Диагностика лидерских качеств

Курсовая работа

Особое место в социальной психологии занимает психология политического лидерства. Где появляется больше одного человека сразу, возникает вопрос о лидерстве. Поэтому ни одно общество не может обойтись без власти, это просто невозможно. А в условиях современной демократий, когда право выбора «кого наделить» властью принадлежит народу, то есть члены общества вольны самостоятельно выбирать себе лидера, эта тема как никогда актуальна. Со своей стороны лидер должен убедить их своим поведением и действиями, что у него отсутствуют корыстные мотивы или властолюбие. Харизматическая личность и умелый лидер поведут за собой толпы людей и при всем эти люди хотят за ним идти.

Политический же лидер не просто ведет за собой людей, он знает потребности и интересы своих последователей, рьяно защищает и борется за них. Еще одним важным компонентом лидерства является доверие, оно выражает признание идеалов, точки зрения, и способов которыми лидер будет добиваться поставленных целей. Стоит помнить, личность лидера оказывает большое влияние на политические процессы.

Отличие политической психологии от политики в том, что в отличие от нее она изучает не власть, а «человеческий фактор», т. е. как людьми воспринимаются те или иные политические события, политические ценности, личностные качества лидера.

В данной работе мы постараемся, выявить из каких компонентов складывается потенциал политического лидера. Дать определение понятию «политический лидер», рассмотреть существующие типы лидеров и основные теории лидерства.

Актуальность, Предмет исследования, Цель исследования

Объект психология политического лидерства.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:

1. Рассмотреть понятие «политическое лидерство».

2. Изучить психологическую литературу по проблеме политического лидерства.

3. Подобрать методики по диагностике лидерских способностей.

4. На основе полученных результатов составить рекомендации по развитию лидерских способностей.

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Общее понятие политического лидерства

Если рассматривать феномен лидерства необходимо дать определение понятия лидер. Лидер в переводе с английского языка (leader) означает «ведущий», «указывающий путь». Смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции [1].

8 стр., 3922 слов

Типология и функции лидерства

... лидер-политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института, т. е. Лидер национального масштаба. Типология, определяющаяся стилем руководства политических лидеров зависит от используемых ими методов управления обществом. Характер ...

Лидерство — явление многогранное и многозначное.

Политическое лидерство

Под общественным лидерством прежде всего понимают социальную функцию. Как и в какой конкретной форме и какими способами осуществляется лидерство во многом зависят от того насколько культурно зрело данное общество, уровня самостоятельности разных групп интересов, осознание необходимости коллективных действиях для поддержания функционирования социальной системы в целом.

Полная картина того как проявляется лидерство складывается по мере эволюции самого общества, усложнения социальных взаимосвязей, конкретизирующих функции лидера.

Часто получается так что политический лидер является еще и руководителем организации — политической партии, общественного движения, государства и т.д. Но значение таких понятий как «руководство» и «лидерство» не однородны. Руководство — это обладание формальным правом принимать решения, что не обязательно подразумевает авторитетность. Настоящий руководитель может и не пользоваться авторитетом и уважением: в этом случае он не будет лидером. Лидер в свою очередь может не занимать руководящих постов, и такой лидер будет называться неформальным. Весовые перспективы для эффективной политической деятельности есть у человека, который является и руководителем и является авторитетным лидером.

Талант лидера предполагает существование у человека таких качеств, как интеллект, интуиция, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, умение нравиться публике, самостоятельность, смелость, целеустремленность, силу воли и др.

1.1 Типы лидеров

типов лидерства.

лидер-знаменосец

лидер-служитель,

лидер-торговец,

лидер-пожарный,

Как правило перечисленные выше типы не встречаются в чистом виде: у определенных лидеров бывают совмещают сочетания таких характеристик в разных пропорциях.

Есть такие лидеры способные привлечь народ, воодушевить его на какую-то инициативу. В таком случае обычно говорят о харизме (от греч. charisma — божественный дар, благодать) — представлении об исключительной одаренности человека.

Харизматичного лидера

«Я» — концепция политического лидера

Основной вопрос о компенсации настоящих или иллюзорных недостатков личности была поднята еще «соратником» З. Фрейда А. Адлером. Данное мнение получило свою более обширную разработку в работах Г. Лассуэлла. В соответствии с его концепцией, человек для компенсации низкой самооценки устремляется к власти как способу подобной компенсации. Из чего можно заключить, самооценка, являясь не адекватной, способствует развитию поведение человека в отношении политически релевантных целей — власти, достижений, контроля и так далее.

Интерес Г. Лассуэлла был привлечен к развитию представлений человека о самом себе, степени развития и качеству самооценки и их воплощению в политическом поведении. Его гипотеза состояла в том, что некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти или других личностных ценностях, таких как привязанность, уважение, как в средствах компенсации травмированной или неадекватной самооценки. Личные «ценности» или потребности такого рода могут быть рассмотрены как эго-мотивы, поскольку они часть эго-системы личности.

5 стр., 2380 слов

Лидер в преступной группе

... лидеров притягивать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Соответственно, понятие «лидер» в психологии определяют следующим образом: лидер преступный криминологический уголовный 1. Лидер ...

А. Джордж в одном из своих трудов продолжил цепь суждений Г. Лассуэлла о стремлении к власти как компенсации низкой самооценки. [5] Он подробно описал возможную структуру низкой самооценки и считает, что недостаточную самооценку возможно составляют пять субъективно отрицательных чувств в отношении себя в разных комбинациях:

1) чувство собственной неважности, незначительности;

2) чувство моральной неполноценности;

3) чувство слабости;

4) чувство посредственности;

5) чувство интеллектуальной неадекватности.

Позднее вслед за тем, как Г. Лассуэлл обратил внимание политологов и политических психологов к важной роли самооценки в политическом поведении лидера, была положена вериница исследований, связанных с представлением самого политического деятеля о себе.

Политический лидер в любой ситуации за редким исключением ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Его реакций на происходящие подчиняются тому, как он себя осознает, и как он сопоставляет себя с теми, с кем он взаимодействует.

Я-концепция, то есть осознание человеком кто он, имеет несколько аспектов. Самым значимый из которых является — образ «Я», самооценка и социальная ориентация политического лидера. У. Стоун приводит рассуждение классика психологии У. Джемса, что наша самооценка может быть выражена как отношение наших достижений к нашим претензиям.

Хотя сам У. Стоун считает, что самооценка — это позитивное чувство в отношении себя, понимая его как самоуважение.

По мнению Фридмана, обретение власти является расширение круга своей свободы. Власть обычно определяют как право и возможность одного или одних подчинить кого-нибудь (человека, социальную группу, народ) своей воле, распоряжаться ими и их действиями [4].

Если смотреть с угла зрения свободы на власть, то она обозначается как увеличение сферы свобод у того, кто приобрел силу власти и ограничение этой сферы у того, кто попал под эту власть. Человек, обретший власть — властелин — расширяет круг своей свободы за счет того, что отнимает часть свободы у своих подвластных, или они сами добровольно ему отдают часть своей свободы.

1.2 Основные теории лидерства

Феномен лидерства занимает собственное особенное положение в политической психологии вследствие того, что он яркий и занимательный по своей сути. Итак, для политической науки самой важной задачей является власть, тогда для политической психологии — действительный характер данной власти в «человеческом факторе» политики. Если говорить о конкретном выражении этого, то оно рассматривается с двух сторон. С первой, власть в политико-психологическом измерении — это способность властвующего субъекта («верхов») принудить подчиняться себе, другими словами какая-нибудь возможность или сила лидера, политического института или режима. Со второй стороны, власть — это готовность «низов» подчиняться «верхам». Таким образом, образуются две как положительные, так и отрицательные стороны: способность «верхов» и готовность «низов». Относительность каждого из этих компонентов друг к другу, зависит от многих обстоятельств в каждом конкретном случае.

Явление лидерства — одна из самых признательных тематик непосредственно для политических психологов. Работа над нею предоставляет огромное внимание обширной аудитории и спрос самих политиков. Говоря другими словами, моментально, приносит редкое сочетание славы и денег. Все выше изложенное раскрывает причину повышенного внимания, которое складывается по отношению к этой проблеме. Из чего можно заключить, что с политическим лидерством, как и со всеми другими психологическими явлениями связанны различные теории, которые в большинстве своем развились лишь в XX веке. Данные учения вблизи старались раскрыть саму суть понятия лидерства и скрыть реальные причины, которые оказывают влияние на этот феномен. Суммируя все факты, возможно, представить несколько групп таких теорий.

13 стр., 6396 слов

Лидерские качества

... Однако, понятия лидерства и власти, как правило, рассматриваются как взаимозависимые и взаимопроникающие. Актуальность курсовой работы состоит в том, что человек, обладающий властью и лидерскими качествами, достигает определенных ... к подчиненным. К числу основных поведенческих моделей лидерства относятся: теория "Х" и "Y" Д. МакГрегора, теория лидерства К. Левина, континуум стилей руководства Р. ...

Теории «героев» и «теории черт»

Перечислим основные качества, которые, по мнению приверженцев этой теории, считали как не заменимые для лидера:

  • глубокое желание быть ответственным и завершать дела;
  • энергия и упорство в достижении цели, рискованность и оригинальность в решении проблем;
  • инициативность;
  • самоуверенность;
  • способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения;
  • желание принять на себя все последствия действий и решений;
  • способность противостоять фрустрации и распаду группы.

В развитие «теории черт» привнес свой вклад М. Вебер. Он считал: «три качества являются для политика решающими: страсть, чувство ответственности и глазомер…

При всей своей занимательности, теории «героев» и «черт» мало продуктивны в научном отношении. Они позволяют красиво описывать яркий феномен, но не приближают проникновение в его суть. Несмотря на общее признание этого, теории такого рода продолжают множить число своих сторонников, создавать все новые списки необходимых лидерских качеств. В определенной мере, это инерция прежних, описательных подходов. Научное изучение феномена лидерства пошло дальше.

Теории среды.

В. Хоккинг предполагал, что лидерство — функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. В этой связи X. Персон выдвинул две гипотезы:

1) каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера;

2) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций.

Не вызывая отторжения, такие выводы, однако, также мало чего проясняли.

В свое время Дж. Шнейдер с удивлением обнаружил, что количество генералов в Англии в разные времена было прямо пропорционально количеству военных конфликтов, в которых участвовала страна. Это стало наиболее яркой иллюстрацией справедливости теорий среды.

Личностно-ситуационные теории

Р. Стогдилл и С. Шартл предложили описывать лидерство через понятия «статус», «взаимодействие», «сознание» и «поведение» индивидов по отношению к другим членам организованной группы. Следовательно, лидерство рассматривается скорее как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида.

X. Герт и С. Миллз считали, что для понимания феномена лидерства надо уделять специальное внимание таким факторам, как черты и мотивы лидера, его общественный имидж, мотивы его последователей, черты лидерской роли, а также учитывать «институциональный контекст» и «ситуацию».

Подводя итог можно говорить о различных версиях данной теории, которые старались расширить достоинства предыдущих подходов. Но не смотря на это желаемого достичь удалось не во всем.

Теории взаимодействия-ожидания

теория «усиления ожиданий»

теории «целевого поведения»

«Гуманистические» теории лидерства.

Д. Мак-Грегор разработал две теории организующего лидерства. Первая, так называемая теория X , основана на предположении, что индивиды обычно пассивны, противостоят нуждам организации и, следовательно, их необходимо направлять и «мотивировать». Вторая, теория Y , основана на предположении, что люди уже обладают мотивацией и стремятся к ответственности, поэтому необходимо так их организовывать и направлять, чтобы они одновременно реализовывали и свои цели, и цели организации. Две эти теории отражали, по сути, два этапа развития организации.

С. Аргирис также указывал на наличие конфликта между организацией и индивидом. По его мнению, природа организации предполагает структурирование ролей ее членов и контроль над исполнением ими своих обязательств. В природе человека заложено стремление к самореализации через проявление инициативы и ответственности. Значит, эффективное лидерство должно принимать это во внимание и опираться, прежде всего, на эти качества.

Р. Ликерт считал, что лидерство — процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.

В рамках данной теории Р. Блайк и Дж. Моутон сумели изобразить лидерство графически: по оси абсцисс — забота об индивидах, по оси ординат — забота о результате. Чем выше значения этих координат, тем больше развиты отношения доверия и уважения в организации.

В целом же, отметив условную «гуманистичность» данных теорий, сделаем вывод: это был все-таки шаг вперед по сравнению с предшественниками. Гуманистический подход опирается на углубленный анализ личностно-психологических корней феномена лидерства.

Теории обмена

Данная группа теорий, будучи суперрационалистичной, отражает, безусловно, лишь одну из сторон феномена лидерства. Однако ее влияние на современную политическую психологию значительно. Обобщенно говоря, вся история изучения феномена лидерства привела к тому, что воцарились два суперподхода: рационалистический и гуманистический.

Мотивационные теории лидерства

2. Методики по диагностике лидерских качеств

В данной главе нами будут рассмотрены методики по диагностики лидерских качеств, так же будет дана интерпретация результатам полученным в ходе исследования, и будут даны рекомендации по развитию данных качеств.

2.1 Методики по диагностированию лидерских качеств

Ниже приведены методики для диагностики лидерских качеств, проведенные нами на группе из 17 испытуемых.

Методика№1 «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников)

Данная методика предназначена для оценки способности человека быть лидером. Состоящая из 50 вопросов на которы дается ответ «да» или «нет». В данной методики Е. Жариков и Е. Крушельников отмечают, что лидерский потенциал во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Так же они выделяют ряд характерологических черт личности, которые присущи лидеру (см. приложение №1).

Примером могут служить следующие проявления:

  • Сила воли и способность преодолевать препятствия на пути к цели.
  • Настойчивость, разумная склонность к риску.
  • Терпимость, готовность к долгой хорошо выполняемой и однообразной, не интересной работе.
  • Инициативность, готовность работать без опеки. Независимость.
  • Психическая устойчивость к увлеченности нереальным предложениям.
  • Хорошая приспособляемость к новым условиям и требованиям.
  • Самокритичность, трезвая оценка как своих достижений, так и не удач.
  • Требовательность к себе и другим. Способность получить отчет о выполненной работе.
  • Критичность. Способность увидеть слабые стороны в любых даже выгодных предложениях.
  • Надежность.
  • Выносливость, даже в условиях перегрузок.
  • Восприимчивость к новому. Умение решать не традиционные задачи оригинально.
  • Высокая стрессоустойчивость. Самообладание и работоспособность даже в экстремальных ситуациях.
  • Оптимизма. Отношение к труду как неизбежным и преодолимым помехам.
  • Решительность. Способность самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
  • Способность к смене стиля поведения в зависимости от условии. Умении и похвалить и потребовать.

Методика №2 «Потенциал лидера»

Данный тест предназначен выявить способен ли человек стать инициатором перспективных начинаний и повести за собой увлеченных последователей. Тест состоит из 15 вопросов, на которые дается ответ «да», «нет», так же допускаются ответы «не знаю» или «не уверен». См. приложение №2.

Методика №3 «Эффективность лидерства» (Р. С. Немов)

Данный опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. Тест состоит из 40 вопросов, на которые дается ответ «да», «нет».

2.2 Результаты диагностики

Диагностика проводилась на группе из 17 человек, в возрастной категории от 19 до 21 года. Для диагностики уровня выраженности лидерских качеств были использованы выше перечисленные методики, а результаты полученные в ходе диагностики по каждой методики указаны ниже.

Методика №1

Первая буква имени.

Сумма баллов

Уровень выраженности лидерских качеств

1

А.

38

Высокий

2

А.

30

Средний

3

Н.

28

Средний

4

К.

20

Низкий

5

Т.

18

Низкий

6

Ю.

16

Низкий

7

А.

29

Средний

8

Л.

33

Средний

9

Р.

37

Высокий

10

К.

16

Низкий

11

А.

21

Низкий

12

Л.

34

Средний

13

С.

23

Низкий

14

Л.

30

Средний

15

А.

32

Средний

16

Н.

36

Высокий

17

К.

28

Средний

По результатам первой методики можно сказать, что у 3 человек из 17 выявлен высокий уровень лидерских качеств, 8 человек из 17 показали средний уровень и у 6 обнаружился низкий уровень. По результатам данной методики можно судить что больше всего выражен средний уровень развития лидерских способностей, это составляет примерно 47% от опрошенных.

Методика №2

Первая буква имени.

Сумма баллов

Краткая характеристика

1

А.

120

Характерна инициативность, уверенность в себе. Соответствует роли лидера

2

А.

70

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

3

Н.

75

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

4

К.

45

Соответствует роли исполнителя и подчиненного

5

Т.

45

Соответствует роли исполнителя и подчиненного

6

Ю.

80

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

7

А.

90

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

8

Л.

65

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

9

Р.

100

Характерна инициативность, уверенность в себе. Соответствует роли лидера

10

К.

80

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

11

А.

100

Характерна инициативность, уверенность в себе. Соответствует роли лидера

12

Л.

75

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

13

С.

90

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

14

Л.

95

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

15

А.

40

Соответствует роли исполнителя и подчиненного

16

Н.

100

Характерна инициативность, уверенность в себе. Соответствует роли лидера

17

К.

70

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

По результатам данной методики можно судить о том у 4 испытуемых из 17 получились результаты выше 100 балов, что соответствует инициативности, уверенности в себе, смелости, целеустремленности и твердой воли. Такие люди подходят на роль лидера. Но в тоже время у таких людей есть и отрицательные стороны, такие как: завышенная самооценка, бесцеремонность, не умение считаться с чужими интересами.

У 10 из 17 испытуемых результаты распределились от 70 до 95 баллов, что соответствует умению принимать роль как ведущего, так и ведомого в зависимости от ситуации. Уважение к авторитет не помещает им высказать своего мнения. Процент испытуемых с подобными качествами составил приблизительно 59%, что является большинством по данной методике.

Так же у 3 испытуемых из 17 опрошенных баллы распределились от 40 до 45, что соответствует склонности к принятию роли исполнителя и подчиненного. Такие люди предпочитают следовать директивам и тяготеют от личной ответственности. Испытуемых с подобным типом оказалось меньшинство.

Методика №3

Первая буква имени.

Сумма баллов

Стиль руководства

1

А.

32

Высокоэффективный

2

А.

25

Среднеэффективный

3

Н.

28

Среднеэффективный

4

К.

20

Среднеэффективный

5

Т.

10

Низкоэффективный

6

Ю.

9

Низкоэффективный

7

А.

29

Среднеэффективный

8

Л.

26

Среднеэффективный.

9

Р.

35

Высокоэффективный

10

К.

8

Низкоэффективный

11

А.

27

Среднеэффективный

12

Л.

39

Высокоэффективный

13

С.

10

Низкоэффективный

14

Л.

27

Среднеэффективный.

15

А.

25

Среднеэффективный.

16

Н.

35

Высокоэффективный

17

К.

27

Среднеэффективный

По результатам данной методики можно судить о том у 3 испытуемых был выявлен высокоэффективный стиль руководства. У 10 человек из 17 среднеэффективный стиль руководство, что составляет большинство (примерно 59% от общего числа опрошенных).

И самый низкий уровень был выявлен у 4 человек, таким людям не рекомендуется быть руководителями коллектива.

Общий вывод по методикам: