Условия неблагоприятного формирования личности и их роль в совершении преступления

§1. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА КАК ПРЕДМЕТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Предметом социально-гуманитарного познания является не объект (в смысле природы), а совокупность субъектов. Это — рукотворная, «вторая» природа. Поскольку в предмет социально-гуманитарного познания всегда включен человек, постольку иногда говорят не только о субъект-объектных отношениях, но и о субъект-субъектных. При анализе личности следует иметь в виду, что она одновременно является и объектом и субъектом познания. В социально-гуманитарных науках ограничения в исследовании накладываются объектом и предметом. Познавательный процесс в социально-гуманитарных науках описывается в понятиях «объект», «предмет» и «субъект» познания. В процессе их взаимодействия реализуются возможности науки как специализированной деятельности, направленной на получение истинного знания. Под объектом понимается та часть объективной или мысленной реальности, на изучение которой ориентировано научное познание. Примерами таких объектов могут выступать государственная власть, правовые отношения, ценности общества и т.д.

Однако сложный полномасштабный объект невозможно полностью уместить в рамки одного научного направления, поэтому необходимо провести научную процедуру трансформации объекта в предмет, который ограничит объект выбранными целями и способами идеализации. Но также имеет место и тот случай, когда предметная область одной науки выступает объектом исследования для другой. Для того чтобы определить объектную и предметную область понятия «личность преступника» в социально-правовом исследовании, мы проведем анализ теоретических подходов к толкованию ее понятия и особенностей криминологического исследования. Личность преступника рассматривается как научная абстракция, обобщенно отражающая такие личностно-психологические характеристики человека, которые определенным образом сказываются в детерминации противоправного поведения. Речь идет не о личности конкретного индивида, а об обобщенной абстракции (комплексе характеристик), которая лежит в сфере общего (при различной степени общности).

Итак, необходимо решить вопрос о том, следует ли ограничиваться криминологии изучением только того, что формируется в человеке как в социальном существе, или следует охватить всю природу человека. Криминологическое изучение личности преступника — особенно сложный и недостаточно изученный ее элемент. Психологи, социологи, психиатры и антропологи, а после и криминологи стран Запада уже в XIX в. рассматривали личность преступника как важный объект объяснения преступности.

11 стр., 5320 слов

Классовая структура советского общества и социально-правовой ...

... - крестьяне. К концу гражданской войны социально - классовая структура российского общества претерпела значительные изменения. Около 2 млн. ... какие исполнялись до революции. Понятие « буржуй» в советский период стало политическим клеймом. « Буржуи» (сюда ... чужой», проследить процесс усиления классового аспекта в механизме воздействия государства на личность, политические и правовые последствия ...

Относительно недавно в науке возникло несколько основных направлений, которые изучали особенности криминальной личности: биологическое (антропологическое); психологическое; социально-психологическое и социологическое. Родоначальником биологического, или антропологического, направления был итальянский профессор Павианского университета, а затем Туринского университета Чезаре Ломброзо. На протяжении многих лет он наблюдал за сотнями преступников, вследствие чего пришел к выводу, что существует преступный тип человека. Идеи Ломброзо послужили толчком для возникновения фрейдизма. В нем подразумевалось, что причиной противоправного поведения является человеческая мотивация как система инстинктивных стремлений. Профессор Колумбийского университета Д. Абрахамсен, пользуясь фрейдовской концепцией, вывел определенную формулу преступления: преступление = (преступные устремления, заложенные в Оно + криминогенная ситуация) .

Данные ученые являлись представителями клинической криминологии, основные положения которой сводились к отказу от принципов уголовной ответственности и предоставлению главной роли при назначении наказания эксперту-клиницисту. Как отмечает С.М. Иншаков, представители клинического направления попытались превратить криминологию в специфическую антикриминогенную медицину, а тюрьму в клинику.

Параллельно с биологическим направлением развивался и социологический подход. Двигателями социологического направления в изучении личности преступника выступали известные ученые западных стран: Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм, Ламбер Адольф Жак Кетле, Габриэль Тард, Макс Вебер, Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Основной идеей этого направления выступало соотнесение биологических и психологических механизмов личности делинквента с социальными факторами. Эрих Фромм считал, что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры». Также он полагал, что характер человека определяется образом его жизни и особенностями экономической системы.

Социально-психологический подход характеризуется совокупностью наиболее устойчивых социально значимых качеств личности и психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах и эмоциональных состояниях человека. Проблемой личности занимался и Л.И. Петражицкий, автор работы «Основы эмоциональной психологии». Суть его теории заключалась в признании особой значимости психических реакций и переживаний личности, которые влияют на преступное поведение. Исследовали личность преступника отечественные криминологи В.Н. Кудрявцев, А.Б. Сахаров, А.А. Толкаченко, Н.С. Лейкина, В.В. Лунеев и т.д. Так, В.Н. Кудрявцев, И.И. Карпец и Н.П. Дубинин в работе «Генетика, поведение, ответственность» доказывали социальную обусловленность преступности. Они также обращали внимание на то, что в период кризисных состояний в обществе преступность резко растет.

Психология личности занимает в системе криминологических знаний о личности особое место. Б.Г. Ананьев писал: «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и роли личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии).

4 стр., 1669 слов

Активность личности в психологии

... образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности. Отечественные и зарубежные психологи продолжают интенсивно разрабатывать различные аспекты проблемы активности. Принцип активности человека в отечественной психологии основывается ...

В современной психологии существует множество подходов в понимании личности, что тоже свидетельствует о сложности структуры понятия «личность». На наш взгляд, необходимо определить границы понятия «личность преступника» как предмета криминологии и объекта социальноправового исследования. Путь к решению проблемы заключается не только в уяснении подходов к изучению личности, но и в самой категории «личность преступника». Криминологическая категория «личность преступника» предполагает установление тех признаков в сфере социально-ценностных представлений и морально-психологических черт, которые связаны с совершением преступления.

Словосочетание «личность преступника» — понятие юридическое, поскольку наукой пока не установлены системы устойчивых признаков, которые бы позволяли однозначно отличать преступников от непреступников, кроме как наличием судимости. В.В. Лунеев также считает, что понятие «личность преступника» юридическое и условное. Он указывает, что никакой особой преступной личности, которая бы по своей сути отличалась от законопослушного человека, не существует.

Выделение понятия личности преступника из общей теории о личности в отдельную предметную область нецелесообразно, если единственное различие между ними заключается в юридическом факте. Дело в том, что, несмотря на отсутствие явных отличий, личность преступника все же имеет свои определенные особенности, которые во взаимодействии с внешней средой и порождают преступное поведение. Причем эти особенности и предопределяют совершение преступлений различных видов (насильственных, корыстных, неосторожных и т.д.).

Эти особенности могут быть как юридическими, так и психологическими, социальными, биологическими. Поэтому личность преступника является био-психо-социальной.

Таким образом, мы разобрались с тем, какие особенности и стороны личности преступника необходимо изучать. В настоящее время не установлено, какой круг лиц включает в себя данное понятие. По логике оно должно охватывать всех лиц, которые виновны в преступном поведении. Некоторые ученые считают, что должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Но мы считаем, что необходимо изучать также личности тех лиц, чей образ жизни и взгляды свидетельствуют о возможности совершения ими преступлений, для разработки эффективных средств профилактики преступлений. Ведь криминологическое изучение личности преступника главным образом осуществляется для выявления тех ее свойств и качеств, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики.

Следовательно, для определения криминологически значимых признаков личности преступника, предопределяющих преступное поведение, нам необходимо проводить всестороннее изучение проблемы человека в целом.

Для решения этого вопроса криминология должна пользоваться результатами и достижениями других наук, которые имеют свой предмет в познании личности. Примерами таких наук являются философия, социология, психология, этика, биология, экономика и т.д. В данном случае криминология выступает универсальной наукой, которая осуществляет взаимосвязь всех полученных данных в одно целое. Однако, как утверждает Ю.М. Антонян, криминология в области изучения личности преступника не формулирует исходных понятий для других наук, поскольку это не входит в ее компетенцию, и не может выполнять междисциплинарных функций, так как исследование личности в криминологии может быть только криминологическим.

3 стр., 1471 слов

Анатомо-физиологические особенности, методика исследования и ...

... у грудных детей падает до 1003-1005, у детей старше 3-5 лет повышается 1003-1016,у некоторых здоровых новорожденных в первые дни жизни наблюдается выделение с мочой мелкодисперсных белков альбуминов (физиологическая ... Зимницкому, определение клубочковой фильтрации, и клиренс эндогенного креатинина. Исследование системы мочеобразования и мочевыделения следует начинать с расспроса. Выясняется жалобы - ...

Таким образом, мы пришли к выводу, что личность преступника как предмет криминологии должна изучаться в рамках детерминации преступности, когда раскрытие причин совершения преступления предопределяется личностными характеристиками человека. Но поскольку в настоящее время не установлены характеристики, которые позволяют выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, границы личности преступника как предмета криминологии остаются размытыми. Как объект социально-правового исследования личность преступника должна разбиваться на лиц, совершающих преступления, на различные контингенты преступников и на различные криминологические типы преступников.

Введение

Познание человека и его личности всегда является одной из важных проблем науки, в особенности таких отраслей, как: юриспруденция, медицина, психология, философия. Человеческая личность как объект познания сложна тем, что каждый человек обладает различным мироустройством и психофизическим развитием. Очень сложно соблюсти объективность познания о человеческой личности и создать её целостный образ. В правоведческих науках криминальной направленности изучение личности происходит ввиду того, что человек выступает как главный «автор» всех противоправных деяний. Поэтому изучение проблем личности, причин совершения преступления, воздействия на субъект с целью недопустимости повторного совершения противоправного деяния — является главной задачей в изучении данного вопроса. Криминология изучает личн ость преступника как основной компонент предмета данной науки. В трудностях изучения личности преступника можно выделить два аспекта: это изучение самой личности субъекта, совершившего противоправное деяние, и трудности в процессуальном закреплении этого изучения. Если брать весь период изучения личности преступника, то можно утверждать, что всегда изучается одно и то же лицо — то, которое совершило противоправное деяния, т.е. на человека уже заранее «ставится» клеймо нарушителя. Но зачастую на первоначальных этапах следствия даже неизвестно было ли на самом деле это деяние и насколько оно противоречит закону. Важно понять, что нужно оценивать не только деяние, но и саму личность виновного. Все особенности личности преступника до момента вынесения приговора должны быть отражены в документах уголовного судопроизводства.

В процессе уголовного судопроизводства субъект, совершивший противоправное деяние, носит разный правовой статус: от подозреваемого до осужденного, но лишь после вступления приговора в силу, субъект может называться преступником. Уже закономерно сложилось так, что в криминалистике ведется поиск следов преступника, хотя, по смыслу, это не так. Прежде всего, нужно говорить о личности как о совокупности общефилософского и правового направления. Каждая личность представляется как набор социальных качеств и свойств человека, выработанных у него с течением времени и в процессе его участия во всех общественных отношениях. Такие понятия как «личность» и «человек» никогда, как правило, не отделяются друг от друга, при этом упор делается на то, что при определении свойств морали всегда мы делаем отсылку в личность, а что касается биологического начала, то это исходит от человека. Нельзя рассматривать эти два понятия абстрагированно, а если это и происходит, то для более углубленного исследования человеческой личности.

25 стр., 12372 слов

Психология преступника и расследования преступлений

... личности преступника, и при анализе внутренних механизмов поведения. Мысли, эмоции, чувства и переживания преступника, реализованные в преступлении, ... работы”; “Не уходила из-за детей”. Автор исследования делает справедливый вывод, что для многих женщин, ставших ... детей из дома. Повзрослев, немалая доля таких людей оказывается неспособной к полностью самостоятельному психологическому существованию ...

Можно заметить, что для изучения данного вопроса применяются два метода, противоположных друг другу — интеграция и дифференциация. Дифференциация даёт возможность дробления предмета изучения для более целенаправленного изучения, а интеграция — синтезирует знания об этом объекте и позволяет отыскать новые знания и возможности воздействия на человека. Оба метода позволяют объединять наше знание о личности как едином объекте исследования. На данный момент не найдены какие-либо фундаментальные подходы к изучению человеческой личности и следует более уверенно говорить о том, что свойства, характеризирующие личность буквально «прикрепляются» к телесной форме единого субъекта. Нельзя не сказать о том, что формирование данных свойств и качеств, прежде всего, зависит от микросреды в семье, воспитании, дружеского коллектива и взаимоотношений с обществом, где проявляется поведение каждого индивида.

Целью данной работы — проанализировать понятие, структуру и основные черты личности преступника.

Задачи исследования:

  • рассмотреть личность преступника как предмет криминологической науки;
  • исследовать криминализацию личности преступника;
  • изучить вопросы соотношения социального и биологического в личности лица, совершившего преступление;
  • проанализировать значение обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в формировании механизма преступления;

— Различные вопросы, связанные с характеристикой личности преступника рассматривались в научных исследованиях и публикациях Антонян Ю.М., Блувштейн Ю.Д. Голик Ю.В., Долговой А.И., Ермакова В.Д., Беляевой Н.В., Иншакова С.М., Кайзер Г., Карпец И.И., Лейкиной Н.С., Лунеева В.В., Михайловой А.В., Резник Г.М., Солопанова Ю.В., Хохрякова Г.Ф., Ястребова В.Б. и др.

Методологическую основу исследования составили общенаучные, философские и специально-юридические методы.

Объектом исследования является психологические и социальные криминологически важные черты личности преступника.

Предметом исследования являются научные работы, исследования, посвящённые изучение личности преступника.

Структурно данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

Дело в том, что, несмотря на отсутствие явных отличий, личность преступника все же имеет свои определенные особенности, которые во взаимодействии с внешней средой и порождают преступное поведение. Причем эти особенности и предопределяют совершение преступлений различных видов (насильственных, корыстных, неосторожных и т.д.).

11 стр., 5118 слов

Психология преступного поведения и личности преступника

... Психология преступного поведения В литературе нередко встречается употребление терминов «преступное поведение» и «преступление» ... преступления непосредственно исходит из волевого характера преступного поведения и из того, что преступлением признается предусмотренное законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, ... органов главное — работа с людьми, в ...

Эти особенности могут быть как юридическими, так и психологическими, социальными, биологическими. Поэтому личность преступника является био-психо-социальной. Таким образом, мы разобрались с тем, какие особенности и стороны личности преступника необходимо изучать. В настоящее время не установлено, какой круг лиц включает в себя данное понятие. По логике оно должно охватывать всех лиц, которые виновны в преступном поведении. Некоторые ученые считают, что должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Но мы считаем, что необходимо изучать также личности тех лиц, чей образ жизни и взгляды свидетельствуют о возможности совершения ими преступлений, для разработки эффективных средств профилактики преступлений. Ведь криминологическое изучение личности преступника главным образом осуществляется для выявления тех ее свойств и качеств, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики. Следовательно, для определения криминологически значимых признаков личности преступника, предопределяющих преступное поведение, нам необходимо проводить всестороннее изучение проблемы человека в целом. Для решения этого вопроса криминология должна пользоваться результатами и достижениями других наук, которые имеют свой предмет в познании личности. Примерами таких наук являются философия, социология, психология, этика, биология, экономика и т.д. В данном случае криминология выступает универсальной наукой, которая осуществляет взаимосвязь всех полученных данных в одно целое. Однако, как утверждает Ю.М. Антонян, криминология в области изучения личности преступника не формулирует исходных понятий для других наук, поскольку это не входит в ее компетенцию, и не может выполнять междисциплинарных функций, так как исследование личности в криминологии может быть только криминологическим. Таким образом, мы пришли к выводу, что личность преступника как предмет криминологии должна изучаться в рамках детерминации преступности, когда раскрытие причин совершения преступления предопределяется личностными характеристиками человека. Но поскольку в настоящее время не установлены характеристики, которые позволяют выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, границы личности преступника как предмета криминологии остаются размытыми. Как объект социально-правового исследования личность преступника должна разбиваться на лиц, совершающих преступления, на различные контингенты преступников и на различные криминологические типы преступников.§2. КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКАВ отечественной и зарубежной криминологической науке подчеркивается, что изучение психологии преступника осуществляется не только с целью познания, но и поиска путей декриминализации. Выделяются две причины, по которым идентичность выступает актуальным предметом исследования криминализации. В первую очередь потому, что идентичность формируется на основе опыта социальной активности, тех успехов и неудач, которые он получал во взаимодействии с обществом. Преступление в большинстве случаев ‒ рациональное и социальное действие. Человек нарушает запреты тогда, когда он считает нужным, там, где того требуют его желания, влияние окружающих, складывающиеся обстоятельства. С этой точки зрения человек совершает преступление, представляя то, что выгода будет выше, нежели негативные последствия. Такое представление относится к числу «криминальных установок», прямо обуславливающих риск совершения противоправных действий. Ряд криминологов описывает десятки разновидностей криминальных установок, многие из которых связываются человеком с самим собой, то есть образуют его самоидентичность. Их выявление у лиц, входящих в группу риска: совершивших преступление, отбывших наказание и других ‒ позволяет прогнозировать готовность к совершению преступлений в будущем. Во вторую очередь преступная деятельность формирует особый вид идентичности – криминальную идентичность. Она является разновидностью социальной идентичности, формирующейся под влиянием двух факторов: самокатегоризации, т. е. отнесения себя человеком к преступному миру и взаимодействия с преступным социальным окружением. Человек считает себя преступником по нескольким причинам: в связи с вступившим в силу приговором суда, в связи с совершением преступления, в связи с тем, что он входит в преступную группу, или даже потому, что среди его знакомых есть преступник. Во всех случаях представление человека о его принадлежности к преступному миру сопровождается риском криминальной активности. Он увеличивается, если в социальном окружении человека увеличивается доля криминально направленных лиц. Итак, обе причины представляют собой направления изложения, в русле которых и построен данный параграф. В начале параграфа осуществляется обсуждение криминальных предпосылок, вызванных самоидентификацией, затем – влиянием преступной группы и социальной идентичностью. Криминальные психологи изучают индивидуальные особенности преступников в поисках ответа на два вопроса: «Почему люди преступают закон?» и «Что заставляет их продолжать совершать преступления?». Как уже говорилось, в науке на этот счет существуют два конкурирующих мнения. Склонность к преступным действиям объясняется особенностями представлений людей или связывается с влиянием социального окружения. Для этой цели используются два конструкта: криминальная установка и криминальная идентичность. Криминальная установка ‒ это «зонтичный термин», обозначающий совокупность представлений, приводящих к криминальному поведению, а также установок, обеспечивающих их возникновение, оправдывающих осуществление. Это понятие наиболее близко к понятию «криминальная направленность», разрабатываемому в отечественной юридической психологии. Конечно, проявления криминального мышления тесно связаны с биологическими, социальными, индивидуальными и ситуативными факторами, однако их сущность в принципе неизменна для большинства лиц, преступивших закон. Исследование криминальных установок началось с анализа представлений о криминальном поведении у лиц, преступивших закон, на основе которого были описаны специфические черты. Среди них выделены когнитивные затруднения: узость, застревание мышления; свойства личности: восприимчивость, эмоциональность, повышенный оптимизм, безответственность и попустительство; социально-психологические свойства ‒ стремление к силовому решению проблем. Позднее их перечень претерпел незначительные изменения, показывая в целом, что криминальные установки оправдывают и рационализируют криминальное поведение для личности. В последующих исследованиях описаны специфические свойства самосознания преступников: жертвенная позиция (экстернальный локус контроля), положительная самооценка, вера в удачу, ощущение собственной уникальности; но они не в полной мере точны, не позволяют относить людей, которые ими обладают, к категории преступников. Альтернативная систематизация криминальных установок включает в себя четыре измерения: 1) восприятие насилия, 2) обоснование применения насилия к окружающим, 3) антисоциальные намерения, 4) отношение к другим преступникам. Большое внимание к восприятию преступником насилия обусловлено тем, что оно является ценным признаком для изучения риска криминализации, нежели социальные, экономические факторы. Также существуют представления о том, что потребность применять насилие к окружающим выступает мотивом для вступления в преступные сообщества. В ряде работ оценка стиля криминальных установок нацелена на изучение форм поведения, предшествующих либо сопутствующих криминальному поведению. К их числу относится ответственное поведение. Оно проявляется во взаимодействии с социальным окружением и социальными институтами и служит предиктором выражения криминальной установки и нарушения правовой нормы. К примеру, на основании правления ответственности, S. Yochelson выделяет три категории людей, подверженных преступному поведению. В его представлении ответственное поведение свойственно большинству добропорядочных людей; безответственное поведение присуще: правонарушителям, обычным преступникам и рецидивистам. Первая группа – люди с ответственным стилем отношения – ведут социально приемлемый тип жизни. Они ведут общественно значимую профессиональную деятельность, выполняют взятые на себя обязательства, заботятся об окружающих. Мысли о нарушении норм закона, правил поведения посещают их так же часто, как и преступников, но не находят своего воплощения в реальном поведении. Когда правонарушение все-таки происходит, оно не становится поступком, определяющим новый стиль жизни, а рассматривается человеком как отклонение от нормального хода вещей. В целом ответственный человек проявляет себя соответствующе во всех аспектах жизни, в которые он оказывается вовлечен, например в профессиональной, семейной и социальной сферах. Совершенствуя себя, развивая свои умения и навыки, он приносит благо в жизнь своего окружения. В случае, если социальное окружение ему не интересно, то своими действиями он не нарушает прав окружающих, не присваивает их имущество. Вторая группа – правонарушители. Они, в строгом смысле этого слова, не нарушают закон, однако выступают нарушителями моральных и нравственных норм, обманывая окружающих. Они хронически опаздывают, небрежно и некачественно выполняют порученную работу, не придерживаются данных другим обязательств. Эта категория нарушает права и свободы других людей своей безответственностью, не приводящей к преступлению, поэтому нами она была отнесена к категории «правонарушители», а S. Yochelson обозначает ее как «irarestable». Третья группа – преступники и рецидивисты. Криминологическая характеристика поведения лиц, отнесенных к категории преступников, включает в себя кражи и хищения, служебные злоупотребления и подлоги, убийства по неосторожности. По частоте совершения и степени общественной опасности криминальные действия совершаются этой категорией лиц под влиянием окружающих и с разной степенью систематичности. В целом использование в качестве критерия криминализации личности ее способности к социально ответственному поведению дополняет и уточняет представление человека о допустимости совершения преступлений. С точки зрения прогнозирования риска криминализации изучение не только представлений, но и реального поведения играет весомую роль для разработки программ воздействия и профилактики преступности. Применение подобного инструментария показывает, как правило, высокую степень корреляции между прогнозом преступного поведения и фактически совершенными преступлениями. В рамках нашего исследования оценка поведения использовалась как на этапе анкетирования самих осужденных, так и экспертной оценки лиц, осуществляющих психологическое сопровождение в учреждениях уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Для этого использовались специально разработанные нами анкеты, включающие как критерии изучения криминальных установок у осужденных, так и критерии оценки ответственного и криминального поведения для экспертов. Термин «криминальная идентичность» описывает принадлежность человека к криминальным формам общественных отношений и является частью его самопредставления. Развитие криминальной самоидентичности связывается в основном с преступными действиями и формируется в ситуации преступной деятельности. Действительно, применение насилия к окружающим, отрицание права, стремление к членству в криминальных группах в той или иной степени присуще большинству преступников, а глубина убежденности в этом соотносится с более тяжкими последствиями. Внимание исследователей к криминальной самоидентификации объясняется ее возможностью предсказывать характер социального поведения людей, склонных к противоправным действиям. ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ИХ РОЛЬ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ§1. ЗНАЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СПОСОБСТВОВАВШИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, В ФОРМИРОВАНИИ МЕХАНИЗМА ПРЕСТУПЛЕНИЯУчёные-юристы в большинстве своих взглядов на необходимость установления обстоятельств, способствовавших совершению преступления, смотрят на это как на функцию профилактического характера, связанную с решением задач предупреждения преступлений. Не ставя под сомнение наличие задачи предупреждения преступности в действиях правоохранительных органах по установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, считаем, что данные обстоятельства имеют также доказательное значение в наиболее детальном воссоздании модели механизма преступления. К моделированию механизма совершенного преступления следователь приступает сразу же в процессе изучения поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, где основными деталями воссоздаваемого механизма являются следы совершённого преступления. В криминалистике различают криминалистическое понятие следов в широком и узком значении.В широком смысле — это любые материальные последствия преступления, изменения поверхности объекта или вещной обстановки, в которых заключена, отображена информация об объекте взаимодействия. Это могут быть следы, возникшие от воздействия одного предмета на другой (например, следы взлома); объекты оставленные (брошенные, утерянные) преступником; объекты оставленные, унесённые с места преступления; части разрушенных предметов (например, осколки фарного рассеивателя); запахи и т.д.В узком смысле — отображение признаков одного объекта контакта на поверхности другого. Следы могут быть классифицированы в пределах трёх больших групп.Криминологическое содержание понятия «след» включает в себя последствия физических, химических и биологических процессов взаимодействия живой и неживой материи в определённых условиях пространственно-временной обстановки в результате влияния преступного события на закономерный процесс жизнедеятельности определённой среды обитания. Формирование следов преступного события есть не одномоментный акт, а процесс, растянутый во времени. И прежде чем исследовать механизм формирования следов преступного события, необходимо уяснить криминалистические закономерности образования самого преступного события. С нашей точки зрения, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления – это взаимообусловленное сочетание объектов живой и неживой материи, находящихся в состоянии протекания физических, биологических, химических и психических процессов своего существования, и рождающее в социальной среде обитания криминальные закономерности движения к преступному событию. Именно оригинальное сочетание обстоятельств, формирующее закономерности причинно-следственной поэтапной смены пространственно-временных состояний жизнедеятельности лица, инициируют движение к состоянию криминальной обстановки, где обусловленная активностью преступника динамика материальных, интеллектуальных и порождённых им отражательных процессов формирует преступное событие.Криминальная закономерность протекания преступного события – это логически обусловленный этап жизнедеятельности соответствующего лица, связанный с трансформацией фактов и обстоятельств, наполняющих содержание проживаемого им события, в элементы механизма совершаемого преступления, в котором сочетание живой и неживой материи подчинено интеллектуальному планированию и волевым устремлениям данного лица. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что пересечение границы, за пределами которой динамика пространственно-временного течения события переходит в качество «преступного», Успехи современной науки и образования подчинено все той же криминальной закономерности интеллектуально-волевой трансформации фактов и обстоятельств череды событий в жизнедеятельности соответствующего лица в элементы механизма совершаемого преступления. И мотивированное совершение первого, а порой и единственного, шага за пределы данной границы есть вхождение в обстановку преступного события. На наш взгляд, векторным исследованием обусловленности прихода к обстановке события преступления может являться направление исследования закономерностей логики причинно-следственной и взаимозависимой смены моделей жизненной череды событий в ходе движения к преступному событию и социально-нравственная природа мотивов действий в атмосфере этих событий соответствующих лиц. §2.

26 стр., 12502 слов

Личность преступника как объект криминологического исследования Студент(ка)

... 148. Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект. Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. С. 8. Карпец И.И. Проблема преступности. М.: Юридическая литература, 1969. ...

3 стр., 1264 слов

Проблема личности в основных школах ХХ века

... Проблема личности в психологии Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития, формирования в деятельности и общении. Одними из основных ... они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо (рис. 1.2). В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, ...

20 стр., 9983 слов

Личность преступника

... преступного поведения человека: биологическая или социальная. Отдельные особенности личности преступника (в первую очередь, возраст и условие здравомыслия определения менталитета) в то же время являются признаками предмета преступления, без ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/neblagopriyatnyie-usloviya-formirovaniya-lichnosti/

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/neblagopriyatnyie-usloviya-formirovaniya-lichnosti/

Законы, нормативные правовые акты и иные официальные документы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 (ред. От 07.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ 17.06.1996, № 25. Ст. 2954.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 07.07.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч.1) Ст. 4921.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.07.2017 г.) // Российская газета, 2001. № 256. Ст. 128.

Монографии, учебники, учебные пособия

4. Рарог А.И. Уголовное право России. Части общая и особенная: Учебник / Отв. ред. Рарог А.И. М., 2015. 784 с.

5. Воробьёв, А.Н. Теория статистики. М.: Инфра М,2005. 476 с.

6. Харламов А.И., Башина О.З. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении деятельности правоохранительных органов: Учебник /А.И.. М.: Финансы и статистика, 2015. 1023 с.

7. Корниенко Н.А. Учеты и учетная документация, используемые при расследовании уголовных дел. СПб., 2013. 188 с.

8. Шклярук М. Правовая статистика: системный конфликт между знанием о преступности и учётом ведомственной работы. СПб., 2014. 26 с.

9. Ефименко М.О., Скоморохов Р.В., Шиханов В.Н. Криминологическая теория и практика в организации ведомственного контроля за достоверностью ведомственной статистики. М., 2010. 275с.

10. Антонян Ю.М. Криминология: учеб. для академич. бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 388 с.

11. Кургузкина Е.Б. Теория личности преступника и проблемы индивидуальной профилактики преступлений: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. 452 с.

12. Разумова Е.М. Психологические особенности личности преступников-рецидивистов: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2007. 234 с.

Статьи, научные публикации

13. Бахрах Д.Н. Конституционные основы действия правовой нормы во времени // Журнал российского права. №5. 2013. С. 12-16.

14. Плешаков С.М. Гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с назначением судебной экспертизы // Актуальные проблемы гражданского права: потребности гражданского общества и государства: материалы II Всерос. науч.практ. конф. Саранск, 2015. С. 98-101.

15. Григорьев А.Н., Мешков В.М. Некоторые аспекты формирования научных основ расследования преступлений, сопряженных с использованием средств компьютерной техники // Библиотека криминалиста. 2013. № 5. С. 256-264.

16. Виноградова А.Д. Достоверность статистической отчётности как необходимое условие эффективного противодействия преступности // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. №1. С.172-176.

17. Бжиев Р.Б. Особенности корыстно-насильственной преступности несовершеннолетних в современных условиях // Известия Южного федерального университета. 2007. Вып. 2 (74).

С. 198-206.

18. Калюжный К.Ю. Проблемы борьбы с организованной преступностью в Краснодарском крае // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 1 (19).

С. 39-42.

19. Некрасов А.П. Вновь к вопросу характеристики личности преступника, совершающего корыстные преступления // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики : материалы XIII Международ. науч.-практ. конф. Тольятти, 2016. С. 258-262.

20. Иванов А.Л. Уголовно-правовое значение признания вины // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 82. С. 183-185.