Взаимодействие общественного и семейного воспитания

Роль семьи в формировании личности ребенка

Воспитание подрастающего поколения в социалистическом обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством и согласованностью воспитывающих воздействий общественного воспитания, осуществляемого в государственных воспитательных учреждениях, семьи и общественности. Основа этого единства — полное совпадение интересов государства и семьи в воспитании нового поколения, заключающихся в формировании всесторонне и гармонично развитых, полезных обществу, преданных Родине граждан.

Единство общественного и семейного воспитания при ведущей роли общественного является одним из главных принципов системы коммунистического воспитания, что зафиксировано в важнейших партийных и государственных документах. «Коммунистическая система народного образования, — основывается на общественном воспитании детей. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием».

Ведущая роль общественного воспитания обусловлена тем, что воспитание ребенка осуществляется в коллективе сверстников, где он приобретает первые навыки общественного поведения; оно носит научно обоснованный характер, проходит в специально созданной педагогической среде и осуществляется профессионально подготовленными специалистами.

Признание ведущей роли общественного воспитания отнюдь не умаляет огромного значения семьи в формировании личности ребенка. Семья — первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа — первая школа жизни для ребенка. Родители — его первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нем в сочетании с требовательностью. На эту любовь и заботу ребенок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всем. Сила влияния семьи обусловлена податливостью ребенка воспитательным воздействиям, его подражательностью.

Особенно велико значение семьи в воспитании маленьких детей; под руководством родителей они овладевают начальными представлениями об окружающем мире.

В советских семьях накоплен положительный опыт успешного воспитания детей в соответствии с требованиями социалистического общества: формирования у них любви к Родине, основ нравственного поведения. Но встречаются семьи, в которых допускаются серьезные ошибки в воспитании малышей, что отрицательно сказывается на их дальнейшем развитии, выдвигает сложную проблему перевоспитания. Основной причиной этих ошибок является недостаточный уровень педагогической культуры родителей. Желать воспитать из своего ребенка хорошего человека, будущего гражданина — этого еще мало. Надо уметь это делать.

8 стр., 3989 слов

Преемственность семейного и общественного воспитания

... и родителей, важность объединения их усилий. Цель работы: обоснование необходимости преемственности семейного и общественного в воспитании детей дошкольного возраста. 1. Особенности общественного и семейного воспитания в России Воспитание ... выражаются представления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих детей. Таким образом, цели семейного и общественного воспитания могут не ...

Кто же должен помочь родителям овладеть наукой и искусством воспитания? Важная роль в этой работе принадлежит педагогам дошкольных учреждений. Стремясь к установлению единства и взаимодействия воспитательных воздействий на ребенка в семье и детском саду, они осуществляют педагогическое просвещение родителей, оказывают им практическую помощь. Следуя мудрому указанию Н. К. Крупской о том, что «сочетание общественного воспитания, которое дается в наших дошкольных учреждениях… с воспитанием семейным, где сердца матерей горячо бьются за дело социализма, создаст замечательное поколение людей», воспитатели ведут большую работу с семьей, добиваясь единства общественного и семейного воспитания.

Условия правильного воспитания детей в семье

Родители должны понять мысль А. С. Макаренко о том, что «воспитание детей — самая важная область нашей жизни… Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Воспитание своего ребенка следует рассматривать не как личное дело, а как исполнение гражданского долга перед обществом. Воспитывая детей, родители формируют личность будущих тружеников, граждан, будущих отцов и матерей; в успехе заинтересованы не только они сами, но общество в целом. В исключительных случаях, когда родители не могут создать необходимых условий для воспитания детей, им оказывает помощь государство.

Успешным воспитание детей в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его цель и задачи, пути и средства их осуществления. Это необходимо для установления единства воспитательных воздействий в семье и детском саду. «Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний», — говорил А. С. Макаренко. Он подчеркивал, что родители должны ясно представлять себе, кого они хотят воспитать из своего ребенка, какого человека, какими качествами наделить его. Чтобы правильно воспитывать ребенка, надо хорошо знать и понимать его, а для этого необходимы педагогические знания. Они помогут родителям в правильном анализе поведения ребенка, выборе верных путей для его воспитания.

Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п.), но и духовные потребности.

9 стр., 4396 слов

Основные концепции воспитания родителей

... психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания детей. Таким образом, проблема воспитания родителей является актуальной, требующей дополнительных исследований. В связи с изложенным, целью данной работы является рассмотрение основных концепций воспитания родителей. Для достижения ...

Родители должны иметь авторитет в глазах ребенка, без этого воспитание невозможно. На чем основан родительский авторитет? В понимании родителями этой проблемы встречаются заблуждения. О них убедительно говорил А. С. Макаренко в лекциях, прочитанных для родителей. Основой родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их жизнь, работа, поведение, чувство ответственности за свою семью перед обществом. Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием — все это относится в равной мере и к матери, и к отцу.

В основе отношения родителей к ребенку лежит естественное и прекрасное чувство любви к нему. «Любовь — творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого»,— писал Ф. Э. Дзержинский. Все дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании ее с требовательностью и уважением к личности ребенка. Безмерная любовь к ребенку, проявляющаяся в безоговорочном удовлетворении всех его желаний и требований «Хочу», «Дай», «Купи», открытое любование им, демонстрация его едва намечающихся способностей — все это приносит вред малышу, делает его капризным, эгоистичным, ослабляет волю. Такая любовь к ребенку называется слепой. А. С. Макаренко характеризовал такое отношение родителей к ребенку «лошадиной дозой любви».

Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость, и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности ребенка, особенности возраста. А. С. Макаренко советовал родителям «быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но когда возникает надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз…». Следовательно, тон взаимоотношений родителей с детьми должен сочетать спокойствие, уравновешенность, приветливость с решительностью и деловитостью. Правильно относиться к ребенку — это значит уважать в нем человека, пусть пока еще маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.

История развития семейного воспитания

Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя все ценное, созданное педагогической мыслью прошлых времен.

Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. Можно с полным правом сказать, что в народной педагогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель — подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни — добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и др.

7 стр., 3370 слов

Роль семьи и школы в воспитании и развитии ребенка

... в следующих основных направлениях: Включение родителей в совместную с учебным заведением воспитательной деятельности с детьми; Правовое просвещение родителей; Предоставление родителям помощи в семейном воспитании; Совместная организация социальной защиты детей; Организация здорового образа жизни ребенка в семье и школе. ...

В созданных много веков назад и в бытующих в настоящее время средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приема гостей и др. Положительные герои в сказках почитают и уважают своих родителей, заботятся о детях, с нежностью относятся к братьям и сестрам, готовы на подвиги во имя любви. В пословицах метко выражены представления народа о семье и семейных отношениях, правилах взаимоотношений, которые не потеряли своей нравственной ценности и поныне. Напомним некоторые из них: «Муж — голова, жена — душа», «Кто не вдовел, тот беды не терпел», «Легко дитятко нажить, нелегко вырастить», «Ругай жену без детей, а детей — без людей», «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло», «Домок-то вести — не вожжами трясти, а надо концы с концами свести» и др.

Прогрессивные черты русской семейной педагогики, в которых, как отмечал известный историк В.С. Соловьев, коренится «нравственное начало народа», включают почитание старших и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей.

Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Естественно, что семейная педагогика как отрасль педагогической науки, разрабатывая теоретические основы домашнего воспитания, опирается на семейную народную культуру, в которой, как в фокусе, собран исторический опыт домашне-семейного воспитания (И.В. Бестужев-Лада, Г.Н. Волков, В.М. Петров и др.).

Отмечая несомненно сильные стороны семейной народной педагогики (стабильность, надежность, эффективность), не следует абсолютизировать и пытаться восстановить как можно полнее в нынешних условиях семейное традиционное воспитание, сложившееся на протяжении истории того или иного народа. Прежде всего, как справедливо, отмечают современные ученые (И.В. Бестужев-Лада, И.С. Кон), семейная ткань отношений, которая создавалась веками, претерпевает трансформацию, появляются новые ценности, образцы, расширяющие социально-культурные представления человека. Так, в современной семье дети становятся главной ценностью, стремительно растет рейтинг эмоциональных внутрисемейных отношений и т.д. Следует учитывать и то, что народной педагогике присущи и некоторые отрицательные черты, обусловленные историческими устоями жизни: предрассудки и суеверия, «доминирование словесных мер воздействия» (Г.Н. Волков), излишняя строгость в обращении с детьми, деспотизм родителей и т.д. Свидетельства тому можно найти в трудах историков, например в книге Н.И. Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа». Об этом повествуют и художественные произведения, среди которых — широко известные автобиографические книги А.М. Горького «Детство», «В людях». Говоря о семейной народной педагогике, необходимо иметь в виду, что она развивалась, взаимодействуя с религией, религиозными представлениями о цели, функциях и средствах воспитания. Усилия религии, и не только православной, сосредоточены на душе человека, на ее спасении от «плохих» помыслов, дел, чувств. Человек должен прожить свою жизнь так, чтобы в ее кульминационный момент — момент смерти — душа предстала перед судом Божьим чистой и светлой.

3 стр., 1387 слов

Права ребёнка в семейных правоотношениях и их защита

... проблем реализации его семейных прав. Объект дипломной работы – права ребенка в семейных правоотношениях и их защита. Предмет исследования: нормативно-правовое регулирование прав ребенка в рамках семейных правоотношений. Целью данной работы является анализ прав ребенка в семейных правоотношениях и ...

Несмотря на определенные различия, обе системы воспитания — народная и религиозная — смыкались в подходах к основным моральным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место занимают семья, категории добра и зла, счастья и др. Из десяти библейских заповедей шесть представляют собой не только религиозные предписания, но, можно сказать, элементарные правила человеческой жизни, следование которым поможет человеку стать лучше, добрее, сделав тем самым счастливее себя и других людей. В Библии, Коране, Талмуде высоко ставятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях.

До широких народных масс важнейшие с точки зрения той или иной религии педагогические знания всегда доносились с помощью проповеди, так называемой церковно-учительной литературы, состоящей из различных Слов и Поучений. Проповеди, Слова и Поучения охватывали широчайший круг морально-нравственных проблем, толковали основы вероучения. В нашей стране популярной была и осталась до сего дня «семейная» тематика, как-то: забота о ближних; почитание родителей; помощь немощным; воспитание трудолюбия, терпения, скромности и др.

Семья — одна из основных тем древнерусских литературно-педагогических памятников, относящихся к X-XIV вв., отечественных сборников XIV-XIX вв. Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении к детям» князя Владимира Мономаха, в таких памятниках литературы и письменности, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков — одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея — растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.).

Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное — в выработке умения рачительно управлять своим домом. На страницах «Домостроя» (XVI в.) представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покоити их во всем».

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С. Полоцкий создал две книги — «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С. Полоцкий — один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.

11 стр., 5257 слов

Психическое здоровье ребенка: влияние семьи

... окружения. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной. Объект исследования - психическое здоровье. Предмет - влияние семьи на формирование психического здоровья ребенка. Цель работы - изучить влияние семье на формирование психического здоровья ребенка-дошкольника. Задачи: рассмотреть понятие психического здоровья; раскрыть факторы, определяющие ...

Анализ семейного воспитания конца XVIII — начала XIX в. содержится в работах А.Н. Радищева (1749-1802), Н.И. Новикова (1744-1818).

Авторы проводят мысль о том, что домаш-нее воспитание — нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания — растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И. Новиков), давать начальное запечатливающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н. Радищев).

Условия такого воспитания — духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.И. Пирогова (1810-1881), Н.А. Добролюбова (1836-1861) и других В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

Во второй половине XIX- начале XX в. теория семейного воспитания, уже как само-стоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870), Н.В. Шелгунова (1824-1891), П.Ф. Лесгафта (1837-1909), П.Ф. Каптерева (1849-1922), М.И. Демкова (1859-1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание — как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего, матери, к воспитанию детей. В семьях, которые заботятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых — образец для подражания детей.

Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884).

Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган — «Энциклопедию семейного воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф. Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику. К сожалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные вопросы семейного воспитания школьников. В 1908 г. прошел I съезд по семейному воспитанию, который способствовал распространению прогрессивных методов и средств воспитания.

5 стр., 2251 слов

«Воспитание ребёнка с ОВЗ в семье»

... от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. К сожалению, никто не застрахован от рождения и воспитания в семье детей с ... в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи. Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в ...

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обусловленную социальными и национальными проблемами. Каковы национальные ценности семейного воспитания? Ученые (П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н. Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.).

Религия скрепляет духовно семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи: от отца до самых малых детей. Труд объединяет семью психологически, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуальность.

Усилиями ученых конца XIX — начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.

Однако в первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией уменьшилось ее положительное влияние на семью и семейное воспитание. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В. Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспитанию» (ноябрь 1917г.), которая стала одним из первых нормативных документов советского правительства о народном просвещении, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.

Достоинства и недостатки семейного воспитания

Недостатки семейного воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребенку, отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.

Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий.

Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей.

24 стр., 11650 слов

Семья как фактор воспитания личности

... воспитании, как семья. Все проблемы связанные с развитием личности ребенка в сфере семьи всегда были и остаются по сей день, важнейшими задачами проблем социальной психологии. В данной работе ... создании учебной среды для детей, родителями должен будет осуществлен контроль, чтобы пространство окружающее детей было безопасным, чтобы ничего не могло причинить ребенку вреда, как физического так и ...

Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь. Педагогический такт родителей. Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом.

Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми.

Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

Культура быта в семье.

В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.

Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия.

7 стр., 3050 слов

Психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии

... критериями готовности родителей к коррекционно-ориентированному воспитанию детей с нарушением являются: педагогическая грамотность, активное участие в воспитательном процессе, ценностное отношение к ребенку. 2. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. , Общие аспекты ...

На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.

Знание возрастных и идивидуальных особенностей детей.

Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.

Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.

Осведомленность родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

Типы семей.

Можно выделить несколько типов семей.

1 тип. Благополучные семьи.

Для этого типа семьи характерны идейная убежденность, высокие духовные интересы и потребности, гражданственность. Отношения между родителями в этих семьях строятся на любви и уважении друг к другу, заметен творческий подход к семейному воспитанию.

2 тип. Формально-благополучные семьи.

Для них характерна идейная убежденность, ответственное отношение к производственным обязанностям, но отсутствуют уважение между членами семьи, духовная близость.

3 тип. Неблагополучные семьи.

Отсутствуют духовные интересы, безразличное отношение к производственным и семейным обязанностям, отсутствие в семье трудовых традиций, беспорядок в ведении хозяйства.

4 тип. Неполная семья.

Это семьи в которых нет одного из родителей. Такая семья может быть благополучной, если для нее характерна идейная направленность, знание целей и задач воспитания, и неблагополучной, если эти условия нарушаются.

Современный подход к проблеме сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

В программе воспитания и обучения в детском саду подчеркивается, что перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:

Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими.

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей.

Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания (в подходе к отдельным детям и др.).

Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с жизнью детей дома, в семье; педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, вечера вопросов и ответов, устные журналы, наглядные формы педагогической пропаганды.

Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с отцом или матерью ребенка создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом.

Систематическое по определенному плану осуществление связи детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.

Привлечение актива родителей (родительский комитет), общественности к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьями.[3]

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка, обеспечить всестороннее развитие личности

Таким образом, ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность заниматься гимнастикой, музыкой, изобразительным искусством и т. п. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.

Беседы воспитателя с родителями

Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей — существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей.[4]

Подчас воспитатель, дав родителям совет, сделав указание, замечание, считает, что побеседовал с родителями. Но при этом осталось невыясненным, что думали по этому поводу сами родители: как они восприняли совет, замечание, как предполагают выполнить рекомендации педагога. Что, по мнению отца или матери, явилось причиной отклонений в поведении ребенка, что их затрудняет при воспитании того или иного навыка, умения, качества и т. п., т. е. беседы по существу не было.

Ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать воспитателю.

Педагог дошкольного учреждения имеет возможность ежедневно общаться с родителями своих воспитанников. В детском саду в коллективе сверстников, в совместной разнообразной деятельности ребенок проявляет себя ярко и разносторонне. Здесь более явственно обнаруживаются ошибки семьи.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за ребенком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

Доброжелательность воспитателя, обоснованность его оценок и выводов, которые он делает с позиции интересов ребенка, вызывают у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, рассказать о поведении ребенка в семье.

Таким образом, беседа является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого воспитания.

В настоящее время идет перестройка дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.[14]

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду — лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.[4]

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать «доверительно-деловым контактом». Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап

Второй зтап

В работе используются как традиционные методы и формы, так и творческие, придуманные воспитателями или подсказанные жизнью. Перечислим некоторые из них.

§ Общие собрания с показом видеозаписей деятельности детей.

§ Групповые выставки «Дары осени», «Наши любимые игрушки», «Елочные украшения», «Добрые руки мам», «У истоков мастерства».

§ Персональные выставки детских работ (например, «Лепка Вани Белобородова»).

§ Летний конкурс «Мисс и мистер… года». Родители принимают участие в изготовлении костюмов, в создании альбомов с фотографиями.

§ «Мастерская добрых дел» объединяет всех членов семьи.

Третий этап

Если на первом этапе внешней целью является «перестановка акцентов», а внутренней — установление доверительных отношений с родителями, на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают: совместное исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки стереотипов общения с ним. Девиз данного этапа «Давайте узнавать вместе».

Важнейшим результатом содержательного и эмоционально насыщенного общения воспитателя с семьей должна стать готовность родителей осуществить коррекцию собственных установок, транслируемых ребенку.

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

семья педагогика воспитание ребенок

Заключение

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на поведение ребенка необходимо помнить внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение: принимать активное участие в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; уважать право ребенка на собственное мнение; относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/dostoinstva-i-nedostatki-vospitaniya-detey-v-seme/

1) Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии — 1985. — №2. — С. 186 — 187.

2) Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. — М., 2001. — 240с.

3) Минияров В. М. Психология семейного воспитания. — Воронеж, 2000. — 256с.

4) Психология. Учебник. — М.: Проспект, 1998. — 584с.

5) Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988