«Основной целью создания системы взаимодействия органов власти Российской Федерации с негосударственными некоммерческими организациями является, прежде всего, повышение эффективности действующей социальной политики. Для оказания воздействия на систему необходимо понять, каким образом построена нынешняя социальная политика, осуществляемая государственными структурами в Российской Федерации. Сегодня в России крайне актуальна тема поиска того ресурса, который мог бы обеспечить нашей многострадальной стране реализацию модели опережающего развития. Ресурс этот — граждане России, активные и самостоятельные».
Межсекторное взаимодействие — отношения, складывающиеся между тремя силами, действующими на общественной арене — государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями.
Тема данной работы является, на наш взгляд, актуальной потому, что на данном этапе развития российского общества структурные объекты межсекторного взаимодействия являются основополагающими в социальном, экономическом и политическом благоустройстве общества. В их деятельности и взаимодействии заложена основа успешного функционирования общественности. Поэтому необходимо изучать » власть-общество-бизнес» как взаимосвязанную и взаимообусловленную цепочку.
Цель данной работы: разработка социальной технологии межсекторного взаимодействия.
Исходя из цели работы, сформулируем ее задачи:
1. охарактеризовать теоретические аспекты межсекторного взаимодействия.
2. проанализировать существующие модели межсекторного взаимодействия.
3. представить поэтапно процесс межсекторного взаимодействия.
Объект исследования-сектор власти, бизнеса и НКО.
Предмет-взаимодействие, существующее между данными секторами.
Проблема становления и развития межсекторного социального партнерства в России привлекла к себе пристальное внимание отечественных специалистов в области социологии, в том числе, социологии управления, а также менеджмента и связей с общественностью. Поскольку модели межсекторного партнерства описывали западный опыт, имеющий длительную историю, то естественным шагом для отечественной науки было обращение к трудам зарубежных ученых. Но и обращение к западному опыту не дает ответов на все вопросы, поскольку мы сталкиваемся с российской спецификой. Речь должна идти, прежде всего, о формировании механизмов межсекторного партнерства при фактическом отсутствии сформированного социального контекста, и именно в такой постановке должна решаться проблема.
Организация взаимодействия между работой логопеда и родителей ...
... с использованием наглядных средств при взаимодействии с родителями. Объект исследования: дети дошкольного возраста с дислалией. Предмет исследования: особенности логопедической работы и по устранению дислалии у дошкольников с использованием наглядных средств. В дипломной работе ...
В России первые исследования носили прикладной характер, что позволило выявить и описать специфику отечественного межсекторного социального партнерства Работы западных и отечественных ученых дали общее представление о межсекторном социальном партнерстве как научном феномене, позволили сформировать понятийный аппарат, выявить основные механизмы и принципы.
Технологии межсекторного взаимодействия могут быть применены в дальнейшем налаживании межсекторного взаимодействия. Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке технологии межсекторного социального партнерства, которая может быть использована в работе представителей государственных, коммерческих и некоммерческих структур.
Глава 1. Теоретический анализ межсекторного взаимодействия
« Межсекторное взаимодействие» представляет собой сложное (как это называется в логике) понятие, поскольку состоит из двух терминов. Взаимодействие — это двухстороннее и многостороннее влияние друг на друга явлений, процессов, субъектов деятельности. Термин «межсекторный» потребует более пространных пояснений.
Человек в процессе своей жизнедеятельности активно вступает в отношения с другими людьми, активно воздействует на окружающую его природную и социальную среду, отстраивая свой мир. Более того, именно в отношениях с другими людьми он становится человеком. Деятельность человека, проявляющаяся в отношениях с другими людьми, едина, но характер общественных отношений, в которые включен человек, может быть разным. Для лучшего понимания и самой деятельности и особенностей различных общественных отношений в результате их анализа можно вы делить несколько групп общественных отношений в соответствии с их определенными чертами. Такие группы общественных отношений и характеризуют различные стороны человеческой деятельности, которые именуются обычно секторами.
Чаще всего можно встретить упоминание о трех секторах (публично-властном, коммерческом, некоммерческом), но иногда указывают также и четвертый сектор (семейный).
Первые три из упомянутых секторов человеческой деятельности составляют главным образом публичную активность человека, поэтому мы и сосредоточим на них основное внимание.
Публично-властный сектор в современной России включает в себя государство и местное самоуправление. В некоторых странах местная власть рассматривается как разновидность реализации государственной власти на местном уровне. В рамках публично-властного сектора в первую очередь решаются задачи управления общими делами народа, придания общеобязательной силы правилам поведения и обеспечения соблюдения таких правил. Данный сектор часто называют I сектором.
Деятельность в рамках коммерческого сектора (он также часто именуется II) нацелена, прежде всего, на производство и обмен товаров и услуг, создание материальной базы, позволяющей обеспечить человеческую деятельность во всех остальных секторах.
Специфика некоммерческого сектора (по традиции его также называют третьим сектором) определяется, прежде всего, через указание на необладание им определенными признаками: негосударственный (невластный), некоммерческий, несемейный. Все это, конечно, так. Однако весьма важным является как раз выделение характерных для него позитивных признаков. Именно в первую очередь в рамках этого сектора осуществляется самоорганизация людей для совместного и самостоятельного решения общих проблем, обеспечения своих интересов. Поскольку в ходе деятельности в рамках данного сектора в качестве основной не ставится задача получения прибыли, а все полученные средства используются исключительно на материальное обеспечение решения указанных выше задач, данный сектор можно назвать также добровольческим. Этому сектору принадлежит ключевая роль в развитии общественности, в формировании гражданского общества.
Взаимодействие общественного и семейного воспитания
... и взаимодействия воспитательных воздействий на ребенка в семье и детском саду, они осуществляют педагогическое просвещение родителей, оказывают им практическую помощь. Следуя мудрому указанию Н. К. Крупской о том, что «сочетание общественного воспитания, ...
Таким образом, «межсекторное взаимодействие — это влияние друг на друга различных сторон человеческой деятельности, что проявляется в различного рода контактах институтов, сформировавшихся в ходе такой деятельности».
Основание для межсекторного взаимодействия заложено в том, что на указанные секторы подразделяется единая, по сути, человеческая деятельность, и в результате одновременной и согласованной деятельности в разных секторах единая жизнедеятельность человека не прерывается, т. е. структурированность человеческой деятельности не препятствует сохранению ее непрерывности. Межсекторное взаимодействие создает условия для проведения адекватной социальной политики в подлинном смысле этого слова, т.е. как деятельности, направленной на развитие общества.
Исходя из сущности межсекторного взаимодействия, можно выделить несколько принципов такого взаимодействия. Отметим, что все принципы межсекторного взаимодействия весьма значимы. одним из принципов межсекторного взаимодействия является законность. Установление общеобязательных правил, закрепленных законодательно, позволяет избежать субъективизма при организации взаимодействия, дает участникам взаимодействия ясное представление об их правах и обязанностях, о надлежащих процедурах, о взаимной ответственности и т.д. Во-вторых, принципом межсекторного взаимодействия является равный доступ к участию в таком взаимодействии для всех представителей различных публичных секторов человеческой деятельности. В-третьих, к принципам межсекторного взаимодействия относится открытость. В соответствии с принципом открытости, информация об условиях взаимодействия, его формах, методах, правилах, технологиях ни от кого не скрывается. В-четвертых, среди принципов межсекторного взаимодействия находится принцип добровольности. Успешно взаимодействовать стороны могут только в том случае, если они убеждены в полезности такого взаимодействия.
Межсекторное взаимодействие существует и развивается, опираясь на определенные основы, которые можно подразделить на несколько видов. Так, можно выделить идеологические основы межсекторного взаимодействия. Под идеологией понимают систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.
С идеологическими основами межсекторного взаимодействия тесно связаны и его аксиологические (т.е. ценностные) основы. Для успешного осуществления межсекторного взаимодействия само по себе взаимодействие общества и государства, готовность к сотрудничеству при понимании и отстаивании, между тем, своих интересов должны занимать довольно высокое положение в иерархии ценностей.
Японский опыт управления качеством TQM в деятельности современных компаний
... д. В Японии основным движущим фактором развития экономики считается движение за качество. На всех японских предприятиях управление осуществляется посредством кружков качества. Деятельность кружков качества в настоящее время ... услуг во всех сферах жизни. Метод управления качеством, называемый Total Quality Management (TQM) или, по-русски, "Всеобщее управление качеством", давно и широко используется в ...
Психологические основы межсекторного взаимодействия очень важны для реализации конкретных технологий межсекторного взаимодействия в конкретной обстановке в конкретное время. Опыт показывает, что в ряде случаев даже при наличии необходимого законодательства, обеспечивающего межсекторное взаимодействие, при положительном в целом отношении органов государственной власти (или местного самоуправления) к такому взаимодействию, при наличии необходимых материальных ресурсов для взаимодействия (если они необходимы), в условиях существования потребностей во взаимодействии реального взаимодействия не происходит, если хотя бы одно из лиц, через которых и осуществляется межсекторное взаимодействие, настроено к такому взаимодействие негативно или хотя бы скептически.
Для развития межсекторного взаимодействия весьма значимыми представляются и его правовые основы. Вместе с тем до сих пор наблюдается недостаточная урегулированность законодательством взаимодействия некоммерческих организаций и государства.
Каждый из секторов имеет свою миссию, области деятельности, технологии работы, организационные структуры, системы управления, ресурсную базу, нормативную базу и различающиеся сферы использования продукции и рынки товаров и услуг.
Если свести к минимуму описание особенностей и отличий этих трех секторов, то важнейшими из них являются: форма собственности, миссия и технологии работы.
Для первого сектора, публично-властного характерны государственная, муниципальная и смешанные формы собственности, миссия состоит в защите прав граждан, обеспечении безопасности страны, создании правовой базы, формировании доходной части бюджета определенного уровня и распределении доходов между территориями и сферами жизни, развитии системы образования, здравоохранения и т.п. Технологии работы первого сектора отличаются спецификой деятельности ветвей власти: исполнительной (административной), законодательной и судебной, а также характером функционирования государственных и муниципальных учреждений.
Для коммерческого сектора характерны частная и акционерные формы собственности, миссия состоит в максимальном извлечении прибыли на основе предоставления товаров и услуг (предложение) в конкурентной борьбе с другими участниками внутреннего и внешнего рынка для удовлетворения или формирования спроса на них. Этот бизнес-сектор характеризует широкий спектр применяемых технологий работы в сфере той деловой активности, которая является профильной для той или иной фирмы.
Для третьего сектора основной формой собственности является общественная, миссия заключается в лоббировании общественных интересов, предоставлении социальных услуг целевым группам, общественной экспертизе и др. Технологии работы разнообразны и зависят от профиля деятельности НКО и его взаимоотношений с целевой группой.
Для более глубокого анализа межсекторного взаимодействия необходимо рассмотреть модели взаимодействия отдельных секторов друг с другом.
Российский исследователь Е. Ясин характеризует модель отношений бизнеса и государства тремя отдельными зонами: белой, черной и серой.
«Белая зона охватывает формальное участие государства в форме законодательного регулирования налоговых отношений, административного и экономического регулирования бизнеса.
«Язык и использование языка как инструменты социальной власти» ...
... к структурированию и воздействию и есть как раз то, что мы имеем в виду, утверждая, что «язык есть инструмент социальной власти» (social power). Мы намеренно воспользовались ... работы — исследовать язык как составную часть социальной рамки или матрицы. Фактически будет сделана попытка проанализировать язык и функционирование языка в составе социальной и политической деятельности или поведения, ...
Черная зона охватывает неформальное криминальное участие, прежде всего коррупцию. Отношения в этой зоне строятся на личных корыстных интересах отдельных чиновников, а инструментами достижения интересов предпринимателя являются взятки.
Серая зона охватывает неформальные, непосредственно не связанные с коррупцией отношения, которые строятся на заинтересованности сторон в развитии территории, а инструментом достижения интересов предпринимателя является добровольный или добровольно-принудительный вклад в финансирование территории размещения его бизнеса».
Исходная модель взаимодействия органов публичной власти и некоммерческих организаций заложена в Конституции РФ. Она конкретизируется и раскрывается в ряде федеральных законов, законов субъектов РФ, подзаконных актах разного уровня. Основной целью создания системы взаимодействия органов власти РФ с негосударственными некоммерческими организациями является прежде всего повышение эффективности осуществляемой социальной политики.
Взаимодействие бизнеса и некоммерческих организаций зачастую представляет собой модель, когда первый спонсирует деятельность вторых, направленную на достижения успехов и благополучия в социальной и общественной сфере.
Таким образом, межсекторное взаимодействие — это влияние друг на друга различных сторон человеческой деятельности, что проявляется в различного рода контактах институтов, сформировавшихся в ходе такой деятельности. Данный тип взаимодействия основывается на приведенных выше принципах. Они лежат в основе успешного влияния друг на друга форм человеческой деятельности. Формы этого взаимодействия и внутренняя структура определяют его сложность. Отношения по отдельности каждого сектора с другим, в целом определяют принципы межсекторного взаимодействия.
В настоящее время тщательному изучению подвергаются закономерности и механизмы внутренней организации социума, включая особенности структурного взаимодействия трех его макро-субъектов: государства, частного бизнеса и гражданского общества. Эти силы условно называют первым, вторым и третьим секторами общества, соответственно. Представители каждого сектора имеют различные возможности и ресурсы для оказания помощи в решении социально значимых проблем. Кроме того, у них сформировались различные представления о самой их природе. Необходимость гармонизации этого спектра отношений очевидна для всего общества, поскольку ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут в одиночку преодолеть социальную напряженность и конфликты, обеспечить людям равные возможности достойной жизни и т.п.
В настоящее время тщательному изучению подвергаются закономерности и механизмы внутренней организации социума, включая особенности структурного взаимодействия трех его макро-субъектов: государства, частного бизнеса и гражданского общества.
«За последние 15 лет Россия сделала серьезные шаги по пути консолидации общественных сил. Во-первых, выросло число коммерческих организаций, увеличилось количество общественных объединений. Во-вторых, в регионах РФ сложилась разнообразная практика взаимодействия государственных структур, коммерческих и некоммерческих организаций, идет процесс развития региональной законодательной базы межсекторного взаимодействия. Все это послужило основой для формирования нового для России вида социального партнерства — межсекторного партнерства, понимаемого как конструктивное взаимодействие институтов власти, бизнеса и общественных групп при решении социально значимых проблем, осуществляемое в рамках действующего законодательства и направленное на проведение рациональной социальной политики.
Роль информации и информационных технологий в современной экономике
... используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели . 1.2 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ Любому предприятию, фирме, организации в процессе экономической деятельности приходится постоянно сталкиваться с большими информационными ...
«Развитие гражданского образования невозможно без сотрудничества гражданского общества, власти и бизнеса».
Специфика российской действительности отличается разобщенностью гражданских структур, отсутствием устойчивых горизонтальных связей между ними, что влияет на эффективность их функционирования. Взаимовыгодное сотрудничество трех секторов — государственного, коммерческого и некоммерческого — может способствовать устойчивому развитию и консолидации демократии в России.
Актуальность проблемы подтверждается тем, что государственная власть в России уделяет большое внимание построению и развитию основных институтов гражданского общества, что отражено в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации. Президент РФ Д.А. Медведев предложил системные решения по развитию гражданского общества и демократического государства. Некоммерческие организации, являясь действенной структурой гражданского общества, служат посредником между государством и населением, организуя публичный диалог по ключевым вопросам развития страны, регионов, местных сообществ.
За рубежом при планировании социально-экономического развития страны и регионов большое внимание уделяется роли граждан в этом процессе, оценена значимость и эффективность вклада общественных организаций в экономику и предоставление значимых социальных услуг.
В данной работе мы попытаемся сконструировать социальную технологию межсекторного взаимодействия на примере Липецкой области.
Для начала необходимо дать краткую характеристику объекту нашего исследования. социальный государственный коммерческий
Сектор власти представлен Администрацией Липецкой области.
«Сегодня в регионе около полутора тысяч некоммерческих организаций, и их количество постоянно растет. Если три года назад подобные объединения действовали только в областном центре, то сейчас их филиалы работают во всех районах. Они занимаются просвещением, военно-патриотическим воспитанием, оказывают правовую помощь. Более пятидесяти таких организаций имеют социальную направленность». В структуре НКО представлены: благотворительные фонды, организации ветеранов, потребительская кооперация, фонды, общественные организации, охрана и реставрация памятников, профсоюзы, экологические организации.
К сектору бизнеса относят малые и средние коммерческие организации. По данным федерального статистического наблюдения, Росстат подвел итоги за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год. В Липецкой области малый бизнес составили 11 тысяч малых и средних предприятий и 32 тысячи индивидуальных предпринимателей. На 1000 человек населения приходится 9 малых и средних предприятий и 27 индивидуальных предпринимателей.
Предложенная нами далее социальная технология межсекторного взаимодействия отвечает основным признакам социальных технологий, таким как:
Взаимодействие власти и бизнеса в России
... затрудняет их представителя в Союзе.ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В РОССИИ СЕГОДНЯ И БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ2.1. Бизнес и власть как взаимодействующие социально ответственные лицаВзаимодействие бизнеса и власти отражает интересы общества и имеет важное значение для ...
1. Разделение процесса на связанные между собой процедуры и операции.
2. Координация действий.
3. Оптимизация ресурсов.
В основе технологии лежит принцип научного знания и рационализации деятельности.
Технология направлена на выполнение следующих задач:
1. Обеспечение организации процесса взаимодействия с помощью определенного числа операций.
2. Нахождение оптимальных форм деятельности.
3. Повышение уровня эффективности осуществления процесса взаимодействия между секторами.
По уровню общественных отношений технология относится к региональным, так как направлена на технологизацию процесса взаимодействия между секторами Липецкой области. Данная технология затрагивает различные стороны общественной жизни, поэтому однозначно сказать о том, к какому типу социальных технологий в зависимости от вида человеческой деятельности, лежащей в основе, невозможно. В зависимости от социальной деятельности, технология направлена на преобразование и развитие социальных систем. По типу воздействия технология относится к социальным технологиям прямого воздействия.
В данной главе мы предложим несколько технологий осуществления межсекторного взаимодействия.
Технология межсекторного взаимодействия будет иметь общепринятую модель «матрешка», т.е. технология будет включать в себя более мелкие социальные технологии. На практике это будет выглядеть так: технология межсекторного взаимодействия будет включать в себя отдельные технологии взаимодействия, исходя из того, от какого сектора будет исходить инициатива.
Для эффективного осуществления данного вида деятельности необходимо создание на базе Администрации Липецкой области специального уполномоченного органа (далее Орган), направленного на осуществление контроля за межсекторным взаимодействием и на решение текущих и стратегических задач каждого отдельного сектора. В составе данного органа должны быть представители управления по развитию малого и среднего бизнеса в Липецкой области (от сектора бизнеса), представители Областного клуба лидеров НКО (от сектора НКО), представители Управления внутренней политики Липецкой области (от сектора власти).
Создание органа данного типа может способствовать увеличению продуктивности работы каждого сектора при непосредственном взаимодействии с остальными.
В основе всех предложенных ниже технологий должен лежать принцип социального партнерства.
1. Технология взаимодействия сектора власти с НКО и бизнесом.
Исходным пунктом технологизации процесса взаимодействия сектора власти с НКО и бизнесом является проявление властью нормотворческой или социально-экономической инициативы.
Этапы технологии:
1. В Орган, через представителя Управления внутренней политики Липецкой области поступает официальная информация о законодательном проекте, в котором освещаются основные принципы и сферы проекта.
На первом этапе необходимо рассмотреть на какие стороны деятельности НКО и бизнеса будет влиять этот властный проект. Осуществляется данная процедура путем мониторинга основных принципов и положений властной инициативы с учетом влияния их на деятельность НКО и бизнес.
Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций в России
... технологии организации деятельности общественных объединений, функционирующих в социально-культурной сфере. Задачи: 1. Изучить исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в России. 2. Изучить теоретико-методологические основы технологий социально-культурной деятельности общественных организаций. 3. Исследовать технологии социально-культурной деятельности ...
2. А) При положительном влиянии:
Определяется более подходящий из общего числа, представитель НКО, который может взять на себя часть социальных обязанностей по внедрению и социальной адаптации властного проекта. НКО могут использоваться как «партнер» и посредник между властью и обществом. Данная процедура осуществляется в Органе при учете множества показателей.
На данном этапе представители бизнеса адаптируются к нововведениям и государственным проектам, которые могут коснуться их деятельности.
Б) При отрицательном влиянии представители НКО и сектора бизнеса излагают несогласие с проектом с точки зрения его негативного влияния на их деятельность. Важный фактор здесь то, что по возможности мнения должны быть как можно менее субъективными.
3. Оповещение граждан представителями НКО и бизнеса, которые входят в состав Органа о дальнейшем сотрудничестве с властью. Это необходимо для осуществления принципа публичности и гласности принимаемых решений и разрабатываемых проектов.
4. Предоставление сектором бизнеса гранта НКО, по которому они могут осуществлять свою деятельность в рамках властного проекта. Границы и объемы этой деятельности обозначаются на этапе мониторинга принципов и положений властной инициативы.
5. В органе должна происходить координация и систематизация деятельности всех секторов. Это может выражаться в форме собраний, советов, на которых должны быть озвучены цели и последующие достижения или проблемы.
6. Анализ представителями НКО с точки зрения их деятельности и влияния на нее властной инициативы, пользы или вреда от внедрения государственного или муниципального проекта.
Данная технология направлена на усиление координации и социального партнерства между отдельными секторами общества путем взаимообязывающей деятельности, обуславливающие успех инициатив отдельно взятого сектора. Следование данной технологии может способствовать прозрачности и адекватности принятых решений, удовлетворению различных интересов граждан.
2. Технология взаимодействия сектора НКО с властью и бизнесом.
Исходным пунктом технологизации процесса взаимодействия сектора НКО с властью и бизнесом является проявление НКО инициативы социальной помощи, поддержки или защиты.
Этапы технологии:
1. На первом этапе необходимо огласить факт создания и внедрения нового социального проекта со стороны, исходящего от НКО. Данная информация должна быть заявлена в Орган. Это необходимо для того, чтобы деятельность НКО была гласной и прозрачной для общественности.
2. В Органе необходимо решить какого представителя сектора бизнеса выбрать как некорыстного спонсора. Это необходимо осуществить на добровольных началах или по решению власти (необходимо наделить ее правом назначать хотя бы единажды любого представителя сектора бизнеса быть спонсором социального проекта).
3. После осуществления шага 1, необходимо зафиксировать органами власти всю законность инициативы НКО, соответствие ее всем законам и нормам права, а также Уставу Липецкой области.
4. Если при шаге 1 не было выявлено никаких нарушений, то необходимо приступить к комплексному взаимодействию при внедрении проекта какого-либо представителя НКО.
Бизнес интеллект
... для решения таких задач является технология Business Intelligence (BI). Чаще всего этот термин переводится как бизнес-аналитика или бизнес-интеллект. Появление термина Вusiness Intelligence ... взаимодействия с клиентами ОАО «СМАРТС». Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ней, могут быть использованы в деятельности компаний аналогичной сферы деятельности. ...
Кроме спонсора выбирается представитель сектора бизнеса, который возьмет на себя ответственность и обязанность «донести» суть и важность проекта среди других коммерческих организаций и их общественность. Это необходимо для эффективности взаимодействия НКО и бизнеса.
5. В силу компетенции муниципальных и областных органов власти Липецкой области, органами необходимо предоставить более широкое поле для реализации социальной деятельности НКО. Власть может издать указы или постановления, в основе которых будут лежать социальные гранты и социальная помощь, заложенная в проектах НКО.
Для оценки эффективности данного этапа технологии необходима система мер для анализа ситуации в обществе, прогнозирование возможных явлений и степень отражения и влияния деятельности НКО в обществе. Это может быть осуществлено посредством мониторинга социальной среды, социологических и маркетинговых исследований.
6. При выявлении положительных тенденций:
- власть может взять проект НКО за нормативный образец или поддерживать их деятельность с точки зрения государственного контроля и частичной финансовой поддержки.
- бизнес при необходимости продолжают спонсировать проект, при этом заручаясь поддержкой их общественности(привлекая тема самым потенциальных партнеров).
7. При выявлении отрицательных тенденций (но не негативных):
- власть предлагает закрыть проект как непродуктивный, но решающее слово остается за НКО.
- бизнес может отказать в спонсировании проекта при доказательстве ему отрицательного влияния или мало выраженного положительного воздействия на общество или группу людей, на которую направлен социальный проект.
- отчеты НКО о проделанной работе
- статистические исследования
- данные социологических исследований.
3. Технология взаимодействия сектора бизнеса с НКО и властью при предоставлении предприятиями новых товаров или услуг.
Этапы технологии:
1. Представитель организации, которая готова вывести на экономический рынок свои товары или услуги обращается в Орган с целью проинформировать все взаимосвязанные секторы.
2. На совете, который должен быть созван в Органе со всеми ответственными и заинтересованными лицами, определяются стороны деятельности, которые могут затронуть сферу интересов НКО или властных органов.
Данная процедура необходима и важна, так как несет в себе оценку влияния.
3. Среди НКО, действующих на территории Липецкой области отбираются те, чья деятельность направлена на тех же людей или аспекты их деятельности, на которые направлена инициатива представителей бизнеса.
Это необходимо для увеличения эффективности услуги или товаров, расширения сферы влияния, а также для возможности использовать ресурсы бизнеса для достижения НКО.
4. Власть должна оценить значимость направленности деятельности бизнеса на экономическое развитие региона. Необходимо провести рекомендательные беседы, семинары; в основе которых будут лежать данные статистики, маркетинговых исследований.
5. Выбранные представители НКО договариваются о сотрудничестве с представителями сектора бизнеса для использования первыми в своей деятельности продуктов или услуг деятельности вторых.
Синхронизация во времени обеспечит удовлетворение основных запросов взаимодействия бизнеса, НКО и власти.
Таким образом, представленные выше социальные технологии межсекторного взаимодействия представляют собой основу, «каркас». Предложены основные этапы и принципы деятельности, которые в результате внедрения социальной технологии могут менять свои конфигурации или составные элементы. Процедура проверки эффективности социальной технологии заложена в структуре каждого отдельно взятого этапа. Она основывается на анализе компетентными лицами сторон влияния инициатив различных секторов друг на друга; выявлении положительных и отрицательных тенденций в развитии и функционировании процесса взаимодействия секторов друг с другом.
В основе вышеперечисленных технологий лежит принцип социального партнерства при условии сотрудничества, взаимной поддержки и ответственности секторов за свои действия.
В данной работе мы разрабатывали социальную технологию межсекторного взаимодействия.
Социальная технология-определенный способ деятельности по достижению целей, состоящий в разделении процесса на последовательные этапы, координации усилий, синхронизации во времени, рационализации усилий и затрат.
Межсекторное взаимодействие — это влияние друг на друга различных сторон человеческой деятельности, что проявляется в различного рода контактах институтов, сформировавшихся в ходе такой деятельности. Данный тип взаимодействия основывается на приведенных выше принципах. Они лежат в основе успешного влияния друг на друга форм человеческой деятельности. Формы этого взаимодействия и внутренняя структура определяют его сложность. Отношения по отдельности каждого сектора с другим, в целом определяют принципы межсекторного взаимодействия.
Межсекторное взаимодействие-это взаимодействие бизнеса, НКО и власти.
Нами была предложена социальная технология взаимодействия этих секторов. Технология включает в себя три отдельные технологии, в основе которой лежат инициативы, исходящие от того или иного сектора.
Были проанализированы теоретические аспекты межсекторного взаимодействия, на основе которых и составлена технология.
Социальная технология межсекторного взаимодействия заложена на принципах социального партнерства, взаимопомощи и взаимной ответственности.
Таким образом, поставленная перед нами цель данной работы выполнена.
1. Антонюк Д.И. Пособие по работе с местным и региональным бюджетом для некоммерческих организаций. — Псков, 2000. — 186 с.
2. Автономова А.С. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России. — М.: Фонд НАН, 2003. — 416 с.
3. Вербицкий А.Н. НКО, общественность, бизнес и власть: От взаимодействия к партнерству. Материалы семинара. — Екатеринбург, 2006 г.
4. Крючкова П.В. Общество и власть: механизмы взаимодействия. — М.: ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2002. — 362 с.
5. Либоркина М.И. Гражданские инициативы и будущее России. — М.: «Школа культурной политики», 2004. — 287 с.
6. Мерсянина И.В. Решение социальных проблем городов: технологии взаимодействия органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций. — Новосибирск: ИДМИ, 2000. — 144 с.
7. Ньюман К. Сравнительные исследования и законы по вопросам социального партнерства. — К.: ИГО, 2000. — 148 с.
8. Рудник Б.Л., Шишкин С.В., Якобсон Л.И. Поддержка третьего сектора в регионах России. Концепция модельного законодательства — М: Фонд НАН, 2007. — 185 с.
9. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2004. — 608 с.
10. Хананашвили Н.Л, В.Н. Якимец. Межсекторные взаимодействия в России. — М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании», 2000. — 184 с.
11. Шадрин А.Е. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия. — М.: Агентство социальной информации, 2008. — 477 с.
12. Шинелева Л.Т. Общественные неправительственные организации и власть. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002 — 220 с.
13. Ясин Е. Бремя государства и экономическая политика / Е. Ясин // Вопросы экономики. — 2002. — №11. — С. 7.
14. Администрация Липецкой области. http://www.admlr.lipetsk.ru
15. Межсекторное социальное партнерство: конфликты развития. http://conflictolog1.narod.ru.