Особенности регулирования труда педагогических работников

Курсовая работа

Образование находится в центре первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в «связке» с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.

Так же следует выделить, что в сфере образования накопилось значительное число проблем, связанных с кадровым обеспечением, одним словом образование на сегодняшний день испытывает «кадровый голод». Отрицательной стороной является недостаточность финансирования, ухудшение состояния материально-технической базы образования. Среди них центральное место занимает проблема поиска эффективных путей совершенствования системы мотивации и регулирования труда преподавателей.

И в настоящее время государство понимая особую ценность этого вида деятельности, уделяет его правовому регулированию довольно большое внимание. На основании нового Трудового кодекса 2002г., установившего ряд принципиально новых положений в отношении правового положения в сфере труда педагогических работников, были приняты иные нормативно-правовые акты: постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. № 196. Постановление Правительства Российской Федерации «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и прочие.

Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой — ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.

4 стр., 1875 слов

Проблемы реформирования системы социального обеспечения

... Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наёмных работников. Первая основополагающая ... О негосударственных пенсионных фондах» устанавливает право любого человека, в пользу которого отчисляются или отчислялись ранее ... системы. С 1990 г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть социального ...

Целью исследования выступает система источников российского образовательного права и особенности регулирования трудовых отношений с педагогическим работником.

Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

1) исследовать систему российского законодательства;

2) дать классификацию источников права, регулирующих сферу образования в Российской Федерации;

3) раскрыть основные особенности нормативных правовых актов, регулирующих вопросы образования в Российской Федерации;

4) выделение особенностей заключения трудового договора с педагогическим работником;

5) основания расторжения трудового договора с педагогическим работником.

Работа структурно состоит из трех глав и подпунктов.

При написании работы использовались такие источники, как: нормативно-правовые акты разного уровня, комментарии к законодательству, учебники и учебные пособия.

Объектом исследования является нормативное правовое регулирование труда и порядка образовательной деятельности в Российской Федерации.

Предмет исследования — система источников образовательного права Российской Федерации, акты регулирующие трудовые отношения педагогических работников.

Объектом исследования являются правовые документы органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, в том числе Тюменской области, органов местного самоуправления.

1. Права граждан на занятие педагогической деятельностью

Конституция РФ устанавливает право граждан на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на отдых, что подразумевает под собой право работающего по трудовому договору на установленную законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, а также ежегодный оплачиваемый отпуск.

Непосредственное регулирование трудовых отношений с участием педагогических работников устанавливается Трудовым кодексом РФ и Ф.З « об Образовании».

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В каждом образовательном учреждении согласно законодательству имеются свои профессиональные требования, например такие как:

  • к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, что подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и квалификации;
  • на педагогическую работу в учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;

к педагогической деятельности в образовательном учреждении д опускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, что подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации;

6 стр., 2716 слов

Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения

... услуг. Критерии профессиональной приверженности: умеет ли педагог соблюдать честь и достоинство педагогической профессии. Отсутствие замкнутости, корпоративности, противопоставления учительской профессии другим. 3.Профессионализм личности педагога профессионального обучения Профессионализм личности и деятельности - ...

  • к педагогической деятельности в учреждения начального профессионального и средне специального профессионального образования допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации;
  • к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, что подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации;
  • к педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования детей допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников;

— на педагогическую работу в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же в общеобразовательной школе-интернате, принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

Для лиц, принимаемых на должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда, обязательным является высшее профессиональное образование в области дефектологии.

Квалификационные характеристики должностей работников образования не только предусматривают наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и содержат четкие требования к профилю полученной специальности по образованию.

Существуют требования, предъявляемые к педагогическим работникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Так, согласно положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии имеются специальные образовательные учреждения. В данных учреждениях образовательный процесс осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

20 стр., 9642 слов

Социально-педагогическая поддержка профессионального становления ...

... 16]. социальная педагогическая поддержка сирота Теоретический анализ литературы позволил сделать следующие выводы: .профессиональное становление личности ... .профессиональное становление личности имеет собственную образовательную траекторию и траекторию личностного роста. .на профессиональное становление ... Формирование личности - процесс становления социально значимых качеств личности, ее убеждений, ...

Имеется ряд запрещающих ограничений по осуществлению педагогической деятельности. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

В трудовом кодексе ч.2 ст. 331 более четко, чем в прежней, изложены юридически важные ограничительные обстоятельства и состав лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью.

Теперь в перечень лиц, которым педагогическая деятельность запрещена, отнесены:

  • лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям);
  • подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Согласно трудовому законодательству претендент на педагогическую деятельность по требованию работодателя обязан предоставить справку об отсутствии таких противопоказаний.

Получается, что работодатель обязан требовать от каждого устраивающегося на педагогическую работу лица соответствующей справки об отсутствии у него судимости за преступления такой степени тяжести?

Работодатель, на которого ложится ответственность за несоблюдение законодательства о труде, в том числе за прием на работу лиц, судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления, обязан обратиться в МВД России за получением соответствующей информации. Такая процедура при установлении ее законом увеличит срок приема на работу этих лиц как минимум на полтора — два месяца. В случае же приема на работу без обращения в МВД России работника нужно, видимо, предупредить о том, что это будет сделано параллельно с оформлением его на работу, а при подтверждении такого факта может последовать его увольнение по п. 11 ст. 77 ТК РФ с учетом требований, содержащихся в абз. 6 ст. 84 ТК РФ, а также в ч. 2 ст. 331 ТК РФ.

13 стр., 6206 слов

Социальная работа и образование

... 1.2 Роль и место социального работника в образовании Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений. Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит, с одной стороны, ...

При сокрытии работником при приеме на работу решения суда или непредставлении трудовой книжки, в которой содержится запись, лишающая его права занимать определенные должности или заниматься педагогической деятельностью, что неизбежно приведет к последующему увольнения по п. 11 ст. 77 ТК РФ с учетом требований, содержащихся в абз. 2 ст. 84 ТК РФ, в случае обнаружения этого факта. Все вышеизложенные ограничения касаются, как работника, так и работодателя, совмещающего организационно-распорядительную работу с педагогической деятельностью. Кроме того, на руководящих лиц учебного заведения, исполняющих функции работодателя, также распространяется запрещение исполнения ими этих функций вследствие их дисквалификации или иного административного наказания, исключающего возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Получается, что при предоставлении работодателю документов, не содержащих никаких компрометирующих записей (в частности, работник предъявил подложную трудовую книжку без указанных записей), работодатель все равно обязан убедиться как в органах медицины, так и МВД России, что у данного лица нет противопоказаний к занятию данной деятельностью.

2. Особенности заключения трудового договора с педагогическим работником

В соответствии со ст. 56 ТК РФ «Трудовой договор — это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции. Обеспечить условия труда, предусмотренные нормами трудового законодательства, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка».

Трудовые договоры с педагогическими работниками, направляемыми на работу в загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, заключаются в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации для трудовых договоров, заключаемых с гражданами, направляемыми на работу в загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации.

В трудовом договоре указываются все условия определяющие права и обязанности сторон.

Трудовые договоры заключаются в письменном виде в двух экземплярах и хранятся у каждой из сторон. Изменения условий договора могут производиться только в письменном виде. В случае невыполнения условий договора одной из сторон, другая сторона может обжаловать нарушенное право в комиссии и по трудовым спорам или в суде.

3. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда.

Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю:

  • работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;
  • педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;
  • методистам, старшим методистам образовательных учреждений;
  • руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;
  • инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю:

12 стр., 5525 слов

Введение 3 Теоретические аспекты организации режимных моментов ...

... бесплатно на конкурсной основе. Достойная оплата труда педагогов. Необходимо достичь уровня оплаты, который бы обеспечивал конкурентоспособность сферы образования на рынке труда. 1.2.Сущность организации режимных моментов в учреждении дошкольного образования Режим – это гибкая и динамичная ...

Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю:

старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

18 часов в неделю:

  • учителям 1 — 11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);
  • преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);
  • преподавателям специальных дисциплин 1 — 11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

24 часа в неделю:

  • преподавателям 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1 — 4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год — преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

4. Отпуск, предоставляемый педагогическим работникам

Педагогическим работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ.

36 стр., 17916 слов

Нормирование труда в организации

... внешних рынков труда. В случае ориентации на собственный внутренний рынок организация осуществляет необходимые меры по обеспечению потребностей в квалифицированных работниках одновременно с обновлением основных фондов и совершенствованием организации труда. персонала в организациях, при прочих ...

Так, большинству педагогических работников образовательных учреждений продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска определена в 56 календарных дней. Исключением являются педагоги, работающие в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей, которым отпуск предоставляется длительностью в 42 календарных дня. Исчисление среднего заработка для оплаты отпуска производится по правилам ТК РФ. Педагогические работники образовательного учреждения на основании ст. 335 Кодекса также имеют право не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы использовать длительный отпуск продолжительностью до одного года.

Порядок и условия предоставления длительных отпусков педагогическим работникам других учреждений определяются учредителями и (или) уставами этих учреждений.

В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях независимо от формы собственности в должностях и на условиях, предусмотренных в приложении к указанному Положению. Его продолжительность устанавливается по записям в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов. Все вопросы исчисления этого стажа рассматриваются работодателем по согласованию с профсоюзным органом. Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время, если это отрицательно не отразится на деятельности учебного заведения. Очередность и время его предоставления, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность его оплаты за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные указанным Положением, определяются уставом образовательного учреждения.

Длительный отпуск предоставляется педагогическому работнику по его заявлению и оформляется приказом образовательного учреждения, а руководителю (ректору, директору, начальнику и заведующему) образовательного учреждения — приказом министра образования и науки. За находящимся в длительном отпуске педагогическим работником сохраняется место работы (должность).

Причем во время отпуска не допускается перевод работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе работодателя, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения.

5. Оплата труда педагогических работников

Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий:

  • показателей квалификации (образование, стаж педагогической работы, наличие квалификационной категории, наличие ученой степени, почетного звания), в соответствии с которыми регулируется размер ставки заработной платы (должностной оклад) работника с учетом межразрядных коэффициентов;
  • продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений;
  • объемов учебной (педагогической) работы;
  • размеров повышения ставок (окладов) в процентах, на которые ставки (оклады) специалистов, работающих на селе, увеличиваются по сравнению с размерами ставок (окладов) соответствующих специалистов в городской местности, а работников образовательных учреждений для детей-сирот, коррекционных учреждений, лицеев, гимназий и других — по сравнению с размерами ставок (окладов) работников, которые в таких образовательных учреждениях не работают;
  • дополнительной оплаты педагогических и других работников за работу, не входящую в их должностные обязанности, в т.ч. связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ и другое);

— В целях оказания государственной поддержки педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений, выполняющих функции классного руководителя установлено с 1 января 2006 г. педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 рублей.

2 стр., 848 слов

Труд и развитие личности работника

... жизнестойкости и индивидуально-типологических особенностей личности, важность рассматриваемых в данной работе вопросов соотношения компонентов жизнестойкости с индивидуально-типологическими особенностями личности требует продолжения исследований. Цель исследования: изучение труда и развития личности работника у сотрудников МЧС и работников завода. ...

За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Оплата труда общеобразовательных организаций

Заводоуковского городского округа

Согласно общему постановлению администрации Заводоуковского городского округа определяет общие требования к системе оплаты и стимулирования труда работников общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее — общеобразовательные организации).

Система оплаты труда и стимулирования труда работников общеобразовательных организаций устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Тюменской области, настоящей Методикой и принимаемыми в соответствии с ней муниципальными правовыми актами Заводоуковского городского округа.

Формирование фонда оплаты труда общеобразовательной организации

Формирование фонда оплаты труда общеобразовательной организации осуществляется в пределах объема бюджетных средств на текущий финансовый год, доведенного до общеобразовательной организации исходя из:

  • а) регионального подушевого норматива финансового обеспечения расходов на предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее расходы на государственный стандарт общего образования);
  • б) поправочного коэффициента к региональному подушевому нормативу, установленного для общеобразовательной организации;
  • в) количества учащихся в общеобразовательной организации.

Фонд оплаты труда общеобразовательной организации отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения (за исключением средств, направленных в централизованный фонд стимулирования труда).

13 стр., 6477 слов

Мотивация труда и система оплаты труда социальных работников

... - система мотивации в социальной работе. Предмет исследования: мотивация социальных работников в учреждениях социальной сферы. Цель моей курсовой работы - изучение мотивации работников социальной сферы, а именно социальных работников, а также выявить особенности системы оплаты труда социальных работников. Для ...

Фонд оплаты труда общеобразовательной организации рассчитывается по следующей формуле:

ФОТ = N x К x Д x Н, где:

  • ФОТ — расчетный фонд оплаты труда общеобразовательной организации;
  • N — региональный подушевой норматив финансового обеспечения расходов на государственный стандарт общего образования;
  • К — поправочный коэффициент к региональному подушевому нормативу, установленный для конкретной общеобразовательной организации;
  • Д — доля фонда оплаты труда в общем объеме доведенных общеобразовательной организации расходов на государственный стандарт общего образования, определяемая общеобразовательной организацией самостоятельно в пределах коэффициентов, установленных Правительством Тюменской области;
  • Н — количество обучающихся в общеобразовательной организации.

Формирование централизованного фонда стимулирования труда руководителей и работников общеобразовательных организаций

Комитет образования администрации Заводоуковского городского округа, осуществляющий от имени муниципального образования функции учредителя общеобразовательных организаций, формирует централизованный фонд стимулирования труда руководителей и работников общеобразовательных организаций по следующей формуле:

ФОТЦСТ = (ФОТ1 + ФОТ2… + ФОТn) x КЦСТ, где:

  • ФОТЦСТ — централизованный фонд стимулирования труда в общеобразовательных организациях;
  • ФОТ — расчетный фонд оплаты труда каждой общеобразовательной организации;
  • КЦСТ — коэффициент отчислений от расчетного фонда оплаты труда общеобразовательных организаций в централизованный фонд.

Коэффициент отчислений от расчетного фонда оплаты труда общеобразовательных организаций в централизованный фонд (Кцст) составляет 0,03.

Средства централизованного фонда предусматриваются в бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств по отрасли «Образование».

Распределение централизованного фонда стимулирования труда производится в соответствии с Положением о распределении централизованного фонда стимулировании труда общеобразовательных организаций, утверждаемым постановлением администрации Заводоуковского городского округа, на осуществление стимулирующих выплат (премий) руководителям и работникам общеобразовательных организаций.

Распределение фонда оплаты труда общеобразовательной организации

Фонд оплаты труда общеобразовательной организации состоит из базовой части (ФОТб), стимулирующей части (ФОТст) и социальной части (ФОТсоц).

Объем базовой части (ФОТб) составляет не более 70% фонда оплаты труда общеобразовательной организации, предусмотренного на базовую и стимулирующую части.

Объем стимулирующей части (ФОТст) составляет не менее 30% фонда оплаты труда общеобразовательной организации, предусмотренного на базовую и стимулирующую части.

Объем социальной части (ФОТсоц) определяется исходя из установленного размера выплат, указанных в данном разделе, и численности работников, имеющих право на их получение в текущем финансовом году.

За счет средств социальной части (ФОТсоц) осуществляются следующие выплаты:

  • единовременное вознаграждение педагогическим работникам в размере 26 тысяч рублей по достижении возраста 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами, вне зависимости от продолжения или прекращения ими трудовых отношений с общеобразовательной организацией;

ежемесячные доплаты работникам общеобразовательной организации, имеющим государственные награды или почетные звания СССР или Российской Федерации, ученую степень доктора наук или кандидата наук, в размере:

  • а) за ученую степень доктора наук — 4700 рублей в месяц;
  • б) за ученую степень кандидата наук — 3900 рублей в месяц;
  • в) за почетное звание СССР или Российской Федерации «Заслуженный работник…», соответствующее профилю выполняемой работы, — 3900 рублей в месяц;
  • либо за почетное звание СССР или Российской Федерации «Народный…», соответствующее профилю выполняемой работы, — 5800 рублей в месяц;
  • г) за орден СССР или Российской Федерации — 2300 рублей в месяц.

При формировании социальной части фонда оплаты труда в общеобразовательных организациях дополнительно учитываются расходы на начисление к выплатам:

  • а) районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

— б) отчислений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Базовая часть фонда оплаты труда (ФОТб) обеспечивает гарантированную заработную плату работников общеобразовательной организации (за исключением стимулирующих выплат), включая:

  • а) педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс (учителя);
  • б) иные категории педагогических работников (педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, воспитатель, логопед и др.);

— В случае изменения фонда оплаты труда общеобразовательной организации и (или) показателей, используемых при расчете должностных окладов работников общеобразовательных организаций с ними заключаются дополнительные соглашения к трудовому договору, предусматривающие соответствующее изменение размеров должностных окладов и (или) выплат компенсационного характера.

Определение стоимости бюджетной образовательной услуги и повышающих коэффициентов

Доля базовой части фонда оплаты труда общеобразовательной организации для педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс (ФОТпп), состоит из общей части (ФОТо) и специальной части (ФОТсп).

Объем общей части (ФОТо) составляет не менее 70% доли базовой части фонда оплаты труда общеобразовательной организации для педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс (ФОТпп).

Объем специальной части (ФОТсп) составляет не более 30% доли базовой части фонда оплаты труда общеобразовательной организации для педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс (ФОТпп).

Общая часть доли базовой части фонда оплаты труда общеобразовательной организации для педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс (ФОТо), распределяется исходя из стоимости бюджетной образовательной услуги, учебной нагрузки педагога и численности учащихся в классах.

Для определения стоимости бюджетной образовательной услуги вводится условная единица «стоимость 1 ученико-часа».

Стоимость 1 ученико-часа — стоимость бюджетной образовательной услуги, включающей 1 расчетный час работы с 1 расчетным учеником в соответствии с учебным планом.

Стоимость 1 ученико-часа рассчитывается каждой общеобразовательной организацией самостоятельно в пределах общей части доли базовой части фонда оплаты труда общеобразовательной организации для педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс (ФОТо).

Стоимость бюджетной образовательной услуги в общеобразовательной организации (руб./ученико-час) рассчитывается по следующей формуле:

ФОТо x 34

СТП = ————————————————————, где:

(а1 x в1 + а2 x в2 + а3 x в3… + а10 x в10 + а11 x в11) x 52

СТП — стоимость бюджетной образовательной услуги;

  • ФОТо — общая часть доли базовой части фонда оплаты труда общеобразовательной организации для педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс;

52 — количество недель в году;

34 — количество учебных недель в учебном году;

  • а1 — количество учащихся в первых классах;
  • а2 — количество учащихся во вторых классах;
  • а3 — количество учащихся в третьих классах;
  • а11 — количество учащихся в одиннадцатых классах;
  • в1 — годовое количество часов по учебному плану в первом классе;
  • в2 — годовое количество часов по учебному плану во втором классе;
  • в3 — годовое количество часов по учебному плану в третьем классе;
  • в11 — годовое количество часов по учебному плану в одиннадцатом классе.

Повышающие коэффициенты с учетом сложности и (или) приоритетности предмета (К) устанавливаются в размере:

  • а) К = 1,20 (русский язык, математика, алгебра, алгебра и начала анализа, геометрия, физика, иностранный язык);
  • б) К = 1,15 (предметы учебного плана 1 — 4 классов начальной школы);
  • в) К = 1,10 (литература, родной язык и литература, химия, география, биология, история, обществознание, информатика и информационные коммуникационные технологии, часы педагогической коррекции);
  • г) К = 1,05 (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности);
  • д) К = 1,0 (право, экономика, технология, МХК, искусство, элективные учебные предметы).

Должностной оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по следующей формуле:

ДО = Стп x Н x Т x К x А х П, где:

  • ДО — должностной оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
  • Стп — расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час);
  • Н — количество учащихся по предмету в классе (классах);
  • Т — количество часов по предмету в месяц;
  • К — повышающий коэффициент за сложность и (или) приоритетность предмета;
  • А — повышающие коэффициент за квалификационную категорию педагога;
  • П — повышающие коэффициенты за особенности преподавания учебных предметов, реализации адаптированных основных общеобразовательных программам и индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов и форм обучения;

Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательной организации

Стимулирующая часть фонда оплаты труда общеобразовательной организации (ФОТст) обеспечивает осуществление работникам общеобразовательной организации стимулирующих выплат (премий).

Стимулирующие выплаты (премии) распределяются комиссией управляющего совета общеобразовательной организации по представлению руководителя общеобразовательной организации.

Доля средств, направляемых на стимулирующие выплаты работников административно-управленческого персонала, не может превышать долю объема базовой части фонда оплаты труда (ФОТб), приходящуюся на административно-управленческий персонал, в пределах финансового года.

Основными направлениями для осуществления стимулирующих выплат при разработке показателей эффективности и результативности труда для основных категорий работников общеобразовательной организации являются:

  • а) качество обучения;
  • б) здоровье учащихся;
  • в) воспитание учащихся.

трудовой договор педагогический работник

6. Прекращение трудового договора с педагогическим работником

Основаниями прекращения трудового договора являются:

  • соглашение сторон;
  • истечение срока трудового договора;
  • расторжение трудового договора по инициативе работника;
  • отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.

Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами:

повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения (повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения и применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, в качестве оснований увольнения связаны с необходимостью проведения дисциплинарного расследования.

Основание для проведения расследования и обязательность ознакомления работника с поданной на него жалобой в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику;

  • достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности;
  • неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу;
  • лишение государственной аккредитации государственного или муниципального высшего учебного заведения в целом;
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника.

Заключение

Данная контрольная работа посвящена теме «Особенности регулирования труда педагогических работников». На основе теоретико-практического анализа нормативно-правовых положений прошлых лет и ныне действующего законодательства была написана данная курсовая работа.

Подведя итог работы можно с уверенностью сказать, что при заключение договоров с педагогическими работниками общеобразовательных школ в отношении каждой из сторон, законодатель установил особые правила регулирования.

Анализируя содержание трудового договора, оплату труда, отпуск и порядок заключения трудового договора с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений, необходимо отметить, что состав существенных условий данного договора носит не рекомендательный, а обязательный характер: При употреблении понятия «правовое регулирование» в первую очередь мы имеем в виду именно выработку нормативных правовых актов. Организованная, осуществляемая уполномоченными на то государственными и негосударственными органами, должностными лицами деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств, способов и механизмов.

Труд преподавателя представляет собой сознательную целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию студентов и учащихся. От преподавателя, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры во многом зависит успешное решение задач обучения и воспитания молодежи, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации. В этой связи важное место в национальной доктрине образования уделяется педагогическим кадрам и педагогической деятельности

Главное предназначение Трудового кодекса — обеспечение баланса, согласования интересов работодателя и работников. Достичь же этого действительно сложно, т. к. интересы эти не только во многом различны, но и изначально противоположны.

Одна из основных целей Трудового кодекса — защита прав и интересов, как работников, так и работодателей.

С юридической точки зрения работник и работодатель — должны быть равноправными субъектами отношений, в которые они вступают.

Делая вывод о том, насколько удалось в новом Кодексе обеспечить такой баланс можно и нужно рассматривать анализировать все его отрицательные и положительные стороны.

Образовательная система современной России предоставляет широкие возможности для учета национальных, религиозных и иных культурных, а также индивидуальных, различий в обучении и воспитании, т.е. имеет многокультурный характер. Кроме того, законодательство в области образования обеспечивает создание и функционирование единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации и одновременно гарантирует вариативность, множественность в образовании.

Проводимая в Российской Федерации реформа системы образования, курс на вхождение нашей страны в единое европейское пространство высшего образования, а также существенные изменения, вносимые в «смежные» отрасли законодательства, предопределяют активное развитие образовательного права. Нормы образовательного права динамично изменяются в соответствии с сиюминутными потребностями, как самой системы образования, так и ее внешней среды.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/osobennosti-regulirovaniya-truda-pedagogicheskih-rabotnikov/

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Трудовой кодекс РФ 2001 г.

3. Ф.З. «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н.

4. Приказ Минобрнауки «О продолжительности рабочего времени педагогических работников».

5. Приложение к постановлению администрации Заводоуковского городского округа.

6. А.Я. Рыженкова Трудовое право России: Учебник / Москва «Юрайт» 2010 г.

7. Учебное пособие Консультант плюс выпуск № 21.

8. Киселев И.Я. История развития трудового законодательства «Инфра» — М: 2000 г.

9. Маврин С.П. Современные проблемы общей части российского трудового права «Труд».

10. Маврин С.П. Современные проблемы общей части российского трудового права «Труд».