Социальная работа с неблагополучными семьями

Проблема неблагополучных семей одна из самых значительных проблем в современном мире. Причиной этому является нищета, асоциальное поведение супругов и жестокое обращение с детьми. Необходимо изучение теоретических основ преодоления проблем, возникающих в институте семьи и брака в связи с их неблагополучием. Внутрисемейные проблемы, проблемы социализации в непостоянном экономическом, идеологическом, политическом течении современной жизни обостряют сферу социальных проблем, влекущих за собой большой процент неблагополучия семей со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Цель исследования — изучить особенности социальной работы с неблагополучными семьями.

Задачи исследования:

  • рассмотреть типологию неблагополучных семей;
  • исследовать формирование социальной политики в отношении неблагополучных семей;
  • изучить статистические показатели неблагополучных семей в России и ХМАО-Югре;
  • привести примеры деятельности государственных и общественных структур ХМАО-Югры по оказанию помощи неблагополучным семьям.

Объект исследования: неблагополучная семья.

Предмет исследования: социальная работа с неблагополучными семьями.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматриваются теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями. Во второй главе исследуются основные направления социальной работы с неблагополучными семьями. В заключении делаются основные выводы и приводятся рекомендации по социальной работе с неблагополучными семьями.

В ходе написания курсовой работы были задействованы учебники, учебные пособия, периодические издания, сеть интернет, законодательные акты, учебно-методическая литература.

Так в учебниках рассматриваются понятия, виды, формы социальной работы с неблагополучными семьями. В законодательных актах прописаны правовые аспекты, относящиеся к регулированию положения социальной работы с неблагополучными семьями. В интернет источниках находятся обширные статистические данные проблем неблагополучных семей.

1. Теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями

1.1 Типология неблагополучных семей

Неблагополучная семья это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. [17, с.338]

10 стр., 4582 слов

Социальный патронаж семей «группы риска»

... также беспризорных детей [5;4]. Деятельность специалистов социального патронажа прежде всего направлена на выявление социально неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние, и организацию ... с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это ...

Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

Неблагополучная семья — это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. [10, с.142]

Типология неблагополучных семей.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия:

  • Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной;
  • правовой;
  • материальной;
  • медицинской;
  • психологической;
  • педагогической и др.

При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы [9, с.82]:

  • Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) — это внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. В таких семьях:

Признаки семьи с алкогольной зависимостью:

Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены).

Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам, что называется специалистами «созависимостью». Возможны следующие варианты созависимости:

Дети в семье с алкогольной зависимостью:

Признаки конфликтной семьи:

Возможны 3 модели существования детей в конфликтной семье: [9, с.86]

  • Ребенок — свидетель семейных конфликтов:

2. Ребенок — объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. Напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) — обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом и наоборот — родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя. Если конфликт в семье по вопросам воспитания — непоследовательность требований родителей к ребенку

  • Ребенок — орудие разрешения семейных споров

Внутренне неблагополучные семьи.

Недоверчивая семья:

Дети в недоверчивой семье:

Легкомысленная семья:

Дети в легкомысленной семье вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.

Хитрая семья:

Дети в хитрой семье полностью перенимают взгляды взрослых, у них формируется установка — нарушай, но главное — не попадайся!

14 стр., 6591 слов

Особенности правового регулирования дополнительных мер государственной ...

... закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения ...

Семьи, ориентированные на успех ребенка:

Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.

Псевдовраждебные семьи, наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.

Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:

У детей в таких семьях возможно два типа поведения: [9, с.92]

— Многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству, испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания, эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя, ведут праздный образ жизни.

  • Тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

Семьи состоятельных людей:

Пограничные семьи. Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно.

Семьи с недееспособными членами испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра.

Семьи с детьми-инвалидами:

Семьи с нарушением структуры семейных ролей. К ним относятся: семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи — соратники в борьбе), семья-театр, семья-санаторий и семья с антисексуальной идеологией.

Неполные семьи и их типы.

Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей — профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье. [9, с.94]

Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:

Для любого типа неполной семьи проблемы возникают из-за дефицита мужского влияния:

В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме [12, с.95]:

  • Мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было.
  • Мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой.
  • Мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.

Ребенок в осиротевшей семье проходит несколько последовательных реакций:

Ребенок из семьи матери-одиночки:

Таким образом, неблагополучные семьи достаточно актуальная проблема современности. Проблематика оказания помощи данным семьям заключается в разнообразии их ситуаций и, следовательно, в огромном множестве путей решения этих проблем. Данными проблемами и их решением занимается социальный работник.

2 Правовые основы социальной работы с неблагополучными семьями

За последнее десятилетие система социальной защиты населения претерпела существенные качественные изменения. На момент становления социальная работа ограничивалась предоставлением социальных выплат и льгот престарелым и инвалидам. В настоящее время система социальной защиты населения представляет многогранную службу по обеспечению нормальной жизнедеятельности пожилых, инвалидов, детей, семей с детьми; включает широкий перечень мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поддержку социально уязвимых групп населения.

9 стр., 4073 слов

Взаимоотношение детей и родителей

... процесс взаимодействия родителей и детей в следующих положениях. 1. Ребенок не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Ребенок активен. Он сам осмысляет семью и себя ... недостаточное социальное поведение или сверхсоциальное поведение. взаимоотношение ребёнок родитель 2 . Анализ взаимодействия и отношений родителей с детьми Существует обширная литература в области психологии, психиатрии ...

Деятельность системы социальной защиты населения начинает приобретать перспективный характер. Появляются целые направления работы, которые связаны с развитием самой социальной сферы, а также направленной на обеспечение благополучного и перспективного будущего жителей [24].

Гражданско-правовое положение неблагополучных семей в Российском законодательстве регулируется: Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Семейным Кодексом и рядом Федеральных Законов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение неблагополучных семей.

Российское законодательство о семье

  • Семейный кодекс РФ <#»807099.files/image001.gif»>
  • Рис. 2.1 Изменение количества неблагополучных семей в ХМАО-Югре

Одной из причин неблагополучия семьи является алкогольная зависимость. Ущерб от алкоголя связан с медицинскими расходами, снижением производительности труда, преждевременным уходом из жизни. В связи с масштабом социально-демографических и экономических последствий, алкоголизм назван Президентом РФ одной из угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации.

Распространенность алкоголизма в России вызывает тревогу. В 2009 году наркологической службой РФ было зарегистрировано 2 658 302 больных алкоголизмом или 1873,3 в расчете на 100 тыс. населения, что составляет почти 2% от общей численности населения [22].

Это число включает больных алкоголизмом, алкогольными психозами и лиц, употребляющих алкоголь с вредными последствиями. Соотношение мужчин и женщин в контингенте зарегистрированных больных в 2009 г. составило 5 к 1 [30].

К числу тяжелых социальных последствий употребления алкоголя относится явление детской беспризорности и безнадзорности. Число беспризорных и безнадзорных детей в России по разным источникам составляет от 1 до 2-2,5 млн. человек [22].

Дети покидают свои семьи и становятся «социальными» сиротами по причине деградации родителей, злоупотребляющих алкоголем. Основная причина беспризорности — это девиантная семья. Все это порождает всплеск подростковой преступности, актов насилия, самоубийств. На беспризорных детей приходится 10% всех преступлений в стране, включая разбои, грабежи и убийства [28].

В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

В нашем обществе около 20% неблагополучных семей (т.е. каждая пятая семья), в наших школах таких семей — 0,6%, а детей девиантного поведения — 5,5%. Выделяются категории таких семей, в которых родители или опекуны [24]:

6 стр., 2680 слов

Права и обязанности детей и родителей (5)

... вопросы прав и обязанностей детей и родителей являются актуальными для современного общества. Методы исследование: теоретический анализ литературы, нормативных актов. Основным источником информации для изучения являются нормативные и законодательные акты РФ. курсовой работы: курсовая состоит ...

1. не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки);

2. не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.);

  • не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).

Ещё одна разновидность неблагополучных семей — это семьи группы риска. «Группа риска» — это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества [30].

Статистика неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия. 425 тыс. детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тыс. подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты [28].

2.2 Направления работы с неблагополучными семьями

Диагностика семейного неблагополучия:

  • наблюдения специалистов — изучение причин семейного неблагополучия, отношение в семье к ребёнку. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
  • анкетирование детей и родителей — это сбор сведений путём получения ответов на определённые вопросы, с целью получить дополнительные и далее подробные данные об особенностях и условиях жизни семьи, методах воспитания, характере взаимоотношений родителей с детьми;
  • опросники;
  • тесты;
  • интервью узких специалистов;
  • мини-консилиумы;
  • тренинги — специальный тренировочный режим, тренировка;
  • анализ документов;
  • анализ продуктов детского творчества;
  • анализ документации паспортно-визовой службы;
  • сбор списков неблагополучных семей;
  • составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
  • заявки семьи на оказание помощи;
  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития, успеваемости [27].

Данные методы исследования проводится для диагностирования и определения социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.

Индивидуальная помощь неблагополучной семье [25]:

  • советы по преодолению сложных жизненных ситуации — осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка;
  • консультации специалистов — психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей;
  • семейная терапия — разновидность психотерапии, основанная на убеждении в том, что все психологические проблемы являются результатом нарушенного общения между членами семьи.

Поэтому все члены одной семьи собираются вместе, когда это возможно, чтобы выявить и устранить недостатки в их взаимоотношениях;

  • индивидуальные беседы — изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики;

— индивидуальный социальный патронаж семей — плотное взаимодействие с семьей. Социальный работник находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4-9 месяцев. Социальный работник одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный работник поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.

4 стр., 1674 слов

Социальная работа по месту жительства

... одновременно явился для воспитателей, родителей, общественности микрорайона школой реального участия в управлении социальными процессами в микрорайоне. Для более успешного развертывания различных форм социальной работы по месту жительства были созданы два клуба, ...

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей [25]:

  • родительские собрания на дому — организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания;
  • группы риска — группы, члены которых уязвимы или могут понести ущерб от определённых медицинских или социальных обстоятельств, а также категории населения, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки;
  • спортивные группы — это одна из разновидностей малых групп;
  • тренинговые группы — направленные на повышение компетентности в общении;
  • консультирование — помощь клиенту в решении его проблемы;
  • семейные вечера — направлены на сближение родителей с детьми и улучшению их коммуникации;
  • психотерапия — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.

Профилактика семейного неблагополучия:

  • родительский всеобуч — знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний, обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи, обобщение и распространение опыта воспитания, привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • семинары для учителей и родителей;
  • лектории для подростков;
  • устройство на работу;
  • летний лагерь;
  • летняя площадка;
  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Помощь общества неблагополучным семьям:

  • институт приемной семьи — опекунство, усыновление и приемная семья;
  • институт молодой семьи — пропаганда ответственного родительства, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;
  • детские приюты — учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • акции милосердия — пожертвования в виде вещей, денег, предметов домашней утвари и т.д.;
  • акция помоги пойти учиться, целью которой является оказание материальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, по подготовке детей в школу, выявление не обучающихся и неработающих несовершеннолетних, их определение в образовательные учреждения или трудоустройство;
  • материальная поддержка — денежные выплаты, направленные на улучшение условий жизни;
  • привлечение спонсорской помощи;
  • обмен одеждой, бывшей в употреблении;
  • лишение родительских прав.

2.3 Деятельность государственных и общественных учреждений ХМАО-Югры по оказанию помощи неблагополучным семьям

17 стр., 8280 слов

Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога

... 24 Лекция 8. Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков Итоговая работа Лекция 8 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ М Сверхзадача такой помощи ...

На территории округа социальные услуги семьям и детям предоставляют 32 учреждения социального обслуживания семьи и детей, в которых действуют отделения социального патронажа семей, социального сопровождения замещающих родителей, осуществляется подбор, обучение и сопровождение родителей, желающих взять ребенка на воспитание в семью, активно используются инновационные технологии работы с семьей: участковая социальная работа, сеть социальных контактов, интенсивная семейная терапия, активная поддержка родителей; система оказания социальных услуг для наименее уязвимых слоев населения [23].

Одним из таких центров является Бюджетное учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Вега» [21].

Целевые группы, обслуживаемые учреждением:

  • малообеспеченная семья;
  • семья, имеющая на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • неполная семья;
  • семья, имеющая в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;
  • семья, оказавшаяся в экстремальной ситуации (пострадавшая от стихийных бедствий или приравненных к ним событий),
  • семья беженцев и вынужденных переселенцев;
  • многодетная семья;
  • семья, имеющая в своем составе нетрудоспособных или длительно болеющих членов, инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
  • семья с неблагоприятным психологическим микроклиматом;
  • семья, где дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психического насилия;
  • семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
  • семья, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы.

Услуги, предлагаемые населению:

  • помощь гражданам в обучении детей и родителей здоровому образу жизни, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;
  • консультирование по вопросам воспитания и развития детей (особенности возрастного и индивидуального развития детей, преодоление педагогической запущенности, семейных конфликтов, методика семейного воспитания, выбор профессии и жизненное самоопределение, межличностные и внутрисемейные отношения и др.);
  • индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми и подростками;
  • диагностика психофизического, интеллектуального и эмоционального развития несовершеннолетнего, изучение его склонностей и способностей;
  • психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта
  • психолого-педагогической помощи;
  • психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения и др.

Информация о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Кондинского района по работе с неблагополучными семьями, состоящими на профилактическом учете за текущий период 2011 г.

5 стр., 2288 слов

Забота о детях в славянских семьях

... политике заботы о детях. Проявлять заботу о малолетних сиротах стала не община, а семьи, и ... наступал срок ребёнку появиться на свет. Древние славяне верили, что ... о таком мужском доме, расположенном в глухой лесной чаще. 2. Забота о детях-сиротах на Руси Социальное ... Трудились несовершеннолетние воспитанники монастыря и «на пашне». Осиротевших детей брали ... не повредить. Да и у славян рожали обычно не в ...

В Кондинском районе сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность по профилактике семейного неблагополучия [29]:

1. Постановление администрации Кондинского района от 03 февраля 2010 года №61-р «Об утверждении комплекса мер по совершенствованию системы профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних в Кондинском районе на 2010-2011 годы».

2. Постановление администрации Кондинского района от 29.10.2010 №1489 «О внесении изменений в Положение об организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений Кондинского района по профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия, выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены».

  • Распоряжение главы района от 17.11.2009 №483 «Об утверждении комплексного плана мероприятий по снижению уровня преждевременной смертности населения в Кондинском районе на 2010-2011 годы»

В территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Кондинский район по состоянию на 13.05.2011г. на профилактическом учете состоит 31 неблагополучная семья, в которой проживают 63 ребенка [29].

Основная причина постановки на учет:

  • Родители злоупотребляют спиртными напитками — 26 семей (68%).

  • Родители ненадлежаще исполняют обязанности (ведут аморальный образ жизни, оставляют детей без присмотра, бродяжничают — 11 семей (29%).

  • Конфликтные семьи — 1 (3%) [28].

За текущий период 2011 года на учет в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав было поставлено 5 семей, снято 13 семей, из них [29]:

  • по причине смерти — 1,
  • в результате ограничения или лишения родительских прав — 3,
  • с положительной динамикой — 9.

Совершено выездов в семьи, имеющих несовершеннолетних детей в возрасте до 1 года с целью профилактики младенческой смертности, проведены беседы — 29.

  • временно трудоустроены, в том числе на общественные работы — 8 человек,
  • беседы об исполнении родительских обязанностей по воспитанию ребенка — 38,
  • организовано 67 консультаций, в том числе психологических, юридических.

В рамках межведомственного взаимодействия органами и учреждениями профилактики продолжается работа с неблагополучными семьями по следующим направлениям:

1. Социальное сопровождение и патронаж семьи.

2. Мотивация на лечение от алкогольной зависимости родителей, употребляющих спиртные напитки.

  • Мотивация на трудоустройство, содействие в трудоустройстве.
  • Работа по формированию педагогической грамотности родителей по воспитанию детей.
  • Оказание педагогических, психологических и юридических услуг семье.
  • Повышение родительской ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних.
  • организовано 58 консультаций, в том числе:
  • психологами — 26,
  • наркологами — 9,
  • юристами — 23.

ГУ ХМАО — Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Альянс» [26].

10 стр., 4788 слов

Профессиональные и личностные качества социального работника

... научной изученности. Вместе с тем изучение вопросов формирования профессионально-личностных качеств социального работника на наш взгляд, недостаточно глубоко изучена в трудах ... внутри социально ослабленной семьи; проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми; участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации; работает с несовершеннолетними нарушителями ...

Учреждение находится в собственности Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, является юридическим лицом и действует в соответствии с актами, составляющими правовую систему Российской Федерации и Уставом Учреждения. Учреждение социального обслуживания ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Альянс» предназначен для оказания помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, гражданам пожилого возраста и инвалидам, семье и детям.

  • отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;
  • отделение временного проживания;
  • отделение дневного пребывания п. Берёзово;
  • отделение дневного пребывания п. Игрим;
  • отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому п. Берёзово;
  • отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому п. Игрим;
  • консультативное отделение;
  • отделение срочного социального обслуживания.

В соответствии Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 52143-2003 Учреждение предоставляет социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые и социально- экономические услуги. За 2009 год учреждением обслужено всего 13 778 человек [26].

В рамках программ по работе с семьей и детьми приняли участие 244 семьи, 161 ребенок, предоставлено свыше 10 000 услуг [26].

Таким образом, на территории округа социальные услуги семьям и детям предоставляют 32 учреждения социального обслуживания семьи и детей. Существуют разные направления социальной работы с неблагополучными семьями: диагностика семейного неблагополучия, индивидуальная помощь неблагополучной семье, групповая работа с родителями из неблагополучных семей, профилактика семейного неблагополучия, помощь общества неблагополучным семьям. Причинами семейного неблагополучия могут быть: алкогольная зависимость, девиантное поведение родителей и детей, негативное отношение общества к каким-либо семьям и др. Прослеживается тенденция снижения количества неблагополучных семей в ХМАО-Югре: к концу прошлого года по сравнению с 2005 г. на 42,4% снизилось количество неблагополучных семей.

заключение

Проблема неблагополучных семей в России является одной из самых острых на сегодняшний день. Решением данной проблемы занимается множество социальных организаций по всей стране. Постоянно ведётся работа с неблагополучными семьями для улучшения условий их жизни и сокращения их количества, путём выведения из трудной жизненной ситуации.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи можно считать ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, выполнение семьей в полном объеме ее воспитательной и социализирующей функции.

Существует обширная типология неблагополучных семей, опирающаяся на различные факторы, негативно влияющие на развитие семьи. Исходя из этого, постоянно разрабатываются программы социальной работы с такими семьями, они основываются на правовых аспектах основ социальной работы с неблагополучными семьями.

На данный момент используется несколько направлений работы с неблагополучными семьями:

1. диагностика семейного неблагополучия;

2. индивидуальная помощь неблагополучной семье;

  • групповая работа с родителями из неблагополучных семей;
  • профилактика семейного неблагополучия;
  • помощь общества неблагополучным семьям.

По данным направлениям в ХМАО-Югре работают 32 учреждения социального обслуживания семьи и детей. Качество выполняемой ими работы можно выявить, изучив статистику неблагополучных семей в ХМАО-Югре: мы можем наблюдать положительную динамику развития работы с неблагополучными семьями. С 2005-2010 год количество неблагополучных семей сократилось на 42,4% (на 1060 семей).

Подводя итог, мы можем дать ряд рекомендаций по улучшению коррекционной работы с неблагополучными семьями: необходимо четкое регулирование положения неблагополучных семей в законодательных актах, неукоснительное соблюдение этих положений и усовершенствование санкций за неисполнение данных требований.

библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/neblagopoluchnaya-semya-sotsialnaya-zaschita/

1. Конституция Российской Федерации. — М: Изд-во Проспект, 1994. — 62 с.

2. Семейный кодекс Российской Федерации. — М: Изд-во Проспект, 2009. — 48 с.

  • Трудовой кодекс Российской Федерации. — М: Изд-во Проспект, 2008. — 154 с.

4. Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Сборник законов РФ. — 1995.

  • Баркер, Р. Словарь социальной работы / Р. Баркер. — М.: Институт социальной работы, 1994. — 134 с.

6. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивная практика в России / С.А. Беличева. М.: Социальное здоровье России, 2004. — 235 с.

7. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. — М.: Академия, 1999. — 440 с.

8. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова. — М., 2000. — 416 с.

  • Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.

10. Коныгина, М.Н. Отечественный опыт социально-помогающей деятельности в формировании национальной модели социальной работы в России / М.Н. Коныгина, Н.И. Клушина // Социальная работа: традиции и инновации. — 2006. — №1. — С. 55-59.

11. Курбатов, В.И. Социальная работа: учеб. пособие / В.И. Курбатов, В.Д. Альперович, П.Я. Циткилов, Л.А. Кайгородова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 480 с.

12. Манько, Ю.В. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. — СПб.: Петрополис, 2008. — 276 с.

13. Пейн, М. Социальная работа: современная теория: учеб. пособие / М. Пейн; пер. с англ. О.В. Бойко, Б.Н. Мотенко; под ред. Дж. Кемплинга. — М.: Академия, 2007. — 400 с.

14. Савинов, Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учеб. пособие / Л.И. Савинов. — 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2006. — 215 с.

15. Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / В.М. Сафронова. — М.: Академия, 2002. — 192 с.

16. Филатов, В.А. Технология социальной работы: учеб. пособие / В.А. Филатов, М.В. Станкова, Т.В. Щитова, Е.М. Кузнецова. — Омск: ОмГТУ, 2008. — 124 с.

17. Холостова, Е.И. Словарь-справочник по социальной работе / Е.И. Холостова. — М.: Юристъ, 1997. — 424 с.

18. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. — 5-е изд. — М.: Дашков и К, 2007. — 668 с.

19. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: учеб. пособие / В.М. Целуйко. — М.: Владос, 2003. — 272с.

20. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т.И. Шульга. М.: Дрофа, 2005. — 254с.

21. Ярская, В.Н. Опыт работы Саратовской ассоциации работников социальных служб / В.Н. Ярская // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1997. — №4. — С. 39-42.

22. Официальный сайт «Здравомыслие» [электронный ресурс]

23. Официальный сайт «Педагогическая библиотека» [электронный ресурс]

24. Официальный сайт «Перспективное детство Югры» [электронный ресурс]

  • Официальный сайт «Российская газета» [электронный ресурс]

26. Официальный сайт «Словари и энциклопедии на Академике <http://dic.academic.ru>» [электронный ресурс]

27. Официальный сайт Берёзовского района ХМАО-Югры [электронный ресурс]

28. Официальный сайт Бюджетного учреждения социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Вега» [электронный ресурс]

29. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» «Документы ООН о детях, женщинах, образовании» [электронный ресурс]

30. Официальный сайт органов государственной власти ХМАО — Югры [электронный ресурс]

  • Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования «Кондинский район ХМАО-Югры» [электронный ресурс]

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проект административного регламента по предоставлению государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей»

1. Общие положения

1 Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей» (далее — административный регламент), разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей» (далее — государственная услуга), создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при осуществлении государственной услуги, и определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при оказании помощи семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации.

Социальный патронаж — это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и оказания необходимых услуг, которые предоставляются семьям с несовершеннолетними детьми и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или находящимся в социально опасном положении, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно преодолеть ее, в течение срока, необходимого для преодоления данной ситуации.

Федеральным законом от 10.12.1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» трудная жизненная ситуация определена как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семья, находящаяся в социально опасном положении, определена как семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Социальный патронаж как государственная услуга организуется в рамках индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющей несовершеннолетних детей.

Социальный патронаж для семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей, как государственная услуга организуется в рамках оказания социальной помощи семье на длительной основе.

Государственная услуга «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей» включает в себя предоставление следующих услуг:

  • Выявление несовершеннолетних, или семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;
  • Содействие в разработке индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации и организация постановки на учет семей с несовершеннолетними;
  • Социально-бытовые услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;
  • Социально-экономические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;
  • Социально-медицинские услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;
  • Социально-педагогические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;
  • Социально-психологические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу.

1.2 Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:

  • направление в органы опеки и попечительства ходатайства об отобрании несовершеннолетнего у родителей в случае систематического несоблюдения ими своих родительских обязанностей;
  • снятие семьи с патронажа при условии возникновения позитивных изменений в семье, в связи с переездом в другой район, либо по достижению детьми возраста совершеннолетия.

1.3 Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Социальный патронаж неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми проводится в сроки, необходимые для оказания ребенку и членам его семьи социальной и иной помощи или до устранения причин и условий, способствовавших неблагополучию в семье.

4 Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Семейным кодексом РФ;
  • Постановлением Минтруда РФ от 29.03.2002 г.

№25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;

  • Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральным законом от 10.12.1995 г.

№195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

  • Федеральным законом от 02.12.2004 г. №143-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения»;

— и иными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правоотношения в сфере учета и организация работы по патронажу семьей, находящейся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющей несовершеннолетних детей.

1.5 Право на получение государственной услуги имеют:

  • семьи с несовершеннолетними детьми, сам несовершеннолетний, достигший возраста 14-ти лет, проживающие на данной территории, нуждающиеся в предоставлении социальной помощи.

1.6 Государственная услуга предоставляется бесплатно.