная граница определяется, что ... жизни ("субкультуры"). Ускорение темпов общественной жизни в связи с научно-техническим прогрессом влечёт за собой повышение роли и значения молодежи в общественно- политической и культурной жизни. ...

В настоящее время не существует единого подхода к изучению феномена молодежной субкультуры. Вследствие чего в научной теории сложилось множество подходов к анализу данного явления.

Колесин И. Д., рассматривая походы к изучению различных моделей культуры, выделяет системно-динамический, синергетический и другие [2].

Системно-динамический подход рассматривает молодежную субкультуру как сложную систему с совокупностью взаимосвязанных элементов, претерпевающую различные изменения и имеющую несколько фаз своего развития: зарождение, угасание на время либо приобретение новых черт, а также адаптирование к изменениям, происходящим в социуме.

Синергетический подход отображает процесс взаимодействия молодежных неформальных объединений. Практически все молодежные субкультуры взаимодополняются, переплетаются, перетекают одни в другие. Исследователями также выделяется когнитивный подход при анализе молодежных субкультур, который состоит в рассмотрении молодежного неформального объединения как своеобразной системы познания действительности, через которую молодежь получает информацию об окружающем мире, его иерархии ценностей и нормах поведения [7].

Кроме вышеприведенных подходов к исследованию явления молодежных субкультур выделяют также функционалистский подход. Данный подход рассматривает изучаемое явление с точки зрения социального института, который выполняет функцию социализации молодого человека в обществе, его адаптации к изменяющимся условиям жизни, к нормам общества, оказывает помощь в преодолении социальных и психоэмоциональных трудностей в период перехода к самостоятельной взрослой жизни.

При анализе феномена молодежных субкультур Соколов М. обращается к исследованиям Говарда Шварца и Джерри Якобса, где они выделяют следующие направления в исследовании и характеристике молодежных неформальных объединений, а именно «реконструкцию жизненных миров и изучение социальных форм» [6].

Концепция реконструкции предполагает тщательное изучение, воспроизведение и описание идеологических установок, мировоззрения и системы ценностей представителей конкретной молодежной субкультуры, ее системы миропонимания.

Направление анализа социальных форм или инструктивистская концепция представляет собой изучение социальных форм как нормы поведения и взаимодействия между участниками в молодежной субкультуре.

Представители неформальных молодежных объединений определяют правила, способные обеспечить должное существование молодежного неформального объединения. Возникновение символических форм связано с необходимостью адаптации к окружающему миру путем создания «свода» правил в своей неформальной группе [5].

Молодежные субкультуры как молодежное явление, зародившееся в XX веке с самого своего возникновения и по настоящее время порождает множество споров и неоднозначных оценок в различных науках.

Изучение явления молодежных субкультур с точки зрения социологии происходит в системе взаимодействия социологического знания с другими науками, занимающихся исследованием общества и отдельно взятой личности: антропологией, этнологией, психологией и другими. Данное взаимодействие проявляется в американской социологии второй половины XX столетия [1].

24 стр., 11677 слов

Психотерапия как самостоятельная область научных знаний и система ...

... развития психотерапии, в том числе и в России. Современные интегративные тенденции в ПТ. Интердисциплинарный характер психотерапии. Тема 2. Теоретические основы психотерапии. Теоретические основы психотерапии. Психология личности как теоретическая основа психотерапии. Основные направления в психотерапии ...

В Америке в данный период молодежь рассматривалась как самостоятельная группа общества со своей системой взглядов на жизнь, общественные процессы, иерархией ценностей, мировоззрением и картиной мира.

Выделение молодого поколения в автономную социальную группу связано, прежде всего, с увеличением уровня жизни населения, улучшением экономической ситуации в стране, вследствие чего, крайне популярным стало получение высшего образования, что привело к «продлению» юности. В результате этого у молодых людей появилось больше времени на досуговую деятельность, что возможно, могло повлиять на развитие неформальных молодежных течений с конца 40-х годов XX века [1].

Появление молодежных субкультур способствовало дальнейшему выделению молодежи в отдельную группу со своей культурой.

С точки зрения антропологии представляются интересными исследования американского антрополога М. Мид в работе «Культура и преемственность. Изучение конфликта, поколений». М. Мид в данной работе вводит понятие «конфликт поколений» («generation gap») и изучает взаимодействие и взаимовлияние отношений между поколениями, общественным развитием и типом семьи. Исследователь отмечает, что активный рост молодежных субкультур и конфликтов «отцов и детей» приходится на период научно-технического прогресса и активного развития социальной сферы, когда молодежь сама является двигателем прогресса и в меньшей мере обращается к опыту старшего поколения [10].

Взгляды известного американского социолога и антрополога К. Гирца повлияли на формирование стилевого подхода к анализу молодежных субкультур [1].

Данный подход находит свое отражение и в концепции М. Брейка. Исследователь утверждает, что стиль для представителя молодежного неформального объединения является средством для самопредставления, для самоутверждения [11].

Таким образом, сопоставление исследований антропологии, психологии и этнологии американскими социологами помогло в многостороннем анализе молодежи. Благодаря совокупности исследований в различных областях знаний обозначились основные подходы к изучению молодежных субкультур. Важно также отметить, что изучение любого объекта невозможно в рамках какого-либо одного научного знания.

Взаимодействие различных наук способствует более разностороннему и комплексному анализу исследуемого явления.

Рассмотрим еще два подхода к исследованию молодежных субкультур, развивавшихся с середины 60-х годов на Западе [4], а именно классовый и расовый подходы.

Классовый подход («сопротивление через ритуалы») был предложен английскими социологами. Омельченко Е., рассматривая классовый подход, приводит исследования социологов Дэвида Доунса и Пола Уиллиса, которые стали основными при анализе данного подхода. Д. Доунс занимался анализом молодежных субкультур, отличавшихся девиантным поведением, локализованных в Лондоне. Исследователь доказал, что девиантное поведение у молодого поколения не имеет зависимости от уровня благополучия, свободного времени, наследственных факторов либо от вовлеченности в криминальные структуры. Д. Доунс считал, что отклоняющееся от норм, принятых в обществе, поведение имеет истоки в образовательной системе, которая игнорирует увлечения и возможности средних и слабых учащихся рабочих классов.

Средние и слабые ученики рассматривались социологом в контексте наличия у молодых людей культурных ресурсов. По этой причине данная категория молодежи не была должным образом вовлечена в образовательный процесс и вследствие этого в трудовую сферу. Таким образом, Д. Доунс обращает внимание на влияние проблем, связанных с организацией образовательного процесса и вовлечения рабочей молодежи в трудовую сферу на разрешение проблемы, касающейся досуговой деятельности [4].

Другой социолог Пол Уиллис, согласно Омельченко Е., занимаясь изучением жизнедеятельности молодежи в английской средней школе, также утверждал, что средние и слабые ученики из рабочего класса не проявляют внимания к образовательным ценностям, принятым в школе, так как данные ценности и знания, получаемые в школьные годы, считались для них не способными принести пользу во взрослой жизни. У молодых людей из рабочего класса формируется совершенно другая система ценностей, другие предпочтения в жизнедеятельности и способах проведения досуга. Они обосабливаются в свою отдельную группу, не понимая, что своим поведением прокладывают себе путь к малоквалифицированной работе и вследствие этого к малому заработку [4].

Рассматривая классовый подход необходимо обратить внимание на понятие «символического потребления». С целью анализа данного понятия рассмотрим стиль Тэдди боев (англ. Teddy Boys), появившихся в 50-х годах XX века [4].

Представители данной субкультуры чаще всего были из рабочего класса и в большинстве случаев не имели возможности для продвижения по социальной лестнице. Молодые люди старались добиться этого хотя бы на символическом уровне при помощи одежды в стиле людей из высших классов.

Как раз в 50-е годы возродилась мода на костюм, носивший название «Edwardian suit» в честь короля Эдуарда VII (вследствие этого — Тедди), который состоял из брюк-дудочек, сюртука с двойным воротником, галстука- бантика и трости [9].

С помощью данного костюма, снова вошедшего в моду и создаваемого известными модельерами Англии и продававшим их представителям элиты, молодые люди их рабочего класса могли символически подняться с самого низкого социального уровня до самого высокого.

Приведем пример стиля еще одной молодежной субкультуры — скинхедов (бритоголовых), которые также являлись выходцами из бедных классов. Стиль данного молодежного объединения изначально был стилем рабочих горожан Англии середины XX века [3] и включал в себя следующее: тяжелые рабочие ботинки с плотным стальным носком — буцы (boots), теплая байковая рубашка, джинсы с подтяжками и короткая стрижка (отсюда — название skinhead, т.е. бритоголовый).

Данный стиль являлся отражением и носителем ценностей данной субкультуры, а именно отображал мужской характер, коллективизм, трудолюбие, целеустремленность, проявление агрессии, силу и достоинство.

Важно отметить что субкультура скинхедов в самом своем зарождении была многонациональной и основывалась на музыке регги. Ситуация изменилась в связи с экономическим кризисом в Великобритании и огромным наплывом темнокожих приезжих, занявших многие рабочие места. Для примирения со сложившейся ситуацией одни молодые люди из рабочей среды вовлекались в молодежные субкультуры тэдов или модов, а другие примкнули к субкультуре скинхедов. Скины собирались в своих районах и действовали агрессивно по отношению к иммигрантам и особенно неграм, по вине которых, по мнению молодых скинхедов, произошла невостребованность молодежи на рынке труда [4].

Расовый подход представляется не менее важным в анализе явления молодежных субкультур. В работах по медицине и психологии о молодежи исследователи уже давно приводят доказательства того, что девиантное поведение способно передаваться от одного поколения к другому, а также существует точка зрения, что некоторые расы более предрасположены к девиантному поведению, например, афроамериканцы. Но в середине 70-х годов [4] исследователи пришли к выводу, что концепция отклоняющегося поведения в рамках расового подхода в основном была построена на суждениях о нормах поведения среднего белого класса, и, вследствие этого, любое другое поведение не соответствующее данному воспринималось как девиантное.

Таким образом, молодежная субкультура представляет из себя достаточно многогранное понятие. Существует множество подходов к трактовке феномена молодежных субкультур, но в качестве основных подходов в анализе данного явления необходимо выделить системно-динамический, функционалистский подходы, а также теорию конфликта поколений.

Явление молодежных субкультур невозможно исследовать в рамках какого либо одного научного знания, поэтому социология, анализируя данный феномен аккумулирует опыт, накопленный другими науками в области изучения молодежи, а именно антропологии, этнологии, психологии и др.

1.3 Общая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности [12, с.14].

Социальная ситуация развития — это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность — эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом [9, с.60].

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии).

Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет [3, с.144].

В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах [15, с.67].

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», — вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы.

Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест [27, с.50].

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание — социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста — чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно [19, с.72].

Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий [9, с.55].

Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

  • половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  • открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  • познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
  • появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Изучение подростковых субкультур — относительно новое, но активно развивающееся направление в науке. Динамизм, новизна при нестабильности общественных, политических отношений в современном мире осложняют поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса. Это инициирует появление подростковых групп, члены которых сходны по возрасту, по социальному статусу, по взглядам, ценностям, формам поведения. Достаточно длительное время феномены подростковых субкультур рассматривались в науке как «девиации», а сами субкультурные сообщества — как угроза позитивной социализации человека.

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей подростковых субкультур

2.1 Организация и методы исследования, Цель исследования, Гипотеза исследования

  • внутриличностный уровень (восприятие себя как представителя определенного пола, отношение к себе),

— уровень межличностных отношений (восприятие сверстников как представителей определенного пола, отношение к лицам противоположного пола, социальному окружению и родителям, представление о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной в сфере межличностных и семейных отношений),

  • уровень взаимодействия с социальным окружением (установки на взаимодействие с лицами противоположного пола, социально-психологическая адаптированность).

База исследования

Учитывая изложенные теоретические положения, для достижения цели исследования обоснованным представляется применение следующих диагностических методик:

1.Модифицированный вариант методики «Психологический пол» С. Бем (модификация Лопуховой О.Г.) [9, c.177]. Подробное описание методики представлено в приложении 1.

Применение модифицированного варианта методики С. Бем позволяет определить психологический пол индивида, который включает в себя четыре разновидности: маскулинный, феминный, недифференцированный и андрогинный.

Наличие у испытуемого недифференцированного типа психологического пола является достаточно редким вариантом формирования половой идентичности и потому абсолютно нехарактерным для данной экспериментальной выборки. Остальные три разновидности психологического пола присутствуют в указанной выборке, и для более детального анализа изучаемого феномена (учитывая большой разброс данных) среди испытуемых, которых по результатам эксперимента можно считать андрогинными, выделены две подгруппы.

В первую подгруппу входят те, кому свойственна выраженность как маскулинной, так и феминной составляющих психологического пола, тогда как вторая подгруппа состоит из тех членов выборки, для которых типично существенное доминирование маскулинных либо феминных качеств.

2. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд, в модификации Т.В. Румянцевой) [16, c.109]. Подробное описание методики представлено в приложении 2.

Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.

3. Методика многофакторного анализа личности Дж. Кеттела [16, c.97]. Подробное описание методики представлено в приложении 3.

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Он разработан под руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для описания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Методика многофакторного анализа личности Дж. Кеттела включает в себя 16 шкал, которые по выявляемым характеристикам группируются в четыре блока:

1. Интеллектуальные особенности (факторы В, L, М, Q1).

2. Эмоциональное состояние (факторы С, О, F, Q4).

3. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (факторы А, Н, Р, Е, I, L, N, Q2, Q3).

4. Социальная надежность (факторы G, Q1, Q3, N).

Анализ достоверности различий проводился с помощью критерия Стьюдента. Сравнение двух выборок по признаку, измеренному в метрической шкале, обычно предполагает сравнение средних значений с использованием параметрического критерия t-Стьюдента. Следует различать три ситуации по соотношению выборок между собой: случай независимых выборок, зависимых выборок (измерений признака), случай сравнения одного среднего значения с заданной величиной (критерий t-Стьюдента для одной выборки).

Формула для расчета критерия Стьюдента следующая:

где и — средние арифметические двух сравниваемых выборок, а m 1 и m2 — их среднестатистические ошибки.

2.2 Анализ результатов исследования

Результаты диагностики психологического пола по методики С. Бем: у 75% девушек женские и мужские черты представлены гармонично и взаимодополняемы; 22% обладают женскими психологическими характеристиками и 3% обладают мужскими психологическими характеристиками (маскулинные женщины).

У 89% юношей женские и мужские черты представлены гармонично и взаимодополняемы; 2% обладают женскими психологическими характеристиками и 9% обладают мужскими психологическими характеристиками.

Данные по методике «Кто Я?» обрабатывались с использованием контент-анализа, были получены следующие характеристики:

  • семейные и межличностные роли (я — дочь, жена, сын, брат, подруга и т.д.);
  • профессиональные роли (я — учитель, студент, учащийся и т.д.);
  • фемининные характеристики, личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины (я заботливая, чувствительная, нежная и

т.д.);

  • маскулинные характеристики, личностные черты, традиционно приписываемые образу мужчины (я сильный, смелый, агрессивный и т.д.);
  • нейтральные характеристики, личностные черты, не включенные в стереотипные характеристики маскулинности — фемининности (я красивый, добрый, верный и т.д.) (табл.

1).

Таблица 1 — Значимость половой идентичности в структуре самоидентификации молодежи

Тип выборки

Семейные роли

Профессиональные роли

Мускулинные характеристики

Феминниные характеристики

Нейтральные характеристики

Юноши

1,82

1,5

1,25

2,4

Девушки

1,56

0,53

0,9

2,05

Статистически достоверные различия (по t-критерию Стьюдента) были получены по характеристикам: «профессиональные роли» (r=7,67; р<0,001), маскулинные характеристики для юношей и фемининные характеристики для девушек(r=2,98; р<0,01).

Таким образом, частота упоминания профессиональных ролей юношами достоверно выше аналогичного показателя у девушек. Данные результаты подтверждают общепринятые представления о большей важности профессиональных успехов и достижений для мужчин. В своих ответах по методике «Кто Я?» юноши чаще всего отмечали профессиональные роли, что понятно, так как мужчина реализуется в первую очередь в профессиональной сфере. У девушек не было выявлено маскулинных, а у юношей фемининных характеристик. Таким образом, в среде молодежи превалируют традиционные гендерные представления. Нами выявлено, что для девушек снижается важность фемининных характеристик, в то время как для юношей маскулинные характеристики продолжают играть важную роль.

По всей видимости, это связано с особенностями современной жизни, в которой важны такие качества, как стремление к лидерству, желание самоутверждения, всегда считавшиеся мужскими. Средние значения маскулинности девушек и юношей достоверно различны (r=3,78; р<0,01).

Отмечены соответствующие различия между показателями фемининности юношей и девушек (r=4,19; р<0,001).

Таким образом, респонденты в основном придерживаются стереотипного гендерного поведения.

Рассмотрим показатели групп юношей и девушек по укрупненным блокам: интеллектуальные особенности, эмоциональное стояние, коммуникативные свойства и социальная надежность.

I. Интеллектуальные особенности.

1.1 Результаты девушек.

Исследование показало наличие у этой группы относительно высокого творческого потенциала, это подтверждается сочетанием значений по факторам В, М, L, Q.

Относительно высокое интеллектуальное развитие (фактор В =7 стен), которое сочетается с высоким честолюбием (фактор L=9 стен) , а также с достаточно развитым творческим воображением фактор М=6 стен) и склонностью к инновациям (фактор Q1=6 стен).

Сочетание такого рода свидетельствуют о достаточно высоких возможностях и гибкости мышления.

1.2 Результаты юношей.

Наличие достаточного интеллектуального развития (фактор В=6 стен), относительно высокого честолюбия (фактор L=7 стен), которые сочетаются с достаточным развитием творческого воображения (фактор М=6 стен), а также с относительно высокой склонностью к инновациям (фактор Q1 =7 стен).

Сочетания такого рода свидетельствуют о выраженной приверженности к экспериментам, а также к поиску новых идей.

II. Эмоциональное состояние.

2.1 Результаты девушек.

Эмоциональное состояние характеризуется устойчивым преобладанием положительных эмоций.

Относительно высокая эмоциональная устойчивость (фактор С =7 стен), оптимизм, энергичность (фактор F=7 стен) сочетаются с невысокой тревожностью (фактор О=5 стен), а также с низкой психической напряженностью (фактор Q4=4 стена).

Подобное сочетание факторов свидетельствует об устойчивости эмоционального состояния, а также об отсутствии предрасположенности к стрессовым состояниям.

2.2 Результаты юношей.

Достаточно устойчивое эмоциональное состояние (фактор С=6 стен), вялость, пессимизм (фактор F=4 стена) сочетаются со спокойствием, безмятежностью (фактор О=4 стена), а также с расслабленностью, низкой мотивацией (фактор Q4=4 стена).

Сочетание такого рода свидетельствует об устойчивом спокойствии, уверенности в своем положении, низкой активности; отсутствие мотивации к какого-либо рода деятельности безусловно скажется на результатах работы и успеваемости (в данном случае).

III. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия.

3.1 Результаты девушек.

Относительно высокая склонность к общению (фактор А=7 стен), высокое честолюбие (фактор L=9 стен), доминантность, напористость (фактор E=8 стен) сочетаются с относительно высокой энергичностью (фактор F=7 стен), достаточным контролем эмоций, дипломатичностью (фактор N=6 стен), с относительно высокой социальной смелостью (фактор Н=7 стен), а также с достаточной независимостью от коллектива (фактор Q2 = 6 стен) и с относительно высоким самоконтролем (фактор Q3=7 стен).

Все вышеперечисленное свидетельствует о наличии определенных лидерских возможностей.

3.2 Результаты юношей.

Относительно высокая склонность к общению (фактор А =7 стен), относительно высокое честолюбие (фактор L=7 стен), относительно высокая доминантность, напористость (фактор Е=7 стен), относительно высокий самоконтроль (фактор Q3 = 7 стен) сочетаются с достаточным контролем эмоций (фактор N=6 стен), с достаточной социальной смелостью (фактор Н=6 стен).

Подобное сочетание свидетельствует о наличии лидерских возможностей, вместе с тем, лидерские возможности юношей могут снижаться вследствие отсутствия энергичности, оптимизма (фактор F=4 стена), а также из-за некоторой зависимости от коллектива принятии самостоятельных решений (фактор Q2=5 стен).

4. Социальная надежность.

4.1 Результаты девушек.

Невысокий моральный контроль поведения (фактор G=5 стен) сочетается с достаточным контролем эмоций (фактор N = 6 стен), а также с относительно высоким самоконтролем (фактор Q3=7 стен) и с достаточным радикализмом (фактор Q1=6 стен).Сочетание такого рода свидетельствует о достаточной социальной надежности, а также о реальном взгляде на радикальные изменения в деятельности и о адаптации в социуме.

4.2 Результаты юношей.

Невысокий моральный контроль поведения (фактор G = 5 стен) сочетается с достаточным контролем эмоций (фактор N = б стен), а также с относительно высоким самоконтролем (фактор Q3 =7 стен).

Подобное сочетание свидетельствует о достаточной социальной надежности, вместе с тем, возможно существенное снижение социальной надежности вследствие относительно высокого радикализма, склонности к экспериментам (фактор Q1 =7 стен).

Наличие у юношей или девушек свойств и качеств, стереотипно приписываемых противоположному полу, нельзя трактовать как патологию, отклонение от «правил своего пола». В современной психологии вводятся новые понятия для обозначения качеств людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские так и, традиционно женские качества (например, понятие андрогинии (3, 21).

Каждый человек, независимо от того, мужчина он или женщина, может быть отнесен либо к маскулинному типу с ярко выраженными такими качествами как честолюбие или решительность, традиционно приписываемыми мужчинам, либо к фемининному типу с выраженными традиционно женскими качествами такими как мягкость, уступчивость и т. д.; либо быть андрогином, сочетающим в своем характере как мужские, так и женские черты. Именно последний тип наиболее гибок и может приспосабливаться к меняющимся ситуациям, что помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности. Мы пришли к основному выводу, что и мужчины, и женщины должны развиваться вне стереотипов, чтобы стать социально и экономически независимыми личностями. В основу процесса развития должен закладываться не принцип «мужское лучше — женское хуже», либо наоборот, а богатство выбора и принцип взаимного обогащения стилей поведения.