Особенности соревновательного метода в физическом воспитании

Актуальность. Исследования по данной проблеме в физическом воспитании спортсменов заключается в применении соревновательного метода во всестороннем воспитании личности и выявлении как данный метод влияет на работоспособность и уровень физической и психической подготовленности. Методы физического воспитания делятся на 3 большие группы: методы убеждения, методы организации деятельности и формирования опыта поведения и методы стимулирования поведения и деятельности. Именно к третьей группе методов относится соревновательный метод — основной объект работы. Соревновательный метод предполагает специально организованную деятельность, направленную на выявление уровня подготовленности спортсмена и выступающую в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса. [2,3]

Соревновательный метод подчиняется общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений).

Так же данный метод относится к относительно самостоятельной форме организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные).

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется: в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования); как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку. Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать подготовленность спортсмена, уровень его технической, тактической, физической, теоретической, интегральной и особенно психологической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм занимающихся особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо тренированными спортсменами.[16,21]

Цель исследования, Объект исследования :, Предмет исследования, Задачи исследования:

1 . Изучить состояние вопроса в теории и практике по проблеме научного исследования.

2 . Выявить наиболее эффективные средства и методы использования соревновательного метода в физическом воспитании.

3 . Выявить пути наиболее эффективного использования возможностей соревновательного метода в физическом воспитании.

Гипотеза исследования:

  • будут изучены различные подходы применения соревновательного метода в физическом воспитании;
  • будут выявлены эффективные средства и методы использования соревновательного метода в физическом воспитании;
  • будут определены особенности соревновательного метода в физическом воспитании.

методы исследования:

14 стр., 6922 слов

«Совершенствование форм и методов воспитания школьников»

... исследования, были установлены следующие задачи: - изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и школьной практике; - выявить эффективные формы и методы воспитания в школе. - анализировать уровень воспитания современных школьников, выявить проблемы. Понятие термина «воспитание». Воспитание ... связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, ...

1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической, учебной литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

Теоретическая значимость.

1 . ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Всестороннее воспитание личности при использовании соревновательного метода

В физической культуре общая задача воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной работы, получая конкретную ассоциацию с установкой на спортивные достижения. Но, как не были бы актуальны спортивные итоги в качестве определенной цели, с общих социально-педагогических позиций они не имеют все шансы, в конечном счете, становиться самоцелью. На пути к ним, всякий раз обязана преследоваться более значительная задача, состоящая в том, чтобы сквозь достижения больших спортивных результатов образовать развитую в разных направлениях личность, сочетающую в себе духовное достояние, нравственную чистоту, физическое совершенство, чтобы применить спортивную деятельность как фактор слаженного формирования личности и воспитания в интересах общества. [4,11]

Основные задачи нравственного воспитания при применении соревновательного способа: 1) формирование нравственного сознания, идеологической уверенности и мотивов работы, согласующихся с эталонами высокой морали; 2) воспитание нравственных эмоций, свойственных для крупного общества — приверженность к Родине, гуманизм, ощущение коллективизма, дружбы; 3) формирование нравственного навыка, жестких привычек соблюдения этических общепризнанных норм, способностей общественно оправданного поведения — почтение к результатам состязаний, к арбитрам, добросовестность, честность; 4)воспитание волевых черт и свойств личности — воля к победе, конкретная настройка на определенное соревнование, оперативная регуляция волевых и психологических состояний в процессе соревнований, воспитание правильного отношения к вероятным спортивным поражениям и поддержание позитивного чувственного тонуса. Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной деятельности в виде своеобразных этических общепризнанных норм, регулирующих поведение и отношения в данной сфере. Ряд этих общепризнанных норм составляет, в частности, например так называемую спортивную этику.[13] В соревнованиях, спортивная этика выражается в требованиях, обязывающих всякого, кто имеет отношение к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила соревнований, быть великодушным в спортивном соперничестве, не прибегать к нелегальным или же неблаговидным методам заслуги победы, почитать конкурента и т.

д. Усвоение и неотступное соблюдение этих этических общепризнанных норм считается при конкретных условиях одним из существенных определенных путей нравственного воспитания. При формировании оптимальных основ поведения в процессе физического воспитания, весомую роль играют разговоры на этические темы, объяснения и иные пути нравственного просвещения, убеждения. Именно во время занятий физическими упражнениями, специфичность данного процесса обязует находить более ёмкие и лаконичные формы воспитательного влияния словом. Развернутые разговоры и диспуты на этические темы, подробный анализ прошедших учебных или же спортивно-тренировочных занятий и состязаний с точной оценкой образовавшихся в них этических ситуаций , иные особые формы нравственного просвещения и убеждения обязаны составлять обязательные звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.[3,4] Довольно велико воспитательное значение нравственного примера, а так же примера высочайшего проявления нравственных и волевых качеств наилучшими спортсменами, как в состязаниях, так и в созидательном труде. Эти примеры воздействуют на нравственные представления и ощущения, вызывают надобность этически направленного подражания.

5 стр., 2149 слов

Нравственные привчки. нравственные привычки. «Воспитание ...

... занятиях. формирование нравственных представлений, суждений и оценок коллективистской направленности детей. Хотя в задачах и провозглашается развитие гуманных чувств и положительных взаимоотношений, предлагаемые методы направлены либо на формирование правильного поведения (воспроизведение положительных образцов, формирование положительных привычек), ...

Когда речь идет о воспитании с помощью примера, то имеется ввиду индивидуальный пример самого педагога. Возможности, имеющиеся в физическом воспитании для формирования жестких этических общепризнанных норм и навыки поведения методом упражнения, приучения самые эффективные. Специфичность физкультурной и спортивной деятельности заключается в том, что она принуждает занимающихся постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие общепризнанные нормы и вырабатывать надлежащие черты поведения. В интенсивных, чувственно насыщенных обстановках спортивных соревнований выявляются и испытываются на крепкость, способности поведения и связанные с ними черты личности. С одной стороны, верно организованное физическое воспитание, содействует формированию позитивных черт морального вида человека. С иной стороны, от значения воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, напористости, воли и иных черт характера, зависит эффективность занятий по физическому воспитанию. [4.6] При использовании соревновательного метода в аспекте умственных задач предусматривается: 1)обогащение особыми познаниями, относящимися к сфере физической культуры и спорта; постоянное расширение и углубление их, формирование на данной базе осознанного дела к физкультурной, спортивной деятельности, помощь в формировании научного мировоззрения — наблюдение за техникой выполнения соперника, скопление спортивного опыта; 2)развитие познавательных возможностей, свойств ума, помощь креативным проявлениям личности, в том количестве в самопознании и самовоспитании способами физической культуры и спорта — анализ и обобщение выступления в соревновательный период, критическая оценка и анализ двигательных действий. Связь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое влияние на становление интеллектуальных возможностей занимающихся. На занятиях каждый день появляются познавательные истории, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и многое другое. Преподаватель преднамеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации разной степени трудности. Занимающиеся обязаны сами принимать решения, активно работать и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.[7,9] Опосредованная связь заключается в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют важное условие для нормального интеллектуального становления детей. В итоге оздоровительных задач физического воспитания увеличивается общая жизнедеятельность организма, что ведет к наибольшей продуктивности в интеллектуальной работе. Передавая познания именно в рамках занятий физическими упражнениями, педагог использует особые способы — лаконичный комментарий, инструктирование, сопроводительные пояснения по ходу выполнения двигательных заданий, оперативный анализ итогов их выполнения и так далее. Еще важны совместные формы и способы интеллектуального образования, дополняющие процесс физического воспитания, ведь именно развернутые сообщения лекционного типа, эвристические беседы, просмотры учебных фильмов и самостоятельная работа с литературой.[11,18]

5 стр., 2053 слов

Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья

... 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ. Здоровый человек, более производителен, соответственно и востребован. Как и чем поддерживать свою работоспособность, как сохранить свое здоровье? Таким средством, может и должна стать физическая культура. Так как физическая культура – это ...

Так же с помощью занятий физическими упражнениями формируется и эстетическое воспитания. В процессе занятий складывается прекрасная осанка, происходит гармоническое становление форм телосложения, воспитывается осознание красоты и изящества перемещений. Все это может помочь воспитанию эстетических эмоций, вкусов и представлений, содействует проявлению позитивных впечатлений, жизнерадостности, оптимизма. Связь физического и эстетического воспитания базирована на единстве их цели — формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического эталона.[19] Главными задачами эстетического воспитания при применении соревновательного способа, являются: 1)воспитать способность чутко понимать, углубленно испытывать и верно расценивать красоту в сфере физической культуры и спорта, а так же в иных областях ее проявления; формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству; 2)формировать эстетику поведения и межчеловеческих отношений в соревновательной деятельности. Эстетические значения физической культуры не сводятся только к наружным проявлениям телесной красоты или же красоты перемещений, а ориентируются больше всего тем, с что органическое приобщение к физической культуре ведет к полноценному здоровью, приближает к физическому совершенству и в связи с данным содействует достижению эталона всестороннего слаженного становления личности. Здоровье — одна из самых больших эстетических ценностей, первая предпосылка к ощущению радости и красоты жизни. [11,24] С потерей здоровья теряются красота человека и его эстетическое восприятие. Все вышеизложенное характеризует те возможности, которые используются для решения задач эстетического воспитания в процессе физического воспитания. Для их реализации потребуется своеобразная эстетическая направленность в использовании средств и способов педагогического влияния. Это достигается опытным внедрением эстетических качеств, беспристрастно свойственных появлениям физической культуры, ориентированным подчеркиванием данных качеств, сосредоточиванием на интересах подопечных. Главным и задачами волевого воспитания в соревновательных условиях ,является обеспечение: 1)формирования мотивационных, умственных и моральных основ волевых проявлений применительно к требованиям соревновательной деятельности; 2)разностороннего становления волевых свойств, важных в предоставленной работы — целеустремленности, предприимчивости, решительности, дерзости, силы воли, напористости, стойкости; составления на данной базе стержневых черт нрава, которые проявлялись бы не только в критериях физического воспитания, но и в разнообразных обстановках актуальной практики . Главный смысл соревновательного способа в формировании черт спортивного нрава определяется тем, что данный способ исходит из естественных начал спортивной работы (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в движение мобилизирующую мощь своеобразных межличностных отношений, свойственных спорту, ставит спортсмена перед потребностью максимального выявления собственных вероятностей и настоятельно просит в то же время возможность обладать собой в самых сложных обстановках. Действенное внедрение соревнований с данной целью подразумевает в первую очередь опытную постановку тренером соревновательных задач, надлежащих реальным возможностям спортсмена. От этого находится в зависимости уверенность спортсмена в собственных силах. В неприятном случае соревнования станут создавать «психические барьеры» по причине расхождения меж «уровнем притязаний» и фактическими результатами. В практике используют несколько методических раскладов, позволяющих убавить возможность невыполнения соревновательной установки, не понижая притязаний к спортсмену. [11]

4 стр., 1871 слов

Игровой и соревновательный метод в физическом воспитании

... из главных функций игр и соревнований - педагогическая: они являются одним из основных средств и методов воспитания. С учетом указанных проблем был сделан выбор темы «Игровой и соревновательный метод в физическом воспитании» Цель работы, Объект исследования, Предмет исследования ...

По мере привыкания спортсмена к соревновательным нагрузкам и обстановкам, роль соревновательного способа в волевой подготовке не миниатюризируется при условии, что уровень притязаний, предъявляемых к волевым качествам, растет. Это достигается в ведущем вступлением добавочных проблем в тренировочные формы соревнований, наращиванием количества и частоты соревнований, увеличением степени ответственности соревнований и варьированием их критериев. Тестированием волевых качеств спортсмена считаются официальные соревнования высочайшего уровня. Но уровень отдельных проблем в предварительных соревнованиях может и обязан быть повыше, чем в мотивированных, потому что это позволяет создать необходимый «запас прочности». При воспитании качеств спортивного характера принципиально применить и такие соревновательные моменты, как дела неявного соперничества, всякий раз образующиеся в небольшом спортивном коллективе, дела, связанные с влечением к лидерству. Подчиняя эти дела основам коллективизма и приятельства, педагог обязан не уничтожать здоровую конкурентность, а ориентировать ее по педагогически оправданному руслу, что бы применить ее как момент мобилизации на заключение сложных тренировочных и соревновательных задач.[12,13] В упражнениях соревновательного характера принимают решение задачи нравственного, интеллектуального, эстетического и волевого воспитания за счет применения педагогом конкретных способов воспитания. Главным методом воспитания является метод убеждения. Метод убеждения заключается в том, что бы донести до занимающихся общепризнанные нормы поведения, поставленные, образовавшиеся традиции, а при совершении каких-то действий — их безнравственную сторону с целью понимания ее провинившимся и предупреждения проступка в дальнейшее время. В использовании способа убеждения применяются два ведущих, неразрывно связанных способа: убеждение словом и убеждение делом. Более распространенными приемами и способами убеждения словом считаются: объяснение, подтверждение, опровержение, сопоставление, сравнение, аналогия, и другое. Убеждение словом надлежит совмещать с делом, практикой. При убеждении делом нередко применяются надлежащие способы: показ занимающемуся значения и значительности его действий и поступков; поручение практических заданий, содействующих преодолению сомнений , неверных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих неверные взгляды; индивидуальный пример педагога и другое. [15] Метод упражнения разрешает любому педагогу и самому занимающемуся скорее добиться поставленной цели: объединить воедино слово и дело, сформировать устойчивые свойства и черты характера. Упражнение как специальная возобновляемая человеком деятельность, необходима для совершенствования навыков поведения во всевозможных обстановках как результат повешения сознательности. Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении. В первом случае оно тесноватым образом связано с одновременным повышением сознательности, а во втором — нацелено на отработку способностей и умений до высочайшей степени автоматизма и роль сознания в действиях немного понижается. Следующий метод — наглядный пример. Сущность данного метода — целенаправленное влияние педагога на занимающихся собственным примером, а так же другими видами позитивных примеров, призванных работать прототипом для подражания, почвой для формирования эталона поведения и средством самовоспитания. Воспитательная мощь примера базируется на естественном влечении людей к подражанию, тем более молодых. Пример проще воспринимается и усваивается за время, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. В качестве воспитательных примеров преподаватель пользуется случаями из жизни собственного коллектива, примеры проявления больших моральных свойств выдающимися спортсменами на серьезных интернациональных соревнованиях. В воспитательной работе нужно как можно больше пользоваться положительными примерами.[15]

5 стр., 2495 слов

Методы спортивной психодиагностики

... Для успешности соревновательной деятельности, в психологии спорта довольно активно разрабатываются методы диагностики уровня надежности и устойчивости соревновательной деятельности. Их разработка составляет существенное условие повышения качества и эффективности спортивной подготовки. Соревновательная надежность ...

Метод поощрения представляет собой своеобразную упорядоченную совокупность способов и средств морального и вещественного стимулирования. Нравственное и вещественное одобрение деятельно может помочь человеку осмыслить уровень труда в достижении совместной задачи, осознать свое поведение, зафиксировать лестные черты характера и полезные привычки. В соревновательной работе к числу поощрений относятся: поощрение, похвала руководителя, награждение грамотой, медалью за высочайшие спортивно-технические результаты, присвоение звания мастера спорта и другое. Под методом наказания понимается система средств и способов влияния на занимающихся, нарушающих общепризнанные нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять собственные прямые обязанности. Наказание за совершенный поступок налагается для того, что бы виновный понял собственную оплошность. В физической культуре при применении соревновательного метода, наказание может быть в форме осуждения проступка, вынесения выговора, временного исключения из состава спортивной команды, наложения дисциплинарного взыскания и другое. Уровень наказания обязательно должен соответствовать проступку. Наказание оказывает положительное воздействие только лишь за время, когда оно использовано верно, с учетом характера проступка и его воздействия на окружающих. В системе методов воспитания невозможно рассматривать каждый определенный способ как универсальный, порознь от других. Только совокупное использование методов воспитания в их технологической связи помогает в достижении воспитательной цели. Ни один метод воспитания, взятый отдельно, не сможет гарантировать формирование у людей высокой сознательности, уверенности и высоких нравственных качеств. Все перечисленное выше считается обязательной частью в воспитании спортсмена.[12]

22 стр., 10901 слов

Специфика задач, средств и методов обучения игре в волейбол на ...

... спортивного мастерства взрослых спортсменов. Цель: исследование специфики задач, средств и методов обучения игре волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет. Объект: учебно-тренировочные занятия с детьми ... данного вида спортивного упражнения.[16; 53] В обучении юных волейболистов большое значение придаётся специальным упражнениям. Их роль заключается в том, что дети при изучении ...

1.2 Особенности соревновательного метода

Соревновательный метод — это метод выполнения упражнений в форме соревнований. Базу соревновательного способа составляет правильно организованный процесс соревнований. Суть метода заключается в применении соревнований, как способа повышения уровня подготовленности занимающихся. Главным условием соревновательного метода считается подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они обязаны соревноваться. Особенности соревновательного метода следующие: 1)установка на победу; 2)максимальное проявление физических и психологических сил; 2)частичная ограниченность в дозировке нагрузки; 3)унификация содержания соревновательной деятельности. Соревновательный метод: 1) стимулирует наибольшее проявление двигательных возможностей и обнаруживает степень их развития; 2)выявляет и расценивает качество владения двигательными действиями; 3)обеспечивает наибольшую физическую нагрузку; 4)содействует воспитанию физических качеств.[21,22]

Положительные стороны соревновательного метода:

  • У спортсмена есть возможность соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить личный спортивный результат или же характеристики в предварительных упражнениях.
  • Этот метод позволяет воссоздать совокупность своеобразных требований, предъявляемых избранным видом спорта к спортсмену и инициировать развитие специальной тренированности.
  • Органическое включение соревновательного метода в процесс тренировки.

В спортивной тренировке соревновательный метод применяется в качестве определенных соревновательных упражнений — это те целостные действия, которые являются средством ведения спортивной борьбы и в том же виде, что и в условиях соревнований по избранному виду спорта. В спортивной тренировке баскетболистов это игры, характеризующиеся увеличением интенсивности и вероятности исключения из процесса игры. Соревновательный метод в условиях тренировки ориентирован именно на заключение тренировочных задач; еще он способствует моделированию собственно-соревновательных упражнений.[22]

  • Составление черт спортивного характера (необходимость максимального выявления собственных вероятностей и в то же время способность обладать собой в самых трудных ситуациях).

  • Фундамент тактического профессионализма спортсмена.

Негативные стороны соревновательного метода:

  • Ограниченные способности дозирования нагрузки и управления соревнующимися.

Таким образом, сравнение сил в борьбе за первенство в условиях унификации действий и в согласовании с правилами соревнований, считается организацией работы в соревновательном способе. Характер деятельности — конкуренция и высокий эмоциональный фон, стимулирующие наивысшее проявление двигательных способностей и функциональных возможностей организма. Особенности поведения занимающихся — присутствие факторов противодействия, конфликта противоположно-направленных интересов создают условия формирования как позитивных, так и негативных черт характера. Применение метода- это соревнования в процессе физического воспитания (как один из специфических методов).

Неотъемлемое условие — физическая и психическая подготовленность занимающихся .[21,22]

9 стр., 4444 слов

Физические качества человека и методы их воспитания

... 1. Психологическая характеристика физических качеств Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специальными знаниями и опытом спортсмена. На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, ...

2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ

2.1 Методологическое обоснование применения соревновательного метода в физическом воспитании

Соревновательный метод в процессе физического воспитания применяется как в сравнительно примитивных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о подчиненном составляющем совместной организации занятия (способ стимулирования внимания и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие), во втором — о сравнительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и иные похожие им состязания).[21]

Момент соперничества в процессе соревнований, а так же обстоятельства их организации и проведения (официальное определение фаворита, одобрение за достигнутые итоги пропорционально уровню достижений, признание социальной значительности достижений, отсев наименее мощных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т. д.) составляют определенный чувственный и физический фон, который увеличивает влияние физических упражнений и имеет возможность содействовать наибольшему проявлению функциональных возможностей организма. Функциональные сдвиги, наблюдаемые во время соревнований, как правило, более важны, чем при внешне подобных не соревновательных нагрузках. Во время соревнований, тем более важных в собственном и социальном отношениях, в большей мере, чем в игре, проявлены факторы психологической напряженности. Тут постоянно функционирует момент противодействия, противостояния, конфликта обратно нацеленных интересов. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, обоюдной ответственности перед всем коллективом за достижение соревновательной цели-победы.[15,22]

Соревновательный метод обширно применяется в тренировке спортсменов высочайшего класса. В практике применяются некоторое количество методических подходов:

  • выполнение соревновательным методом предварительных упражнений с установкой на превышение характеристик тренировочной нагрузки (тренировочное соревнование на максимальное количество повторений общеподготовительного упражнения или же составляющих главного соревновательного упражнения и т.п.);
  • соревнование в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих особой подготовки, но требующих психологической мобилизации (например, конкурса в быстроте освоения с ходу свежих форм перемещения или же необыкновенных сочетаний освоенных раннее элементов);
  • вступление в качестве предмета состязания отчасти переделанных форм главного соревновательного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.);
  • «смещение» соревновательной установки с акцентом на высококачественную сторону упражнений.

Главный смысл соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что данный способ исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую мощь своеобразных межличностных отношений, свойственных спорту, ставит спортсмена перед потребностью максимального выявления собственных возможностей и настоятельно просит в то же время возможность обладать собой в самых трудных и напряженных обстановках.

13 стр., 6423 слов

Общая характеристика методов физического воспитания

... организма[28]. Целью данной курсовой работы является: изучение общей характеристики методов физического воспитания. Задачи курсовой работы: 1. Проанализировать средства и методы физического воспитания. 2. Изучить общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании. 3. Описать специфические методы физического воспитания. Курсовая работа состоит из 33 страниц печатного ...

По мере привыкания спортсмена к соревновательным нагрузкам и обстановкам, роль соревновательного метода в волевой подготовке не миниатюризируется при условии, что уровень требований, предъявляемых к волевым качествам, растет.[21,22]

Соревновательный метод характеризуется еще унификацией (приведением к некому единообразию) предмета соревнований, борьбы за победу и методики оценивания достижений. Абсолютно ясно, что нельзя сравнивать силы членов состязания, в случае если нет общего эталона для сопоставления и если не упорядочен сам процесс сравнения. В отдельных случаях унификация имеет силу только в границах предоставленного коллектива соревнующихся (группы, класса и т. п.).

В спорте же она укрепляется едиными правилами, которые во множествах случаях приобрели смысл интернациональных общепризнанных норм соревнований. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех подробностях. Характер данной деятельности определяется во многом логикой борьбы за первенство, победу или же за наивысшее достижение. Вследствие этого соревновательный метод дает сравнительно ограниченные способности для четкого нормирования нагрузки, регулировки воздействий и конкретного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в предоставленном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения (если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, конечно, совпадают)[15].

Соревновательному методу присущи множество признаков состязаний, но он содержит наиболее широкую среду применения. Предметом состязания при применении соревновательного метода могут быть всевозможные физические упражнения на занятиях от построения до выхода из зала.

Более соответствующими признаками соревновательного метода считаются следующие:

1. Сравнение сил занимающихся с целью определения фаворита. Победе подчинена вся работа членов в согласовании с установленными правилами.

2. Соревновательный метод дает возможность всецело открывать функциональные и психические способности учащихся и выводить их на свежий уровень подготовленности.

3. Ограниченные способности регулировать нагрузку учащихся. Используется при совершенствовании упражнений и воспитании физических качеств, когда важны и допустимы предельные старания.

При верном применении соревновательного метода открываются большие возможности для воспитания ощущения коллективизма, инициативы, напористости, выдержки, намеренной дисциплины.

Таким образом, соревновательный метод применяется при решении всевозможных педагогических задач: воспитание физических, волевых и нравственных свойств, совершенствование умений, навыков и способностей правильно применить их в усложненных условиях. По отношению с другими это метод позволяет предъявить более высокие требования к функциональным возможностям организма, что содействует их большему развитию.[21]

Значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств значительно велико. В данном методе происходит воспитание таких морально-волевых качеств как: целеустремленность, инициатива, решительность, напористость, возможность одолевать трудности, самообладание и др. Момент соперничества и связанные с ним отношения могут содействовать формированию не только позитивных, но и негативных черт характера (эгоизма, лишнего честолюбия, тщеславия и т. п.).

Вследствие этого соревновательный метод оправдывает собственную роль в нравственном воспитании только при условии высококвалифицированного педагогического управления.

2.2 Условия эффективности применения соревновательного метода в зависимости от задач обучения

В процессе спортивной тренировки применяются две большие группы методов: общепедагогические — которые включают в себя словесные и наглядные методы, и практические, включающие в себя методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

Все эти способы используется во всевозможных сочетаниях. Любой способ используют не стандартно, а приспосабливают к определенным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов нужно наблюдать за тем, чтобы они строго отвечали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а так же особым принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

К словесным методам , использующимся в спортивной тренировке, относятся рассказ, комментарий, разговор, тест и рассмотрение и др. Эти формы более часто используют в лаконичном виде , тем более при подготовке обученных спортсменов, чему содействует особая терминология, хитросплетение словесных методов с наглядными .[21] Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от опытного применения указаний и команд, замечаний, словесных оценок и объяснений. Наглядные методы, применяемые в спортивной практике, разнообразны и в значимой степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним, можно отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их составляющих, который, как правило, проводит тренер, педагог или же квалифицированный спортсмен. Методы спортивной тренировки, базирующиеся на двигательной работе спортсмена, можно подразделить на: методы строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой методы. [22]

Основная черта методов строго регламентированного упражнения заключается в строгой упорядоченности действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов. В спортивной практике выделяется ряд разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся две основные группы: методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, преимущественно направленные на воспитание двигательных качеств.

Между методами, нацеленных большей частью на освоение спортивной техники, можно выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные).[9] Разучивание перемещения в целом исполняется при освоении сравнительно несложных упражнений, а так же трудных перемещений, делить которые на части нельзя. При освоении целостного перемещения, внимание занимающихся поочередно акцентируют на оптимальном выполнении отдельных составляющих целостного двигательного акта.

При разучивании более или наименее трудных перемещений, которые возможно поделить на сравнительно самостоятельные части, освоение спортивной техники исполняется по частям. В последующем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в целое единое ранее освоенных элементов трудного упражнения.

При использовании двух данных методов освоения перемещений большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. Конструкция практических методов тренировки определяется тем, содержит ли упражнение в процессе однократного применения предоставленного метода постоянный характер или же дается с интервалами для развлечений, производится в равномерном (стандартном) или же переменном (варьирующем) режиме. В процессе спортивной тренировки упражнения применяются в рамках двух ведущих групп методов — непрерывных и интервальных. Непрерывные способы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной деятельности. Интервальные методы предугадывают выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и случайными паузами отдыха. При применении обоих методов, упражнения имеют все шансы производиться как в равномерном (стандартном), например и в переменном (вариативном) режиме. В зависимости от подбора упражнений и индивидуальностей их использования, тренировка или занятие может носить полный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер.[21]

При комплексном воздействии осуществляется параллельное улучшение всевозможных качеств, обусловливающих степень подготовленности спортсмена, а при избирательном — преимущественное становление отдельных свойств. При равномерном режиме применения любого из методов, напряженность работы считается неизменной, при переменном режиме — варьирующей. Напряженность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или же многократно переменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, используемые в условиях равномерной переменной работы, в основном применяются для увеличения аэробных возможностей, воспитания особой выносливости к работе средней и длительной продолжительности. Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от длительности частей упражнений, производимых с наибольшей или же наименьшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, возможно, достичь преимущественного влияния на организм спортсмена в направленности увеличения высокоскоростных возможностей, становления всевозможных компонентов выносливости, улучшения личных возможностей, определяющих степень спортивных достижений во всевозможных видах спорта. В случае использования варьирующего варианта, есть шансы чередовать части упражнения, производимые с разной интенсивностью или же с разной интенсивностью и изменяющейся длительностью.[11,15]

Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные) обширно используются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений схожей и различной длительности с неизменной и переменной интенсивностью и строго регламентированными случайными паузами считается обычным для данных методов. В одном комплексе могут совмещаться участившиеся и нисходящие варианты. Упражнения с внедрением интервальных методов могут производиться в одну (например, 10×800 м — в беге, 6×5 км в лыжном спорте и т.п.) или же некоторое количество серий ( 6х(4Х50м) в купании и т.п.) В режимах непрерывной и интервальной работы в спортивной тренировке применяется и круговой метод, направленный на избирательное или же всестороннее улучшение физических качеств.

Соревновательный метод подразумевает нарочно санкционированную соревновательную деятельность, которая в предоставленном случае выступает в качестве рационального метода увеличения производительности тренировочного процесса. Использование предоставленного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает большие сдвиги в работе наиглавнейших систем организма, что наиболее инициирует адаптационные процессы, гарантирует интегральное улучшение всевозможных сторон подготовленности спортсмена.

При применении соревновательного метода следует обширно разнообразить условия проведения состязаний с тем, чтобы очень максимально приблизить их к требованиям, которые в большей мере содействуют заключению установленных задач. Состязания могут проводиться в усложненных или же облегченных условиях по сравнению с официальными. В качестве примеров усложнения условий состязаний можно изготовить следующее :

  • состязания в условиях среднегорья, в условиях горячего климата, при нехороших погодных условиях (сильный встречный вихрь — в велосипедном спорте, «томная» лыжня — в лыжном и т.п.);
  • состязания по спортивным играм на полях и площадках наименьших размеров, при большем количестве игроков в команде соперников;
  • проведение серии схваток (в борьбе) или же поединков (в боксе) со сравнительно маленькими паузами против нескольких соперников;
  • состязания в играх и единоборствах с «некомфортными» противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.

Облегчение условий состязаний может быть обеспечено: планированием состязаний на дистанциях наименьшей протяженности в повторяющихся видах; сокращением длительности поединков, схваток — в единоборствах; упрощением соревновательной программы — в сложнокоординационных видах; внедрением облегченных снарядов — в метаниях; сокращением высоты сетки — в волейболе; массы мячей — вводном поло и футболе; использованием «гандикапа», при котором более слабому участнику предоставляется конкретное превосходство — он стартует несколько раньше (в повторяющихся видах), получает превосходство в заброшенных шайбах или же мячах (в спортивных играх) и т.д.

По особенностям регулировки нагрузки и иным регламентирующим факторам соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. Соперничество достаточно агрессивно регламентируется определенными правилами (официальными и неофициальными), но данная регламентация затрагивает только кое-какие стороны и обстоятельства соревнований (предмет соревнований, порядок выступления, обстоятельства оснащения и др.).

Это же касается определенного характера работы и определяется в определенной мере логикой соревновательной борьбы.[15,21]

В процессе изучения есть как положительный, так и негативный перенос в технике перемещений, т.е. одни перемещения помогают в усваивании техники, а иные тормозят или блокировать изучение того или иного упражнения. Аналогичные по структуре упражнения помогают в исследовании техники, т.е. они несут положительный перенос, к примеру, барьерный бег и прыжки в длину. В случае если же конструкция перемещений не идентична, к примеру прыжки в длину и прыжки в высоту, то они станут препятствовать изучению техники перемещений, будут подавлять формирование двигательного навыка, т. е. они несут в себе негативный перенос.. В процессе обучения важно выбирать такие методы, с помощью которых можно убрать негативный перенос и эффективнее их использовать.

Выводы

1 . Изучив научно-методическую литературу, мы проверили, что физическое воспитание в образовательных организациях нужно предположить как целостную систему физкультурного образования обучающихся, направленную на профилактику и сбережение здоровья, формирование физического развития и воспитания. Если правильно выбрать формы, средства и методы физического воспитания, то это позволит учебным учреждениям решать задачу профилактики здорового образа жизни и увеличить физическую кондицию учащихся, а еще обучить их автономно применять физические упражнения во всевозможных формах организации физической культуры, обучить их трудиться над собственным телом с учетом персональных индивидуальностей физического развития, медицинских показаний и личных предпочтений.

2. Была выявлена роль соревновательного метода в усовершенствовании и развитии физического воспитания обучающихся. Внедрение соревнований и подвижных игр на уроках физической культуры и тренировочных занятиях, сделает учебный процесс, во-первых, увлекательным, а во-вторых, более полезным и действенным. Игровой и соревновательный методы улучшают занятие, дают широкие возможности для становления в ребятах таких физических качеств, как силы, выносливости, ловкости, эластичности, координации, которые будут содействовать увеличению двигательной энергичности и физического воспитания и развития обучающихся. Участие в играх и состязаниях дают возможность для становления сплоченности, ощущения ответственности, коллективизма, закаляет мощь воли и характер. При помощи интенсивного участия в этих занятиях у занимающихся закрепляется нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая система, улучшается общее психическое состояние.

3. Основная определяющая черта соревновательного метода — это конкурентное сравнение сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или же высочайшее достижение.

Важным достоинством предоставленного способа считается возможность внедрения его во все виды учебной программы и использование со схожим успехом в неигровых видах физической подготовки. Использование соревновательного метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает достичь более высоких характеристик в физическом развитии и подготовке занимающихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более увлекательными. [20]

Использование соревновательного метода помогает решать большое количество поставленных задач урока во всевозможных условиях. Конкуренция, возвышенный чувственный фон, постоянная изменчивость действий содействует успешному накоплению двигательного опыта, увеличению значения физической подготовленности. Предложенные педагогом задания, несомненно, помогут ученикам развиваться во всевозможных направлениях, поднимаясь на более высокий уровень развития быстроту реакции, координацию перемещений, ловкость и способность поочередного мышления и выполнения нескольких действий друг за другом, не теряя меж ними связи. Например, определенные эстафеты или подвижные игры помогут педагогу физической культуры варьировать необычными поручениями и повысить степень заинтригованности учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/osobennosti-sorevnovatelnogo-metoda-v-fizicheskom-vospitanii/

1 Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах : конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей / В. В. Воронов. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — 192 с.

2 Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи : учеб. пособие / В. П. Губа, О. С. Морозов, В. В. Парфененков. — М. : Советский спорт, 2008. — 206 с.

3 Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю. Ф. Курамшин. — М. : Советский спорт, 2003. — 463 с.

4 Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учеб. пособие / Ю. Ф. Курамшин. — СПб : СПбГАФК, 1999. — 320 с.

5 Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. — М. : Прометей, 1992. — 528 с.

6 Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки : учебное пособие / Л. П.

7 Матвеев. — М. : Физкультура и спорт, 1977. — 282 с. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л. П.

8 Матвеев. — М. : Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

9 Мустаев, В. Л. Технология соревновательного метода на уроке физической культуры в начальной школе : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / В. Л. Мустаев ; СибГАФК. — Омск, 2001. — 24 с.

10 Нестеровский, Д. И. Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. — М. : Академия, 2004. — 336 с.

11 Новоселова, О. А. Общие основы теории и методики физического воспитания : краткий курс лекций в таблицах и схемах / О. А. Новоселова, И. А. Шведкая, А. А. Колесников. — Челябинск : УралГАФК, 2000. — 48 с.

12 Общие основы теории и методики физической культуры : учебное пособие. — Омск : СибГАФК, 2001. — 72 с.

13 Озолин, Н. Г. Молодому коллеге : научно-популярное издание / Н. Г. Озолин. — М. : Физкультура и спорт, 1988. — 288 с.

14 Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте : учебник для вузов физ. воспитания и спорта / В. Н. Платонов. — Киев : Олимпийская литература, 1997. — 583 с.

15 Пономарев, Н. А. Совершенствование средств и методов физического воспитания спортивной тренировки : сборник научных трудов / Н. А. Пономарев, Е. Б. Сологуб, Г. П. Иванова, А. В. Романова, Л. В. Шапкова, В. И. Румянцева. — Ленинград : ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1981. — 124 с.

16 Ливерова, Е.В. Игровой и соревновательный метод физического воспитания / Е.В. Ливерова. — Спорт в школе: Еженед. прил к газ. «Первое сентября», 2012. — №9 (412) — 115 с. — с.69-70. — ISBN 3-8458-0168-3.

17Стандарт организации о выполнении письменных работ : СК-СТО.2-008.04-09. — Челябинск : УралГУФК, 2009. — 32 с.

18 Тозик, О. В. Повышение функциональных резервов организма учащихся старших классов средствами физического воспитания : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / О. В. Тозик ; Московский городской пед. ун-т. — М., 2011. — 24 с.

19 Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М. : Академия, 2002. — 480 с.

20 Каменцер, М.Г. Уроки сделать инструктивными // Физическая культура в школе. — 2011. — № 2. — 45 с. — с.12 — 13. — ISBN 5-8459-0188-3.

21 Маркиянов, Ю.Г. Соревновательный метод формирования мастерства юных спортсменов. Автореф. дис. докт. пед. наук. ВНИИФК. — 2012. -54 с. — с.11-13. — ISBN 5-230-10786-5.

22 Мустаев, В.Л. Технология соревновательного метода на уроке физической культуры / В.Л. Мустаев. Омск: издательство ТГПУ, 2014. — 70 с. — с.12-13. — ISBN 5-8459-0188-3.

23 Гуревич, И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. Минск.: Высшая школа. — 2014. — 319 с. с.15-25. — ISBN 5-235-02409-4.

24 Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания / В.И. Лях, А.А. Зданевич. — М.: Просвещение, 2012. — 128 с. — с. 46-58. — ISBN 5-235-02408-6.