СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:
— усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
— использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: « Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями ».
Человек как субъект, индивидуальность, личность
... деятельности; изучить человека, как субъекта трудовой деятельности изучить факторы формирования индивидуальности; исследовать аспекты индивидуальности человека; изучить феномен личность; изучить структуру личности; Объект курсовой работы - человек, Предмет курсовой работы - человек как субъект, индивидуальность, личность. Проблему понимания личности и индивидуальности человека исследовали в ...
Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как « такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость » Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
— чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
— уважительное отношение к языку своего народа;
— заботу об интересах Родины;
— осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
— проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
— гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
— гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
— уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
— ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
— гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.Природа, родители, родственники. Родина, народ — не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это « своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения ».
Патриотическое и интернациональное воспитание, формы воспитания патриотизма
... Отечества, высокой самодисциплины, воли и граж данского мужества народа. [2,с. 112] Я считаю, что воспитание граж данственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, ... и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качеств ами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязан ...
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.А.Д.Лопухов в своей работе о сущности патриотизма объединил разные представления о нём : патриотизм – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности, или системное качество:
1. Социальное чувство (любовь к Отечеству).
2. Патриотические идеологические установки (выражение интересов своего народа).
3. Духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного уровня).
4. Критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, т.е. осознание личностью своей принадлежности к определённому этносу ( необязательно по принципу тождества расы или национальности).
5. Морально – нравственные установки, патриотическое мировоззрение.
6. Вектор патриотического поведения, предполагающий готовность личности к практическим патриотическим действиям.
Таким образом, патриотизм базируется на патриотических духовно-идеологических ценностях и является системно- комплексным качеством личности, обеспечивающим её готовность к патриотическим социальным действиям в интересах общества. В современной литературе рассматривается не только структура, но и уровни патриотизма: 1. Общегосударственный. На этом уровне патриотизм выражается в конкретной патриотически направленной внешней или внутренней политике государства, преобладании патриотической идеологии.
2. Социально – групповой. В соответствии с ролью и местом в социальном устройстве общества и господствующей в нём идеологией отдельные социальные группы формируют свою систему взглядов, отражающую интересы данной социальной группы.
3. Личностный. На этом уровне формами проявления патриотизма являются патриотические чувства, патриотические духовные ценности, патриотическое мировоззрение, этническая самоидентификация, практическое патриотическое поведение. Как система качеств личности патриотизм включает в себя 3 основных структуры:
Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе
... воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой ... и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов, характеризующих ту или иную профессиональную группу, формирование морально- ... разные стороны процесса познания, но ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям. Все это требует развивать учащихся в ...
1. Чувственно- эмоциональную, включающую чувства:
— любви к малой родине;
— веры в силы и возможности своего народа;
— гордости за принадлежности к своей нации;
— осознания величия и роли Отечества в истории;
— готовности к защите Родины;
— сопричастности к проблемам государства и народа;
— взаимной привязанности в рамках этноса, социальной группы;
— и другие.
2. Духовно – ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:
— высокую жертвенность на благо Отечества;
— способность ставить интересы Отечества выше личных;
— глубокое уважение к духовно – нравственному наследию народа;
— преобладание в ценностных ориентациях ценностей
общегосударственного уровня;
— верность системе национально – конфессиональных духовных ценностей.
3. Практически –деятельностную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:
— готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;
— конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;
— преобладание ценностей общегосударственного уровня в списке ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;
— соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;
— самоидентификацию личности с определённым этносом и высокую степень внутринациональной сплочённости;
— осознанность национально- государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.
Если переносить понятия патриотизма в сферу педагогической деятельности по воспитанию у учащихся патриотических качеств, то мы можем увидеть соответствующие направления и аспекты. Прослеживаются следующие содержательные линии: — Национально – патриотическое воспитание- воспитание личности на основе духовно- нравственных и культурно –исторических ценностей своего народа, культурной идентификацией, преемственностью национально –исторических ценностей, формированием национального самосознания;
— Гражданско – патриотическое воспитание- формирование глубокого понимания конституционного долга, выстраивание высоконравственного отношения к социально значимым требованиям государства, законопослушность, стремление действовать на благо страны;
Личность и профессиональная деятельность
... профессии психолога, а также исследованием его личностных особенностей. Личность психолога является его орудием труда [76, с. 102], поэтому ее влияние на успешность профессиональной деятельности ... качеств психологов. С помощью математических методов была установлена взаимосвязь типов личности и эмпатии. По результатам экспериментальной части исследования можно сделать следующие основные ...
— Военно — патриотическое воспитание- многоплановая, систематическая, целенаправленная скоординированная деятельность государственных органов. Общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
-Рассматриваются разнообразные аспекты деятельности по патриотическому воспитанию учащихся:духовно – нравственный – формирование у личности высоконравственных ценностей, идеалов и готовности руководствоваться ими в качестве поведения; исторический — познание своих исторических корней, места и роли России в мировом процессе, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов России, героического прошлого предыдущих поколений россиян;
-политико — правовой – ознакомление с законами государства, правами и обязанностями гражданина России, понимание смысла происходящих в стране политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;
— психологический – формирование высокой психологической устойчивости личности, готовности к выполнению сложных и ответственных задач, способности преодолевать при необходимости тяготы и лишения в процессе служения на пользу обществу и государству;
— профессионально –деятельностный – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально – трудовых качеств.
В связи с этим в настоящее время существует достаточно разнообразные формы и содержание педагогической деятельности по патриотическому воспитанию учащихся в разных образовательных учреждениях. Это разнообразие оправдывается многими условиями, имеющимися в учреждениях, возможностями педагогического коллектива и социальной среды, спецификой целей и задач педагогической деятельности. Патриотическое воспитание детей в учебном процессе специфично по применяемым технологиям (формам и методам) в зависимости от возраста учащихся, ступени их образования .В 1-4 классах школы дети получают конкретные представления о природе, первоначальные знания о прошлом и настоящем своей Родины. Давая младшим школьникам элементарные знания о природе и обществе, школа систематически приучает детей рассматривать изучаемые явления во взаимной связи и развитии, находить их ближайшие материальные причины. В процессе воспитывающего обучения дети приобретают элементарные понятия о нравственности, у них воспитываются чувства патриотизма, дружбы и товарищества, коллективизма, честность и правдивость, навыки организованности и дисциплины.
В средних и старших классах на основе углубленного и систематического изучения естественно-математических и гуманитарных предметов повышается уровень всей работы по формированию у подростков научного и патриотического мировоззрения, патриотических убеждений, установок, позиций и ценностных ориентаций, усвоению норм нравственности, развитию навыков и умений патриотического поведения.
Влияние обучения и воспитания на процесс формирования личности ...
... обучения в школе. Вопрос о значении учебной деятельности в формировании личности и отдельных ее сторон изучен явно недостаточно. Поэтому цель моей курсовой работы - провести исследовательский анализ влияния обучения и воспитания на развитие личности ... и учащихся (школьников, студентов, аспирантов). Продуктивный путь организации процесса образования состоит в том, чтобы учащиеся, освоив позицию ...
Применяемые технологии патриотического воспитания учитывают возрастные особенности учащихся, уровень развития их психических познавательных и волевых процессов, включают в себя такие совокупности содержания изучаемого материала, форм, методов и приемов преподавания, которые обеспечивают непрерывность и логическую последовательность процесса, преемственность воспитательных усилий по формированию и совершенствованию у детей патриотических качеств. Каждая наука располагает огромными воспитательными возможностями, вытекающими из ее содержания. Особое место в патриотическом воспитании школьников принадлежит гуманитарным наукам.Гуманитарное познание — особый тип научного познания, предполагающий иное отношение познающего субъекта к объекту исследования, чем то, которое свойственно естественнонаучным и другим дисциплинам. В центре его — познание не вещи, а личности, субъектно-субъектных, а не субъектно-объектных отношений. Познание вещи и познание личности — два предела. Вещь познаваема до конца односторонним актом познания субъекта. Личность как познаваемое требует не « точности » познания, но глубины « проникновения ». Еще одно свойство гуманитарного познания — оно принципиально неоднородно и предполагает не только научно-теоретическое, логическое мышление, в значительной мере формализуемое, но и мышление образное, художественное, наглядно-действенное. На основе гуманитарных знаний формируются мировоззрение человека, его убеждения, т.е. происходит осознание места личности в мире, степени ее ответственности за совершаемые действия и поступки с позиций социальной значимости. Гуманитарное познание дает возможность повысить общую культуру, интеллигентность человека. Оно обеспечивает комплексное и всестороннее его развитие: социальное, психическое, физическое, обеспечивает его универсальную готовность к выполнению профессиональных и человеческих обязанностей. Гуманитарные знания, как никакие другие, развивают гибкость мышления, творческий подход к человеческой деятельности, самостоятельность в выборе стратегии и тактики жизненного поведения. Гуманитарное познание вооружает человека знаниями межличностного общения, взаимодействия, вырабатывает социальные нормы поведения, которые являются предпосылкой успешного взаимодействия в звене « человек — человек ». Только с широкой опорой на гуманитарные знания могут быть полноценно сформированы и развиты сознательность, активность, самостоятельность, ответственность, патриотизм и другие качества человека, от которых зависит успешность социализации современного подрастающего поколения. Безусловно, каждая изучаемая в школе гуманитарная дисциплина обладает своим воспитательно-развивающим потенциалом, в том числе патриотическим. Так, филологическое образование в соответствии с Письмом Министерства образования России « О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательной школе » № 13-51-28/13 от 02.04.2002 г., обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет им обогатить знания о человеке, основных этапах истории человечества, закономерностях исторического развития России, географической среде, основных областях общественной жизни. Общественные дисциплины позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социально значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
... деятельность на нравственное воспитание. Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности. Предмет исследования – духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности. Объект исследования - развитие ... к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, ...
В содержании гуманитарных дисциплин трансформирован социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого 3 мышления. Только при условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных и профессиональных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей (в том числе экологической, правовой, физической) культуры и др. Именно при изучении гуманитарных дисциплин учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном и общекультурном развитии, осваивают основы содержания и методики саморазвития.Патриотическим воспитательным потенциалом обладают и изучаемые в школе естественно-математические науки (математика, физика, химия, биология, физическая география).
«Патриотическое воспитание младших школьников на основе ...
... гражданина и роль патриота. Поэтому тема нашей работы "Патриотическое воспитание младших школьников на основе ознакомления с русским национальным костюмом " актуальна. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных ...
Преподавание их основ подводит учащихся к осознанию идеи познаваемости закономерностей развития мира, взаимной связи и обусловленности явлений природы, их непрерывном изменении под влиянием естественных причин. Эти же учебные предметы знакомят учащихся с достижениями отечественной науки и техники, что способствует воспитанию патриотизма.В процессе обучения специфичны и средства педагогической деятельности, включающие в себя средства преподавательской (учителя) и учебной (школьника) деятельности.
Основными факторами, оказывающими патриотическое воспитательное влияние на школьников в преподавании учебных дисциплин, являются:
Содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность;
Четкая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения;
Отношения, складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между самими обучаемыми;
Влияние личных качеств преподавателя, его педагогического мастерства;
Общий режим и атмосфера учебного процесса школы.
Эффективность решения воспитательных задач зависит от того, в какой мере будут реализованы воспитательные возможности всех этих факторов в совокупности.
Воспитание учебным материалом — один из важнейших факторов патриотического воспитательного влияния на школьников, определяемого умением учителя вычленить стержневые, ведущие идеи науки, раздела, темы, организовать вокруг патриотических идей остальной материал и довести его до глубокого сознания обучающихся.Четкая организация занятий и разнообразная методика обучения приносит желаемые результаты при условии, когда:
Ставятся ясные образовательные и воспитательные цели занятий;
Обеспечивается строгая, обоснованная последовательность учебной работы;
Применяются различные методы обучения, активизирующие познавательную деятельность школьников, придающие ей творческий, близкий к исследовательскому характер, стимулирующие как коллективную, так и индивидуальную работу;
Подводятся итоги занятия и вносятся соответствующие коррективы в систему планируемых познавательных и воспитательных задач;
Создается необходимый психологический настрой на учебную работу.
Эти условия проявляются своеобразно в каждой форме учебной работы — на уроке, экскурсии и т.д.В преподавательской деятельности учителя важное место занимает его умение вычленить, сформулировать и целенаправленно решить воспитательные задачи патриотической направленности. Следует заметить, что в процессе преподавания гуманитарных дисциплин решаются воспитательные задачи, которые могут быть отнесены к различным направлениям воспитания: духовно-нравственному, патриотическому, экологическому, экономическому, трудовому (профессиональному), физическому, эстетическому, этическому, правовому и др. В учебном процессе виды воспитания реализуются комплексно, нераздельно, интегративно, и для учителя часто бывает сложно увидеть все взаимосвязи и взаимозависимости в использовании воспитательных возможностей преподаваемых им дисциплин. В настоящее время в федеральный компонент государственных образовательных стандартов вводятся формулировки воспитательных целей преподавания конкретных учебных дисциплин, причем они различаются в зависимости от ступени образования. К воспитательным тесно примыкают развивающие задачи, которые решаются при преподавании гуманитарных дисциплин и представляют собой направления развития личности, обеспечиваемые либо воспитанием, либо обучением и воспитанием. Они подразделяются на задачи социально-нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного развития7. Социально-нравственное развитие проявляется в усвоении понятий о социальных нормах отношений, сформированности элементов гражданско-патриотического сознания, усвоении обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем, понятий культуры социальных отношений, включая экономические, правовые и др. Общеинтеллектуальное развитие находит свое отражение в усвоении понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности, усвоении общенаучных методов познания. Общекультурное развитие характеризуется усвоением общеэстетических, экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия, понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием и т.д.).
«Эстетическое воспитание младших школьников»
... анализ литературы по рассматриваемой проблеме; -практическая работа, включающая в себя анкетирование, тестирование, анализ деятельности детей. 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Эстетическое воспитание школьников в педагогической и методической литературе В ...
Взаимосвязь обучающей, развивающей и воспитательной функций в образовании закономерна. Образовательный аспект обучения связан с расширением объема усваиваемого содержания; развивающий — с увеличением числа и усложнением характера связей, устанавливаемых в сознании обучаемого, между элементами обучаемого; воспитательный — с целенаправленным формированием личностного отношения к этому содержанию и к действительности в целом. Патриотически-воспитывающий характер обучения обеспечивается не только идейно-воспитательной направленностью содержания обучения, но и методами и организационными формами учебной работы, способами движения учащихся от незнания к знанию. Получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников; осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
Формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
Наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни;
Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической целесообразности;
Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
Выполнение творческих работ по обществоведческой тематике и т.п.
Такие активные методы, формы и приемы обучения способствуют глубокому овладению учащимися патриотическими знаниями, упрочению у них патриотических убеждений и установок. При преподавании конкретных дисциплин используются и специфические виды деятельности. Так, при освоении учащимися литературы применяются осознанное творческое чтение художественных произведений различных жанров; выразительное чтение; различные виды заучивания наизусть стихотворных текстов; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; его анализ и интерпретация; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание изложений с элементами сочинения и др. В совершенствовании преподавательской деятельности учителей по патриотическому воспитанию детей особое внимание уделено их методической оснащенности — владению различными педагогическими приемами. По диапазону, выразительности, педагогической целесообразности и эффективности использования педагогических приемов можно судить о воспитательном мастерстве учителя. Приемы воспитания в ходе обучения в зависимости от направленности и характера используемых средств и методов можно разделить на следующие подгруппы:
Включаемые в содержание излагаемого учебного материала;
Основанные на личном примере;
Прямые непосредственные педагогические требования;
Косвенные педагогические требования;
Опосредованные педагогические требования. Основными приемами воспитания школьников содержанием излагаемого материала могут служить следующие:
1)Приведение примера (героизм воинов, в том числе земляков учащихся, превосходство отечественной техники, профессионально компетентные и мужественные действия российских специалистов в экстремальных условиях, добросовестное и самоотверженное выполнение конституционного долга гражданами России и др.);
2)Использование сравнения, сопоставления, противопоставления (внешняя политика различных государств, возможности науки и образования в разных странах, уровень развития культуры и др.);
3)Яркий рассказ (народные традиции и обычаи большой и малой родины, эпизоды боевых действий, перспективы развития региона, эстетика служения Отечеству, нравственный облик российского гражданина и др.);
4)Разъяснение, разоблачение (фальсификация истории Великой Отечественной войны, необоснованных нападок на политику государства в Кавказском регионе и др.);
5)Анализ фактов, явлений (сильные и слабые стороны в экономическом развитии страны, противоречия в развитии духовной сферы общества).
Главная цель патриотического воспитания – возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности. Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие задачи, выполнение которых способствовало бы возрастанию дееспособности российских граждан, значительному повышению уровня их социальной активности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству:
— формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;
— приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;
— создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга различными группами и категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;
— воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;
— воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;
— формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе и др.
Согласно исследованиям В.И. Лутовинова о состоянии, проблемах и направлениях развития системы патриотического воспитания, можно выделить следующие сущностные характеристики системы патриотического воспитания школьников: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность, преобладание организаторских форм педагогической деятельности, ступенчатость.
Многофакторность системы — первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено — целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.
Систематичность и длительность — вторая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников — предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:
- целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников, его основных стадий и этапов его реализации;
отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств;
организацию процесса патриотического воспитания школьников;
контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;
определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;
принятие управленческих решений;
– прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.
Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания школьников реализуется как целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.
Перспективность — третья сущностная характеристика патриотического воспитания школьников — определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.
Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты.
Комплексность — четвертая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников — позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимоувязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.
Ступенчатость — пятая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме — к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной на всех этапах развития человеческого общества. В настоящее время в связи с кардинальными преобразованиями во всех сферах жизни нашего общества данная проблема приобретает особое значение. Изменения, происходящие в политике, экономике, образовании, требуют специального анализа сущности и содержания понятия « патриотизм ». С учетом современных философских, психолого-педагогических исследований патриотизм рассматривается как сложное явление, как неотъемлемая часть социально-нравственной направленности личности.В содержании патриотизма в единстве отражаются ключевые понятия — Родина и Отечество, что обусловлено, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой — социально-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества. Важными особенностями содержания патриотизма в современных условиях являются усиление личностной значимости патриотизма при сочетании с коллективизмом; направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее; развитие национального самосознания в единстве с интернационализмом; выявление в качестве ключевого понятия « Родина », что обусловливает отнесение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей.Разноаспектный анализ патриотизма дает основание выделить в его структуре несколько составляющих элементов: интеллектуальный, эмоционально-волевой, действенно-практический.Такой подход позволяет рассматривать патриотическое воспитание как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения воспитанников.Процесс патриотического воспитания осуществляется на основе принципов, отражающих общие закономерности целостного педагогического процесса и особенности данного направления воспитательной работы: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов патриотического воспитания историческими традициями народа; органическая взаимосвязь учебного материала и содержания внеклассных и внешкольных мероприятий; зависимость содержания, форм и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; опора на положительное; гибкость и вариативность.В осуществлении патриотического воспитания подрастающего поколения ведущую роль играют педагоги, поэтому особо актуальной в современных условиях становится разработка проблемы подготовки будущих учителей к данному направлению воспитательной работы. Использование материалов данного пособия позволяет повысить качество профессионально-педагогической подготовки учителей к осуществлению патриотического воспитания учащихся и повысить эффективность данного направления воспитательной работы.