«Совершенствование форм и методов воспитания школьников»

а :

Беляева Ольга Васильевна,

технологии

М А ОУ СШ №10

г. Володарск

2020 год

Содержание, Введение., Растить детей не легче, чем управлять государством. Дети, что цветы — уход любят., Народная мудрость

Воспитание — для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение передача на­копленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколе­нию. Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого не­мыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий веч­ных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы… в за­висимости от типа культуры (первобытно общинной, античной, средневековой, нововременной, современной).

К.Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принад­лежит к области разумной и сознательной деятельности челове­ка, самое понятие воспитания есть создание истории, в приро­де его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключи­тельно на развитие сознания в человеке: каким же образам мо­жет она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуман­ности плана?»

Воспитательный процесс — самая обширная область изучения в педагогической сфере. Довольно наглядна широта распространения этого явления в практике. Несмотря на то, что в данный момент воспитание, как предмет теории — изучено подробно, тщательно, качественно, то применение этих знаний на практике и создание каких-либо воспитательных систем остается проблемой в сфере образования. Считается, что сегодня современное воспитание направленно на формирование культуры личности школьника, на его общечеловеческие ценности, их формирование, поведение, стиль жизни. Значит, есть резкая необходимость в тщательной проработке воспитательной системы в практике.

Утверждение определенной концепции воспитания в стране определяется конкретными факторами. Известно, что в прошлом веке, в России эти факторы резко изменились. В стране происходит становление демократического общества. Что влечет за собой создание новых образовательных и воспитательных систем, которые вполне обоснованы и значительны. Происходит смена авторитарной образовательной парадигмы, которая была подвергнута критике, а это предполагает новое содержания воспитания, другие подходы и отношения, иной педагогический менталитет.

5 стр., 2408 слов

Социальная педагогика» : «Социальное воспитание в различных воспитательных ...

... в процессе социального воспитания. Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий ... общества. В процессе стихийной социализации воспитательная организация как всякая социально-психологическая общность влияет на входящих в нее людей в ходе реальной практики взаимодействия ее членов, которая по ...

Тема воспитания актуальна как раньше, так и сейчас, потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократически характеристики, экономические возможности, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Целью моего исследования является:

Предметом исследования являются

Согласно цели и предмета исследования, были установлены следующие задачи:

— изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и школьной практике;

— выявить эффективные формы и методы воспитания в школе.

— анализировать уровень воспитания современных школьников, выявить проблемы.

    1. Понятие термина «воспитание».

Воспитание является основной категорией педагогики. Человек воспитывается с самого рождения и практически до самой смерти. Сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса .

Вообще воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. В условиях доминирования марксисткой идеологии воспитание рассматривалась как средство подготовки активных и сознательных строителей коммунизма.

Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления представляется для исследователя наиболее значимым. Воспитание тесно связано с целым рядом психологических и педагогических понятий. Прежде всего такая связь объективно существует с понятием «формирование». Данный термин предполагает определенные изменения в человеке, это процесс, ведущий к завершенному результату, появлению физических и личностных новообразований в человеке. Какой бы аспект мы ни поставили во главу угла, определяя воспитание, во всех случаях присутствуют общие признаки, характеризующие это явление.

Во-первых, воспитание — это процесс, то есть динамическое явление, предполагающее конкретные качественные и количественные изменения в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.

Во-вторых, воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что воспитание всегда имеет целью достижение определенного результата, и он определяется прежде всего теми позитивными изменениями, которые происходят в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

В-третьих, воспитание имеет гуманистическую направленность, Она определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздействие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и «антивоспитание», при котором влияние окружающих формирует негативные, антигуманные черты.

8 стр., 3981 слов

Воспитание и формирование личности

... компонентами. 1. Воспитание и формирование личности воспитание личность семейное школьное Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале ... педагог. А.В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Решение названных задач в процессе воспитания ...

В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называет взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.

В современных условиях воспитание, все чаще, рассматривают как компонент социализации человека.

Социализация – это

Другими словами воспитан, значит социолизирован. Хотя данное утверждение можно оспорить, ведь воспитание в рамках семьи и воспитание в рамках коллектива (группы, класса и т.д) дает разный уровень социализации в целом. Это зависит напрямую и от самого человека ( в нашем случае школьника).

Современная педагогическая реальность отличается множественностью подходов к пониманию воспитания и воспитательного процесса, к организации педагогической деятельности в сфере воспитания. Знание этих подходов необходимо как педагогу-исследователю, так и педагогу-практику — ведь деятельность и того, и другого должна быть в первую очередь концептуальной, методологически и теоретически обоснованной.

В рамках традиционной парадигмы разрабатываются главным образом концепции «жесткого» педагогического управления. Это означает, что первоочередное внимание уделяется проблемам воздействия педагога на воспитанника, т.е. исследуется главным образом лишь одна сторона педагогического взаимодействия. Деятельность педагога рассматривается как определяющая, ведущая (авторитарная), а деятельность воспитанника — как ответная реакция на действия педагога.

Примером традиционной концепции воспитания может служить системно-ролевая теория формирования личности ребенка (Н. М. Таланчук).

Автор этой концепции исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества, выполняет определенные социальные роли (супружескую, родительскую, профессионально-трудовую, коммуникативную, патриотическую, нравственную, целеутверждающую, роль субъекта творчества).

Осваивая систему социальных ролей, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью в различных ее аспектах — семьянином, профессионалом, гражданином. В рамках данной концепции воспитание рассматривается как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей, а цель воспитания видится в формировании личности, готовой и способной выполнять систему таких ролей. При этом каждой социальной роли соответствует определенная задача воспитания и самовоспитания: родительской — формирование педагогической культуры, профессиональнотрудовой — формирование профессиональных знаний, умений, навыков и трудолюбия, целеутверждающей — формирование умений и способностей ставить жизненные цели и достигать их. Для решения этих задач используются преимущественно традиционные «формирующие» методы. Гуманистическая парадигма ориентирована на максимально полное раскрытие человеческой «самости», индивидуальности. Внимание педагога акцентировано в первую очередь на реализации личностных функций воспитанника, на приобретении им внутреннего опыта. При этом жизненный путь каждого ребенка рассматривается как уникальный. В соответствии с этим воспитательная деятельность понимается как помощь ребенку в проживании им собственной жизни с неповторимым набором событий, дел, поступков, переживаний.

15 стр., 7159 слов

Воспитание личности младшего школьника в коллективе

... воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом. В.А. Сухомлинский в основу своей воспитательной системы творческого развития личности положил идею направленного развития у ребенка ... "коллектив" и какой коллектив выступает фактором развития и воспитания учащихся. Коллектив (лат. kollectvus - собирательный) представляет социальную общность людей, объединенных ...

Гуманистические концепции воспитания базируются на теории педоцентризма, согласно которой ребенок составляет центр воспитания и его главную цель. Одна из гуманистических концепций воспитания — концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О. С. Газман).

Автор концепции исходит из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации. Особое значение он придает процессу индивидуализации — того, что делает человека неповторимым, уникальным. Большое внимание О. С. Газман уделяет понятию педагогической поддержки, которую он понимает как превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Будучи приверженцем гуманистических идей, О. С. Газман советует воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила:

1) ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

2) самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка; 3) всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

4) все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;

5) не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

6) дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур;

7) не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

8) доверяя — не проверяй;

9) признавай право на ошибку и не суди за нее;

10) умей признать свою ошибку;

11) защищая ребенка, учи его защищаться.

В гуманитарной парадигме термины «гуманистический», «гуманизация» применяются прежде всего для характеристики взаимоотношений между субъектами воспитания, их отношений к окружающему миру. Уважительные, добрые и внимательные отношения между педагогом и детьми, детей друг к другу, другим людям, природе, миру в целом, терпимость к иному мнению, иной точке зрения создают комфортные условия для становления человека. Гуманитарная парадигма базируется на философии экзистенциализма, рассматривающей проблемы воспитания через призму проблем бытия человека. В ее рамках успешно применяются системный, антропологический, синергетический и другие научные подходы.

В рамках гуманитарной парадигмы разработана концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Н. Е. Щуркова), которая понимается как бытие человека, руководствующегося в отношении к миру стремлением к истине, добру и красоте. Воспитание определяется как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. В качестве основополагающих принципов, лежащих в основе воспитания, Н. Е. Щуркова называет следующие: 1) принцип ориентации на ценности и ценностные отношения, предписывающий педагогу обнаруживать за событиями, действиями, словами, поступками, а также за предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

16 стр., 7519 слов

Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

... выявление детско-родительских отношений, Провести экспериментальное исследование, сформулировать выводы Глава 1. Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений и их влияния на личность ребенка 1.1 Детско-родительские отношения в психологии Первыми наставниками в жизни каждого человека являются ...

2) принцип субъектности, согласно которому педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно, — иначе говоря, быть субъектом собственной жизни;

3) принцип целостности, предписывающий педагогу целостность, полифоничность влияний на воспитанника, необходимость апеллировать к отношению как ключевому объекту внимания педагога, учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира.

В гуманитарной парадигме акцент смещается с «самости» человека на его взаимодействие с миром, приобретение опыта проживания и переживания ценностных отношений, включение его в мир культуры.

Открытость к восприятию нового, необычного, парадоксального, способность воспринимать и реализовывать нестандартные идеи, диалогически воспринимать педагогическую реальность является необходимым условием успешного развития теории и практики гуманитарного воспитания и самого педагога-воспитателя

1.2 Воспитание в современной школе

«Современная школа»

В современной школе воспитание — это процесс целенаправленного воздействия воспитателя на ученика с целью формирования у него совести, чести, человечности, правдивости и других черт характера, которые будут определять личность школьника как будущего сознательного гражданина Российской Федерации.

Воспитание как педагогическая деятельность — это организация среды и создание оптимальных условий для самовоспитания ребенка.

В теории воспитания принято говорить о воспитательном процессе, который включает в себя процесс воспитательного воздействия, процесс принятия его личностью и возникающий при этом процесс самовоспитания.

Понятие воспитательная работа отражает процессуально сторону воспитательной деятельности — деятельность учителей, классных руководителей, родителей по осуществлению формирования определенных черт личности воспитанников, с учетом конкретных условий ее функционирования (возраст учащихся, регион и др.) и характеризует непосредственное планирование, организацию и проведение тех или иных воспитательных мероприятий в конкретном учебном заведении, классе.

Воспитательной системой является упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих теоретически в наиболее обобщенном виде составляющие воспитательной работы (педагогической деятельности) на данном этапе развития школы и педагогической науки.

Анализ теории и практики позволяет определить понятие воспитательной системы школы (класса) как способ/уклад жизни ученического коллектива, все стороны/компоненты которого соответствуют определенной цели и обеспечивают в процессе своего функционирования достижения заданного результата — определение границ развития и нравственных качеств личности.

14 стр., 6852 слов

Кружковая работа младших школьников как форма внеурочной деятельности ...

... школы. Структура исследовательской работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Организация внеурочной деятельности младших школьников Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), ...

Воспитательную работу осуществляют в школе все: директор, завучи, учителя, руководители кружков, но в большей степени классный руководитель.

1.3 Сущность и содержание воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. Он ставит те же воспитательные цели, что и все педагоги — формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека. Но основой его работы является индивидуальное формирование каждого воспитанника как личности, способной строить свою жизнь. Классный руководитель, в отличие от всех педагогов, озабочен духовным обогащением и взращиванием личности, другие педагоги имеют цели частные и тактические, так как все, что они делают как профессионалы, касается оснащения учащегося средствами жизни — умениями, знаниями, навыками, привычками, предметными способностями. Классное руководство слагается из работы по организации жизнедеятельности учащихся, наполненной постоянным решением проблем жизни человека и личных проблем воспитанников .

Работа классного руководителя — целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строится на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностноориентированного подхода, с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, и ситуации в коллективе группы, этнических, межконфессиональных отношений. Принимается во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфика семейных обстоятельств. Классное руководство слагается из работы по организации жизнедеятельности учащихся, наполненной постоянным решением проблем жизни человека и личных проблем воспитанников.

Теория воспитания, методика воспитательной работы оперируют понятиями, содержание которых определяет направления деятельности классного руководителя, сущность его работы. Среди них основными понятиями являются: воспитательная работа, форма воспитательной работы, типы форм воспитательной работы и их классификации.

Раскроем эти понятия.

В широком смысле воспитательная работа — это воздействие педагога на ученика в рамках реализации его профессиональных функций.

Таким образом, воспитательная работа включает в себя: осуществление комплекса организационных и педагогических задач, которые решаются педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика; отбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации.

«Любая воспитательная работа, — утверждает Н.М. Таланчук, — должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, то есть обязанности, виды деятельности, которые выполняются в процессе формирования личности и ученического коллектива».

В воспитательной работе следует выделить три группы функций.

Первая группа связана с непосредственным влиянием педагога на ученика, а именно:

  • изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения и интересов;
  • программирование воспитательных воздействий;
  • реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;
  • анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитательной среды:

6 стр., 2727 слов

Формы экологического воспитания дошкольников

... дошкольников; 2) рассмотреть формы проведения занятий экологического воспитания в ДОУ; 3) определить формы и методы экологического воспитания дошкольников в повседневной жизни. Объект исследования: экологическое воспитание дошкольников. Предмет исследования: работа на занятиях и в повседневной жизни по экологическому воспитанию старших дошкольников. Гипотеза: экологическое воспитание дошкольников ...

  • сплочение коллектива;
  • формирование благоприятной эмоциональной атмосферы в классе;
  • включение учащихся в различные виды деятельности;
  • развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию воздействий различных субъектов социальных отношений на школьника:

  • социальная помощь семье;
  • взаимодействие с педагогическим коллективом;
  • нейтрализация негативных воздействий социума;
  • взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

Воспитательную работу классного руководителя не следует отождествлять с внеклассной работой, которую проводит учитель-предметник.

Внеклассная работа является составной частью учебно-воспитательной работы школы, одной из форм организации досуга учащихся, проведение социально-педагогической работы с ними в рамках изучения учебного предмета или образовательной области. Несмотря на сходство отдельных подходов и форм, воспитательная и внеклассная работа имеют разные цели и задачи.

Содержание воспитательной работы — это комплекс идей, примеров, фактов, использованием которых в учебно-воспитательном процессе достигаются конкретные цели и задачи. Содержание реализуется через различные формы: уроки (памяти, доброты, милосердия), беседы, диспуты, ученические собрания, линейки и др., индивидуальную, групповую и массовую формы работы.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы обозначила основные приоритетные направления реформирования воспитания. Итак, содержание воспитательной работы в школе предполагает:

  • формирование национального сознания, любви к родной земле, своему народу, желание работать ради процветания государства, готовности его защищать;
  • обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщины-матери, культуре и истории родного народа;
  • формирование высокой языковой культуры, овладения русским языком;
  • привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих Российскую Федерацию;
  • воспитание духовной культуры личности;
  • создание условий для свободного выбора ею своей мировоззренческой позиции;

— утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма, доброты, трудолюбия и других добродетелей;

  • формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина;
  • обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи, охраны и укрепления их здоровья;
  • воспитание уважения к Конституции, законодательству РФ, государственной символики;
  • формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, прав человека и его гражданской ответственностью;
  • обеспечение высокой художественно-эстетической образованности и воспитанности личности;
  • формирование экологической культуры человека, гармонии его отношений с природой;
  • развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий их самореализации;
  • формирование у детей и молодежи умения межличностного общения и подготовка их к жизни в условиях рыночных отношений.
    16 стр., 7576 слов

    Формы воспитательной работы

    ... М.И. Рожков, Е.В. Титова) мы полагаем, что сущностными признаками формы воспитательной работы являются: участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно ... экскурсия, экспедиция). Предложенная нами классификация форм воспитательной работы не является бесспорной, однако она определяет в качестве источников форм коллективной деятельности детей основные коллективные занятия ...

    1.4.

Формы воспитательной работы и их классификация

Воспитательная деятельность классного руководителя извне проявляется именно через комплекс мероприятий — формы воспитательной работы.

Часто в педагогической практике воспитателем неправильно осознается сущность форм воспитательной работы, их отождествляют с методами.

Однако метод в переводе с греческого означает путь к чему-либо, способ познания, исследования. Методы воспитания — это пути, способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью достижения в них заданных качеств.

Тогда как форма (от лат. forma — внешний вид, внешнее очертание, определенный, устойчивый порядок) является внешним выражением метода. Отсюда формой воспитания является внешняя сторона организации воспитательной работы, связанной с количеством тех, на которых направляют воспитательное воздействие, временем, местом и порядком его осуществления.

Формы организации воспитания определяют определенный вид занятия и предстают как воспитательные меры, воплощающие в себе содержание воспитательной деятельности: информационные сообщения, классные часы, беседы за «круглым столом», диспуты, устные журналы, коллективные творческие дела, конкурсы, читательские конференции, кружки, тематические вечера, дискотеки, недели науки и культуры, праздники народного календаря, клубы и объединения по интересам и т.д.

Как считает В.С. Безрукова, педагогическая форма — это завершенная педагогическая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

В обще — педагогическом понимании форма воспитательной работы — это устоявшийся порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических) совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

Для того, чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить какое место это понятие занимает в педагогическом процессе и каковы его функции.

Первая функция форм воспитательной работы — организационная, поскольку любая форма воспитательной работы предусматривает решение организационных задач.

В роли организатора может выступать как педагог-воспитатель, так и ученики.

Организация мероприятия отражает определенную логику действий, взаимодействия участников.

Существуют обобщенные методы (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины и т.п.).

Их проведение предполагает прохождение ряда стадий, этапов организационной деятельности.

Но организационная не единственная функция форм.

Вторая функция формы — регулирующая. Использование различных форм позволяет регулировать как отношения между педагогами и учениками, так и между учениками.

31 стр., 15066 слов

Планирование воспитательно — образовательной деятельности ...

... воспитательно-образовательной работы с детьми как направление методической работы дошкольной образовательной организации. Объект исследования : планирование как один из этапов методической работы в детском саду Предмет исследования : п ланирование воспитательно-образовательной деятельности с детьми в ...

Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Именно благодаря формам, в которых заранее закладывается необходимость взаимодействия участников, происходит формирование норм социальных отношений.

Функция — информационная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение ученикам суммы знаний, необходимых им в дальнейшей жизни в обществе, но и актуализацию тех знаний, которые они имеют, обращение к их опыту.

Таким образом, исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как основной компонент организации педагогического процесса.

Одна форма воспитательной работы отличается от другой благодаря определенным, присущим ей, свойствам. Ими могут быть: время подготовки и проведения, количество участников, условия и применяемые средства и др. При всем разнообразии форм воспитательной работы можно выделить их общие черты и подходы, и, следовательно, группировать их.

По сроку проведения все формы можно разделить на: кратковременные, длительные, традиционные, ситуативные.

Распознают формы по видам деятельности и выделяют — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной, эстетической деятельности и тому подобное. Наиболее ценными в наше время является использование комплексных форм воспитательной работы, в которых сочетается несколько видов деятельности. Например, этическая беседа «Как ты понимаешь прекрасное?», экономическая игра «Бюджет и хозяйство семьи», экскурсия в природу «Тропами партизанских действий» и другие.

По способу воздействия педагога на воспитанника различают следующие формы воспитательной работы: непосредственные и косвенные формы воспитательной работы. В последних формах воспитательное воздействие остается скрытым от учеников.

По субъектам организации классификации форм могут быть следующие:

  • организаторами воспитанников выступают педагоги, родители и другие взрослые;
  • деятельность организована на основе сотрудничества между взрослыми и воспитанниками;
  • инициатива и ее реализация принадлежит ученикам.

Понятно, что наиболее ценными являются такие формы, в которых инициатива и организация исходит из потребностей учащихся.

По количеству участников формы могут быть:

  • индивидуальные (воспитатель — воспитанник)
  • групповые (воспитатель — группа детей);
  • массовые (воспитатель — несколько групп, классов, параллель).

В качестве критерия здесь взято количество участников, задействованных в мероприятии. Индивидуальная форма — это работа с одним воспитанником; групповая — от 5-7 воспитанников до 25-40; массовая — количество воспитанников ограничено. Практика показывает, что эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На первый взгляд может показаться, что чем большее количество воспитанников участвует в мероприятии, тем ниже качество такой воспитательной работы. Вместе с тем, не следует забывать, что воспитание учащихся осуществляется в коллективе и через коллектив. Эта закономерность и делает достаточно эффективными групповые формы воспитательной работы.

Педагогическая теория и практика накопила опыт организации и проведения большого количества форм воспитательной работы. Это диспуты и дискуссии, познавательные вечера и творческие конкурсы, коллективные творческие дела, ролевые и деловые игры, беседы «за круглым столом», этические беседы и другие.

Довольно часто можно встретить деление форм воспитательной работы по степени новизны, это традиционные, нетрадиционные, инновационные, принятые, стереотипизированные и тому подобное. При этом не следует считать, что традиционные и устоявшиеся формы устарели и не слишком полезны для воспитания ученического коллектива. Здесь имеется в виду, что некоторые из форм воспитательной работы должны иметь проверенный практикой наиболее целесообразный порядок подготовки и проведения, что быстрее приводит к достижению поставленных воспитательных задач.

Каждая форма не повторяет друг друга, а только может быть похожа на нее и при этом совмещать в себе признаки различных приведенных выше классификаций (см. Рис. 1).

Не вызывает сомнения тот факт, что каждая классификация является весьма условной, она отражает лишь один из множества аспектов форм воспитательной работы.

Учитывая это, вызывает интерес классификация форм воспитательной работы Е.В. Титовой. Она выделяет три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе организованы классным руководителем для воспитанников с целью воспитательного воздействия на них.

Дела — это общая форма работы, в ней отражаются важные события, осуществленные и организованные членами коллектива на пользу и радость кого-либо, в том числе и каждого лично. Дела класса (общеклассные дела) могут быть самыми разнообразными : тематические классные часы (дважды в месяц); классные собрания (один раз в четверть); классные вечера, «огоньки», дни именинника; вечера и встречи вместе с родителями «Папа, мама и я — дружная семья» и другие.

Игры

  1

Рисунок 1. Классификация форм воспитательной работы

Видно, что предложенная Е.В. Титовой классификация отражает, во-первых, степень активности воспитанников в подготовке, организации и проведении той или иной формы воспитательной работы, а во-вторых, позволяет выделить разные цели такой деятельности.

Знание методов, приемов и средств воспитания, умение правильно их выбирать и использовать является признаком высокого мастерства педагога. Деятельность классного руководителя полна педагогического творчества и не может быть ограничена определенными рамками при выборе форм воспитательной работы.

Современный классный руководитель должен не только ориентироваться в широком спектре современных инновационных проектов, идей, направлений, разных моделей школ, но и иметь в своем арсенале эффективные воспитательные технологии.

2.1 Современный подход к внеклассной воспитательной работе. Новые формы внеклассной воспитательной работы.

Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20-30-е гг. В 60-е гг. появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т. д.).На рубеже 70-80-х гг. общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми. В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт. Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт социальных педагогов — специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями .

Какое же мировоззрение формирует сегодняшняя школа? Многие учителя честно ответят на это вопрос — никакое. Но так не должно быть. Человек растет, он должен ответить себе на вопрос: что есть хорошо и что есть плохо. Он поставлен перед необходимостью хоть в каком-то приближении понять, что такое жизнь, как она устроена и что ему в ней делать. Если сегодняшняя школа оставит на какое-то время формирование целостного устойчивого мировоззрения у ребенка, она просто предаст его.

Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания, классное руководство превратилось на формальность. Попытка свести воспитание к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики. В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого нужно общение, оно дает возможность получить и пережить широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения.

О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей» предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:

  • воспитание — это органическая часть целого, т.е. «образования личности», оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности;

  • процесс воспитания — это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов;

  • «Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности;

  • базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания;

  • идея жизненного самоопределения личности ученика становится основополагающей для гуманистической ориентации педагога;

  • участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным;

  • коллективная творческая деятельность — это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляемую общность детей и взрослых;

  • школа всегда часть общества, в школе рождается завтрашний день страны. Вот почему судьба школы — дело не одного только узкого круга специалистов по педагогике.

Семья закладывает фундамент личности, на школу падает главный труд по ее строительству, причем нередко приходится заниматься и укреплением и перестройкой самого фундамента. Один из главных аспектов мировоззрения воспитания — развитие у человека способности самостоятельно оценивать социальные явления. Эта способность необходима современной молодежи и как предпосылка социальной правильности ее поведения в обстановке ослабления традиционных форм общественного регулирования и контроля. Даже существенно повысив воспитательную отдачу обучения, школа не имеет права отказываться от воспитания как первичной и масштабной цели, достижение которой призвано поднять на новую качественную высоту отношение учителя к ученикам. Поэтому задача уже начальной школы: начинать воспитание культуры поведения и мышления, уважительного отношения к труду и старшим.

Труд подростков, направленный на организуемый школой не единственный способ привлечь к трудовой деятельности. Как показали социологические исследования, дети мало трудятся дома, и в этом направлении также необходимо работать школе. Дети мало читают, больше смотрят телевизор, проводят много времени в Интернет и социальных сетях, а это большая разница. Большое значение имеет такая организация профессиональной ориентации, которая на много бы увеличила трудовую отдачу каждого, повысила бы удовлетворенность трудом, поскольку только труд человека, который нашел себя, может стать творческим, принести уважение товарищей. Общественность может способствовать воспитательной деятельности семьи и школы в разных направлениях. Это развитие неформальных контактов с подростками, важно в этом случае, когда взрослые выступают перед детьми в роли образцов. В настоящее время, в период научно-технической революции, обновления общества, эффективно готовить молодежь к жизни может только та школа, которая воспитывает. Хочется закончить словам ректора Рязанского Педагогического университета Лиферова А.П.: «Чтобы стать центром сообщества (микрорайона) школа сама должна стать глобальным сообществом, где вклад каждого в общее дело, где отношения обучающихся и родителей к учебному процессу не потребительское, а конструктивное и творческое. Разработка концепции школы от ее общей миссии и портрета выпускника, до разработки планов, программ и требований к уроку, к оценке результатов — процесс длительный и непрерывный, поскольку требования жизни и новые наработки учителей вносят в него свои коррективы».

2.2 Развитие творческой личности во внешкольной воспитательной деятельности

Внеклассная воспитательная деятельность направлена на воспитание гармоничной личности. Эта деятельность основана на законах творчества, предусматривающих привлечение детей к реальному сотворчеству, интеллектуальному диалогу, гармонизации общения, успеху, возможности чувствовать себя свободно. Внеклассная деятельность способствует развитию независимого мышления, разработке приемов сотворчества и интеллектуальному напряжению, предусматривает экспериментирование детей, игры, гибкое и гармоничное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, самостоятельной и педагогически направленной.

Одна из особенностей внеклассной деятельности как педагогического процесса заключается в том, что ребенок не боится получить неудовлетворительную оценку. Опираясь на уникальность и неповторимость каждого ученика, педагог может развить полученные знания, превратить их в социальный опыт. Благодаря этому предотвращается функциональный подход к ребенку, фрагментарность в воспитании, интеллектуальные перегрузки.

Педагогический процесс во внеклассной деятельности способствует формированию у детей чувства собственной исключительности во время поисков и создания творческих идей. Деятельность педагога в этом процессе должна быть органично связана с деятельностью детей, их настроением и внутренним состоянием.

Эффективность педагогического процесса во время внешкольных мероприятий определяется появлением таких психических новообразований, как:

  • самостоятельная творческая активность;
  • умение сознательно и полезно использовать свое свободное время с целью гармоничного саморазвития;
  • повышение личностного статуса ребенка во внешкольном коллективе;
  • более широкий спектр нестандартного мышления;
  • раскрытие способностей ребенка.

Подростковый возраст — сенситивный период для развития специальных способностей. Для детей такого возраста характерны активное отношение к окружающей действительности, повышенная активность, готовность к действиям.

Детям этого возраста присущи конкретность и образность мышления, эмоциональность, быстрое изменение настроения. Недостаточность жизненного опыта и знаний компенсируется фантазией. Образность мышления, отсутствие стереотипа, эмоциональность, эстетическое отношение к окружающей действительности, — эти качества присущи всем школьникам и свидетельствуют о широком уровне творческих способностей возрастной категории в целом.

Именно на этом этапе начинают проявляться и специальные способности: музыкальные, литературные, организаторские, способности к художественно-театральной деятельности.

Специфика досуговой сферы обусловлена эмоциональной привлекательностью для школьников. В школьном возрасте раскрываются также литературные способности. Дети охотно составляют стихи, сказки, рассказы. Литературные произведения школьников несовершенны по содержанию и форме, однако они имеют большое значение для развития их психики в целом. Л.С. Выготский считал, что было бы несправедливо и неправильно рассматривать ребенка как писателя. Его литературное творчество, необходимо, прежде всего, для полного развертывания самого «Автора».

По мнению психологов Я. Коломенского, Е. Панька и других, после шести лет у детей развиваются музыкальные способности: ладовое чувство (способность эмоционально отзываться на музыку), тонко дифференцированное восприятие (слуховой компонент музыки), высоко развитое музыкально-ритмическое чувство (способность переживать музыку по помощью движений).

Чувство эмоциональной выразительности музыкального ритма и способность точно его чувствовать, по мнению Б. Теплова, становятся показателем музыкальных способностей. Детей с музыкальными способностями отличает умение передавать игровые образы, произвольность движений, инициатива.

В 10-12 лет зарождается способность к художественно-театральной деятельности. Сюжетно-ролевая игра, какую Л.С. Выготский назвал «девятым валом дошкольного воспитания», у школьников гармонично меняется увлечением кукольным театром, театром игрушек, инсценировкой сказок, басен, стихов.

Большинство школьников обнаруживают склонности к изобразительному искусству. Способности в виде деятельности проявляются в так называемой «остроте видения», в высоком уровне воображения.

В этом возрасте начинают развиваться организационные и конструктивно-технические способности. Организационные способности складываются и формируются в играх детей. Способности к конструктивной деятельности проявляются в умении легко устанавливать пространственные отношения между элементами предмета, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкций, в умении вносить изменения в решение конструктивно-технических задач.

Специальные способности, для развития которых средний школьный возраст наиболее сенситивный, могут быть реализованы в системе внешкольных заведений. Структура и содержание деятельности этих заведений имеют большие педагогические возможности для развития способностей.

Большинство детей этого возраста любят заниматься такими видами творчества, как рисование, составление стихов, сказок, пение, танцы, инсценировки.

Анализ современных средств и форм внеклассной деятельности для школьников свидетельствует о том, что они нацелены, прежде всего, на выявление и развитие лишь специальных способностей, которые возможны только при наличии природных задатков. Это такие формы, как концерты, выставки. Однако в формировании личности, способной к творчеству, не менее важным является вопрос развития общих способностей.

Главная особенность творческой личности — потребность в творчестве, которая становится жизненной необходимостью. Существенным для педагогики является понимание детского творчества как процесса усвоения материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством. Именно при таких условиях и формируются качества творческой личности. Ориентация в качествах творческой личности дает возможность своевременно выявить творческие способности, сосредоточить внимание на их развитии, предостеречь их от угасания.

Педагог И. Лернер доказал, что практически всех детей можно научить творчески мыслить. Он определил приемы нестандартного мышления, какие в то же время являются процессуальными чертами творческой личности:

  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
  • видение новой функции знакомого объекта;
  • видение новых проблем в знакомых ситуациях;
  • видение структуры объекта.

Если к этим чертам добавить еще и высокий уровень творческого воображения, умственные способности, развитую память, совершенное мышление, точность движений, то этот перечень и составит структуру общих способностей. Выявление и развитие общих способностей — актуальная проблема внеклассной работы, потому что, во-первых, достаточно развитые общие способности способствуют развитию специальных и дают возможность достичь значительных успехов в выполнении любой деятельности; во-вторых, развитие общих способностей значительно меньше зависит от природных факторов — задатков, так общие способности опираются на умственную деятельность. Итак, у всех детей с нормальным умственным развитием можно сформировать процессуальные черты творческой личности.

Заключение.

Проблему воспитания подрастающего поколения исследовали и философы, и психологи, и педагоги — ученые. Но и сейчас она актуальна. Работая над проблемой воспитания школьников я изучила психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрела сущность, содержание и основные понятия воспитания, а также характеристики подросткового возраста, раскрыла особенности воспитания в подростковом возрасте, изучила методы, формы и приемы воспитания школьников в учебной деятельности, сделала анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе. На современном этапе развития внешкольного образования крайне важно добиться внимательного отношения властных структур к проблемам развития и совершенствования сети внешкольных учебных заведений и в организации внеклассной воспитательной работы. Органам самоуправления, государственным администрациям разных уровней, управлению образования нужно создавать условия для обеспечения не только содержательного досуга детей, но и заботиться о предоставлении возможности самопознания, саморазвития, самореализации и самосовершенствования детей и молодежи путем развития сети творческих объединений (студий, кружков, клубов, творческих коллективов и т.д.); открытие новых заведений внешкольного образования; укрепление их материально-технической базы. Именно они помогают обществу активизировать деятельность по предупреждению детской безнадзорности, правонарушений, негативных проявлений в молодежной среде. Государственное регулирование организации свободного времени детей и молодежи требует глубокого системного реформирования с целью сохранения потенциала и приоритетных направлений внешкольного образования. Сегодня работу классного руководителя нельзя рассматривать по-старому, и участникам педагогического процесса необходимо осуществить первые и необходимые шаги к обновлению воспитательной работы школы. Формы работы могут быть разными — индивидуальной, групповой и фронтальной. Выбор конкретной формы обусловлен различными факторами: задачей воспитания, уровнем развития первичного коллектива, индивидуальными особенностями школьников, объективными обстоятельствами, конкретными педагогическими ситуациями и тому подобное. Современные дети нуждаются в разнообразной деятельности.

Чтобы воспитательное мероприятие было эффективным, и ученики осознали его идеи, важно почувствовать, определить степень их подготовленности к восприятию предлагаемых им моральных, правовых, эстетических и других норм, положений, понятий. Если они уже известны учащимся, учитывают их понимание, взгляды на них, чтобы внести необходимые коррективы.

Во внешкольной воспитательной работе, как и во внеклассной, используют массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания детей. В заведениях читают лекции о достижениях науки и техники, организуют встречи с деятелями науки, техники, искусства, проводят выставки детского творчества, олимпиады, смотры, конкурсы и др.

Групповые формы воспитательной работы сосредоточивают учеников на деятельности кружков, секций, клубов, студий и др. Индивидуальная форма работы предполагает выполнение школьниками творческих индивидуальных заданий, занятия по обучению игре на музыкальных инструментах, изобразительную деятельность в художественных школах и тому подобное. Требования к деятельности внешкольных учреждений вытекают из общих принципов организации внеклассной и внешкольной работы, предусматривающие органическую связь внешкольных учреждений с воспитательной деятельностью школы; согласованность действий с воспитательной работой детских и юношеских организаций, семьи и общественности; массовый охват детей при условии соблюдения добровольности на участие в кружках и секциях внешкольных учреждений; сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы; свободный выбор детьми характера творческой деятельности; стимулирование их активной творческой деятельности.

Завершая свое исследование, я могу сказать следующее: нравственное воспитание — непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Он направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения в социуме.

  1. Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 200 с.

  2. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей / О.С. Газман – Москва, — Педагогика, 1997 С. 45-52

  3. Григорьева Н. В. Метод проектов в воспитательной деятельности как средство развития креативной личности в Иркутском колледже экономики сервиса и туризма // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II./ Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 36-38

  4. Дереклеева Н. И.Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. – М., 2006.

  5. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Ресурсное обеспечение российского образования в условиях новых вызовов // В книге: Сценарии развития социальной сферы в условиях новых вызовов Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Тезисы докладов и выступлений. Научные редакторы: Егоров Е.В., Ломанов П.Н., Беляева Т.Б.. 2014. С. 108- 111.

  6. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Современная образовательная стратегия: новые социальные ориентиры // В сборнике: Альтернативы экономической политики в условиях замедления экономического роста Сборник статей по материалам научной конференции. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2015. С. 688-691.

  7. Кондрашечкин Р.В. Прикладные аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания курсантов, студентов и слушателей на примере работы научного кружка при кафедре административного права и оперативно-разыскной деятельности московского областного филиала московского университета МВД России // В сборнике: Актуальные проблемы формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения России Сборник статей. Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, Рязанский филиал. Рязань, 2013. С. 46-48.

  8. Копылов С.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО // Теоретические и методологические проблемы современных наук: Мат. XV междунар. науч.практ. конф. / Научн. ред. Е. А. Омельченко. Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2015.

  9. Масленникова А.В. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация / А.В.Масленникова//Директор школы, 2004. № 7. С. 50-56

  10. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  11. Педагогика: Учеб.пособие/ В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; под ред.проф. В.Г. Рындак.- М.:высш. шк., 2006.-495 с.

  12. Пивоваров М. А. Психолого-педагогические особенности воспитания студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. 2014. №11.1. С. 20-26

  13. Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие [для студ. высш. учеб. заведений] / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

  14. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  15. Сумина Т.Г. Методика воспитательной работы: учебник для студ. Учреждений высш. Образования/ — М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 192 с

  16. Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера. В.А. Сухомлинский / [Электронный ресурс] – Режим доступа:

  17. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания / Н.М.Таланчук. – Казань, 1991. – 215 с

  18. Титова Е.В. Если знать, как действовать / Е.В.Титова. – М.: Просвещение, 1993. – 200 с.

19. Борытко, Н. М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 98 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 7).

20. Н.Л. Селиванова Воспитание в современной школе: от теории к практике / Н.Л. Селиванова – М., 2010. – с.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

21. Веденеева, Ольга Анатольевна Савва, Любовь Ивановна Сайгушев, Николай Яковлевич Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие- М.: Мир науки, 2016. — 140 с.