Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России, по признанию мирового образовательного сообщества в прошлом, в двадцатом веке, была разработана уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее, полноценное образование и развитие детей с рождения до 7 лет.
Социально-экономические изменения, произошедшие в российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольной сфере. дошкольный образование психологический детский
Эти изменения коснулись как организационных, так и содержательных аспектов дошкольного образования. Дошкольная система стала многофункциональной сетью дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированной на потребности общества и предлагающей широкий спектр образовательных услуг с учетом возраста и индивидуальных особенностей развития ребенка. Были детские сады надзора и реабилитации; компенсирующий тип; центры развития ребенка; учебные заведения «Детский сад начальной школы», группы краткосрочного пребывания детей в детских садах и других учреждениях.
Изменения в содержании дошкольного образования отражены в формирующейся тенденции направленной на отказ от образовательной и дисциплинарной модели образования: образовательное сообщество начало фокусироваться на реализации принципов гуманистической педагогики, ориентированного на личностный способ общения с детьми.
Опыт показывает, что российское образование постоянно ищет пути решения проблемы преемственности в дошкольном и начальном образовании.
В настоящее время задача состоит не только в том, чтобы упростить процесс обучения детей дошкольного возраста, но и обеспечить непрерывность в дошкольных и начальных образовательных программах по содержанию и формам этих возрастных групп в целях максимального охвата детей с различными формами дошкольного образования, оптимизировать интеллектуальное бремя для детей младшего школьного возраста.
Обучение дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не на искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его способностей. В отличие от искусственно ускоряющегося развития, он обеспечивает способ поддержания и укрепления физического и психического здоровья ребенка, обеспечения его нормального, гармоничного развития, чтобы сохранить радость детства.
Объектом настоящего исследования является дошкольное образование.
Предметом исследования являются особенности и принципы дошкольного образования.
Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка-дошкольника
... Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей в дошкольном учреждении. Педагог, много умеющий, вызывает восхищение и гордость ... соблюдения правил приличия. Педагогическая зоркость - проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и ...
Цель курсовой работы — изучить принципы, цели и характеристики дошкольного образования.
Соответственно, были поставлены следующие задачи:
- взглянуть на историю развития дошкольного образования в России;
- выявить принципы дошкольного образования;
- изучить учебные программы и методы дошкольного образования;
- проанализировать психологические основы дошкольного образования.
Гипотеза — гуманизация образовательного процесса в дошкольном образовании является основным принципом современного дошкольного образования.
В качестве методологической основы исследования использовались современные методы научного знания: диалектический, сравнительный, синтетический, аналитический, системный и другие.
Теоретической основой для исследования была научная работа отечественных и зарубежных ученых в области психологии, таких как Ананьев Б.Г., Столяренко Л.Д., Зинченко В.П. и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный материал и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с изучением этой темы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 История развития дошкольного образования в России
Дошкольное образование обычно предлагается в дошкольных учреждениях, общеобразовательных учреждениях (предшкола), дополнительных детских образовательных учреждениях (центрах и ассоциациях для раннего развития ребенка), но также может проводиться дома в семейной школе. Принимая во внимание, что в России сегодня более трети молодых семей с детьми не получают дошкольных учреждений, подготовка родителей к основам семейного дошкольного образования является одной из важнейших задач молодежной семейной политики [13, с.12].
В последней трети XIX. в двадцатом веке новые типы учебных заведений появляются в России после стран Западной Европы. Первая бесплатная «народная детская школа» в России для детей городских жителей из низших слоев населения была открыта в 1866 г. в благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге. В том же году А.С. Симонович открыл частный детский сад для детей интеллигенции
В начале двадцатого века в России было открыто большое количество дошкольных учреждений, которые были оплачены как интеллигенцией, так и растущей буржуазией, а также бесплатными детскими садами, игровыми площадками, приютами, детскими центрами низших слоев населения, а также дети-сироты.
В течение этих лет был опубликован метод дошкольного образования, первый журнал, в котором систематические заметки о формах и методах преподавания дошкольников были детским садом, под редакцией А. Симоновича. Авторитет публикации был довольно высоким, например, участвовал в его работе и публиковался К.Д. Ушинский.
В 1871 г. было основано Санкт-Петербургское общество начального образования дошкольников. Общество позволило открыть курсы обучения воспитателей детских садов в детских садах и дошкольных лекциях. К 1914 г. в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913-1917 гг. знаменитая русская учительница Елизавета Ивановна Тихеева была вице-президентом Санкт-Петербургского общества поощрения дошкольного образования, которая занималась вопросами дидактики и методов начального образования. С 1913 г. она руководила детским садом Общества поощрения дошкольного образования, которое она возглавляла до 1928 г. после 1917 г.
Виды дошкольных образовательных учреждений и вариативность дошкольных ...
... и развитием новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг. Тенденция перехода к вариативности образования представлена в самом широком смысле. Разнообразные типы и виды дошкольных образовательных учреждений, группы кратковременного содержания, ...
Государственная система дошкольного образования в нашей стране началась после принятия Декларации о дошкольном образовании 20 ноября 1917 г. В этом документе определены принципы советского дошкольного образования: бесплатное и доступное государственное образование детей дошкольного возраста.
На базе Московских женских курсов второй Московский государственный университет был открыт в 1918 г. по инициативе профессора С.Н. Корнилова, где был организован факультет образования с дошкольным образованием. Важной вехой в создании государственной системы образования дошкольных учителей стал первый Всероссийский конгресс по дошкольному образованию, который проходил в Москве в 1919 г.
Первая «Программа детского сада» была опубликована в 1934 г., а в 1938 г. была опубликована «Устав детского сада», в которой заданы задачи работы, структура и функции дошкольных учреждений, а также «Руководство для воспитателей детского сада» были определены учителями», в котором были методические указания к разделам работы с детьми.
В 1937 г. в специальном постановлении Совета Народных Комиссаров были введены ведомственные детские сады, в 1939 г. был установлен стандартный штат детских садов всех типов и отделов [12, с.254].
С 1928 г. выходит ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное образование». К 40-м гг. сеть дошкольных образовательных учреждений достигла достаточно высокого уровня, и через общественное образование было охвачено более двух миллионов учеников. После войны система общественного дошкольного образования развивалась дальше, что должно было заменить семейное воспитание в соответствии с идеями коммунистических идеологов. В 1959 г. появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — детский сад, в котором по просьбе родителей могут обучаться дети от двух месяцев до семи лет. Это было связано с необходимостью совершенствования организации дошкольных учреждений и, в частности, обеспечения непрерывности образования детей в дошкольном и дошкольном возрасте.
В начале 1960-х гг. была создана комплексная образовательная программа для детских садов, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Программой руководили ведущие научно-исследовательские институты дошкольного образования Академии педагогических наук СССР и ведущие отделы дошкольного образования. А в 1978 г., после следующих изменений, программа получила название Типовой. Она существовала до 1984 г., когда оно была заменена программой создания моделей в детском саду [8, с.298].
В связи с реформой образовательной системы на пороге 80-х и 90-х гг. появилась «концепция дошкольного образования» (авторы Василий Давыдов, В.А. Петровский).
В ней излагаются основные принципы, имеющие фундаментальное значение для экспертной оценки дошкольного образования в России:
- гуманизация — формирование гуманистической направленности личности дошкольника, основы гражданства, трудолюбие, уважение прав и свобод человека, любовь к семье, дому, природе;
- развитие характера образования;
- ориентация на личность ребенка, поддержание и укрепление его здоровья, отношение к мастерству мышления и действия, развитие языка, дифференциация и индивидуализация образования;
- развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;
- деидеологизация дошкольного образования — приоритет универсальных ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада [14, с.83].
1.2 Принципы дошкольного образования
Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
Эмоциональное благополучие ребенка в детском дошкольном учреждении
... же зависит эмоциональное благополучие ребенка в детском саду? Наша экспериментальная работа и практический опыт по изучению эмоционального развития детей в детском саду позволили определить несколько условий эмоционального комфорта или дискомфорта дошкольников. Среди них ...
Дошкольное образование предназначено для умственного, физического и личностного развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Институт образования детей может служить городским или частным детским садом, как дошкольный центр, как ранний центр развития и так далее. Роль дошкольного образования заключается в том, чтобы научить ребенка основам культуры и правилам поведения в обществе, а также интеллектуальному и эстетическому образованию.
Детский сад — первый институт социализации, который обучает детей жить в обществе. В детском садике возникают первые независимые контакты ребенка с другими людьми, где он обучается взаимодействовать и общаться. Общение с детьми своего возраста позволяет ребенку быстро освоить новые навыки и приобрести новые знания, потому что имитационный эффект очень силен в раннем возрасте. Эффективная адаптация в центре дошкольного образования или в детском саду пропагандируется педагогами, цель которых заключается в том, чтобы помогать ребенку в любых сложных ситуациях.
Уже давно признано, что детям, не посещавшим детские образовательные учреждения, часто трудно адаптироваться к школьной команде. Им труднее учиться в школе, чем выпускникам детских садов, потому что у них недостаточно навыков по общению [3, с.21].
Кроме того, плюс дошкольного воспитания в детском садике в том, что ребенок обучается волевому отношению, он находит компромиссы между своими желаниями и тем, что хотят другие дети. Ребенок обучается защищать собственные интересы, не навредив интересам других.
Даже в детском саду дети изучают основы саморегуляции. Это означает, что ребенок учится выбирать свою профессию и посвящать некоторое время выбранному делу. Именно эта способность становится основой для домашней организации ребенка и (в будущем) в школе.
Также очень важно, чтобы эти качества естественно формировались в детском саду во время игры, что является неотъемлемой частью образовательного процесса. Во время игр формируются базовые навыки независимости, способность контактировать и вести переговоры.
Дошкольное образование в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и коммуникации.
Образование на дому, безусловно, способно предоставить ребенку все навыки по самообслуживанию и знания, которые необходимы, чтобы подготовиться к школе, но он не может научить жизнь ребенка работать в команде. Хотя эта способность найти общий язык с другими людьми является ключом к успеху человека во дальнейшей его жизни.
В современном дошкольном образовании делается акцент на развитии личных качеств ребенка. Оставаясь в группе сверстников, ребенок учится общаться, выражать свои мнения и интересы и учитывать мнения и интересы других. У детей формируется образ социального устройства, ведь в первую очередь в детском саду возникают впервые ролевые игры, например, «дочь-мать» [6, с. 25].
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
... «Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями» произведите оплату. Внимание!!! Работы могут не соответствовать требованиям к оформлению какого-либо конкретного учебного заведения. Для получения полноценной курсовой или реферата с вашими ... В. Фуряева. - М. : Академия, 2012. - 336 с 17. Носова, Е. А. Семья и детский сад. Педагогическое образование родителей / Е. А. Носова, Т. Ю. Швецова. ...
Дошкольное образование в детском саду позволяет ребенку сформировать собственное представление о мире вокруг них и о своей позиции в нем. Дошкольник учится оценивать собственные возможности и способности и сравнивает себя с другими детьми. То есть, он формирует адекватный образ себя.
В дополнение к коммуникативному развитию ребенка в контексте дошкольного образования развивается умственное, моральное, эстетическое и физическое. Все эти компоненты являются неотъемлемыми условиями формирования полной личности. Рисование, создание предметов и приложений ручной работы, дизайна, музыки и спорта — это наименьшее, что может предложить детский сад.
В целом современное дошкольное образование предлагает довольно широкий спектр мероприятий, направленных на диверсифицированное развитие детей. Детский сад или дошкольный центр могут предлагать детям дополнительные языковые курсы, хореографическую подготовку, ритмическую деятельность, программы компьютерного обучения и многое другое [7, с. 65].
Целью дошкольного образования сегодня является разработка пяти главных личностных потенциалов: эстетической (художественной), познавательной, коммуникативной, физической ценности и моральной. В современном дошкольном образовании разрабатывается «модель» выпускника, отражающая все основные качества, навыки и способности, которые необходимо прививать ребенку в дошкольном воспитании.
«Модель» выпускника включает такие критерии, как:
- степень физического развития;
- уровень закаленности;
- уровень развития основного навыка гигиены;
- овладение основными видами двигательной активности;
- формирование психических условий для начала обучения;
- работоспособность;
- развитие интереса к миру, стремление к знаниям;
- интерес к творческой деятельности;
- развитие воображения;
- стремление к независимости;
- Приобретение основ культуры общения;
- овладение основными правилами дисциплины;
- степень сознания их способностей;
- способность действовать в общественных целях (см. Приложение)
Согласно системе в дошкольном образовании в детском учреждении «модель» выпускника может исключить некоторые из предлагаемых компонентов и дополнить его функциями, которые соответствуют специфике учебного заведения [9, с.112].
Известно, что в современном дошкольном образовании существуют серьезные проблемы. Возможно, основной проблемой сегодня были недостающие места в существующих государственных детских садах. Часто линия растягивается годами. В определенной степени ситуация улучшается благодаря наличию дошкольных центров и частных детских садов. Но они не могут решить проблему глобально. Другой проблемой дошкольного образования является нехватка квалифицированного персонала. Всем известно, что какая заработная плата у работников бюджетных организаций. Эта причина также объясняет тот факт, что молодые перспективные специалисты не хотят работать в детских дошкольных учреждениях. В результате на работу зачастую принимают людей с недостаточным или непрофильным образованием, которые, как следствие, имеют низкую квалификацию.
Часто также бывают ситуации, в которых воспитатель работает по профессии в результате сложившихся обстоятельств (в частности, чтобы пристроить в детский сад своего ребенка), а затем низкий уровень оплаты труда может привести к небрежному отношению воспитателя к своим обязанностям. К сожалению, сегодня эта ситуация не является необычной.
Понятие ведущей деятельности дошкольного периода развития ребенка
... ведущая деятельность каждого возрастного периода позволяет фиксировать особенности психического развития детей на том или ином возрастном этапе. Например, связь психического развития в дошкольном возрасте с игрой как ведущей деятельностью ... образование детей. Несмотря на методические указания о том, что дошкольников надо обучать игре и обучать в игре, тем не менее вопрос об игровых формах и методах ...
Другая ситуация в частных детских садах (их можно найти, например, на веб-сайте дошкольного образования).
В частных дошкольных учреждениях работают только квалифицированные специалисты. Соответствующая зарплата делает позицию привлекательной для лиц, ищущих работу, предоставляя руководству возможность выбрать лучшего претендента. Это один из факторов, влияющих на высокое качество дошкольного обучения в частном детском саду. Учитывая проблемы в дошкольном образовании, мы не можем решить проблему непрерывности образования.
Эта проблема очень важна на всех уровнях образовательного процесса, но она особенно остро стоит при переходе от дошкольного образования к начальному образованию. Причины этого явления заключаются во многих факторах.
Основная, конечно, это расхождение между требованиями к детям в старшей группе детского сада и к первоклассникам. Априорно предполагается, что первоклассник обязан быть существенно дисциплинированнее, добросовестнее и работоспособнее, чем дошкольник.
Однако, ребенок не в состоянии овладеть всеми необходимыми качествами в один момент. Кроме того, многие начальные учебные заведения предъявляют чрезвычайно высокие требования к качеству дошкольного образования. Первокласснику часто требуется не только знать алфавит, но и читать и считать [4, с.35].
Однако программа детского сада не включает чтение и письмо. Чтобы избежать таких проблем, родителя необходимо знакомиться не только с программами в детском саду (например, как на сайтах дошкольного образования), а и с требованиями школы, к которой ребенок должен быть прикреплен. В случае несоблюдения, необходимо организовать дополнительные мероприятия для детей в детском центре или воспользоваться услугами репетитора, чтобы завершить или улучшить образование ребенка самостоятельно.
Поэтому психологическая неподготовленность ребенка к посещению школы, стресс, совместная работа и ситуация могут усложнить ситуацию. Более легкий переход от ребенка к новой системе обучения происходит, когда дошкольное образование включает курсы подготовки к школе.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методология современного дошкольного образования
Программы дошкольного образования разрабатываются независимо каждым учреждением, которое соответствует требованию статьи 14 Федерального закона «Об образовании». При этом, при создании программ необходимо учитывать требования закона, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и государственными стандартами дошкольного воспитания. Программа по дошкольному образованию является важнейшим нормативным документом учреждения. На основе этой программы и Устава будет осуществляется лицензия, аккредитация, сертификация и организация платных дополнительных образовательных услуг [10, с. 22].
В современном дошкольном образовании эта программа считается нормативным и управленческим документом, который должен оправдывать избранные методы и технологии дошкольного образования, а также организационные формы учебного процесса. Цель программы дошкольного образования — мотивированное обоснование выбора общеобразовательной программы и содержания учебного процесса. Дошкольная программа детского сада должна четко и просто описывать характеристики образовательной структуры учреждения и ряд образовательных услуг, которые представляют интерес для родителей детей и других законных представителей (опекунов).
Дошкольное образование в новой зеландии
... животноводство, механизировано и весьма эффективно. Прогрессу в этой области способствовало внедрение научных методов в земледелие и животноводство. Животноводство играет важнейшую роль в экономике Новой Зеландии. Главными видами экспортируемой продукции являются ...
В целом учебную программу учреждения можно найти на веб-сайте дошкольного образования. Каждое учебное заведение имеет право выбирать существующие методы и технологии дошкольного образования или развивать свои собственные. Каждая программа дошкольного образования устанавливает образовательные цели, методы и технологии, направленные на достижение этих целей. Следует отметить, что концепции методологии и технологии дошкольного образования не следует путать. Традиционно, в педагогике, некоторые компоненты рассматриваются отдельно. Таким образом, существуют различные методы физического развития, методы математического образования, методы стимулирования развития языка и т.д.
Технологии дошкольного образования должны объединить все методы в один и в то же время обеспечить комплексный образовательный процесс. Более того, разница между технологией и дошкольным образованием заключается в том, что технология гарантирует определенный результат. Эта технология включает описание определенной последовательности действий, которая в конечном итоге приводит к ожидаемому результату. Гарантией эффективности дошкольных образовательных технологий является их практическое происхождение. То есть, если методы носят более теоретический характер, технологии разрабатываются педагогами и преподавателями основанные на собственном, неоднократно повторяющемся успешном опыте воспитания.
Дошкольные образовательные технологии могут основываться на известных педагогических методах или применять их отдельные компоненты. В частности, самыми популярными в российских детских садах являются методы Домана, Монтессори, Никитиных. Информацию о применяемых методах и их функциях можно найти на веб-сайте дошкольного образования, который доступен сегодня почти для каждого детского сада [1, с. 23].
Все существующие методы дошкольного образования сосредоточены на одном аспекте развития ребенка. На веб-сайтах дошкольного образования можно найти множество различных методов.
Методы физического воспитания детей направлены на развитие личности ребенка через спортивные мероприятия. Целью этих методов является просвещение детей о привычках, направленных на улучшение здоровья и улучшение физической формы. Такие привычки включают, например, ежедневные утренние упражнения. В этих методах дошкольного образования спортивные упражнения рассматриваются не только как способ поддержания здоровья, но и как фактор, способствующий формированию силы воли. Кроме того, упражнения могут быть одним из проявлений творческой активности.
Современное дошкольное образование немыслимо без методов формирования математических представлений. Целью этих методов является ознакомление дошкольников с геометрическими фигурами, научить их исследовать размер и форму объектов и сформулировать идеи о расчете. Следуя этим методам, дети обучаются сравнивать формы окружающих объектов с определенными геометрическими фигурами, чтобы определить количество и размер объектов. Это самый важный способ узнать понятия размера, формы и количества. Объекты или группы объектов сравниваются в геометрической форме, размере, количестве элементов и т. д. Дошкольное образование для детей из более старых групп включает обучение измерению размера объектов с использованием условной мерки [12, с. 22].
Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании
... имеющихся традиционных формах дошкольного обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, повышается уровень всестороннего, индивидуального личностного развития ребенка и обеспечивается ...
Дошкольное воспитание детей обязательно предполагает творческую деятельность. Теоретическая часть методов контроля изобразительной активности включает информацию о характеристиках детского творческого мышления, определение понятия навыков, методов и методов обучения, которые позволяют ребенку развивать свои творческие способности. Практическая часть дошкольной технологии включает описание возможных способов организации творческой деятельности.
Детям следует показать обобщенные способы получения изображения: рисование, лепка, аппликации. Занятие по рисованию в детском саду означает обучение детей рисованию карандашами, гуашью и акварелью, а также знакомство с методами пальцевой живописи, набрызга, монотипии и других. Во время занятий дети должны получать представление о визуальном искусстве, такие как живопись, скульптура, графика и архитектура. В рамках методологии дошкольного образования детям также должны быть представлены произведения искусства из разных жанров.
Неотъемлемой частью дошкольного образования в детском саду является знакомство детей с природой. Целью методов познания дошкольников природы является формирование знаний о природных объектах и явлениях. Отношение детей к окружающей среде напрямую зависит от результатов экологического образования, поэтому эти методы чрезвычайно важны. Задачи, стоящие перед учителями, — воспитание бережного отношения к природе, развитие способности детей заботиться о растениях, принятие правил поведения в природе. Современное дошкольное образование должно обеспечивать практический опыт взаимодействия с природными объектами в дополнение к теоретическим знаниям. Для этого в детских садах должны быть созданы уголки диких животных, клумб и огородов.
Традиционная часть образовательного процесса в дошкольных учреждениях — музыкальное образование. Каждый метод музыкального дошкольного образования включает в себя несколько направлений. Первым направлением является знакомство дошкольников с народными музыкальными произведениями, симфонической и инструментальной музыкой. Учитель должен дать детям представление о жанре, познакомить их с различными музыкальными жанрами и примерами произведений. Другая область дошкольного музыкального образования — игра на различных музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкального слуха детей, расширению спектра знаний и пробуждению интереса к музыке. Третье направление — это, конечно же, пение. В таких классах детям дошкольного возраста дается представление о пении, объясняются основные правила пения. Кроме того, изучение песен помогает развить память [5, с.95].
Последним и, пожалуй, самым интересным направлением, связанным с музыкальным дошкольным образованием, является организация детских вечеринок. Подготовка к утренникам включает в себя изучение детских песен, постановку танца и репетицию основной составляющей представления. Участие в праздничных концертах позволяет детям открыть для себя свой творческий потенциал, попробовать себя в качестве певцов или актеров, что, безусловно, повышает самооценку.
Развитие театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
... условия, способствующие развитию театрализованной деятельности и изучить влияние театрализованной деятельности на развитие детей старшего дошкольного возраста . развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста театрализованная деятельность В соответствии с ... На первый план здесь выступает речь, ее темы, интонация выразительность, дикция [1; 5]. работах Е В жизни ребенка ...
Метод дошкольного образования, направленный на развитие языка дошкольников, дает представление о методах и упражнениях, которые были разработаны для обеспечения связной речи. В каждой методологии обязательно есть теоретическая часть, которая определяет основные понятия, такие как связная речь, диалогический и монологический способы общения. Кроме того, методика должна дать некоторое представление о специфике контекстной речи детей младшего возраста. Методы языкового развития обычно основаны на диалоге между взрослыми и детьми. Обязательным элементом этого метода дошкольного образования являются требования к темам общения с детьми, их форме и содержанию.
Развитие речи в дошкольном образовании играет почти основную роль, поэтому на ней следует сосредоточиться. Именно на развитие речи направлены многие книги и веб-сайты, посвященные дошкольному образованию. Речевое развитие в дошкольном возрасте происходит очень быстро и зависит от интенсивности и качества общения с другими. Дошкольное образование дает много стимулов для развития последовательной речи: это и общение с преподавателями, игры с детьми и специальные мероприятия в области психического развития детей. При необходимости, логопед занимается с ребенком.
Совершенствование логических навыков также стимулирует развитие языка. Когда ребенок в возрасте двух-трех лет рассказывает о том, что он видит или делает, дети дошкольного возраста, которым исполнилось пять или шесть лет, могут говорить об отдаленных вещах. Дошкольное образование, с точки зрения развития речи, принципиально отличается от принципов школьного образования. Дошкольники не изучают правила грамматики, они не знают определений части речи, характеристик построения предложений. Чтобы овладеть грамотным языком, они должны говорить на практике со взрослыми и слышать их правильную речь. При правильной организации учебной работы дети учатся на практике основным правилам языка и используют его в своей речи [3, с. 201].
Однако развитие речи в дошкольном образовании связано не только с умением грамотно составлять предложения, но и со значительным увеличением лексики. Итак, если средний лексикон ребенка 3 лет составляет 1000 слов, то в возрасте 6 лет количество слов превышает 4000. В то же время ребенок должен не только изучать произношение новых слов, но и понимать их смысл. Значения слов, которые являются именами или свойствами объектов, легко понимаются детьми, но с определениями абстрактных понятий у них гораздо большие трудности. Сложность дошкольного образования в развитии речи — это как раз сообщить детям о важности сложных понятий. Например, как объяснить понятие совести или ответственности трехлетнему ребенку? Ребенок нередко запоминает слово, которое он слышал, но относится к нему в соответствии со своим маленьким жизненным опытом.
В дополнение к развитию диалогического языка, который достигается посредством общения, педагог сталкивается с задачей обучения детей монологической речи. Поэтому дошкольное образование для детей должно включать занятия, целью которых является обучение рассказу. Первый этап дошкольного образования в развитии речевого монолога — это обучение детей рассказу. Важным требованием является то, что на рисунках показаны дети, знакомые детям. Тогда речь становится свободнее. На подготовительном этапе педагог должен выбрать те образы, действие которых способствует формированию нравственного опыта. Затем, наряду с составлением рассказа, дети учатся сопереживать, и это важный навык в процессе становления личности.
В дошкольном образовании развитие речевого монолога очень важно, потому что самостоятельный рассказ стимулирует развитие воображения ребенка. И если маленькие дети могут только построить описательный рассказ, старшие дошкольники учатся придумывать сюжет, чтобы привнести в него свои элементы. Более совершенным инструментом для развития языка в дошкольном образовании является пересказ литературных произведений. Первые занятия, в основном, основаны на пересказе известных детских сказок. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем усложняются. Воспитатель должен предлагать дошкольникам придумать продолжение истории или изменить конец, чтобы стимулировать развитие воображения [3, с. 201].
Современное дошкольное образование для детей включает в себя работу по улучшению звукопроизношения. Младшие дошкольники обычно не произносят или не заменяют определенные звуки. Самыми сложными русскими звуками являются звуки р, л, ж, ш. По мере совершенствования речевого аппарата речь становится более правильной. Во многих отношениях этому способствует надлежащая организация учебного процесса, ежедневное общение с взрослыми и реализация игр и классов развития. Если по достижении пятилетнего возраста детская речь не становится чистой, то дальнейшее дошкольное образование детей включает занятия с логопедом.
2.2 Психологические основы современного дошкольного образования
Обучение дошкольника должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не на искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка требует максимальной реализации его способностей (А. В. Запорожец).
В отличие от искусственно ускоренного развития, оно обеспечивает способ поддержания и укрепления физического и психического здоровья ребенка, обеспечения его нормального, гармоничного развития, чтобы сохранить радость детства.
Влияние урока на ребенка не может осуществляться без реальной активности ребенка. Содержание и методы этой деятельности определяют процесс его духовного развития. Деятельность ребенка строит его психику. Это относится, в частности, к деятельности, которая является ведущей в каждом психологическом возрасте (общение, орудийно-предметная, игра).
Деятельность ребенка осуществляется в условиях конкретной предметной среды. Субъект мира детства — это не просто игровая среда, а скорее — среда для развития всей конкретной деятельности детей. Никто не может полностью развиваться вне объектной среды на только лишь словесном уровне. Эта деятельность возможна только в том случае, если у ребенка есть соответствующие средства и средства, и формируются необходимые методы действий.
Дети 5-6 лет, относятся к дошкольникам в соответствии с возрастной периодизацией. Это дети старшего дошкольного возраста, которые в последнее время напрямую связаны с подготовкой к школе, обычно в более узком смысле: либо как чтение (иногда как письмо), либо как математика или как интенсивное развитие индивидуальных психических функций (память, внимание, логическое мышление) посредством «тетрадных упражнений». Они не имеют никакого отношения к истинному развитию ребенка, которое обеспечивает его дальнейший академический успех. Готовность ребенка к обучению следует рассматривать, прежде всего, как его общую готовность, в том числе физическую, личную, интеллектуальную.
Физическая готовность — это состояние здоровья, степень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимая степень двигательных навыков и качеств, особенно тонкие двигательные навыки, физическая и умственная работоспособность [11, с. 90].
Личностная готовность — это степень произвольного поведения, формирование общения, самооценки и мотивации обучения (когнитивные и социальные); деятельность, инициативность, независимость, ответственность, способность слушать друг друга и координировать свои действия друг с другом следуют установленным правилам, способности работать в группе.
Интеллектуальная готовность — это развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основы вербально-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрализации (с учетом позиции другого человека при анализе ситуации); Владение родным языком и основными формами языка (диалог, монолог); Освоение элементов учебной деятельности в рамках деятельности других конкретных детей (дизайн, рисование, моделирование, различные игры) — выделение задачи из общего контекста деятельности, понимание и обобщение решений, планирование и мониторинг; наличие детских представлений о мире людей, вещей, природы.
Все эти характеристики школьной готовности ребенка возникают в течение нескольких лет жизни в детском саду и в семье, в процессе обучения и обучения, основанных на парадигме деятельности.
Важнейшей предпосылкой успешного обучения в начальной школе является соответствующий учебный мотив ребенка. Предпосылками возникновения этих мотивов являются, с одной стороны, желание детей ходить в школу в конце дошкольного детства, а с другой — развивать любопытство и умственную деятельность.
Формирование этих свойств напрямую связано с выделением когнитивных задач, которые изначально не кажутся самостоятельные для ребенка и вплетены в практическую деятельность. В группах детского сада происходит постепенный переход от выполняемых задач в виде игры или предметной деятельности к задачам чисто когнитивного характера [15, с. 127].
Не менее важной предпосылкой успеха является достаточная произвольность, управляемость поведения, обеспечивающая реализацию мотива учения. Произвольное поведение развивается, прежде всего, в игре, которая способствует переводу потребностей взрослого в потребности самого ребенка. Ребенок в игре учится следовать определенным правилам. Параллельно он учится строить отношения с партнерами, овладевает нормами поведения, принятыми в культуре, что способствует его социализации.
Начальная школа предоставляет ребенку различные формальные требования. И если у него нет механизмов произвольного поведения, выполнение этих требований настолько сложно, что это может полностью блокировать образовательный процесс, потому что ребенку не понравится школьное образование.
Школа предлагает ребенку систему обобщенных знаний, которая может быть изучена только тогда, когда мышление детей достигнет соответствующего уровня обобщения.
В дошкольном возрасте мышление дошкольника, которое имеет определенные характеристики обобщения, остается образным и полагается на реальные действия с объектами и их заменителями. Высшие формы образного мышления, которые формируются в старшем дошкольном возрасте, являются результатом психического развития дошкольника, что приводит его к порогу логики.
Все сдвиги, которые происходят в старшем дошкольном возрасте, психические новообразования являются результатом пути развития, который ребенок испытывает в ранние годы. В игре формируются самые важные достижения этого времени — появление новых мотивов поведения, формирование иерархии мотивов — ведущего вида деятельности ребенка — дошкольника. В недрах игры создается учебный мотив. В игре ребенок узнает новые области реальности. Игра и когнитивные мотивы постоянно взаимодействуют и заменяют друг друга: новое знание инициирует игру, и развитие игры требует новых знаний. Знание — это важнейший компонент образовательной мотивации.
В игре создается внутренний план действий, необходимый для успешной школьной посещаемости в школе, то есть умение действовать в голове. Опыт практической трансформации ситуаций, которые ребенок приобретает в игре, затем приводит к их теоретическим преобразованиям, которые служат основой для развития теоретического мышления. Известно, что целью одной и той же образовательной деятельности является ассимиляция системы теоретических концепций как формы социального опыта [10, с.89].
Возможности детей старшего дошкольного возраста позволяют осуществлять специализированное образование в области чтения, письма и математики в рамках общего режима детского сада. Однако это образование значительно отличается от школы основной целью и методами проведения. Цель здесь — не приобретать соответствующие знания и навыки, а развитие ребенка в психологических условиях для перехода к школе и методам обучения основанным на видах деятельности, характерных для детей дошкольного возраста и форм мышления.
Таким образом, все эти базовые методологические и психологические механизмы обеспечивают основу для разработки программ и методической поддержки образовательного процесса, чтобы сбалансировать стартовые возможности детей в школе.
Кроме того, должен быть представлен контент, отражающий различные области реальности и виды деятельности для детей: игра, рисование, драматизация, конструирование и т. д. Особое место должна занимать игра детей, особенно самодеятельная.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать следующие выводы.
Основными задачами дошкольного учреждения являются:
- защита и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
- забота о эмоциональном благополучии каждого ребенка;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка.
Следует подчеркнуть, что задачи и функции дошкольного учреждения, основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных групп, детские представления окружающего мира и его интенсивное физическое и умственное развитие происходят именно в это время. Большое значение имеет поддержка и всестороннее развитие таких личностных качеств, которые специфичны для дошкольников, поскольку в будущем будет не только трудно, но и иногда невозможно догнать потерянное время.
Принципы, на которых основано дошкольное образование, следующие:
- гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности. Воспитание гражданства, трудолюбия, уважения прав и свобод человека, любовь к окружающей среде, родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и черт в многонациональном государстве;
- общая доступность образования, адаптируемость системы образования к уровням и характеристикам развития и обучения учащихся и студентов;
- светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
- автономия учебных заведений.
Совершенствование педагогического процесса и улучшение развивающего эффекта в педагогической работе с детьми в дошкольных учреждениях могут осуществляться в следующих областях:
- изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм влияния к общению, в котором основное внимание уделяется личной личности каждого ребенка, установлению доверительных, партнерских отношений педагога с детьми);
- отказ от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;
- изменить форму и содержание учебных занятий, сократить их количество (переход от фронтальных исследований к занятиям с небольшими подгруппами детей, сократить количество классов, выбрав наиболее эффективный контент для развития детей);
- насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентация на универсальные моральные ценности, расширение детского горизонта;
— изменение организации тематической среды и жизненного пространства в групповом зале, обеспечение свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их пожеланиями и склонностями, выбор детей по типу деятельности и его формальной группе или индивидууму.
Гуманизация педагогического процесса предполагает построение модели ориентированного на личности модели, которая изменяет форму общения педагога с детьми в процессе традиционных видов деятельности детей и повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в когнитивном, продуктивном, рабочем, внутреннем взаимодействии, партнерстве в играх.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pedagogika-i-psihologiya-doshkolnogo-obrazovaniya/
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2013. — 370с. — ISBN — 4-512-6529-4.
2. Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной психологии [Текст] / Ю.С. Бакулина // Педагогика. — 2015. — №8. — С.60-64.
3. Бордовская, Н. Педагогика [Текст] / Н. Бордовская. — СПб.: Питер, 2013.- 450с.- ISBN — 5-42365-74-65.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 2016. — 570 с. — ISBN — 7-65123-41-8.
5. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. — М.: БЕК, 2014. — 358с. — ISBN — 7-6213-58-62.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. — М.: Логос, 2016. — 420с. — ISBN — 2-4135-65-7.
7. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики [Текст] / В.П. Зинченко. — М.: Гардарики, 2013. — 400с. — ISBN — 1 — 3564-452-5.
8. Коджаспирова Г.М. Педагогика [Текст]/ Г.М. Коджаспирова. — М.: Гардарики, 2014. — 420с. — ISBN
9. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии [Текст]/ В.А.Крутецкий. — М.: Наука, 2015. — 620с. — ISBN — 5 — 3256-748-1.
10. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.Г. Казанской. — СПб.: Питер, 2016. — 260с. — ISBN — 2-6541-85-4.
11. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан. — СПб.: Питер, 2016. — 264с. — ISBN
12. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]/ Л.Д. Столяренко. — М.: Наука, 2013. — 440с. — ISBN — 6-6128-456.
13. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. — 2013. — №6. — С.78 — 84.
14. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.; Воронеж, 2015.
15. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. — М.: Педагогика, 2014. — ISBN — 7-42365-54-62.
16. Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 2014. — ISBN — 4-3135-67-2.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Модель» выпускника дошкольного учреждения