Ведение
В современном мире информационных технологий и стремительного технического прогресса наступает момент когда людям необходимо остановиться, оглянуться назад на пройденный путь, осмыслить его и лишь на этом основании сделать выводы, по каким принципам возможно дальнейшее существование человечества. Все чаще приоритетным становится удовлетворение природных потребностей в ущерб нравственным законам. При этом естественные потребности гипертрофируются, становятся смыслом жизни, приобретают ценностное значение нередко за счет пренебрежения морально-нравственными установками. Стремление к собственному благополучию заставляет людей закрывать глаза на нравственные обязанности по отношению друг к другу. Поэтому главной целью воспитания выступает формирование эмоционально-ценностного отношения человека к миру, его эмоционально-ценностное самоопределение. Еще Дидро восклицал: «Покажите мне ту школу, в которой воспитывают чувства!» Исследования американского психолога Кэрола Изара по проблеме «Являются ли эмоции врожденными, или это результат обучения» подтвердили возможность воспитания чувств. К.Изард сделал вывод: «Любой аспект эмоций может измениться с приобретением опыта»
В школьной практике мы имеем дело с молодыми людьми, еще не обремененными жизненным опытом, добываемым в длительном общении с окружающим миром и переживанием многообразных событий. Поэтому, воспитывая ценностные эмоции, мы обращаемся к искусству как к модели мира, дающий в художественных образах через ассоциации возможность постижения действительности. Искусство помогает ребенку получить целостный конкретно-чувственный опыт, используя феномен эмоциональной памяти, которая во много раз сильнее рациональной.
Е.И. Рогов отмечает, что рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывая у него положительные эмоции. При этом формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности; способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время, умения планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.
Н.К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой надо дать возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось».
Эмоционально-волевая сфера дошкольника
... эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника ... возможность достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции гнева, раздражения, озлобления. Эмоции различаются по своей продолжительности: кратковременные эмоциональные ... Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.(3,с. 107) Эмоциональный ...
Что же мы видим на практике? В современных школах России существуют учебные предметы области «Искусство». По традиции все педагогические коллективы и их руководители считают эту область для развития детей желательно-необязательной. Урок «изобразительное искусство» чаще всего по привычке называют «рисование». Учителю постоянно приходится объяснять коллегам, родителям, руководству, что цели обучения изменены, и главная задача предмета ввести человека в искусство, в область прекрасного.
Сколько же времени выделяет учебный план на постижение этой важнейшей области? Один урок в неделю с 1 по 7 класс включительно. Где искать выход? Конечно же во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает педагогу возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.
При организации внеурочной работы педагог должен соблюдать следующие принципы:
- выдерживать общую
направленность занятий; - обеспечивать добровольность
выбора учащихся, содержание и методов занятий с учетом личных склонностей детей; - осуществлять массовость
внеурочной работы, вовлекать в нее большинство учащихся; - опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;
- иметь общественно – полезную направленность всех
выполняемых работ; - подчинять все виды
внеурочной работы общим учебно- воспитательным целям и задачам.
Теоретическими источниками исследования послужили:
работы таких известных исследователей как: Ю.К. Бабанский, И.П. Волков, С.В. Сальцева, Н.М.Сокольникова, К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, А.В. Кирьякова, Е.В. Козлова, И.Я. Лернер, И.И.Масло, Л.М. Румянцев, А.С. Белкин.
Цель работы:
рассмотрим вопросы по организации различных форм внеурочной деятельности изобразительного искусства, а также развитие и формирование личности учащегося.
Задачи работы:
- познакомить с многообразием форм внеурочной деятельности и видов изобразительного
искусства; - раскрыть сущность внеурочной деятельности на современном этапе развития педагогики;
- доказать актуальность
выбранной темы.
Объект исследования: развитие творческих способностей учащихся .
Предмет исследования: развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности у учащихся
Организация внеурочной работы по курсу «Право»
... внеурочной деятельности, используемой в правовом образовании. 6. Выделить виды внеурочной работы с учащимися по праву. Методологическую основу исследования, Структура работы., Глава 1. Общая характеристика внеурочной работы по праву. §1. История развития внеурочной формы работы с учащимися. Появление первых организованных форм внеурочной работы ...
I. Современные представления о внеурочной деятельности
по изобразительному искусству
1.1 Понятие «Внеурочная деятельность»
Классные занятия обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеурочной деятельностью. Понятие внеурочные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий.
Особой областью, влияющей на развитие художественно-творческой активности детей, является внеурочная деятельность (Ю.К. Бабанский, И.П. Волков, С.В. Сальцева, Н.М.Сокольникова и др.).
Данная область обладает некоторыми возможностями, значимыми для развития художественно-творческой активности, которые не могут проявиться в полной мере на традиционных уроках: большая свобода в содержании материала, в предоставлении оптимальной возможности самореализации каждому ученику, отсутствие жесткой системы оценок и т.д.
Принцип деятельностного подхода к воспитанию утверждает, что только в деятельности происходит развитие ребенка, в деятельности он познает себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими, приобретает жизненный опыт и нравственные ценности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина).
В деятельности он учится защищать себя и отстаивать свое человеческое достоинство, утверждает и реализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться жизни. Поэтому организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности является одной из важнейших обязанностей педагога.
Возросшие социально-экономические, духовные, нравственные возможности и потребности общественного развития делают целостное формирование личности особенно актуальной задачей сегодняшнего социального развития общества и создают условия для четкого, ясного педагогического осмысления этой задачи.
Более успешно такая задача может быть решена, как показывает практика, в ценностно-ориентационном типе организации системы деятельности (А.В. Кирьякова,Е.В. Козлова, С.В. Сальцева).
Ценностно-ориентационный тип организации системы деятельности детей характеризуется глубоким осмыслением значимости личности ребенка и конкретизацией этих требований в педагогических целях каждой школы. Современные воспитательные программы школ, в большинстве своем, уже ориентированы на развитие всесторонних ценностных отношений школьников: к познавательной деятельности, трудовой, эстетической, коммуникативной, идейно-нравственной. Причем, ориентация направлена на гармонию ценностей в личности. Конкретно направленность отражается в задачах развития способностей, увлеченности, творчества школьников, их инициативы и внутренней активности.
Внеурочная деятельность как средство развития познавательного ...
... особенности развитие познавательного интереса младших школьников к внеурочной деятельности. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи : отобрать и изучить литературу по развитию познавательного интереса у младших школьников; выявить влияние внеурочной деятельности на развитие познавательного ...
Выявим специфику учебной и внеурочной деятельности школьника. Общее в них то, что знания, полученные на уроках, умения и навыки, приобретенные в учебной деятельности, закрепляются и находят практическое применение во внеурочной деятельности и наоборот: опыт, приобретенный во внеурочной деятельности, находит теоретическое обоснование и практическое применение в учебной деятельности.
Внеурочная деятельность более эффективное средство в социальном воспитании, так как различная предметность ее видов открывает широкие пути освоения личностью всех сфер жизнедеятельности, позволяет реализовать устойчивые познавательные интересы, самостоятельность, практически проявить творческое отношение при подготовке и проведении различных дел. В практике часто, к сожалению, внеурочная деятельность рассматривается лишь как пространство для отдыха и развлечений, а не для приобретения опыта жизнедеятельности. Доказано, что социальное воспитание личности школьника во внеурочной деятельности очень эффективно, если соблюсти некоторые требования, включающие в себя цель, задачи, содержание, формы, методы и условия воспитательной деятельности и критерии ее эффективности.
Внеурочная деятельность исследователями классифицируются:
- по направленности
деятельности (трудовая, общественная, творческая, интеллектуальная); - по количеству участников деятельности (групповая, индивидуальная);
- по включенности (активности в процессе деятельности) субъектов деятельности: познавательно-деятельностная, потребительно-исполнительная, пассивно-созерцательная;
- по месту организации этой деятельности: школа, учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, детские организации.
Ряд исследователей (И.Я. Лернер, И.И.Масло, Л.М. Румянцев) называют внеучебную деятельность «внеклассная деятельность» и рассматривают ее как неотъемлемую составную часть единого целостного педагогического процесса, который представляет собой относительно закрытую воспитательную систему, основанную на единой целенаправленной, длительно действующей программе организации и развития школьного коллектива. В отличие от урочной деятельности внеклассная деятельность в силу своих сущностных особенностей не является обязательной, является формой целенаправленной организации свободного времени учащихся.
Некоторые исследователи пользуются понятием «внеучебная деятельность» и считают, что внеучебная деятельность учащихся должна быть объективно включена в деятельность всего общества и быть столь же разнообразной, как сама жизнь. Действенность внеурочной деятельности школьников зависит не в последнюю очередь от личных качеств учителя, классного руководителя, организатора внеклассной деятельности и др., от их отношения к ребятам и их делам, а также от отношения школьников к ним.
Таким образом, внеучебная деятельность – это процесс добровольной, осознанно целенаправленной, самодеятельной и творческой жизнедеятельности школьников и взрослых, психолого-педагогическое руководство которой обеспечивается педагогическим коллективом.