Проблема личности в основных школах ХХ века

Человек — это объект изучения многих наук. В ряде естественных наук, таких как физиология, биология, анатомия человек рассматривается как органическое существо и изучаются его физические данные, параметры. В социологии на него смотрят как на единицу из которых составлен объект изучения — социум. Чтобы ответить на вопрос как рассматривается человек в психологии, необходимо провести сравнительный анализ подходов к пониманию человека в основных психологических школах XX века.

Сама психологическая наука в психике (душе), выделяла такие образования, как: личность, индивид, индивидуальность, субъект. Это образования, которые объясняют человека, но всё же имеют определённые границы в возможности объяснения, так как человек — это гораздо больше чем определение в свете психического образования. Личность — это порождение достижений общественного развития в конкретном живом человеке, у которого есть сознание и самосознание. В широком смысле слова — это субъект социальных отношений и сознательной деятельности в целом. А в узком — это качество индивида, которое формируется в деятельности и совместном общении. Субъект же — это носитель активности, который суть есть источник познания и преобразования.

1. Проблема личности в психологии

Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития, формирования в деятельности и общении. Одними из основных спорных пунктов изучения являются такие его индивидуально-психологические особенности, как индивидуальность и личность.

Если понятие индивида включает в себя общие качества человека как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности.

Это понятие не получило однозначного истолкования. Существуют три основных направления в изучении человеческой индивидуальности: теории биологической индивидуальности (Б. Г. Ананьев и В. Н. Русалов), интегральной индивидуальности (Б. Г. Ананьев и В. С. Мерлин) и социальной индивидуальности {К. А. Абульханова-Славская и А. К. Резвнцкнй) Их можно разбить на три группы: феноменологические (признаки различия), структурные (интегральные), основанные на категории развития.

Наиболее полно понятие индивидуальности разработано Б.Г. Ананьевым. Его основная идея: индивидуальное своеобразие не является свойством, присущим организму как целому; оно является также и свойством любой части этого целого. Для сохранения системной целостности человека как предмета исследования необходимо изучать разные виды связи между более или менее полными наборами свойств, относящихся к биологическому, психологическому, и социальному уровням.

4 стр., 1962 слов

Понятие индивид, индивидуальность и личность

... каждый индивид, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность. Понятие индивидуальность Индивидуальность -- это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по ...

В.С. Мерлин, основываясь на системном подходе, определяет интегральную индивидуальность как целостную систему индивидуальных свойств человека, которая имеет три уровня:

1) систему индивидных свойств организма (биохимические, общесоматические, нейродинамические свойства);

2) систему индивидуальных психических свойств (психодинамические и психические свойства личности);

3) систему социально-психологических свойств (социальной роли в группе и коллективе, социальной роли в социально-исторических общностях).

В. М. Русалов рассматривает индивидуальность человека как систему многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития человека. Он выделяет две совокупности свойств: биологические и психологические. Биологической системе человека соответствует иерархическое строение, к высшему уровню которого принадлежат структурные и функциональные свойства нервной системы. Индивидуальная психика состоит из традиционных психологических образований: темперамента, интеллекта, характера; причем в двух последних образованиях выделяются формальный аспект, связанный с биологическими компонентами, и содержательный аспект, выступающих через предметно-смысловые психологические структуры.

Формальные свойства разбиваются на два класса: формально-динамические (силовые и энергетические) и формально-программные (стратегия поведения).

Так намечается главное противоречие: с одной стороны, подчеркивается наличие связей между индивидуальными особенностями, с другой — человек воспроизводится в понятии индивидуальности во всем многообразии его реальных форм и взаимодействии с другими явлениями.

1.1 Психологическое учение о личности

психология личность фрейд

Рассмотрение личности как производной от системы социальных отношений выдвигает на первый план фундаментальную проблему «личность и общество», включающую вопрос о том, представляет ли личность основной и исходный элемент общества, его самостоятельную единицу или она поглощается иными социальными образованиями. Решение Ананьевым этой проблемы отражает распространенную в прошлые времена идеологию, принижающую роль отдельной личности в социальной системе. Можно предположить: подобная позиция Ананьева объясняется распространенным представлением о том, что общественные отношения резко отделены от межличностных отношений.

Одной из главных тенденций развития отечественной психологии, ярковыраженной в ряде серьезных теоретических разработок, является акцент на значимость возрастающей индивидуализации для дальнейшей эволюции общества, вариативности основных элементов общественной системы — индивида, личности. Разрабатывая эволюционно-исторический подход к личности, А.Г. Асмолов весьма обоснованно доказывает, что именно «проявления индивидуальности личности преимущественно отражают эволюцию системы к изменению и, будучи преадаптивными по своему эволюционному смыслу, обеспечивают потенциальные возможности новых вариантов дальнейшей эволюции данной социальной системы». Специфическая социальность индивида в широком смысле слова действительно является неисчерпаемым источником инноваций, ради¬кальных преобразований общества. Тем самым отнюдь не преуменьшается значение общностей, различных социальных групп. В условиях совместной деятельности и общения происходит встреча людей, обладающих неповторимым жизненным опытом и оригинальным сочетанием личностных свойств. Эти встречи усиливают уникальность каждого, но, конечно, способствуют и накоплению общего фонда ценностей.

4 стр., 1645 слов

Акме человека как личности

... на стыке наук общественных, технических, гуманитарных и естественных, акмеология решает задачи выявления оптимальных факторов и условий, которые позволяют взрослому человеку состояться как индивиду, личности и субъекту деятельности, т.е. достичь своего «акме» ...

1.2 Методологические основы изучения личности

Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1).

Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе кон-ституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические

свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

6 стр., 2763 слов

По теории государства и права Права человека: понятие и сущность

... братства» на Украине . В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная сфера, направление деятельности индивида. Государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. ...

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо (рис. 1.2).

В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.