Конфликтоустойчивость и стратегия поведения в конфликте современных девушек

Введение

Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившегося на стыке многих наук, прежде всего — социологии и психологии. Большой вклад в становление общей теории конфликтов сделал М.Вебер и особенно Г.Зиммель, основоположник функциональной теории конфликта, его идеи были развиты Г.Парком, Э. Берджессом. Лидирующие позиции в социологии, в первой половине 20 в. занимал структурный функционализм — школа Т. Парсонса, трактовавшего конфликты как некую дисфункцию системы, аномалию. Ключевую роль в оформлении социологии конфликта в самостоятельное направление сыграли Л. Козер, разработавший теорию функциональности конфликта, Р. Дарендорф, обосновавший конфликтную модель общества, К. Боулдинг, пытавшийся обосновать общую теорию конфликта.

Среди исследователей собственн о самого организационного конфликта стоит отметить Т. Парсонса, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга, Л. Козера, Г. Зиммеля, Л. Гумпловича, Д. Смолли, У. Самнера, Э. Мейо, Р. Фишера, У. Юри, Д. Дена, Х.Корнелиуса, Ш.Фэйра и др.

С середины 60-х годов ХХ века теория организационного конфликта стала одной из господствующих парадигм в западной социологии, и в советской литературе стали появляться первые исследования по проблемам конфликта.

В данной работе нас интересует направление конфликтологии, связанной с конфликтами в межличностном общении. Это направление, думается, является наиболее востребованным, так как на основании него изучается взаимодействие групп.

Данная работа обращена к исследованию конфликтоустойчивости в молодежной среде. Цель работы заключается в анализе конфликтоустойчивости среди молодых девушек. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие конфликтоустойчивость и стиль поведения

2. Дать анализ существующих исследований по данной теме

3. Сделать выводы, оформить отчет по НПР

Объект исследования: группа девушек. Предмет исследования: конфликтная устойчивость и стратегия поведения в конфликте молодых девушек.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

Конфликтоустойчивость — это способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Это важное индивидуально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Люди, обладающие низкой конфликтоустойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов является отрицательным качеством личности. Высокая конфликтоустойчивость особенно необходима руководителям, социальным работникам, самим конфликтологам. Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов:— психофизиологических — проявляющихся в эмоционально-волевой устойчивости;— когнитивных — проявляющихся в качестве психических познавательных процессов человека;— мотивационных — проявляющихся в направленности личности человека и его мотивах в конкретной ситуации общения;— социально-психологических — отражающих социально-психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими.Конфликтоустойчивость становится важнейшим качеством личности и проявляется в способности личности противостоять стрессовым и конфликтным ситуациям. Она проявляется в умении человека решать возникающие в межличностном взаимодействии конфликты.

35 стр., 17420 слов

Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации ...

... Выделяется также пенсионный возраст , границы которого устанавливаются государством. При определении пенсионного возраста исходят из возраста хронологического – ... изучает нормальный процесс старения человека, его основные проявления и факторы, влияющие на характер, типы ... нарушениями психики, личности и поведения. Наблюдается снижение адаптационных возможностей психопатической личности с частым ...

Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает в себя: эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты.Эмоциональная конфликтоустойчивость проявляется в умении реагировать на внешние раздражители. Как правило, устойчивость эта зависит от степени эмоционального напряжения человека. Этот тип конфликтоустойчивости выражается в умении открыто выстоять конфликт, не оскорбляя оппонента и не переходя на личности [9, c. 24]Волевой компонент конфликтоустойчивости проявляется в готовности человека в конфликтной ситуации мобилизовать все силы и справиться с возникшей негативной ситуацией. Именно этот компонент помогает человеку выдержать конфликт в оптимальном состоянии. Именно волевой компонент обеспечивает толерантность, готовность выдержать большой стресс в конфликтной ситуации. Познавательный компонент, в первую очередь, выражается в неготовности поддаваться на провокации оппонента [17] Данный компонент позволяет вовремя определить предконфликтную ситуацию, сориентироваться в ситуации вызова, отказаться от конфликта еще на стадии провокации. Мотивационный компонент — состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальному поведению в грудной ситуации взаимодействия.

Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречия, устремленность на решение проблемы, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстановки и расстановки сил.Таким образом, можно говорить о том, что высокий уровень конфликтоустойчивости и низкое эмоциональное напряжение способствует преодолению конфликтов в социуме. 1.2. Сущность стиля поведенияСтиль поведения — явление разностороннее. Проблема стиля жизни уходит своими корнями далеко в историю развития философской мысли. С древних времен философы выделяли в душе два начала: познающее, рациональное и эмоциональное, переживающее. В развитии этих психологических идей внутри философии такие мыслители как Аристотель и Платон обращались то к одному, то к другому из этих начал. Уже тогда философы пытались объяснить, как человек видит, слышит, осязает, что запоминает, на что обращает внимание, как думает и .принимает решения.Целесообразно первоначально рассмотреть саму дефиницию — «стиль». С точки зрения своей исходной этимологии, слово «стиль» (stylos-греч.) означает палочку для писания на восковых досках с острым и тупыми концами.

15 стр., 7270 слов

Стратегия поведения в конфликтной ситуации

... Определить сущность и содержание конфликта; 2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации; 3. Проанализировать особенности конфликтных ситуаций в классном коллективе. Опытно экспериментальная база исследования:, Научная новизна исследования Курсовая работа состоит из введения, двух ...

Уже в своем исходном метафорическом значении стиль — это возможность одновременного участия в деятельности двух противоположных по смыслу качеств, в равной мере необходимых для ее успеха [11, c. 34].В энциклопедических словарях обычно выделяют два, противостоящих друг другу, значения этого слова: 1) стиль как индивидуально-специфический способ (стратегия) поведения; 2) стиль как совокупность отличительных черт творчества автора.В толковом психологическом словаре понятие «когнитивный стиль» раскрывается как характерный стиль или способ, используемый в подходе к решению задач. Наиболее полное определение этого понятия Дается в энциклопедическом словаре, где говорится, что когнитивные стили — это устойчивые структурно-динамические особенности познавательной деятельности, отражающие индивидуальные различия во внутренней организации процессов переработки информации человеком.Принято выделять три этапа становления понятия «стиль поведения» как общей категории в психологии. Заявленные этапы становления когнитивных стилей в психологии дифференцировались на основании определенной парадигмы в исследованиях.На первом этапе стиль рассматривался в контексте психологии личности для описания индивидуально-своеобразных способов взаимодействия человека со своим социальным окружением.

Впервые термин «стиль» появился в психоаналитических работах А.Адлера. Он говорил о существовании индивидуальных стратегий поведения, которые вырабатываются личностью для преодоления комплекса неполноценности. Г.Олпорт применял понятие стиля для описания экспрессивного аспекта поведения, характеризующего диспозиции личности (ее мотивы и цели).Дальнейшее развитие стилевых представлений на этом этапе, было; связано с направлением «Новый взгляд» (New Look), в рамках которого, индивидуальные различия (в первую очередь в познавательной сфере) впервые; стали предметом специального изучения. Так было экспериментально- показано, что индивидуальные «ошибки» восприятия- это не просто индивидуальные различия, а, скорее, следствие действия некоторых базовых психологических факторов, в частности, в виде явления «перцептивной защиты».Второй этап стилевого подхода приходится на 50-60-е годы XX века и характеризуется использованием понятия стиля для изучения индивидуальных различий в способах познания своего окружения. Здесь проявлялась тенденция рассмотрения стилей жизни с позиции «набора» определенных характеристик. Выделялись различные параметры явления в зависимости от того, какой процесс брался за основу, или через отражение определенного свойства индивидуальности.

Наконец, третий этап стилевого подхода, начало которого может быть приурочено к 80-м годам прошлого столетия, отличается тенденцией к гиперобобщению понятия стиль. В частности, понятие когнитивного стиля расширяется за счет появления новых стилевых понятий, таких как «стиль мышления», «стиль учения», «эпистемологические стили» и т. п.Отмечается появление стилевых метапонятий («метастилей»), замещающих все множество описанных на данный момент конкретных когнитивных стилей: артикулированность-глобальность; аналитичность-синтетичность; образность-вербальность и целостность-детальность и др.Конечно, в современной науке есть огромное количество классификаций, которые рассматривают стиль поведения в зависимости от сферы его реализации. Для данного исследования важна классификация стиля поведения, как направленности личности. Традиционно выделяют следующие типы направленностей: Гедонистическая (греч. Hedone – наслаждение) примитивна и подчинена принципу удовольствия. При сильной гедонистической мотивации характерна инфантильность, выражающаяся в стремлении избежать напряжения в деятельности или ответственности, уйти от проблем, сохранить эмоциональный комфорт вопреки реальности. Такие люди, как правило, стремятся проживать свою жизнь активно, реализуя одно развлечение за другим.

4 стр., 1694 слов

Конфликтология в системе социальных дисциплин

... в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлечённых в конфликтное противоборство. Глава 2 Становление конфликтологии ... динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения. Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и ...

Поведение таких людей, как правило, импульсно и напрямую зависит от того, удовлетворены лир потребности. В случае невозможности удовлетворения потребностей, уровень конфликтности существенно возрастает. В развертывании деятельности, реализующей гедонистический мотив, согласно модели гедониста, разработанной В.А.Петровским, важную роль играет «провокативный стимул» — запах или вид съестного, вывеска магазина или аптеки, сверстник, переживающий определенное состояние и т.д. Действия, «запущенные» провокативным стимулом, изменяющие первоначальные намерения и поведение, разворачиваются в благоприятной ситуации благодаря наличию гедонистической мотивации на надситуативном уровне.Эгоцентрические мотивы (сходные с личной направленностью по М.С.Неймарк,) связаны со стремлением к самоутверждению, личным достижениям, с постановкой соответствующих целей. Эгоцентрическая мотивация может выражаться в стремлении к получению высоких оценок, к поддержанию статуса, к обладанию определенными вещами, к завоеванию авторитета в обществе различными путями – благодаря высокому статусу и материальному положению, престижному кругу знакомств и др. Конфликтность этого типа людей, как правило, обусловлено несовпадению мнений. Духовно-нравственные мотивы выходят за рамки собственных узколичных интересов. Они могут быть охарактеризованы известным афоризмом В.Франкла: «быть человеком – значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит, или Богу, которому он служит» [24].

Это такие мотивы, как глубокие интересы, увлеченность каким-либо делом, любовь, привязанность к близким людям, домашним животным, к родным местам и т.д. Здесь можно провести аналогию с коллективистической (общественной) и деловой направленностью личности по М.С.Неймарк. Такие люди, как правило, малоконфликтны и относятся достаточно терпимо к окружающим.Таким образом, стиль поведения во многом определяет уровень конфликтности личности. В данной работе за основу мы взяли представления о том, что конфликтность зависит как от уровня эмоционального напряжения, так и от стиля поведения девушки.Глава 2. Конфликтоустойчивость и стратегия поведения учащихся ГИПСР2.1. Программа исследованияЦель работы заключается в анализе конфликтоустойчивости среди молодых девушек. Реализация цели предполагала решение ряда задач:1. Подбор методик для исследования конфликтоустойчивости2. Проведение исследования3. Выводы по результатам исследованияИсследование осуществлялось в несколько этапов. Первым из них стал Анализ литературных источников и документальных материалов.При анализе литературных источников (книги, учебники, журналы и др.) основное внимание уделялось работам, в которых рассматривались вопросы, в большой мере относящиеся к теме исследования.

12 стр., 5682 слов

Влияние конфликта на организационное поведение

... на определении целей, процедур, правил, взаимодействия между должностными лицами и разработке рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы, как правило, устраняют условия, способствующие возникновению конфликта, ... наибольшее значение. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить вероятность конфликта. Вы, очевидно, встречали людей, ...

Анализ литературы по проблеме конфликтоустойчивости позволяет говорить о важности и особой актуальности данной проблемы. При этом анализ имеющихся источников достоверно показывает, что изучение психологических детерминант и условий возникновения этих проблем, связан с особенностями мировосприятия человека. Второй этап предполагал анализ состава коллектива. Третий этап предполагал использование батареи методик. Для определения уровня эмоционального выгорания у сотрудников агентства недвижимости были взяты такие методики, как:1.Тест опросник САН2. Определение уровня конфликтоустойчивости 3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации К. ТомасаИсследование проводилось на базе 1 курса ГИПСР. В исследовании приняли участие 15 девушек. 2.2. Характеристика методов психологической диагностики конфликтоустойчивости и стиля поведения в конфликтной ситуацииПервым опросником, который был использован в данной работе становится опросник САН. Специфика данного опросника заключается в определении невротических состояний. Оценка состояния испытуемых осуществляется ранжированно — ответ на каждый вопрос предполагает по три балла. Вопросы представляют собой противоположные по своему значению варианты ответа; и, отвечая на вопросы, испытуемый должен выбрать вариант ответа, который, на его взгляд, более всего соответствует его нынешнему состоянию.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/issledovanie-problemyi-konfliktoustoychivosti-grupp-i-lichnosti/

1. Амелин В.Н. Сущность, структура, типология и способы разрешения социальных конфликтов // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально–политическая жизнь. 1991. №6. С.64–74.

2. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М.: Журн. «Народное образование», 1995. –126 с.

3. Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996. 551 с.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 560с.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М.: ВУ, 1995. – 68 с.

6. Бандурка А.М., Друздь В.А. Конфликтология. –Харьков: УВД Украины, 1997. – 335 с.

7. Баткина И.Б. Конфликтология. Ворогнеж: ВГТУ, 2000. 111 с.

8. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с.

9. ВасилюкФ.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. – 200 с.

10. Гоптарева И.Б. О возможных механизмах разрешения конфликта // Полис. 1996. №6. С.132–142.

11. Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. 456 с.

12. Дмитриев А.В. Введение в общую теорию конфликтов / 2–е изд. – М.: Собрание, 1998. – 158 с.

12 стр., 5991 слов

Конфликтология и управление конфликтами

... формы взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций социальными объектами. Во втором случае изучаются психофизиологические характеристики и характеристики личности и их влияние на возникновение конфликта, динамика поведения личности в конфликте и ...

13. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2000. 316 с.

14. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев: Политиздат, 1989. – 175 с.

15. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.

16. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Спб: Питер, 2000. – 368 с.

17. Зеркин Д. Основы конфликтологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 1998. – 480 с.

18. Канатаев Ю. А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992. – 79 с.

19. Конфликтология: Учебник для вузов / Отв. ред. М. Хазизянц, Г. Нерсесов. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2001. – 320 с.

20. Конфликтология: Учебник для вузов / Ред. В.П. Ратников. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001, 512 с.

21. Конфликтология: Учебник для вузов/ Под ред. А.С. Кармина. – Спб: Лань, 1999. 448 с.

22. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М.: Стрингер, 1992. 212 с.

23. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов: ИСУ, 1976.

24. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992. – 53 с.

25. Основы конфликтологии. М.: Юристъ, 1997. – 200 с.

26. Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. – 624 с.

27. Рыбакова М. М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.

28. Скородумов А. Общение в конфликтных ситуациях // Военный вестник. 1992. № 10. С.17–18.

29. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. –Киев: Внешторгиздат, 1991. – 191 с.

30. Сперанский В.И. Основные элементы технологии малоконфликтного поведения // Социально–политический журнал. 1997. №3. С.126–136.