Менеджмент в социальных учреждениях

Суть человеческих отношений характеризуют так называемые заповеди руководителя — предписания, нормы, правила, которым должен следовать руководитель в своей практической деятельности. В деятельности сегодняшнего руководителя преобладают социально-экономические и психологические методы управления над традиционными административными. То есть руководитель, должен учитывать человеческий фактор. В психологии — личность, группа, коллектив, общество, включенные: в управленческую систему

Под менеджментом в данной работе понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов — организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.).

Технология, т. е. конкретные способы осуществления менеджмента, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.

Выбор темы настоящей курсовой работы определила актуальность данной темы. Необходимость изучения качественного менеджмента как одного из подходов в управлении социальной сферой и его применение в России обусловлено современным этапом развития социальной работы, когда после широкомасштабного расширения социальной инфраструктуры возникла потребность в ее эффективном управлении. Эффективность работы социальных учреждений активно обсуждаются как научной общественностью, так и профессионалами.

Целью курсовой работы является рассмотрение менеджмента в социальных учреждения. Для достижения данной цели были поставлены

  • Определение сущности менеджмента;
  • Понятие и значение организации;
  • Управление и уровни управления;
  • Контроль в социальной работе;
  • Программно-целевое управление.

Теоретическую базу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов и практических работников, внесших весомый вклад в развитие теории и практики расчетных отношений: Виханский О.С., Морозова Е.Я., Макашева З.М. и другие.

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие «организация» может рассматриваться как субъект (объект) управления в качестве оценки результата целенаправленного воздействия, а также как определенный вид деятельности (организовывание).

3 стр., 1474 слов

Организация деятельности учреждений социальной помощи семье и ...

... центров. Данная работа может служить в качестве теоретического приложения для студентов и преподавателей факультетов психологии и социальной работы, а также для людей, интересующихся данной проблемой. Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ. §1.ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ. В ...

В последнем смысле слова «организация» – одна из функций управления, направленная на создание необходимых условий для достижения целей (от лат. оrganize – придаю стройный вид, устраиваю).

Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы.

С точки зрения управленческого воздействия задачами организационной деятельности является создание структуры, т. е. взаимодействий и взаимосвязей между теми элементами системы, которые связаны единой целью для того, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым решать, реализовывать свое основное социальное предназначение – миссию на удовлетворение социальных потребностей общества.[18:54]

Применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в трех смыслах.

Во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу.

Во-вторых, этот термин может означать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

В-третьих, имеется в виду характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тогда под организацией понимается определенная структура, строение и тип связей как специфический для каждого рода объектов способ соединения частей в целое. В этом смысле организация объекта понимается как свойство, атрибут последнего. В таком контексте термин употребляется, если речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации. Именно это значение подразумевается в понятиях формальная и неформальная организация. [12:39]

Отметим отличительные особенности социальной организации.

1. Объединение институционального характера, созданное для выполнения конкретных функций:

  • социально-экономическая функция предполагает удовлетворение материальных потребностей и интересов определенных людей посредством выплаты компенсаций, субсидий, пенсий, обеспечения льгот;
  • политическая функция способствует поддержанию стабильности в обществе;
  • социально-реабилитационная – направлена на восстановление общественного статуса граждан, нуждающихся в социальной помощи, адаптацию к изменяющимся условиям.

2. Системы социальной защиты населения призваны оказывать стандартизированные социальные действия, регулируемые определенными нормами и контролируемые другими элементами системы.

3. Иерархия соподчинения структурных элементов, наличие вертикальной и горизонтальной составляющих обеспечивают достижение целей, стабильность функционирования.

7 стр., 3016 слов

Теория социальной системы

... случаях их обнаружения в социологическом материале они входят в теорию социальной системы и одновременно обогащают общую теорию систем. В 1988 году мы использовали данную стратегию и ... возникающие на пути изучения количественных закономерностей социальной системы и наметить перспективы их решения. 2. Стратегии развития теории Специфика теории социальной системы состоит в том, что она расположена ...

Основным элементом организации социальной работы является система управления. Система – это целостное образование, состоящее из множества взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. Система социального управления состоит из разных специалистов, объединенных в органах управления, использует целую совокупность методов управления, в том числе средства вычислительной и организационной техники, объединяет различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и т. п.), позволяющей установить надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

Наличие устойчивого равновесия между субъектом и объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы постоянно изменяющейся среды (внутренней и внешней) являются основополагающими закономерностями управления, обусловливающими все остальные общие законы и принципы.

Нарушение равновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Такой кризис возможен по ряду причин: внутренняя и внешняя среда объекта управления очень подвижны, динамичны, изменения зависят от многих взаимосвязанных факторов, учесть и предвидеть которые становится все труднее. [18:60]

Все это предъявляет повышенные требования к субъекту управления, который должен точно улавливать суть происходящих перемен в общественной жизни (объекте и субъекте воздействия).

В общественной жизни наблюдается постоянное наращивание потенциала субъективности, складывающегося из коллективного интеллекта общности в целом, его отдельных социальных организаций и людей.

В Российской Федерации субъекты государственного управления делятся на федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) включает в себя:

  • Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
  • Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор);
  • Федеральную службу по труду и занятости (Роструд);
  • Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав);
  • Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России);
  • Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи (Росмедтехнологии).

Руководство Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. [5:32]

Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа, который в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации.

8 стр., 3874 слов

Система образования Российской Федерации

... (образовательных цензов). 2. Система образования в Российской Федерации Система образования в России включает в себя: * образовательные стандарты и федеральные государственные требования, * образовательные программы различных видов, уровней и направленности, * организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и ...

Руководитель (директор) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации.

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции, за исключением контроля и надзора; может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации. [5:78]

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система управления, которая складывается в процессе реализации управленческой деятельности и функций управления, состоит из объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных связей внутри системы, источников саморегуляции (интересы, потребности, ценности составляющих ее подструктур), разных органов управления. Содержание системы управления, внутренние принципы ее организации и самоорганизации определяют целеполагание, связанное с прогнозированием и моделированием социальных систем. Конечный итог функционирования и развития системы управления – принятие и реализация управленческого решения.

В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и отдельные люди вступают в управленческие отношения, связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой задач и организацией их достижения.

Управленческие отношения отличаются исключительной сложностью, представляя собой, единство объективного и субъективного начала, и определяются особенностями социально-экономической системы.

Организационные отношения – необходимый элемент механизма управления – имеют свою внутреннюю структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др. Организационные отношения подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные.