Содержание, функции и классификация инновационных процессов. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании

И краткосрочные вызовы:

  • мировой финансовый кризис;
  • необходимость принятия мер по повышению устойчивости российской финансовой системы.

Россия должна стать глобально-конкуретноспособной:

  • 5 экономической державой мира;
  • с высокой конкурентностью рынков;
  • необходима географическая и продуктивная диверсия экспорта;
  • Россия должна стать логистическим узлом в глобальной энергетической инфраструктуре;
  • крупнейшей транзитной страной.

Статус одного из мировых лидеров должен быть обеспечен за счет:

  • лидерства в интеграционных процессах на евразийском пространстве;
  • устойчивых связей с мировыми экономическими центрами;
  • активной роли в выработке экономического миропорядка;
  • высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности;
  • участия в выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков.

Все изменения в сферах хозяйственной деятельности и жизни человека сами по себе не возникают, а неразрывно связаны с новшествами, нововведениями — инновациями.

В концепции долгосрочного развития России до 2020 года предусмотрено, что образ страны изменится за счет инновационной составляющей:

  • на 10% возрастет доля на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям;
  • инновации займут ведущие позиции в фундаментальных и прикладных разработках и связанных с ними технологиях;
  • обновление научного знания будет происходить через 3-5 лет;
  • инновационное развитие обеспечит введение новых образовательных технологий.

Образование должно соответствовать инновационному развитию экономики.

2. Содержание, функции, классификация инноваций

Инновация создается с определенной целью, а ее реализация должна привести к результату.

Таким образом, новшество следует рассматривать в виде цели, процесса и результата, т.е. в виде инновационного процесса.

Инновационная деятельность соединяет все звенья (научные изыскания, опыт, конструирование, технологии, коммерциализацию), которые подчинены созданию новшества. Инновационный цикл от идеи до коммерциализации.

Инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности. (Из пост. Правительства «Об основах инновационной политики»).

7 стр., 3015 слов

«Определить понятие «инновационная деятельность». Рассмотреть ...

... инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера, С.Френе и т.д. Понятие «Инновационная деятельность». Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. ... сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде ...

Педагогическая инновация — результат деятельности образовательных учреждений в режиме экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра, отраслевого центра, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), эффективно используемого в практической педагогической деятельности и готового к распространению в образовательной системе района, города, страны. (Из Положения об экспертизе инновационных проектов в системе образования Санкт-Петербурга).

Примечание: обратитесь к началу лекции и определите, что было неверным в определении «педагогическая инновация», сделанном нашей аудиторией.

Новшество создается в результате инновационной деятельности творческих коллективов.

Термин «инновация» был введен в научный оборот экономистом И. Шумпетером.

Классификация инноваций

Признак

По масштабам распространения

могут быть:

— мировыми;

— национальными:

— отраслевыми;

— локальными.

По сфере применения

— производственные;

— управленческие;

— рыночные и др.

По видам

— научные;

— технические;

— технологические;

— экологические;

— экономические;

  • (например: освоение нового рынка сбыта; освоение метода стимулирования).

По решаемым задачам

— спектральные;

— узконаправленные;

— теоретические (формируют концептуальные подходы);

— поисковые (новые принципы создания технологий).

По характеру генерирования и внедрения

— быстрые — замедленные;

— нарастающие-затухающие;

— равномерные-скачкообразные.

По степени новизны

— радикальные (стратегические)

(делающие прорыв в теории и практике, новые, как результат творчества);

— модифицирующие (улучшающие отдельные элементы или осуществляющие адаптацию, приспособленные к школе из других сфер или зарубежные);

— известные новшества, применяемые в новых условиях;

— условные (новое сочетание прежних элементов).

По теоретико-методологическим подходам

Подходы:

— антропологический (смысл образования для человека, его права, интересы, свободы);

— гуманистический (признание достоинств, прав, уникальности личности, проявления творчества);

— системный (фиксация множества элементов, выделение признаков и показателей, изучение структуры, действий, выделение этапов, обоснование концепции);

— культурологический (условия, границы, ребенок-субъект, педагог-помощник, посредник, диалог и сотрудничество);

— личностный (переживания, последствия ЗУН в результате взаимодействия, опыт, все, что оставило след в памяти человека и явилось основой для других действий).

По целям

— для восстановления и сохранения функций и свойств системы;

— для приспособления системы к изменениям среды;

— для перестройки системы и создания ее нового варианта;

— для создания системы нового вида.

По результатам

— завершенные и незавершенные;

— успешные и неуспешные.

Введение новшеств — это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.

Иную классификацию педагогических инноваций предлагает Хуторской А.В. Основания его классификации: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношения к условиям реализации и характеристикам нововведений. Нововведения подразделяются на типы и подтипы:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приемах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной систематике одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением [3].

3. Инновационный процесс

Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в новшество и проходящий этапы: поиск, исследование, конструирование, эксперимент, распространение. Это многоаспектный процесс.

«Инновационный процесс, да и инновационную деятельность необходимо рассматривать как целенаправленную систему мероприятий по разработке, внедрению, освоению, диффузии и коммерциализации новшеств» [1].

По мере усиления инновационной направленности экономики, знания становятся более значимыми и изменяется структура инновационного процесса.

Последующие модели учитывали уровень развития рынка, усложнение связей, интеграцию, связь с экономической системой страны и глобальными вызовами времени.

Инновационный процесс постоянно усложняется и меняется его модель.

Инновационный процесс — это единая цепь последовательных действий — от исследований и разработок новой идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества.

Функции инновационного процесса:

  • познавательная (приращение общих знаний);
  • информационная (распространение);
  • исследовательская (целевое приобретение знаний в определенной области);
  • преобразовательная (улучшение);
  • экономическая (сокращение затрат);
  • мотивационная (стимулирование творчества);
  • социально-потребительская (совершенствование услуг);
  • ресурсо-природосберегающая.

Этапы инновационного процесса:

1 этап — сбор и систематизация информации по существующей проблеме; оценка необходимости изменений; изучение проблем; отбор идей. Изучение источников, разработка теоретических положений, создание концепции.

2 этап — прикладные исследования — исследования по уточнению способов применения результата 1-го этапа. Это может быть эксперимент, теоретическая модель, изготовление макетов, расчеты и оценка, второй отсев неперспективных идей. Результат этапа: техническое задание, рекомендации, опытный образец.

3 этап — разработка и создание образцов, пригодных для использования. (Обоснования: эффективности, экономические, демонстрация, создание проекта с полным описанием).

4 этап — освоение и распространение. Оценка перспектив.

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в 3-х аспектах:

  • социально-экономическом;
  • психолого-педагогическом;
  • организационно-управленческом.

Инновационная деятельность — это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на этом или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п. [3].

4. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании

Хуторской рассматривает инновационные процессы в образовании с парадигмальных позиций. Парадигмы образования по новизне в образовательной практике можно разделить на традиционные и инновационные. Инновационные парадигмы: личносто-ориентированная, деятельностная и др., где обучающийся становится субъектом образовательного процесса, меняется цель, направленная не на выполнение программы или передачу информации, а на ребенка, как субъекта жизни, способного к саморазвитию и самоизменению, наполняют инноватику в образовании человеческим содержанием и смыслом.

Инноватика пришла в педагогику из культурологии, лингвистики, экономики. В инноватике заложен внедренческий вектор, характеризующий традиционное и часто критикуемое соотношение науки и практики (наука разрабатывает и внедряет в практику).

Такое понимание противоречит получившей в последние годы развитие личностно-ориентированной педагогической парадигме, определяющей повышение роли субъекта в проектировании своего образования.

Мы не считаем целесообразным механически переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве или производстве. Учитывая человекооориентированную сущность педагогики, мы определяем объект и предмет педагогической инноватики не в традиционном ключе «внешних воздействий» на обучаемых, а с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это главный принцип, который мы предлагаем в качестве ориентира для построения теоретико-методологических оснований педагогической инноватики.

Опираясь на вышесказанное, под педагогической инноватикой мы будем понимать науку, изучающую природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

Сформулируем объект и предмет педагогической инноватики следующим образом.

Объект педагогической инноватики — процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании. Под инновациями здесь понимаются нововведения — целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс изменения (обновления) которой включен субъект этой деятельности.

Предмет педагогической инноватики — система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становления личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администраторов).

Инновационные изменения идут сегодня по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ, вузов.

Исследования инновационных процессов в образовании выявили ряд теоретико-методологических проблем: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении уже другого уровня — методологического. Обоснование методологических основ педагогической инноватики не менее актуально, чем создание самой инноватики. Педагогическая инноватика является особым направлением методологических исследований.

Чтобы разработать научное обеспечение образовательных инноваций нам потребуется опора на уже имеющуюся методологическую базу. Для этого уместно использовать научный аппарат, относящийся к методологии общей педагогики.

Что такое методология педагогики? В работах философов, методологов, педагогов, на этот счет имеются различные понимания. Деятельностная сущность инноваций в образовании и необходимость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как органичного единства двух составляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуемся определением методологии педагогики, которое было дано М.А. Даниловым: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих … педагогическую действительность» и развито позднее В.В. Краевским: «…а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».

Вышеприведенные построения позволяют ввести следующее определение:

Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

Итак, в сферу методологии педагогической инноватики входит система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.

Педагогическая инноватика и ее методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования модернизации образования. Научное обеспечение этого глобального инновационного процесса нуждается в разработке. Многие новшества, такие, как образовательные стандарты общего среднего образования, новая структура школы, профильное обучение, единый госэкзамен и др. еще не проработаны в инновационно-педагогическом смысле, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.

Растет потребность в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами в образовательном учреждении, разработке педагогических условий, обеспечивающих непрерывное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновационные процессы нуждаются в специальной подготовке кадров — педагогов, администраторов, менеджеров образования, компетентных в сфере педагогических инноваций [3].

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/funktsii-i-osnovnyie-svoystva-pedagogicheskih-innovatsiy/

1. Инновационный менеджмент: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / П.Н. Городничев, В.В. Березин и др. — М.: КНОРУС, 2005.

2. Мединский А.Г. Инновационный менеджмент. — М.: ИНФРА — М, 2002, — с. 24-26.

3. Хуторской А.В. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании. — М: Эйдос, 2012 http://www.eidos.ru/journal/2005/0326.html 09/02/2012

4. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. — М, 1992. — с. 20-26.

5. Пономарева Н.Л. Образовательные инновации. — М: Академия, 2007, — с. 9.