Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с механизмом реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальную защиту.

Право на социальную защиту – это одно из важнейших в социальном аспекте прав, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации.

Конституционные основы социальной защиты граждан Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Воплощение в жизнь данного конституционного принципа — основная конституционная обязанность государства.

В настоящее время особую актуальность и практическую значимость приобретает исследование особенностей правовой природы соответствующих конституционных норм, основных форм и способов нормативного закрепления основных принципов социальной государственности, а также механизма их конкретизации в отраслевом законодательстве. Отсутствие в законе определенных стандартов социальной защищенности ставит перед правовой наукой задачу по выявлению четких критериев, позволяющих определить степень конституционности проводимых социально-правовых реформ.

Степень научной разработанности темы исследования.

В последние годы наблюдается неснижающийся интерес представителей отечественной науки конституционного права к исследованию проблем в сфере социальной защиты граждан Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составили научные работы теоретиков и практиков: О.А.Снежко, М.И.Лепихов, А.А. Демко, И.Л. Трунов, Ю.А. Алешина, О.П. Беребина, А.В. Чекрыжов

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на социальную защиту.

Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на социальную защиту.

Цель исследования – на основе имеющихся научных подходов и результатов исследования эмпирической базы проанализировать и определить особенности конституционно-правовых основ социальной защиты населения и механизм их реализации.

Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:

10 стр., 4545 слов

Российская Федерация как социальное государство

... В. Баглай полагает, что «социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Издательская группа „Норма ...

  1. раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
  2. изучить законодательство, регламентирующее механизм реализации конституционного права на социальную защиту;
  3. исследовать проблемы государственной политики в области социальной защиты;

Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №181 от 24.11.1995 г. О социальной защите инвалидов в РФ.

Привлечены также статьи различных ученых и исследователей.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных методов, изучение которых позволяет анализировать существующие проблемы в сфере социальной защиты граждан.

Научная новизна исследования заключается в выявлении и разрешении наиболее серьезных проблем, связанных с обеспечением социальной защиты.

Структура и содержание курсовой работы отражает последовательность исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав (первая глава включает в себя два параграфа, вторая глава – три параграфа, третья графа – два параграфа), заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1 Особенности социальной защиты граждан РФ.

§ 1 Социальная защита: понятие, принципы

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Воплощение в жизнь данного конституционного принципа — основная конституционная обязанность государства. Однако ни для кого не секрет, что социальная государственность в России — это тот «конституционный идеал», который пока не может быть в полной мере реализован на практике.

Несмотря на декларируемые успехи социальных реформ, часть россиян уверена, что зачастую государственные интересы ставятся выше интересов рядовых граждан. Пытаясь разрешить социально-экономические проблемы, государство изредка все негативные последствия преобразований перекладывает на плечи граждан, не создавая необходимых условий для их защиты. Тем самым конституционные положения о высшей ценности человека и его прав и свобод для государства по большей части остаются декларативными. Как результат — в обществе проявляются такие тенденции, как недоверие государственным органам, социальная напряженность, политический и правовой нигилизм и другие. Указывая на многочисленные трудности социально-экономического развития страны, Президент в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г. отметил, что «главный источник развития страны — это ее граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека…». В связи с этим особое значение приобретает сегодня рассмотрение основ социальной защиты граждан, которые закрепляются в Конституции Российской Федерации и детализируются в текущем законодательстве. 1

Система социальной защиты населения — упорядоченная государством и установленная законами в соответствии со ст. 7 и другими

положениями Конституции РФ система правовых, социально-экономических и организационно-политических институтов, создаваемых и используемых

субъектами конституционно-правовых отношений для обеспечения права человека и народа на достойную жизнь, т.е. их благосостояния на уровне социальных стандартов, закрепленных в международных правовых актах, в которых участвует Россия.

9 стр., 4061 слов

Предоставление жилого помещения по договору социального найма ...

... предоставление жилого помещения по договорам социального найма в Российской Федерации. Задачей изучить понятие и предмет договора социального найма жилого помещения. 1. Понятие и предмет договора социального найма жилого помещения Понятие договора социального найма закреплено в Законе РФ "Об основах федеральной жилищной политики", в котором под договором социального найма жилого помещения ...

Исходя из этого Концепция системы социальной защиты населения в Российской Федерации как одна из основ конституционного строя и конституционная основа правового статуса личности базируется на

совершенствовании правотворчества, правоприменения и правовой охраны на федеральном, региональном, местном и институциональном уровнях и включает следующие элементы.

I. Правовые категории, отражающие правовую сущность конституционных основ социальной защиты населения в Российской Федерации: введенные

вновь («социальные права народа», «система социальной защиты», социальные услуги», «государственный социальный стандарт»), а также уточненные понятия известных («социальное государство», «социальные гарантии», «социальное благо», «социальное право»).

Эти категории объединяет конституционное содержание, что предопределено и формально-юридическими их характеристиками, и спецификой материально-процедурных правоотношений в сфере социальной защиты населения, адекватных конституционно значимым целям. Отработка понятийного аппарата и анализ сущности названных категорий способствуют формированию системных теоретических представлений о социальной защите населения как составляющей базового понятия «основы конституционного

II. Конституционные принципы функционирования социальной защиты населения в Российской Федерации как целенаправленной системы:

  • принцип приоритетности обеспечения достойной жизни человека на основе государственных социальных стандартов и услуг (преамбула, ст. 2, 4, 7,

16, 20 Конституции РФ);

  • принцип признания социальных прав граждан и социальности Российской Федерации всеми государственными и муниципальными органами как условий, предопределяющих содержание государственной политики в любой области (ст. 3, 17, 35—37, 45,71, 72, 130, 132, 133 Конституции РФ);
  • принцип исключения правового волюнтаризма в социальной сфере (подмены государственных функций коммерческими услугами, оплачиваемыми

населением; самоустранения от исполнения государственных обязанностей; приватизации объектов этой сферы и др.) (ст. 8, 15 Конституции РФ);

  • принцип зависимости объема защищаемых государством социальных прав человека от его юридического статуса (при соблюдении единства системы

такой защиты и равной социальной защищенности человека на всей территории России, предопределенных конституционным строем и единым конституционным статусом личности) (ст. 1, 6, 19, 21 Конституции РФ);

  • принцип транспарентности (прозрачности) государственной политики в социальной сфере, как и деятельности органов, реализующих эту политику

(ст. 3—5, 10—12 Конституции РФ).

  • принцип недопустимости поворота к худшему в области социальной защиты населения (ст. 21, 55, 57 Конституции РФ), который нашел ограниченное применение в российском уголовном, уголовно-процессуальном и отчасти конституционном праве.

III. Правообеспечительный механизм системы социальной защиты населения в России — взаимодействие коллективных и индивидуальных субъектов конституционно-правовых отношений как материальных, так и процессуальных, объединенное конституционным объектом этих отношении: созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и народа (функционировании системы государственных социальных стандартов и услуг).

17 стр., 8194 слов

Социальная защита населения в рыночных условиях

... нетрудоспособных. РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ социальной защиты НАСЕЛЕНИЯ в рыночных условиях 1 Определение и характеристика социальной защиты Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся ...

IV. Оптимизацию функций субъектов управления как одну из задач административной реформы, в которой государство реализует социальную защиту населения в форме социальных услуг (государственных социальных стандартов), предоставляемых в соответствии с конституционными правами человека (пенсий, пособий и т.п.).

Социальные услуги — это установленная федеральным законом на основе Конституции РФ совокупность общественных благ (система государственных социальных стандартов), предоставление которых государство гарантирует в зависимости от социально-правового статуса граждан и уровня их доходов за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетных социальных фондов на основе доступности и безвозмездности (безвозвратности) данных благ для каждого получателя.

VI. Приоритетную ратификацию международных документов, содержащих стандарты защиты социально-экономических прав, для закрепления этих стандартов в законодательстве России.

Речь идет о ратификации Европейской социальной хартии, пересмотренной в 1996 г. и подписанной Российской Федерацией в 2000 г.

Практическая реализация норм Хартии стимулирует создание эффективной системы социальной защиты населения в России, ибо над государством,

подписавшим Хартию, установлен надзор за осуществлением включенных в нее обязательств.

Приведение социального законодательства Российской Федерации в соответствие с международными правовыми нормами также связано с положениями конвенций и рекомендаций Международной организации труда. Это в первую очередь Конвенции № 117 об основных целях и нормах социальной политики (1962) и Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952).

VII. Унификацию процедурно-процессуальных форм рассмотрения споров в сфере социальной защиты, как правило, споров между публичной властью и физическими лицами (до создания административных судов, предусмотренных ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, необходимо дополнить ГПК РФ главой, регулирующей особенности рассмотрения таких споров).

Административная реформа требует развития и правового закрепления практики досудебного разрешения конфликтов в данной сфере, что уменьшит

количество споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции.

Таким образом, строительство конституционного социального государства в России требует не эволюции отдельных институтов социальной защиты

населения, а развития всей их совокупности при учете социальных последствий, в том числе и глобализации (предложенная Концепция направлена на решение данных задач).

Низкая эффективность социальной политики в России обусловлена, прежде всего, отсутствием системообразующего нормативного правового акта в этой сфере, что не позволяет обеспечить единство нормативно-правовой базы социальной защиты населения (федеральной, субъектов РФ и местного самоуправления), параметры этой защиты, ее систему, органы управления и источники финансирования.

18 стр., 8513 слов

Социальная защита малообеспеченных слоев населения

... социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, ее основных механизмов и направлений. Объектом исследования является социальная защита малообеспеченных слоев населения в России Задачами курсовой работы являются: Обоснование понятия социальной защиты и рассмотрения ее необходимости для населения; ·Рассмотрение структуры и понятия малообеспеченных слоев населения; ...

Разработка и реализация Основ законодательства позволит согласовать работу конституционных ветвей власти, своевременно принимать нужные законы, усилить ответственность законодателя за их качество, а также синхронизировать законодательную практику на федеральном и региональном уровнях, обеспечить единство социального правового пространства. 2

§ 2 Конституционные основы социальной защиты граждан