Особенности управления качеством образования в ДОУ

Образование, Проанализируем зарубежных учёных, занимающихся вопросами качества.

Ф. Кросби даёт такое определение – «Качество – это соответствие требованиям. Качество продукции или услуги эквивалентно, потому, что все измерения или точнее все изменённые характеристики продукции соответствуют установленным технологическим требованиям» [1].

В то время как Э. Деминг утверждает, что «Качество должно определяться в терминах удовлетворённости потребителя. Качество многомерно и определяется разной степенью удовлетворённости потребителя и может быть определено только в терминах конкретного лица».

Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» отражает, что «Существует прямая связь качества с удовлетворением потребностей и ожиданиями потребителей. Качество – это общая совокупность характеристик продукции и услуг, относящихся к маркетингу, разработке, производству и технологическому обслуживанию, посредством которых продукция или услуга при использовании удовлетворяет ожиданиям потребителя» [3].

К. Исикава формулирует своё представление о качестве таким образом: «В узком смысле слова, качество означает качество продукции в широком смысле – качество работы, услуги, информации, сотрудников, подразделения, предприятия, системы менеджмента, целей». А. Шухарт утверждает, что «Существуют два аспекта качества: один – связан с представлением о качестве как объективной реальности; второй – с тем, что субъект думает чувствует и ощущает в отношении этой объективной реальности. Важным измерителем качества является та ценность, которую получает потребитель, уплачивая установленную цену» [3].

Каждый автор имеет собственное представление о качестве, отражая его в своей теории, поэтому анализировать определения необходимо в соответствии с определённой теорией.

Из всех представленных понятий наиболее полным является определение В. Шухарта, так как он затрагивает два взаимосвязанных аспекта качества: субъективный (что желает потребитель) и объективный (свойства продукции, не зависящие от желаний потребителя).

Наиболее коротко представление о качестве даёт Ю.П. Адлер : «Качество – это то, что удовлетворяет потребителя». Хотя, можно заметить, что определение Адлера является краткой интерпретацией стандартных определений.

Таким образом, имея представление о понятии качества, можно сформулировать определение управления качеством.

9 стр., 4408 слов

Японский опыт управления качеством TQM в деятельности современных компаний

... за качество. На всех японских предприятиях управление осуществляется посредством кружков качества. Деятельность кружков качества в настоящее время направлена на решение важных задач, одинаково характерных для предприятий всего мира. Качество продукции ...

Международная организация по стандартизации определяет управление качеством (стандарт ИСО-8402) как действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества.

Леонов И. Г. в своей книге «Управление качеством продукции» даёт такое определение: «Управление качеством на предприятии – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей»

Анализируя вышеизложенные определения, можно сделать вывод о том, что управление качеством – это чёткое взаимодействие всех подразделений, всех участников производственного процесса, имеющее хорошо сформулированную цель – обеспечение или улучшение качества.

При разработке технологии управления качеством воспитательно – образовательного процесса, можно выделить несколько положений из литературы теории менеджмента:

— Качество — это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса, маркетинга и других[38; 14].

— Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость[38;12].

Управление процессами в дошкольном образовательном учреждении базируется на объективных законах, практике руководства и требованиях, предъявляемых к конкретной системе образования. Проблемой управления качеством образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений и дошкольного образования в целом занимаются многие современные исследователи: К.Ю. Белая, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И.Третьяков и др.

Изучая литературные источники можно обнаружить различные трактовки понятия «качество образования». Так Полонский В.М. качество образования истолковывает как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения [25;31]. С точки зрения С.Е. Шиловой качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [21; 10]. К данным определениям можно добавить здоровьесбережение детей при прогнозировании результатов педагогического процесса в рамках возрастных и индивидуальных показателей. Для решения и оценки комплекса задач педагогического процесса необходимо найти некоторые подходы к управлению качеством образования. Третьяков П.И. определяет менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе образовательными процессами, т.е. искусство управления [17; 12]. Управление процессами в дошкольном образовательном учреждении базируется на объективных законах, практике руководства и требованиях, предъявляемых к конкретной системе воспитания и образования.

6 стр., 2905 слов

Содержание, функции и классификация инновационных процессов. ...

... всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений. Иную классификацию педагогических инноваций предлагает Хуторской А.В. Основания его классификации: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, ... след в памяти человека и явилось основой для других действий). По целям - для восстановления и сохранения функций и свойств системы; - для приспособления ...

Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника также трактуется по-разному:, Для детей — это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей — это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим детей к школе:

  • обучение без утомления;
  • сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
  • успешность обучения;
  • поддержание желания детей учиться;
  • обеспечение возможности поступлении в престижную школу;
  • обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография и т.д.)

Для воспитателей — это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями:

  • успешное выполнение всех учебных программ всеми детьми;
  • оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
  • поддержание интереса детей к учебному процессу;
  • успешное развитие детей в процессе их обучения;
  • сохранение физического и психического здоровья детей;
  • рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
  • обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Для руководителя — это:

— высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения;

  • сохранение здоровья детей;
  • рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
  • успешность деятельности педагогов и детей;
  • полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

Таким образом, качество — это то, что удовлетворяет требованиям потребителя. Хотя, это не значит, что то, что не удовлетворяет потребителя, не является качественным. Один и тот же предмет, в одно и то же время может удовлетворять потребности одного потребителя и не удовлетворять потребности другого. Поэтому способность качества удовлетворять потребности относится не к сущности качества, а к уровню или варианту качества, которое достигается при создании услуг.

1.2 0собенности управления качеством образовательной деятельности в

дошкольном учреждении

По А.Ф.Пеленёву целевое назначение управления дошкольным учреждением состоит в обеспечении направленности деятельности всех подразделений и сотрудников на исполнении его функций, в первую очередь образовательных и воспитательных.

13 стр., 6028 слов

Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного ...

... недостаточно разработана методика развития повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности. Это объясняется ее сложностью и отличием от традиционных форм, методов и средств обучения составлению повествовательных рассказов детей дошкольного возраста. ...

Управление само по себе не имеет самостоятельного значения, оно ценно как одно из необходимых условий функционирования сложно организованных систем. В этом тоже сущность управления. «Значимость и оценка управления — лишь в его влиянии на функционирование управляемого объекта», — подчёркивает А.Ф.Пеленёв [38, 51]. И далее даёт такое определение: управление образовательным учреждением есть воздействие на его жизнедеятельность с целью перевода её из одного состояния в другое с более эффективным осуществлением образовательных и других функций.

В дошкольном образовательном учреждении субъектом управления является заведующая и её заместитель (методист).

Кроме того создаются и коллегиальные органы, решающие управленческие задачи (совет педагогов и т. д.).

Субъектами управления в той или иной мере являются педагоги и родители. Все субъекты управления могут действовать разрозненно, противоречиво (что влечёт к осложнениям в микроклимате дошкольного образовательного учреждения), или образовывать целостное единство, систему внутрисадовского управления.

Объектом управления в дошкольном образовательном учреждении выступает вся система его жизнедеятельности, основными компонентами которой являются:

  • воспитательно-образовательный процесс;
  • межличностные отношения всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители, сотрудники);
  • повышение квалификации педагогов;
  • создание необходимых материально-технических условий.

Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий:

  • Определение целей образования детей дошкольного возраста с позиций

социального, государственного заказа.

  • Адекватность содержания, методов и форм образования детей их возрасту.
  • Рассмотрение знаний, умения и навыков в системе дошкольного образования лишь в качестве средства его развития.
  • Создание гуманистической образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
  • Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ориентировка на относительные показатели детской успешности.
  • Соблюдение материально-технических и медико-социальных условий, ориентированных на ребенка и его благополучие.

В дошкольном образовании выделяются проблемы, негативно влияющие на качество образования:

  • трудности совершенствоания содержания в условиях вариативности, рассогласование концептуальных позиций программ с их реальной методической рекомендацией,
  • утрата специфики дошкольного возраста: специальная подготовка к школе, тестирование дошкольников по знаниевому компоненту при приеме в школу провоцирует родителей сосредоточится на специальной подготовке к школе,
  • расширение содержания новых областей знаний приводит к дублированию содержания начальной школы.