Оценка адекватности теоретических решений

Содержание скрыть


Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления.

Процесс управления состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления. Выделение функций в процессе управления может быть выполнено с различной степенью детализации. В качестве наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматриваются планирование, организация, мотивация и контроль. Принятие решений пронизывает всю управленческую деятельность, решения принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. По существу, вся совокупность видов деятельности любого работника управления так или иначе связана с принятием и реализацией решений. Этим прежде всего определяется значимость деятельности по принятию решений и определению его роли в управлении.

Управленческие решения — один из наиболее важных процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. Каждый менеджер знает, что, прежде чем начинать какое — либо дело, необходимо определить цель своих действий: стратегическую (на долговременную перспективу) и тактическую (для конкретного действия).

Цели должны быть конкретными и измеримыми, т.е. для каждой цели должен существовать критерий, который позволил бы оценить степень ее достижения. Если такого критерия нет, то невозможна реализация одной из основных функций управления — контроля. И в этом смысле цель, степень достижения которой можно количественно измерить, всегда лучше цели, сформулированной лишь словесно.

Не менее важное профессиональное качество менеджера — умение предвидеть. Тот, кто не умеет предвидеть, не может управлять.

Внешняя и внутренняя среда, в которой функционирует организация, подвержена непрерывным изменениям, степень значимости которых различна. Чтобы не оказаться в ситуации водителя, не заметившего резкого поворота дороги, контроль за состоянием внешней и внутренней среды организации должен осуществляться непрерывно. Именно результаты оценки качества и контроля управленческих решений являются основанием для руководителей организации корректировать принятые ранее решения, если отклонения в ходе реализации принятых ранее решений значительны.

3 стр., 1253 слов

Социальное управление:сущность, функции, разновидности, связи ...

... навыки управления. Таким образом, социальное управление – во многом продукт социальных организаций. Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности - одной из разновидности человеческой деятельности вообще. Управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. ...

Только правильно оценив возможные потери и выигрыши, разработав программу действий по предотвращению возможных отрицательных последствий, можно принять качественное управленческое решение.

Задачи настоящей курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты оценки качества управленческих решений

Данная работа состоит из трех глав.

В первой главе рассматривается сущность управленческих решений, указываются характерные особенности решений, факторы определяющие их качество и эффективность, также приводится классификация управленческих решений.

Вторая глава содержит информацию о методах оценки качества управленческих решений. Принципиальная схема оценивания качества управления, а также факторы влияющие на этот процесс. Критерии для определения качества управленческих решений . Цели оценки управленческих решений.

В третьей главе рассматриваются методы оптимизации управленческих решений


Опыт успешных предприятий показывает, что достижение высокой эффективности невозможно без наведения порядка в сфере управления предприятием. Необходим определенный уровень системы управления, чтобы принятые решения выполнялись в установленные сроки и с надлежащим качеством. Качество получаемых результатов является следствием качества системы управления предприятием.

Принятие управленческих решений и повышение их качества является важной проблемой.

Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

Понятие качества управленческого решения., Качество управленческого решения

Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем, совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации. Иначе говоря, в какой степени УР обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях рыночных отношений.

Настоятельные призывы повышать качество управления звучат повсеместно. Между тем воплотить это стремление в нормативные требования, конкретные показатели трудно по той простой причине, что сам термин «качество управления» трактуется и в науке управления и в практике весьма расплывчато, неопределенно

Смысл понятия «качество управления» интуитивно ясен и в целом отражает уровень совершенства процессов управления. Вместе с тем применительно к управленческим работам категория «качество» нуждается в анализе не только для раскрытия сущности этой категории, но и в целях четкой структуризации и формирования конкретных путей повышения качества управления экономикой.

9 стр., 4254 слов

Психологическая теория принятия решений

... "управленческое решение". Принятие решения - специфический, жизненно важный процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий. Управленческое решение можно определить как: 1.логический, эмоционально-психологический, организационно-правовой и социальный процесс, осуществляемый субъектом управления (коллегиальным ...

Попытка перевести на управление определение понятия «качество», используемое применительно к продукции материального производства, товарам, не приводит к успеху. Действительно, понимая качество как совокупность свойств продукта, характеризующих его способность удовлетворять потребности, связанные с назначением этого продукта, мы получаем лишь смутное представление о том, что представляет собой качество такого своеобразного продукта, как управление. Ведь управление-это не продукт, а вид деятельности, завершающийся созданием такого специфического продукта как управляющие воздействия, управленческие решения.

С другой стороны, непосредственный продукт управления представлен в виде информации, а информация удовлетворяет потребности в ней совсем иным образом, чем материально-вещественный продукт, и к тому же сама потребность в информации, производимой управлением, не может быть выражена в столь же явной форме, как потребность в продукции, товарах, услугах.

Но и это еще не все. Самое главное состоит в том, что информационный управленческий продукт в виде решений, постановлений, планов, программ, законов, нормативов сам по себе не удовлетворяет и не призван удовлетворять конечные потребности людей, общества, экономики. Лишь будучи перенесенным на объект управления, побудив объект действовать нужным для субъекта управления образом, процесс управления приводит к созданию потребляемого продукта, качество которого уже можно оценить по способности удовлетворять потребности. Возникает целая цепь причинно-следственных связей: «качество управления — качество функционирования объекта управления — качество продукта, создаваемого объектом управления».

качество управления экономикой

Такой опосредованный подход к определению качества управления экономикой на основе качества ее функционирования и обеспечиваемой меры удовлетворения потребностей, то есть по результативности процессов управления, в принципе правомерен и наиболее объективен в Сравнении с другими возможными подходами. Однако и он уязвим, в силу чего не может быть признан единственно допустимым. Во-первых, суждение о качестве управления приходится формировать в ходе выработки управленческих решений (готовящихся управляющих воздействий), то есть задолго до получения конечного результата управления экономическими объектами и процессами. Имеющееся на той стадии представление о результатах носит характер ожидания, провоза и потому не обладает высоким уровнем достоверности. Не представляется возможным также учесть побочные социально-экономические последствия готовящихся решений, способные привести к снижению их конечной результативности.

Во-вторых, конечные потребности, на удовлетворение которых надо ориентировать управление, сами по себе не бесспорны и к тому же динамичны, изменяются во времени. В силу этих обстоятельств при оценивании управленческих решений в ходе их разработки и принятия поневоле приходится оперировать иными признаками и критериями качества управления, отражающими свойства самого процесса управления. Эти критерии характеризуют организацию процесса управления, методы принятия решений, уровень профессионализма работников аппарата управления. Конечно же, ожидаемые результаты также учитываются, но лишь в той степени, в которой они предвидимы, прогнозируемы, поддаются расчету, могут быть приурочены к определенным периодам времени. Фактор неопределенности препятствует полному отождествлению качества управления с ожидаемой его результативностью.

3 стр., 1031 слов

«Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности»

... деятельность успешно работающих педагогов? Во-первых,, Во-вторых,, В-третьих,, В-четвертых, В-пятых, особое внимание в ходе анализа состояния и эффективности воспитательного ... что успешно работающие классные руководители избирают ее в качестве ведущего целевого ориентира в воспитательной деятельности. Пятая черта деятельности успешного воспитателя – это технологичность работы педагога-воспитателя. ...

качество управления

Факторы, влияющие на качество управленческого решения.

1) качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);

2) оптимального или рационального характера принимаемого решения;

3) своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;

4) соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;

5) квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;

6) готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.

Факторы, определяющие качество и эффективность УР, могут классифицироваться по различным признакам — как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды):

  • законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией УР;
  • четкую формулировку цели — для чего принимается УР, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
  • объём и ценность располагаемой информации — для успешного принятия УР главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
  • время разработки УР — как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);
  • организационные структуры управления;
  • формы и методы осуществления управленческой деятельности;
  • методы и методики разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует — методика одна, если следует за другими — иная);
  • субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является УР, тем субъективнее оценка.

состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.);

  • систему экспертных оценок уровня качества и эффективности УР.

Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, управленческие решения существенным образом зависят от множества субъективных факторов — логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т.п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.

8 стр., 3678 слов

Оценка личности и деятельности Петра I

... Н. В. Карамзина I. Оценка личности и деятельности Петра I с точки зрения В.О. Ключевского 1. Петр Великий, его наружность, привычки, ... описывая личность Петра, награждает его такими качествами как трудолюбие, усидчивость, энергичность. Возможно, именно из-за этого Петр преуспел ... частью даже впереди их шла постепенная перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое общее условие ...

Эффективность управленческих решений и ее оценка.

В экономической науке под эффективностью понимают соотношение между результатами финансово-хозяйственной деятельности, характеризующимися как правило прибылью, и затратами, вызвавшими получение этой прибыли.

Эффективность определяется на основании соответствующих показателей финансово-хозяйственной деятельности. В качестве таковых могут быть использованы, например, балансовая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, доходы по ценным бумагам, дивиденды, прирост прибыли, обусловленный теми или иными обстоятельствами, среднегодовая стоимость основных и оборотных средств, затраты на обновление основных средств, содержание и обеспечение аппарата управления и т.п. Выбор конкретных методов, процедур и математического аппарата для оценки эффективности определяется сложностью и характером объекта оценки. Так, оценка эффективности простых объектов, например, размещения денежных средств на депозитном счете, определяется соотношением суммы, полученной в виде процентов по вкладу, и суммы вклада.

При оценке эффективности сложных объектов их условно дифференцируют на более простые составляющие. На основании, рассчитанных частных оценок эффективности отдельных элементов объекта, получают возможность выработки обобщающей оценки эффективности, учитывающей различные факторы. При этом возникает проблема определения вклада каждого из элементов в общую оценку эффективности. Она разрешается путем присвоения каждой из частных оценок эффективности соответствующего математического веса, которые могут определяться исходя из определением важности соответствующего элемента в технологии производственного процесса, их ранжированием по результатам опроса специалистов, на основании доли данного элемента в общей стоимости объекта или в общей величине затрат и т.п.

Особый интерес вызывает применение экспертных методов оценки эффективности. Они могут применяться как при наличии определенной статистической базы производственно-хозяйственной деятельности фирмы, так и на вновь создаваемом предприятии. В первом случае задача экспертов сводится к определению значимости частных оценок эффективности, во втором — к выработке согласованного мнения о возможной эффективности деятельности предприятия в новой полосе бизнеса.

В качестве критериев эффективности могут быть использованы такие показатели, как прирост прибыли, объемов производства и реализации продукции, изменение сроков окупаемости капиталовложений, повышение оборачиваемости оборотных средств, прирост экономической рентабельности, сокращение затрат на содержание управленческого аппарата и т.п. К числу показателей эффективности относят показатели рентабельности, показатели деловой активности, а также показатели фондоотдачи и фондоемкости. Методика расчета названных показателей изучается в курсах бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и финансового менеджмента. Поэтому в данной работе они не рассматриваются.

12 стр., 5810 слов

Работы. В качестве теоретической базы были использованы работы ...

... по теме работы. В качестве теоретической базы были использованы работы Арутюнян. А., Гузевич Д., Радугина А., Сапронова П. и других авторов. Глава 1. Условия формирования русского типа культуры § 1 Национальное ... 2. Установить особенности менталитета русской нации. 3. Проанализировать национальный характер. Структура данной работы предполагает: введение, две части, заключение и список использованных ...

Практика финансово-хозяйственной деятельности в условиях экономики рыночного типа показывает, что однотипные предприятия, располагающие примерно равными материальными и финансовыми ресурсами, зачастую имеют значительные расхождения в уровне прибыли. Одни из них динамично развиваются, другие приходят к банкротству. Ведущие отечественные и зарубежные экономисты в связи с этим указывают, что одной из важнейших причин подобных расхождений являются различия в эффективности управления предприятиями или, иными словами, в эффективности разрабатываемых и реализуемых менеджерами управленческих решений.

В общем плане под эффективностью управления предприятием понимают результативность управления деятельностью предприятия, которая является следствием способности менеджеров разрабатывать эффективные управленческие решения и добиваться достижения поставленных целей. Многие экономисты высказывают мнение о том, что эффективность управления представляет собой функцию двух переменных: затрат на разработку управленческих решений и содержание аппарата управления, с одной стороны, и результатов управленческой деятельности, отражающихся в изменении значений показателей, которыми оценивается состояние объекта управления — с другой.

При оценке качества и эффективности управленческих решений необходимо обеспечить синтез экономических и социальных аспектов управления. В соответствии с этим должна строиться и система критериев оценки.


Самооценивание.

По своей природе, смыслу, назначению оценки качества собственной работы — это самые тщательные, кропотливые, детальные и емкие оценки, а при высоком профессиональном уровне работника — весьма квалифицированные и глубокие. Зачастую мало кто, кроме самого работника, способен стой же полнотой устанавливать качество проделанной работы В то же время технология самооценки в значительной степени индивидуализирована, ее трудно регламентировать и контролировать, результаты оценок фиксируются в основном в памяти работника и недоступны всеобщему обозрению Такие оценки субъективны, вследствие чего они могут быть индивидуально-ориентированными. Например, несамокритичный работник склонен стремиться к уровню качества, достаточному, чтобы «сдать» работу Этот уровень будет для него предельным и получит высшую оценку, так как дальнейшее повышение качества не в его интересах Автор какой-либо идеи часто тяготеет к завышению оценки ее качества Следовательно, необходимо учитывать влияние психологических факторов на самооценку работы

Оценивание со стороны руководителей работ.

Оценки качества со стороны руководителей часто формируются в явном виде и доводятся до работников как элемент управляющего воздействия, осуществляемого с целью направить работу в нужное русло, отыскать рациональное решение, устранить ошибки и просчеты отдельных работников Аттестационное оценивание качества работ и работников проводится периодически для проверки соответствия сотрудников занимаемым должностям, при выдвижении их на повышение Оценивание работ руководителями также осуществляется также при подведении итогов работы за определенный период В то же время многие оценки качества управленческой деятельности, вырабатываемые руководителями, проводятся ими «для себя», для анализа вариантов управленческих решений, принимаемых самим руководителем, и отсеивания непригодных вариантов

9 стр., 4194 слов

Управление персоналом на примере сети аптеки ЗАО «Фармадом»

... главу угла развитие личности и решение социальных проблем. Управление кадрами в рамках аптеки имеет стратегический и оперативный аспекты. Организация управления персоналом вырабатывается на основе концепции развития ... аптечных магазинов в Северо-Западном регионе РФ. В данной работе будет проведено исследование сети аптек "Фармадом" г. Тюмени. В основе построения организационной структуры управления ...

Алгоритмы и процедуры оценивания качества управленческих работ их непосредственными руководителями, также как и самоконтроль сотрудников, чаще всего сугубо индивидуальны, опираются в основном на опыт и интуицию Так как руководители и ведущие сотрудники обычно имеют высокую профессиональную квалификацию, владеют навыками работы, глубоко понимают и воспринимают цели деятельности, их оценки качества в принципе могут быть наиболее представительными и достоверными Однако и этим оценкам нередко присущ субъективизм

Оценивание со стороны заказчиков., Коллегиальное оценивание.

Постоянно действующие комиссии и советы в виде коллегий министерств и ведомств, ученых советов, научно-технических советов, экспертных комиссий и советов периодически рассматривают, обсуждают, анализируют на своих заседаниях проекты управленческих решений, предложения по совершенствованию управления, давая им коллегиальную оценку. На таких советах сопоставляются разные мнения и суждения, вырабатывается обобщенное мнение, достигается высокий уровень представительности оценок. Кроме того, в состав коллегий и экспертных советов включаются наиболее опытные специалисты, что служит предпосылкой высокого квалификационного уровня вырабатываемых ими заключений. Однако разношерстность состава коллегий, резкие отличия в уровне профессионализма их членов, крайняя противоречивость суждений участников процесса оценивания, разная степень заинтересованности в объективности оценок часто приводит к непредставительности общей оценки.

Групповое оценивание качества работ зачастую имеет место со стороны самих работников, когда рассмотрение результатов работы выносится на производственное совещание отдела, сектора, другого подразделения. Обсуждение итогов или промежуточных результатов деятельности лицами, осуществляющими эту деятельность, очень полезно, так как способствует проведению творческих дискуссий, обмену мнениями, высказыванию критических замечаний со стороны коллег, а также выработке коллективных мнений о путях устранения недостатков и повышения качества подготавливаемых материалов, документов, решений. Кроме того, производственные совещания подразделений в целях совместного обсуждения качества выполненных работ и путей его повышения способствуют ознакомлению работников с содержанием и характером деятельности их коллег, что помогает налаживанию тесных контактов углублению взаимодействия и согласованности и в итоге ведет к повышению качества работы всего подразделения.

Разнообразие видов и форм коллегиального оценивания качества управленческих работ придает ему весомость и способствует широкому распространению этого метода оценивания. Групповые оценки получают значительное распространение в системе управления качеством хозяйственной деятельности.

Большинство коллегиальных оценок качества управленческих работ отличаются наибольшей объективностью из всех применяемых форм оценивания. В то же время их предпочтительность не носит абсолютного характера, потому что и им свойственны определенные ограничения, которые приходится принимать во внимание.

Индивидуальное оценивание со стороны экспертов, контролеров, ревизоров, аудиторов.

Рассмотрим теперь виды, формы представления оценок качества управленческой деятельности. По признаку формализации оценок способы оценивания разделяют на неформализованные, формализованные и смешанные.

неформализованными,

качественное суждение и количественная числовая оценка.

Качественное суждение, Количественные оценки

порядковая

Шкальная (шкалированная) оценка определяет качественный уровень работы по месту, занимаемому ею в заранее нормированной шкале категорий качества (например, возможно разделение работ по качеству на высшую, первую, вторую категории).

Балльная оценка выражается в специальных относительных единицах — баллах, каждый из которых принят за определенную «дозу» качества, а общая оценка определяется путем суммирования баллов, полученных за достижение некоторого уровня качества по каждому из критериев (свойств).

Коэффициентная

Порядковые, шкальные, балльные и коэффициентные оценки пока не. находят широкого применения при установлении качества управленческих работ, хотя имеется тенденция к расширению сферы их применения.; Более приспособлены для установления качества управленческой деятельности уровневые и параметрические оценки.

Уровневая оценка, Параметрическая оценка, Методы сопоставительного анализа качества управления

К числу наиболее распространенных методов установления качества относится сравнение оцениваемого предмета с другим, принимаемым за базу сравнения. Как уже отмечалось, применительно к управленческим работам, управленческим решениям, управляющим воздействиям в силу их уникального, не массового характера трудно выбрать базу сравнения, так как отсутствуют эталоны, на которые надо равняться и по результатам сравнения с которыми можно было бы четко устанавливать уровень качества Хотя, строго говоря, единично производимый продукт и не имеет прямых аналогов, его можно сравнить с продуктами, близкими по виду, типу, назначению, применению То же в известной мере относится и к продуктам управленческой деятельности, к управленческим работам, процессам. Существует несколько видов баз сравнения позволяющих с определенной степенью условности выявить качество управленческой работы и ее результатов на основе сравнительного сопоставительного анализа.

Метод статистических сопоставлений, Метод сопоставления запланированных и реальных результатов, Метод анализа экспериментальных результатов

Метод сравнения с результатами экономико-математического моделирования деятельности объекта управления исходит из сопоставления параметров и показателей, закладываемых в проекты, планы программы и другие хозяйственные решения со значениями аналогичных показателей получаемыми посредством математического (имитационного) моделирования процессов функционирования и развития объекта Базовые показатели при использовании указанного метода формируются на основе модельного прогнозирования то есть с помощью научно обоснованного прогноза Опираясь на результаты нескольких расчетов по разным моделям или проводимых разными научно-исследовательскими организациями можно установить прогнозные значения показателей достигаемые при реализации стратегии плана программы и других хозяйственных решений Сравнение намечаемых результатов с показателями, определенными путем моделирования (прогнозирования), дает возможность судить о качестве проектов планов и программ.

Особого внимания заслуживает вариант указанного метода, при ко тором база сравнения формируется на основе оптимизационных моде лей В этом случае расчеты позволяют определить оптимальные показатели развития объекта, которые можно рассматривать как идеальные и судить о качестве планов проектов программ развития объекта по степени приближения их показателей к оптимальным Однако этот подход, несмотря на всю его привлекательность обладает тем очевидным недостатком что используемые в оптимизационных моделях критерии оптимальности (целевые функции) всегда условны, а сами модели не описывают адекватно реальное развитие моделируемого объекта. Если бы с помощью моделей можно было с уверенностью установить оптимальные реальные показатели тогда именно их следовало бы закладывать в принимаемые управленческие решения и направлять объект посредством управления строго в модельное русло.

Метод нормативных сопоставлений

Своеобразной самостоятельно выделяемой формой нормативной базы являются задание на выполнение работы или выработанная заказчиком целевая установка, определяющая желаемый уровень или предельные границы изменения критериев качества характеризующих данную работу Оценка качества работы формируется как мера соответствия поставленным требованиям и условиям. Однако чаще всего задание нельзя использовать как единственную базу сравнения поскольку применительно к управленческим работам оно носит обычно общий установочный характер, не охватывает все параметры работы и может не обладать достаточной обоснованностью так как заказчик склонен ожидать от работы несколько большего, чем она реально может дать.

Метод сравнения с уровнем мировых достижений, Метод сравнения с аналогичными работами, Метод вариантных сопоставлений

Все описанные методы установления оценок качества на основе сравнения ориентированы на формирование оценок по локальным показателям. Но наряду с локальными, единичными оценками представляет интерес использование обобщенных оценок, в числе которых могут быть названы комплексные и интегральные.

Комплексные оценки, Интегральной

непрерывно и дискретно,

Цели оценки управленческих решений., Целью решения

Перечислим известные требования к цели. Цель должна быть:

  • недвусмысленно сформулирована и понятна исполнителям;
  • измеряема, для этого может быть использована обратная связь;
  • реальна и достижима в установленные сроки;
  • связана с системой вознаграждения, так как цель должна мотивировать действия исполнителя в необходимом для ее достижения направлении;
  • совместима с целями отдельных групп исполнителей;
  • формализуема.

Формализация целей — процесс очень сложный. Формальных методов синтеза целей не существует, при этом следует помнить, что формулировка целей носит эвристический характер.

Основная цель для коммерческих организаций — максимизация прибыли. При этом могут формулироваться дополнительные ограничивающие требования, например обеспечение безопасности, недопущение ущерба и т.п.

Различают три типа организационных целей:

официальные цели

оперативные цели

операционные цели

Возможна и другая классификация целей:

  • стратегические цели;
  • цели конкретной бизнес-программы;
  • перспективные цели;
  • текущие цели;
  • оперативные цели.

Цели становятся инструментом управления, когда они определены или сформулированы, известны персоналу, приняты работниками к исполнению.

Формализация целей имеет место при формировании критерия оценки эффективности системы.

Настоятельные призывы повышать качество управления звучат повсеместно. Между тем воплотить это стремление в нормативные требования, конкретные показатели трудно по той простой причине, что сам термин «качество управления» трактуется и в науке управления, и в практике весьма расплывчато, неопределенно. Автор предлагает свое видение процесса подготовки управленческих решений, формулирует показатели для оценки их качества.

Качество управления: определяем понятие

Смысл понятия «качество управления» интуитивно ясен и в целом отражает уровень совершенства процессов управления. Вместе с тем применительно к управленческим работам категория «качество» нуждается в анализе не только для раскрытия сущности этой категории, но и в целях четкой структуризации и формирования конкретных путей повышения качества управления экономикой.

Попытка перевести на управление определение понятия «качество», используемое применительно к продукции материального производства (товарам), не приводит к успеху. Мы понимаем качество как совокупность свойств продукта, характеризующих его способность удовлетворять определенные потребности. Но управление — это не продукт, а вид деятельности, завершающийся созданием такого специфического продукта, как управляющие воздействия, управленческие решения.

Словарь управления персоналом. Управленческие решения — это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменения цели.

С другой стороны, непосредственный продукт управления представлен в виде информации, а информация удовлетворяет потребности в ней совсем иным образом, чем материально-вещественный продукт, и к тому же сама потребность в данной информации не может быть выражена в столь же явной форме, как потребность в продукции, товарах, услугах.

Но и это еще не все. Самое главное состоит в том, что информационный управленческий продукт в виде решений, постановлений, планов, программ, законов, нормативов сам по себе не удовлетворяет и не призван удовлетворять конечные потребности людей, общества, экономики. Лишь будучи перенесенным на объект управления, побудив объект действовать нужным для субъекта управления образом, процесс управления приводит к созданию потребляемого продукта, качество которого уже можно оценить по способности удовлетворять потребности. Возникает целая цепь причинно-следственных связей «качество управления — качество функционирования объекта управления — качество продукта, создаваемого объектом управления».

Следовательно, судить о качестве управления можно и следует лишь на основе оценки качества работы объекта управления, которое, в свою очередь, определяется качеством продукта его деятельности [1].

Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и (или) к необходимым действиям [2].

Решения, разрабатываемые и реализуемые в технической системе, называют техническими (неодушевленные предметы).

Решения, разрабатываемые и реализуемые в биологической системе, называются биологическими (флора и фауна).

Решения, разрабатываемые и реализуемые в социальной системе, в общем случае, называются управленческими и политическими (подчиненные люди и структуры; неподчиненные люди и структуры) [2].

Решения называются управленческими (УР), если они разрабатываются и реализуются для социальной системы и направлены на:

  • стратегическое планирование;
  • управление управленческой деятельностью;
  • управление человеческими ресурсами (производительностью, активизацией знаний, умений, навыков);
  • управление производственной и обслуживающей деятельностью;
  • формирование системы управления компании (методология, механизм);
  • управленческое консультирование;
  • управление внутренними и внешними коммуникациями.

Управленческое решение может быть представлено набором более мелких решений, в том числе управленческими, техническими и биологическими, каждая из которых должна внести свой вклад в решение проблем [2].

Решение разрабатывается и реализуется в интересах какой-либо группы людей — потребителя решения. Ими могут быть: сотрудники компании, население или отдельные граждане (рис.1).

Стандартная схема процесса подготовки и реализации решений

┌ ─────────────────────────── ┐

│ Субъект (инициатор) решения │

└────┬────────────┬────────┬─┘

/│\ /│\ /│\

│ │ │

\│/ │ │

┌─────────────────┐ ┌─────────┴───────┐ │ │

│ Консультанты │<———————>│ Специалисты │ │ │

│ Эксперты │ └─────────────────┘ │ │

└─────────────────┘ │ │ │

│ │ │

\│/ │ │

┌─────────────────────┴──────┐ │ │

│ Объект (исполнитель) решения │ │ │

└────────┬───────────────────┘ │ │

│ │ │

\│/ │ \│/

┌─────────────────────────────────┴────────┴─┐

│ Потребители, для которых готовятся или реализуются УР │

└────────────────────────────────────────────┘

Рис.1

Качество управления: измеряем и оцениваем

Раскрытие содержания понятия «качество управления» в некоторой степени предопределяет подходы к его оцениванию. Но прежде чем описать методы определения, измерения качества управления, следует установить исходные принципы, ключевые идеи оценивания качества управления экономическими объектами и процессами.

Я же предлагаю усовершенствовать процесс подготовки качественных управленческих решений, а именно отказаться от консультантов и специалистов — во-первых, для экономичности, а во-вторых, для быстроты подготовки и реализации решений. Но в данном процессе очень важным будет являться уровень образования субъекта управления, им необходимо будет пройти специальную подготовку по программе «Оценки качества управленческих решений» и сертификацию по ISO 9001. Как будет выглядеть наша схема, представлено на рис.2. Когда речь идет о качестве продукции, имеется в виду комплекс ее потребительских свойств, каждое из которых либо поддается физическому измерению, либо устанавливается путем сравнения. Подавляющее большинство видов продукции относится к тиражируемым, то есть выпускаемым в значительном количестве экземпляров. В этом случае из достаточно обширной совокупности объектов лучший принимается за эталон качества. Качество любого объекта из данной группы устанавливается путем сравнения его свойств со свойствами, присущими этому образцу: чем ближе свойства к эталону, тем выше качество. Эталон необязательно должен существовать как физический объект, он может быть представлен набором свойств, условий, требований, зафиксированных в стандартах, нормативных материалах, технических условиях. Но такой удобный и надежный подход практически неприемлем для выявления качества управленческих решений. Ведь в процессе управленческой работы необходимо выработать единственное управленческое решение, для которого эталон не может быть заранее задан. Только в ходе разработки управленческого документа мы стремимся приблизиться к некоторому идеальному результату.

Предлагаемая схема подготовки и реализации управленческих решений

┌───────────────────────────────┐

│ Субъект (инициатор) решения │

└───────────────┬───────────────┘

/│\

\│/

┌───────────────┴────────────────────────────────┐

│ Критерии оценки качества УР │

└───────────────┬────────────────────────────┬───┘

│ │

│ │

\│/ │

┌───────────────┴───────────────┐ │

│ Объект (исполнитель) решения │ │

└───────────────┬───────────────┘ │

│ │

│ │

\│/ \│/

┌──────────────┴─────────────────────── ─ ─ ─┴───────┐

│ Потребители, для которых готовятся или реализуются УР │

└ ────────────────────────────────────────────────── ┘

Рис.2

Оценка качества продукции обособляется в виде самостоятельного процесса, отделенного от процесса производства и осуществляемого обычно органами технического контроля после завершения производственного процесса. По-иному обстоит дело с качеством планирования и управления. Здесь оценка качества готового продукта не основная. Хотя она и может иметь место, но будет запоздалой, ведь в этом случае нельзя произвести отбраковку путем разделения конечного продукта на годный и негодный. После завершения работы, когда подготовлен единственный документ, он должен быть заведомо годным. Отсюда следует, что обособление и выделение оценки качества в виде самостоятельной завершающей процедуры контроля не характерно для процессов управления.

Необходима оценка качества управленческих работ, проводимая до их завершения и позволяющая заблаговременно устранить недостатки и довести качество до требуемой кондиции. Такая оценка должна сопровождать рабочий процесс по аналогии с технологическим контролем в материальном производстве. Таким образом, взамен схемы «работа — контроль качества итогового результата работы», характерной для производства продукции, в планировании, управлении используется схема «работа и непрерывно сопровождающее ее оценивание качества». Такая сопровождающая оценка представляет неотъемлемую часть процесса управления, играя роль обратной связи в системе регулирования качества этой деятельности. Соответственно, эта оценка не требует обособления в виде специальной процедуры, вычленяемой из оцениваемого процесса, и преследует не столько цель контроля качества, сколько поиск путей его повышения [3, с.76].

Итак, я предлагаю оценивать качество управления на основе критериев, показателей качества. Критерий качества представляет характеристики свойств управленческой деятельности, позволяющие сформировать суждение о ее качестве. Под показателями управленческой работы будем понимать любые признаки и свойства работы, характеризующие ее цели, назначение, содержание, методы и организацию проведения, сроки выполнения, состав исполнителей, получаемый результат, его использование, затраты ресурсов, эффективность, связь с другими работами и видами деятельности. Не все эти показатели используются как критерии качества, но одна из возможностей формирования критериев качества работы состоит в выделении из всего множества ее показателей подмножества тех, которые в наибольшей степени характеризуют качественные свойства работы. Так, к критериям качества закономерно относить показатели работы, характеризующие ее целенаправленность, научную обоснованность и перспективность. Перед тем как принять управленческое решение, следует использовать критерии, которые приведены в табл.1, и напротив каждого критерия, рассматривая показатели, расставлять коэффициенты. После соотношения всех критериев коэффициенты надо перемножить, и если результат ближе к единице — решение можно считать эффективным, если же результат ближе к нулю — то данное решение можно считать малоэффективным или не эффективным вообще.

Таблица 1

Критерии для оценки качества управленческих решений

N п/п

Критерии

Коэф.

Показатели

1.

Констатирующая часть

1,0

Приведение цели и причины решения

0

Отсутствие цели и причины решения, ибо плохое решение — это полное его отсутствие

2.

Поясняющая часть

1,0

Комментирование для более лучшего понимания решения

0,8

Отсутствие объяснения

3.

Постановляющая часть

1,0

Содержание перечня заданий для исполнения

0,8

Полное отсутствие перечня заданий, которые исполнители должны принимать во внимание

4.

Форма и наименование <*>

1,0

Присутствие названия формы документа, наличие официального бланка, а также указание атрибутов ответственного лица

0

Отсутствие названия формы документа, официального бланка, а также атрибутов ответственного лица

5.

Выделение цветом для привлечения внимания <*>

1,0

Выделение на белом бланке с черным цветом шрифта основной мысли фоновым красным цветом

0,9

Монотонность написания

6.

Графическое <*> выделение

1,0

Выделение всего документального содержания графическим обрамлением (квадратом, треугольником, овалом)

0,9

Без выделения документального содержания

7.

Мотивирование решения

1,0

Обещание в виде премии, повышения оклада и т.д.

0,9

Отсутствие стимулирования

8.

Здоровье

1,0

Учет физических, умственных, психологических и эмоциональных характеристик исполнителей

0,9

Отсутствие учета физических, умственных, психологических и эмоциональных характеристик исполнителей

9.

Правомерность (соблюдение законодательства)

1,0

Соблюдение законов

0

Нарушение законов (уклонение)

10.

Точность

1,0

Четкое определение сроков выполнения заданий

0,8

Отсутствие определенных сроков выполнения заданий

11.

Культура общения

1,0

Обращение к исполнителям в виде просьбы (отношение к сотруднику как к другу)

0,8

Халатное отношение к исполнителям

12.

Рациональное использование ресурсов

1,0

Эффективное и рациональное использование ресурсов компании (например, продвинутый программист может эффективно использовать все ресурсы компьютера и создать качественный программный продукт)

0,8

Неэффективное и нерациональное использование ресурсов компании (например, плохой программист может испортить компьютер)

13.

Гениальность

1,0

Премия за творчество (исполнитель за свою идею и за творческий подход к выполняемому заданию может получить премию)

0,8

Не предусмотрены вознаграждения за гениальность сотрудника

14.

Техническая обеспеченность

1,0

Руководитель позаботился о технической обеспеченности своих сотрудников (столы, компьютеры и т.д.)

0,8

Нет технической обеспеченности для работы сотрудников

15.

Имидж организации

1,0

Руководитель не использует имя организации (не стоит лишний раз принимать бестолковые решения от имени своей компании)

0,8

«Прикрытие» имиджем организации, когда даже некоторые плохие решения будут восприниматься как должные и обязательные

16.

Условие жизнеобеспечения

1,0

Создание комфортных условий для работы своих исполнителей (обеденный перерыв, заработная плата и т.д.)

0,8

Равнодушное отношение к условиям работы своих исполнителей

17.

Ментальность

1,0

Учет факторов региональной или международной принадлежности

0,8

Отсутствие учета ментальных факторов

18.

Настроение исполнителя

1,0

Если настроение исполнителя хорошее (нравится работа, семейное спокойствие и т.д.), то и работа выполняется хорошо

0,8

Если настроение у исполнителя плохое (не нравится работа, конфликт с коллективом и т.д.), то и работа не выполняется или выполняется плохо

19.

Профессионализм исполнителя

1,0

Опытный сотрудник может с большей вероятностью дать хороший результат

0,8

Новичок может испортить хорошо разработанное решение

20.

Монотонность

1,0

Отсутствие монотонности информации для лучшего ее восприятия

0,8

Монотонность информации (вызывает снижение уровня восприятия)

21.

Целевые критерии

1,0

Есть направленность управления на решение социально-экономических проблем

0,8

Нет направленности управления на решение социально-экономических проблем

22.

Актуальность

1,0

Присутствует ярко выраженная необходимость темы решения в настоящем

0,8

Не присутствует или слабо выражена тема

23.

Значимость

1,0

Присутствует полезность данного решения в будущем

0,9

Отсутствует полезность или весомость данного решения в будущем

24.

Критерии вариантности

1,0

Присутствие выбора: в какой мере при проведении работы будут рассматриваться различные варианты возможных решений, а также проведение их сравнения с целью выбора эффективных вариантов, обеспечивающих решение задач при наименьших затратах в кратчайшие сроки

0,8

Отсутствие выбора различных стратегий — безвыходные ситуации

25.

Социальная значимость

1,0

Есть положительное влияние на:

жизнедеятельность исполнителей, условия и привлекательность труда, развитие творческих способностей личности и расширение возможностей ее самовыражения

0,8

Безразличное отношение к значимости и ценности исполнителей, для них не предусмотрены социальные гарантии

26.

Социально-целевые критерии

1,0

Данное решение должно быть направлено на:

удовлетворение материальных и духовных потребностей социальных групп, коллектива, региональной общности людей и т.д.

0,8

Решение исключительно направлено на удовлетворение материальных ценностей строго только для субъекта управления (в одну «кассу»)

27.

Критерии динамики экономических показателей производства и потребления

1,0

Данное решение грамотно направлено на управление экономикой, которое позволит обеспечить необходимые изменения показателей, предотвратить экономические спады, стабилизировать экономическую ситуацию, способствовать подъему работы, рациональному использованию всех видов экономических ресурсов

0,8

Нет направленности на грамотное управление экономикой

28.

Критерии технико- технологического уровня производства, технического уровня и качества продукции и услуг

1,0

Присутствие в управленческих документах технико-экономических показателей и показателей качества, которые соответствуют требованиям перспективных стандартов и технических условий, ориентирующих на выпуск продукции высокого качества, внедрение инноваций и приближение к высшим мировым достижениям

0,8

Нет показателей возрастной структуры, срока обновления, качества, надежности, работоспособности, производительности, экономичности, уровня специализации и унификации средств производства

29.

Методические критерии

1,0

Наличие методов выполнения работы и методического обеспечения

0,8

Отсутствие методов выполнения работы

30.

Критерий совершенства показателей

1,0

Направленность решения на разработку прогнозов, планов, программ, отчетно — статистических работ — деятельность в сфере контроля

0,8

Отсутствие направленности решения на деятельность в сфере контроля и аналитики для прогнозов и стратегий

31.

Критерий совершенства принятой технологической схемы

1,0

Соответствие процедурной последовательности, содержания процедур и их взаимосвязей общей логической схеме работы, ее целям, замыслу и содержанию

0,8

Несоответствие процедурной последовательности, содержания процедур и их взаимосвязей общей логической схеме работы, ее целям, замыслу и содержанию

32.

Критерии качества исполнения и оформления документов

1,0

Исполнение решения с точки зрения бездефектности и безошибочности его документального исполнения, оформления результатов, доступности восприятия. В выходном документе должны присутствовать:

структуризация, логическая стройность размещения информационных материалов, четкость выделения частей, главных элементов, выводов и указаний, наличие шифров, оглавлений, ссылок, необходимых для поиска требуемых материалов, информационная выразительность материалов, информативность, доступность для восприятия, наличие требуемого числа экземпляров выпущенных материалов, аккуратность и эстетичность оформления

0,8

Безграмотность, дефектность и ошибочное документальное исполнение

33.

Критерий качества организационной структуры

1,0

Делегирование полномочий (для выполнения особо сложных решений), построение качественного структурного органа, выполняющего работу, прогрессивность стационарных и временно образуемых структур и органов управления работой (качество и действенность организационной структуры управления работой характеризуются наличием руководителя, отвечающего за работу в целом, руководителей отдельных разделов, четким выделением уровней управления и распределением функций управления по уровням, созданием программной структуры управления работой, системы оперативного регулирования и контроля за ходом работы)

0,8

Нет делегирования полномочий для особо сложных решений

34.

Критерий рационального распределения работ между исполнителями

1,0

Раздача заданий отдельным исполнителям с учетом их потенциальных возможностей и загрузки, других порученных им работ (подразумевает полноту охвата всех необходимых видов работ и согласованность поручений и заданий, выдаваемых исполнителям)

0,8

Банальная выдача решения (задачи распределяются между исполнителями по их усмотрению)

35.

Критерий программной организации работы

1,0

Наличие продуманной, обоснованной, действенной программы выполнения управленческой работы и ее реальное использование как инструмента организации работы (программа должна устанавливать основные этапы и фазы проведения работы с учетом взаимной связи между ними, сроки выполнения отдельных видов работ и исполнителей, то есть адресные показатели)

0,8

Отсутствие продуманного алгоритма выполнения решения

36.

Критерий соблюдения сроков выполнения этапов решения

1,0

Четкое определение сроков и этапов выполнения решения, а именно понимание того, в какой мере реализуется намеченная программа проведения работы и насколько смещаются реальные сроки выполнения по сравнению с заранее запланированными (задержка выхода управленческих решений и выпуска документов снижает их качество, т.к. запоздалое решение не может быть качественным)

0,8

Отсутствие определения этапов и сроков, отведенных на выполнение решения

37.

Критерий уровня квалификации исполнителей

1,0

Учет профиля и уровня первичного образования исполнителей, дальнейшего повышения образовательного уровня, стажа работы в управленческих органах и индивидуальных способностей

0,8

Не учитывается уровень знаний и умений исполнителей, решения навязываются наобум

38.

Установочно — мотивационный критерий

1,0

Наличие достоверной информации у руководителей об исполнителях, отражающей целевую установку и мотивы их деятельности, степень внутренней заинтересованности в работе, творческий подход, сознательное стремление к получению качественных результатов и т.д.

0,8

Руководителей не интересует моральные, социально-психологические установки исполнителей

39.

Критерии полноты материально —

Технического обеспечения

1,0

Комплектация уровня обеспеченности исполнителей служебными площадями, средствами коммуникации, репрографии (размножения и отображения информации), оргтехники, персональными компьютерами и принтерами, средствами хозяйственного обеспечения условий труда в сопоставлении с нормативным уровнем

0,8

У исполнителей отсутствует техническое обеспечение должного уровня (времена, когда считалось, что для управления, кроме знаний и навыков, необходимо иметь только бумагу и карандаш, уходят в прошлое, сегодня на качество управленческих работ оказывают заметное влияние факторы технического обеспечения)

40.

Критерии качества информационного обеспечения

1,0

Имеющаяся информация по данному решению достаточна для проведения заданной работы, а критерии качественного уровня говорят о достоверности информации, ее точности, разносторонности, источниках

0,8

Имеющаяся информация составлена сугубо из инстинктивных побуждений

Надо заметить, что оценивание качества управленческих работ по своей природе циклично, ему присущи возвратно-поступательный характер, наличие разветвленной цепи обратных связей и локальных циклов. Представленное описание этого процесса как по существу однонаправленного представляет сознательную абстракцию, имеющую своей целью выделить ведущую линию процесса и представление его простейшей схемой.


Наилучший вариант решения, принятого на одном из уровней управляющей системы по какому-либо вопросу, называют оптимальным, а процесс поиска этого варианта — оптимизацией.

Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социально-экономических и других аспектов управления современным производством приводят к тому, что принятие управленческого решения неизбежно затрагивает десятки и даже сотни разнообразных факторов, настолько переплетающихся друг с другом, что выделить и проанализировать их отдельно обычными аналитическими методами невозможно.

Многие факторы, определяющие или влияющие на выбор решения, по своей природе не поддаются количественной характеристике, другие — практически не могут быть измерены. Все это сделало необходимой разработку специальных методов, облегчающих выбор управленческих решений в сложных технических, организационных, экономических задачах (методы исследования операций, экспертные оценки и др.).

Методы исследования операций используются для выражения оптимальных решений преимущественно в следующих областях управления: планирование производства в крупном масштабе; организация производственных процессов на предприятиях; материально-техническое снабжение; организация перевозок.

Методы исследования операций базируются на использовании математических (детерминированных), вероятностных моделей, представляющих изучаемый процесс, систему или вид деятельности. Такие модели дают количественную характеристику проблемы и служат основой для принятия управленческого решения при поисках оптимального варианта. Насколько обоснованы эти решения, являются ли они лучшими из возможных, учтены ли и взвешены все факторы, определяющие оптимальное решение, каков критерий, позволяющий определить, что данное решение действительно наилучшее, — таков круг вопросов, имеющих большое значение для руководителей производства, и ответ на которые можно найти с помощью методов исследования операций. Оптимизация решений заключается в сравнительном исследовании числовых оценок факторов, которые обычными методами оценить невозможно. Наилучшее из возможных для экономической системы решение является оптимальным, а наилучшее решение относительно отдельных элементов системы — субоптимальным.

Методы исследования операций призваны отыскать решения, которые были бы оптимальными для возможно большего числа предприятий, организаций или их подразделений. Количественные методы исследования операций основаны на достижениях экономико-математических и статистических дисциплин (оптимального программирования, теории массового обслуживания, теории игр, теории графов, математической статистики и др.).

Оптимизация решения — это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение — это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.

Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то её целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач. Оперативные задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических методов.

Основными методами оптимизации являются:

  • § анализ;
  • § прогнозирование;
  • § моделирование (логическое, физическое, экономико-математическое).

В практическом менеджменте основными методами анализа являются:

  • § метод сравнения;
  • § индексный метод;
  • § балансовый метод;
  • § метод цепных подстановок;
  • § метод элиминирования;
  • § графический метод;
  • § функционально-стоимостный анализ;
  • § факторный анализ;
  • § экономико-математические методы.

Под прогнозированием в менеджменте понимается непосредственно процесс разработки прогнозов, т.е. научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта, путях и сроках его видоизменений. Функционально прогноз в управлении представляется как предплановая разработка многовариантных моделей развития объекта управления. Прогноз носит вероятностный характер и может претерпевать изменения под воздействием меняющихся условий внешней и внутренней среды организации.

Наиболее важные задачи прогнозирования:

  • § разработку прогноза рыночной конъюнктуры;
  • § выявление экономических и иных тенденций оказывающих влияние на рыночную конъюнктуру и масштабы полезного эффекта;
  • § выбор метода и временных ориентиров прогнозирования;
  • § экономическое обоснование разработки или совершенствования выпускаемой продукции и т.п.

К основным функциям прогнозирования относят:

  • § системность;
  • § комплексность;
  • § непрерывность;
  • § вариантность;
  • § адекватность и оптимальность.

Модель — это представление объекта системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д.

Существует ряд причин обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:

сложность

экспериментирование —

ориентация управления на будущее

Современными организациями используются три базовых типа моделей:

физическая модель

аналоговая модель

математическая модель

Построение модели является процессом. Основные этапы этого процесса — постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.

Постановка задачи, Построение модели., Проверка модели на достоверность., Применение модели., Обновление модели .

Таким образом, совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений.


Опыт успешных предприятий показывает, что достижение высокой эффективности невозможно без наведения порядка в сфере управления предприятием. Необходим определенный уровень системы управления, чтобы принятые решения выполнялись в установленные сроки и с надлежащим качеством. Качество получаемых результатов является следствием качества системы управления предприятием.

Принятие управленческих решений и повышение их качества является важной проблемой.

Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

В данной работе я попыталась исследовать основные положения теории принятия решений, уделив особое внимание управленческим решениям, рассмотрела методы их формирования и оценки, обобщила методологические нормы, обеспечивающие процесс принятия качественных и эффективных решений.

Основная часть работы посвящена вопросам качества управленческих решений.

По моему мнению, представляют интерес следующие пути повышения качества управленческих решений:

  • § применение интеллектуальных систем поддержки принятия решений;
  • § предпочтение многовариантности решений;
  • § внедрение на предприятиях стандартов качества в управлении.


1. Абчук В. Азбука менеджмента — С — Петербург. Союз, 1998.

2. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах — Советское радио, 1974

3. Ансофф И. Стратегическое управление — М. Экономика, 1989

4. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. — Т 1,2 МНИИПУ, 1996

5. Кобринский И.Е., Майминас Е.3., Смирнов А. Д — Введение в экономическую кибернетику — М: Экономика, 1975.

6. Курс для высшего управленческого персонала. — М.: Экономика, 1970

7. Курс экономики. Под общей редакцией Райзберга Б.А. — М: Инфра-М 1998

8 Менеджмент (современный российский менеджмент).

Под редакцией Ф.М. Русинова и М. Л Разу-М.: ФБК — Пресс, 1998.

9. Месарович М., Мако Д., Такохара И. Теория иерархических многоуровневых систем — М.: Мир, 1973.

10. Мескон М.Х., Альберт И., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М: Дело IH992

11. Моррис У. Наука об управлении. Байесовский подход — М: Мир, 1971.

12. Муниципальный менеджмент. Под ред Т. Г Морозовой — М.: ЮНИТИ 1997.

13. Питере Т., Уотмен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) — М: Прогресс, 1986.

14 Производительность труда «белых воротничков». — М.: Прогресс, 1989

15. Райзберг Б.А., Пекарский Л.С. Качество планово-управленческой работы. — М.: Экономика, 1987

16 Управление государственной собственностью. Учебник. Под ред.В.И. Кошкина и В.М. Шупыро. — М. Инфра-М, 1997.

17. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. — М.: ЗАО «Бизнес-школа

18. Райзберг Б.А., Пекарский Л.С. Качество планово-управленческой работы. — М.: Экономика, 1987.

19. Смирнов Э.А., Селезнев В.Н. Управленческие решения. — М.: Изд-во Национального бизнеса, 2008.

20. Питерс Т., Уотмен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний).

— М.: Прогресс, 1986.

21. Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. — М.: Экономика, 1988.

22. Ефремов B. C. Семь граней современного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. — 1997. — № 1.

23. Заичкин Н.И. Экономико-математические модели и методы принятия решений в управлении производством. — М.: ГУУ, 2000.

24. Заичкин Н.И. Экономико-математические модели и методы принятия решений в управлении производством. — М.: ГУУ, 2000.

25. Иванов А.П. Менеджмент. — СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002.

26. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. — М.: ЮНИТИ, 1999.

27. Кокорева Т.А. Системный анализ процедур принятия управленческих решений. — СПб: Издательство СПбГУ, 1994.

28. Контролинг как инструмент управления предприятием / Под. ред.Н.Г. Даничкиной. — М.: ЮНИТИ, 1998.