Воспитание координационных способностей

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, точности движений и их рациональности. Все эти качества в теории физического воспитания объединяет понятие координационных способностей.

Двигательно-координационные способности — способности точно, быстро, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Все координационные способности можно разбить на три группы:

1) Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

2) Способности поддерживать статическую позу и динамическое равновесие.

3) Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

В спорте координированность является одним из основных двигательных качеств и необходимым условием для эффективного освоения техники любого вида спорта. Особенно, это важно для сложно-координационных видов спорта (гимнастика, акробатика, фигурное катание и т.д.) В свою очередь, правильная, экономичная техника выполнения упражнений позволяет наиболее эффективно развивать и другие двигательные качества (силу, выносливость, быстроту).

Таким образом, изучение координационных способностей и методов их развития является очень актуальным научно-методическим направлением в ФКиС.

Цель исследования: изучить особенности воспитания координационных способностей и дать практические рекомендации по их развитию в общеобразовательных учреждениях.

Задачи исследования:

1) Провести анализ научно-методической литературы по развитию координационных способностей.

2) Определить структуру координационных способностей и показатели для их оценки в общеобразовательных учреждениях.

3) Разработать практические рекомендации для учителей физической культуры для наиболее эффективного развития координационных способностей у учащихся общеобразовательной школы.

4) Разработать план-конспект урока физической культуры, направленный на развитие координационных способностей.

13 стр., 6107 слов

Особенности развития координационных способностей у детей младшего возраста

... данной работы - физические качества детей младшего школьного возраста. Предметом исследования работы - развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Целью работы - проанализировать методики, применяемые на уроках по физической культуре, направленные на совершенствование координационных способностей у детей младшего школьного возраста, выявить ...

ГЛАВА 1. Методика развития координационных способностей

1.1 Виды координационных способностей и задачи их развития

координация контроль урок

Цель развития координационных способностей состоит в оптимизации двигательной (в том числе координационной) подготовленности.

Общими задачами развития координационных способностей являются: систематическое освоение новых двигательных действий, совершенствование и адекватное применение их в различных условиях с целью всестороннего развития.

Выделяют специальные, специфические и общие координационные способности.

Специальные координационные способности — это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специфические координационные способности — возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию — на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений и др.

Общие координационные способности — это потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. [1]

Природной основой координационных способностей являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатома — физиологические особенности организма. К ним относят свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы, уровень развития отдельных анализаторов (сенсорных систем), особенности строения и функционирования нервно-мышечного аппарата, свойства продуктивности психических процессов (ощущения, восприятие, память, представления, внимание, мышление), темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др

Факторами, определяющими развитие координационных способностей, являются:

  • способность человека к точному анализу движений;
  • деятельность анализаторов, и особенно, двигательного;
  • сложность двигательного задания;
  • уровень развития других двигательных способностей;
  • смелость и решительность;
  • возраст;
  • уровень общей подготовленности занимающихся. [4, с 14]

1.2 Основные методы и приемы развития координационных способностей

При воспитании координационных способностей используются следующие методические подходы.

1) Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

15 стр., 7105 слов

Развитие экологического движения в России и в современном мире

... политике Одним из множества существующих социальных движений, способных противостоять глобальным проблемам современности, можно выделить экологическое движение, объединяющее всю общественную активность граждан, ... движения выступают идеи Римского клуба, который выделял переход к новой ступени общественного развития в рамках концепции «постиндустриального общества». Человек рассматривается как ...

2) Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

3) Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

4) Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

5) Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).

Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя).

Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.

Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры.

Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).

Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

  • а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;
  • б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп.

Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

  • стандартно-повторного упражнения;
  • вариативного упражнения;
  • игровой;
  • соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

4 стр., 1625 слов

Методические принципы физического воспитания и их реализации ...

... обобщения практического опыта. Таким образом, принцип доступности в практике физического воспитания студентов предусматривает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации. Уровень доступности заданий связан с необходимостью преодоления некоторой ...

1) строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

2) изменение исходных и конечных положений (бег из положениприседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);

3) изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

4) «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

5) выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

6) выполнение упражнений с исключением зрительного контроля в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации. [6, с135-137]

Методика совершенствования точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Эти способности основаны преимущественно на проприоцептивной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и восприятия имеют наибольшее значение для управления движениями (зрительные, слуховые, вестибулярные и др.).

Точность любого двигательного действия зависит как от чувствительности участвующих в управлении сенсорных систем, так и от способности человека осознанно воспринимать свои ощущения. Способность воспринимать и различать изменения в движениях (вплоть до минимальных) по пространственным и временным параметрам хорошо тренируема. Труднее воспринимаются величины мышечного напряжения.

В каждом виде физических упражнений и виде спорта мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. В процессе тренировки вырабатываются специализированные восприятия, получившие наименования: «чувство дистанции» — у фехтовальщиков и боксеров; «чувство времени» — у бегунов, пловцов, конькобежцев; «чувство мяча» — у волейболистов, баскетболистов и др. Из этого следует, что пространственная, временная и силовая точность движений связана с тонкостью специализированных восприятий и их совершенствованием.

17 стр., 8423 слов

По Педагогике «Роль пальчиковых игр и упражнения для развития ...

... дошкольников через развитие мелкой моторики рук 1.1. Что такое «Игры с пальчиками?» Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения ... работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения ... кисть, тем лучше ...

Способность к точному выполнению движений развивают, прежде всего, посредством применения общеподготовительных упражнений при систематическом повышении их координационной сложности. Их примером могут быть задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений и положений рук, ног, туловища при выполнении общеразвивающих упражнений без предметов, ходьба или бег на заданное время; упражнения на точность оценки пространственных параметров дальности прыжка с места или разбега, дальность метаний и др.

Более высокий уровень координации движений достигается специальными упражнениями на соразмерность движений в задаваемых пределах времени, пространства и мышечных усилий. В качестве методов используют следующие:

  • метод многократного выполнения упражнения с последующим измерением точности по времени, пространству и мышечному усилию с установкой на запоминание показателей и последующей самооценкой занимающимися мер времени, пространства и усилий и воспроизведением их по заданиям;
  • метод «контрастных заданий»;
  • метод «сближаемых заданий».

Все указанные методы основываются на сличении занимающимися объективной срочной информации о параметрах выполненных движений, полученной посредством технических средств, со своими субъективными ощущениями движений и внесении в них соответствующих коррекций. Осознание различий субъективных ощущений с объективными данными при неоднократном повторении упражнения повышает сенсорную чувствительность, благодаря чему и создаются возможности для более точного управления движениями.

Задания на точность дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров — наиболее трудные для освоения. Поэтому их рациональнее применять по методике контрастных заданий или сближаемых заданий.

Суть метода «контрастного задания» состоит в чередовании упражнений, резко отличающихся по какому-либо параметру. Например, по пространственному параметру: чередование бросков мяча в кольцо с 6 и 4м, с 4 и 2м; прыжки в длину с места на максимальное расстояние и на половину его; принятие руками положения угла 90 и 45° и т.п. По указанной методике требуется относительно грубая точность дифференцирования.

Что касается методики «сближаемых заданий», то здесь необходимо тонкое дифференцирование. Примеры: принятие руками положения угла 90 и 75°, 90 и 80° и т.п.; прыжки в длину с места (с открытыми и закрытыми глазами) на 140 и 170 см, 140 и 160 см и др.

Однако ряд видов профессиональной деятельности и видов спорта требует не только пространственной точности движений, но и высокоразвитого «чувства пространства» — способности верно оценивать пространственные условия действия (расстояние до цели, размеры препятствий, дистанцию при взаимодействиях спортсменов в играх, единоборствах и др.) и точно соразмерять с ними действия.

Для развития «чувства пространства» эффективны описанные выше методы «контрастного задания» и «сближаемого задания». Примерами их применения могут быть практикуемые в спортивных играх упражнения с точно заданным варьированием игровых дистанций — дистанций передачи мяча, шайбы, завершающих ударов по воротам, бросков мяча в кольцо.

Совершенствование пространственной точности движений, выполняемых в относительно стандартных условиях (упражнения спортивной гимнастики, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), осуществляется главным образом по таким методическим направлениям:

  • а) совершенствование точности воспроизведения заданных (эталонных) параметров движений, соответствующих требованиям рациональной техники спортивно-технического мастерства. Применяются задания с установкой: точно и возможно стандартно воспроизвести эталонные параметры амплитуды, направления движений или положения тела. При этом ставится задача по достижению стабильности эталонных параметров движений;

— б) совершенствование точности выполняемых движений в соответствии с заданными изменениями параметров. Например, увеличить амплитуду маха на определенное число градусов при размахиваниях на брусьях или высоту взлета перед исполнением сальто. Эти задания носят дифференцированный характер.

Силовая точность движений предполагает развитие способностей оценивать и дифференцировать степень мышечных напряжений различными группами мышц и в различных Движениях. В качестве средств используются упражнения с различными отягощениями, упражнения на снарядах с тензометрическими установками, изометрические напряжения, развиваемые на кистевом динамометре, и др.

Для совершенствования способности управлять мышечными усилиями применяют задания по неоднократному воспроизведению определенной величины мышечного усилия или ее изменения с установкой минимально увеличивать или уменьшать усилие в повторных попытках. Размеры отклонений (ошибок) при воспроизведении заданных параметров характеризуют степень силовой точности.

Временная точность движений зависит от развития «чувства времени». Чувствовать время — это значит быть способным тонко воспринимать временные параметры, что создает возможность распределять свои действия в строго заданное время. Для совершенствования временной точности движений применяют задания по оценке макроинтервалов времени — 5, 10, 20 с (пользуясь для проверки секундомером) и микроинтервалов времени — 1; 0,5; 0,3; 0,2; 0,1 с и др. (пользуясь электронным прибором).

Способность воспринимать микроинтервалы времени возможно развить в процессе специальной тренировки до очень высокой степени — до 1 мсек (одной тысячной доли секунды).

Это установлено в специальном эксперименте с квалифицированными футболистами и бегунами-спринтерами.

Для разных типов равновесий используются следующие методические приемы:

а) для позностатического равновесия:

  • удлинение времени сохранения позы;
  • исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;
  • уменьшение площади опоры;
  • увеличение высоты опорной поверхности;
  • введение неустойчивой опоры;
  • введение сопутствующих движений;
  • создание противодействия (парные движения);

б) для динамического равновесия:

  • упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);
  • упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь — качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры).

[6, с 137-140]

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Общая установка при занятиях «на координацию» должна исходить из следующих положений:

  • а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;
  • б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо;
  • в) в структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части;
  • г) интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;
  • д) воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей. [6, с 142]

1.3 Особенности развития координационных способностей у людей разного возраста/пола

Координационные способности человека очень разнообразны и специфичны. Поэтому и динамика их развития в онтогенезе имеет своеобразный для каждого возраста характер.

В.И. Лях и группа отечественных ученых анализировали 35 показателей, характеризующих особенности развития различных специальных и специфических КС детей от 7 до 17 лет. Кроме того, они проанализировали исследования зарубежных ученых. В результате исследования выяснили, что одни показатели КС за период обучения возрастают на 20-30%, а другиеувеличиваютсяболеечемна600-1000%.

Установили, что в разные возрастные периоды, развитие КС протекает разновременно и разнонаправлено. Однако наиболее интенсивно показатели разных КС нарастают с 7 до 11-12 лет. Авторы единогласны, что в названные возрастные периоды существуют особенно благоприятные психически-интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для быстрого развития и совершенствования КС.

Начиная со второй половины среднего школьного возраста различные КС изменяются противоречиво. Так, у мальчиков 12-13 лет увеличиваются абсолютные показатели КС в циклических, ациклических, баллистических локомоциях (вероятно, это связано с параллельным ростом кондиционных способностей).

Способность к ориентированию в пространстве наблюдается с 13 до 16 лет (особенно у мальчиков).

Способность к равновесию имеет сенситивные периоды у девочек до 13, а мальчики до 14 лет. После 11 лет у девочек и 13 лет у мальчиков темпы роста способности к ритму резко замедляются вплоть до студенческого возраста. Способность к перестроению двигательных действий у девочек после 11-12 лет уменьшается. У мальчиков же эта способность медленно улучшается в течение всего времени обучения. В отличие от других, способность к расслаблению мышц у мальчиков с 7 до 10 лет существенно не изменяется. Наиболее резкое улучшение выявилось с 10 до 11 лет. Затем, с 12 до 14 лет происходит некоторая стабилизация данного показателя, который вновь улучшается с 14 до 15 лет. У девочек наблюдали аналогичные изменения данной способности. К 15 годам способность расслаблять мышцы у юношей и девушек достигает уровня взрослого человека. Быстрота реагирования в простых и сложных условиях прогрессирует к 13 годам у девочек и к 14 у мальчиков. Необходимо отметить, что во все периоды школьного возраста, и девочки и мальчики имеют индивидуальные особенности в уровне развития КС. Особенно впечатляют те дети, которые показывают результаты намного превышающие результаты сверстников и даже спортсменов. Как утверждают ученые, это говорит о значительной обусловленности наследственных факторов. В уровне развития координационных способностей, в отличие от силы, быстроты и выносливости, одаренные дети практически не уступают взрослым людям.

Таким образом, разные проявления координационных способностей имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития. Тем не менее, наиболее высокие темпы их естественного прироста приходятся на препубертатный возраст. В подростковом возрасте координационные возможности существенно ухудшаются, а в дальнейшем — сначала стабилизируются, а с 40-50 лет начинают ухудшаться. [5]

Таким образом, способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. И именно этот возрастной период является сенситивным для целенаправленного развития координационных способностей. [6, с 132]

1.4 Тесты для контроля за координационными способностями учащихся общеобразовательной школы.

1) варианты челночного бега Зх10 м или 4х10 м из и.п. лицом и спиной вперед; учитывают время, а также разницу во времени выполнения этих вариантов; в первом случае оценивают абсолютный показатель КС применительно к бегу, во втором — относительный;

2) прыжки в длину с места из и.п. спиной и боком (правым, левым) к месту приземления; определяют также частное от деления длины прыжка из и.п. спиной вперед к длине прыжка из и.п. лицом вперед; чем ближе это число к единице, тем выше КС применительно к прыжковым упражнениям;

3) подскоки из и.п. стоя на возвышении (например, на скамейке высотой 50 см и шириной 20 см) и на полу; вычисляют разность высот подскоков из этих и.п.;

4) три кувырка вперед из и.п. о.с. на время выполнения; определяют также точное время выполнения этого же теста с установкой сделать кувырки в два раза медленнее, учитывают допущенные при этом ошибки; для подготовленных детей, например, юных акробатов предусмотрены также три кувырка назад с подсчетом разницы во времени выполнения этих заданий;

5) метание предметов (например, теннисных мячей из и.п. сед ноги врозь из-за головы) ведущей и неведущей рукой на дальность; определяют КС применительно к движению предмета по баллистическим траекториям с акцентом на силу и дальность метания;

6) метание всевозможных предметов на точность попадания в цель; например, теннисного мяча в концентрические круги и другие мишени с расстояния 25-50 % от максимальной дальности метания отдельно для каждой руки; определяют КС применительно к метательным двигательным действиям с установкой на меткость, а также способность к дифференцированию пространственно-силовых параметров движений;

7) бег (например, на 10 м) с изменением направления движения и обеганием трех стоек только с. правой и только с левой стороны; то же, но контрольное испытание выполняется с ведением мяча только правой и только левой рукой (ногой) или ведение мяча (шайбы) клюшкой, а также учитывается разность во времени выполнения этих заданий. С помощью этих тестов оценивают КС применительно к спортивно-игровой двигательной деятельности и способность к приспособлению;

8) специально разработанные подвижные игры-тесты: «Пятнашки», «Охотники и утки», «Борьба за мяч» — для комплексной оценки общих координационных способностей. [2, с20]

ГЛАВА 2 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

2.1 План-конспект урока ФК для 5-го класса, направленный на развитие координационных способностей

Раздел: «Гимнастика с элементами акробатики»

Место проведения: спортивный зал

Задачи урока: 1) Обучить технике выполнения кувырка назад

2) Совершенствовать технику выполнения упражнения на бревне.

3) Содействовать развитию координационных способностей, формировать правильную осанку

4) Содействовать воспитанию смелости, дисциплинированности, эстетического чувства.

Инвентарь: гимнастические палки, гимнастическое бревно. Гимнастические маты, кегли, повязка на глаза.

Частные задачи

Содержание урока

Дози

ровка

Организационно-методические указания

1 Подготовительная часть (10′)

1Организовать учащихся, настроить на работу на уроке.

— Построение.

— Сообщение задач урока.

30 сек

30 сек

Отметить присутствующих, проверить внешний вид занимающихся.

2 Подготовить организм занимающихся к основной части урока

Разновидности ходьбы:

— обычным шагом

— приставным шагом

— выпадами

— на носках, на пятках

— шагом польки

Разновидности бега:

— обычный бег

— бег с изменением направления (по диагонали, «змейкой»)

— бег вперед спиной

Комплекс ОРУ с гимнастической палкой

1мин

2мин

6 мин

Следить за правильной осанкой, изменять положение рук.

Следить за правильным дыханием, соблюдением дистанции.

Следить за техникой выполнения, обращать внимание на синхронность и правильную очередность движений.

2 Основная часть (30 мин)

1Обучить технике выполнения кувырка назад

-группировка из положения лежа на спине

-группировка из положения седа

-перекаты вперед — назад в группировке

— из упора присев перекат назад в группировке;

-постановка рук у плеч после переката в группировке;

— после переката в группировке зафиксировать стойку на лопатках.

— Из стойки на лопатках, опустить прямые ноги за голову. Руки поставить на пол ладонями.

— Кувырок назад в упор, стоя на коленях.

— Кувырок назад в упор присев

10 мин

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

2 мин

3 мин

Руки на середине голени, спина круглая.

Колени подтянуты к плечам, голова к груди.

Проверить правильную постановку рук.

Спина прямая, При возвращении в и.п. также взять группировку.

Вес тела переносить на руки.

Со страховкой, затем самостоятельно

Со страховкой, затем самостоятельно

Совершенствовать технику упражнений на гимнастическом бревне

Упражнения на гимнастическом бревне:

-ходьба на носках;

-шаги польки;

-то же с поворотами кругом;

-равновесие на одной ноге с наклоном туловища вперед;

-упор присев, полушпагат;

-соскок (прогнувшись, с толчком ног из стойки поперек).

10 мин

Следить за осанкой, положением рук. При соскоке страховать, стоя сбоку.

Соскок выполняется на мат.

Учитель страхует того, кто находится на бревне, в то время как остальные занимающиеся выполняют подводящие упражнения (по линии на полу)

Способствовать развитию координационных способностей, скоростных способностей. Формировать устойчивый интерес к занятиям ФК.

Игра «Третий лишний»

Игроки делятся на пары и выстраиваются по кругу таким образом, чтобы один из пары стоял за спиной напарника. Выбираются 2 водящих. Они находятся за кругом на расстоянии 1-2 м друг от друга. По сигналу один водящий убегает, второй его догоняет. Когда они пробегут 1 круг, то убегающий имеет право встать впереди любой из пар. Игрок, стоящий третьим, становится убегающим. Если произошло осаливание, то водящие меняются ролями.

10 мин

Через круг можно прыгать на одной ноге.

Нельзя вставать в пару, если не преодолен 1 круг.

Нельзя цеплять за одежду игроков во время бега.

Игра проводится без остановки отведенное время.

Отмечаются самые быстрые и ловкие игроки и те, кого ни разу не осалили.

3 Заключительная часть (5 мин)

1 Совершенствовать координационные способности (умение ориентироваться в пространстве).

Восстановить организм после нагрузки.

2 Стимулировать занимающихся к дальнейшим занятиям ФК

Игра «Извилистой тропой»

Играющие делятся на 2 команды и выстраиваются в колонны у линии старта.

Напротив каждой команды расставляют 6- кегель на равном расстоянии друг от друга. Игрокам завязывают глаза. По сигналу стартуют первые игроки. Они перемещаются «змейкой» вокруг кегель, стараясь не уронить их.

Когда первый проходит дистанцию, стартуют остальные игроки по очереди.

Построение, подведение итогов урока

Домашнее задание

4 мин

30 сек

30 сек

Нельзя стартовать раньше сигнала, нельзя подсматривать. Если игрок уронил кеглю, команде присуждается 1 штрафное очко.

Побеждает команда, которая набрала меньше штрафных очков.

Делать акцент на успехах занимающихся.

Итого:

45 мин

Вывод: в ходе урока решаются все основные задачи по развитию координационных способностей в сочетании с другими двигательными качествами. (Моторная координация, статическое и динамическое равновесие, умение ориентироваться в пространстве, временная точность движений, и т.д.).

Заключение

Таким образом, в ходе работы проведен анализ научно-методической литературы по развитию координационных способностей, определена структура и классификация КС, выявлена их важнейшая роль в подготовке организма к развитию других физических качеств. Определены наиболее информативные тесты для оценки уровня их развития у учашихся общеобразовательной школы.

Выявлены эффективные методы и средства развития координационных способностей. Для этого применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Они должны:

  • иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающихся,
  • содержать элементы новизны, необычности,

— отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью способностей происходит на основе развития точности дифференцирования направления, амплитуды, времени, темпа и скорости движений, интенсивности мышечных усилий. Способность тонко дифференцировать отдельные признаки движений во многом зависит от степени развития у человека зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений.

Также, в ходе работы разработан план-конспект урока физической культуры для 5-го класса, решающий все основные задачи по развитию координационных способностей в сочетании с другими физическими качествами.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/osnovyi-vospitaniya-koordinatsionnyih-sposobnostey/

1 Координационные способности [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.fizkult-ura.ru/physical_kachestva/81

2 Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В. И. Лях. — учеб. изд. — М. : АСТ, 1998, — 272 с.

3 Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания) : учебник для ин-тов физкультуры / Л.П. Матвеев .— М. : Физкультура и спорт, 1991 .— 543с.

4 Минаева, Н. А. Педагогическая характеристика проявления координационных способностей гимнастов : Гимнастика / Н. А. Минаева — М.: Физическая культура и спорт, 2004. — Вып.1.

5 Понятие о физических качествах [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://sport-health.com.ua/read-teoriya_sporta-fizicheskie_kachestva.html

6 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2001 .— 479с.