Раздел II
ТК сформирован на основе ранее принятых законодательных актов федерального и регионального уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995 г., Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [3] , законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах РФ.[4]
После введения в действие ТК (1 февраля 2002 г.) названные выше законы (как и все другие нормативные правовые акты) могут применяться постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (см. ст. 423 ТК).
К отношениям по социальному партнерству, возникшим после 1 февраля 2002 г., применяются нормы ТК. Если такие отношения возникли до 1 февраля 2002 г. и продолжаются после указанной даты, то нормы ТК применяются к ним после 1 февраля 2002 г. (см. ст. 424 ТК).
Например, коллективные переговоры по подготовке коллективного договора на 2002 г. начались в декабре 2001 г. Процедура их ведения до 1 февраля 2002 г. должна была определяться на основе Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», других нормативных правовых актов, обладающих юридической силой до введения в действие ТК. После 1 февраля 2002 г. порядок продолжения переговоров, заключения коллективного договора должен соответствовать нормам ТК.
Социальное партнерство — многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с политической, экономической, правовой точек зрения. По этой причине встречается различное понимание социального партнерства, его роли, целей и задач.
Статья 23 ТК содержит правовое понятие социального партнерства, позволяет определить участников этих отношений, их цель.
Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, — установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все больший простор для коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений.
В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов в сфере труда. Согласование интересов сторон социального партнерства поставлено Кодексом в качестве цели, к которой стороны должны стремиться в своих взаимоотношениях.
Социальное партнерство в сфере труда
... рассмотрение ответственности сторон социального партнерства. При написании данной работы мною использовались следующие нормативно-правовые документы: Конституция Российской Федерации, Трудовой Кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях». 2. Социальное партнерство в ...
В социальном партнерстве участвуют работники, работодатели, а также при определенных обстоятельствах органы государственной власти (точнее — органы исполнительной власти) федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. В отношения социального партнерства они вступают через своих представителей, о которых сказано в ст. 29-34 ТК. Следовательно, необходимо различать стороны социального партнерства и участников соответствующих отношений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей (см. ч. 2 ст. 23 ТК).
Представители этих органов, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, также отнесены к сторонам социального партнерства. С нашей точки зрения, поскольку представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства, по сути, не является. Представители участвуют в отношениях социального партнерства не самостоятельно, а как уполномоченные надлежащим образом выразители интересов соответствующей стороны.
Статья 24 ТК закрепляет основные принципы социального партнерства, т.е. наиболее существенные основополагающие идеи и положения, на которых базируется социальное партнерство.
На первом месте среди принципов социального партнерства названо равноправие сторон, т.е. работников и работодателей. Они пользуются равными правами: быть инициаторами коллективных переговоров, вносить предложения по содержанию соглашений и коллективных договоров и т.д.
Уважение и учет интересов сторон социального партнерства — основа успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации достигнутых договоренностей, зафиксированных в результате консультаций, переговоров.
Далеко не всегда и не везде договаривающиеся стороны в полной мере заинтересованы принимать участие в договорных отношениях. Чаще всего от переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель, полагая, что его власти достаточно для того, чтобы урегулировать трудовые отношения в организации.
Между тем взаимная заинтересованность работодателя и работников в выработке на основе переговоров и соглашения наиболее оптимальных путей совершенствования деятельности организации, повышения производительности труда, качества продукции, ее конкурентоспособности на рынке товаров и услуг позволяет обеспечить рост доходов организации и заработной платы работников. Такая ситуация выгодна обеим сторонам социального партнерства.
Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе — принцип и вместе с тем условие более широкого использования социально-партнерских отношений для решения двуединой задачи — подъема производства и улучшения благосостояния трудящихся.
Роль профсоюза в социальном партнерстве
В Законе о коллективных договорах и соглашениях впервые также в соответствии с Конвенцией МОТ №98 (1949) «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» 32 употребляются термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры». С ...
Демократизм в социальном партнерстве позволяет каждой стороне наиболее полно проявить инициативу, обосновать свою позицию.
Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов — залог законности в отношениях социального партнерства. При этом должны быть соблюдены нормы и правила ведения переговоров, консультаций, определения содержания коллективных договоров и соглашений, оформления всех относящихся к социальному партнерству документов (в том числе — протоколов собраний, конференций, заседаний комиссии по подготовке проекта коллективного договора, надлежащее оформление представительства сторон и т.д.).
Полномочность представителей сторон обеспечивается соблюдением порядка, установленного для выделения (определения) представителей и для наделения их соответствующими правами и обязанностями (полномочиями) (см. ст. 29-34 ТК).
Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, как принцип социального партнерства означает возможность для каждой стороны ставить свои вопросы, предлагать решения, которые они хотели бы обсудить путем консультаций, переговоров и которые они стремятся отразить в соглашении, коллективном договоре.
Рассмотрение всего «набора» вопросов, предлагаемых сторонами, согласованный отбор вопросов, достойных, с их точки зрения, дальнейшего обсуждения, обеспечивают свободу действий сторон в определении круга проблем, которыми они станут заниматься, подготавливая проект соглашения, коллективного договора.
Добровольность принятия сторонами на себя обязательств выражает суть социального партнерства, состоящего в согласии каждой стороны принять на себя такие обязательства, которые она в состоянии выполнить с учетом всех обстоятельств и условий, сложившихся в организации. Коллективный договор, соглашение фиксируют добровольно принятые сторонами обязательства.
Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, неразрывно связана с добровольностью их принятия. Только реально выполнимые обязательства следует включать в соглашения, коллективные договоры. Реальность тех или иных обязательств может быть поставлена в зависимость от выполнения определенных условий (наличия дополнительных заказов, установки нового оборудования и т.д.).
Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений — принцип социального партнерства, несоблюдение которого лишает смысла положения, включаемые в коллективный договор, соглашение.
Соглашения, коллективные договоры представляют собой правовые акты (см. ст. 40 и 45 ТК), входят в систему актов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, и уже в этом качестве обладают юридической силой, обязывающей к их исполнению. Выполнению коллективных договоров, соглашений способствует контроль, осуществляемый полномочными на то органами (см. ст. 51 ТК).
За неисполнение коллективного договора, соглашения предусмотрена юридическая ответственность (см. ст. 55 ТК; ст. 5.31 КоАП).
Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение, не выполняются.
Каждая сторона проверяет выполнение обязательств другой стороной. Органы контроля (ст. 51 ТК) вправе принимать необходимые меры к обеспечению выполнения коллективного договора, соглашения.
Бюрократия как специфический тип социальной организации
... как господство канцелярии, конторы, как специфическая форма социальной организации и отношений в обществе, в котором центры исполнительной власти практически независимые от большинства ее членов. К бюрократии ... иерархия); отрегулирован разделение труда, основанное на специализации; система правил и директив четко устанавливает права и обязанности работников (членов) и организации; система четко и ...
Законодательством предусмотрена ответственность сторон и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу (см. ст. 54-55 ТК, ст. 5.28-5.31 КоАП).
Содержание ст. 25 связано со ст. 23 ТК.
В них дается определение сторон социального партнерства, указывается на их представителей.
Сторонами социального партнерства выступают две крупнейшие группы, связанные между собой трудовыми отношениями, постоянно соприкасающиеся в процессе организации труда, его охраны и оплаты.
Это, с одной стороны, работодатели — юридические лица (организации), вступившие в трудовые отношения, а с другой — работники — физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем (см. ст. 20 ТК).
Необходимо иметь в виду, что гл. 48 ТК «Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц» ориентирует на индивидуально-договорное регулирование таких отношений. Статья 40 ТК предусматривает заключение коллективных договоров в организации, т.е. с работодателями — юридическими лицами.
Любая система состоит из взаимосвязанных определенным образом элементов. Состав элементов и их взаимосвязи определяют структуру системы.
Статья 26 ТК рассматривает систему социального партнерства, подразделяя ее по уровням: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, локальный (уровень организации).
В зависимости от уровня определяется содержание социально-партнерских актов:
- на федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
- на региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Федерации;
- на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- на территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- на уровне организации (локальном уровне) устанавливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Практика идет несколько по иному пути. Помимо основ регулирования отношений в сфере труда на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях акты социального партнерства (соглашения) содержат конкретные обязательства сторон и конкретные условия труда работников, трудовые отношения которых регулируются соглашениями соответствующего уровня. Кроме того, отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на разных уровнях — федеральном, региональном, территориальном.
На уровне организации (локальном уровне) социальное партнерство выражается, прежде всего, в форме коллективных договоров, содержащих не только взаимные обязательства сторон, но и нормативные положения, направленные на регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а также информационные положения — наиболее важные нормы, воспроизведенные из ТК, других актов трудового законодательства.
Социальное партнерство как система взаимоотношений между работодателем (работодателями) и работниками осуществляется в различных формах, основные из которых перечислены в ст. 27 ТК.
Социальное партнерство в сфере труда
... ними отношений, обеспечения гарантий прав работников в сфере труда и совершенствования трудового законодательства Республики Казахстан; Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Стороны социального партнерства Сторонами социального партнерства является ...
Помимо коллективных переговоров, взаимных консультаций, совместных заседаний и совещаний представителей сторон, социальное партнерство на практике осуществляется и в других формах, которые не ограничиваются переговорным процессом. Формами выражения социального партнерства и его результатом являются соглашения и коллективные договоры.
Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах — один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 2 ТК).
Вместе с тем участие работников в управлении организацией в предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах — одно из основных прав работников (см. ст. 21), а также форма социального партнерства (см. ст. 27 ТК).
Право работников участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, организациями было закреплено и в КЗоТе 1971 г. (см. ст. 227).
В нем были предусмотрены и обязанности администрации по созданию условий, обеспечивающих участие работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 228 КЗоТ 1971 г.).
В КЗоТ была включена глава XV-A «Трудовой коллектив» (ст. 2351-2358), в которой достаточно подробно решались вопросы о формах и порядке участия работников в лице трудового коллектива в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Затем ст. 2352-2358 из КЗоТа были исключены. Однако в значительной мере сохранил свое значение Закон СССР от 17 июня 1983 г. «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». Даже сейчас, после вступления в силу Трудового кодекса РФ, часть норм этого Закона имеет практическое значение. В частности, нормы о порядке созыва и проведения собраний (конференций) работников для обсуждения и принятия коллективного договора и в других случаях (кроме решения о забастовке).
К формам социального партнерства Кодекс относит также участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Досудебное разрешение трудовых споров Кодекс допускает в случаях, когда речь идет об индивидуальных трудовых спорах и работник из возможных вариантов порядка их разрешения выбирает обращение в комиссию по трудовым спорам (КТС), создаваемую в организации. КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателей. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации (см. ст. 384).
В формировании КТС на паритетных началах проявляются принципы социального партнерства.
Вместе с тем представляется, что принципы паритетности и социального партнерства нарушаются правилом о принятии решения КТС большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, и притом тайным голосованием (см. ст. 388 ТК).
Особый порядок досудебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров предусмотрен для некоторых категорий работников. Например, государственные и муниципальные служащие вправе обратиться в вышестоящий орган для разрешения возникшего спора. Здесь социальное партнерство отсутствует.
Занятость как социально-экономическая категория и социальный ...
... сущность понятия «занятость» с экономической и социальной точек зрения. 1.2 Социально-экономическая сущность занятости и социальный статус Г. Г. Меликьяна как экономическую категорию; как социальную категорию. экономическая С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда. Она определяет как экономический потенциал общества, ...
Помимо КТС к досудебному процессу рассмотрения жалоб и заявлений работников о нарушении норм трудового законодательства (в том числе на приказы работодателей об увольнении работников) относится деятельность государственной инспекции труда (см. ст. 353, 356, 357, 373 ТК).
Но она не основана на принципах социального партнерства.
1.2. Социальное партнерство: понятие и формы
Понятие «социальное партнерство» в литературе все еще определяется по-разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнерство достаточно четко и узко — как метод регулирования конфликтных социально-трудовых отношений . Другие же трактуют его расширительно, представляя как сложный, многоплановый общественный процесс .
Тем не менее и при разбросе мнений очевидно, что социальное партнерство — это определенные взаимоотношения между людьми. Это во-первых. Во-вторых, очевидно и то, что существуют три основных субъекта этих отношений: работодатели, работники и государство. В-третьих, объектами таких отношений обычно являются условия труда, уровень доходов, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении произведенного продукта. Главной же целью отношений социального партнерства можно считать учет и сбалансированность интересов основных его субъектов.
Необходимость возникновения и развития социального партнерства обусловлена объективно. Она связана с тем, что основные субъекты — работодатели и наемные работники не могут реализовать свои интересы друг без друга, без взаимодействия.
Практическая реализация принципов социального партнерства — трудная задача. Она предполагает учет не только своих интересов, но в равной степени интересов партнеров. А это требует немалых усилий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые и ценные плоды — сглаживается поляризация общества, повышается экономическая активность всех участников созидательного процесса, растет устойчивость как политическая, так и социальная, создаются условия для прогрессивного развития.
Раздел II ТК сформирован на основе ранее принятых законодательных актов федерального и регионального уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995 г., Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [10] , законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах РФ.[11]
После введения в действие ТК (1 февраля 2002 г.) названные выше законы (как и все другие нормативные правовые акты) могут применяться постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (см. ст. 423 ТК).
К отношениям по социальному партнерству, возникшим после 1 февраля 2002 г., применяются нормы ТК. Если такие отношения возникли до 1 февраля 2002 г. и продолжаются после указанной даты, то нормы ТК применяются к ним после 1 февраля 2002 г. (см. ст. 424 ТК).
Например, коллективные переговоры по подготовке коллективного договора на 2002 г. начались в декабре 2001 г. Процедура их ведения до 1 февраля 2002 г. должна была определяться на основе Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», других нормативных правовых актов, обладающих юридической силой до введения в действие ТК. После 1 февраля 2002 г. порядок продолжения переговоров, заключения коллективного договора должен соответствовать нормам ТК.
Предприниматели, работодатели как субъект социального партнерства
... предпринимательских структурах как субъектах социального партнерства. О праве предпринимателей на объединение и коллективную защиту своих интересов. Основные обязанности предпринимательских структур перед государственными органами и организациями наемных работников. Механизм защиты прав и интересов предпринимателей при ...
Социальное партнерство — многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с политической, экономической, правовой точек зрения. По этой причине встречается различное понимание социального партнерства, его роли, целей и задач.
Статья 23 ТК содержит правовое понятие социального партнерства, позволяет определить участников этих отношений, их цель.
Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, — установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все больший простор для коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений.
В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов в сфере труда. Согласование интересов сторон социального партнерства поставлено Кодексом в качестве цели, к которой стороны должны стремиться в своих взаимоотношениях.
В социальном партнерстве участвуют работники, работодатели, а также при определенных обстоятельствах органы государственной власти (точнее — органы исполнительной власти) федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. В отношения социального партнерства они вступают через своих представителей, о которых сказано в ст. 29-34 ТК. Следовательно, необходимо различать стороны социального партнерства и участников соответствующих отношений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей (см. ч. 2 ст. 23 ТК).
Представители этих органов, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, также отнесены к сторонам социального партнерства. С нашей точки зрения, поскольку представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства, по сути, не является. Представители участвуют в отношениях социального партнерства не самостоятельно, а как уполномоченные надлежащим образом выразители интересов соответствующей стороны.
Статья 24 ТК закрепляет основные принципы социального партнерства, т.е. наиболее существенные основополагающие идеи и положения, на которых базируется социальное партнерство.
На первом месте среди принципов социального партнерства названо равноправие сторон, т.е. работников и работодателей. Они пользуются равными правами: быть инициаторами коллективных переговоров, вносить предложения по содержанию соглашений и коллективных договоров и т.д.
Уважение и учет интересов сторон социального партнерства — основа успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации достигнутых договоренностей, зафиксированных в результате консультаций, переговоров.
Модели социального партнерства. МОДЕЛИ СОЦ ПАРТНЕРСТВА. Модели ...
... социальной защищенностью — этими важными слагаемыми социального партнерства. По мнению В.Н. Киселева, «Социальное партнерство в самом общем виде представляет собой такой тип отношений между работодателями и работниками, ... структурами. Чаще всего эти взаимоотношения носят политический характер. Различные модели социального партнерства интересуют общественную мысль России в настоящее время, в ...
Далеко не всегда и не везде договаривающиеся стороны в полной мере заинтересованы принимать участие в договорных отношениях. Чаще всего от переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель, полагая, что его власти достаточно для того, чтобы урегулировать трудовые отношения в организации.
Между тем взаимная заинтересованность работодателя и работников в выработке на основе переговоров и соглашения наиболее оптимальных путей совершенствования деятельности организации, повышения производительности труда, качества продукции, ее конкурентоспособности на рынке товаров и услуг позволяет обеспечить рост доходов организации и заработной платы работников. Такая ситуация выгодна обеим сторонам социального партнерства.
Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе — принцип и вместе с тем условие более широкого использования социально-партнерских отношений для решения двуединой задачи — подъема производства и улучшения благосостояния трудящихся.
Глава 2. Представители работников и работодателей
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.
Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.
Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные г и территориальные объединения (ассоциации),организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).
Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).
Стресс. Факторы стресса, зависящие от работника и от организации
... стресса, зависящие от работника и от организации. Целью данной работы, Объектом практического исследования Задача курсовой работы осуществляется в следующем: Дать полную характеристику понятию стресса; Выявить причины стресса на рабочем месте; Изучить методы предупреждения стресса ...
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.
Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах).
Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.
Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.
В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.
Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций — защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.
Функции профсоюзов — это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция — защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию — представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.
Защитная функция профсоюзов — это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.
Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.
Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм — морали, традиции и др.
Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.
Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.
Трудовой кодекс, как и Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (см. ч. 3 ст. 2) предусматривают возможность представительства профсоюзами не только членов этой организации, но и работников, членами профсоюза не являющихся.
- В этой части тексты ст. 30 ТК и ст. 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» по смыслу совпадают, но различаются редакционно.
В соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.
В соответствии со ст. 30 ТК работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
О представительстве профсоюзами работников, не являющихся членами этой организации, во взаимоотношениях с объединениями работодателей в связи с подготовкой и заключением соглашений см. ч. 3 ст. 29 ТК.
Трудовой кодекс закрепляет за профсоюзами положение и права основных представителей работников и лишь при определенных условиях указывает на иных представителей.
Трудовой кодекс предусматривает возможность существования иных представителей работников в
когда в организации отсутствует первичная профсоюзная организация;
- когда имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников.
В первом случае на общем собрании (конференции) работники могут поручить представительство своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю, во втором — иному представителю.
Положения ТК о представительстве интересов работников в значительной мере опираются на Конвенцию МОТ N 135.
Представителей трудящихся Конвенция N 135 определяет как лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным законодательством или практикой. К таким лицам Конвенция относит:
представителей профессиональных союзов — представителей назначенных или избранных профсоюзами или членами таких профсоюзов, или
выборных представителей — свободно избранных трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или правил или коллективных договоров, функции которых не включают деятельности, которая признана в качестве исключительной прерогативы профсоюзов в соответствующей стране (см. ст. 3 Конвенции).
Конвенция (ст. 5) предусматривает, что, когда на одном и том же предприятии существуют как представители профессионального союза, так и выборные представители, должны быть приняты соответствующие меры, когда это необходимо, для того чтобы наличие выборных представителей не использовалось для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, а также для того чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями.
На основе приведенных положений Конвенции МОТ N 135 в Кодексе предусмотрено, что наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ч. 2 ст. 31).
Обязанности работодателей по содействию деятельности представителей работников (прежде всего профсоюзов) предусматривались в КЗоТе 1971 г. (см. ст. 232-234), Федеральном законе «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» (см. ст. 28).
В ТК, помимо ст. 32 общего характера об обязанностях работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, имеется ст. 377 об обязанностях работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа.
Следует обратить внимание на то, что обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, предусматриваются не только Кодексом, законами, но и могут включаться в коллективные договоры, соглашения.
Конвенция МОТ N 135 (ч. 1 ст. 2) предусматривает, что представителям трудящихся предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.
Предоставление таких возможностей не должно снижать эффективность работы соответствующего предприятия (ч. 3 той же статьи).
Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» к представителям работодателей относил руководителей организаций или других полномочных в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лиц, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателем органы (см. ч. 4 ст. 2).
Притом представительство работодателей, как и работников, не связывалось лишь с соглашениями социального партнерства, а понималось более широко.
ТК содержит нормы о представительстве работодателей, несколько отличающиеся от приведенных выше.
Во-первых, в ч. 1 ст. 33 ТК речь идет о представителях работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора;
- во-вторых, называются лица, могущие быть представителями работодателя в названных отношениях. Это — руководитель организации или уполномоченные им лица;
- в-третьих, определяется правовая основа представительских полномочий указанных выше лиц.
Это — Кодекс, законы, иные нормативные правовые акты, учредительные документы организации и локальные нормативные акты.
На уровне выше организации также определены представители работодателей (см. ч. 2 ст. 33 ТК).
Во-первых, определяется сфера представительства (круг вопросов, в которых участвуют представители работодателей).
Это — коллективные переговоры, заключение или изменение соглашений, разрешение коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также формирование и осуществление деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
- во-вторых, определены органы, представляющие интересы работодателей при решении названных выше вопросов. Это — соответствующие объединения работодателей.
Объединения работодателей на практике существуют в ряде отраслей, территорий, субъектов РФ. Имеются и общероссийские объединения работодателей. Правда, они есть далеко не везде и это негативно влияет на развитие социально-партнерских отношений, препятствует заключению соглашений там, где они могли бы заключаться.
Существенным препятствием к массовому созданию объединений работодателей на всех уровнях является отсутствие федерального закона о них. Хотя в ряде регионов соответствующие законы приняты.
ТК дает общую характеристику объединений работодателей, которая могла бы быть положена в основу доработки имеющихся проектов Федерального закона «Об объединениях работодателей».
В ч. 3 ст. 33 ТК определены правовая природа объединений работодателей (это некоммерческая организация), принцип ее создания (добровольность объединения), членство в объединении (работодатели), цель данной организации (для представительства и защиты прав своих членов), субъектный состав отношений, в которые вступает объединение работодателей (это — взаимоотношения с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления).
Регулирование деятельности объединений работодателей должно осуществляться на основе Кодекса, других законов.
Особенности деятельности и регулирования отношений, в которые вступают (могут вступать) некоторые объединения работодателей, их правового положения устанавливаются федеральным законом (см. ч. 4 ст. 33).
Отношения социального партнерства существуют в организациях разных видов собственности, разных организационно-правовых форм.
Таким образом, отраслевые министерства вправе участвовать в разработке и заключении соглашений как представители работодателей по их уполномочию, а также в соответствии с полномочием, предусмотренным положением о министерстве. В случаях, когда министерство не является представителем работодателей, оно может выступать представителем государства в отношениях по подготовке и заключению соглашений, в которых помимо министерства участвуют представители работодателей — их объединения.
Заключение
Согласно Конституции Российской Федерации ее социально-экономическое устройство нацелено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При такой целевой направленности строится социальное государство, которое напрямую связано с социальным партнерством. Именно через социальное партнерство социально ориентированное государство корректирует стихийно-рыночные процессы конфликтности и поляризации общества на богатых и бедных, обеспечивает определенные законом социальные гарантии и социальную защиту.
Важно отметить, что внедрение системы социального партнерства объективно означает ослабление монополии государственной власти и необходимость его взаимодействия с другими институтами — профсоюзами и союзами предпринимателей, что является в переходных условиях болезненным и небыстрым процессом. В этой растянутости процесса можно видеть первую особенность формирования российской модели.
Кроме того, запуск механизма социального партнерства требует определенной подготовки в деле создания блоков и рычагов этого механизма. Так, например, необходимо создание целого ряда законов, постановлений и других нормативных документов как основы будущих партнерских отношений. Кроме того, требуется разработка средств контроля за их выполнением, ибо при невыполнении «правил игры» быстро происходит атрофия основных «конструкций» социального партнерства и его общее разрушение. Необходимость подготовительной стадии — вторая особенность формирования российской модели партнерства.
Среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений новый Трудовой кодекс РФ называет обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст.2 ТК).
Список использованных источников и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/organyi-sotsialnogo-partnerstva/
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2004 г., N 6
4. Анисимов Л.Н. Трудовые отношения и проблемы их стабилизации // Трудовое право. 2004. № 11. С. 36-48.
5. Бакина С.И. Оформление трудовых отношений с работником // Аудиторские ведомости. 2005. № 2.
6. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р., Сулейманова Г.В. Трудовое право: Учебное пособие // Отв. ред. В.С. Бердычевский. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002., 510с.
7. Бугров Л.И. Трудовой договор. // Российская юстиция. № 5. 2002.. С. 12-18.
8. Власть и бизнес: взаимная ответственность. Комментарий к законодательству (под ред. В.М. Жуйкова и Э.Н. Ренова).
— «Контракт», 2004 г.. Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства
9. Гаповенко В.Ф., Михайлова Ф.Н. Трудовое право: Учебник для вузов. М., 2002.
10. Голенко Е.Н. Ковалев В.И. Трудовой кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий (для командиров воинских частей, профсоюзных работников и гражданского персонала).
— «За права военнослужащих», 2004 г.. Часть вторая
11. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . — «Дело», 2003 г.. Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
12. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 2-е изд,. — М.: Юристъ, 2000.
13. Е. Никитин. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. // Служба кадров. № 11, М., 2002.
14. Иванкина Т.В., С.П. Маврин Под ред. А.С. Пашкова. Трудовое право России — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993.
15. Иванов С. А. Российское трудовое право: история и современность // Государство и право. 1999. № 5.
16. Иванов С. А . Трудовое право переходного периода: некоторые проблемы // Государство и право. 1994.
17. Климова М.А. Постатейный комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. М., 2002.
18. Куренной А. М. Трудовое право России: что впереди? // Законодательство. 1998.