Социальная работа с неблагополучными семьями

Проблема неблагополучных семей одна из самых значительных проблем в современном мире. Причиной этому является нищета, асоциальное поведение супругов и жестокое обращение с детьми. Необходимо изучение теоретических основ преодоления проблем, возникающих в институте семьи и брака в связи с их неблагополучием. Внутрисемейные проблемы, проблемы социализации в непостоянном экономическом, идеологическом, политическом течении современной жизни обостряют сферу социальных проблем, влекущих за собой большой процент неблагополучия семей со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Цель исследования — изучить особенности социальной работы с неблагополучными семьями.

Задачи исследования:

  • рассмотреть типологию неблагополучных семей;
  • исследовать формирование социальной политики в отношении неблагополучных семей;
  • изучить статистические показатели неблагополучных семей в России и ХМАО-Югре;
  • привести примеры деятельности государственных и общественных структур ХМАО-Югры по оказанию помощи неблагополучным семьям.

Объект исследования: неблагополучная семья.

Предмет исследования: социальная работа с неблагополучными семьями.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматриваются теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями. Во второй главе исследуются основные направления социальной работы с неблагополучными семьями. В заключении делаются основные выводы и приводятся рекомендации по социальной работе с неблагополучными семьями.

В ходе написания курсовой работы были задействованы учебники, учебные пособия, периодические издания, сеть интернет, законодательные акты, учебно-методическая литература.

Так в учебниках рассматриваются понятия, виды, формы социальной работы с неблагополучными семьями. В законодательных актах прописаны правовые аспекты, относящиеся к регулированию положения социальной работы с неблагополучными семьями. В интернет источниках находятся обширные статистические данные проблем неблагополучных семей.

1. Теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями

1.1 Типология неблагополучных семей

Неблагополучная семья это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. [17, с.338]

10 стр., 4582 слов

Социальный патронаж семей «группы риска»

... также беспризорных детей [5;4]. Деятельность специалистов социального патронажа прежде всего направлена на выявление социально неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние, и организацию ... с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это ...

Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

Неблагополучная семья — это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. [10, с.142]

Типология неблагополучных семей.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия:

  • Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной;
  • правовой;
  • материальной;
  • медицинской;
  • психологической;
  • педагогической и др.

При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы [9, с.82]:

  • Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) — это внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. В таких семьях:

Признаки семьи с алкогольной зависимостью:

Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены).

Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам, что называется специалистами «созависимостью». Возможны следующие варианты созависимости:

Дети в семье с алкогольной зависимостью:

Признаки конфликтной семьи:

Возможны 3 модели существования детей в конфликтной семье: [9, с.86]

  • Ребенок — свидетель семейных конфликтов:

2. Ребенок — объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. Напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) — обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом и наоборот — родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя. Если конфликт в семье по вопросам воспитания — непоследовательность требований родителей к ребенку

  • Ребенок — орудие разрешения семейных споров

Внутренне неблагополучные семьи.

Недоверчивая семья:

Дети в недоверчивой семье:

Легкомысленная семья:

Дети в легкомысленной семье вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.

Хитрая семья:

Дети в хитрой семье полностью перенимают взгляды взрослых, у них формируется установка — нарушай, но главное — не попадайся!

14 стр., 6591 слов

Особенности правового регулирования дополнительных мер государственной ...

... от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, ...

Семьи, ориентированные на успех ребенка:

Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.

Псевдовраждебные семьи, наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.

Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:

У детей в таких семьях возможно два типа поведения: [9, с.92]

— Многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству, испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания, эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя, ведут праздный образ жизни.

  • Тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

Семьи состоятельных людей:

Пограничные семьи. Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно.

Семьи с недееспособными членами испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра.

Семьи с детьми-инвалидами:

Семьи с нарушением структуры семейных ролей. К ним относятся: семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи — соратники в борьбе), семья-театр, семья-санаторий и семья с антисексуальной идеологией.

Неполные семьи и их типы.

Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей — профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье. [9, с.94]

Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:

Для любого типа неполной семьи проблемы возникают из-за дефицита мужского влияния:

В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме [12, с.95]:

  • Мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было.
  • Мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой.
  • Мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.

Ребенок в осиротевшей семье проходит несколько последовательных реакций:

Ребенок из семьи матери-одиночки:

Таким образом, неблагополучные семьи достаточно актуальная проблема современности. Проблематика оказания помощи данным семьям заключается в разнообразии их ситуаций и, следовательно, в огромном множестве путей решения этих проблем. Данными проблемами и их решением занимается социальный работник.

2 Правовые основы социальной работы с неблагополучными семьями

За последнее десятилетие система социальной защиты населения претерпела существенные качественные изменения. На момент становления социальная работа ограничивалась предоставлением социальных выплат и льгот престарелым и инвалидам. В настоящее время система социальной защиты населения представляет многогранную службу по обеспечению нормальной жизнедеятельности пожилых, инвалидов, детей, семей с детьми; включает широкий перечень мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поддержку социально уязвимых групп населения.

9 стр., 4073 слов

Взаимоотношение детей и родителей

... свои взгляды на процесс взаимодействия родителей и детей в следующих положениях. 1. Ребенок не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Ребенок активен. Он сам осмысляет семью и себя в ней, ... «В» отличались высокими показателями по всем измерениям этих шкал. Исследование показало, что дети с безопасным типом привязанности (группа «В») могут иметь значительные проблемы в дошкольном ...

Деятельность системы социальной защиты населения начинает приобретать перспективный характер. Появляются целые направления работы, которые связаны с развитием самой социальной сферы, а также направленной на обеспечение благополучного и перспективного будущего жителей [24].

Гражданско-правовое положение неблагополучных семей в Российском законодательстве регулируется: Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Семейным Кодексом и рядом Федеральных Законов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение неблагополучных семей.

Российское законодательство о семье

  • Семейный кодекс РФ <#»807099.files/image001.gif»>
  • Рис. 2.1 Изменение количества неблагополучных семей в ХМАО-Югре

Одной из причин неблагополучия семьи является алкогольная зависимость. Ущерб от алкоголя связан с медицинскими расходами, снижением производительности труда, преждевременным уходом из жизни. В связи с масштабом социально-демографических и экономических последствий, алкоголизм назван Президентом РФ одной из угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации.

Распространенность алкоголизма в России вызывает тревогу. В 2009 году наркологической службой РФ было зарегистрировано 2 658 302 больных алкоголизмом или 1873,3 в расчете на 100 тыс. населения, что составляет почти 2% от общей численности населения [22].

Это число включает больных алкоголизмом, алкогольными психозами и лиц, употребляющих алкоголь с вредными последствиями. Соотношение мужчин и женщин в контингенте зарегистрированных больных в 2009 г. составило 5 к 1 [30].

К числу тяжелых социальных последствий употребления алкоголя относится явление детской беспризорности и безнадзорности. Число беспризорных и безнадзорных детей в России по разным источникам составляет от 1 до 2-2,5 млн. человек [22].

Дети покидают свои семьи и становятся «социальными» сиротами по причине деградации родителей, злоупотребляющих алкоголем. Основная причина беспризорности — это девиантная семья. Все это порождает всплеск подростковой преступности, актов насилия, самоубийств. На беспризорных детей приходится 10% всех преступлений в стране, включая разбои, грабежи и убийства [28].

В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

В нашем обществе около 20% неблагополучных семей (т.е. каждая пятая семья), в наших школах таких семей — 0,6%, а детей девиантного поведения — 5,5%. Выделяются категории таких семей, в которых родители или опекуны [24]:

6 стр., 2680 слов

Права и обязанности детей и родителей (5)

... вопросы прав и обязанностей детей и родителей являются актуальными для современного общества. Методы исследование: теоретический анализ литературы, нормативных актов. Основным источником информации для изучения являются нормативные и законодательные акты РФ. курсовой работы: курсовая состоит ...

1. не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки);

2. не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.);

  • не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).

Ещё одна разновидность неблагополучных семей — это семьи группы риска. «Группа риска» — это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества [30].

Статистика неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия. 425 тыс. детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тыс. подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты [28].

2.2 Направления работы с неблагополучными семьями

Диагностика семейного неблагополучия:

  • наблюдения специалистов — изучение причин семейного неблагополучия, отношение в семье к ребёнку. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
  • анкетирование детей и родителей — это сбор сведений путём получения ответов на определённые вопросы, с целью получить дополнительные и далее подробные данные об особенностях и условиях жизни семьи, методах воспитания, характере взаимоотношений родителей с детьми;
  • опросники;
  • тесты;
  • интервью узких специалистов;
  • мини-консилиумы;
  • тренинги — специальный тренировочный режим, тренировка;
  • анализ документов;
  • анализ продуктов детского творчества;
  • анализ документации паспортно-визовой службы;
  • сбор списков неблагополучных семей;
  • составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
  • заявки семьи на оказание помощи;
  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития, успеваемости [27].

Данные методы исследования проводится для диагностирования и определения социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.

Индивидуальная помощь неблагополучной семье [25]:

  • советы по преодолению сложных жизненных ситуации — осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка;
  • консультации специалистов — психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей;
  • семейная терапия — разновидность психотерапии, основанная на убеждении в том, что все психологические проблемы являются результатом нарушенного общения между членами семьи.

Поэтому все члены одной семьи собираются вместе, когда это возможно, чтобы выявить и устранить недостатки в их взаимоотношениях;

  • индивидуальные беседы — изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики;

— индивидуальный социальный патронаж семей — плотное взаимодействие с семьей. Социальный работник находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4-9 месяцев. Социальный работник одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный работник поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.

4 стр., 1674 слов

Социальная работа по месту жительства

... для воспитателей, родителей, общественности микрорайона школой реального участия в управлении социальными процессами в микрорайоне. Для более успешного развертывания различных форм социальной работы по месту жительства были ... для оказания реальной помощи семье вместе с повышением её ответственности за воспитание детей через развитие системы самоуправления по месту жительства. Эксперимент был начат в ...

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей [25]:

  • родительские собрания на дому — организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания;
  • группы риска — группы, члены которых уязвимы или могут понести ущерб от определённых медицинских или социальных обстоятельств, а также категории населения, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки;
  • спортивные группы — это одна из разновидностей малых групп;
  • тренинговые группы — направленные на повышение компетентности в общении;
  • консультирование — помощь клиенту в решении его проблемы;
  • семейные вечера — направлены на сближение родителей с детьми и улучшению их коммуникации;
  • психотерапия — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.

Профилактика семейного неблагополучия:

  • родительский всеобуч — знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний, обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи, обобщение и распространение опыта воспитания, привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • семинары для учителей и родителей;
  • лектории для подростков;
  • устройство на работу;
  • летний лагерь;
  • летняя площадка;
  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Помощь общества неблагополучным семьям:

  • институт приемной семьи — опекунство, усыновление и приемная семья;
  • институт молодой семьи — пропаганда ответственного родительства, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;
  • детские приюты — учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • акции милосердия — пожертвования в виде вещей, денег, предметов домашней утвари и т.д.;
  • акция помоги пойти учиться, целью которой является оказание материальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, по подготовке детей в школу, выявление не обучающихся и неработающих несовершеннолетних, их определение в образовательные учреждения или трудоустройство;
  • материальная поддержка — денежные выплаты, направленные на улучшение условий жизни;
  • привлечение спонсорской помощи;
  • обмен одеждой, бывшей в употреблении;
  • лишение родительских прав.

2.3 Деятельность государственных и общественных учреждений ХМАО-Югры по оказанию помощи неблагополучным семьям

17 стр., 8280 слов

Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога

... 24 Лекция 8. Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков Итоговая работа Лекция 8 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ М Сверхзадача такой помощи ...

На территории округа социальные услуги семьям и детям предоставляют 32 учреждения социального обслуживания семьи и детей, в которых действуют отделения социального патронажа семей, социального сопровождения замещающих родителей, осуществляется подбор, обучение и сопровождение родителей, желающих взять ребенка на воспитание в семью, активно используются инновационные технологии работы с семьей: участковая социальная работа, сеть социальных контактов, интенсивная семейная терапия, активная поддержка родителей; система оказания социальных услуг для наименее уязвимых слоев населения [23].

Одним из таких центров является Бюджетное учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Вега» [21].

Целевые группы, обслуживаемые учреждением:

  • малообеспеченная семья;
  • семья, имеющая на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • неполная семья;
  • семья, имеющая в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;
  • семья, оказавшаяся в экстремальной ситуации (пострадавшая от стихийных бедствий или приравненных к ним событий),
  • семья беженцев и вынужденных переселенцев;
  • многодетная семья;
  • семья, имеющая в своем составе нетрудоспособных или длительно болеющих членов, инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
  • семья с неблагоприятным психологическим микроклиматом;
  • семья, где дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психического насилия;
  • семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
  • семья, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы.

Услуги, предлагаемые населению:

  • помощь гражданам в обучении детей и родителей здоровому образу жизни, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;
  • консультирование по вопросам воспитания и развития детей (особенности возрастного и индивидуального развития детей, преодоление педагогической запущенности, семейных конфликтов, методика семейного воспитания, выбор профессии и жизненное самоопределение, межличностные и внутрисемейные отношения и др.);
  • индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми и подростками;
  • диагностика психофизического, интеллектуального и эмоционального развития несовершеннолетнего, изучение его склонностей и способностей;
  • психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта
  • психолого-педагогической помощи;
  • психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения и др.

Информация о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Кондинского района по работе с неблагополучными семьями, состоящими на профилактическом учете за текущий период 2011 г.

5 стр., 2288 слов

Забота о детях в славянских семьях

... Забота о детях-сиротах на Руси Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей - сирот ... свет. Древние славяне ... семью (примаки) из чужой семьи». Но со временем все более отчетливым становится намерение усыновителя иметь наследника, который бы поминал души бездетных супругов. Опека над несовершеннолетними ...

В Кондинском районе сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность по профилактике семейного неблагополучия [29]:

1. Постановление администрации Кондинского района от 03 февраля 2010 года №61-р «Об утверждении комплекса мер по совершенствованию системы профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних в Кондинском районе на 2010-2011 годы».

2. Постановление администрации Кондинского района от 29.10.2010 №1489 «О внесении изменений в Положение об организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений Кондинского района по профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия, выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены».

  • Распоряжение главы района от 17.11.2009 №483 «Об утверждении комплексного плана мероприятий по снижению уровня преждевременной смертности населения в Кондинском районе на 2010-2011 годы»

В территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Кондинский район по состоянию на 13.05.2011г. на профилактическом учете состоит 31 неблагополучная семья, в которой проживают 63 ребенка [29].

Основная причина постановки на учет:

  • Родители злоупотребляют спиртными напитками — 26 семей (68%).

  • Родители ненадлежаще исполняют обязанности (ведут аморальный образ жизни, оставляют детей без присмотра, бродяжничают — 11 семей (29%).

  • Конфликтные семьи — 1 (3%) [28].

За текущий период 2011 года на учет в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав было поставлено 5 семей, снято 13 семей, из них [29]:

  • по причине смерти — 1,
  • в результате ограничения или лишения родительских прав — 3,
  • с положительной динамикой — 9.

Совершено выездов в семьи, имеющих несовершеннолетних детей в возрасте до 1 года с целью профилактики младенческой смертности, проведены беседы — 29.

  • временно трудоустроены, в том числе на общественные работы — 8 человек,
  • беседы об исполнении родительских обязанностей по воспитанию ребенка — 38,
  • организовано 67 консультаций, в том числе психологических, юридических.

В рамках межведомственного взаимодействия органами и учреждениями профилактики продолжается работа с неблагополучными семьями по следующим направлениям:

1. Социальное сопровождение и патронаж семьи.

2. Мотивация на лечение от алкогольной зависимости родителей, употребляющих спиртные напитки.

  • Мотивация на трудоустройство, содействие в трудоустройстве.
  • Работа по формированию педагогической грамотности родителей по воспитанию детей.
  • Оказание педагогических, психологических и юридических услуг семье.
  • Повышение родительской ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних.
  • организовано 58 консультаций, в том числе:
  • психологами — 26,
  • наркологами — 9,
  • юристами — 23.

ГУ ХМАО — Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Альянс» [26].

10 стр., 4788 слов

Профессиональные и личностные качества социального работника

... научной изученности. Вместе с тем изучение вопросов формирования профессионально-личностных качеств социального работника на наш взгляд, недостаточно глубоко изучена в трудах ... детей внутри социально ослабленной семьи; проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми; участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации; работает с несовершеннолетними нарушителями ...

Учреждение находится в собственности Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, является юридическим лицом и действует в соответствии с актами, составляющими правовую систему Российской Федерации и Уставом Учреждения. Учреждение социального обслуживания ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Альянс» предназначен для оказания помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, гражданам пожилого возраста и инвалидам, семье и детям.

  • отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;
  • отделение временного проживания;
  • отделение дневного пребывания п. Берёзово;
  • отделение дневного пребывания п. Игрим;
  • отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому п. Берёзово;
  • отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому п. Игрим;
  • консультативное отделение;
  • отделение срочного социального обслуживания.

В соответствии Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 52143-2003 Учреждение предоставляет социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые и социально- экономические услуги. За 2009 год учреждением обслужено всего 13 778 человек [26].

В рамках программ по работе с семьей и детьми приняли участие 244 семьи, 161 ребенок, предоставлено свыше 10 000 услуг [26].

Таким образом, на территории округа социальные услуги семьям и детям предоставляют 32 учреждения социального обслуживания семьи и детей. Существуют разные направления социальной работы с неблагополучными семьями: диагностика семейного неблагополучия, индивидуальная помощь неблагополучной семье, групповая работа с родителями из неблагополучных семей, профилактика семейного неблагополучия, помощь общества неблагополучным семьям. Причинами семейного неблагополучия могут быть: алкогольная зависимость, девиантное поведение родителей и детей, негативное отношение общества к каким-либо семьям и др. Прослеживается тенденция снижения количества неблагополучных семей в ХМАО-Югре: к концу прошлого года по сравнению с 2005 г. на 42,4% снизилось количество неблагополучных семей.

заключение

Проблема неблагополучных семей в России является одной из самых острых на сегодняшний день. Решением данной проблемы занимается множество социальных организаций по всей стране. Постоянно ведётся работа с неблагополучными семьями для улучшения условий их жизни и сокращения их количества, путём выведения из трудной жизненной ситуации.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи можно считать ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, выполнение семьей в полном объеме ее воспитательной и социализирующей функции.

Существует обширная типология неблагополучных семей, опирающаяся на различные факторы, негативно влияющие на развитие семьи. Исходя из этого, постоянно разрабатываются программы социальной работы с такими семьями, они основываются на правовых аспектах основ социальной работы с неблагополучными семьями.

На данный момент используется несколько направлений работы с неблагополучными семьями:

1. диагностика семейного неблагополучия;

2. индивидуальная помощь неблагополучной семье;

  • групповая работа с родителями из неблагополучных семей;
  • профилактика семейного неблагополучия;
  • помощь общества неблагополучным семьям.

По данным направлениям в ХМАО-Югре работают 32 учреждения социального обслуживания семьи и детей. Качество выполняемой ими работы можно выявить, изучив статистику неблагополучных семей в ХМАО-Югре: мы можем наблюдать положительную динамику развития работы с неблагополучными семьями. С 2005-2010 год количество неблагополучных семей сократилось на 42,4% (на 1060 семей).

Подводя итог, мы можем дать ряд рекомендаций по улучшению коррекционной работы с неблагополучными семьями: необходимо четкое регулирование положения неблагополучных семей в законодательных актах, неукоснительное соблюдение этих положений и усовершенствование санкций за неисполнение данных требований.

библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/neblagopoluchnaya-semya-sotsialnaya-zaschita/

1. Конституция Российской Федерации. — М: Изд-во Проспект, 1994. — 62 с.

2. Семейный кодекс Российской Федерации. — М: Изд-во Проспект, 2009. — 48 с.

  • Трудовой кодекс Российской Федерации. — М: Изд-во Проспект, 2008. — 154 с.

4. Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Сборник законов РФ. — 1995.

  • Баркер, Р. Словарь социальной работы / Р. Баркер. — М.: Институт социальной работы, 1994. — 134 с.

6. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивная практика в России / С.А. Беличева. М.: Социальное здоровье России, 2004. — 235 с.

7. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. — М.: Академия, 1999. — 440 с.

8. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова. — М., 2000. — 416 с.

  • Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.

10. Коныгина, М.Н. Отечественный опыт социально-помогающей деятельности в формировании национальной модели социальной работы в России / М.Н. Коныгина, Н.И. Клушина // Социальная работа: традиции и инновации. — 2006. — №1. — С. 55-59.

11. Курбатов, В.И. Социальная работа: учеб. пособие / В.И. Курбатов, В.Д. Альперович, П.Я. Циткилов, Л.А. Кайгородова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 480 с.

12. Манько, Ю.В. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. — СПб.: Петрополис, 2008. — 276 с.

13. Пейн, М. Социальная работа: современная теория: учеб. пособие / М. Пейн; пер. с англ. О.В. Бойко, Б.Н. Мотенко; под ред. Дж. Кемплинга. — М.: Академия, 2007. — 400 с.

14. Савинов, Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учеб. пособие / Л.И. Савинов. — 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2006. — 215 с.

15. Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / В.М. Сафронова. — М.: Академия, 2002. — 192 с.

16. Филатов, В.А. Технология социальной работы: учеб. пособие / В.А. Филатов, М.В. Станкова, Т.В. Щитова, Е.М. Кузнецова. — Омск: ОмГТУ, 2008. — 124 с.

17. Холостова, Е.И. Словарь-справочник по социальной работе / Е.И. Холостова. — М.: Юристъ, 1997. — 424 с.

18. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. — 5-е изд. — М.: Дашков и К, 2007. — 668 с.

19. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: учеб. пособие / В.М. Целуйко. — М.: Владос, 2003. — 272с.

20. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т.И. Шульга. М.: Дрофа, 2005. — 254с.

21. Ярская, В.Н. Опыт работы Саратовской ассоциации работников социальных служб / В.Н. Ярская // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1997. — №4. — С. 39-42.

22. Официальный сайт «Здравомыслие» [электронный ресурс]

23. Официальный сайт «Педагогическая библиотека» [электронный ресурс]

24. Официальный сайт «Перспективное детство Югры» [электронный ресурс]

  • Официальный сайт «Российская газета» [электронный ресурс]

26. Официальный сайт «Словари и энциклопедии на Академике <http://dic.academic.ru>» [электронный ресурс]

27. Официальный сайт Берёзовского района ХМАО-Югры [электронный ресурс]

28. Официальный сайт Бюджетного учреждения социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Вега» [электронный ресурс]

29. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» «Документы ООН о детях, женщинах, образовании» [электронный ресурс]

30. Официальный сайт органов государственной власти ХМАО — Югры [электронный ресурс]

  • Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования «Кондинский район ХМАО-Югры» [электронный ресурс]

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проект административного регламента по предоставлению государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей»

1. Общие положения

1 Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей» (далее — административный регламент), разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей» (далее — государственная услуга), создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при осуществлении государственной услуги, и определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при оказании помощи семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации.

Социальный патронаж — это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и оказания необходимых услуг, которые предоставляются семьям с несовершеннолетними детьми и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или находящимся в социально опасном положении, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно преодолеть ее, в течение срока, необходимого для преодоления данной ситуации.

Федеральным законом от 10.12.1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» трудная жизненная ситуация определена как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семья, находящаяся в социально опасном положении, определена как семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Социальный патронаж как государственная услуга организуется в рамках индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющей несовершеннолетних детей.

Социальный патронаж для семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей, как государственная услуга организуется в рамках оказания социальной помощи семье на длительной основе.

Государственная услуга «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей» включает в себя предоставление следующих услуг:

  • Выявление несовершеннолетних, или семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;
  • Содействие в разработке индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации и организация постановки на учет семей с несовершеннолетними;
  • Социально-бытовые услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;
  • Социально-экономические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;
  • Социально-медицинские услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;
  • Социально-педагогические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;
  • Социально-психологические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу.

1.2 Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:

  • направление в органы опеки и попечительства ходатайства об отобрании несовершеннолетнего у родителей в случае систематического несоблюдения ими своих родительских обязанностей;
  • снятие семьи с патронажа при условии возникновения позитивных изменений в семье, в связи с переездом в другой район, либо по достижению детьми возраста совершеннолетия.

1.3 Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Социальный патронаж неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми проводится в сроки, необходимые для оказания ребенку и членам его семьи социальной и иной помощи или до устранения причин и условий, способствовавших неблагополучию в семье.

4 Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Семейным кодексом РФ;
  • Постановлением Минтруда РФ от 29.03.2002 г.

№25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;

  • Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральным законом от 10.12.1995 г.

№195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

  • Федеральным законом от 02.12.2004 г. №143-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения»;

— и иными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правоотношения в сфере учета и организация работы по патронажу семьей, находящейся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющей несовершеннолетних детей.

1.5 Право на получение государственной услуги имеют:

  • семьи с несовершеннолетними детьми, сам несовершеннолетний, достигший возраста 14-ти лет, проживающие на данной территории, нуждающиеся в предоставлении социальной помощи.

1.6 Государственная услуга предоставляется бесплатно.