В жизни каждого человека происходят конфликты. Это мелочные стычки на бытовой почве, геополитические конфликты, которые изматывают психику тех, кто привык задумываться о происходящем и тревожиться за мир, в котором живут его дети. Это разнообразные конфликтные взаимодействия в рамках выполнения служебных задач, без которых невозможно их решить. Жизнь современного делового человека до предела перегружена сложными ситуациями, требующими умения разрешать многочисленные противоречия между людьми.
Понятие конфликта принадлежит как обыденному сознанию, так науке, наделяющей его своим специфическим смыслом. Каждый из нас интуитивно понимает, что такое конфликт, однако от этого определение его содержания не становится более лёгким.
Конфликт — наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон, одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей так больших и малых социальных групп.
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки. Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:
1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.
2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.
3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.
4. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.
Сама теория конфликта является плохо разработанной. Так, для практиков, в частности, по-прежнему остается неясным соотношение величин в дихотомии «конфликт — согласие», хотя исторический опыт доказывает, что общество обеспечивает упорядоченность жизни населения только через согласие, через достижение взаимного понимания и признания.
На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь. К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и порождало еще более жестокие конфликты.
Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов
... защиты человека, чисто природный способ приспособления к меняющейся среде. Разрушить их -- значит погасить в человеке жизнь, сделать ... стрессоустойчивости. Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как ... являются неблагоприятный морально психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д. К этому ...
Лучшие умы человечества на протяжении веков пытались создать теоретические модели бесконфликтного общества и пытались воплотить их в реальную жизнь. Но, к сожалению все заканчивалось неудачей и порождало более жесткие конфликты.
Первые, дошедшие до нас исследования рассматриваемой проблемы относятся к V11-V1 вв. до нашей эры Китайские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего — во взаимоотношениях присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей. Многие ученые тех времен пытались вскрыть причину такого конфликта, как война. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего. Платон (428-348 г. до нашей эры) рассматривал её как величайшее зло.
Конфликты — константа человеческой жизни, от периода становления личности до смерти человека. Нет жизни без конфликта, если это — жизнь, а не прозябание, не биологическое существование, не болотистый застой. И природа этой закономерности связана с общим законом развития жизни через преодоление противоречий.
Несомненно, что тема конфликтов на сегодняшний день, является практически неисчерпаемой. Это одна из тех тем, про которые говорят коротко: «Бессмертная»…Пока существует общество, оно развивается, а покуда развивается будут возникать спорные вопросы. Пытаться обозреть всё и вся глупо и бессмысленно, т. е. все аспекты и вопросы, ведь тысячи книг не смогли и не смогут этого сделать!
1. Понятие межличностный конфликт
При изучении конфликта социальной психологией, прежде всего, необходимо определение собственной точки зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и пр. В любом конфликте основными действующими лицами являются люди. Они могут действовать как частные, официальные или юридические лица, а также объединяться в группы.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — напряженный способ разрешения важных противоречий, зарождающихся в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и как правило сопровождающийся отрицательными эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (спортивное состязание, дискуссия и т.п.), или наоборот, не противодействуют, но переживают негативные эмоции, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности. К самым распространенным психологическим конфликтом относятся межличностные конфликты. Это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Можно сказать открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основании возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоги, так или иначе, сводится к межличностному. Причины таких конфликтов — как социально — психологические, так и личностные, собственно, психологические.
К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость. В межличностном конфликте каждая сторона желает отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, в результате чего люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Подобное поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. Межличностный конфликт обнаруживается во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты выясняют свои отношения прямо лицом к лицу и противостоят друг другу. Это один из самых распространенных конфликтов. Они могут происходить как между самыми близкими людьми, так и между сослуживцами. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста. Эти и другие аспекты межличностных конфликтов раскрываются в данной теме. В современной науке различают следующие виды конфликтов:
Лидерство как фактор разрешения конфликтов в организации
... выявления причин конфликтных ситуаций в организации. Целью данной работы является – лидерство как фактор разрешения конфликтов в организации. Для достижения заданной цели, будут предприняты следующие задачи: Выявить причины конфликтов в организациях и способы их разрешения; Представить результаты анализа ...
- зооконфликты;
- конфликты с участием человека: а) внутриличностные;
- б) социальные: [межличностные;
- между личностью и группой;
- конфликты между социальными группами (малыми, средними, большими);
- международные (между отдельными государствами, между коалициями государств)].
Выделяют три периода протекания межличностного конфликта:
- предконфликт: возникновение и осознание объективной проблемной ситуации и попытки ее решения неконфликтными способами;
- конфликт: сбалансированное противодействие и завершение конфликта;
- послеконфликтная ситуация: полная или частичная нормализация отношений;
- Доктор психологии Д. Дэна выделяет всего три уровня развития конфликта:
- стычки: незначительные неприятности, не представляющие угрозы для отношений;
- столкновения: стычки перерастущие в столкновения — расширение круга причин, уменьшение желания взаимодействовать друг с другом, вызывающих ссоры;
- кризис: перерастание столкновений в кризис — решение о разрыве отношений, которые носят не здоровый характер.
Нельзя дать строго определения межличностного конфликта. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов.
Свои отличительные особенности имеют межличностные конфликты, которые сводятся к следующему.
1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
2.Весь спектр известных причин: общих и частных, субъективных и объективных проявляется в межличностных конфликтах.
3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
Понятие и типология конфликтов
... этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной. Предконфликтная ситуация - это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, ... уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов. Понятие конфликта На Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным ...
4.Межличностные конфликты отличаются охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами и высокой эмоциональностью.
5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.
К конструктивным функциям межличностных конфликтов относятся:
- познавательную: появление конфликта выступает как симптом проявления возникших противоречий и неблагополучных отношений.
- функцию развития: конфликт является источником совершенствования процесса взаимодействия;
- инструментальную: конфликт есть инструмент разрешения противоречий;
- перестроечную: конфликт способствует развитию взаимопонимания участников.
Межличностные конфликты деструктивных функций связаны:
- с разрушением существующей совместной деятельности
- с развалом и ухудшением отношений;
-низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др. На базе каждого конфликта лежит ситуация, включающая либо двойственные позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Все же чтобы конфликт начал созревать, нужен инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный. Можно выделить следующие стили поведения в межличностном конфликте: ассертивность, компромисс, сотрудничество, противоборство, приспособление, уклонение.
1. Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать).
Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение, как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее.
2.Компромисс- с обеих сторон требует уступок до той степени, когда для противостоящих сторон находится приемлемое решение путем взаимных уступках.
3. Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них. 4.Противоборство — бесскомпромисное, характерно настойчивое отстаивание своих интересов, для этого используются все доступные средства.5. Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений.
6.Уклонение- -попытка уйти от конфликта, из-за недостатка условий для его разрешения, не придавать ему большой ценности. Эти названные стили могут быть как сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов, так и спонтанными.
Конфликт в организации и его отражение в электронных СМИ
... сторон к снятию возникшего напряжения, взаимным уступкам, к восстановлению сотрудничества, конфликт вступает в стадию разрешения и завершения. разрешение конфликта Полное разрешение конфликта достигается лишь тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной ситуации ... 3. Выявить особенности отражения корпоративного конфликта в электронных СМИ. Материалом методы и приемы анализа описательные; ...
На поведение людей в возникновении межличностных конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в типах людей, что необходимо учитывать при попытках предупреждения конфликтов и их разрешения. О. Крегер и Дж. Тьюсон считают, что различные предпочтения характеров людей лежат в основе их взаимодействия и без их учета невозможно разрешить ни одного конфликта, «Мы считаем, что любая модель разрешения конфликтов, не учитывающая межличностные различия, обречена на провал». Ни один межличностный конфликт не проходит без проявления к происходящему и его участникам личностного отношения всех людей, задействованных в нем.
Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя. Проблема влияния типов характеров на возникновение межличностных конфликтов и их разрешение состоит в том, что при совместном решении одной задачи, люди с противоположными предпочтениями своих типов характеров, их совместное взаимодействие может оказаться под угрозой. Например, интроверта и экстраверта отличает друг от друга их отношение к внешнему миру.
Межличностные конфликты между экстравертами и интровертами могут возникать из-за различия отношений в решении задач. Экстраверт динамичен, он постоянно говорит, предпочитает обсуждать все вслух. Интроверт же должен все обдумать, прежде чем высказаться. Экстраверт легко переходит к новому повороту при обсуждении проблемы и снова начинает открыто ее обсуждать. Для интроверта всякий поворот обсуждения ставит его в затруднительное положение, ему необходимо время для осмысления. При совместном решении проблемы экстраверт будет постоянно говорить, а интроверт молчать. Молчание интроверта, экстраверт может принять за согласие и будет навязывать свое решение, с которым тот в свою очередь не согласен, он просто не получил возможность высказаться. Такая ситуация чревата конфликтом. Кроме понятия «конфликт» часто используется и понятие «конфликтная ситуация», которое является частным понятием по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации. Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. К объективной стороне относятся: участники (стороны) конфликта; предмет конфликта; объект конфликта; микро- и макросреда. Субъективное содержание составляют такие элементы, как мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтной ситуации. В общении с трудным человеком или в конфликтной ситуации, следует использовать такой подход, при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно и который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам
конфликт психологический межличностный
2. Конфликтная ситуация и конфликтное поведение
В данной главе речь пойдет о важнейших психологических составляющих конфликтной ситуации, которыми являются устремления сторон, их стратегии и тактики поведения, а также восприятие конфликтной ситуации.
Конфликтная ситуация — ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, конфликт. Можно сказать накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами. Это острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (спортивное состязание, дискуссия и т.п.), или наоборот, не противодействуют, но переживают негативные эмоции, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
Военный конфликт как форма политического конфликта
... отсутствии между ними общего состояния войны. Это как раз является одна из основных черт военно-политического конфликта. Так как процесс конфликтного взаимодействия сторон разворачивается, как правило, на географически ограниченной территории. ...
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.
Независимо от того насколько развиты у человека способности к общению и взаимодействию, в любом случае каждому из нас довольно часто приходится оказываться в ситуации межличностного конфликта. Причем инициаторами возникновения конфликтной ситуации может выступать как любой из участников нашего взаимодействия, так и мы сами
Существуют несколько основных видов конфликтных ситуаций:
- конфликт интересов — ситуация, где на один интересный предмет претендуют две (или более стороны).
- разногласия — он хочет на Черное море, а она на Белое. Он в поход, а она на дачу.
- не выполнение обязанностей, обещаний или договоренностей — продавец, вместо того чтобы вас обслужить, разговаривает с другим продавцом.
- столкновение позиций, жизненных или внутриличностных.
— неясность и неопределенность в обязанностях и ответственности. Договоренности либо путаны, либо не ясны, либо вовсе отсутствуют. Кто что должен делать- толком не ясно. Нередко конфликтную ситуацию понимают шире, включая в нее особенности участников. Тогда к конфликтным ситуациям уже будут относиться:
- конфликтное поведение одной из сторон;
- участие конфликтных личностей;
- недопонимание и недоразумения между людьми;
- конфликтные отношения участников.
Чтобы не создавать конфликтные ситуации:
- Вырабатывайте договоренности;
- Не нужно перекладывать ответственность на других;
- Ясно и определенно распределяйте функциональные обязанности;
- Ищите возможность обговорить трудный вопрос в случае недоговоренности, не ясности, недовольства.
Пока конфликта нет, это сделать легче. Позиция отмалчивания ведёт к скрытому конфликту.
Порой мы бы и рады ладить со всеми, но обстоятельства складываются так, что полностью избежать конфликтных ситуаций практически невозможно. А раз так, то нужно учиться разрешению конфликтов в минимальные сроки и с максимальной выгодой.
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
Конфликт. Конфликтные ситуации. Способы разрешения
... конфликтных ситуаций социальными объектами. Во втором случае изучаются психофизиологические особенности и характеристики отдельной личности, и их влияние на возникновение конфликта, динамику поведения личности в конфликте и обратное влияние опыта конфликтных отношений на ...
Самое главное в конфликтной ситуации — это умение овладеть собой, считают психологи. Наберитесь терпения и спокойно выслушайте любой бред, дайте человеку «выпустить пар». У вас появится явное преимущество в том случае: чем больше он наговорит, тем более неловко ему потом будет. Постарайтесь не возражать и не перебивать. Пусть выскажет всё. В итоге, Вы будете вооружены знанием его аргументов, он выдохнется, и Вы спокойно можете его разгромить контраргументами. Правда, задумайтесь, стоит ли это делать? Разрешение конфликта Вы явно не приблизите, если попытаетесь доказать, что Ваш оппонент — «дурак». А если это Ваш член семьи, сосед коллега по работе, — ведь с этими людьми надо будет общаться и дальше, так стоит ли растить вражду?
Так же рассмотрим поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. В основу данной модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, Зигерта и Лайте.
Ее суть состоит в следующем. Считается, что от следующих факторов зависит конструктивное разрешение конфликта:
- адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений, как противника, так и своих собственных;
- открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;
- создания атмосферы сотрудничества и взаимного доверия.
Человек, затевающий конфликтную ситуацию, заранее готов к сопротивлению и к ответной агрессии. И вот если в этот момент ответить нестандартным поведением, например, спокойно и благожелательно, — это выбьет зачинщика из колеи, он ведь не предвидел такого поворота событий. Для разрешения конфликта, сразу дайте понять, что Вы допускаете, что партнёр может быть прав и хотите лучше понять его позицию. В этом случае Вы автоматически переходите из стана врагов в стан потенциальных соратников, давая понять, что в конфликтной ситуации нужно воздействовать обаянием и убеждением, а не криком и наездами. Хотя вы и не согласны с позицией человека, дайте ему понять что, не смотря на возникновение конфликтной ситуации, вы испытываете к нему симпатию. Сложнее по-настоящему разозлиться на человека, который относится к партнёру с симпатией. Все мы обычно стараемся не сильно разочаровывать тех, кто считает нас «хорошими» и невольно подстраиваемся и ведём себя лучше. Не забывайте, что Ваша цель — разрешение конфликтной ситуации, а не усиление накала страстей.
- там где возможно и не возможно стремление доминировать во, чтобы это ни стало;
- излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
- консерватизм мышления, убеждений, взглядов, нежелание преодолеть устаревших взглядов;
- определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: конкуренция соперничество, игнорирование, сотрудничество, компромисс, приспособление. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
Конфликтные ситуации и пути их разрешения
... на предмет столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным. Признаки конфликта включают: наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; неделимость объекта конфликта, ... Целью данного реферата является изучение конфликтных ситуаций и путей их разрешения. Деловые отношения по праву можно назвать наиболее конфликтными из всех ...
Выделяют две основные стратегии поведения в конфликте:
— стратегия «партнерство» характеризуется ориентацией на учет интересов и потребностей партнера. Стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов. «Наш интерес состоит в том, чтобы наилучшим образом обеспечить интересы другой стороны» — провозглашают сторонники партнерской стратегии поведении (то есть при ее доминанте).
При низком значении партнерства и при низкой напористости — тактика «Избегание» — стремление не видеть разногласий, отрицать конфликт, не брать на себя ответственность за принятие решений, считать его безопасным. Стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. При высокой напористости и низком партнерстве — тактика «противоборства» — занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления, стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы. Применение принуждения, власти, давления, использование зависимости партнера. Существенным недостатком данной стратегии является подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений. При средних значениях напористости и партнерства — тактика «компромисс» — стремление урегулировать разногласия, в обмен на уступки другого, уступая в чем-то. При высоких значениях напористости и партнерства — тактика «сотрудничество» — в ходе открытого обсуждения, поиск решений полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон. Откровенный и совместный анализ разногласий в ходе выработки решений. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
Существует единственное средство — «подобрать ключик». Для этого попытайтесь увидеть в нем друга и лучшие черты (качества) его личности, поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности и особенности нервной системы. Если же не смогли «подобрать к нему ключ», то остается одно-единственное средство — перевести такого человека в разряд стихийного действия.
Обобщения первых опытов позволили выделить следующие направления (Гозман, 1994).1.Участие в разработке и установлении решений. Несчастье многих политических решений в том, что при их разработке не принимали в расчет такой фактор, как восприятие этих решений гражданами. Другими словами, не учитывались психологические последствия принимаемых решений. Коррекцию политического решения с этой точки зрения и обязан исполнять психолог: учесть ожидания граждан, выстроить прогноз восприятия документа разными слоями населения. Чтобы такой прогноз был аргументированным, нужны предварительные замеры состояния массового сознания, что возможно сделать лишь общими усилиями психологов и социологов, а в экономической политике — и экономистов. Если решение заведомо непопулярно (а в кризисные периоды это встречается сплошь и рядом), психолог должен предугадывать и вероятные конфликты на почве принятия (или непринятия) политического решения, обозначить пути их возможного устранения.2. Второе направление практической деятельности психолога (как, впрочем, и социолога) — это систематический анализ динамики общественного мнения. Здесь речь идет не об отношении к каждому конкретному решению, а об общем представлении в массовом сознании тех или иных политических, экономических и социальных реалий. В дополнение к традиционным методам исследования общего мнения, принятым в социологии, социальный психолог может проводить серию глубоких интервью, приобретая специфические «срезы» взглядов отдельных групп по некоторым вопросам. Поскольку заказчиком в таком исследовании выступает либо конкретный политик, либо какая-то политическая структура, надо быть готовым к тому, что принятая психологом картина не удовлетворит инициатора исследования. В принципе любой политик и сам определенным образом ориентируется (или думает, что ориентируется) в общественном мнении, и его решение может не сходиться с выводами исследователя. Самая популярная среди политиков болезнь — принимать желаемое за действительное, и психологу-практику надо быть готовым к тому, чтобы заверить заказчика в корректности своего анализа. Специфический вариант работы психолога-практика в этой сфере — советы политику относительно его встреч с избирателями или с какими-то другими группами населения.
3. Третье направление — это прямое консультирование политических деятелей перед их публичными выступлениями. Работа, которая выполняется при этом, сходна с работой в рекламе: она обозначается как создание имиджа, т.е. найденного образа. Имидж играет роль при выступлениях по телевидению, на митинге, на встрече, но это его непосредственные проявления. Вместе с ними основывается и более постоянный имидж, аккумулирующий публичные появления политика перед людьми, информацию о нем в печати, в слухах и т.д. Смысл работы в том, чтобы дать заказчику обратную связь, касающуюся того, как воспринимаются наружный вид оратора, его мимика, жестикуляция, построение речи и т.д. Такого рода консультирование в общем сходно с тем, которое может быть предложено и руководителю фирмы или компании, и педагогу, и любому лектору.
4. Четвертое направление работы — создание психологических портретов оппонентов, а в более широком смысле — психологическое обеспечение переговоров. В выборе оптимального подхода разрешения конфликта, наилучшими советчиками являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека (особенно партнера или близкого человека); настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон.
3. Динамика конфликта
Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до его разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.
Периоды и этапы динамики конфликта могут иметь разнообразную длительность, значимость и интенсивность. Исследования, проведенные в социологии и психологии, показывают, что существуют различия в деятельности конфликтов в зависимости от того, какие стороны в нем участвуют. Выявлено, что большинство конфликтов (более 78%) длится не более трех месяцев, причем половина из них (55,8%) имеет продолжительность до одного месяца. Конфликты между руководителями первичного и среднего звена более длительны: в течение трех месяцев завершается 71% всех конфликтов, а до одного месяца — 49%. В то же время только 65% конфликтов между государственными служащими разрешаются в течение полугода. Имеются отличия в динамике конфликтов в условиях повседневной жизнедеятельности и в экстремальных обстановках. В экстремальных условиях конфликты развиваются в «ускоренном» темпе, более быстротечны.
В течение одной недели завершаются около 70% конфликтов, случающихся в экстремальных условиях. Более 55% таких конфликтов разрешаются в течение первых трех дней. Экстремальные условия выступают большим катализатором процессов конфликтного взаимодействия. Руководитель обычно достигает своих целей в быстротечных конфликтах. Чем долговременнее конфликт, тем меньше шансов у руководителя на благополучный для него результат.
Противоположным является соотношение длительности конфликта и его успешности для подчиненного. На конфликты продолжительностью до полумесяца приходится 13% конфликтов, в которых одержал победу подчиненный. На конфликты продолжительностью до 6 месяцев приходится уже 26,6% конфликтов с победой подчиненного.
В продолжительных конфликта понижается деловая и усиливается эмоционально-личностная основа конфликта. При долгом противоборстве объект, по поводу которого начался конфликт, отдаляется на второй план и борьба идет по поводу претензий, оскорблений, дерзости, которые были допущены в ходе конфликта. Происходит замена деловой сферы конфликта личностной. В таких конфликтах сложно обнаружить правую и неправую стороны, так как оба оппонента в длительном противоборстве обычно допускают действия, не дающие возможности считать их позицию конструктивной. Данная установка подтверждается в межэтнических и политических конфликтах, которые носят долговременный характер.
Значительной особенностью динамики криминальных конфликтов является быстрая эскалация конфликтного взаимодействия, завершающаяся применением насилия. В преступных конфликтах количество циклов взаимодействия, состоящих из одноразового «обмена» реакциями, ограничено, и чем с более высокого «стартового уровня» конфликт начинается, тем меньше подобных циклов предшествует применению насилия.
Динамика частоты конфликтов зависит от циклических изменений характера коллективной деятельностью в течение года. Частота конфликтов колеблется в зависимости от организации общей деятельности в течение года. Главными факторами колебания частоты конфликтов в течение года являются, во-первых, цикличный характер воинской деятельности; во-вторых, особенности психических состояний офицеров, связанные с весной и осенью — переходными временами года.
Основные этапы конфликта:
1.Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта. Сущность этой стадии состоит в возникновении объективного противоречия (проблемы), которое потенциально должно стать предметом соорганизации своей позиции по отношению к ней у участников взаимодействия с учетом их мотивов и интересов. Восприятие реальности как проблемной заставляет участников взаимодействия предпринять какие-то действия для разрешения противоречия (не обязательно конфликтные).
Однако в силу наличия препятствия для реализации своих интересов у взаимодействующих субъектов возникает искаженное восприятие проблемной ситуации и действий оппонента, которые воспринимаются уже как непосредственная угроза своим интересам.
2.осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ними эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и так далее.
3.Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и тому подобное), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом осознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта. После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. Важно то, что стороны сами должны осознавать свое поведение как конфликтное. Открытый период включает: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.
Инцидент представляет первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Эскалация — это резкая интенсификация борьбы оппонентов
4.Развитие открытого конфликта. НА этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования.
5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами: педагогическим и административным.
Конфликтология сформировала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает упор на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели ударение выносится на рассмотрение условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого воздействия. Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. Основные формы завершения конфликта: разрешение, затухание, урегулирование, устранение или перерастание в другой конфликт. Завершение конфликта возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов. Конфликтное поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вхождения в эту фазу нужно не только понимание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не желают регулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически укрепляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия резко усиливают эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, активизирует конфликтное поведение.
В современной конфликтологии немалое внимание уделяется понятию «сила» участников конфликтов. Сила — способность оппонента осуществлять свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд неоднородных составляющих:
1) физическую силу, включая и технические средства, используемую как инструмент насилия;
2) информационно-цивилизованную форму использования силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, исследования материалов экспертизы и т.д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для формирования стратегии и тактики поведения, использования материалов, позорящих оппонента, и т. п.;
3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.);
4) прочие ресурсы — деньги, территория, лимит времени, число приверженцев и т. д. Стадия конфликтного поведения характеризуется наибольшим использованием силы участников конфликтов, использованием всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Современная конфликтология сформулировала ситуации, при которых возможно удачное разрешение социальных конфликтов. Одним из немаловажных условий является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает обнаружение объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ разрешает очертить «деловую зону»конфликтной ситуации. Вторым, не менее значимым условием является обоюдный интерес в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стараться освободиться от агрессивности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, важной для каждой группы, и в то же время связывающей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим непременным условием является общий поиск путей преодоления конфликта. Здесь может быть использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и так далее.
Немалое значение имеет завершающая послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, устранена социально-психологическая напряженность и кончена любая борьба. Улаженный конфликт содействует улучшению социально-психологических характеристик, как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он оказывать содействие единства групп, увеличивает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он формирует уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет хорошо понять их интересы, цели и побуждения.
В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия разумного решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы. Другие стили тоже могут с успехом ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации, но они не приведут к оптимальному решению вопроса, потому что не все точки зрения были изучены одинаково тщательно. Разрешение может быть следующим:
- частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается);
- полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений).
Перечислим варианты разрешения конфликта:
1. полное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации (например: пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту);
2.частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;
3. полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации;
4. частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.
После конфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений. Частичная нормализация характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции в условиях, когда негативные эмоции еще не исчезли. Полная нормализация наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.
Заключение
Избежать конфликтов нельзя, да в этом и нет необходимости, так как всякий конфликт, межличностный в том числе, является формой проявления объективных противоречий, появляющихся в процессе социального взаимодействия, способствует их развитию, переходу на более высокий уровень. Задача заключается в том, чтобы минимизировать деструктивные последствия конфликтов, уменьшить их разрушительный потенциал, используя методы их конструктивного урегулирования. Для этого, прежде всего, необходимо рассмотреть причины возникновения конфликта, его структуру. Разрешение конфликтов — сложный многоходовый процесс, который, основываясь на диагностике конфликтов, выражается в предупреждении, сдерживании, регулирование конфликтов. Управление конфликтами характеризуется в выработке стратегий конфликтного поведения, в подавлении или стимулировании конфликтов.
Немалая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, объединенных с задачами объяснения социокультурных изменений в нынешнем обществе. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых замечается столкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология. Конфликтология — это особая профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в «горячие точки», где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях.
Общие советы по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.
Признать наличие конфликта, т.е. признать присутствие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто разрешить, бывает довольно сложно сознаться и сообщить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником или клиентом по какому-то вопросу. Порой конфликт имеется уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет. Каждый предпочитает свою форму поведения и воздействия на другого, однако общего обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
Определить возможность переговоров. После признания присутствия конфликта и невозможности его решить «с ходу» разумно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
Согласовать процедуру переговоров. Установить, где, когда и как начнутся переговоры (определить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности)
Открыть круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе формируются совместные подходы к проблеме, открываются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.Разработать варианты решений. Стороны при общей работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом вероятных последствий.Принять гармоничное решение. После рассмотрения ряда допустимых вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
Реализовать принятое решение на практике.
И последняя мысль. Конфликт — это естественно! Если человек вам говорит, что с ними не знаком, знайте — он врёт! Конфликт не должно рассматривать как нечто ужасное, помните, он помогает эволюции сделать очередной виток или разве любое новшество не конфликтует с прошлым укладом? Ну а если конфликт в самом апогее, не паникуйте, вспомните о его конструктивных функциях!
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/mejlichnostnyiy-konflikt-i-sposobyi-ego-razresheniya/
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: Юнити, 2000. — 551 с.
3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. — М.: Инфра-М, 2000. — 224 с.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.:Изд-во “Питер”, 2000. -464 с.
5. Джини Грехем Скотт Конфликты. Пути их разрешения. Киев, Внешторгиздат, 1991. — 192 с.
6. Кох И.А. Конфликты и их регулирование. — Екатеринбург, 1997. — 48 с.
7. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. — Ижевск. Изд-во УдГУ., 2000. — 122 с.
8. Парыгин Б.Д. Основы социально — психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 351 с.
9. Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Инфра — М., 1999. — 224 с.
10. Социально-психологический климат коллектива. — М.: Наука, 1979.-176 с.
11. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
|
1 |
Агрессия |
Индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе. |
|
2 |
Антипатия |
Устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности. |
|
3 |
Арбитр |
Третья сторона в конфликте |
|
4 |
Враждебность |
Психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению. |
|
5 |
Динамика конфликта |
Ход развития конфликта по этапам и фазам. |
|
6 |
Инцидент |
1)внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. |
|
7 |
Компромисс |
Стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки. |
|
8 |
Конфликт |
Отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений. |
|
9 |
Конфликтная ситуация |
Накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами. |
|
10 |
Межличностные конфликты |
Противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий. |
|