Основные формы, методы и средства социально-культурной деятельности

Содержание скрыть

Успех деятельности клубного учреждения зависит от того, насколько интересно и разнообразно содержание его деятельности. Содержание деятельности определяется интересами и запросами аудитории; событиями, происходящими в стране и за рубежом; спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение; обычаями и традициями, бытующими в данной местности; знаменательными и памятными датами в жизни общества; календарём государственных праздников; годовым кругом народных праздников; уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально — техническими и финансовыми возможностями.

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Форма работы клубных учреждений — это способ реализация их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории.

Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народного гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).

При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно. Средства — это инструменты, с помощью которых осуществляется социальная — культура деятельность, своеобразный «механизм» доведения содержания деятельности до аудитории. В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы. Методы — это пути достижения поставленной цели, способы и приёмы практической реализации деятельности. Первая группа методов используемая при осуществлении культурно — досуговых программ — это так, называемые родовые методы, которые включают в себя: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Предназначение этих методов — предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию. Можно обратиться к самым современным формам, методам и средствам работы, использовать всё многообразие средств, но если не знать во имя чего и в какой логической последовательности действовать, то в итоге вряд ли можно достигнуть положительного результата.

Цель: Возникновение и диалектика развития термина «культурно — досуговая деятельность», обоснование его родовых методов, форм и средств. Взаимосвязь теории культурно — досуговой деятельности с историей общественно — просветительного движения в России, современными зарубежными социально — педагогическими и досуговедческими теориями . Задача: Взаимосвязь и взаимоотношение понятий «культура», «досуг», «просвещение», «творчество», «отдых», «развлечение», «методика культурно — досуговой деятельности».

14 стр., 6550 слов

Организация военно-патриотического воспитания учащихся через ...

... содержания военно-патриотического воспитания. Патриотизм –, ГЛАВА 2. СИСТЕМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ 2.1 Использование современных технологий при преподавании и внеклассной работе ... интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно ... содержания форм и методов воспитания на традициях школы, села; 3. Вариативности форм организации внеклассной работы в воспитании. ...

1.1 Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры

К числу важнейших компонентов методики культурно — досуговой деятельности относятся формы деятельности учреждений элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно — досуговой деятельности.

Термин “форма” употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) — устройство, структура, внешнее выражение чего — либо, система организации чего — либо.

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений — это способы и приёмы организации клубной аудитории.

По способам реализации содержания клубной деятельности мы различаем лекции и беседы, диспуты и вечера вопросов и ответов, дискотеки и шоу — программы и т.д.

В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальны формы:

  • Беседы: в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми;
  • в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

Основные исторические основания беседы находятся в философских приёмах, обнаруживаемые в классической греческой и индийской литературе, в особенности в античной риторике, логике и софистики. Помимо осуществления коммуникации беседы может быть использован в художественных целях (в литературе, кино), для передачи философских идей (например, диалоги Платона — «Федон», «Пир»), для обучения иностранному языку (как упражнение).

В XIX в., потеряв почти полностью соприкосновение со своей основой и поддержкой в риторике, понятие беседы появляется вновь, трансформируясь в работах критиков культуры, таких как Михаил Бахтин и Паулу- Фрейре, богословов, таких как Мартин Бубер, а также, в сущности, смягчая борьбу с атомизацией и социальным отчуждением человека в массовом индустриальном обществе.

  • Консультации:объяснение, разъяснение каких либо понятий. Ответы на вопросы.

Групповые формы:

— Лекции:устное систематическое и последовательное изложение материала по какой — либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения).

Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классной — урочной системе обучения. В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно — познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции).

7 стр., 3390 слов

Индивидуальная форма обучения

... ознакомиться с понятием индивидуальная форма обучения, ознакомиться с видами индивидуального обучения, а так же подробно рассмотреть понятие индивидуальный образовательный маршрут. 1.1 Понятие формы обучения Деятельность учащихся по усвоению ... века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. ...

Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.

  • Встречи:это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы иуспехи.
  • Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Массовые формы:

Праздники: день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений. Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника — социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность. Цель государственных праздников — сплочение граждан вокруг официальных лидеров. Государственные праздники бывают двух уровней: организуемые самими властями и индивидуальные. Второй уровень, это когда государственный праздник сливается с индивидуальным и люди устраивают застолья. В случае первого уровня праздник просто становится дополнительным выходным. Религиозные праздники обеспечивают интеграцию всех членов данной церкви вокруг ее руководства. Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников. Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается в застолье, подарках и специальной праздничной одежде. Формирование общества потребления превращает бизнес в ключевого участника праздничного дискурса. Праздник — это инструмент маркетинга. К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека.

— Семинары: форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары — эффективная форма подготовки инженерных и научно — педагогических кадров в ВУЗах. Научные семинары — в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему обсуждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную форму семинара, который может сниматься на видео или протоколироваться.

27 стр., 13161 слов

Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

... является культурно-досуговая деятельность детей. Предмет исследования - специфика использования форм, видов и принципов культурно-досуговой деятельности в детском учреждении образования как особенности организации культурно-досуговой деятельности детей. В процессе написания работы использовались такие методы ...

Используются, в основном, в работе школ, студий, народных университетов. К групповым формам работы относятся, прежде всего, клубные объединения — это кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера — кафе, дискуссионные формы, литературно — музыкальные и поэтические вечера и т.п.)

Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры также иметь различное значение. Прежде всего форма является выражением содержания культурно — досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) и, наконец, формами называют способы организации культурно — досуговой деятельности.

Под формами — программами культурно — досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.

В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы культурно — досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Формы — программы культурно — досуговой деятельности — не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма — программа носит зависимый характер.

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы — программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений — это способы и приёмы организации клубной аудитории.

В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальные формы — это беседы, консультации и др. К групповым формам относятся, прежде всего, клубные объединения, кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера — кафе, дискуссионные формы, литературно — музыкальные и поэтические вечера и т.п.)

Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народные гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).

При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно.

Форма не может изолированно от содержания. В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы культурно — досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Формы — программы культурно — досуговой деятельности — не существуют сами по себе. Их выбор обусловливается содержанием и средствами. По отношению к содержанию форма — программа носит зависимый характер.

11 стр., 5158 слов

Внеурочная деятельность как средство развития познавательного ...

... на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно ...

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм — программ культурно — досуговой деятельности — от содержания и средств воздействия, следует иметь в виду, что выбор форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы — программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.

Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма — это способ существования содержания.

Содержание деятельности, заключенное а ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. Средства — это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально — культурная деятельность, своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории.

Они подразделяются на:

Художественно — выразительные средства: живое слово, музыка.

Живое слово — Слово как ведущее средство в социально — культурной деятельности.Живоеслово — форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются.

Музыка — вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.

Хореография, пение, драматургия.

Хореография — танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением.

Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звукахголоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства.

Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором).

Драматургия — теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно — образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени. Перемене в драматургии соответствует перемена судьбы, радостная в комедии и печальная в трагедии. Промежуток времени может охватывать несколько часов, как во французской классической драме, или многие годы, как у Шекспира.

Изобразительные средства:, Технические средства:

Свет — электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра.

10 стр., 4741 слов

«Внеурочная деятельность в начальной школе как средство ...

... особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе; - раскрыть особенности формирования познавательного интереса в младшем школьном возрасте; - выявить условия развития познавательного интереса При исследовании вопроса использовались следующие методы теоритического ...

Аудио — общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковым носителем; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.

Видеоаппаратура — множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.).

Видео отличается от кинематография только тем, что использует для записи и/или воспроизведения любой другой носитель, кроме киноплёнки; впрочем, всё большее распространение цифровых технологий при киносъёмки и цифровых кинопроекторов способствуют тому, что грань между кино и видео практически стирается, и классическое кино всё больше отходит на задний план.

Материальные средства:, Финансовые средства

средства массовой информации

Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно — досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи.

Средства культурно — досуговой деятельности — это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры.

В методике культурно — досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание.

Средства интеллектуально — эмоционального воздействия в социально — культурной деятельности. Классификация и характеристика средств интеллектуально — эмоционального воздействия на личность.

Слово как ведущее средство в социально — культурной деятельности. Закономерности использования средств наглядности в культурно — просветительной деятельности. Закономерности использования художест — венных средств в социально — культурной деятельности. Оптимизация использования профессионального и самодеятельного искусства как средство культурно — просветительной деятельности во всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средств интеллектуально — эмоциональной выразительности социально — культурной деятельности. Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности мероприятия. Для успешного применения средств социально — культурной деятельности необходимо соблюдение следующих требований: выбор средств должен зависеть от цели мероприятия, воспитательной акции, так как именно цель определяет средство; количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам, причем недостаток средств, а также их избыток одинаково вредны; педагог должен в совершенстве владеть методикой применения средств социально — культурной деятельности, знать их слабые и сильные стороны.

13 стр., 6191 слов

Организация социально-культурной деятельности в Детском доме ...

... в первую очередь, изучением темы курсовой работы, потому что социально-культурная деятельность среди детей всегда должна быть актуальна, а значит, культурно-досуговые учреждения должны регулярно обновлять ... телефон тел. 271-34-04) Цель работы — изучение специфики организации детского творчества, и его совершенствование средствами социально-культурной деятельности через организацию новых клубов по ...

2.1 Методы как пути достижения поставленной цели

В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы культурно-досуговой деятельности. Метод — это пути достижения постановленной цели, способы и приёмы практической реализации деятельности. Первая группа методов используемая при осуществлении культурно-досуговой программ — это, так называемые, родовые методы, которые включают в себя: метод театрализации, метод иллюстрирования, метод игры. Предназначение этих методов — предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию. Методы культурно — досуговой деятельности, как и формы, всегда связаны с содержанием, определяются целями, которые ставятся перед специалистами. Наряду с термином “метод” употребляется термин “ методический прием”. Каждый метод представляет собой определенную систему примеров. Иными словами, каждый метод — это совокупность приемов, объединенных общностью задачи и единым подходом к решению. Прием — это элемент, делать метода, вспомогательное средство. Каждый из методов с помощью различных приемов. Прием по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приемами его применения. В деятельности культуры методические приемы используются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализуются с помощью определенных методических приемов. Так, использование в ходе лекции фрагменты из кинофильма — это методический прием, прослушивание магнитофонной записи на семинаре — тоже методический прием.

Методика подготовки представлений:

Создание постановочной группы:

сценарист — режиссер

художник

музыкальный руководитель

осветитель

Создание сценария:

1 вариант — социальный заказ

2 вариант — плановое мероприятие

Определение темы (О чем?)

Определение сверхзадачи (Ради чего?)

Подбор и исследование материала (художественного или документального)

Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу — программа, конкурсная программа и др.)

Написание сценария

Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации)

Составление сметы расходов

Постановка мероприятия:

Распределение обязанностей среди членов постановочной группы

Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов

Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

Репетиционный период (подбор участников и распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)

Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)

Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.

В культурно — досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Другие методы, используемые в культурно — досуговой деятельности, не относятся к родовым, в привнесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Так, например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения — методы социологического исследования.

14 стр., 6880 слов

Сущность и специфика организации социально-культурной деятельности

... социально-культурной деятельности. Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций как объект социально-культурной деятельности. Социально-психологические и педагогические принципы типологизации объекта социально-культурной деятельности. Массовые, групповые и индивидуальные объекты культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности, ...

К ним относятся:

  • Опрос: устный (интервью, беседа), письменный (анкетирование, тестирование)
  • Наблюдение: (включенное, не включенное, систематическое, случайное)
  • Контент-анализа или анализ содержания: стандартная методика исследования в области общественных — наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.

— Метод социометрии: теория измерения межличностных отношений. Социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений).

Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг).

Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений. Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.

Педагогические методы в социально — культурной деятельности — методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т.д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

Психологические методы социально — культурной деятельности — методы воздействия на человека через психические процессы.

Исследовательские методы в социально — культурной деятельности — это организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

2.2 Родовые методы

В каждой науке её структурные элементы рассматриваются с точки зрения рода, вида, типа, формы деятельности. По своему строению методика культурно — досуговой деятельности представляет целостную систему знаний, которую характеризуют: логическая зависимость одних элементов от других, целей и задач; содержание и формы; средств и методов; методического обеспечения процесса, знания аудитории актива и т.д. В этой цепи методы занимают центральное место, ибо они обеспечивают создание формы, соответствующей содержанию.

Поэтому профессиональное мастерство специалиста — менеджера — поставщика культурно — досуговых программ и определяется уровнем овладения им родовых методов, рожденных природой клуба, парка культуры и отдыха, Дома или Дворца культуры. Профессиональное мастерство специалиста культурно — досуговой деятельности проявляется в том что, несмотря на обилие факторов, оказывающих влияние на личность, он умеет находить наиболее оптимальные, приемлемые способы её включения в процесс культурно — досуговой деятельности, удовлетворяющих духовные потребности на основе интереса. Сделать это в культурно — досуговой деятельности помогают универсальные, природные для разных организационно — педагогических условий методы, представляющие собой закономерности, устойчивые и надежные правила функционирования технологического процесса.

12 стр., 5906 слов

Особенности технологий организации социально-культурной деятельности ...

... культурно-досуговой деятельности молодежи. Вместе с тем исследование проблем по данной теме остаются изученными недостаточно. Объект исследования - молодежно-досуговый центр (МДЦ «Восход» г. Химки М.О.). Предмет исследования - социально-культурные технологии в деятельности ...

Родовые методы культурно — досуговой деятельности являются всеобъемлющими и включают в себя как элементы “внешней”, так и “внутренней” культуры. Следовательно, выбрать метод при подготовке и проведении культурно — досуговой программы возможно только при анализе всех компонентов и элементов технологического процесса.

Для того чтобы создать культурно — досуговой программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается программа, в которой решается актуальная социально — педагогическая и психологическая задача. Методы иллюстрирования, театрализации и игры способны самостоятельно осуществить художественное решение культурно — досуговой программы, ибо с их помощью она из проекта переходит в реальную конструкцию.

Метод иллюстрирования

Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально — выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Во всех случаях в рамках однородного по содержанию информационно — развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно — досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств.

Предпочтение методу иллюстрирования режиссер — постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории.

По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно — просветительных программ, а в художественно — публицистических и культурно — развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно — досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фото стендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно — популярных и документальных кинофильмов.

Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно — просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами — поэтическими, хореографическими, музыкальными — достигают эмоционального эффекта огромной силы.

Метод театрализации

Метод театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединеняет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария.

Метод театрализации– это художественно — педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников.

Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно — досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально — психологическое обоснование.

Метод театрализации в силу двойственности своей функции способствует превращению культурно — досуговой программы в бифункциональную форму, в которой “первая и основная функция (то есть сила, вызывающая их к жизни) есть функция дидактическая, педагогическая, информационная, пропагандистская, агитационная.

Метод театрализации наиболее органичен художественно — публицистическому типу программ, так как он призван прежде всего создать зрелищно — активную ситуацию, при которой каждый присутствующий будет уже не просто пассивным созерцателем, а активно реагирующий зрителям. В такой ситуации человек вместе с другими людьми проникается общим настроением, его увлекает единый порыв, коллективное устремление и действие.

Метод игры

Следующий родовой метод культурно — досуговой деятельности — игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических культурно — досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревающих функций, рождающих функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром.

Метод игры в культурно — досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно — логическое и информационно — образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека.

Заключение

Средства как инструменты для раскрытия содержания; как способы передачи идей, научных взглядов, событий, фактов, образов. Классификация средств. Форма как структура содержания, способ и прием организации людей в учреждениях социально — культурной сферы. Классификация форм. Диалектическое единство формыи содержания. Методы социально — культурной деятельности как способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на объект. Классификация методов. Метод как совокупность приемов. Прием как элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Совокупность средств, форм и методов как система общей методики социально — культурной деятельности. Методика как внутренний регулятор технологического процесса. Закономерности методик: неразрывная связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении проектов и программ; активно — деятельностный подход в создании программы; активизация аудитории; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность; единство и взаимный переход субъекта и объекта; соединение развивающих, рекреационных и гедонистических функций. Важно соответствие деятельности специалистов и их актива требованиям законов воспитания как общественного явления. Особое значение здесь имеет соответствие содержания, форм и методов воспитательного воздействия запросам практики общественных отношений. Деятельность, организуемая в учреждениях социально — культурного типа, есть сложное общественное явление, основывающиеся не только на законах воспитания, но и творчества опирается на закономерности и данные смежных наук: физиологии, психологии, философии, что делает воспитательные процессы и ситуации специфическими, требующими специального изучения комплексными методиками. Воспитательный процесс образуется из органически связанных компонентов.Ведущим системообразующим звеном воспитательного процесса является целенаправленная деятельность, носителем которой является содержание предметной деятельности в коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях, клубах по интересам или социально — культурных программах или, что требует создания реальных условий всестороннего формирования личности с позиций передовой науки. Поэтому специалист социально — культурной деятельности центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания. Вопрос о методах культурно — досуговой деятельности — сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, но очевидно содержание работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалистам социально — культурной сферы владеть ими, уметь их творчески применять.

Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом — лекция, в третьем — концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/metodyi-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti/

1. Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.

2. Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.

3. Генкин Д.М. Организация и методика художественно — массовой работы Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.

4. Гончаров И.П. Социально культурная — деятельность, учреждений культуры, клубного типа Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.

5. Жарков А.Д. Культурно — досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.

6. Жарков А.Д. Культурно — досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.

7. Жарков А.Д. Организация культурно — просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.

8. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды\ Конович А.А.: «Москва», 2006 г.

9. Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.

11. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.

12. Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.

13. Тригодин В.Е. Клуб и свободное время\ Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.

14. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно — досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.

15. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

16. — topic

17.

18. — institut — psihologii/467 — socialnokulturnaja — dejatelnost

Приложение 1, Действующие лица:

Скоморохи — не меньше трех. Наряд традиционен: широкие рубахи, такие же широкие штаны, заправленные в сапоги. Головные уборы — колпаки. Необходим театральный грим.

Царь Петр Первый — в свое время он активно участвовал в празднествах Масленицы. Его сопровождают офицеры. Матушка Боярыня — она встречает царя Петра хлебом — солью. Главная деталь — темный платок, плотно облегающий голову, и сверху меховой головной убор. Хлеб — соль подается на рушнике, рядом могут стоять девушки, в руках у одной из них икона.

Скоморох 1:

Собирайся, народ!

Весна красная идет!

Надо зимушку спровадить,

Дружно Масленицу сладить!

Собирайся, стар и млад,

Выходите из палат.

До поста одна неделя,

Там уж нам не до веселья.

Так что пой, гуляй, пляши Семь денечков от души!

Скоморох 2:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с огромной милостью.

С льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим.

Весна, весна, на чем подошла?

На чем подошла — подъехала?

«На сошечке, на бороночке, на веничке!»

Скоморох 3:

Дай тебе, господи,

На поле — приросты,

На гумне — примолот,

На столе гущина,

В закромах — спорынья,

Коровы — те дойны,

Сметаны — те толсты,

Сметану — то снимают –

Ложки ломают, окошко бросают,

Наши ребята все подбирают!

С праздничком!

Фольклорный ансамбль исполняет песню «О, мы Масленицу встречали».

О, мы Масленицу встречали,

Встречали, лели, встречали.

Мы сыр с масельцем починали,

Починали, лели, починали.

Мы блинками гору устилали,

Устилали, лели, устилали.

Сверху масельцем поливали,

Поливали, лели, поливали.

Как от сыра гора крута,

Гора крута, лели, гора крута.

А от масла гора ясна,

Гора ясна, лели, гора ясна.

А на горушке снеги сыплют,

Снеги сыплют, лели, снеги сыплют.

А нас мамочки домой кличут,

Домой кличут, лели, домой кличут.

А нам домой не хотится,

Не хотится, лели, не хотится.

Нам хотится прокатиться,

Прокатиться, лели, прокатиться.

С горушки да до елушки,

До елушки, лели, до елушки.

Наша горушка все катлива,

Все катлива, лели, все катлива.

Наши бабушки воркотливы,

Воркотливы, лели, воркотливы.

Они день и ночь все воркочут,

Все воркочут, лели, все воркочут.

Они на печке лежат, все про нас говорят,

Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!

«Не пришел бы к нам кто, не принес бы чего,

Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!

Или сыра кусок или мыла брусок».

Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!

Звучит звон колоколов.

Скоморохи:

ния, где его ожидают с хлебом — солью.

Девушка (сопровождает процесс угощения хлебом — солью стихами) :

Ой, ой, ты Масленица,

Ой, и ко двору въезжает,

Ой, да ты широкая,

Ах, ко двору въезжает.

Ах, вот девушки сустречают,

И вот, красные, сустречают.

Ох, ты, Масленица,

Погостюй недельку,

Ох ты, широкая,

Погостюй другую!

Фольклорный ансамбль исполняет песню «Расповадилась Поланка».

Расповадилась

Поланка

Часто по воду ходить,

Часто по воду ходить,

Под заборы воду лить.

Под забор воду лила

Против милого двора,

Против милого двора

Приукатана гора.

Приукатана гора,

Чаем, медом улита.

Чаем, медом улита,

Каблучками убита.

Подвернулся каблучок,

Упала Маша на бочок.

Погляжу — млада лежу

Я на левом, на боку.

Я на левом на боку

Прям царева кабаку.

Прям царева кабаку…Поцелую и уйду!

Царь Петр:

Будем весну кликать, будем урожай прочить. На салазках кататься, чем дальше — урожай лучше. На качелях качаться — пусть хлеба вырастут выше неба. Хлеб российский — слава народа русского! А государству нашему — великие свершения! Ну а пока — гуляй, народ православный, веселой тебе Масленицы!

Скоморохи и все собравшиеся:

Ура! Ура! Ура!

Можно организовать несколько площадок, на каждой из которых будут ответственные лица. Площадка первая — качели. Именно туда отправляется царь Петр с офицерами. Состязаний на качелях устраивать не стоит, во избежание травм — просто катания. На второй площадке устраиваются катания на санках. Здесь можно посоревноваться: кто дальше проедет. Кто дальше проедет — получит приз. А кому не повезло, тот получит блин в качестве поощрительного приза. Скоморох может завлечь публику зазывалкой:

Кто желает состязаться — На салазках покататься?

Ты садись и поезжай!

Будет хлеба урожай!

На третьей площадке можно устроить распродажи блинов и других угощений. Скоморохи выносят чучело и ставят на центр площадке.

Скоморох 1:

Надоскучила.

Скоморох 2:

Рученьки

Приморозила,

Все суставчики

Перезнобила.

Скоморох 3:

Повыхлестала,

Метель – вьюга

Все повымела.

Скоморох 4:

Видело ли, солнышко,

Старую Ягу,Бабу ли Ягу — Ведьму — зиму?

Скоморох 5:

В мешке стужу несла,

Холод на землю трясла.

Сама оступилась,

Под горку покатилась.

Скоморох 6:

Нам зима — то надоела,

Весь хлебушек поела.

Скоморох 7:

И соломку подобрала

И мякинку подмела.

Вокруг чучела организуется хоровод. Ансамбль исполняет песню «Ой, мы Масленицу встречали».

Масленыя каталиха,

Ой, да люли, люли, каталиха.

А как ты пройдешь — будет лихо,

Будет лихо, люли, будет лихо.

Масленыя белоножка,

Белоножка, лели, белоножка,

Спотянись — ка ты хоть немножко,

Хоть немножко, люли, хоть немножко.

Хоть немножко — на недельку,

На недельку, люли, на недельку.

На недельку, хоть на денечек,

На денечек, люли, на денечек.

На денечек, на часочек,

На часочек, люли, на часочек.

Хоть на одну же ты на минутку,

На минутку, люли, на минутку.

А масленыя Прасковея,

Прасковея, лели, Прасковея.

Подходи — ка к нам поскорее,

Поскорее, лели, поскорее.

А масленыя кривошейка,

Кривошейка, лели, кривошейка.

Проводим тебя хорошенько,

Хорошенько, люли, хорошенько.

А масленыя ты кургузка,

Ах, кургузка, лели, ты кургузка.

(грустно)

Станет грузко, люли, станет грузко.

А масленыя старичишша,

Старичишша, лели, старичишша.

Триста лет пройшел — не жанился,

Не жанился, лели, не жанился.

(умудрился)

Узначился, лели, узначился.

А масленыя полизуха,

Полизуха, лели, полизуха.

Полизала ты сыр и масло,

Сыр и масло, люли, сыр и масло.

А еще полизала курьи яйца,

Курьи яйца, лели, курьи яйца.

А масленыя — я ж на горку,

Ой, на горку, лели, я на горку.

Скоморох 1:

Масленицу мы встречали,

Сыр с масельцем починали.

Скоморох 2:

Блинами гору устилали,

Сверху маслом поливали.

Скоморох 3:

Масленица на двор выезжала,

Девушки ее встречали.

Скоморох 4:

Масленыя — полизуха,

Растянися хоть до духа!

Скоморох 5:

Белое молоко

Растянися далеко!

Скоморох 6:

На салазках мы катались,

На качелях мы качались.

Скоморох 7:

Мы блинами объедались,

Медом, чаем оппивались.

Скоморох 1:

Первый день Масленицы завершен.

Действующие лица:

Скоморохи.

Этот день посвящен играм и состязаниям. Фольклорные ансамбли также принимают участие., Скоморох 1:

Собирайся, народ,

Неделя «сырная» идет!

Скоморох 2:

Наступает день второй,

Весь наполненный игрой!

Скоморох 3:

День потех и угощений,

Смеха, песен и веселья!

Скоморох 4:

Подходи, торопись,

Вместе с нами веселись!

Фольклорный ансамбль исполняет песню «Ой, саночки».

Не смотри, милой, на народ, на народ.

Тобой люди судят — говорят, говорят,

А меня, красну девицу, бранят,

А меня, красну девицу, бранят!

Ой, саночки, самокаточки,

Ой, сяду я на саночки.

Да на самые на запяточки.

Ой, дудочка, дувай, дувай,

Мой миленький, гуляй, гуляй!

Мой миленький, гуляй, гуляй!

Не ходи, милой, в огород, в огород,

Не смотри, милой, на народ, на народ,

Пока звучит песня, собираются зрители. Зазывалки и музыкальный номер служат для того, чтобы дать возможность зрителям организоваться.

Скоморох 1:

Начинаем мы потеху,

Для веселья и для смеха.

Чтоб ребята не заснули,

Дайте в руки им ходули.

Скоморох 2:

Вот пришла пора народу

Попримерить столбоходы!

Твой размерчик иль не твой?

Подберем тебе любой!

Столбоходы можно сделать из поленец высотой 15 — 25 сантиметров (возможны варианты).

Материал также должен быть легким. Столбоходы привязываются к ногам веревками, концы которых можно держать руками для равновесия. Для разнообразия, чтобы состязание не было похоже на соревнования на ходулях, можно поступить таким образом: вдоль дорожек расставить одинаковое количество кеглей в разном порядке. Побеждает тот, кто заденет меньше всех кеглей, обходя их с разных сторон.

Скоморох 3:

Срочно нужен богатырь

Бросить в небо пару гирь!

Кто желает попытать?

Свою силу показать?

Для этого состязания нужно выбрать ребят одного возраста и комплекции, чтобы весовая категория была более или менее одинакова. Конечно же, пудовые гири использовать нельзя, их не под силу будет поднять детям. Подойдут обыкновенные гантели или изделия в виде гирь, с подходящим весом. Побеждает участник, который отожмет «гирю» большее количество раз. За каждым из «богатырей» следует закрепить скомороха, который будет внимательно считать все отжимания.

Скоморох 4:

Новая для вас задачка –

Превратиться надо в тачку.

Позабавится народ — Кто быстрее? Кто вперед?

Это состязание можно организовать в виде эстафеты, в которой участвуют команды по пять пар (итого десять человек).

Пары организуются сразу, чтобы не было суматохи. Один из участников упирается руками в землю (каждую команду надо обеспечить брезентовыми рукавицами).

Его напарник (которому рукавицы не нужны) цепляет «тачку» за ноги, и оба игрока начинают передвижение. «Тачка» перебирает руками и таким образом движется вперед. Его товарищ поддерживает ноги на весу. Также можно использовать гимнастические обручи для определения расстояния. Пары, пройдя туда и обратно, передают рукавицы своим товарищам по команде, и эстафета продолжается. Участникам победившей команды вручаются призы, членам проигравшей команды достаются утешительные призы.

Скоморох 5:

А колдуньи издревле

Все летали на метле.

Кто из вас, сейчас мы спросим,

Дальше всех метлу забросит?

Метлу бросают вдаль с одной линии, за которую ни в коем случае нельзя переступать. За этим внимательно следят скоморохи. Дальность броска можно определить с помощью рулетки. Можно «установить» рекорд по бросанию метлы. Рекордсмену вручается главный приз состязания.

Скоморох 6:

А теперь прошу вниманья!

Новое соревнованье!

Кто захочет — стар и млад

Перетягивать канат?

Традиционное соревнование, которое проводится во время Масленицы. Нужно определить черту, за которую нельзя переступать. Команды выстраиваются на одинаковом расстоянии от этой черты (2 — 3 м).

Побеждает та команда, которая перетянет канат за черту соперников. Когда первый из участников ступит на недозволенную территорию, игра объявляется законченной.

Скоморох 7:

Нынче вволю наигралась

Наша чудо — детвора.

Отдохнуть бы надо малость — Завтра снова со двора!

2 — й день Масленицы завершен.

В этот день основное внимание уделяется угощению. Участники представляют лакомства, которые они могут приготовить своими руками.

Скоморох 1:, Скоморох 2:, Скоморох 3:, Скоморох 4:, Скоморох 5:, Скоморох 6:, Скоморох 7:, Скоморох 1:, Скоморох 2:, Скоморох 3:, Скоморох 4:, Фольклорный ансамбль исполняет песню «Как на масленой неделе».

Из печи блины летели.

Весело было нам,

Весело было нам!

Весело было нам,

Весело было нам!

Прошла маслена,

Кончилось гулянье!

Идем теперь

На отдыханье!

Идем теперь

На отдыханье!

Как на масленой неделе

Со стола блины летели,

И сыр и творог — Все летело под порог!

И сыр, и творог — Все летело под порог!

Как на масленой неделе

Скоморох 5:

Нынче Лакомка у нас!

Угощенье — это раз!

Объеденье — это два!

Пляски прямо у стола!

Скоморох 6:

Угощаемся блинами,

Заедаем пирогом!

Мы ни крошки не оставим,

Посидевши за столом!

Скоморох 7:

Просим обратить вниманье — Что за чудо на столах.

Здесь уменье и старанье,

Воплощенное желанье

И восторги на устах!

Пришедшие на праздник дети должны принести с собой сладости, приготовленные собственны ми руками, чтобы принять участие в конкурсе. Все изделия располагаются на одном или нескольких столах. Возле каждого блюда находится табличка с именем автора. Ведущий, один из скоморохов, в сопровождении друзей — затейников подходит к каждому блюду, называет исполнителя и пробует на вкус, объявляя ценные вкусовые качества во всеуслышание. Затем доблестная комиссия подводит итоги, определяя блюдо, которое ей понравилось больше всего. Победитель (или победители, занявшие первые три места) получают призы.

Скоморох 1:

Вы свершить готовы чудо

Кулинарных изобилии!

Скоморох 2:

Отгадайте, что за блюдо

Мы в загадку превратили?

Скоморох 3:

Мы рецепт для вас прочтем

И ответа подождем!

Ведущий предлагает отгадать название блюда по прочтенному рецепту. Скоморох зачитывает рецепт, а ребята должны угадать, что это за блюдо.

Скоморох 4:

Приготовить сдобное кислое тесто, увеличить в 2 раза количество сахара. Разделать тесто на шарики, дать им расстойку 20 — 25 минут. Жарят так же, как пирожки. Сложить на блюдо и обсыпать сахарной пудрой.

Ответ: Пончики московские., Скоморох 5:, Ответ: Пельмени сибирские., Скоморох 6:, Ответ: Фрикадельки., Скоморох 7:

Ответ: Борщ.

Скоморох 1:, Ответ: Жаркое., Скоморох 2:

Ответ: Пасха.

Скоморох 3:, Ответ: Винегрет., Отгадавшие награждаются призами. Фольклорный ансамбль исполняет песню «Мы давно блинов не ели».

Песня исполняется живо.

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Моя старшая сестрица

Печь блины — то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,

Сотня штук, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

На поднос блины кладите,

Да к порогу поднесите.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Песня завершается речитативом:

Эх, Масленица — Непогасница!

До чего ты довела?

До Великого поста.

Скоморох 7:

Хорошенечко подумать

И конец придумать.

Проводится конкурс на знание русских пословиц. Приз вручается тому, кто вспомнит, как заканчивается пословица.

Скоморох 4:

Приходили молодцы,

Обрубили все концы.

Скоморох 5:

Всем пенечкам на пригорке,

Даже русским поговоркам.

Скоморох 6:

Нужно предложениям

Сделать продолжение.

Конкурс «Продолжи пословицу»:, Скоморох 1:

А теперь за угощенье

Приниматься нам пора,

Вижу — кончилось терпенье,

Угощайся, детвора!

Организаторы приглашают всех присутствующих к столу на угощенье. В это время работают фольклорные ансамбли (исполняются песни).

Скоморох 2:

Мы на славу погуляли!

Съели все, что можно съесть.

Скоморох 3:

Мы блинами угощались,

Было сладостей не счесть.

Скоморох 4:

Завтра будет разгуляй!

Тройка, прокати — ка!

Скоморох 5:

Надо зимушку прогнать

И весну покликать.

Скоморох 6:

Расстаемся до утра,

Завтра снова со двора!

День третий Масленицы завершен.

В этот день главным занятием было катание вокруг деревни на лошадях и взятие снежного городка. Катание можно имитировать в игровой форме, «снарядив» тройку с бубенцами и ленточками. Снежный городок также можно сделать, заранее собрав снежную гору.

Скоморох 1:

Люди! Нынче «Разгуляй»!

Тройка, прокати — ка!

Надо зимушку прогнать

И весну покликать.

Скоморох 2:

Не растут покамест травы –

Будут снежные забавы.

Надо будет точно в срок

Взять наш снежный городок.

Скоморох 3:

День четвертый будем вместе

Петь про Масленицу песни.

До поста же до посточка

Нам всего лишь три денечка.

Скоморох 4:

Так гуляйте, россияне!

Ну а мы спешим за вами!

Скоморох 5:

Мы прокатимся по солнцу,

Сделав полный оборот,

Запряжем лошадку, хлопцы,

Ну и с песнями вперед!

Организуется конкурс езды на санках. Четверо участников распределяют свои роли так, чтобы трое из них были «лошадками», а четвертый — ездоком на «санях». В руках у двоих что — то наподобие хомута, заранее приготовлено.

Под звуки бравурного марша (можно записать фонограмму «Марша гренадерского полка» или другую музыку) на площадку выходят генерал Суворов и фельдмаршал Кутузов.

Кутузов:

Желаю здравия, Александр Васильевич!

Суворов:

Мое почтение знаменитому фельдмаршалу. Как поживаете, Михаил Илларионович?

Кутузов:

Скучно живем, Александр Васильевич…

Суворов:

Что так?

Кутузов:

Кампаний никаких не предвидится. Сижу в деревеньке, вспоминаю о былых походах…

Суворов (указывая на снежный городок) :

Вот тебе и кампания. Чем не крепость Измаил?

Кутузов:

И войско есть?

Суворов:

Имеется. Молодые, горячие воины. Орлы, одним словом!

Кутузов:

Что же ты, Александр Васильевич, предлагаешь?

Суворов:

Взять эту крепость.

Кутузов:

Я, Александр Васильевич, в чистом поле привык сражаться. Противника во весь рост видеть.

Суворов:

Напрасно, батюшка Михаил Илларионович. Крепость — она особой сноровки требует. Вот и проверь, каков ты фельдмаршал супротив крепостных стен.

Кутузов:

Дай мне войско, Александр Васильевич, мы посмотрим, чья возьмет.

Суворов:

Так выбирай сам! Кого выберешь, с тем и на крепость пойдешь.

Производится жеребьевка.

Суворов (объявляет примерные результаты жеребьевки) :

Во взятии снежного городка участвуют избранные классы!

«Взятие снежного городка» может иметь два варианта: 1. Одна команда «защищает» стены импровизированной крепости. Другая штурмует их.2. Исход игры решают «поединщики». Этап за этапом нападающая сторона, одерживая верх в поединке — состязании, «отвоевывает» за пядью пядь. Разберем каждый случай в отдельности.

Достоинства штурма:

  • зрелищность;
  • правдоподобность;
  • эмоциональность;
  • массовость.

Недостатки:

  • непродолжительность;
  • возможность травм;
  • переход игры в заурядную драку.

Достоинства состязаний — поединков:

  • разнообразие форм;
  • возможность контролировать ситуацию.

Недостатки: — возможность получения травм.

Если вы выбрали первый вариант:1. Необходимо произвести жеребьевку: какой из классов защищает снежный городок, а какой штурмует. Ее можно выполнить по старинному русскому обычаю: участнику жеребьевки вручается палка длиной 50 — 60 см. Затем двое участников начинают перехватывать руки, продвигаясь к вершине палки. Команда, к которой принадлежит участник, закрывший верхушку ладонью, будет защищать крепость.2. Необходимо выработать условие, при котором городок считается взятым.

Суворов:

Крепость падет при условии, что на ее вершине появится флаг атакующей стороны.

Другой вариант: когда первый из атакующих достигнет вершины, городок считается взятым. Возможны варианты.3. Взять с играющих торжественную клятву.

Суворов:

Солдаты! Произнесем же клятву, которую будем соблюдать неукоснительно, чтобы ни случилось во время сражения.

а) Клянусь соблюдать правила сражения безоговорочно, чтобы не запятнать честь мундира своего, имя полка и не брать греха на душу свою!

б) Клянусь не держать обид на соперников, ибо Господь велел нам любить ближнего своего, потому что противники мы только в потехе и только на часов) Клянусь мужественно принять поражение и скромно победу, ибо не пристало солдату Российской армии бахвалиться ратными достижениями и горевать по поводу неудачи!

Правила могут быть такими: игра останавливается, как только солдат противной стороны достигнет вершины крепости: категорически запрещается наносить всевозможные удары чем бы то ни было. Команда, нарушившая это условие, объявляется побежденной, можно только отталкивать и задерживать противника.

Суворов:

А теперь прошу соперников пожать друг другу руки и занять свои места!

Команды занимают исходные позиции. По сигналу главнокомандующего начинается штурм. В конце игры подводятся итоги. Объявляется победитель. Если возможно, то играющим вручаются сладости. Если вы выбрали второй вариант.

Кутузов:

Как же мы, Александр Васильевич, разрешим наш спор? Кому будет принадлежать сия крепость?

Суворов:

Решим дело поединком. Коли мы твоего поединщика одолеем — одна стена наша. Другого победим — еще одна. Окажемся сильнее всех — город наш!

Как вы поняли, снежный городок будет завоевываться поэтапно, по мере того, как будет проходит тот или иной этап состязания.

Кутузов:

Согласен, Александр Васильевич, только, чур, условие: если наш поединщик одержит верх — отдавайте завоеванное обратно.

Суворов:

Как скажешь, господин фельдмаршал. Тогда не будем терять время, оно должно нашу победу приблизить.

Как вы заметили, если нападающая сторона проигрывает тот или иной вид состязания, то позиции снова сдаются. Таким образом, победа то приближается, то отдаляется. Это по — своему накалит страсти и подхлестнет спортивный интерес.

Перечень состязаний, которые можно использовать (вызывается по одному игроку с одной и другой стороны). 1. Поединок на бревне (или спортивной скамейке).

Двое участников, в руках которых мешки с легким наполнителем (солома, сено, тряпье, опилки, все, что найдется под руками), пытаются сбить друг друга на землю. Побеждает та сторона, чей игрок сумеет удержаться на бревне (или скамейке).

Если победил участник атакующей стороны — часть городка «передается» нападающим. «Защитник» будет сражаться до тех пор, пока не станет побежденным. «Нападающие» же сменяют друг друга, если каждого из них постигает неудача.2. Бросание снежков по мишени. Двое участников бросают снежок в цель — заранее приготовленный щит с нарисованной мишенью. Побеждает тот, кто сделал лучший бросок (в десятку или как можно ближе к ней).3. Бег в мешках. Состязание знакомое, банальное, но вызывающее веселье у соревнующихся сторон.4. Армрестлинг. Для этого понадобится стол.5. Жмурки с колокольчиком. Обоим участникам завязываются глаза. «Защитнику» вручается колокольчик, «нападающему» — жгут, которым он должен осалить соперника. По сигналу «защитник» убегает, а «нападающий» старается его достать. Обе стороны могут подсказывать: команда атакующей кричит: «Бей!», команда их соперников кричит: «Огонь!»6. Бой «петухов». Чертится круг. В кругу два участника, прыгающих на одной ноге. Одна рука за спиной, другая держит ступню поджатой ноги. Задача: толкать соперника плечом. Проигрывает тот, кто потеряет равновесие или выйдет из круга. Другой вариант этой игры: сзади за пояс поддеваются цветные атласные ленточки одинаковой длины. Задача: выдернуть рукой «хвост». Побеждает тот, кто сделает это первым.7. Борьба на кушаках. Игрокам подпоясывают кушаки. Задача: взяться обеими руками за кушак и положить соперника на землю.8. Кто кого. Двое участников становятся спиной друг к другу. По сигналу они должны вытолкнуть соперника за черту.9. Перенеси груз. В небольшой мешок насыпать песку. По сигналу нужно перенести его на определенное расстояние. Кто быстрее. Можно использовать другой подходящий для этого состязания инвентарь.

Приложение 2

социальный культурный деятельность масленица

Фотографии «Масленицы»

Фотографии масленицы  1

Фотографии масленицы  2

Фотографии масленицы  3

Приложение 3

Игра

Определение игры .

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,– это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность . В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

Сущность и особенности игры .

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях , значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование. Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра — способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.).

Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие.

Игровая карусель

В конце мая на территории « Города мастеров» Парка Фили состоялся фестиваль дворовых игр и конкурсно — игровых программ «Авсень — 2010».

Его главной задачей является возрождение культурно дворовых игр. Фестиваль принял свыше 300 участников из Москвы и других городов России.

Помимо конкурсных программ ведущие игровики России провели мастер — классы «Играй — город», «Ярмарка головоломок», « Когда деды были молоды!»

В заключение фестиваля был показан кукольный спектакль и увлекательное интерактивное игровое шоу «Карусель игр». Жюри отметило представленное разнообразие дворовых игр, конкурсно — игровых программ, реквизита и высокую активность участников.

Раздел I. Общие положения

Статья 1., Статья 2.

Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов республик в составе Российской Федерации о культуре.

Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга, прямо или косвенно касающиеся вопросов культуры, должны соответствовать данным Основам. В случае возникновения разногласий действуют нормы настоящих Основ.

Подзаконные акты Российской Федерации в области культуры издаются в случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре.

Статья 3.

Используемые в настоящих Основах термины означают:

Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой — либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов — исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности и проявление уважения к ним.

Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федерации — совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого без Раздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.

Культурные аспекты программ развития — перспективы социально — экономических, научно — технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Статья 4.

Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Статья 5., Статья 6., Статья 7.

Органы государственной власти и управления Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

Раздел II. Права и свободы человека в области культуры

Статья 8., Статья 9.

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

Статья 10., Статья 11., Статья 12., Статья 13., Статья 14.

Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируются законодательством Российской Федерации.

Статья 15.

Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 16., Статья 17., Статья 18., Статья 19.

Раздел III. Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры

Статья 20., Статья 21.

Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе: разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры; проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия; содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев; создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, республиканские и иные ассоциации. Национальные культурные центры, национальные общества и землячества, а также общероссийские и иные территориальные ассоциации этих центров, обществ и землячеств пользуются правами юридических лиц и регистрируются в соответствии со своим статусом. Реализация одними этническими общностями права на культурно — национальную автономию не должна наносить ущерб другим национальным общностям.

Статья 22., Статья 23., Статья 24.

Раздел IV. Национальное культурное достояние и культурное наследие народов Российской Федерации

Статья 25., Статья 26.

Раздел V. Положение творческих работников

Статья 27., Статья 28.

Раздел VI. Обязанности государства в области культуры

Статья 29., Статья 30., Статья 31., Статья 32., Статья 33.

Обязанности государства по созданию условий для самореализации талантов. Органы государственной власти и управления осуществляют свой протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) определяются государственными программами сохранения и развития культуры.

Статья 34.

Обязанности государства по обеспечению приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации Государство осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности. В целях создания благоприятных условий для их развития органы государственной власти и управления могут вводить квоты и таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежного производства, лицензирование и в соответствии с налоговым законодательством дифференцированные ставки налогообложения при их распространении.

Статья 35.

Обязанности государства по сохранению памятников истории и культуры. Государство ответственно за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны содействовать сохранности и использованию таких памятников, находящихся в частной и коллективной собственности, брать особо значимые их них на государственный учет. Государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении, законодательно регулирует права и обязанности владельцев.

Статья 36.