История развития социальной работы в России

Важнейшей тенденцией развития российской благотворительности является приоритетная направленность ее нравственно-духовной мотивации. И здесь особую роль играет религиозное начало, конфессиональной основой которого является комплиментарность двух наиболее распространенных у нас религий (православия и ислама).

Как известно, православие еще с эпохи Древней Руси учило верующих смотреть на бедных как на посланцев божьих, призванных побуждать сограждан к милосердию, состраданию, человеколюбию. Так же и в исламе помощь бедным рассматривается как обязанность благочестивого человека. Пророк Мухаммед учил, что бедняк ближе к Аллаху, чем богач, а следовательно, и относиться к нему нужно с сочувствием, оказывая необходимую помощь. Поэтому вполне естественно, что в дореволюционном (до 1917 г.) издании словаря Брокгауза и Ефрона благотворительность рассматривалась не просто как разновидность социальной помощи, а как нравственное предназначение людей, прежде всего состоятельных, делать благие дела, заботиться о нуждающихся. Там отмечалось, что благотворительность — есть нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.

Призрение в отличие от благотворительности является обязательным видом социальной помощи. Оно более организовано и нацелено на оказание помощи не всем просящим, а лишь тем, кто действительно нуждается в ней. Отдельные формы призрения появились еще в период древнего мира и средневековья. В системном же виде оно сложилось в эпоху нового времени. Формами государственного призрения были приюты, госпитали, воспитательные и работные дома, общественные работы, государственное социальное страхование и др. Субъектами общественного призрения выступали сельские общины, церковно-территориальные приходы, органы местного самоуправления и др.

По мере развития государственного призрения оно становилось определенной отраслью управления. Благотворительность же оставалась проявлением известного религиозного и морально-духовного состояния. Можно сказать, что благотворительность служила одним из важных источников для призрения, особенно для системы общественного призрения.

Всплеск благотворительности и активизация общественного призрения имели место в России во второй половине XIX — начале XX в. Отставая по степени индустриального развития от ряда ведущих стран Запада, наша страна в то время являла миру удивительные примеры в сфере благотворительного служения. [16]

XVIII—XIX вв.

Н. Б. Трубецкая

Необходимо учитывать и разновариантность толкования понятия «социальная помощь». Если рассматривать его в широком смысле слова как универсальное и базовое понятие предмета истории социальной работы, то соцобеспечение может быть отнесено к одному из видов социальной помощи. Но в узком смысле слова понятие «социальная помощь» (вспомоществование) означает помощь лицам, живущим в бедности, которые не накопили необходимых страховых средств для обеспеченной жизни при основных социально-экономических рисках (старость, потеря кормильца, болезнь, безработица, временная нетрудоспособность и др.).

19 стр., 9024 слов

История социальной работы

... на развитие различных форм социальной помощи. Нормальная «жизнеспособность» государства возможна только при условии социальной стабильности общества. Поэтому проблемы социальной защиты были актуальны для всех периодов развития общества. На мой взгляд, история социальной работы ... помощи. При таком положении дела благотворительность сама плодила нищенство, тем ... очень гуманными по тем временам. Например, ...

Социальная же поддержка направлена на помощь людям, временно находящимся в трудной жизненной ситуации, путем предоставления льгот, некоторых пособий, кредитов, психологических, юридических и иных услуг.

Социальная помощь как вспомоществование наряду с соцобеспечением и социальной поддержкой могут быть классифицированы самостоятельными видами системы социальной защиты. Следовательно, гарантированные государством разноплановые экономические, организационные, правовые меры социального обеспечения, социальной поддержки, помощи бедным людям и составляют сущность социальной защиты. По большому счету она должна быть нацелена на обеспечение минимально достаточных условий жизни для всех граждан.

Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор темы исследования: «История социальной работы в России».

Объектом нашего исследования — история социальной работы.

Предмет нашего исследования — история социальной работы в России.

Цель исследования — дать характеристику основным историческим развития социальной работы в России.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику основным понятиям работы.

3. Дать характеристику основным историческим развития социальной работы в России.

Глава I. Изучение истории социальной работы в России до 1917 года социальный работа обеспечение помощь россия

Б. А. Рыбакова

К числу наиболее распространенных проявлений общинно-родовой помощи можно отнести: отвод престарелым и бедным людям земельных участков для заготовки сена; кормление за счет общины немощных стариков, убогих и больных сородичей; взаимный дарообмен — потлач; защиту потерпевшего сородича всем родом и др. По мере развития у восточных славян общинно-родовых отношений формировались и закреплялись традиции заботы о слабых, немощных. Выражением этого стал культ «мудрой старости», предполагающий обязательное почитание и поддержку стариков. Общинно-родовой характер жизнедеятельности у восточных славян сказывался и на хозяйственных отношениях, на формах хозяйственной помощи. Среди них следует назвать: взаимопомощь сородичей в проведении сельскохозяйственных, строительных и иных работ (помочь); обычай принимать в семью сироту как помощника в ведении хозяйства; временная помощь заболевшим сородичам в деле управления хозяйством и др. Часто у славян пожилые люди, не имевшие наследников, принимали в семью сироту: ведь им становилось трудно справляться с хозяйством и нужен был помощник. Принятый в семью сирота должен был почитать своих новых родителей, помогать им вести хозяйство, а после смерти похоронить их. В данном случае он находил родительскую заботу, необходимое жилье, а пожилые люди — помощника и наследника. Не оставались без внимания сородичей и заболевшие люди. Община назначала им временных помощников, которые смотрели за малолетними детьми, кормили домашних животных, при необходимости растапливали печь и делали другую хозяйственную работу.

12 стр., 5815 слов

Итоговая работа : «Исследование гибкости учащихся 5-9 классов»

... работы. Цель данной курсовой работы изучение теоретических основ физического воспитания и спорта, изучить гибкость и основы методики ее воспитания, средства и методы воспитания гибкости у детей школьного возраста, методику развития, анализ тестирования. Теоретическая значимость исследования ...

Обрядово-культовую направленность несли такие формы помощи, как обращение к силам природы, сопровождаемое угощением нуждающихся, «зажинки» и «дожинки», завершаемые подаянием бедствующим, поминальная раздача продуктов и вещей бедным сородичам и др. Славяне обожествляли силы природы, полагая, что боги могут услышать их молитвы и послать на землю, например, долгожданные дожди. А будет достаточно влаги, будет и хороший урожай. Моление о дожде, которое часто сопровождалось угощениями бедных, проходило в четыре разных срока в течение года. Они свидетельствовали о верных агротехнических наблюдениях славян. Особыми формами обрядово-культовой помощи у восточных славян были «зажинки» и «дожинки». С началом жатвы был связан обряд зажинок. Он заключался в том, что первый сноп нового урожая сжинался местным служителем языческого религиозного культа или другим уважаемым и почитаемым лицом. Этот обряд сопровождался обращениями к Богу с просьбой о помощи, особыми песнями, трапезой и угощениями бедных. Дожинками отмечался конец жатвы, и все внимание теперь обращалось к последнему снопу колосьев, который торжественно привозился в славянское поселение или оставался в поле до следующего года.

Поминальная помощь у восточных славян осуществлялась в двух основных формах. С одной стороны, она включала в себя передачу семье умершего от сородичей необходимых продуктов для поминального обеда, именовавшегося стравой. Тризной у них являлась особая часть погребального ритуала, заключавшаяся в боевых играх, состязаниях, посвященных умершему, что демонстрировало силу живых и, как им казалось, отгоняло этим от них смерть. Позже страва и тризна стали пониматься как один обряд, основой которого стала поминальная трапеза.

Анализ форм помощи и взаимопомощи, существовавших у восточных славян, свидетельствует о наличии у них определенной практики поддержки бедных, престарелых, немощных, больных, осиротевших сородичей и односельчан. В основе ее лежали общинные отношения, нормы и традиции. Некоторые из них сохраняют свою значимость и сегодня.

Особым направлением помощи, нуждающимся в рассматриваемый период была частная, преимущественно княжеская благотворительность. Ее значительный масштаб объяснялся следующими двумя факторами: наличием в общественной жизни сильного общинно-вечевого начала с его традицией коллективной заботы и взаимопомощи; влиянием христианских представлений о богоизбранности бедных и нравственном долге милосердия.

В социально-политическом строе Древней Руси особо значимой была роль общинных органов. Они в реальной жизни существенно влияли на позицию князей, которые, например, в эпоху Киевской Руси не были полноправными собственниками земли, перемещаясь по городам и княжествам в поисках доходных мест. По сути дела, местная территориальная община играла особую и нередко определяющую роль при вступлении князя во княжение. Община и ее вечевые органы могли пригласить, а могли изгнать князя. Следовательно, он в своей практической деятельности во многом руководствовался нормами и обычаями, которые преобладали в той или иной территориально-волостной общине. Среди них особое место занимали традиционные ценности помощи и взаимопомощи.

17 стр., 8455 слов

История социальной помощи в России

... институтов. в России. Нашему народу присущи милосердие, сострадание, сочувствие. Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Первые попытки призрения бедных предпринимались еще в XIV- ... первых благотворительных обществ в России - Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система общественного призрения "для всех ...

Древнерусские князья, начиная с Владимира I были верующими людьми, которые ощущали внутреннюю потребность в милосердии, в оказании помощи бедным, немощным, сиротам. По-православному они взирали на бедность как на некую общественную необходимость, данную Богом для нравственного воспитания народа. Среди форм благотворительности князей, получивших распространение на Руси, были: кормление нищих и убогих на княжеском дворе; раздача бедным одежды; денежная раздача милостыни; снабжение продуктами питания заключенных; учреждение пособий для бедных погорельцев; учреждение за свой счет сиротских приютов, образовательных учреждений для детей из бедных семей; выкуп из плена своих сограждан и др. Все эти благие дела осуществлялись князьями, их женами, сестрами и приближенными к ним знатными людьми преимущественно за личные средства. Многие древнерусские князья раздавали бедным людям одежду и платье. Особой формой княжеской благотворительности была денежная раздача милостыни. Исходя из требований православной веры, древнерусские князья, раздавая бедным и нуждающимся продукты, не забывали об осужденных. Некоторые древнерусские князья выдавали специальное пособие для бедных погорельцев. Древнерусские князья и члены их семей учреждали за свой счет сиротские приюты и образовательные учреждения для бедных. Благотворительность князей проявлялась и в расходовании личных средств на выкуп из плена своих сограждан.

Е. Д. Максимову

1.2 Социальная помощь в Московской Руси В Московской Руси призрение бедных, убогих, немощных было в основном сосредоточено в церквях и монастырях. Здесь имелись значительные средства для оказания помощи нуждающимся. Многие священнослужители, по зову сердца осуществляя духовно-религиозную потребность, стремились поддержать бедных и немощных. В эпоху Московского царства, было, положено начало государственному призрению. Вместе с тем развитие получила и частная благотворительность, субъектами которой являлись правители страны, их близкое окружение, многие представители столичного, провинциального дворянства и других сословий.

Важнейшую роль в поддержке бедных и обездоленных играли церкви и монастыри. Именно они воспитывали в народе религиозное чувство сострадания к бедствующим. В Древней и Московской Руси милостыня воспринималась в общественном сознании не просто как подаяние, а как своеобразный акт церковного богослужения, практическое выражение благонравия.

Церковно-монастырская помощь нуждающимся осуществлялась в эпоху Московской Руси преимущественно в следующих формах: бесплатное кормление бедных и раздача хлеба; открытие богаделен и церковных больниц для немощных, странствующих, больных; содержание сиротских приютов, школ и церковных училищ; выдача бедным людям церковноприходских пособий, беспроцентных ссуд и др. Известно, что неурожай и голод в те времена были нередким явлением. Каждое поколение по крайней мере раз в жизни переживало голод, сопровождавшийся массовой гибелью людей. В таких условиях многие спасались от смерти благодаря помощи церквей и монастырей. Практика монастырского содействия открытию в российских городах богаделен и лечебниц сохранилась и в XVII в. [25]

14 стр., 6626 слов

Дети в детском доме

... дом. Объектом данной курсовой работы является детский дом как институт социализации. Предметом курсовой работы выступает адаптация воспитанников детского дома. Цель данной курсовой работы – теоретически исследовать проблемы адаптации детей в детском доме ... сиротское училище. Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот Владимира Мономаха. В России ... социальной помощи также меняется: ...

Следующей формой церковно-монастырской помощи нуждающимся было содержание сиротских приютов, школ, церковных училищ для бедных. Монастыри стали убежищем для многих сирот и брошенных детей. Монахи забирали подкидышей, организуя для них приюты, которые представляли собой особые избы, где дети получали ночлег, питание, одежду и необходимый уход.

При монастырях функционировали школы для сирот и бедных детей. В четырехклассных школах учащиеся получали не только навыки письма и счета, но и более широкую начальную подготовку. В таких учебных заведениях преподавали наиболее образованные и подготовленные представители монастырского духовенства. Наряду со школами в ряде монастырей создавались и специальные епархиальные училища. Для примера можно сослаться на Скорбященскую женскую обитель г. Москвы.

Некоторые приходы для призрения за одинокими немощными и пожилыми, хронически больными людьми создавали богадельни, которые содержались за счет прихожан. Здоровый и трудоспособный человек попасть сюда не мог. Ведь в приходе практически все знали друг друга. При таких богадельнях иногда открывали приюты для детей. Здесь призревались сироты и подкидыши. Организовывал и руководил всей этой работой церковный староста или же особый священник. Для распространения грамотности среди прихожан создавались церковно-приходские школы. В них основы начального образования могли получить сироты и дети из бедных семей. Церковно-приходская помощь названными формами не ограничивалась. Несправедливо обиженные люди могли всегда рассчитывать на поддержку прихода. Бывали случаи, когда приход вмешивался и в личную жизнь отдельных граждан, например, пресекая тиранию мужей в отношении жен. [7]

Отдавая должное роли церковно-монастырской помощи, не следует ее идеализировать. По своим масштабам она не охватывала многие слои населения, нуждавшиеся в поддержке и заботе. Эта помощь иногда носила показной характер.

В эпоху Московской Руси были предприняты попытки создания основ системы государственного призрения. В период реформ Избранной рады 50-х гг. XVI в. царская власть намеревалась усилить взаимодействие с церковью в деле ограничения нищенства и призрения лиц, нуждающихся в помощи.

XVII—XVIII вв.

1.3 Развитие системы призрения и благотворительности в императорской России (XVIIIначало XX в.)

Система призрения получила целостное оформление и развитие в эпоху императорской России. Именно тогда государственное призрение стало важным фактором функционирования всей сферы социальной помощи, усиления ее организационного начала. Однако в тот исторический период оно не было главным компонентом системы социальной помощи. Определяющая роль здесь принадлежала общественному призрению, субъектами которого являлись церковь, крестьянские общины, органы местного самоуправления (земства, городские думы, управы) и др. Активно развивалась благотворительность, достигшая наивысшего подъема во второй половине XIX начале XX в. Это время по праву называют ее «золотым веком». Среди многообразия форм общественной благотворительности следует выделить учреждения «на особых основаниях управляемые», сочетавшие в себе элементы благотворительности и призрения [16, https:// ].

13 стр., 6321 слов

История развития социальной работы в России

... социальной работы в России Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. Проблемы социальной помощи ... история социальной работы имеет единую схему развития для многих стран. Однако необходимо отметить, что система государственной социальной ... особенности общественного призрения. Проблема ... нем стали видеть общественное ...

Необходимость формирования целостной системы государственного призрения диктовалась значительным ростом на рубеже XVII—XVIП вв. численности нищих, живших милостыней. Перенимая опыт стран Запада, Петр I стремился использовать в России их практику административного ограничения нищенства. Политика запретительных действий, широко использовавшаяся в Западной Европе, в условиях России трансформировалась в систему репрессивных мер в отношении профессиональных нищих. Наиболее болезненно в российском обществе воспринималось требование властей не давать «безразборно» милостыню нищим. Однако административно-насильственными мерами борьба с профессиональными нищими не ограничивалась. Следуя примеру французского короля Людовика XIV, царь-реформатор намеревался во всех губерниях создать приюты-госпитали «для всякого рода призреваемых».

Система государственного призрения, существовавшая в России с петровской эпохи до начала XX в., была ориентирована на оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся слоям населения. Среди ее основных компонентов можно выделить: деятельность государства по увеличению числа богаделен-госпиталей, работных домов, сиротских приютов; государственное обеспечение функционирования приказов общественного призрения; организацию общественных работ; социальное обеспечение отставных чиновников, военнослужащих и их семей; формирование правовых и организационных основ социального страхования и др. Заботясь о судьбе больных и увечных воинов, Петр I своим указом от 31 января 1712 г. повелел учреждать повсеместно для призрения за ними особые госпитали.

Во второй половине XVIII в. и позже была продолжена практика государственной поддержки функционирования различных социальных учреждений. Для привлечения к труду физически здоровых нищих, бездомных и беспризорных в императорской России стали организовываться работные дома. Их разновидностью были смирительные дома.

В первой половине XIX в. для упорядочения работы по оказанию помощи нищим стали создаваться специальные организационные структуры, одной из которых был Московский комитет по разбору и призрению нищих. Сюда они доставлялись со столичных улиц. После прохождения медицинского осмотра их мыли в бане, одевали в новую одежду из солдатского сукна, кормили. Немощные затем направлялись в приюты, богадельни, а здоровые нищие — на работы. Государственных средств, выделяемых на содержание работных домов, было недостаточно. Поэтому различные благотворительные общества, активно действовавшие в России во второй половине XIX — начале XX в., привлекали на эти цели частные пожертвования. Так, в Москве в 1890 г. Общество помощи бедным открыло дом трудолюбия. Здесь призреваемые получали ночлег, питание и возможность работать. Некоторый процент их заработка передавался в пользу Общества.

Социальной обязанностью государства во все времена являлась забота о детях-сиротах. Численность сиротских приютов, существовавших в нашей стране к началу XVIII в., была недостаточной. Особенно бедственной была судьба внебрачных детей, многие из которых погибали от рук своих же родителей. В 1706 г. новгородский митрополит Иова открыл вблизи Новгорода сиротский дом для таких «зазорных младенцев». Петр I поддержал эту инициативу, определив на содержание сиротского учреждения доходы с нескольких монастырских вотчин. Позже в специальных царских указах (1714, 1715 гг.) ставилась задача более широкого распространения практики создания сиротских домов. В период правления Екатерины II было усилено внимание к проблеме детей-сирот. Для их содержания и обучения стали создаваться воспитательные дома.

13 стр., 6063 слов

Социальное обеспечение

... его организации вводится государственное социальное страхование наёмных работников. В дальнейшем начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие всё население и гарантирующие социальную помощь вне связи ... об отчислении из своих доходов части средств Приказам общественного призрения. При Екатерине II в России был учреждён первый инвалидный дом, однако по существу ...

Кроме государственных средств на содержание воспитательных домов направлялись и средства городов, где они функционировали. Причем со временем роль последних все более возрастала. Государство же со своей стороны предоставляло этим сиротским учреждениям определенные льготы (освобождение от пошлин при заключении контрактов, возможность приобретения деревень, домов, земли, открытия небольших фабрик, заводов, мастерских и др.).

[12]

Важным этапом на пути становления системы государственной помощи в России было учреждение в 1775 г. приказов общественного призрения. Они создавались на губернском уровне под председательством губернаторов, что повышало их статус и расширяло возможности в деле оказания социальной поддержки различным категориям нуждающихся. Кроме губернатора в присутствие приказа входило еще три члена (заседателя), которые избирались по одному от дворянства, городского общества губернского города и поселян. В некоторых губерниях в составе присутствия был и местный предводитель дворянства. По усмотрению министерства внутренних дел сюда могло входить еще и должностное лицо, находящееся на жалованье.

На губернские приказы общественного призрения были возложены обязанности по организации и содержанию народных школ, аптек, богаделен, лечебниц для неизлечимых больных, домов для умалишенных, работных и смирительных домов, сиротских домов, детских приютов и других социальных заведений. Следует заметить, что приказы, выполняя главным образом функции государственного призрения, именовались все же приказами общественного призрения. Дело в том, что согласно указу 1775 г. об их создании основные обязанности по призрению бедных и нуждающихся были возложены на общественные структуры (сельские и городские общины, приходы).

Приказы же должны были содействовать этому. Препровождая нищих и бродяг в их общины или поместья, они тем самым выполняли функции общественного призрения.

Однако приказам не хватало государственных финансовых средств и собственных кредитных капиталов для проведения широкомасштабных мер по призрению. Поэтому в конце XVIII в. Городовым положением было узаконено требование к городским властям — отчислять им от своих доходов часть средств. Кроме того, приказы стали активнее привлекать на свои нужды и частные пожертвования. [25]

Во второй половине XIX — начале XX в. значение приказов общественного призрения стало ослабевать. В ходе земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ важнейшие их функции отошли земским органам, городским думам и управам. Отмечая роль губернских приказов, в деле призрения нуждающихся, необходимо отметить, что их финансовые возможности были далеки от реальных потребностей общества. Они помогали лишь малой доле бедствующего населения.

Частью системы государственного призрения в императорской России стала организация общественных работ с целью предоставления безработным определенного занятия, позволяющего облегчить их положение. Этот вид помощи обычно использовался в период стихийных бедствий и неурожаев. С начала XIX в. общественные работы в России стали применяться систематически. Их отличительной от многих стран Запада особенностью была сельскохозяйственная направленность. К числу общественных работ тогда относилось: устройство плотин; укрепление оврагов, берегов; углубление рек, озер; лесорубные и распилочные работы; строительство дорог, школ, хлебозапасных складов и магазинов; устройство показательных огородов и др.

12 стр., 5693 слов

Особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы

... как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России ... его от нужды в социальных работниках. Социальная работа - это профессия для тех, кто хочет ...

Широко использовались общественные работы в середине XIX в. во время частых неурожаев. Дальнейшее развитие система общественных работ в России получила во второй половине XIX — начале XX в. Их организация позволила обеспечить заработком и пропитанием массы нуждающего населения. Особенностью общественных работ, осуществлявшихся во второй половине XIX — начале XX в., являлось расширение их масштабов путем увеличения числа субъектов, организовывавших эту деятельность. Кроме государства ими занимались земства (Смоленское, Самарское, Саратовское и др.), ряд общественных заведений, крупных попечительств (Ведомство попечительства о домах трудолюбия и работных домах).

[25]

Определенным компонентом системы государственного призрения в Российской империи было социальное обеспечение отставных чиновников, военнослужащих и их семей. Для обеспечения больных и изувеченных казаков, оказания помощи семьям погибших станичников, государство, ежегодно начиная с 1812 г. направляло на Дон 20 тыс. рублей. Пенсии от государства в Российской империи получали офицеры и чиновники. Социальное пособие из государственного казначейства полагалось раненым военнослужащим нижних чинов, а также семьям погибших воинов и пропавших без вести во время военных действий.

Развитие системы государственного призрения в императорской России привело к формированию правовых и организационных основ социального страхования. Его ростки появились в эпоху Великих реформ 60—70-х гг. XIX в. В 1861 г. был принят закон о вспомогательных товариществах при казенных горных заводах, по которому стали создаваться страховые кассы. За счет отчислений от доходов горнозаводчиков и выплат самих рабочих аккумулировались средства, выплачиваемые рабочим при увечьях, а семьям — в случае их смерти. Законом 1903 г. принцип ограниченного страхования был перенесен и на другие промышленные предприятия страны. Однако закон не удовлетворял многих требований трудящихся по социальному обеспечению.

В 1912 г. были приняты новые страховые законы: «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих». Теперь рабочему, застрахованному от несчастных случаев, при получении увечья на производстве полагалось пособие, выплачиваемое тринадцать недель. А затем ему могла быть назначена пенсия из средств страхового товарищества. Размер ее был мизерным (от 2,5 до 5 рублей в месяц), но даже такую пенсию получали немногие пострадавшие рабочие. Чаще выдавалось единовременное пособие в связи с несчастным случаем или пенсия, ограниченная одним годом.

Позитивной стороной страхового законодательства 1912 г. стало введение страховой нормы на случай болезни рабочих. Страховое законодательство 1912 г., будучи в целом прогрессивным, имело и недостатки, ограничения.

Проведенный анализ функционирования государственного призрения в нашей стране в XVIII — начале XX в. свидетельствует о его системном характере. Признавая недостаточность участия государства в деле призрения, неправомерно вообще игнорировать его. В нашей стране с конца XVIII в. действовали приказы общественного призрения, являвшиеся по сути дела государственными органами, во главе которых стояли губернаторы. На государственные средства организовывались многочисленные общественные работы, проводившиеся в неурожайные годы. Не следует забывать и о том, что именно государством были созданы правовые основы для формирования механизмов социального страхования, а также для активного развития общественного призрения и организованной благотворительности.

3 стр., 1463 слов

Понятие и виды источников права социального обеспечения

... понятие источника права социального обеспечения; 2) исследовать особенности их действия; 3) охарактеризовать основания классификации и виды; 4) проанализировать систему источников права социального обеспечения на примере Пермского края. Исходя из поставленной цели и задач, курсовая работа ...

Глава II. Изучение истории социальной работы в России в ХХ веке

2.1 Социальное обеспечение в Советской России и СССР (1917;1991гг.)

Революционные события февраля—марта 1917 г. положили конец императорской системе власти в России. Временное правительство и подконтрольные ему территориальные исполнительные комитеты в условиях развития революционного процесса не сумели стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране, достичь позитивных изменений в сфере оказания социальной помощи. Созданное в мае 1917 г. Министерство государственного призрения так и не обеспечило выполнение главной своей задачи — объединить дело призрения в масштабах всей страны. Реальную работу по социальной поддержке нуждающихся продолжали выполнять основные субъекты общественного призрения, включая органы местного самоуправления, а также многочисленные благотворительные общества и заведения и прежде всего Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство учреждений Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах.

В советское время сложилась и функционировала патерналистская система соцобеспечения, которая давала необходимый минимум социальных гарантий для широких слоев народа. Она была далека от совершенства, содержала в себе определенные противоречия, но имела и позитивные стороны. Одной из них было наращивание финансовых и организационных усилий государства по решению насущных социальных проблем простого народа, по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми и других лиц, нуждающихся в помощи. Недостаточная восприимчивость патерналистской системы социального обеспечения к некоторым объективным изменениям общественной жизни, а также нежелание российской политической элиты последних перестроечных и постперестроечных лет использовать позитивный опыт советской эпохи определили ее судьбу.

Советское правительство, ломая прежние хозяйственные и политические структуры, выступило с радикальной программой социальных преобразований. В первые же месяцы функционирования советской власти были декларированы и законодательно закреплены многие социальные права трудящихся. С декабря 1917 г. было введено в действие положение о страховании на случай безработицы, согласно которому работодатели обязывались вносить во Всероссийский фонд безработицы не менее 3% суммы средств, идущих на выплату заработной платы. По инициативе новой власти во многих городах страны были созданы бесплатные столовые и общежития для безработных. В соответствии с декретом «О страховании на случай болезни» (декабрь 1917 г.) денежное пособие устанавливалось в размере полного заработка заболевшего. В таком же размере устанавливалось, и пособие по случаю родов.

Проводником политики в области государственного социального обеспечения стал Народный комиссариат государственного призрения. Это ведомство и его учреждения на местах занимались такими вопросами, как предоставление приюта для увечных военнослужащих, назначение им пенсий, выдача пайков семьям фронтовиков и др. Для детей создавались специальные фонды, в ряде случаев организовывалось бесплатное общественное питание в школах и детских учреждениях. Позже начали появляться детские лечебно-профилактические учреждения, а ребята из малообеспеченных семей в возрасте до 16 лет стали получать продуктовые пайки. [25]

Основными видами социального обеспечения были пенсионные выплаты и система пособий.

Осенью 1918 г. в стране был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31 октября 1918 г. Государственные пенсии теперь стали получать работники городов, трудившиеся по найму, а также фронтовики-инвалиды и их семьи. В 1920 г. произошло более четкое разграничение функций и полномочий различных ведомств в деле социального обеспечения трудящихся. В частности, была упорядочена выдача различных пособий.

Осуществление политики социального обеспечения на основе средств госбюджета по силам экономически развитым, богатым странам. Но в государстве воюющем, ослабленном военно-коммунистическими экспериментами упование только на государственное призрение и отказ от благотворительности в угоду идеологическим представлениям ограничивали возможности оказания социальной помощи нуждающимся соотечественникам. Хотя следует признать, что в определенной мере элементы благотворительности сохранились, приобретая характер «обязаловки». Так, организация благотворительных лотерей «подкреплялась» введением в начале 1918 г. налога на публичные зрелища и увеселения. В результате на проданные билеты устанавливался «благотворительный» сбор. Полученные таким образом средства шли на нужды обездоленных, хотя выхолащивалась суть благотворительности, ее основополагающий принцип добровольности.

В области социального обеспечения государство было сориентировано в основном на нужды города и рабочего класса как социальной базы власти. Первые пенсии по старости были установлены в 1928 г. рабочим текстильной промышленности. В соответствии с постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров страны «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости» от 15 мая 1929 г. пенсионное обеспечение вводилось и для рабочих таких отраслей промышленности, как горная, металлургическая, электротехническая, транспорт. С целью стабилизации социального положения на селе, где согласно переписи 1926 г. проживало чуть больше 80% населения страны, была организована система крестьянской взаимопомощи. С 1922 г. в сельской местности стали создаваться крестьянские комитеты общественной взаимопомощи. В 20—30-е гг. появились и получили развитие различные кооперативы и общественные организации инвалидов. Вопросами создания трудовых артелей, кооперативов инвалидов занимались их общественные организации. Кооперативные и общественные организации инвалидов в 20—30-е гг. с целью восстановления трудоспособности и возвращения к труду максимально возможного количества людей содействовали проведению государственными органами мероприятий лечебного характера, протезирования, обучения, переобучения и направления на работу.

В 20-е гг. стала возрождаться практика организации общественных работ. Они применялись преимущественно в крупных промышленных городах страны. Новой формой трудоустройства, распространившейся в те годы, было создание рабочих коллективов из безработных. Одним из важных направлений деятельности государственных органов социального обеспечения была борьба с детской безнадзорностью. Для преодоления массовой беспризорности стали открываться новые детские дома с производственными мастерскими, организовываться сельскохозяйственные колонии, трудовые коммуны. В основе деятельности названных учреждений было не только обеспечение нормальных условий для жизни и обучения подростков, но и приучение их к труду. Без этого не могло быть ни успешной социализации, ни должной адаптации детей к самостоятельной жизни в обществе. [1]

Социальное развитие страны в 20—30-е гг., конечно же, не было беспроблемным. Тогда произошло заметное ослабление роли семьи в обществе. Социальную обстановку в стране осложняла практика насильственных мер по отношению к широким слоям крестьянства, активно применявшаяся в начале 30-х гг. и спровоцировавшая тогда массовый голод в деревне. Негативно сказались на общей социальной обстановке в СССР репрессии 1937—1938 гг., а также внедрение системы ГУЛАГа, основанной на принудительном труде. Тогда власть не только ограничивала социальные потребности населения, но и проявляла заботу о его нуждах. Она стремилась с учетом реальных возможностей, которые определялись огромными затратами на индустриальное развитие, все же повышать уровень социального обеспечения. Известно, что колхозное крестьянство в те годы не получало пенсии по старости, но это не значит, что оно было лишено социальной поддержки. Особенностью развития соцобеспечения и в целом социальной сферы в 30-е гг. являлась их чрезмерное огосударствление, или патернализация.

Следовательно, советская система социального обеспечения, формировавшаяся с конца 1917 г., в течение 20—30-х гг. имела противоречивый характер, как и в целом, модель общества, сложившаяся тогда в СССР. В основе этого противоречия было стремление властей ускоренно решать сложные социальные проблемы, включая задачу обеспечения должной социальной помощью всех нуждающихся, и отсутствие необходимых для этого финансовых средств и экономических ресурсов. Ситуацию усугубляли и такие антисоциальные деяния, как военно-коммунистическая политика, насильственная коллективизация, массовые репрессии 1937— 1938 гг. Они еще более отдаляли достижение цели социального благополучия. Но в конечном итоге не насилие, репрессии и внеэкономическое принуждение составляли определяющую сторону той эпохи. Вопреки антигуманной практике, применявшейся в 30-е гг., страна сумела достичь огромных успехов в индустриальном развитии, создать систему соцобеспечения, которая предоставляла минимально необходимый уровень социальных гарантий для всего населения.

В годы Великой отечественной войны возросла роль в трудоустройстве инвалидов врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК).

Они стали определять доступные инвалидам виды и условия труда. Органы соцобеспечения, развивая систему протезирования, особенно заботились о том, чтобы инвалиды могли трудоустроиться. Новой формой трудоустройства в годы войны явилась организация труда рабочих больных туберкулезом легких. Кроме заботы о семьях фронтовиков, инвалидах и детях-сиротах органы соцобеспечения помогали в период Великой Отечественной войны беженцам, переселенцам, одиноким и многодетным матерям, беременным женщинам и другим категориям населения, нуждающимся в социальной поддержке. В июле 1944 г. были увеличены льготы для матерей и беременных женщин.

Таким образом, функционировавшая в 1941 — 1945 гг. система соцобеспечения была в значительной мере адекватна чрезвычайным условиям военного времени. В ее рамках довольно успешно решались важные социальные проблемы. Известно, что в годы войны многие дети не посещали школьные занятия из-за отсутствия у них одежды и обуви. Нашему государству, сконцентрировавшему усилия и средства на выполнении военных задач, не удавалось обеспечить детей всем необходимым. Не хватало для этого и пожертвований. Тогда региональные и местные власти активно использовали мобилизационное средство закрепления детей за конкретными предприятиями, колхозами и учреждениями, возлагая на них заботу по обеспечению школьников вещами. Благодаря этой практике только в одной Ростовской области за первую половину 1945 г. удалось вернуть в школу более 5 тыс. детей.

Говоря о патерналистской модели соцобеспечения, действовавшей в СССР в годы войны, не следует видеть в ней лишь административно-приказные механизмы. В рамках этой системы вполне уживались принципы экономической целесообразности и методы финансового воздействия. Например, уклонение трудоспособных инвалидов от работы тогда пресекалось нередко экономическими способами. В ряде областей и краев РСФСР инвалидам третьей группы, не захотевшим устроиться на работу, прекращали выплачивать пенсию. Патерналистская модель социального обеспечения стала важным звеном советской мобилизационной социально-экономической системы, которая в годы войны проявила свою жизнеспособность и даже определенное превосходство над другими системами. Все это позволяет утверждать, что система соцобеспечения, действовавшая в тех конкретно-исторических условиях, явилась одним из основных факторов, обеспечивших прочность советской государственности и победу над врагом. В послевоенные годы в СССР развернулась огромная работа по восстановлению народного хозяйства. Мобилизационная модель советской экономики продемонстрировала в тех условиях свои позитивные возможности. За неполных пять лет удалось в основном восстановить хозяйство страны. Тогда же были предприняты важные социальные меры: отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары, снижены цены на некоторые из них; предоставлены дополнительные льготы участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, их семьям; повышены пенсии учителям, врачам, работникам науки и др. Однако все это соседствовало с практикой налогового давления на крестьянство, проведения «публичных проработок» и репрессивных мер в отношении части партийных и государственных работников, представителей творческой интеллигенции.

После смерти Сталина в 1953 г. был взят курс на социальную переориентацию народного хозяйства на основе более гармоничного развития экономики и прежде всего сельского хозяйства и отраслей группы «Б». Снижение сельхозналога и увеличение в несколько раз закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию оживило развитие отрасли. Заметно увеличилось производство в легкой и пищевой промышленности. В 50—60-е гг. впервые в истории страны было развернуто массовое жилищное строительство. В те годы улучшили свои жилищные условия почти 83% населения СССР. У наших граждан значительно возросла заработная плата, увеличился спрос населения на промышленные и продовольственные товары. Жизненный уровень основной массы населения страны оставался относительно высоким в 70-е и даже в первой половине 80-х гг. В результате масштабных социальных преобразований дальнейшее развитие получила патерналистская система соцобеспечения, функционировавшая в СССР в 50—80-е гг. До тех пор, пока резервы мобилизационной экономики не были исчерпаны, советское соцобеспечение работало стабильно и во многом успешно. К позитивным особенностям этой системы следует отнести: предоставление социальных гарантий широким слоям населения и повышение уровня соцобеспечения за счет увеличения на эти нужды государственных расходов; наличие в патерналистской системе соцобеспечения внутреннего потенциала саморазвития; важную роль корпоративного элемента в социальной сфере и социальной защите; сохранение в видоизмененном виде практики благотворительности и др. Патерналистская система соцобеспечения позволила охватить практически все население страны социальными гарантиями и натуральными льготами. Недоплата зарплаты во многом компенсировалась символическими ценами за пользование общественным транспортом, низкой квартплатой, бесплатной медициной и образованием. Было существенно улучшено социальное обеспечение колхозников, а их статус во многом сближен с социальным статусом городских жителей.

2.2 Общая характеристика процесса становления современной системы социальной работы С начала 90-х гг. XX в. в нашей стране стала складываться социальная работа как профессиональная деятельность. В 1991 г. в России появились профессии социального работника, специалиста по социальной работе, социального педагога. Становление их было сопряжено со сложным и противоречивым процессом реформирования России, перехода отечественной экономики на рыночные механизмы хозяйствования. С января 1992 г. независимая Россия приступила к либерально-радикальным реформам, в ходе которых рычаги государственного регулирования экономики были сведены до минимума. Началось разрушение не только существовавшей экономической системы, но и гарантированной системы социального обеспечения. Предполагалось, что вхождение России в рынок путем отпуска цен будет молниеносным, а возникшие в связи с этим социальные трудности «быстро-проходимыми». Российская власть стремилась компенсировать социальные издержки форсированного рыночного реформирования, получившего название политики «шоковой терапии». Однако социальные меры, проводившиеся в стране в 1992—1993 гг., были недостаточными и неадекватными тем социальным тяготам, которые обрушились на большинство россиян.

Реформирование системы социальной защиты населения, осуществлявшееся в России во второй половине 90-х — в начале 2000;х гг., должно было обеспечить социальную стабильность в обществе, сократить масштабы бедности, сохранить важные социальные права граждан. Предполагалось, что этому будет способствовать экономический рост в стране. Но устойчивых позитивных результатов в экономике получить не удалось. Августовский (1998 г.) финансовый кризис, усиление сырьевой ориентации нашей экономики, слабое развитие производственной сферы привели к инфляционным всплескам и сохранению низкого уровня жизни основной массы населения России. В результате и по сей день не удается обеспечить прочной социальной стабильности в обществе и существенно изменить к лучшему социальную ситуацию в стране. Социальная работа, будучи частью социальной, политики и важным механизмом обеспечения социальной защиты, развивается в соответствии с общим социально-экономическим курсом, осуществляемым в государстве. Стратегия реформационного процесса, его концепция во многом определяют направленность преобразований в области социальной защиты, формируют соответствующую модель социальной работы.

В условиях складывания в нашей стране олигархического варианта либеральной общественной системы социальная политика не стала, да и не могла стать, приоритетной. Все это соответствующим образом отразилось на системе социальной защиты и возможностях социальной работы. Их противоречивый характер является реальностью нашего времени. Он проявляется в наличии как позитивных, так и неблагоприятных тенденций развития этой сферы. К числу первых можно отнести: создание разветвленной сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; организацию социально-реабилитационных служб для дезадаптированных детей и подростков (приютов, реабилитационных центров); создание специализированных служб социальной помощи семье и детям; развитие разнопрофильных социально-консультативных служб и др.

С. А. Беличевой