Социальная работа и социальная педагогика: сущность и различие

Содержание скрыть

Введение, Актуальность темы:

Социальная работа и социальная педагогика относительно молодые науки, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этими новыми специальностями. Изучение формирования и функционирования системы социальной работы с населением в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.

Для большинства людей понятия «социальная работа» и «социальная педагогика» являются синонимами. В данной работе мы рассмотрим сущность и различия этих двух явлений и сравним их на практике.

Таким образом, проблема : Изучение взаимодействия и различий систем социальной работы и социальной педагогики.

Цель работы:, Объект работы:, Предмет работы:, Задачи работы:

1) раскрыть сущность понятий «социальная работа» и «социальная педагогика», как науки и практической деятельности;

2) охарактеризовать социальные и социально-педагогические технологии;

3) выявить различия и взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики;

4) проанализировать имеющийся опыт работы социального работника и социального педагога в ОГБОУ СПО «Томском колледже дизайна и сервиса».

Теоретическая база работы

Л.В Мардахаева, М.В Фирсова, И.П. Подласым, М.В. Шакуровой.

Методологическую основу работы составляют

Классификации и алгоритм реализации социально-педагогических технологий и социальных технологий социальной работы: В.И. Жуков, Л.П. Кузнецовой, Л.В Мардахаева, Павленок П.Д., М.В. Шакуровой, А.В Мудрик, Т.А Шишковец.

методы работы

организационные (сравнительные): теоретический анализ научной, социально-педагогической, психолого-педагогической литературы, данные периодической печати;

методы сбора данных: наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа;

интерпретация и обобщение результатов исследования.

Научная новизна, Практической базой работы, Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы и социальной педагогики

В этой главе мы рассмотрим сущность понятий «социальная работа» и «социальная педагогика», технологии осуществления их деятельности, различия и взаимосвязь этих двух систем.

1.1 Сущность понятия «социальная работа» и её особенности

Социальная работа является не только практической деятельностью, но и самостоятельной наукой. Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования, принципы, понятийно-категориальный аппарат и своё место в системе наук. Не является исключением и социальная работа. Социальную работу как науку можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения социального функционирования. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину. [31, с.125]

13 стр., 6110 слов

Как писать курсовую работу по педагогике

... Получить опыт выступления на публике; Подготовиться к написанию диплома. Если вы напишите курсовую работу по педагогике самостоятельно, то получите много полезных навыков, применимых в будущей профессии. Но ... Как готовиться к защите Чтобы подготовиться к защите своей работы перед комиссией, нужно знать, что любая устная речь должна быть построена по законам ораторского искусства. Правильно ...

1.1.1 Понятие социальной работы как самостоятельной науки

Задачей данного параграфа является раскрытие понятия «социальной работы», как науки, изучение ее объекта, предмета, принципов и понятийно-категориального аппарата.

На протяжении уже нескольких лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, — социальная работа. Становление социальной работы как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Эта деятельность может быть и профессиональной, и добровольческой, однако при всей важности волонтерского движения, по мере развития института социальной работы неизбежно будут возрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений.

Прежде всего, социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, систему принципов, категориальный аппарат. Объектом исследования является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. [32, с.83]

принципами

Принцип детерминизма, Принцип гносеологического подхода, Принцип личностного подхода, Принцип единства сознания и деятельности

принципов теории социальной работы

Общефилософские принципы, Социально-политические принципы, Организационные принципы, Психолого-педагогические принципы, Специфические принципы,

Понятийно-категориальный аппарат служит важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания — это совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения логических операций и образует структуру науки.

Понятие является важнейшей логической формой, позволяющей выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Именно посредством понятий в любой науке, и социальная работа здесь не является исключением, представляется возможным добиться единообразия в понимании сущности явлений, выразить закономерности и тенденции развития социальной действительности. [31, с.76]

5 стр., 2429 слов

Социальный конфликт: понятие, сущность, причины

... как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. 1. Социальный конфликт, понятие Социальный конфликт (от лат. confliktus - ...

В научном знании выделяют два уровня понятий. Понятия, отражающие эмпирический опыт, результаты наблюдений и экспериментов, составляют первичный уровень понятий. Понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними, составляют уровень второго порядка и относятся к теоретическим понятиям. Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях социальных наук сложен, так как явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, многообразны, переплетены друг с другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что особенно актуально для теории социальной работы. [23, с.158]

Среди специфических категорий социальной работы выделяют:

  • категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются так же другими науками («социальные отношения», «социальная деятельность», «личность», «социализация» и т. д.);
  • категории, служащие прежде всего категориями социальной работы, но используемые и другими науками («психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «социальное благополучие» и т.

д.);

  • категории, относящиеся собственно к социальной работы («социальное страхование», «социальная биография», «социальный работник» и др.).

Понятийный аппарат социальной работы в образовании будет отличаться от системы понятий, описывающих социальную работу в армии или медицинских учреждениях. Особенности организации профессиональной и добровольческой социальной работы, технологические аспекты управления системой социальной работы отражены в специфической группе понятий — «менеджмент социальной работы», «экономика социальной работы». По мере дальнейшего развития теории и практики социальной работы система ее категорий будет расширяться и уточняться. [24, с.187]

Таким образом, социальная работа — самостоятельная отрасль социально-гуманитарного знания в системе общественных наук; ей присущи все структурные элементы научного знания и характерны интегративность и прикладная направленность.

1.1.2 Социальная работа как практическая деятельность

В этом параграфе мы раскроем понятие «социальной работы» в прикладном аспекте, выявим ее цели, функции и соответствующие категории.

Как следует из определения социальной работы, принятом Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, что «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».

19 стр., 9164 слов

Гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе

... женщин, работающих в социальной сфере. Объект : деятельность специалиста по социальной работе. Предмет: гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе. Гипотеза: Проблемы заключаются в следующем, почему мужчины в социальную сферу не идут работать, как привлекать мужчин в социальную сферу и ...

Социальная работа

В отличие от других форм социального содействия социальная работа — двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профиля должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы.

Термин «социальная работа» тесно связан с функционированием рыночной экономики, поскольку достижение ее эффективности сопровождается социальным расслоением. Если не создана сеть социальной поддержки, то обостряются проблемы в социальной сфере, возникает социальная напряженность. В странах развитой рыночной экономики на протяжении десятилетий создавались и довольно успешно действуют институты социальной поддержки людей. Профессия «социальный работник» относится здесь к числу самых распространенных, а социальные структуры имеют как государственную, так и частную основу. В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области социальной работы является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества. Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальная работа — особый вид деятельности. [21, с.17]

В этой связи следует отметить ее различные аспекты:

1. Социальная работа — деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом.

2. Социальная работа — профессиональная деятельность, направленная на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем.

3. Социальная работа — профессиональная деятельность, носящая по преимуществу превентивный характер.

4. Социальная работа — профессиональная деятельность, направленная в итоге на гармонизацию социальных отношений в обществе.

5. Ш. Рамон и Т. Шанин, английские ученые, определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством. [31, с.124]

К основным целям социальной работы, по мнению Холостовой Е.И., можно отнести следующие:

  • увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
  • адаптация или реадаптация людей в обществе;
  • создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
  • и как конечная цель — достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает». [41, с.253]

Социальная работа

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что смысл социальной работы — это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию. Как любая профессиональная деятельность она осуществляется специалистами по социальной работе. В современных условиях чаще всего выделяют следующие социально-профессиональные группы социальных работников:

6 стр., 2772 слов

Анализ социальной деятельности организации

... 5 2 12 Всего: 98 Глава 3. Анализ деятельности по управлению социальным развитием персонала. В нашей организации социальным развитием персонала занимаются три отдела: инспектор отдел ... общеобразовательного и культурно-технического уровня; улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и обеспечения безопасности работников; стимулирование средствами как ...

1. Специалисты по работе с семьей.

2. Специалисты в области проблем занятости.

3. Специалисты в области работы с группами риска.

4. Социальные работники в здравоохранении.

5. Социальные работники системы образования.

6. Специалисты социальной работы в Вооруженных Силах.

7. Специалисты социальной работы в исправительных учреждениях.

8. Специалисты по социальной защите молодежи.

9. Специалисты по работе с пожилыми людьми.

10. Специалисты служб социального обеспечения.

11. Специалисты в области организации социальной работы, менеджмента в социальной сфере и др. [32, с.276]

категориями:

Социальная поддержка, социальная защита

В обыденном сознании, а также в ряде нормативных актов эти понятия нередко употребляются как идентичные. Однако определение их специфики позволяет наиболее точно выявить содержание социальной работы, цели и задачи этого вида социальной деятельности. [11, с.57]

социальной защиты

социальные гарантии

социальная помощь

Таким образом, социальная работа включает в себя как социальную защиту, так и социальную помощь, которые зависят от реальных трудностей в жизнедеятельности человека, группы или сообщества. Социальное обеспечение и социальное обслуживание показывают основные пути управления процессом использования внутренних, внешних и смежных ресурсов лиц и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Хрестоматийное значение слова «обеспечить» — снабдить чем-либо в нужном количестве, предоставить достаточные материальные средства к жизни, сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым.

Социальное обеспечение

Открытыми выплатами являются: пенсия — ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им утраченного заработка (дохода), и пособие (по безработице; временной нетрудоспособности: при болезни, увечье, при уходе за больным членом семьи, карантине и в некоторых других случаях; по беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях, на детей военнослужащих срочной службы и т.д.).

Пенсионный вариант компенсации утраченного заработка возникает: в связи с прекращением государственной службы (при достижении установленной законом выслуги); при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы; в результате радиационных или техногенных катастроф; в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; в целях предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию.

12 стр., 5654 слов

Социальная педагогика

... 18 12 ТЕМА 1. Социальная педагогика и ее предметно-объектная область: цели, задачи, функции Социальная педагогика - определение, предмет, объем, функции, прикладные задачи. Основные понятия социальной педагогики: социальное воспитание, социальная среда, социализация личности ресосоциализация, социальная адаптация, дезадаптация, перевоспитание, реабилитация, ...

Скрытой разновидностью социального обеспечения являются льготы — предоставление слабозащищенным категориям населения преимуществ в оплате тех или иных услуг, предоставляемых государством, муниципалитетом, их учреждениями или иными организациями, освобождение от выполнения обязанностей по обязательным платежам, взимаемым центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в бюджеты различного уровня. [28, с.154]

Социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Однако, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы.

Социальный работник (специалист по социальной работе) — специалист, выполняющий социальную работу как профессионал, применяющий свои знаний и умения для социального обслуживания инвалидов, семей, групп, общин, организаций и социума в целом.

функциями социального работника

  • диагностическая (постановка социального диагноза «заболевания» клиента, семьи или группы);
  • терапевтическая (определение возможных средств «лечения»: исправление ситуации, условий, непосредственное оказание помощи, консультирование, психотерапия, коррекция, использование контрактной службы и т.д.);
  • диспетчерская (в случае, требующем вмешательства других специалистов: психолога, психотерапевта, сексолога, экономиста, юриста и т.д.

или содействия органов власти, обеспечение их дальнейшего участия в судьбе клиента);

— информационная (сбор информации о клиенте, семье или группе семей, проблемах и условиях социума для обеспечения результативности социального «вмешательства», и вместе с тем обеспечение клиентов информацией о социальных услугах, предоставляемых конкретной службой или учреждением данного региона).

[31, с.23]

Таким образом, социальная работа — это профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. Цель — оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы. Социальная работа является обязательным связующим звеном между государством, социумом и законодательством.

1.1.3 Технологии социальной работы как особая группа социальных технологий

В данном параграфе будут раскрыты понятия «технология», «социальные технологии», «технологии социальной работы», охарактеризованы технологические этапы и технологии социального воздействия, а именно, универсальные и частные социальные технологии.

4 стр., 1884 слов

Информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя

... педагогики («Педагогика», «Новые информационные технологии в образовании»; - презентации: «Высшее образование в мире» («Педагогика», «Психология и педагогика»), «Компьютерные обучающие программы» («Новые информационные технологии в образовании»), «Эмоции» («Психология и педагогика», ... самостоятельной деятельностью учащихся). В современном образовательном учреждении педагог, который использует в ...

технология.

социальные технологии

технологии социальной работы,

анализа социальной ситуации субъекта.

технологических этапов

Первый — сбор, обработка и осмысление информации о человеке или группе, столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой при-чине в помощи социального работника.

Второй — методический, предполагающий формулировку основных целей, определение путей, методов и способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.

Третий, завершающий

Последовательная реализация специалистами каждого из вышеуказанных этапов деятельности предполагает использование различных социальных технологий. В этом случае появляется возможность классифицировать их следующим образом:

Во-первых,, Во-вторых,

Универсальные социальные технологии.

1. Социальная диагностика.

2. Социальная терапия, Индивидуальная,, Групповая, Семейная терапия

К наиболее часто применяемым в практике социальной работы видам терапии относятся следующие:

Трудовая терапия,, Терапия самовоспитания, Дискуссионная терапия

3. Социальная профилактика, Нейтрализующие,, Компенсирующие,, Предупреждающие,, Устраняющие,, Контролирующие,

4. Социальная реабилитации —

— Социально-медицинская — включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.

Социально-психологическая -, Социально-педагогическая -, Профессиональная и трудовая -, Социально-средовая -, Социальная адаптация, Функциональная -, Организационная -, Ситуативная —

6. Социальное консультирование —

Частные социальные технологии.

1. Социальная работа с бедными и малоимущими.

материально-экономическая

социально-бытовая

коммуникативно-психологическая

  • профессионально-трудовая помощь (профессиональная переподготовка и ориентация, трудоустройство) и др.

2. Социальная работа с мигрантами.

  • Трудовая и профессиональная адаптация.
  • Решение проблем материальной компенсации понесённого мигрантами ущерба.
  • Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений мигрантов с местным населением.
  • Формирование и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации.
  • Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов.
  • Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в новое для них общество.

3. Социальная работа с инвалидами. Основная цель : ликвидация социальных барьеров инвалидности, преодоление маргинальности и аутоидентичности инвалидов и формирование безбарьерной социальной среды их жизнедеятельности.

4. Социальная работа с пожилыми людьми.

5. Социальная работа с детьми. Цель:

Таким образом, рассмотренные социальные технологии являются наиболее распространёнными и употребительными в деятельности организаций и учреждений, работающих в сфере социальной защиты, поддержки и помощи. Использование таких технологий основано на системе традиционных представлений об объектах общественного попечения и заботы. Их системное применение на практике в условиях современного общества предполагает опору на новейшие научные знания о социальных процессах и позволяет государству и обществу, при наличии соответствующего стремления, действительно решать проблемы, с которыми сталкиваются сегодня наиболее уязвимые в социальном отношении слои населения.

18 стр., 8598 слов

По социальной педагогике : «Социально педагогическое сопровождение ...

... изменениям в сознании и поведении ученика. 1.2 Реализация технологии социально педагогического сопровождения в условиях общеобразовательной школы В социальной педагогике проблема сопровождения исследуется в работах ... рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности социального педагога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в ...

Вместе с тем, существующая сегодня система социальной работы с такими группами населения как пожилые люди, дети, малоимущие и т.п., должна стать основанием для последующего развития этого вида деятельности. Основными направлениями такого развития являются: совершенствование финансовых, экономических и организационных основ социальной работы, формирование новых средств и способов её реализации, подготовка соответствующих кадров, дальнейшее развитие социального знания.

1.2 Сущность понятия «социальная педагогика» и её особенности

1.2.1 Социальная педагогика как наука и как практическая деятельность

В этом параграфе мы раскроем понятие «социальной педагогики» в теоретическом и прикладном аспектах, историю возникновения данного понятия, выявим ее основные категории, цель, объект, предмет, функции, уровни и содержание социально-педагогической деятельности.

Развитие социального направления в педагогике способствовало выделению особой отрасли теории и практики — социальной педагогики. Определение ее сущности, объекта, предмета, содержания, основных функций и категорий позволит более четко представить ее место и роль в социальной работе.

Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.

Определить место и роль социального воспитания в жизни человека можно, лишь соотнеся его с такими процессами, как развитие и социализация.

Развитие -, Социализация

а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни;

  • б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;
  • в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания;
  • г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Таким образом, можно считать, что развитие — общий процесс становления человека; социализация — развитие, обусловленное конкретными социальными условиями. [7, с.124]

Воспитание

семейным,

с религиозным, или конфессиональным, воспитанием;

социальным,

Воспитание осуществляется в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным, или контрсоциальным, воспитанием . [16, с.35]

Поскольку социальное воспитание лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т. е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, села, микрорайона), а какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.

14 стр., 6942 слов

«Социальная психология» СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУПРУЖЕСКИХ

... супружеских отношений; выявить социально-психологические проблемы в семье; рассмотреть проблемы супружеских отношений в семье и их решение. Курсовая работа состоит из введения, трех ... и взаимной моральной ответственностью, и социальным институтом – исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества ...

Рассмотрим вопрос возникновения социальной педагогики. Термин «социальная педагогика» введен в дискуссию о воспитании в 1844 г. К.Магером и далее распространен А. Дистервегом. С момента возникновения этого понятия до настоящего времени в немецкой литературе прослеживаются две его различные трактовки, определяющие различные подходы в развитии этой отрасли научного знания. Согласно первой трактовке, социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания (К. Магер); согласно второй — она выступает как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, ситуациях (А. Дистервег).

(Г. Ноль, Г. Боймер

Принципиально иначе определял предмет социальной педагогики немецкий ученый Пауль Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в достаточно полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути. [5, с.112]

С.Т. Шацкого,

Интерес к проблематике, характерной для социальной педагогики, обострился как у нас, так и за рубежом в 70-е гг. XX в., что было связано с очередным кризисом системы воспитания. У нас этот интерес проявился, в частности, в появлении различных вариантов работы с детьми по месту жительства и в разработке соответствующих методических рекомендаций (В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.).

Несколько позже, уже в 80-е гг., на Урале М.А. Галагузова, а также В.Д. Семенов и его коллеги наряду с изучением опыта МЖК (молодежные жилищные комплексы) и СПК (социально-педагогические комплексы) приступают к теоретическим изысканиям в сфере собственно социальной педагогики, возрождая у нас и это понятие, и само направление исследований. [14, с.87]

социальная педагогика

Социальная педагогика призвана обеспечить диагностику, коррекцию и управление отношениями в социуме в интересах становления и развития полноценной, физически, психически и нравственно здоровой, социально защищенной и творчески активной личности. [37, с.45]

теоретическом

Социальная педагогика, Социальная педагогика как теория, Социальная педагогика как практика —, Социальная педагогика как учебная дисциплина, Основные категории

социально-педагогический процесс — это динамика развития соответствующего социально-педагогического явления, или сложившееся последовательность действий педагогической деятельности социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели.