По дошкольной педагогике методическая разработка (старшая группа)

Ведение

Актуальность темы . В условиях современности особое значение приобретает поиск эффективных путей воспитания гуманного отношения к людям независимо от их национальной принадлежности, начиная с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы к человеческим ценностям. Формирование ценностного отношения к культуре другого народа начинается с изучения и понимания родной культуры. Через познание традиций, обычаев, истории родного края, этнического прошлого своего народа идет формирование личности ребенка. Система образования дает уникальные возможности для расширения знаний о других народах и формирования взаимного понимания.

Для нашего исследования особый интерес представляет утверждение Г. Н. Волкова о том, что культуру каждого народа нельзя представлять «как абстрактный монолит», к любой культуре нужно подходить дифференцированно, ибо у каждого народа свои исторические корни, своя культура.

Вопросы формирования у детей ценностного отношения к национальной культуре последовательно не рассматриваются.

Изучение и анализ особенностей национальных культур показали, что в рамках единой национальной культуры существуют значительные локальные и социальные различия в традициях, чертах быта, одежде, обычаях и обрядах.

Современные дошкольные образовательные учреждения составом детей нуждаются в научно-методической базе, программах, учитывающих много этничность субъектов взаимодействия и формирования позитивного отношения к национальной культуре.

Согласно Федерально Государственному стандарту требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Также одним из требований к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие).

9 стр., 4327 слов

Народы и культуры — развитие и взаимодействие

... взаимодействию культур, но выступают формами сосуществования или контактов культур друг с другом. Выделяют разные уровни взаимодействия культур. Этнический уровень взаимодействия характерен для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными и другими общностями. На национальном ...

Объект исследования — является педагогический процесс по формированию национальных культурных ценностей у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — технология формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре.

Цель исследования : теоретически обосновать технологию формирования ценностного отношения к национальной культуре через ознакомление дошкольников с культурой этнических групп.

По изучению проблемы по формированию ценностного отношения к национальной культуре позволили выдвинуть гипотезу исследования . Процесс формирования ценностного отношения к национальной культуре у дошкольников будет иметь выраженную положительную динамику, если:

— разработана технология формирования ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве, предполагающая включение и использование средств народной педагогики (устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, национальные обычаи, быт, праздники, национальные костюмы) в процессе игровой, познавательной, продуктивной, трудовой видов деятельности;

— выявлены принципы и педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования позитивного отношения к национальной культуре;

— определены критерии и показатели оценки уровня сформированности ценностного отношения дошкольников к культуре своего и других народов.

В соответствии с гипотезой были определены следующие задачи исследования:

— представить труды классиков отечественной и зарубежной педагогики о необходимости приобщения детей к национальной культуре;

  • проанализировать современные исследования и опыт работы дошкольных образовательных учреждений по данной проблеме;
  • показать методы и средства приобщения дошкольников к национальной культуре;
  • выделить интеграцию различных видов деятельности в приобщении дошкольников национальной культуре;
  • провести сравнительный анализ программ по вопросам ознакомления детей с национальной культурой.

Методы исследования : теоретическое изучение и анализ философской, культурологической, этнографической, педагогической, научно-методической литературы; метод теоретического анализа и синтеза историографических работ, изучение периодических изданий, первоисточников, архивных документов; сравнительно-сопоставительный анализ теоретических взглядов ученых, систематизация и классификация имеющихся материалов. Из числа эмпирических методов использовались педагогическое наблюдение, методы анкетирования, беседы, изучение продуктов детского творчества с последующей обработкой данных, анализ документации дошкольных образовательных учреждений, математическая обработка результатов педагогического эксперимента. Основным в нашей работе был метод эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования стал детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка», воспитатель Коцырева О.А. и контингент 25 человек.

Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Список использованной литературы состоит из 30 источников.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой разделе «Теоретические основы формирования ценностного отношения дошкольников к национальной культуре» рассказывается о формировании национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста

Во второй главе «Опытно — поисковое исследование процесса формирования ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраст» дается материал педагогического исследования о формировании ценностного отношения к национальной культуре детей старшего дошкольного возраста в детском саду

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

Раздел I. Теоретические основы формирования ценностного отношения дошкольников к национальной культуре

  1. Национальная культура как основа формирования ценностей у детей дошкольного возраста.

Национальная культура – свойственная, относящаяся к нации, народу культура. Педагогическая культура народа – это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, играх и детских орудиях труда, в детском фольклоре и т. д.

Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии национального и интернационального чем больше национального воспитания, тем сильнее, культурнее и духовно богаче нация, — пишет Г. Н.Волков.

Произведения устного народного творчества содержат полный кодекс человека. В памятниках народной культуры определены способы и приемы обучения и воспитания, элементарные педагогические требования. «Первый воспитатель – это народ», — писал Ушинский – «народ единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей». Главным мерилом духовности и эстетических ценностей у народа всегда оставался труд. Применительно к нашей теме исследования рассмотрим понятие «национальная культура» подробнее.

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших территориях и не обязательно связанных кровно — родственными отношениями. Национальные культуры более масштабны. Формирование наций стало возможно в эпоху развития капиталистического общества, и с этого времени можно говорить о возникновении национальных культур. Своеобразие как этнических, так и национальных культур проявляется и в духовной (верования, язык, искусство и т. д.), так и в материальной (особенности ведения хозяйства, способы производства и т. д.) областях.

Национальные ценности в духовной сфере – огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. Культура сегодня существует в форме национальной самовыражения. Национальное же рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности. Победа революции внесла в жизнь народов России не только национально-культурные изменения, но и ряд серьезных проблем. В ее культурной программе были поставлены задачи развития национальных культур, национального культурного самоопределения и формирования содружества трудящихся. Создалась потенциальная возможность сохранить свою самобытность, ибо национальные культуры суть корни общей культуры.

Являясь социальным организмом, социальной общностью, нация самостоятельно определяет свое культурное развитие, но при этом следует учитывать чрезвычайно важный фактор – мировую культуру, влияющую на это развитие. Рассматривая национальную культуру во всем богатстве ее содержания и многообразии красок, как закономерную ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, можно определить ее как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальным. Отсюда наблюдается два вида развития каждой национальной культуры: во-первых, как неповторимой, уникальной по форме, и, во-вторых, как части мировой культуры, осознающей и проявляющей себя в ней. Но и в том и в другом случае она содержит и выражает в той или иной форме общечеловеческое начало.

Самая главная и самая привлекательная особенность национальной культуры – это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и униженного копирования, создает свои формы организации культурной жизни. Если культура не имеет особого, только ей присущего аромата, она подобна безликому человеку. Как и любое проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации.

Свое будущее каждый народ сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни и интеграции в общемировую культуру. Эта идея обладает своей имманентной логикой: именно она поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его национально-нравственный идеал.

Каждая национальная культура принадлежит всему человечеству и обязана само выразиться перед всем миром. Каждой из наших национальных культур еще предстоит сказать свое слово в мировой культуре нового времени. Ведь единой национально-культурной модели нет.

Включение в духовную жизнь достижений духовно-нравственного опыта минувших поколений – одно из закономерных направлений культурного прогресса.

Смысл культурного движения по этому пути в том, чтобы открыть простор национальному духовному развитию, свободе национальных культур и языков, заботливому вниманию к особенностям каждой культуры на основе общечеловеческих приоритетов. Будучи открытой для мира, национальная культура не может развиваться вне целостного исторического контекста всей культуры данной эпохи. Способность одного народа осваивать достижения другого – важный показатель жизнеспособности его культуры. Эта способность не только обогащает свою нацию, преобразовывая ее облик, но и позволяет щедро делиться своими духовными ценностями с другими, обеспечивает взаимодействие и взаимопонимание людей, их восприятие инонациональной. Являясь составной частью мировой культуры, каждая культура взаимодействует как партнер и соучастник в создании общечеловеческих духовных ценностей, развиваясь, по образному выражению М. М. Бахтина, на основе диалога культурных атомов. Отсюда стратегическое направление культурной национальной политики: органическое сочетание национальных и общечеловеческих ценностей, идейное и духовное содружество суверенных народов.

Культура является действенным фактором формирования нового международного типа духовного производства, рождающегося в содружестве культур. Общечеловеческие ценности – это не абстрактное понятие, они конкретно воплощаются в каждой национальной культуре. Николай Бердяев говорил: «Качество национальности зависит от раскрывающейся в ней человечности». В наше время, в различных странах и на континентах проживают сотни тысяч людей разных национальностей, заброшенных судьбой далеко от своих родных мест, прогрессивная национальная культура призвана от имени тех, кого объединяет общее этническое происхождение или культурное наследие, связывать их духовные интересы, сохранять и поддерживать национальные традиции.

Вполне естественно и закономерно стремление людей к познанию своей самобытной национальной культуры. Значение национального самосознания состоит в том, что оно морально укрепляет человека, пробуждает его интерес к отечественной истории, своим ценностям и традициям. Общечеловеческий принцип, не противопоставляемый патриотизму, состоит в том, что человек, любя свою нацию и национальную культуру, понимает, что и в другой культуре всегда есть ценное и необходимое.

Известно, что в результате межнациональной миграции, вызванной различными экономическими, социальными, демографическими и иными процессами, более 75 миллионов людей проживают вне границ своих национальных территориальных образований. Это накладывает отпечаток на их духовную жизнь, сказывается на их национальной культуре. В местах компактного проживания национальных меньшинств необходимо особенно четко соблюдать права автономий, предоставлять возможность обучать родному языку своих детей, готовить и выдвигать национальные кадры. Остро назрела потребность сохранения культурной автономии малых народов, согнанных и насильно пересиленных из своих родных мест и жаждущих возрождения национальной культуры, языка, обычаев, традиций, т. е. всего того, что составляет основу нормальной жизни каждого народа, его процветания.

В XX веке национальная культура распадается на две части – элитарную и массовую. Под элитарной подразумевается культура, создаваемая и используемая элитой общества. Появление массовой культуры связано с развитием средств массовой информации и всеобщей грамотностью населения. Поскольку массовая культура ориентирована «на всех», ее уровень по сравнению с элитной культурой ниже. Массовая культура потребляется всеми людьми независимо от национальности, условий жизни, средств существования. Массовая культура хотя и является средством коммуникации, но воспитывает пассивность мышления, стандартизирует жизнь по формуле «я — как все», упрощает индивидуальность сознания.

Сегодня будущее планетарной цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознает, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем. Если перейти непосредственно к дошкольному образованию , то оно является фундаментом образовательной системы, ибо здесь закладываются такие основы личности, которые носят определяющий характер. Формирование духовности, системы нравственных установок и ориентиров, добролюбие, основ гражданственности, патриотизма, инициативности, творческой устремленности – важное стратегическое направление работы дошкольных учреждений.

Огромный потенциал национальной культуры воспитания детей сосредоточен в народной культуре, языке, так называемом национально-региональном компоненте образования. Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором, народными играми, праздниками, знакомя детей с традициями татарского народа мы воспитываем детей в духе терпимости, уважения и интереса к татарской культуре.

Великий русский педагог К. Д.Ушинский, проведя сопоставительный анализ, европейских и северо — американской систем образования, пришел к выводу, что, несмотря на сходство преподаваемых предметов и исползуемых методик, педагогические системы обладают четкой национальной спецификой, которая отражает “душу народа”, его менталитет. Любовь к Отечеству, к культуре и обычаям своего народа не разъединяет, а наоборот, объединяет людей.

Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения является изучение народного опыта воспитания и использование его в формировании личности дошкольников.

1.2 Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре как педагогическая проблема современности

Сегодня будущее планетарной цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознает, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем. Если перейти непосредственно к дошкольному образованию , то оно является фундаментом образовательной системы, ибо здесь закладываются такие основы личности, которые носят определяющий характер. Формирование духовности, системы нравственных установок и ориентиров, добролюбие, основ гражданственности, патриотизма, инициативности, творческой устремленности – важное стратегическое направление работы дошкольных учреждений.

Воспитание детей на традициях народной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Национально-региональный компонент, внесенный в государственный образовательный стандарт, предполагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам Республики Татарстан, а также приобщение их к национальной культуре; воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возраждение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем. Приобщение детей к национальной культуре – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе в силу коренных изменений, происходящих в нашем обществе. Большое значение в национальном воспитании детей придается приобщению ребенка к искусству, насыщению предметной среды предметами национальной культуры, звучанию национальной музыки.

Огромный потенциал национальной культуры воспитания детей сосредоточен в народной культуре, языке, так называемом национально-региональном компоненте образования. Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором, народными играми, праздниками, знакомя детей с традициями татарского народа мы воспитываем детей в духе терпимости, уважения и интереса к татарской культуре.

Великий русский педагог К. Д.Ушинский, проведя сопоставительный анализ, европейских и северо — американской систем образования, пришел к выводу, что, несмотря на сходство преподаваемых предметов и исползуемых методик, педагогические системы обладают четкой национальной спецификой, которая отражает “душу народа”, его менталитет. Любовь к Отечеству, к культуре и обычаям своего народа не разъединяет, а наоборот, объединяет людей.

И. М.Хамитов рассматривает народную педагогику как средство приобщения детей к национальной культуре, т. к. народная педагогика позволяет учесть местные особенности, регионально-национальные традиции, возраст детей, особенности восприятия ими окружающего мира. По его мнению, народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т. д.

Понятно, что всю народную педагогику невозможно «втиснуть» в деятельность детского сада, ибо многое в ней определено стандартом программы воспитательной работы . Поэтому из народной педагогики нужно выбрать такой элемент, который бы отражал ее сущность, и, при включении в учебно-воспитательную систему, способствовал бы повышению эффективности работы детского учреждения, давая новые возможности для повышения качества обучения и воспитания ребенка. Хамитов выделяет такие средства народной педагогики:

1. Родной язык. Изучению родного языка в свое время Н. К.Крупская отводила главное место. Она считала, что обучение на родном языке является необходимым элементом развития ребенка , материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей. Человек, который стремится красиво говорить, в значительной степени умеет и красиво думать.

2. Народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т. д. В них народ выражает свои представления о совершенном человеке, исполняя их совершенствуется развитие народа.

3. Народные танцы. Они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей республики.

4. Устное народное творчество. Оно помогает детям познавать нравственные идеи, развивать нравственные, эстетические чувства.

6. Этика, эстетика быта народа.

Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения является изучение народного опыта воспитания и использование его в формировании личности дошкольников.

Играя в различные татарские народные игры, участвуя в национальных праздниках, у детей воспитывается устойчивый интерес к языку, культуре, традициям татарского народа, его быту и праздникам. Цель проводимой работы заключается в следующем:

— уважение к народу татарской национальности;

— воспитание любви к родному краю;

— расширение знаний о культуре и быте татарского народа;

1.3. Возможности дошкольного образования по формированию национальной культуры

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Проблема национальной культуры, источники ее исторического развития, состояние на современном этапе и перспективы дальнейшего развития является одной из актуальнейших. Культура народа — это прежде всего совокупность духовных ценностей (некоторые авторы, занимающиеся проблемами культуры, на первое место ставят деятельность людей по созданию духовных ценностей, отодвигая на второй план или вообще игнорируя ценностную природу культуры) .

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору; сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию.

Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться прежде незыблемые границы не только малочисленных национальных анклавов, но и больших этносов, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Серьезными факторами воспитания являются следующие элементы национальной культуры: язык; литература; история; музыка; изобразительное искусство; театр; народные обряды; народные песни и танцы.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

По утверждению А. И. Арнольдова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Обращение к воспитательным традициям народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания. Многонациональный народ, проживающий с русскоязычным населением, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории, ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной культуре. События последних лет, всплеск национализма в стране доказывают, что национальные качества личности надо воспитывать, иначе развиваться они могут в полярно противоположных направлениях. В этом случае происходит деформация личности, которая выражается в проявлениях национального эгоизма, неуважительного отношения к людям другой национальности. В условиях многонациональности в России это может привести к разъединению, противопоставлению народов, ее заселяющих. Важнейшей закономерностью развития национальной культуры, в том числе, обеспечивающей ее традиционность, является преемственность, в которой реализуется единство противоположностей — традиции и новации.

Преемственность в национальной культуре может носить как непрерывный, так и прерывный характер. В первом случае культурные ценности прошлого переходят от одного поколения к другому и находятся постоянно в культурном обиходе человечества. Во втором случае те или иные ценности, возникнув в более раннюю эпоху, затем исчезают на какое-то время из культурного обихода и лишь на более позднем этапе возрождаются к новой жизни — происходит своего рода мобилизация опыта прошлого в интересах настоящего.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. П. Зеньковского, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Е. И. Корнеева убедительно доказывает, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л. С. Выготский и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти- шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Таким образом, было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций народа, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогической технологии воспитания дошкольников — с другой.

В качестве средств этнографической культуры выбран фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей духовность, помогают определить отношение к вещному и природному миру, к другим людям и к самому себе.

Раздел 2. Опытно – поисковое исследование процесса формирования ценностного отношения к национально культуре у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностика национального воспитания и мониторинга в вариативных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Настоящее время характеризуется чрезвычайной вариативностью и разнообразием программ дошкольного образования. Можно отметить наиболее популярные программы, утвержденные Министерством образования РФ: «Детство», «Истоки». Анализируя их, уделим особое внимание направленности той или иной программы на вопросы национального воспитания ребенка, попытаемся, прежде всего, очертить цели и задачи, связанные с национальным воспитанием детей, и те методы их решения, которые предлагают авторы.

Базисная программа развития ребенка «Истоки»

В ней предусматривается знакомство детей с миром народного искусства, формирование эстетического отношения к нему. Появление раздела «Дети в музее» помогает приобщить ребенка к декоративно-прикладному искусству и формирует художественную культуру.

В последнее время широкое распространение получила комплексная образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена .

В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать–Познавать–Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках».

Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.

Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре.

Парциальные программы

Эти программы являются добавлением к базисным программам и направлены на углубление работы по какому-нибудь направлению или разделу базисной программы. Среди парциальных программ, в которых используются средства русской традиционной культуры, можно выделить программы художественно эстетической, экологической, патриотической и краеведческой направленности.

Программа «Наследие»

Авторы программы – М.Ю.Новицка, Е.В.Соловьева. эта программа включает следующие разделы: « Круглый год» – знакомство детей с народным изобразительно-прикладным искусством с опорой на праздники традиционного земледельческого календаря. «Семейный круг» — приобщение детей и родителей к традиционной семейной культуре. «Святые наши имена» – освоение историко-культурного наследия России. «Круг чтения» — воспитание культуры чтения. « Музыкальное наследие» – освоение традиционной музыкальной культуры. Ведущим методическим приемом освоения содержания программы «Наследие» является эмоционально- ценностное восприятие мира людей и природы посредством загадок и игры.

Программа «Я — Человек» — программа приобщения ребенка к социальному миру (автор С.А. Козлова).

Цель данной программы — помочь педагогу раскрыть окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях, о разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям. Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек — творец», «Земля — наш общий дом». В целом программа направлена на последовательное введение ребенка в социальный мир, где многое зависит от характера, накопленного ребенком социального опыта, что, в свою очередь, зависит от пола ребенка, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер.

Важнейшие педагогические принципы программ:

— сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ»;

— формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте;

— опора на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения.

Проанализировав программно-методическое обеспечение по патриотическому воспитанию дошкольников на современном этапе, мы видим, что задачи патриотического воспитания ставятся во многих образовательных программах. Предусматриваются разнообразные средства и методы патриотического воспитания детей в различных видах деятельности, определена последовательность материала для более облегченного усвоения детьми, конкретно определяется содержание патриотического воспитания по возрастным группам, все задачи решаются в комплексе.

2.2 Формирование особенности ценностного отношения к национальной культуре в процессе работы ДОУ

Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времён Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.

Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуры. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка. Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:

-создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

-привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

-создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

-установление сотрудничества с другими учреждениями.

Проанализировав уровни ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа, мы пришли к выводу, что большинство детей имеют недостаточно высокий уровень. Исходя из вышесказанного нами были выбраны следующие приоритеты:

1.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

2.Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.).

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3.Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4.Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.(приложение 1)

Наше ДОУ работает по образовательной программе «Истоки», которая предполагает этнокультурное воспитание детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, детскую литературу, родной язык. В связи с этим большое внимание мы уделяем произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладным искусствам народов России. Но этого недостаточно. Поэтому мы начали использовать в своей работе парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева), целью которой является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Данная парциальная программа были утверждены для использования педагогическим советом ДОУ. Была приобретена вся необходимая литература. Имея в своём распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к народной культуре, базу основных методов и приёмов, мы разработали собственные варианты, выбрали нужные средства обучения и воспитания, скорректировали, подстроили их в соответствии с возможностями своего дошкольного образовательного учреждения.

Мониторинг эффективности работы ДОУ по направлениям этнокультурного образования проводим в процессе обследования воспитанников, их родителей. Для этого была разработана специальная таблица, в которой мы отразили направления мониторинга. Целью мониторинга детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ, касающихся:

— уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;

— потребности использовать данные знания и умения на практике;

-уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.(приложение 2)

Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к народной культуре подтверждает, что без специальной работы соответствующие умения не формируются или отличаются поверхностью. Это доказывает необходимость разработки методики по формированию социально-культурной и художественной компетенции детей в области народной культуры и включая её в целостный процесс воспитания и обучения детей.

Мониторинг среди родителей проводим с помощью анкет в начале и конце учебного года. Родители заполняют анкету в присутствии воспитателя и могут получить от него необходимую консультацию. Результаты анкетирования показали, что многие родители считают важным приобщать детей к национальной культуре, но некоторые не знают, как это сделать, так как нет специализированной литературы, а другая часть родителей считает, что их дети «ещё» маленькие для получения таких знаний. Большинство родителей убеждены в том, что основную работу по приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад, а родители — только помогать в этом.(приложение 3)

Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. На педсовете было решено выделить в детском саду небольшое помещение и оборудовать его в виде комнаты в русской избе, где будут размещены предметы, наиболее часто упоминающие в русских сказках: коромысло, горшки, самовар, прихватки, чугун и т.д. Начались их поиски, в которых участвовали не только сотрудники детского сада, но и родители воспитанников. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали повсюду.

Почерпнув сведения из самых разных источников, сотрудники детского сада постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы (стол, лавки, печь, полати, рукомойник, люльку и др.).

Однако основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Печь сделали из коробок, внешне имеющей натуральный облик. На полках и красном уголке настоящие, вышитые и связанные крючком рушники и подзоры.

После того как убранство «избы» было завершено, перед нами встала не мене сложная проблема – методическая организация работы. Приглашали на занятия бабушек. Постепенно была осознана необходимость «одушевления избы» и было решено «назначить» Хозяйку избы. Перед Хозяйкой была поставлена задача более глубокого овладения особенностями народной речи, национальных обычаев и традиций, народного искусства. Так как одна из воспитательниц не первый год занималась этой проблемой и была основным организатором русской избы, ей и предложили роль Хозяйки.

Для более результативной работы по данной проблеме педагогам пришлось заняться самообразованием, т.е. углубленным изучением данного раздела программы. Кроме этого, они составили перспективный план работы с детьми всех возрастных групп и родителями на год. В работе появилась система, улучшились знания детей и родителей. Но нарушилась целостность образовательного процесса в ДОУ: последовательности и комплексности (одновременности и взаимосвязанности) изучения детьми разных разделов базовой программы воспитания и обучения, принятой в ДОУ. Кроме того, необходимо было снять проблему дублирования учебного материала в организованных формах обучения, возникающей при использовании разнообразных комплексных и парциальных программ социально-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

План весь переработали и составили наиболее приемлемый для нашего ДОУ с учётом разновозрастного состава групп и сочетания с планом работы музыкального руководителя. В каждом разделе образовательной программы ДОУ при перспективном планировании учитываем введение тем, связанных с изучением национальной культуры. Например, проводим занятия по экологии с элементами фольклора.

В начале учебного года провели семинар для детей и родителей по конструированию позитивных детско-родительских отношений в семье: «Игровая кукла: делаем вместе» Современному ребёнку нужна народная кукла. Основным является то, что (под руководством родителей) её мастерит – кукла становится родной и дорогой. Она способствует конструированию позитивного Образа мира и себя в нём, прогнозированию положительного Образа будущего, развитию творческих способностей детей и взрослых.

В феврале провели вечер-развлечение (досуг) для воспитанников старшего возраста на тему: «Русские богатыри». Часто занятия проходят в мини музее «Русская изба». Многие занятия проводим по русским народным сказкам. Часть из них заканчиваются чаепитие у самовара. Один раз в месяц «хозяйка избы» и дети отмечают здесь именины детей, приходящиеся на этот месяц. Во время чаепития дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами» и пр. Чаепитие из самовара – это не просто обычная трапеза, а особый ритуал, объединяющий за неспешным разговором доброжелательных друг к другу людей. При этом дети распределяют роли между собой: «гости» наряжаются, «хозяева» готовят и приглашают к столу. Гостей встречаем, как и полагалось на Руси, хлебом-солью. Используем не только современные, но и старинные выражения: «Извольте откушать», «Отведайте печенья». Такое чаепитие даёт возможность расширить знания о традициях русской кухни. Прощание с гостями всегда сопровождается благопожеланиями, благодарностью: «Спасибо за приятный вечер», «Спасибо за хлеб-соль». Дети любят «Русскую избу», с удовольствием занимаются в ней, готовят угощение для кукол, выращивают рассаду для огорода, отдыхают на посиделках и т.д. А в избе-то настоящий сундук с крестьянской одеждой, подвесная люлька, полка с кухонной утварью и пр. Сколько радости доставляет детям душевный разговор или чтение сказки у печки, в которой мерцает «огонёк»! С каким трепетом наблюдают они за тем, как с печи свесил ноги Ванюшка, а на приступке грустит Маланьюшка! А ещё за печкой живёт домовёнок Кузя. Каждому находится занятие по душе и в рукодельном уголке: ведь там есть настоящее донце с куделью и веретеном, корзинка с клубками ниток, подлинная прялка. А какая изба без красного уголка! Дополняет интерьер «Русской избы» шторы из ситца вышитые крестиком, лоскутное одеяло, вышитые гладью и крестом полотенца, салфетки, домотканые половики вязанные крючком. Встречает и провожает гостей хозяйка или кукла, одетая в русский народный костюм. Не удивительно, что «Русская изба» стала комнатой психологической разгрузки не только для детей, но и для взрослых. Но самое главное – в ней проводятся развивающие занятия с детьми. В их содержании активно использую предметы русского национального быта, но и сохранять преемственность этических и эстетических ценностей русского народа. Мы считаем, что предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мёртвую комбинацию» различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребёнка в активной и разноплановой деятельности.

Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому наша деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, чтение книг и др. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Об этом свидетельствуют вопросы, которые дети задают: «Почему?», «Для чего?», «Как надо?». Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Мы постоянно что-то обновляем и пополняем.

Этнокультурное образование дошкольников очень тесно переплетается с общими задачами воспитательно-образовательной работы. Для педагогов ДОУ был проведён ряд семинаров и семинаров-практикумов по темам: «Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре», «Формирование преемственности между поколениями и национальной самоидентификации детей», «Формирование образа Родины». С родителями группы провели такие мероприятия:

-вечера встреч, на которые приглашала мам, пап, бабушек и дедушек, где они рассказывали о своём детстве, о своих родителях, предках, о защите Родины в Великую Отечественную войну, о службе в Армии (Советской, Российской);

-занятия в кружках народного промысла (вышивка, макраме, вязание и пр.);

-досуговые вечера с родителями детей, включающие знакомство с обрядами и традициями своего народа.

Важным моментом в формировании традиций стало совместное проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Пасха, Рождество. На таких мероприятиях дети видят своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего старинные песни. Дети рады таким праздником, т.к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания.

После таких мероприятий мы проводим открытые занятия с детьми, когда родители с удивлением обнаруживают для себя, как они значимы для своих детей и дороги им. Очень увлечённо прошли такие открытые занятие для родителей на темы: «Мастера своего дела», «Чем богаты, тем и рады».

Одним из условий успешной работы является создание предметной развивающей среды игрового пространства. В решении данного вопроса помогла работа кружка «Рукодельница», который мы создали для детей и взрослых. Этот кружок создан на основе общих интересов воспитателей и родителей воспитанников. Здесь мы вместе осваиваем технику народных ремёсел или просто знакомимся со многими из них, обмениваемся опытом. Проводим конкурсы на лучшую народную куклу, на лучшее семейное блюдо, на лучшую глиняную игрушку, работы помещаем в уголке «Очумелые ручки».

В год семьи провели совместный досуг «Семья – семь я!», где родители поделились своими семейными традициями, рассказали смешные случаи из своей жизни или своих близких, угощали своими фирменными блюдами, демонстрировали свои «родословные деревья».

Родители продолжают сбор краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка краеведения. Продолжая просвещение родителей провели в предыдущем учебном году семинары-практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края». Подготовили консультации на темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Отечественные памятники культуры в нравственных основах воспитания», «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «О мудрости народной педагогики». Проводим вечера вопросов и ответов «Как помочь ребёнку найти дело, в котором он нравиться самому себе». «Игры нашего детства» — где мамы, папы, бабушки и дедушки делятся своим опытом. Игра «Что? Где? Когда?» (кто лучше знает родной край) была проведена между детьми и родителями (с вручением призов и дипломов, изготовленных на занятиях по ручному труду. Ежемесячно проводим дни открытых дверей с 20 по 25 число, знакомя и детей, и родителей с народным календарём, где каждый день чем-то значим. Мы знакомим с тем, чем тогда занимались наши предки, какие примечали события в природе и т.д.

Цикл занятий познавательного характера не ограничивается знакомством с русской избой. Народные исторические идеалы и духовные устремления можно и нужно изучать через знакомство детей с памятниками народной архитектуры и культовым зодчеством, которые неслучайно называют деревянной или каменой «книгой», где «записана» народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая «книга», — вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь Родину. Поэтому, например, после цикла занятий «Из истории России» мы предложили родителям рассмотреть вместе с ребёнком картины и иллюстрации к книгам с изображением Кремля, Успенского собора, Собор Василия Блаженного, памятник Минина и Пожарского, посмотреть видеофильмы про усадьбы Останкино, Кусково, Царицыно и др., прочитать детям произведения о Москве.

В «Программе приобщения детей к истокам русской народной культуры» в связи с необходимостью введения в занятия эстетического цикла предметов декоративно-прикладного искусства (Городец, Хохлома и др.) традиционное убранство русской избы мы дополнили размещением на полках разнообразных произведений этих художественных промыслов. Именно в такой обстановке нам легче знакомить детей с народными промыслами всей России. Здесь же мы сделали подборку иллюстраций, книг, картин, представляющих предметы старинного быта, русский народный костюм, проводим занятия по знакомству с основами декоративно-прикладного творчества.

Целью занятий художественно-эстетического цикла является ознакомление детей с разными видами народного искусства в процессе использования средств изобразительной деятельности. Особенностью проведения таких занятий является то, что занятия познавательного цикла с помощью метода проектов связанных с изобразительной деятельностью детей, лепкой, ручным трудом. В процессе обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации используем разные приёмы: приём создания игровой ситуации в начале занятия, приём пошаговой ориентировки, приём сравнения, приём акцентирования, приём моделирования, приём комментирования действий детей в речи. В процессе использования перечисленных приёмов устанавливаю взаимосвязь между видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией. Например, сначала дети лепят дымковскую лошадку, затем на рисовании расписывают силуэт-заготовку лошадки.

При обучении детей декоративному рисованию ставим задачу не подготавливать будущих мастеров росписи, а приобщать детей к народному искусству. При расписывании вылепленных лошадок, птиц, барышень и т.д. дети усваивают некоторые навыки, учатся составлять узор, почувствовав при этом радость творчества. После каждого цикла занятий по одному из видов искусства проводим итоговое занятие, на котором дети составляют узор в стиле данной росписи, но выбирают сами её элементы, цвет, композицию, форму бумаги, силуэты-заготовки из бумаги, из папье-маше и др.

Кроме занятий по знакомству с декоративно-прикладным творчеством и народными ремёслами, в процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников предусмотрели формирование специальных условий для перевода представлений детей о культурном наследии и природе малой Родины, родном доме и семье на уровне практической деятельности детей: предметной и предметно-игровой, изобразительной, экспериментальной. Для этого мы «состыковали» темы занятий познавательного и художественного цикла и продумали преемственность содержания, а также используемых методов и методических приёмов. В качестве таких стержневых тем выступают «характер русского народа» и «образы родной природы в народном творчестве и творчестве русских художников», «государственная символика родной страны» и др.

Также в работе с детьми используем народные музыкальные инструменты (погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.).

Характерные для русской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Поэтому на музыкальных занятиях вместе с музыкальным руководителем приучаем детей слушать русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Воспитанники водят хороводы под эту музыку, выполняют танцевальные движения, играют на народных музыкальных инструментах. Вместе с музыкальным руководителем провели интересное тематическое занятие на тему: «Колокольные звоны России». Дети были очень увлечены.

Система освоения материала стала более стройной, когда музыкальный руководитель соответственно ведущей теме месяца стал включать в содержание занятий работу с произведениями народной словесности и музыкального фольклора.

Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки.

Поэтому и ныне в детском саду и семье, возможно самое разное использование песни – от её разучивания и исполнения до анализа содержания музыки и настроения. Эти песни теперь звучат не только в детском саду, но и в семье, особенно на традиционных семейных праздниках. Также используем народные танцы, хороводы, игры с песнями. Во второй половине дня часто организуем «посиделки», на которых разучиваем с детьми народные игры с песнями, учим детей изготавливать элементы народных костюмов: кокошники, бусы, праздничную атрибутику и др. Так, разучив зимние святочные песни и игры, дети, нарядившись в костюмы, шли по группам детского сада и поздравляли всех с Рождеством и Новым годом по старому стилю.

Все жанры, формы и элементы фольклора мы используем при проведении досугов и праздников. Праздники проводим в форме затейничества, концерта самодеятельности, театрализованного представления и на основе народных праздников. При этом важно создать в группе радостную атмосферу. Помещение группы украшаем все вместе (дети, родители, сотрудники).

Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные с содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника (украшение ёлки, крашенье яиц, раскрашивание глиняных поделок, прослушивание духовной музыки, организация танцев, хороводов и пр.)

Почти каждый народный праздник превращаем в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и приглашённые взрослые. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства.

Применение физкультурно-оздоровительных занятий и досугов с использованием фольклорных элементов и народных подвижных игр очень эффективно в работе с дошкольниками. Используем следующие типы физкультурных занятий с использованием разных видов народного творчества:

-двигательно-творческие, основанные на использовании потешек, загадок и сказок;

-сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Очень интересно прошли такие занятия как «Путешествие с Лесовичком», «Праздник Весны», «Ярмарка», «Идём в сказку»;

-музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных инструментальных мелодий. Это занятия на темы: «Русские узоры», «Осенины» и т.д.;

-игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу», «Богатырская наша сила», «Скоморошьи забавы» и т.д.;

-познавательные занятия из серии «Забочусь о своём здоровье» с использованием элементов фольклора. На таких занятиях я формирую элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомлю их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни;

-интегрированные физкультурные занятия. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.

Анализируя проделанную работу за последние годы, мы поняли, что на современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём. В опытах наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. Изучая литературу по данной проблеме, мы обнаружили статью, которая называлась «До десятого колена». В ней автор, Л. Осипова, рассказывает о детях младшего школьного возраста, которые вместе с родителями составляют своё семейное «родовое дерево». В процессе поиска своих «корней» дети и родители, бабушки и дедушки становятся духовно ближе друг к другу. Воспитатели начали проводить такую работу и с семьями своих дошкольников в «год семьи». Не только дети, но и родители с удовольствием узнают о своих предках, а потом рассказывают о них на вечерах досуга в детском саду. Чтобы установить связь между поколениями в семье, даём детям задание узнать у родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они любили играть в детстве, какими пользовались считалками, игрушками. Лишь сумев пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, в которой воспитывается ребёнок, можно начинать работу по формированию традиционной культуры семьи в процессе взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

Организуя работу по приобщению детей к истории Отечества, мы вовсе не ставили перед собой цель систематического освоения ими курса истории – у них ещё будет время для этого в школе. Важно воспитать интерес к прошлому своего народа, любовь к родной истории. Мы глубоко убеждены, что любить Родину – значит знать её историю. Проводимая нами работа находит отклик у детей и их родителей. Дети научились слушать друг друга, помогать, делиться своими умениями, дарить подарки, сделанные своими руками. Мамы стали замечать, что их дети стали более усидчивыми и внимательными как к ним, так и к бабушкам и дедушкам (более терпимы).

Появились у детей и сравнительные характеристики работ, дети учатся давать оценку своим работам и работам других. Мы рады, что они стали больше заботиться друг о друге, уступать друг другу и помогать.

Почти все наши выпускники, ежегодно уходя из детского сада, посещают школу искусств, где в какой-то мере продолжается начатая нами работа.

Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём.

Таким образом, специфика воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлена основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым. Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по схеме нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество.

В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.

В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:

— взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);

— определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

— совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;

— использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств.

Заключение

Проведенный нами теоретический анализ философской, этнографической, психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме показал необходимость формирования ценностного отношения к национальной культуре, воспитания уважительного отношения к людям других национальностей.

Рассмотрев разные точки зрения на вопросы развития национального и межнационального воспитания в процессе исторического развития, на национальную и этническую культуру, мы установили целесообразность осуществления дифференцированного подхода в процессе изучения истории и культуры различных этнических групп, с учетом специфики их материальной и духовной культуры. Идея Г.Н. Волкова о том, что у каждого народа свои исторические корни, своя культура и к любой национальной культуре следует подходить дифференцированно, рассматривая их в многообразии и неповторимости, была взята за основу педагогического исследования.

При проведении опытно-поисковой работы с детьми старшего дошкольного возраста мы стремились на примере татарского и русского народов показать многообразие этнических групп. Акцент сделали на ознакомлении с культурой казанских татар, северной и южной групп русского народа (как самой многочисленной) и культурой крещеных татар, как имеющей наиболее контрастную культуру по сравнению с другими группами татар. Обогащению впечатлений и предоставления возможности детям ближе познакомиться с образцами народного творчества способствовала созданная воспитателями «Галерея народных промыслов» с выставкой предметов декоративно-прикладного искусства татарского и русского народов, с постоянно обновляющимися иллюстрациями традиционных костюмов, вариантами росписей; мини-мастерская «Уголок затейников», где дети совместно с взрослыми занимались доступными видами декоративно-прикладного искусства (изготовление глиняных игрушек, вышивание салфеток, полотенец, украшение национальной обуви и т. д.).

Наглядному представлению исторических периодов развития народов родного края и страны в целом, способствовал стенд «Ступеньки истории» (слева — отражение исторических периодов развития татарского народа, справа — русского народа), а также создание по каждой теме определенного продукта детской деятельности. Таким образом, формирование исторических представлений проходило при активизации познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Как показало проведенное исследование, первоначальные представления о своей национальности ребенок получает в семье, дальнейшее расширение представлений детей о культуре народов совместного проживания происходит в условиях дошкольного учреждения. Чувства толерантности, симпатии к людям ближайшего национального окружения, заложенные в детском саду, в школе перерастают в понимание и принятие культурных различий народов мира.

Таким образом, опытно-поисковая работа показала, что дети старшего дошкольного возраста при систематической работе восприимчивы к национальному фактору: идентифицируют себя со своей национальностью, имеют общее представление о народах, интересуются культурой, историей народов своего края. Проявляют положительное эмоциональное отношение к людям своей национальности, уважение к другим народам, доброжелательное отношение к сверстникам.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/metodyi-issledovaniya-v-kursovoy-rabote-po-doshkolnoy-pedagogike/

1. Абдуллин, Я.Г. Русская просветительская мысль / Я.Г. Абдуллин. Казань,2011. — 319 с.

2. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А Давыдова. М.: Айрис-пресс, 2009. — 224 с.

3. Артановский, С.Н. Некоторые проблемы теории и культуры / С.Н Артановский. Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 2007. — С.14-15.

4. Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. М: Наука, 2009. — 204с.

5. Бабилаева, А.Н. Этническая философия как социальный феномен / А.Н. Бабилаева. М.: Грааль, 2011. — 107 с.

6. Богатеева, З.А. Мотивы народного орнамента в детских аппликациях / З.А. Богатеева. М.: Просвещение, 2008. — 207 с.

7. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учебное пос. / М.И. Богомолова. М: Просвещение, 2008. — 112 с.

8. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. -М.: МГУ, 2012.- 199с.

9. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 2008. — 179 с.

10. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. М: Наука, 2003. -С.88-143.

11. Виноградова, Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф Виноградова., Т.А. Куликова. М.: Просвещение, 2009. — 128 с.

12. Волков, Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры / Г.Н Волков. // Советская педагогика, 2009. №7. — С. 19-28.

13. Гасанов, З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения/З.Т. Гасанов // Педагогика, 2006. №6.-С.51-55.

14. Даминдарова, Ф.В. Роль народных традиций в нравственном формировании личности (социально-философский аспект).

Дис. кан. филос. наук. Уфа, 2010.- 193 с.

15. Данилина, Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России / Г.Н. Данилина. — М.: АРХГИ, 2003. — 184 с.

16. Демин, В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси / В.Н. Демин. -М.: Вече, 2007. 560 с.

17. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 2009. -205 с.

18. Дробижева, JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социокультурные стимулы развития / Л.М. Дробижева // Советская этнография, 2009. №3.

19. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре/Р.И. Жуковская.М.,2013. 318с.

20. Зверева, О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. М.: Академия, 2009.- 160 с.

21. Зевахина, Ф.Р. Формирование интереса младших школьников к национальной культуре средствами эмоционального стимулирования. Дисс. . канд. пед. наук. Киров, 2009. — 152с.

22. Капустина, Н.Г. Воспитание у старших дошкольников доброжелательного отношения к людям (на материале ознакомления с людьми разных рас).

Дисс. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. — 261 с.

23. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. М., 2008. — 160 с.

24. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -М.: Академия, 2012. 416 с.

25. Куликова Т.А. Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2009.

26. Купач, Т.Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях. Дисс. .докт. пед. наук. М.,2010. -389 с.

27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание, Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 2005. — 304 с.

28. Лисовенко, Г.В. Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона. Дисс. . канд. пед. наук. Сочи, 2014. — 205 с.

29. Савинова, Л.IO. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине. Автореферат кан. пед. наук. СПб, 2003. -22 с.

30. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. М.: Просвещение, 2005. — 192 с.