Управление персоналом на примере сети аптеки ЗАО «Фармадом»

«Фармадом» — региональная розничная аптечная сеть, основанная в 2003 году. Включает в себя 32 аптеки и аптечный магазин, расположенные в Санкт-Петербурге и в Ленинградской, Новгородской, Вологодской и Псковской областях. Центральный офис компании находится Санкт-Петербурге.

История розничной сети аптек «Фармадом» началась 29 мая 1992 года, в день, когда официально было зарегистрировано юридическое лицо — ЗАО «Фармадом — Спб» и на базе аптеки, расположенной по адресу Загородный проспект, 21, предприятие начало развиваться.

Сегодня компания активно занимается разработкой своего фирменного стиля, внешним оформлением аптек, созданием единой системы скидок и т.д. В планах компании — расширение сети: открытие новых аптек и аптечных магазинов в Северо-Западном регионе РФ.

В данной работе будет проведено исследование сети аптек «Фармадом» г. Тюмени.

В основе построения организационной структуры управления Общества лежит производственно-территориальный принцип линейной структуры подчинения и функций управления. Структура ЗАО «Фармадом» совершенствовалась по мере освоения и развития производства строительных материалов и к настоящему времени сложилась в стабильную высокоорганизованную систему. Возглавляет сеть ЗАО «Фармадом» управляющий, который осуществляет оперативное управление текущей деятельностью, распоряжается имуществом и денежными средствами аптеки, определяет размеры и порядок использования фондов, совершает различные хозяйственные и финансовые операции, совершает любые другие действия, необходимые для выполнения производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Фармадом».

Основные технико-экономические показатели аптеки за 2013-2014 гг. представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Технико-экономические показатели ЗАО «Фиолент2

Наименование

Год

2013

2014

%

1. Объем реализации, тыс. руб

37674,8

46521,5

123,5

2. Выручка от продажи продукции, работ, услуг тыс. руб

44459,9

71522,0

160,8

3. Прибыль (убыток), тыс. руб

6188,4

7395,8

112,81

4. Себестоимость продукции, тыс. руб

41569,5

43842,0

105,5

5. ФОТ всего персонала, тыс. руб

29447,1

29671,3

102,4

6. Средняя численность персонала, Чел.

364

303

89,3

7. Среднемесячная зарплата, Руб

23675

23922

114,7

Исходя из приведенных данных технико-экономических показателей, можно сделать вывод, что ЗАО «Фармадом» на фармацевтическом рынке выступает как финансово-устойчивое и стабильно работающее предприятие, которое стремится к максимальному увеличению своих доходов посредством освоения новых видов медицинских товаров.

Персонал аптеки — это личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев, имеющих трудовые отношения с предприятием.

Персонал аптеки можно оценивать с качественной и количественной точки зрения.

Количественная характеристика персонала аптеки измеряется такими показателями, как списочная численность, среднесписочная численность, явочная численность.

Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы определяют ее нормативную величину.

Цель управления кадрами в ЗАО «Фармадом» — подбор компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удержать, совершенствование их профессиональной подготовки. Управление кадрами — широкое понятие, включающее в себя следующие составляющие:

  • Подход к работнику как к главному фактору реализации целей аптеки;
  • Отношение к человеку как источнику доходов и статье инвестиций;
  • Анализ потребностей аптеки в человеческих ресурсах;
  • Анализ ситуации с трудовыми ресурсами во внешней среде;
  • Формирование трудовых ресурсов аптеки.

В рыночных отношениях потребность персонала определяется величиной спроса на изготовляемую им продукцию, производимые работы и оказываемые услуги. Спрос на трудовые ресурсы является в условиях рынка производным от готовых товаров и услуг, которые выполняются с помощью данных человеческих ресурсов. Годовые объемы спроса на производство продукции должны служить основой расчета потребности всех категорий работников аптеки.

Люди — наиболее сложный объект управления в ЗАО «Фармадом». В отличие от вещественных условий производства, они являются «одушевленными», обладают возможностью думать, критически оценивать предъявляемые к ним требования, самостоятельно действовать, имеют свои желания и интересы.

Категория

персонала

Численность за предыдущий год

Численность по плану

Численность по отчету

Фактически

в процентах

к плану (заданию)

к предыдущему году

Всего

380

378

358

97,72

97,50

В том числе по основной

деятельности

368

366

348

96,92

97,70

из них:

провизоры

221

220

204

97,78

97,64

служащие

147

146

144

98,63

98,00

из них:

руководители

40

41

41

100

102,50

специалисты

107

105

103

98,10

96,26

Неосновная деятельность

12

12

10

83,33

83,33

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что численность персонала основной деятельности в отчетном году снизилась против плана и составила 96,92%, а к прошлому — 97,70%. Численность провизоров тоже снизилась как к плану, так и к прошлому году, и составила 97,78 и 97,64% соответственно. Снижение численности наблюдается и по другим категориям персонала.

Классический подход к управлению персоналом (управление кадрами) характеризуется следующими основными признаками:

  • отношением к людям как к «винтикам»;
  • ориентацией на казарменные методы руководства ими;
  • стремлением к минимизации затрат на привлечение, повышение квалификации кадров, решение социальных вопросов;
  • использованием преимущественно денежных стимулов;
  • индивидуальной организацией труда и его жесткой регламентацией;
  • сосредоточенностью кадровых служб исключительно на «бумажной работе», фиксирующей процессы найма, внутреннего перемещения и т.п.

В непосредственное же руководство живыми людьми кадровые службы не вмешиваются.

Управление человеческими ресурсами характеризуется следующими новыми моментами в деятельности кадровых служб:

  • участием в выработке и реализации стратегии бизнеса и организационных изменений, политики социального партнерства;
  • содействием руководству в деле повседневного управлении людьми;
  • привлечением в сферу управления персоналом специалистов (психологов, юристов, экономистов, социологов) и уменьшением в ней роли технических исполнителей, лишь фиксирующих состояние кадров;
  • ориентацией на развитие персонала в тесной связи с целями организации в дополнение к тренингу и повышению квалификации;
  • оказанием помощи сотрудникам в решении личных проблем;
  • созданием необходимых условий для эффективного использования знаний, навыков и опыта работников, развития их творчества.

В основе современной системы управления человеческими ресурсами лежат эффективные методы подбора, расстановки и продвижения кадров в соответствии с квалификацией, способностями, интересами личности, потребностями организации; справедливые формы оплаты труда и мотивации, предполагающие вознаграждение не только за индивидуальные, но и коллективные результаты.

Это позволяет решать такие задачи, как обеспечение ЗАО «Фармадом» квалифицированными кадрами; совершенствование системы оплаты труда и мотивации; повышение удовлетворенности трудом всех категорий персонала; предоставление работникам возможностей для развития, роста квалификации и профессионального мастерства; поощрение творческой активности; формирование и сохранение благоприятного морально-психологического климата.

Управление персоналом в системе сети аптек «Фармадом» — классический подход к управлению персоналом, рассматривающий людей как «винтиков», преследующий цель сократить затраты, не связанные с производством.

Управление человеческими ресурсами — современный подход к управлению персоналом, рассматривающий людей как «человеческий капитал», главное достояние организации, ставящий во главу угла развитие личности и решение социальных проблем.

Управление кадрами в рамках аптеки имеет стратегический и оперативный аспекты. Организация управления персоналом вырабатывается на основе концепции развития аптеки, состоящей из трех частей:

  • производственный;
  • финансово — экономический;
  • социальный (кадровая политика).

кадровая служба персонал управление

2. Подразделения трудовых отношений, осуществляющие анализ и регулирование групповых и межличностных отношений, конфликтов и стрессов, соблюдение этических норм, социально-психологическую диагностику, взаимодействие с профессиональными союзами.

3. Подразделения по оформлению и учету движения кадров — зачисления, перемещения, увольнения; информационному обеспечению; тарификации; поддержанию занятости.

4. Подразделения планирования и прогнозирования персонала, занимающиеся разработкой стратегии управления им, планированием и прогнозированием потребности в кадрах, связями со службой занятости, учебными заведениями и иными «поставщиками» работников, анализом кадрового потенциала, его текущей и перспективной оценкой, маркетингом, оценкой и подбором кандидатур на высшие должности.

5. Подразделения развития персонала, организующие техническое и экономическое обучение, переподготовку и повышение квалификации, работу с резервом, профессиональную и социально-психологическую адаптацию.

6. Подразделения анализа и развития средств стимулирования труда, производящие нормирование и тарификацию работ, разработку систем оплаты, материального и морального вознаграждения, участия в прибылях, управления мотивацией.

7. Подразделения, оказывающие правовые услуги персоналу, решающие вопросы трудовых отношений, согласовывающие распорядительные документы по кадрам.

8. Подразделения социального обслуживания, ведающие организацией питания, быта и отдыха работников, детскими учреждениями, развитием физической культуры и спорта, разрешением социальных конфликтов [9. с.34].

Сегодня в ЗАО «Фармадом» работа с кадрами рассредоточена в основном между разными службами и подразделениями организации. Так, численность персонала и общий фонд заработной платы обычно определяет плановый отдел; подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров осуществляет отдел технического обучения; нормирование труда, анализ производительности труда, установление разрядов, форм и систем заработной платы, численности специалистов, составление штатного расписания являются обычно функцией отдела труда и заработной платы; приемом и увольнением сотрудников, анализом их движения, поддержанием трудовой дисциплины занимается отдел кадров; обоснование норм труда, проведение мероприятий по их корректировке, механизации и автоматизации производственных процессов находится в ведении технического отдела и т.п.

Таким образом, сегодня собственная роль кадровых служб на ЗАО «Фармадом». Пока незначительна — они выполняют в основном функции учета и не несут ответственность за кадровую политику, поэтому люди в таких условиях остаются как бы «бесхозными».

Работа служб персонала ЗАО «Фармадом» имеет два направления: тактическое и стратегическое. В рамках первого осуществляется текущая кадровая работа по формированию трудовых ресурсов: анализ состояния и определение потребности в кадрах, разработка штатных расписаний; набор, оценка и отбор персонала; тестирование; планирование ближайших кадровых перемещений и увольнений; текущий учет и контроль; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников; формирование резерва на выдвижение, воспитательная работа; разрешение конфликтов, проведение социальной политики.

Таким образом, суть кадровой работы ЗАО «Фармадом» состоит в определении того, что конкретно, кем, как и с помощью чего должно делаться на практике в данный момент в сфере управления персоналом. Решение этих повседневных задач основывается на административных методах. В таблице 2.3 представлена смета кадровых издержек ЗАО «Фармадом» на планируемый год:

Таблица 2.3

Кадровые издержки ЗАО «Фармадом»

Статьи затрат

2013 год

(тыс. руб)

2014 год

(тыс. руб)

Изменения

(+; — )

%

1. Найм рабочей силы

15,8

16,2

+0,4

102,5

2. Профессиональное обучение персонала

34,9

35,7

+0,8

102,3

3. Повышение квалификации персонала

11,7

15,4

+3,7

131,6

4. Аттестация

Итого:

62,4

67,3

+4,9

107,8

Калькуляция кадровых издержек на предприятии базируется на основе учета затрат по видам и по местам возникновения.

Эти виды затрат определяются для каждого расчетного участника — так называемого места возникновения затрат. Чем меньше расчетный участок, тем точнее информация по расходам. Сегодня благодаря электронной обработке данных возможно разнести затраты по местам их возникновения с очень высокой точностью. Этот процесс очень важен, ибо с ним связана ответственность за затраты [7. c.155].

Объектом кадровой работы ЗАО «Фармадом» является персонал как таковой, а ее субъектами — работники, должностные лица и организационные структуры, ответственные за работу с кадрами (подразделения, линейные и функциональные руководители, общественные организации).

Стратегическое направление работы служб персонала ЗАО «Фармадом» ориентировано на формирование кадровой политики организации, то есть системы теоретических взглядов, идей, требований, практических мероприятий в области работы с персоналом, ее основных форм и методов.

Главной особенностью труда управленческого персонала кадровой службы ЗАО «Фармадом» является его информационно-аналитический характер. Коммуникации кадровой службы делятся на внешние и внутренние, причем они могут быть формальными и неформальными. Кадровая служба контактирует с социальными службами региона, учебными заведениями, службами занятости, средствами массовой информации. Внутри фирмы коммуникации могут быть организационными и межличностными. Кадровая служба занимается обработкой кадровой информации, которая необходима при принятии управленческих решений на фирме.