ВВЕДЕНИЕ
Деятельность является основой формирования человека как личности. Определяющим условием существования, развития человека как существа социального является совокупность разного вида деятельностей, в которые включен человек. Освоение деятельности и ее усложнение является важным условием развития психики человека. Поэтому решение воспитательных задач должно опираться на психологические закономерности соподчиненности человеческих деятельностей, их динамику. При построении воспитательных воздействий надо учитывать характер и особенности различных видов деятельности, в которые вовлечен ребенок, их значение, объем и содержание.
Сегодня, в условиях рыночной экономики, при переходе от общества индустриального к обществу постиндустриальному и информационному, мир жестко предъявляет к будущему поколению новые требования: он должен быть внутренне мобильным и самостоятельным, уметь быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации. И именно «сегодняшние» школьники станут «завтрашней» опорой нации, от их личного благополучия зависит и благополучие общества. Воспитание такого человека требует мобилизации всех социальных институтов, особого внимания и воздействия воспитательной среды школы, внеклассной работы, общественно-полезного труда и семейного воспитания. В свою очередь, социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Работа педагога с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования.
Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Проблеме школьно-семейного воспитания посвятили свои исследования многие ученые: В. А. Сухомлинский, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, М. П. Осипова, М. А. Бесова, И. А. Мельничук, З. М. Панасевич, В. В. Розанов, И. И. Букина, О. П. Егорова и др.
«Психолого-педагогическое образование родителей школьников ...
... программу психолого-педагогического образования родителей в системе взаимодействия семьи и школы; проанализировать программу психолого-педагогического просвещения «Истоки» в качестве реализации модели эффективного воспитания школьников 5-9 классов. дать рекомендации по организации психолого-педагогического образования родителей ...
Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения — это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Ведь только совместная деятельность, направленная на то, чтобы доставить радость себе и другим людям, порождает сотрудничество как высшую форму взаимодействия. Учитель не только вовлекает членов семьи своих учащихся в систему воспитательной работы класса, но через нее как бы косвенным путем программирует, стимулирует развитие разнообразной полезной деятельности детей и взрослых в домашних условиях, продуцируя таким образом семейную воспитывающую среду — решающих фактор воспитания ребенка.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Конвенции ООН о правах ребенка», Законе Республики Беларусь «Аб правах дзiцяцi», Законе РБ «Об образовании». Кроме того, по заказу Министерства образования РБ ведется исследовательская работа по изучению системы школьно-семейного воспитания младших школьников, перспектив ее развития. На основе полученных результатов разработана ее социально-технологическая модель «Ориентир», внедрение которой осуществляется учителями и воспитателями в школах республики.
Целью курсовой работы является исследование особенностей коллективной совместной деятельности как формы привлечения родителей к воспитанию детей.
В соответствии с поставленной целью, в задачи работы входит:
1. Изучить категорию «деятельность» как психолого-педагогическое явление.
2. Определить особенности и формы коллективной совместной деятельности детей и социально ответственных взрослых.
3. Выявить значение инновационной коллективной совместной деятельности как формы привлечения родителей к воспитанию детей.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по указанной теме, обобщение, наблюдение.
деятельность коллективный совместный
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Деятельность в структуре понятий психологии
Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности — это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это — важнейшая основа развития человека, становление его как личности.
Категория деятельности в психологии является центральной. А. А. Реан, Н. В. Бордовская и др. подчеркивают, что содержание именно этой категории помогает понять тайну психики, в том числе и души человека. Принятие этой категории в качестве основной парадигмы ориентирует исследователя не на содержание готовых структур сознания, а на процесс, в результате которого они возникают, и, следовательно, приводит к более глубокому пониманию их природы. Деятельностный подход в психологии указывает на то, что в основе психических образований лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней, что именно в результате этого взаимодействия рождаются идеальные образования, в которых в равной мере представлены как свойства самого субъекта и его организма, так и свойства объектов окружающего мира [1, с.296].
Человек индивид личность взаимосвязь понятий
... формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже были обучены в человечестве. Но, с другой стороны, без биологической полноты, присущей человеку как биологическому ...
Все качества, свойства личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т.е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, а, следовательно, формируются определенные склонности и черты характера, закрепляются знания. Иными словами, личность формируется в деятельности.
Для начала приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической литературе.
«Деятельность — важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности…» [2, с.249].
Р. С. Немов определяет деятельность как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [3, с.147].
Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности [4, с.82-83].
Деятельность — активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё [5, с.38].
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: цель, предмет, структуру, средства и мотив.
В качестве цели деятельности выступает её продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определённые знания, умения, навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат.
Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.
А. Н. Леонтьев подчеркивает, что предметность является основной конституирующей характеристикой деятельности. Выражение «беспредметная деятельность» лишено всякого смысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет выступает двояко: первично — в своем независимом существовании как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которые осуществляются в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может [6, 1972].
Что же заставляет человека действовать определенным образом в определенном положении? Источником активности человека, как и любого живого существа, являются его потребности, то есть состояния индивида, выражающие его зависимость от конкретных условий его существования и развития. Любая потребность имеет свой предмет, то есть, она всегда есть осознание нужды в чем-то.
В отечественной психологии понятия личность и деятельность рассматриваются как внутренне связанные явления. Разрабатывая проблему деятельности и активности личности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении — сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека. Источником активности личности являются потребности. Потребности выражаются в мотивах, т.е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным видам деятельности по ее удовлетворению. Этим разным видам деятельности и соответствуют разные мотивы [7, с.25].
Ы по медицине Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека
... сделана попытка изложить более существенные факты, которыми располагает сейчас физиология высшей нервной деятельности человека в процессе возрастного развития. 1. Антенатальный и ранний постнатальный периоды условный рефлекс ... функционирования 2‑й сигнальной системы, недостаточно велись работы по определению типологических особенностей у детей и по ряду других вопросов, очень важных не ...
Итак, сама по себе потребность не порождает сознательной деятельности, а в лучшем случае может стать причиной инстинктивного или импульсивного поведения. Для возникновения целенаправленной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить данную потребность. Осознанная потребность становиться мотивом поведения. Понятиям мотива и цели принадлежит в психологическом анализе деятельности важное место. Немотивированной деятельности, так же как и нецеленаправленной, просто не может быть. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.
Всякая деятельность имеет определённую структуру. Структура деятельности многокомпонентна. В ее осуществление вовлекаются психические процессы, состояния и свойства личности разного уровня сложности. Однако, какой бы сложной она ни была, как бы долго она ни длилась, ее можно описать, используя универсальные единицы, в которых отражается не содержательный, а именно структурно-уровневый подход к ее описанию. Единицами деятельности, представляющими собой ее более мелкие фрагменты, но в то же время сохраняющими специфику ее психологического содержания, являются те ее элементы, которые закреплены в понятиях действие и операция.
Среди компонентов деятельности ученые выделяют:
- мотивы, побуждающие субъект к деятельности;
- цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий;
- операции, с помощью которых деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации.
Действие — целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности.
Операция — конкретная совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий [1, с.341].
Итак, деятельность человека имеет многоуровневый характер. Высшим ее уровнем является собственно деятельность, определяемая мотивом и направляемая соответствующей этому мотиву «генеральной» целью. Достижение этой цели всегда сопровождается возникновением частных проблем, решение которых связано с постановкой частных целей. Целенаправленную активность, связанную с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, принято в психологии называть действиями. И, наконец, наиболее элементарным структурным уровнем деятельности является операция — та конкретная совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий (например, физическими свойствами объекта, местоположением, ориентацией в пространстве, доступностью и т.д.).
Общение и развитие человека как личности
... условиях развития и формирования личности. Предметом исследования в курсовой работе является общение. Объект исследование роль общения в условиях развития и формирования личности. общение личность коммуникативный ценность 1. Общение и развитие человека как личности 1.1 Понятие и виды общения Общение рассматривается как вид деятельности, ...
В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.
И, наконец, мотив. По мнению Л. Д. Столяренко, мотив имеет сложную внутреннюю структуру:
- с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовлетворением, начинается мотив;
- осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого;
- реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках [8, с.210].
Итак, мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности.
В общем виде мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость. Можно сказать, что в основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека.
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, социальными, духовными.
Однако соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и не однозначное. Не всегда деятельность может полностью удовлетворить мотив. В этом случае человек, завершив одну деятельность, начинает другую. Если деятельность занимает много времени, то в ее процессе мотив может изменяться. Так, например, когда мы видим хорошие карандаши, краски, у нас возникает желание порисовать ими. Однако через некоторое время это занятие может нам наскучить.
Порою развитие мотивов опережает формирование деятельности, а порою отстает от него. И то, и другое сказывается на результате деятельности.
Все сказанное позволяет заключить, что мотив — это не просто одна из составляющих деятельности. Он выступает в качестве компонента сложной системы — мотивационной сферы личности. А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум под мотивационной сферой личности понимают совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности [1, с.271].
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле. В узком смысле слова, по мнению П. М. Якобсона, это мотивация конкретных форм поведения человека. В широком смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которые определяются поведением человека в целом [9, с.12].
С этой точкой зрения солидарен также С. Л. Рубинштейн, который под мотивацией понимает систему разнообразных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. С общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на нее оценка, обусловленная общественными нормами, самооценкой и оценкой со стороны окружающих [10, с.205].
Вопрос о мотивации к деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Раскрывая сущность процесса мотивации, мы способны понять и свои действия, и поведение людей, с которыми общаемся, в самых различных ситуациях. Распознавание механизма мотивации необходимо для решения многих практических вопросов.
Мотивация деятельности личности в организации
... стимулируют, поддерживают и объясняют поведение и активность человека. Рассмотрению всех этих факторов и посвящена данная работа. 1. Мотивация деятельности личности в организации 1.1 Формы и факторы мотивации персонала в организациях Мотивационная система стимулирования включает ...
Итак, мотивация — «состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию» [11, с.221].
Таким образом, мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. Мотивация — совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности.
Та или иная деятельность может начать играть решающую роль в психологических новообразованиях, возникающих в ходе онтогенетического развития человека. Такая деятельность получила обозначение «ведущая деятельность.
Ведущая деятельность — деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития, и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности [12, с.26].
Совместная деятельность в психологии определяется как организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры [13, с.96].
С. Ю. Головин выделяет следующие отличительные признаки совместной деятельности:
1. Пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними — обмена действиями, информацией, а также перцепции взаимной.
2. Наличие единой цели — предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из участников; как прообраз результата и вместе начальный момент деятельности, цель тоже относится к конституирующим признакам.
3. Наличие органов организации и руководства, воплощенных либо в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределенных.
4. Разделение процесса деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей; это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляемую: а) либо в конечном продукте деятельности — в этом случае индивидуальные операции выполняются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих; b) либо в самом процессе его производства — в этом случае индивидуальные операции взаимообусловлены (специализованы и иерархизованы), ибо должны выполняться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции, или же — в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой.
5. Появление в ходе деятельности межличностных отношений — на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и обретающих со временем относительно самостоятельный характер; обусловленные исходно содержанием деятельности, они сами воздействуют на ее процесс и результаты [13, с.96-98].
Взаимоотношения между детьми в семье (сиблинговые отношения)
... детей в семье (нечто общее в отношении к ним со стороны других членов семьи, например, выраженное в обращении «дети»; наличие коммуникации между братьями и сестрами, совместных интересов, претензий на общие ресурсы; 2) признание родителями права детей ... влиянию в семье над детской. Но в реальности это не всегда так. Выделяют три основных варианта отношения родителя к детям в структуре семьи: 1) ...
В отечественной психологии совместная деятельность рассматривалась как главное условие социально-психологической интеграции ее участников, как первооснова формирования и развития межиндивидуальных связей. Как необходимый момент выполнения совместной деятельности, эти связи нельзя полностью понять в отрыве от ее содержательных и структурно-функциональных характеристик. Целостная система активности взаимодействующих индивидов выступает как способ реализации совместной деятельности, а сама группа — как совокупный субъект ее определенного вида, в контексте исторически конкретных общественных отношений. Социально обусловленные закономерности выполнения и воспроизводства совместной деятельности и приводят к появлению группы как социально-психологической общности.
Социально-деятельностная природа процесса группообразования особенно отчетливо обнаруживается при анализе коллективной трудовой деятельности — генетически исходной формы всякой совместной деятельности. Совместная трудовая деятельность во всех проявлениях имеет общественный характер. Носитель порождающей ее потребности — не столько реализующая эту деятельность группа, сколько интересы развития более широкой социальной общности. Предмет совместной трудовой деятельности, направляющий активность отдельных индивидов, становится для них побудительной силой не в результате экстериоризации их собственных актуальных потребностей, а вследствие интериоризации заключенной в нем общественной значимости. Это предопределяет изменение психологического строения деятельности индивидуальной — разделение ее цели и мотива, связь которых начинает выступать в виде совместной деятельности и осознаваться ее участниками через взаимоотношения.
Совместная деятельность имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутрисистемными и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности есть условие существования и воспроизводства и самого индивида, и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении а взаимообогащении деятельности индивидуальной и совместной, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности.
1.2 Коллективная совместная деятельность детей и родителей: сущность, особенности
Общепризнано, что личность формируется и проявляется в активной деятельности. Это предъявляет к работе педагога определенные требования, прежде всего четкую направленность, целесообразность, целостность действий (упорядоченность, логичность, последовательность и др.), от характера которых зависят необходимость, гармоничность и иные действия ребенка. Вот почему, как отмечает М. П. Осипова, так важно в определении технологий воспитания руководствоваться такими принципами, как дифференциация, индивидуализация, детерминированность, гармонизация, достаточность и др., исходить из правил «идти от ребенка», «не навредить» и т.п. [14, с.50-51].
Основной закон воспитания утверждает: воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому педагог для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей, которая для них является их естественной жизнью, а для педагога называется развивающей, воспитывающей деятельностью [15, с.112].
Одним из условий успешности любой деятельности (взрослого человека, ребенка) является готовность к ней.
Как общая, так и ситуативная психологическая готовность, по мнению М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, включает следующие компоненты:
- мотивационные (заинтересованность деятельностью, потребность успешно выполнить задачу и т.п.);
- познавательные (понимание обязанностей, задач и др.);
- эмоциональные (чувство ответственности, вдохновение и др.);
- волевые (управление собой и мобилизация сил, их концентрирование на выполнении задачи и др.) [16, с.36].
Развитие ребенка осуществляется в различных видах деятельности. Учебная и внеклассная деятельность — две стороны единого воспитательного процесса. Однако внеклассная деятельность играет особую роль в развитии самостоятельности, сотрудничества, инициативы, творчества школьника.
Педагоги выделяют определенные виды внеклассной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и результатом имеют сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализацию планов по организации совместных дел родителей и детей [15, с.114-116].
Так, познавательная деятельность служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсия, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, лектории и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность — это по существу не деятельность, а психологический процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Педагог имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеклассной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, а также во всех других формах и видах деятельности происходит усвоение школьниками социальных ценностей.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы ученических органов управления, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественные вкусы, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в таких формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театра и многое другое.
Досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель должен помнить о своих функциях воспитывающего взрослого, не стороннего наблюдателя. Свободное общение, досуг учеников может проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки и пр.
Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией (метод убеждения).
В театральной постановке осуществляется воздействие образом, зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.
Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Своими практическими делами А. С. Макаренко доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности. Другой исследователь этой проблемы, В. М. Бехтерев, провел серию экспериментов, в которых доказал, что влияние группы, напоминающей средний, реальный коллектив, на индивида не всегда и не во всем только положительное. Например, им было установлено, что такой коллектив может подавлять особо творческую, одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимая и из-за непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активно отвергая ее творения. Таким образом, влияние коллектива на личность может быть как положительным, так и отрицательным [17, с.412].
Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитании личности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждения и холодности — все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.
То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
По мнению В. А. Сухомлинского, воспитание начинается в семье. В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы [18, с.16].
Соотнося роль школы в воспитании детей с аналогичной ролью семьи, В. В. Розанов окончательно определяет приоритеты: «Школа дает только посох человеку, которого формирует семья. Семья есть родная ребенку, здесь присутствует родовая интимная среда, близкая его сердцу интонация, в этой среде душа ребенка пребывает в уютном, готовом впитывать впечатления состоянии, и задушевная интонация или, как еще говорят, теплая атмосфера семьи предполагает отзывчивость маленького человека на все воспитательные импульсы» [19, с.137].
В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
Однако сегодня, подчеркивает М. П. Осипова, наш мир совсем не похож на тот, что вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, средства гигиены и косметики, продукты питания и др. создают новый взгляд на жизнь как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают все новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создает подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.
Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, ее стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы ее задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определенный воспитательный эффект для всех членов семьи [14, с.68].
Трагизм состояния семьи ставит перед обществом жизненно важную проблему — объединение усилий государства, школы, семьи в воспитании детей.
В. С. Богословская отмечает: «Рождается иная система отношений на уровне «школа-семья», в которой семья из фактора второго порядка (как было до недавнего времени) преобразуется в фактор первого: основы личности закладываются именно в семье, оптимальные условия развития также обеспечивает семья. Школа же продолжает линию семьи, дополняет ее усилия, расширяет возможности социального воспитания» [20, с.30].
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями», из ценностно-нейтральной формулировки «семья и школа».
Однако мир меняется, и с ходом истории меняются и взаимоотношения всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами целостного педагогического процесса, а значит, возложила и на них ответственность за качество воспитания своих детей. Следовательно, возникают вопросы: готова ли школа помочь родителям в
этом сложном деле? Умеют ли специалисты тактично и грамотно направить заинтересованность родителей в нужное русло? Способна ли школа выстроить такую систему педагогического взаимодействия, которая со временем перешла бы в эффективное сотрудничество?
Стратегия сотрудничества, взаимодействия семьи и школы определяется прежде всего спецификой образовательного учреждения, характером конкретных затруднений, которые выходят на первый план во взаимодействии с семьями учащихся.
Ученые и практики выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:
- между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;
- между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;
- между стремлением родителей к активной деятельности в образовательно-воспитательном учреждении и строго регламентируемым характером деятельности учреждения;
- между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в образовательных учреждениях [21, с.12-19].
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.
Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Л.А. Обухова выделяют следующие направления организации работы образовательного учреждения с семьей:
Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
Организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета [22, с.7].
М. П. Осипова подчеркивает, что в создании союза между взрослыми и детьми возлагается надежда прежде всего на педагогов. Его основу должны составлять любовь и взаимопонимание, уважение друг к другу, поддержка. Такие отношения можно создать только совместными действиями детей и взрослых, включив их в активную деятельность, причем деятельность, полезную для себя и людей. Тогда и родители присоединятся к союзу; так постепенно и будет развиваться содружество детей и взрослых. И ориентиры у нас есть. Приняты «Конвенция о правах ребенка», Закон Республики Беларусь «Аб правах дзiцяцi», представляющие собой широкую программу выживания детей, их разностороннего развития, охраны детства. Эти документы дают надежду на лучшее будущее детей, потому что сделан серьезный шаг мирового сообщества по отношению к охране детства. За ними закреплено право самостоятельно высказывать свой взгляд; право на свободу мысли, совести, религии; право на личную жизнь и участие в ассоциациях; право на сохранение индивидуальности и др. [14, с.69-70].
Таким образом, мы приходим к следующим выводам:
1. Проблема деятельности — это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это — важнейшая основа развития человека, становление его как личности. Деятельность — это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
2. Совместная деятельность в психологии определяется как организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры.
3. Основной закон воспитания утверждает: воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому педагог для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей, которая для них является их естественной жизнью, а для педагога называется развивающей, воспитывающей деятельностью.
4. Трагизм сегодняшнего состояния семьи ставит перед обществом жизненно важную проблему — объединение усилий государства, школы, семьи в воспитании детей. В создании союза между взрослыми и детьми возлагается надежда прежде всего на педагогов. Его основу должны составлять любовь и взаимопонимание, уважение друг к другу, поддержка. Такие отношения можно создать только совместными действиями детей и взрослых, включив их в активную деятельность, причем деятельность, полезную для себя и людей. Тогда и родители присоединятся к союзу; так постепенно и будет развиваться содружество детей и взрослых.
2. ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Традиционные формы: методика, результативность
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители — взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить их нужный и полезный совет.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций [15, с.74].
В то же время преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам образовательного учреждения. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность образовательного учреждения, т.е. их активное участие в работе образовательного учреждения, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
М. П. Осипова в связи с этим рекомендует следующее: «Включение родителей в работу начинайте немедленно, не теряя времени, тем более что в первые недели обучения ребенка в школе они часто приходят, многим интересуются.
На второй встрече сразу же познакомьте родителей с программой внеклассной деятельности детей на предстоящий месяц, попросите их внести свои рекомендации и предложите (по одному, по двое, группами и т.п.) включиться в совместные с детьми дела (театрализация сказки «Репка», игра «Волшебный сундучок», операция «Капелька» и др. — нарисовать репку, изготовить «волшебный сундучок» и т.п.)
Родителей, желающих принять участие в совместной деятельности детей и взрослых, впишите в присутствии остальных в программу работы на месяц. Вот уже и смоделирована частица еще шаткого, но уже предполагаемого и дающего надежды сотрудничества. Разместите эту программу (план) в «Уголке для родителей» под рубрикой «Совместные дела». Укрепляйте эту традицию ежемесячно. Родители постепенно привыкнут, с удовольствием будут участвовать в совместной деятельности с детьми и принимать эту работу как должное. А дети радуются, ибо присутствие то одних, то других родителей помогает снять у них возникающее подчас эмоциональное напряжение, чувство страха и т.п. Кроме того, как известно, дети очень любят сотрудничать со взрослыми, подражают им, стараются возвыситься в их глазах, а значит, и лучше выполнить работу» [14, с.70-71].
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
Для привлечения родителей к деятельности образовательного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:
- первый — актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
- второй — педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в образовательном учреждении;
- третий — партнерство педагогов и родителей в деятельности образовательного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход [23, с.26].
Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности:
Основные блоки по работе с родителями
Блоки |
Основные задачи |
Формы |
|
Педагогическое просвещение родителей |
Повышение педагогической грамотности родителей |
Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конфе-ренции, работа творческих групп по интересам, педагогические со-веты, родительские собрания, кон-сультации и др. |
|
Включение родителей в деятельность образовательного учреждения |
Создание условий для включения родителей в планирование, органи-зацию и контроль за деятельностью образовательного учреждения |
Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные меро-приятия и др. |
|
В практической работе с родителями воспитанников педагог использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, реализуя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Рассмотрим традиционные формы коллективной совместной деятельности педагогов и родителей.
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.
Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы — одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание «Роль отцов в воспитании детей» и др.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в виде «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений воспитанников, их возможностей, степени продвижения коллектива в учебной деятельности. Родительское собрание дает возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ детей, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета о работе школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы [23, с.27].
Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т д.;
- собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.
Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. — способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого- педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.
Педагогический всеобуч лучше начинать в I-II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы — завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели [17, с.415].
Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье — вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в образовательном учреждении. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется наиболее назревшая проблема семейного воспитания. В течение года проводится ее теоретическое и практическое изучение в школе и в семье по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру — через прекрасное» и др. [17, с.415-416].
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Презентация опыта семейного воспитания. Проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов. На такие мероприятия приглашаются родители детей разновозрастных групп.
Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из форм повышения уровня педагогической культуры родителей. Она позволяет им участвовать в обсуждении важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление.
Встречи родительской общественности с администрацией учреждения. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предметам, выслушивают пожелания родителей. В процессе обсуждения проблем возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с детьми. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком: