Одной из основных проблем современного общества является высокий уровень агрессивности и насилия. Этой проблеме уделено немало исследований, причем зачастую агрессия человека и животных уравнивается по своей природе. Но человеку свойственно более изощренное проявление жестокости.
Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Многие отечественные и зарубежные психологи внесли свой вклад в изучение данной проблемы: Берковитц, А. Бандура, Д. Доллард, З. Фрейд, К.Лоренц, В. Оклендер, А.А. Реан, К. Бютнер, В.Клайн, Э. Фромм, Р. Берон, Д. Ричар, X. Хекхаузен, Р.Кратчфилд, Н.Левинсон, Й. Заграфова, Р.С.Хоманс, Л.М. Семенюк, Т. Г. Румянцева, Заградова, Осинский А.К., Левитов Н.Д. и другие. Исследователями отмечается рост различных отклонений в личностном развитии и поведении в детской среде, как отражение неустойчивой социальной, экономической, идеологической обстановки, сложившейся в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают жестокость, агрессивность в поведении детей дошкольного возраста, так как именно в этот период происходит первоначальное формирование личности ребенка. Поэтому выявление возможностей коррекции агрессии имеет большое значение в профилактике отклоняющегося поведения подрастающего поколения.
В связи со сказанным, выявление стратегических направлений профилактики и коррекции детской агрессии различными средствами становится острой проблемой, требующей незамедлительного решения.
Данная работа посвящена рассмотрению деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Цель работы: Изучить понятие «агрессивное поведение», причины и предпосылки агрессивности, разработать программу по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: профилактика агрессивного поведения.
Предмет исследования: воспитательные методики по профилактике агрессивного поведения дошкольников.
Задачи:
- Теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме
- Изучение общих принципов, причин и предпосылок агрессивного поведения детей дошкольного возраста
- Изучение методик работы воспитателя с агрессивными детьми
- Разработка и внедрение программы по профилактике агрессивного поведения для детей дошкольного образования.
Базой экспериментального исследования является детский сад при МБОУ СОШ №1.
Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей ...
... формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Структура В первой главе рассмотрены теоретические основы проблемы нравственного воспитания и формирования культуры поведения, во второй раскрыто понятие культуры поведения, ... для воспитателей и родителей детей старшего дошкольного возраста В заключении изложены основные выводы о проделанной работе. Список использованной литературы ...
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ и систематизация имеющихся в философской, психолого-педагогической и методической литературе данных об агрессии и её проявлении в дошкольном возрасте, анализ материалов СМИ, анализ документов, наблюдения, беседы, интервью, анкетирование, метод ролевой игры, изучение продуктов деятельности (детских рисунков и рассказов).
1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОПИСАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА
Слово агрессия происходит от латинского языка, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей [11, с. 5].
«Многие из психологов
В этологии (науке о поведении) считается, что агрессия – это энергия, с которой вид стремится к выживанию [4, с.16].
Изучая источники, мы пришли к выводу, что понятие агрессии определить проблематично. Л. Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии заключается в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий [21, с. 34].
Остановимся на определении Мещерякова Б.Г., и Зинченко В.П. данного в психологическом словаре. Итак, «агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и подавленности) » [19, с. 19].
Специфика активности человека состоит в том, что она постоянно протекает во взаимодействии с другими людьми или предметами. И помимо природных законов, в силу вступают законы социальной жизни, иногда закрепленные в виде жестких предписаний, а чаще в виде нравственных норм, допускающих вариативность отношений.
Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность [22, с.61].
Агрессивность — это устойчивая черта личности, проявляется в готовности к агрессивному поведению.
Уровни ее определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии.
Агрессивность — одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным действиям, направленным на нанесение ущерба или уничтожение объекта наступления [24, с.8].
Профилактика детской агрессивности
... социализации. Таким образом, агрессивность в детском возрасте, нарушает процесс благоприятной социализации, поэтому профилактика агрессивности в младшем школьном возрасте является актуальной и требующей особого внимания. Понятие детской агрессивности Проблема отклонения в поведении - одна из ...
В. Клайн считает, что в агрессивности есть и «определенные здоровые черты», которые могут оказаться полезными для общественной жизни. Это- настойчивость, инициатива, упорство. В достижении цели стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям [22, с.62].
Р.С. Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.
Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от
Состояние фрустрации — это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.
В психологической литературе часто встречается описание повышенного состояния агрессивности. Чаще всего она проявляется в следующих формах:
Открытой внешне выраженной в соответствующих действиях, при которых поведение характеризуется высокой конфликтностью, частыми оскорблениями, драками и грубыми внешними проявлениями агрессии.
Скрытой, выраженной в «тихом», завуалированном виде (распространение сплетен).
Ситуативной или адаптивной, выраженной в индивидуально выбранных для данной группы формах поведения.
Патологической, обусловленной каким- либо имеющимся психическим или физическим недугом»[29, с.29].
Агрессивность, как свойство личности разграничивается в большинстве случаев с понятиями «жестокость» и «враждебность».
Как синонимы рассматривается агрессивность и жестокость. Эти 2 понятия различают по признаку — «причинение страданий и мучений ради страданий и мучений» — свойственному жестокости и не свойственному агрессивности: агрессивный человек может и не быть жестоким, а жестокий человек всегда агрессивен.
Агрессивность относят, как уже отмечалось выше, и к категории свойств личности. Один из основных признаков свойств заключается в том, что они всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности [29, с.28].
Теперь определим в чем схожесть и различия между понятиями агрессивное действие, агрессивное поведение и агрессивность, т.к. в эти понятия вкладывается один и тот же смысл.
Агрессивность, появляясь на свет вместе с рождением ребенка, — это естественная реакция на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей, реализации «принципа удовольствия» [7, с.192].
Под психическим состоянием понимается целостная картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Представленность этого функционирования в сознании человека реализуется в оценке или сложившейся ситуации и своего положения в ней [15, с.54].
Уровень агрессивности личности как фактор ее профессиональной пригодности
... проявления силы в попытке нанести вред или ущерб другому человеку, объекту или обществу (X. Дельгадо). Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности. Например, Басе определяет агрессию ...
Если ситуации, способствующие возникновению агрессивности как определенного психического состояния, повторяются с определенной частотой, то агрессивность переходит в черту личности, которая может влиять на ее характер, обуславливающий типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Таким образом, если агрессивность не стала чертой личности, то в ответ на возникновение данного психологического состояния следуют агрессивные действия [2, с.29].
Агрессивные действия — это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Если же агрессивность является личностной чертой, то мы имеем дело с агрессией, как формой поведения данной личности [11, с.69].
Агрессивные действия выступают в качестве:
а) средства достижения цели
б) способ психологической разрядки
в) способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [24, с.8].
Агрессия возникает на фоне определенного психического состояния, в данном случае — агрессивного.
Н.Д. Левитов выделил несколько компонентов агрессивного состояния:
1) Познавательный компонент помогает сориентироваться в ситуации, выделить объект для нападения, выбрать «наступательные» средства
2) Эмоциональный компонент, прежде всего в данном компоненте выделяют гнев, который часто (но не всегда) сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях — сила и уверенность.
3) Волевой компонент считается, что в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев — инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств.
Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния связано с проблемой силы воли, которая проявляется, очевидно, не столько в умении просто «сдерживать» агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиям [4,с.67].
Кроме того, агрессия подразделяется на несколько форм и видов. Эрих Фромм разработал свою классификацию форм агрессии. Все виды агрессивного поведения он делит на два типа: агрессию доброкачественную и злокачественную.
1) Доброкачественная агрессия — это настойчивое, невраждебное, самозащитное поведение. Оно проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность устранена, исчезает и проявление этой формы агрессии. Доброкачественная агрессия может обнаруживаться с первых месяцев жизни ребенка. Этот вид агрессии необходим для нормальной адаптации малыша к окружающей среде, помогает ему познавать мир, самоутверждаться. Например: Юля (два года шесть месяцев) катается на трехколесном велосипеде. К ней подходит Денис (три года) и пытается столкнуть ее, вырывает руль, встает на дороге, не дает возможности ехать дальше. Юля изо всех сил старается оторвать руки Дениса от руля и при этом без конца повторяет: «Не дам, не дам, не дам…». И Юля, и Денис настроены враждебно по отношению друг к другу, оба испытывают дискомфорт, однако гнев Юли — это реакция самозащиты, а у Дениса — неудовольствие от того, что его желание покататься на велосипеде не может быть реализовано.
Влияние психотерапии на негативные эмоциональные состояния личности
... на негативные эмоциональные состояния личности); 4. Сравнить результаты диагностики негативных эмоциональных состояний личности на разных этапах эксперимента. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что аутогенная тренировка способствует нормализации эмоционального состояния личности. Объект исследования: эмоциональная сфера личности. Предмет ...