Реферат по философии стоицизм

Курсовая работа

К сожалению, с годами всё быстрее уходит в прошлое традиция следовать советам мудрецов. Время не стоит на месте, и нам кажется, что наше общество и насущные проблемы не имеют ничего общего с обществом и взглядами античности, ибо всему свойственно изменяться…Глубоко ошибочное мнение.

Да, изменения не проходят мимо, и поскольку философия тесно связана с развитием эпохи, то она так же склонна к некоторым переменам. Однако, несмотря на то, что перемены сии могут носить глубинный, кардинальный характер, основа основ, пришедшая из античного времени, изменяется крайне неохотно. Именно поэтому, чтобы лучше понять тонкости бытия современного века, осознать своё место в несущемся потоке жизни, необходимо заглянуть в прошлое и попытаться найти в нём ответы на вопросы нашего времени, научиться следовать наставлениям великих, идеи которых сохраняют свою новизну и по сей день, стоит только вдуматься в их глубинный смысл…

Целью моей работы является знакомство с поистине замечательным явлением древности — Стоической философией и её учениями. Стоицизм стал объектом моего исследования не случайно! Как писал Столяров А. А.1 «… под ним я предлагаю понимать сложившийся на протяжении полутора тысяч лет своеобразный стиль <…> практических моральных наставлений. Этот стиль давно уже стал претендовать на статус самостоятельной практической «философии», широчайше применимой и годной для всякого человека во всякое время».2

Кроме того, Стоя – содержательнейшая из философских школ – «исключительный интерес к себе вызывает гениальной разработкой в себе вопросов логики и теории познания, оцененных современной наукой лишь сравнительно недавно».3

Как видно из вышеприведенных убеждений, философия Стоицизма обладает некой «универсальностью» для человека любого времени, именно поэтому она заслуживает особого внимания в изучении античных философских мировоззрений.

Стоицизм, как было сказано выше, имеет долгую историю. Он был основан Зеноном из Китиона4 за 300 лет до н.э. в Афинах. Название философской школы происходит от греч. Stoa Poikilē (Расписной Портик) – колоннады в Афинах. Здесь и собирались в поисках уединения Зенон и его ученики (Клеанф из Троады и Хрисипп из Солы), которых прозвали «стоиками».

12 стр., 5543 слов

Цель человека. Цель человека . Цель человека как философская ...

... цели и целесообразности занимала большое место в философских учениях древнего Китая. Но и здесь та же картина. Человек ... быть такие обстоятельства, когда человек вынужден стать аскетом, но обычное нормальное состояние человека – это стремление ... человека и мир как единое гармоническое целое. Однако нам могут сослужить хорошую службу представления и взгляды на цель и смысл жизни, выработанные в прошлом, ...

изменения, происходившие в обществе в эпоху эллинизма

Школа Стои намеревалась предложить современному обществу то, что помогло бы ему обрести равновесие и стойкость, а именно: определение истины и добра. Философия стоицизма очень точно отражала мироощущение эпохи, умонастроение эллинистического человека, чувствующего свое одиночество в условиях разрушения древнегреческого полиса. Решающее значение приобретал поиск смысла жизни в новых общественных условиях.

Стоицизм, возникнув в трагический для древних греков период разрушения полиса, оказал значительное влияние на формирование идеологии христианства. Гимн моральному образу мыслей и поступков, провозглашенный Стоей, подготовил почву для возникновения христианской формулы дарования счастья всем людям, почитающим добродетель. Христианское учение заимствовало из Стоицизма ряд понятий и идей, например, идею телесности божества как духа особого типа. Благодаря христианству идеи стоиков проникли в философию Нового времени, в том числе и в русскую. Идеи стоиков о свободе, о всеобщем благе и ценности человеческой личности, стремящейся к единению с другими, звучат по-современному до сих пор.

В истории стоицизма принято различать 3 периода:

1. Древняя (Ранняя) стоя: III—II века до нашей эры. Представители: Зенон, Клеанф и Хрисипп.

2. Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панеций, Посидоний.

3. Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II века нашей эры. Представители: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Полностью сохранились и дошли до нас только сочинения Поздней римской Стои. Хотя основное теоретическое ядро учения было сформировано Зеноном и Хрисиппом.

Далее более подробно проследим особенности каждого из периодов развития философской школы., Глава 2. Учение Ранней Стои

«Мудрость есть знание вещей божественных и человеческих, а в практическом

научиться жить согласно с природой.

закон космоса

единство логоса

— Логика должна исполнять роль общего введения и обобщения, трактующих о принципах и границах познания, о критерии истинного и ложного и о способах это выразить.

— Физика должна обосновать законы мироздания, дать основу для суждения о благе и зле и тем самым утвердить законы этики.

  • Этика – формулировать конечную цель разумного существа и способы ее достижения.

Все части философии находятся в органическом единстве.

сравнения философии с живым существом, яйцом, фруктовым садом

Однако в школе не существовало общепризнанной догмы, которая бы установила порядок изложения отдельных частей.

«логика – физика – этика»

2.1 Единство Учения

пустота, пространство, время, чистые смыслы

Действовать и быть причиной в собственном смысле может только тело. Следовательно, взаимодействие, имеющее генетический характер, возможно только между телесными предметностями; всякий контакт между сферами телесного и бестелесного исключен. Однако, стоики воспринимали космос как нечто единое, тем самым всё же допуская некоторую активность бестелесного. Для Стои были насущными те самые вопросы, на которые мы до сих пор не имеем ответа: как в телесном веществе мозга возникает и функционирует то, что называется «сознанием», каков физиологический механизм целеполагания и т. д.

6 стр., 2573 слов

Учение и педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта

... своей педагогической и общественной деятельности Лесгафт поддерживал все прогрессивное и передовое. В науке и практике Лесгафт стоял на позициях естественного материализма. В основе его педагогической системы лежит учение о единстве духовного ...

Внутренняя цельность и замкнутость учения отражает структурное единство мироздания. То есть единство – не только отправная точка, но и цель учения. По верному замечанию, «философ-стоик это человек, захваченный поиском единства»10 .

2.2 Логика

Логическая часть философии состоит из 2-х разделов — риторики и диалектики. Сама по себе диалектика — это наука о знаках и о том, что ими обозначается. Она включает:

— учение об «обозначающем»

учение об «обозначаемом»

учение о критерии истины

Фундаментом стоической диалектики

Знак

Объект

Объект и слово-знак телесны (поскольку звук – нечто производящее воздействие).

Высказываемое, или чистый смысл («лектон») – бестелесно. Различие между смыслом и обозначающим его звуком (или писаным словом) иллюстрируется различием между «внутренней» и «внешней», выраженной, речью. Первая есть совокупность смыслов, то, что мыслится при произнесении или написании соответствующих слов. Она свойственна только разумным существам (звуки же издают и животные).

Различие в словесном выражении одних и тех же смыслов тождественно различию между языками. Разумное существо обладает способностью сообщать содержание своего сознания другим разумным существам и воздействовать на них особым средством – словом. Дети и животные обладают только «внешней» речью — такой речью, которой не соответствуют какие-либо фиксированные смыслы.

Законы языка и мышления не определяют форм мироздания; они лишь раскрывают то объективное содержание, которое, по мысли стоиков, действительно имеется в космосе. Человеческий разум есть лишь частное проявление всекосмического Логоса — единственного подлинного гаранта объективности и целостности мироздания. Логическая часть в общем повествует о функциях Логоса в языке и мышлении.

риторика

Искусство убеждать

Клеанф сочинял поэтические опусы и даже считал поэтические средства наиболее подходящими для выражения божественной истины.

В силу того, что сочинения стоиков о логике в основном были утрачены, на статус общешкольной догмы смогло претендовать лишь логическое учение Хриссипа, которое было разработано во всех деталях, и именно по нему мы можем составить сколько-нибудь цельное представление о логике Стои.