Лидерские качества менеджера

Люди — самая большая ценность в любой организации, но в то же время они являются наименее предсказуемыми для управления. Это справедливо по отношению не только в промышленных и торговых компаний, а в любой оперативной деятельности, независимо от того, связана она с получением прибыли или нет, относится и к производству или к работе в правительстве. Именно люди являются фактором, определяющим цельный и полный характер любой деятельности.

Сегодня тема лидерства очень популярна: проводится масса дискуссий, научных исследований, теме лидерства посвящаются конференции и саммиты.

Вопрос, который в разное время волновал ученых, военных, психологов-практиков и, в конечном, итоге, бизнес-сообщество, это вопрос о том, можно ли «научить лидерству», т.е. развить лидерские навыки или лидерами все-таки рождаются?

В повседневной жизни часто путают термин «менеджер» и «лидер», но это различающиеся понятия.

Менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

Лидерство представляет совокупность свойств и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), оцениваемую как его способность оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важным аспектом эффективного руководства группой (организацией), которая трудно поддается исследованиям.

Актуальность темы заключается в большом интересе к эффективному руководству любой организацией, ведь руководитель, будучи лидером, может достичь больших результатов.

Целью курсовой работы является изучение поведения менеджера в качестве лидера.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • Ознакомиться с теорией лидерства;
  • Рассмотреть условия формирования лидерских качеств;
  • Изучить основные требования к лидерским качествам менеджера на предприятии ЗАО «Волна».

    1.

Теория лидерства

1.1 Природа и определение понятия лидерства

Лидерство — это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сосуществовании различных источников власти и направленный на достижение целей организации .

Компании приводятся в движение не логикой, а убежденными людьми, действующими в соответствующем культурном и историческом контексте. Они управляются не системами и технологиями, а человеком, который следует своим путем, используя свои умственные способности, деловые качества, инстинкты и эмоции.

10 стр., 4998 слов

Влияние эмоций на деятельность человека

... курсовой работы: эмоция воздействие деятельность человек 1) Рассмотреть понятие и сущность эмоций человека. 2) Изучить виды и функции эмоций человека. 3) Рассмотреть механизмы влияние эмоций на деятельность человека 4) Изучить концепции исследователей, изучавших проблемы воздействия эмоций на деятельность человека. Метод исследования ...

В мире неоднократно получались невероятные военные победы, создавались могущественные корпорации, и все это благодаря дальновидности и руководству немногих лиц — лидеров. Хотя и справедливое мнение о том , что не все лидеры становятся менеджерами, все же трудно представить успешного менеджера, который не был бы лидером. Такое сложное и разнообразное поле деятельности, как лидерство, представляет собой особый вызов для людей, стремится найти его истоки и стимулы. Лидерство — это смысл руководства.

Слово «лидерство» происходит от слова «тропинка», что означает дорогу, путь, направление судна в море. Управление имеет иную концепцию, оно происходит от латинского слова «Манус» — «рука» — указывать рукой направление или давать приказ. Лидерство, как и власть, — это потенциал, что имеет человек. Сила и принуждение при лидерстве заменяются на побуждение и вдохновение.

Вопрос лидерства вызывал интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со временем Ф.Тейлора. Было проведено очень много исследований, тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Лидерство как содержание теории и научных исследований есть результат исключительно американского творчества. Нет нечего удивительного в том, что понятие лидерство привлекает столь большое внимание. Справедливо мнение о том, что не все лидеры становятся менеджерами, все же трудно представить преуспевающего менеджера, который не был бы хорошим лидером.[8,с.136].

Менеджеры любят говорить о лидерстве, а исследователи любят его изучать, ибо в значительной мере успех и выживание определенной организации зависят от квалификации ее лидеров. Лидерство это искусство, которое должно развиваться.

Эффективное лидерство представляет уникальную смесь служебного положения и стиля поведения. Все менеджеры должны стремиться стать эффективными лидерами.

Тема лидерства оказалась более сложным предметом, чем это казалось большинству исследователей, и эта тема в течении десятилетий занимала многие великие умы в области менеджмента.

Можно с уверенностью утверждать, что многие менеджеры согласны сегодня с чрезмерно упрощенным мнением о том, что лидеры обладают специфическими личными качествами или реагируют соответствующим образом в самых уникальных ситуациях.

Лидерство- это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство представляет совокупность свойств и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), оцениваемую как его способность оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важным аспектом эффективного руководства группой (организацией), которая трудно поддается исследованиям.

Лидера могут назначить (формальный лидер) , а в ряде случаев он сам выделяется внутри группы (становится неформальным лидером).

При этом лидер может оказывать влияние на других людей и за пределами деятельности, определяемой должностными полномочиями. Таким образом, менеджер по определению всегда должен быть лидером (обладать способностями лидера), однако не каждый лидер может иметь способности руководителя. Другими словами — понятие «руководитель» может быть определено как лидер, обладающий определенными организационными полномочиями. В свою очередь , полномочия тесно связаны с понятием власти.[4,с.499].

7 стр., 3016 слов

Реферат стили лидерства в социальной психологии

... стиль руководства будут с необходимостью вести к эффективности или неэффек­тивности лидерства в зависимости от того, как поведение лидера ... массу людей, так и социальные секты, ... социальный пси­холог Гюстав Лебон лидерство рассматривал как чисто пси­хологический феномен. Власть лидера, по его мнению, основывается на сознательном или чаще всего бессозна­тельном использовании законов психологии. ...

Лидерство, как и власть,- это потенциал, имеющийся у человека.

В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж.Терри, лидерсто- это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели . В практике управления лидерство- это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации.

2 Классификация лидерства

Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (рис.1):

Рисунок 1. Классификация лидерства

  • Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п.

— Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

— Ситуативное лидерство. По своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

  • лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);
  • лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);
  • лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
  • лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);
  • лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);
  • лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

В основу типологии лидерства, предложенной проф. Б. Д. Прыгиным положены три различных критерия (рис. 2): во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.

4 стр., 1722 слов

Лидерские компетенции и сценарный менеджмент: кто они — лидеры будущего

... лидер тренд мотивирование компетенция Светлана Иванова в своей статье «Лидерские компетенции и их определение. Модель успеха в конкретной организации», анализируя опыт и типичные ошибки компаний в определении лидерства, ... «менеджмент» [3] лидерские качества также были напрямую упомянуты: «В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной ...

Рисунок 2. Типология лидерства

По содержанию различают:

  • лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
  • лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;
  • лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По стилю различают:

Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие — «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.

Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей, оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера — внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера — по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

По характеру деятельности лидера различают:

  • универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;
  • ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

  • «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;
  • «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;
  • «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;
  • «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.

21 стр., 10356 слов

Социальный организм: роли, лидеры и группы

... и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Социальный организм: роли, лидеры и группы». Объектом курсового исследования, Предметом курсового исследования целью курсовой работы Исходя из данной цели, в работе ставятся и ... же мужьями считались люди, сочетающие в себе уникальные качества: мудрость, милосердие, терпение, тягу к знаниям, организованность, ответственность, ...

Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации).

Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:

  • конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;
  • деструктивное (дисфункциональное), т.е.

формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);

  • нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

В реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

Конструктивное лидерство, как уже отмечалось, — один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо.

2. Лидерство и лидеры в организации

1 Условия формирования лидерских качеств

Как люди становятся лидерами?

Ральф Стогдил в 1948 г и Ричард Манн в 1959 г пытались сгруппировать все выявленные ранее лидерские качества Стогдил пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера, а именно:

  • ум и интеллектуальные возможности;
  • уверенность в себе;
  • активность и энергичность;
  • знание дела;

высокое положение над другими

Однако эти качества не объясняли появления лидера Мнения Манна, также не были правильными

Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено, интересным был результат исследований американского консультанта Уоррена Бениса, который определил следующие группы лидерских качеств: управление по вниманием, значением, доверием и собой. Бенис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и важность того, что они делают.

Проявления и характер лидерства зависят от многих факторов. Среди них главную роль играют личные качества человека, и не только менеджера, а каждый из членов группы. В лидерстве важная роль принадлежит психологическим особенностям человека. Часто причиной возникновения отношений лидерства выступают такие черты характера, как честность, уверенность, оптимизм, энтузиазм, порядочность, уверенность, настойчивость т.п. Но было бы нецелесообразно связывать лидерство только с индивидуальными особенностями человека. Это явление групповой деятельности и проявления отношений, возникающих в процессе этой деятельности.

14 стр., 6510 слов

Исследование лидерства и роли лидера в социальных группах

... на эффективность работы группы; 2. Исследовать феномен лидерства, рассмотреть концепции лидерства; 3. Исследовать роль лидера и руководителя в социальных группах и дать рекомендации по управлению группами в организации. 4. Показать практическую реализацию групповой динамики ...

Успеха эта теория не имела ввиду безграничного количество выявленных качеств, которыми должен обладать лидер, и из-за различия их набора для каждой отдельной ситуации и организации

Однако теория лидерских качеств стала толчком к появлению и развитию других концепций лидерства.

Согласно теории лидерских качеств (теория великих людей), лучшие руководители имеют определенный перечень личный качеств, которые являются общими для всех (честность, высокий уровень интеллекта, знания, впечатляющая с внешность, инициативность, дисциплинированность, высокий уровень уверенности в себе, здравый смысл, мудрость).

Вместе с тем нет определенного мнения по набору качеств, которые должны быть присущи настоящему лидеру. Поскольку не существует такого набора качеств, то и эффективность руководства ситуационная, хотя личные качества и руководителя имеют важное значение в управлении людьми.

Изучение этого вопроса привело к выделению четырех групп лидерства: физиологические, психологические, эмоций, умственные (интеллектуальные и личностно деловые качества)

К физиологическим качествам человека относятся: рост, масса тела, телосложение, внешний вид, энергичность движений, состояние здоровья и т.д.

Психологические качества — это главным образом характер человека Эти качества имеют, как правило, наследственную и воспитательную основу Изучение умственных и интеллектуальных качеств и их связи с лидерством проводилось в течение всего времени.

Основные интеллектуальные способности лидера:

  • стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • склонность к принятию новых идей;
  • панорамность мышления, профессиональная пригодность;
  • способность к самоанализу и т.д.

Успешное лидерство зависит от наличия необходимых качеств и черт характера у руководителя. Исследователи деятельности исполнительных директоров в Великобритании определили такой перечень характеристик (за зменшува Аной значимости), которые влияют на успех дела (табл.1).

Таблица 1.

Ранжирование качеств успешного лидера по значимости

менеджер лидерство качество

Этот перечень представляет собой сочетание навыков и разнообразного опыта, который эти навыки развивает. Этим подчеркивается тот факт, что природные данные — лишь часть общей картины, они развиваются путем накопления опыта и благодаря ситуации, в которых потенциальные и действующие лидеры себя проявляют.

Главные черты менеджера-лидера:

  • доступность для каждого работника;
  • знакомство с большим количеством работников;