Актуальность данного социологического исследования
Объектом
Предмет исследования —
Эмпирический объект
Эта тема особенно привлекательна для меня, так как я, как и большинство студентов, ежедневно пользуюсь компьютером. И мне, конечно же, интересно, как Интернет влияет на общество в целом и на студентов в частности: является ли Интернет-зависимость чем-то редким, отчужденным от повседневной жизни, или это явление, которое присуще большинству студентов в современном мире.
Как социолога, мне, безусловно, интересно изучать данную область, так как Интернет — основа для создания абсолютно новых норм поведения, ценностей и даже санкций. Многогранность функций, которые Интернет способен предоставить, и является причиной его популярности, и, как следствие, причиной появления Интернет-зависимости у его пользователей. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую информацию можно получить, не отходя от экрана монитора.
Как влияет Интернет на современное общество? Какие люди более подвержены зависимости от Сети? Чем чаще всего занимаются в Интернете студенты МГИМО? На эти и другие вопросы я постараюсь дать ответы в представленной работе.
проблемой
Цель
задачи:
выявить причины зависимости от Интернета, мотивацию Интернет — пользователей;
выявить соотношение реального и виртуального в жизни студентов
- узнать, какие признаки зависимости проявляются у студентов МГИМО чаще всего
выявить последствия Интернет — зависимости (удовлетворенность-неудовлетворенность различными сферами жизни студентов);
выявить, какие социально-демографические характеристики присущи интернет — зависимым студентам
выявить как жизненные ценности студентов МГИМО влияют на их отношение к Интернету.
Изначально был проведен вторичный анализ уже имеющихся исследований, были изучены статьи и книги по данной теме. Далее, было проведено новое исследование, направленное на выявление признаков Интернет-аддикции у студентов, их ценностные ориентации, удовлетворенность различными сферами жизни. Для этого был проведен опрос, в котором приняли участие студенты МГИМО. На вопросы составленной мной анкеты дали ответы 68 респондентов. По результатам опроса был проведен статистический анализ данных в программе SPSS, были выявлены статистические зависимости, сформулированы содержательные выводы.
Социальные сети в повседневной жизни молодёжи
... жизни молодёжи. Предмет: использование возможностей социальных сетей в повседневной жизни студенческой молодёжи. Цель работы: определить, какие возможности социальных сетей используются студентами в повседневной жизни и для какой цели. Задачи: 1. Выявить мотивы использования социальных сетей студентами. ...
Данная работа состоит из двух глав. В первой главе представлен анализ основной литературы по теме, рассматривается история развития исследований Интернет-зависимости. Более того, определяются ключевые понятия их взаимосвязь с другими понятиями и социологическими теориями. В первой главе также представлена типология мотивов Интернет-пользователей, выдвигаются предварительные гипотезы. Вторая глава состоит из методической и аналитической части. Методическая часть включает в себя построение и обоснование эмпирических показателей, предварительной выборки. Во втором параграфе проверяются выдвинутые ранее гипотезы, формулируются и интерпретируются выводы по всему исследованию.
1. Связанные Сетью или что такое Интернет-зависимость, .1 Интернет-зависимость — это проблема?
интернет студент зависимость
В современном обществе область применения Интернета настолько велика, что сейчас крайне сложно встретить человека, который бы не имел представления об его существовании. Безусловно, возможности Интернета масштабны — это и поиск информации, и общение, и работа, и развлечения, но наряду с, казалось бы, положительными аспектами использования Интернета, встали дискуссии и об его вреде.
При этом, говоря об Интернете как о площадке развития зависимости, социологи рассматривают его как существующую объективную реальность, которая имеет свои закономерности развития и формы существования. Изучая Интернет, социологи выявляют, какие изменения вносит этот институт в жизнь людей, как он влияет на свою аудиторию, какие нормы и ценности появляются с его помощью, какие формы коммуникаций превалируют в он-лайн среде.
В данный момент дискутируется вопрос о включении Интернет-зависимости в классификацию болезней, наряду с такими нехимическими аддикциями, как гемблинг, лудомания, аддикция к трате денег и т.п., поскольку она также обладает рядом признаков, характерных для других зависимостей. Такими признаками являются: пренебрежение важными делами из-за аддиктивного поведения; конфликты со значимыми людьми по причине аддиктивного поведения; раздражительность или скрытность, когда другие критикуют аддиктивное поведение; безуспешные попытки сократить это поведение и т. д.
В связи с развитием компьютерных и интернет-технологий существенно возрастает количество пользователей Интернета, согласно результатам российских исследований 5-8% из них являются интернет-зависимыми. На сегодняшний день интернет-зависимость стала предметом серьезного изучения как в зарубежной, так и отечественной психологии.
Студенты МГИМО как студенты ведущего ВУЗа в стране ежедневно пользуются Всемирной паутиной, как для учебы, так и для общения, отдыха, развлечения. Техническое оснащение университета позволяет студентам пользоваться Сетью в мультимедиа-аудиториях, в библиотеке, а так же с помощью Wi-Fi. Все больше и больше молодых людей по всему миру, которые проводят в Интернете слишком много времени, испытывают дискомфорт без выхода в Сеть, предпочитают виртуальное общение реальному. Проведя собственное исследование, я выясню, существует ли действительно проблема Интернет-зависимости среди студентов нашего ВУЗа или нет.
2 История исследований Интернет-зависимости
Впервые, о проблеме чрезмерного использования Интернета заговорили за рубежом в конце 80-х гг., а в середине 90-х американским психологом Айвеном Гольдбергом было введено понятие «интернет-зависимость», которое он определил как патологическая, непреодолимая тяга к использованию Интернета, оказывающая негативное влияние на бытовую, рабочую, социальную, семейную и финансовую сферы деятельности.
Интернет – зависимость
... Интернет-зависимости [1] было установлено, что Интернет-зависимые часто "предвкушают" свой выход в Интернет, чувствуют нервозность, находясь off-line, врут относительно времени пребывания в Интернете, и чувствуют, что Интернет порождает проблемы на ...
А уже в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт).
Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:
Навязчивое желание проверить e-mail., Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет., Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет., Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
В России исследованием проблемы занимается в первую очередь лаборатория психологии МГУ и её заведующий, кандидат психологических наук Александр Bойскунский. Однако, не только психологи в России изучают эту новую, но важную проблему. Для социологов, Интернет-зависимость — не личностная проблема, а социальная, с вытекающими из нее социальными последствиями. Такие российские социологи как Н.В. Корытникова, Е. Кубякин, Н.Г. Аристова, Е.Ю. Журавлева, И.В. Соколова, Е. Скрипников так или иначе касались этой темы.
3 Что нам уже известно о феномене Интернет-зависимости?
Здесь представлена попытка анализа литературы по теме «Интернет-зависимость». Для удобства восприятия все работы и их анализ представлены в форме таблицы.
В таблице 1 можно ознакомиться с основными работами отечественных и зарубежных социологов, которые касаются аддикции Интернет-пользователей.
Таблица 1. Анализ литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/internet-zavisimost-2/
НазваниеФамилияРабота посвященаКлючевые понятия1. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий (социс 2010 г. №6).Н.В. Корытникова1) Изучению новой формы зависимости. 2) Определению Интернет-зависимости и ее признаков. 3) Выявлению отрицательных последствий интернет-зависимости на личность.Интернет-зависимость, депривация личности и общества, информационные перегрузки, дефицит неформальных межличностных контактов2. Мотивация пользователей интернетаАрестова О.Н., Бабанин Л.Н., Bойскунский А.Е1) Изучению мотивации пользователей Интернета. 2) Почему люди ежедневно подключаются к Сети? Какие мотивы побуждают деятельность пользователей Интернета? Как изменяется пользовательская мотивация по мере развития Интернета в нашей стране?Мотивы и потребности пользователей Интернета, цели их деятельности, направленность интересов пользователей, оценка психологических преобразований при работе в Интернете3. Социология Интернет-СМИМ.М. Лукина1) Определению предмета и эмпирических объектов исследований новой области социологии — социологии Интернета. 2) Рассмотрению основных социальных проблем развития интернета, направлений и методов эмпирических исследований в этой области.Социологический подход к изучению социальных коммуникаций, функции Интернета, методы сбора информации.4. Основные категории пользователей среды сети ИнтернетЖуравлева Е.Ю.Целью данной статьи является описание «сетевых ролей», предоставляемых человеку в среде сети Интернет и рассмотрение появляющихся при этом перспектив и проблем личностного развития.Виртуальная реальность, портрет среднестатистического российского пользователя, информационный поиск, анонимность, трансформация реальности, виртуальная личность, виртуальные сообщества, игровая идентичность, Категории пользователей: 1.посредник — создатель 2. мужчины — женщины 3. проектировщики, разработчики и пользователи 4. Интернет зависимые — Интернет независимые 5. люди, создающие в сети «виртуальные личности» и не создающих их5. Связанные Сетью 2.0Сергей СкрипниковИсследованию социальных сетей. Они рассматриваются как новый социокультурный феномен и платформа развития аддикцииСоциальная сеть, социальная сила, управление реальностью, прямые и косвенные связи между пользователями при отсутствии иерархии, перманентное частичное внимание, блог, виртуальный образ, социальный контент, коллективный разум6. Computer and Cyberspace AddictionSuler, J.Автор дает определение, признаки зависимости. Виды зависимости. Социальные последствия компьютерной и виртуальной зависимости.Pathological Computer Use, Internet addiction disorder, diagnosis of an «Internet» or «Computer» addiction
Социологический анализ развития Интернет
... научных исследованиях. Есть мнение, что Интернет это Сеть сетей и данные в ней пересылаются, проходя на своём пути множество сетей. Вы как пользователь можете совсем не знать, по ... идти только по государственным сетям – ключевые пункты управления должны всегда оставаться в руках государства. По всему по этому при включении в Интернет пользователь (или организация) должен сообщить, ...
Хотя, можно заметить, что достаточно много статей и монографий посвящено проблемам общения и зависимости в Интернете, большинство из них носят теоретический характер. Авторы пытаются дать определение новому феномену — виртуальной зависимости, выявить ее признаки, виды. Также имеются попытки изучить мотивы Интернет-пользователей. Так как она находится на стыке социологии и психологии, многие психологи проводят исследования, однако касаются в них проблем исключительно психологического характера (проблемы одиночества в Сети, влияние Интернета на психологическое состояние подростков, агрессия и злость в социальных сетях).
При этом социологических эмпирических исследований на тему зависимости от Интернета немного. Поэтому проведенное мной исследование достаточно актуально и полезно для изучения особенностей проявлений Интернет-зависимости.
1.4 Что же значит термин «Интернет-зависимость»?
Здесь рассматривается ключевое понятие работы — «зависимость от Интернета» — и его взаимосвязь с другими понятиями и терминами.
Термин «зависимость» был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путём ассоциации её с характерными социальными и психологическими проблемами.
Зависимость — особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь
Интернет-зависимость — один из видом нехимической аддикции (мобильная зависимость, зависимость от азартных игр, шоппинг зависимость и другие).
Аддикция — это патологическое влечение к чему-либо, сформировавшееся вследствие личных или социальных проблем и создающие почву для развития психических заболеваний
В самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» (Griffits, 1996).
Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости — это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line».
Учебная мотивация студента
... основные результаты исследования. 1. Теоретические аспекты характеристики мотивационной сферы студентов 1.1 Теоретическая сущность понятия «мотивация» Мотивация ... саморазвитие, самовоспитание личности студента. В вышеперечисленных исследованиях разработан понятийный аппарат по проблеме мотивации, предложены различные классификации мотивов учебной деятельности, особенности развития мотивации в ...
В качестве примера, можно привести выдержку из дневника человека, зависимого от сайтов знакомств, общения через Интернет:
«В первый день чего-то не хватает, но еще терпимо. Плохое настроение можно списать на погоду. Раздражительность — на бессонную ночь. Второй день принес потребность в свежей информации, которую еще можно утолить просмотром телевизора. Остается время на чтение пришедшей в прошлые недели корреспонденции. Можно, не торопясь, на нее ответить. На третий день самочувствие ухудшается, возникает острая необходимость услышать аськино «О-О» (имеется в виду стандартный звук программы ICQ, раздающийся при получении нового сообщения. — «НИ»).
Стрелка барометра настроения мечется между штормом и ураганом. День четвертый — пик кризиса. По квартире летают бумаги, книги, компакт-диски и куча прочей дребедени. Повышенный до предела физический тонус требует немедленной разрядки. День пятый — началась глубокая апатия, которая продолжалась до момента возвращения в Сеть».
1.5 Системный анализ феномена Интернет зависимости как объекта исследования
Объектом
Так как объектом нашего исследования является Интернет-зависимость студентов МГИМО, то необходимо как можно более конкретно определить область изучения и расчленить объект на несколько компонентов. Как видно из вышеприведенной схемы, я сосредоточили свое снимание на нескольких основных аспектах, детализирующих понятие Интернет-зависимости.
— Прежде всего, необходимо изучить истоки Интернет-зависимости, ее причины . 2. Для того чтобы их выявить, необходимо понять мотивацию пользователей Сети. Зачем они заходят в Интернет, что они там делают, какие виды деятельности их интересуют.
признаки Интернет — зависимости.
4. Так же я отдельно выделила студентов МГИМО как носителей социальной проблемы (Интернет — зависимости).
— Более того, необходимо выявить последствия Интернет-зависимости. Под последствиями подразумевается удовлетворенность студентов МГИМО различными сферами жизни (успеваемостью, хобби, специальностью, материальным положением, отношениями с семьей, друзьями, товарищами по учебе, любимым человеком)
6 Взаимосвязь понятия Интернет-зависимости с различными теориями
интернет студент зависимость
1) Символический Интеракционизм Дж. Мида и Ч. Кули.
Согласно Кули «Зеркальное Я» — это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей — или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие. Дж. Мида продолжил эту мысль. Согласно его теории, чтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других. Через принятие роли индивиды развивают «самость» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли.
Проблема интернет-зависимости среди молодежи
... исследования: Для решения проблемы интернет-зависимости среди молодежи необходимо: . Создать специализированные центры помощи интернет-зависимым людям . Организовать ... в частности студентов, вынужденных проводить в интернете больше времени для поиска информации по предметам. Интернет в США ... это и получается, то по окончании встречи у каждого остается ощущение незаконченности, потому что просто ...
Мид различает два аспекта формирования самости:
- Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
- Мне (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.
Мне кажется, что аспекты самости очень ярко представлены в Интернете, в особенности в социальных сетях. Пользователи социальных сетей прячут свое собственное «Я». Интернет — это платформа, где индивиды создают образы, которые, по их мнению, соответствуют ожиданиям их друзей в Сети. Другими словами, в Сети «ME» превалирует над «I». Пользователи выкладывают только те фотографии, которые, как им кажется, соответствуют представлениям о них, изо всех сил пытаются поддерживать внешнюю социальную оболочку. Именно возможность формировать и поддерживать собственный образ, некую социальную репутацию в Сети, отличную о реальной жизни — является одним из факторов появления Интернет-зависимости.
Пирамида потребностей Маслоу. В Интернете может своеобразным образом удовлетворяться значительная часть потребностей человека. Удовлетворения потребностей в виртуальный реальности избавляет индивида от необходимости удовлетворять эти потребности в реальной жизни — это и ведет к зависимости от Сети. С помощью Интернета могут быть удовлетворены следующие потребности: определённые физиологические (киберсекс); безопасность (а также анонимность); принадлежность (к значимой группе); любовь (виртуальные романы) и уважение (со стороны других участников виртуального сообщества); самоактуализация (в том числе за счёт возможности осуществлять свой творческий потенциал и получать обратную связь).
Более подробно этот аспект рассмотрен в следующим параграфе, где представлена типология мотивов Интернет пользователей, основанная на пирамиде потребностей Маслоу.
7 Зачем студенты сидят в Интернете или мотивация Интернет-пользователей, Интернет-зависимость
соответствует некоторой человеческой потребности.
Мотивация носит индивидуальный характер и зависит от обстоятельств жизни конкретного субъекта. Например, потребность в общении может реализовываться у одних людей в виде мотивации сотрудничества, альтруизма, у других — в виде подавляющей, навязывающей позиции по отношении к другим.
какие мотивы побуждают деятельность пользователей Интернета?
Построю соответствующую потребностям типологию мотивов, за основу взяв иерархическую модель потребностей человека А. Маслоу (рис. 1):
Рисунок 1. Пирамида потребностей Маслоу
1.Физиологические потребности., Потребность в отдыхе => Мотив рекреации
Интернет предоставляет широкие возможности для отдыха: онлайн-игры, музыка, фильмы, развлекательные видео, картинки, фоторграфии.
2.Потребности безопасности, .Потребности в общении и принадлежности к социальной группе, любви =>, А) Коммуникативный мотив.
Б) Мотив аффилиации . Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы. То есть не только общение в Интернете, но и вступление в различные сообщества, группы по интересам. Например, сайты поклонников тех или иных актеров или исполнителей; поклонники фильмов или книг (существует, например, виртуальная школа Хогвартс по фильму и книге «Гарри Поттер», доступ к которой предоставляется только тем пользователям, которые прошли тест на знание содержания книги); любители здорового образа жизни и так далее.
Социальные сети и молодежь
... что проникновение социальных сетей Интернета в жизнь общества предполагает их влияние на социализацию, воспитание молодежи, интегрирует их в соционормативную систему. Именно поэтому дисфункции социальных сетей Интернета могут рассматриваться ... эмоциональных нужд [3]. Стоит так же отметит, что многим студентам социальные сети помогают в трудоустройстве, используют их с целью поиска возможных ...
4.Потребность в достижении успеха, признании => Деловой мотив, .Познавательные потребности =>, А) Познавательный мотив., Б) Информационный мотив.
6.Потребность в самоактуализации =>Мотив самореализации и развития личности
Значительная часть пользователей осознает влияние работы в Интернете на собственную личность и деятельность. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) и формирует мотив развития личности при работе в Интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в Интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, сайтов, высказываний в телеконференциях, обработка фотографий, создание изображений и т.д. Это позволяет человеку реализовывать свои творческие потенции, дает возможность получить оценку своего творчества со стороны друзей, незнакомых людей и компетентных экспертов.
Итак были выделены следующие мотивы Интернет-пользователей:
Мотив рекреации, Коммуникативный мотив, Мотив аффилиации
Деловой
Познавательный, Информационный, Мотив самореализации
В таблице 2 представлены образы мотивов, даются предположительные ответы на вопрос: «Что привлекает Вас в Интернете?», выделяются виды зависимости на основании сформулированных мотивов
Таблица 2. Типология пользователей Интернета
Рекреаторы
1.8 Гипотезы исследования
а) Структурно — описательные гипотезы
Исходная гипотеза: предполагается, что существует связь между социально-демографическими характеристиками студентов и зависимостью от Интернета
Возможно, существует зависимость между формой обучения и чувством комфорта\ дискомфорта в отрыве от Сети. Может быть, студенты-договорники (более обеспеченные студенты) испытывают больший дискомфорт, так как у них больше возможностей для выхода в Интернет (ноутбуки, iPad, мобильные телефоны с WI-FI)
Вероятно, также существует зависимость между формой обучения и эмоциональной зависимости от Интернета (чувство злости при попытке оторвать студента от Сети, чувство радости в состоянии online).
Существует связь между местом проживания (отдельно или с родителями) и чувством комфорта\дискомфорта в отрыве от Сети. Вероятно, те студенты, которые живут одни, испытывают больший дискомфорт без Интернета, так как им одиноко одним дома, не с кем пообщаться. Напротив, студенты, живущие с родителями, всегда имеют возможность поговорить с ними, вместо того, чтобы общаться через Сеть.
Предполагается, что существует связь между эмоциональной зависимостью и факультетом.
Предполагается, что также наблюдается связь между полом и чувством комфорта в отрыве от Интернета более 3 дней
Можно предположить, что существует связь между полом и количеством виртуальных друзей, а также между полом и количеством времени в Сети
Информация в сети Интернет: возможности, риски и угрозы
... сеть Интернет, виртуальная реальность, «цифровая революция» - таковы лишь некоторые признаки и новые контуры культурного пространства ... ответственностью и риском. Еще предстоит более обстоятельно изучить социальные, психологические и ... 14 странах мира каждый третий студент считает Интернет важнейшей для человека потребностью ... ставить эксперименты. Это находит применение, как в естественных, так и в ...
Существует зависимость между факультетом / формой обучения и количеством виртуальных друзей. Студенты МЖ, возможно, имеют больше виртуальных друзей в силу большей общительности, экстровертности, чем студенты МЭО.
Возможно занятия в институте в большей степени отвлекают бюджетников от Интернета, чем договорников
Б) Субъектно-объективные гипотезы
Исходная гипотеза: возможно, существует связь между ценностными ориентации индивида и наличием-отсутствием Интернет зависимости
Возможно, студенты, выбравшие ценность творчество больше времени проводят online в силу своей неорганизованности
2) Меньше всего и наиболее организованно проводят в Интернете студенты выбравшие ценности учебы, работы и материальных благ, так как они наиболее мотивированны
3) Студенты с преобладающими материальными ценностями, возможно, испытывают меньший дискомфорт без Интернета, чем те, у которых превалируют ценности общения и развлекательные ценности
4) Может быть, выбравшие ценности престижа студенты наиболее зависимы от Интернета в эмоциональном плане, так как они ищут признание и уважения, столь важные для них, во Всемирной паутине.
в) Гипотезы типологического характера
- гипотезы, выводимые на основе разработанной типологии
Возможно, среди студентов с рекреационным, коммуникативным, информативным мотивами больше интернет — зависимых, чем среди студентов с деловым, познавательным мотивами и мотивом самоактуализации
Вероятно, выбравшие рекреационные и коммуникационные мотивы студенты проводят в Интернете больше времени, чем те, кто выбрал познавательные, деловые или мотивы развития хобби.
Возможно, среди студентов МЖ преобладает информационный мотив, так как чтение статей, новостей является частью их профессиональной деятельности. Возможно, среди студентов МЖ наблюдается информационная зависимость
2. Пойманы ли Сетью студенты МГИМО?, .1 Методика исследования Интернет-зависимости у студентов МГИМО, Из чего состояла предложенная студентам анкета?
Первый блок вопросов
Второй блок
Третий блок вопросов
Четвертый блок
Кто будет принимать участие в опросе? (предположительная выборка)
опыта использования Интернета
Студенты МЖ максимально приближены к Интернету в силу своей профессиональной направленности (Интернет изучается на МЖ как средство массовой информации, как новая среда для работы журналистов), напротив, студенты МЭО наиболее отдалены от такого рода процессов.
Более того, среди студентов МЖ превалируют девушки, на МЭО, наоборот, большинство составляют молодые люди. Это позволит мне сбалансировать студентов по полу.
Также в анкете я использую дифференциацию студентов по таким факторам, как курс, форма обучения, тип проживания, уровень материального дохода.
2.2 Какие же мы получили результаты?, Кто принял участие в вопросе? (реализованная выборка)
Итак, реализованная выборка включила в себя 68 респондентов, 33 из которых студенты МЖ (48,5%), а 35 — МЭО (51,5%).
Правовое регулирование социальных сетей в Интернете
Также была прослежена история возникновения сети и предсказаны перспективы ее дальнейшего развития. Вторая глава посвящена непосредственно правовым аспектам социальных сетей. Так как социальная сеть является довольно сложным объектом правового регулирования, в данной работе я проанализировала ...
Наиболее многочисленная группа — студенты первого и второго курса (70,6%), респондентов-старшекурсников оказалось гораздо меньше (29,4%).
Около половины студентов обучаются на договорной основе (49,3%), другая половина респондентов (50,7%) — бюджетники.
Чуть меньше половины студентов (41,8%) проживают одни (из низ 13,4% в собственной квартире, а 28,4% в общежитии), остальные живут с родителями (58,2%).
Девушек среди ответивших получилось гораздо больше, чем молодых людей (66,2% против 32,4%).
Ошибка! Источник ссылки не найден., Общие особенности пользования Интернетом студентов МГИМО
Прежде чем выявлять наличие Интернет-зависимости у студентов МГИМО, ее особенности, признаки и последствия, необходимо обозначить общие особенности практик Интернет-пользования среди респондентов.
будний день
Таблица 3. Среднее время в Интернете в будний день
Среднее время в Интернете в будний деньКол-во респонд.%меньше 60 минут811,91-2 часа1623,92-4 часа2740,3больше 4 часов1623,9Всего67100
В выходные дни
Таблица 4. Среднее время в Интернете в выходной день
Среднее время в Интернете в выхдной деньКол-во респонд.%меньше 60 минут1319,11-2 часа1927,92-4 часа2130,9больше 4 часов1522,1Всего68100 .
Ошибка! Источник ссылки не найден.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/internet-zavisimost-2/
Такой результат стал для меня предпосылкой создания новой типологической переменной, которая разделит респондентов на тех, кто проводит больше и меньше 2 часо в во Всемирной паутине (по ответам на 2 вопроса).
Этот фактор, по моему мнению, является предпосылкой появления Интернет-зависимости у студентов. Итак, создав новую переменную, можно увидеть, что большинство студентов проводит достаточно много времени в Сети (рисунок 2: 61,2% против 38,8%).
Учитывая то, что 86,5% студентов, по результатам моего опроса, имеет не больше 4 часов свободного времени в будний день, в основном студенты тратят на Интернет половину своего досуга или больше.
Рисунок 2. Группы по времени в Сети
о наиболее предпочтительном способе выхода в Интернет
Признаки Интернет-зависимости у студентов МГИМО
Из множества признаков Интернет-зависимости я выбрала 5 самых важных и признанных большинством психологов и социологов и затронула их в вопросах анкеты:
- Использование Интернета как средство от стресса («Похоже ли на Вас следующее ощущение: «студент(ка) чувствует оживление, радость, находясь за компьютером»»)
- Потеря счёта времени, находясь в Интернете («Похоже ли на Вас следующее поведение: сидя в Интернете, он (она) часто говорит себе «еще секундочку», «еще 5 минут»»)
— Чувство дискомфорта в отрыве от Интернета («Похожи ли на Вас следующие ощущения: «оказавшись без Интернета более 3 дней, студент(ка) МГИМО обычно чувствует сильный дискомфорт, непреодолимое желание войти в Интернет», «оказавшись без Интернета более 3 дней, он(она) испытывает легкое беспокойство, тревогу, вдруг кто-то что-то написал»»)
- Раздражительность, если кто-то пытается отвлечь от пребывания в Сети («Бывает ли, что Вы кричите, ругаетесь или как-то по-другому выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в Сети?»)
- Предпочтение общения в Интернете реальному общению («Много ли у Вас знакомых, с которыми Вы тесно общаетесь? Много ли у Вас виртуальных знакомых, с которыми Вы тесно общаетесь?»)
1/3 студентов испытывает чувство радости и оживления
Таблица 5. Признаки Интернет-зависимости у студентов МГИМО
Чувство радости, оживления в СетиПотеря счета времениНепреодолимое желание войти в Интернет в отрыве от него более 3 днейЛегкое беспокойство, тревога в отрыве от Сети более 3 днейРаздражительность, когда кто-то отвлекает от СетиПредпочтение общения в ИнтернетеИспытывают26,4%42,6%48,5%51,5%50%13,2%Не испытывают67,7%57,4%51,5%48,6%50%86,8%
признаки в той или иной мере проявляются среди студентов МГИМО.
зависимых и независимых от Всемирной паутины
— Переменная, которая делит студентов на тех, кто 1) испытывает чувство радости в Сети и / или раздражительность, когда кто-то их от нее отвлекает и 2) тех, кто не испытывает эти чувства. Условно, назову таких студентов «эмоционально зависимыми» и «эмоционально независимыми» от Интернета. Так, 61,8% студентов оказались в группе «зависимые» (среди них 14,7% отвечают обоим признакам, а 41,7% — только одному), 38,2% «независимых».
Примерно половина студентов и среди эмоционально зависимых, и среди независимых учатся на договоре, другая половина — на бюджете.
Ошибка! Источник ссылки не найден.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/internet-zavisimost-2/
— Переменная, которая делит студентов на тех, кто испытывает а) непреодолимое желание войти в Интернет в отрыве от него более 3 дней б) чувствует тревогу и беспокойство в отрыве от Сети и тех, кто не чувствует. Группы респондентов назову: «испытывающие дискомфорт в отрыве от Сети» (40%) и «не испытывающие дискомфорт» (40%).
20% испытывают только один из двух признаков.
Среди испытывающих дискомфорт студентов ¼ проживает в собственной квартире (25%), среди неиспытывющих дискомфорт одни живут только 9,5%. Также можно заметить, что живущие в общежитии студенты реже испытывают желание войти в Интернет и менее остро чувствуют тревогу в отрыве от него (среди испытывающих дискомфорт только 10% проживают в общежитии, среди неиспытывющих таких 1/3 (33,3%).
Заметна также и половая дифференциация. Как оказалось мужчины острее испытывают дискомфорт, чем женщины. Среди ощущающих тревогу в отрыве от Интернета студентов 42,9% мужчин, среди не ощущающих тревогу только 23,8% представителей сильного пола. Напротив, женщин среди испытывающих дискомфорт гораздо меньше, чем среди неиспытывющих его (57,1% против 76,2%).
Гендерный особенности проявления признаков Интернет зависимости, Юноши и девушки проводят примерно одинаковое количество времени в Интернете, Также студенты и студентки имеют примерно одинаковое число виртуальных знакомых
Изначально предполагалось наличие связи между полом и зависимостью от Интернета. Однако оказалось, что она не наблюдается. Зависимых от Интернета среди мужчин и женщин примерно одинаковое количество (р=0,29).
Зависимых девушек среди студентов МГИМО оказалось 25 (36% от всех опрошенных студентов МГИМО), зависимых молодых людей — 16 (23% от всех студентов МГИМО).
Тенденции, обусловленные формой обучения, И бюджетники, и договорники проводят примерно одинаковое время в Сети., При этом обнаружена связь между формой обучения и количеством виртуальных знакомых, Число эмоционально зависимых от Интернета
на отдыхе вне дома
Особенности практик пользования Интернетом и форм Интернет-зависимости, обусловленные факультетом
связь между факультетом и (дис) комфортом в отрыве от Интернете
МЭО оказались более общительными
общение в социальных сетях и электронных дневниках».
Особенности, обусловленные типом проживания, Больше всего сидят в Интернете те респонденты, которые живут одни., Живущие одни также больше чем другие студенты испытывают дискомфорт без Интернета, Больше всего испытывают потерю чувства времени, Проблема потери чувства времени в Интернете
Наблюдается сильная связь между количеством времени, проводимым в Сети, и проблемой потери «чувства времени» среди студентов (ассимп. значимость =0,002).
Среди тех, кто сидит в Интернете меньше 2 часов в будний день подавляющее большинство студентов (83,3%) не имеют проблем с организацией времени в Интернете. С другой стороны, среди тех студентов, кто долго сидит в Сети, большинство сталкивается с такой проблемой (55,8%).
между эмоционально зависимостью от Интернета и проблемой организации времени в нем
Более наглядно эту проблему иллюстрирует следующая корреляция: среди не умеющих организовать свое время студентов 69,9% будут сидеть в Сети пока не устанут физически и только 13% не будут сидеть больше чем положена. Напротив, среди организованных студентов ответ «не буду сидеть больше, чем положено» выбрали 44,7%. Значимость в данном случае равна 0,009.
Влияние ценностей студентов на их поведение и отношение к Сети
Мною был проведен факторный анализ ценностей студентов МГИМО. В каждый фактор объединились ценности, сильно коррелирующие между собой. Таким образом, целью факторного анализа является нахождение таких комплексных факторов, которые как можно более полно объясняют наблюдаемые связи между ценностями студентов и разделят их на группы по их жизненным установкам.
Было отобрано 4 фактора, совместно объясняющих 70,7% дисперсии:
с ценностью учебы
материальные ценности
ценностей престижа
ценности семьи и ценности творчества
Теперь можно выяснить, у каких их этих групп студентов признаки Интернет-зависимости выражены больше всего:
А) Между фактором «развитие себя» и проблемой потери чувства времени в Сети корреляции не обнаружено. Статистическая связь также не наблюдается между проблемой организации времени в сети и факторами «стремление к богатству», «стремленые к престижу». Независимо от этих ценностей примерно половина студентов испытывает такую проблему. Однако наблюдается связь между «фактором ориентация на семью и на творчество» и данным признаком Интернет аддикции ( в 4 квартили 70,6% испытывают эту проблему и только 29,4% нет).
Творческие люди, как оказалось, не могут организовать свое время в Сети и находят onlineбольше, чем положено. Возможно, в силу того, что они не имеют четкого расписания и менее дисциплинированы и в жизни (см. таблицу сопряженности в приложении Ошибка! Источник ссылки не найден.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/internet-zavisimost-2/
).
Б) Нет корреляции и между студентами, имеющими ценности «развитие себя», «богатство», «престиж», и проблемой чувства дискомфорта в отрыве от Интернета . Примерно половина из каждой категории студентов испытывает чувство тревоги, беспокойство, не пользуясь Интернетом более 3 дней. С другой стороны, большинство (62,5%) из выбравших ценность творчества не испытывают дискомфорт в отрыве от Сети, только 37,5% (почти в раза меньше) сталкиваются с такой проблемой.
В) На ответ «Как долго Вы можете провести в Интернете», студенты дали следующие ответы:
Таблица 6. Влияние ценностных ориентаций на организацию времени в Интернете (% по строк, ценностные ориентации — независимая переменная)
До тех пор пока меня не попросят уступитьПока не устану физическиИногда могу просидеть всю ночьБольше, чем положено, сидеть не буду«Развитие себя»6,3%50%18,8%25%Материальные ценности5,9%35,3%17,6%41,2%Ценности престижа17,6%35,3%17,6%29,4%Ценности творчества и семьи11,8%41,2%17,6%29,4%
до появления физической усталости
Г) Ценности студентов также влияют на наличие эмоциональной зависимости
Таблица 7. Влияние ценностных ориентаций на наличие эмоц. зависимости от Интернета (% по строке, ценности — независимая переменная)
эмоц. зависимыеэмоц. независимые«Развитие себя»64,7%35,3%Материальные ценности52,9%47,1%Ценности престижа82,4%17,6%Ценности творчества и семьи64,7%35,3%
выбравшие ценности престижа студенты наиболее зависимы от Интернета
Влияние мотивов Интернет пользователей на их поведение в Сети и отношение к ней
Появление Интернет-аддикции и формы, в которых она проявляется, могут зависеть от того, что подтолкнуло человека зайти в Интернет. Другими словами, мотивы, побуждающие деятельность пользователей Интернета, могут помочь объяснить, откуда появилась та или иная зависимость.
Напомню, что были сконструированы семь типологических категорий индивидов по мотивам: 1) рекераторы 2) коммуникаторы 3) аффилиаторы 4) деловые 5) гностики 6) знатоки 7) творцы.
Респондентам были предложены соответствующие этим категориям варианты ответов на вопрос: при наличии у Вас достаточного свободного времени, чем вы чаще всего занимаетесь в Интернете?
Играю в он-лайн игры, смотрю фильмы и видео, слушаю музыку, Общаюсь, обмениваюсь мнениями в социальных сетях и\или на форумах, чатах, Принимаю участие в Интернет-сообществах, Использую Интернет для работы, учебы, Смотрю обучающие видео, сайты с советами, рецептами и так далее, Пользуюсь Интернетом как средством массовой информации, Создаю программы, сайты, пишу статьи в блогах, выставляю свои картины, фотографии
По результатам опроса студенты распределились в соответствии с мотивами следующим образом:
Таблица 8. Мотивация Интернет-пользователей в МГИМО
Категории по мотивам%Рекреаторы16,8Коммуникаторы22,5Аффилиаторы3,1Деловые25,1Гностики11,5Знатоки19,4Творцы4,4
Из-за недостаточной наполненности некоторых групп была проведена перекодировка. Были объединены в одну группы «коммуникаторы» и «аффилиаторы», а так же «творцы и гностики».
Таблица 9. Мотивация Интернет-пользователей в МГИМО
Категории по мотивам%Рекреаторы16,8Коммуникаторы+аффилиат.25,6Деловые25,1Гностики+творцы15,9Знатоки19,4
Выяснилось, что большинство студентов (25,6%) пользуется Интернетом для общения, поиска новых знакомых, обретения единомышленников. Еще ¼(25,1%) используют Интернет для работы и учебы. На третьем месте — информационный мотив (19,4%).
Для отдыха и развлечений Интернетом пользуются 16,8%. Варианты, «развиваю свои хобби и реализую свои творческие возможности», выбрали 15,9% студентов.
коммуникативным мотивом и мотивом аффилиации
Рекреаторы и коммуникаторы проводят в Интернете больше времени, чем гностики и знатоки. Среди рекреаторов и коммуникаторов около ¼не превышает собственные лимиты времени (25% и 27%).
Среди гностиков и знатоков таких студентов значительно больше (41% и 38%).
Более того, 68,8% коммуникаторов сидят в Интернете больше 2 часов на фоне 36,4% среди гностиков. Другими словами, пользователи, мотивированные общением в Интернете, проводят в нем большую часть своего свободного времени в 2 раза чаще, чем студенты мотивированные развитием своих хобби.
Влияние Интернета на студентов МГИМО
Изучив проявления различных признаков Интернет-зависимости у студентов МГИМО, я задалась вопросом: «К каким последствиям она ведет?». Для этого был создан блок вопросов об удовлетворенности студентов различными сферами жизни.
В таблице 10 представлены распределения студентов по удовлетворенности / неудовлетворенности.
Таблица 10. Удовлетворенность различными сферами жизни (представлены валидные %, по строке)
УдовлетвореныНе удовлетвореныУдовлетворенность отношениями с семьей77,9%22,1%С самыми близкими друзьями72,1%27,9%Выбранной специальностью41,5%58,5%Отношениями с любимым человеком57,7%42,3%Своим хобби50%50%Отношениями с товарищами по учебе44,8%55,2%Материальным положением50%50%Успеваемостью35,8%64,2%
Проанализировав таблицу заметно то, что подавляющее большинство студентов полностью удовлетворяют отношения с семьей и самыми близкими друзьями. Однако распределение по другим вопросам не такое однородное: меньше половины студентов довольны выбранной специальностью, только 50% респондентов устраивает их материальное положением, только 1/3 студентов довольна своей успеваемостью. Конечно же причин такой неудовлетворенности различными сферами жизни может быть много, однако в рамках темы исследования было бы интересно узнать, оказывает ли увлечение Интернетом на этот показатель.
Как оказалось, выдвинутая гипотеза не подтверждается. Связи между удовлетворенностью успеваемостью и зависимостью от Интернета нет. Примерно одинаковое количество студентов испытывают эмоциональную зависимость и дискомфорт без Сети и среди удовлетворенных, и среди неудовлетворенных респондентов.
Такая же ситуация наблюдается и между переменными «удовлетворенность материальным положением» и «зависимые и независимые студенты». Статистической связи не было обнаружено.
При этом заметна связь между удовлетворенностью финансовым положением и количеством виртуальных друзей. Так, среди студентов, у которых много друзей в Интернете 44% удовлетворены, среди тех, у кого мало виртуальных друзей, удовлетворенных гораздо больше 68,8%. Однако, такой связи недостаточно, чтобы утверждать, что именно виртуальная зависимость является причиной недовольства своим материальным положением (см. таблицы сопряженности в приложении 5)
Интересно и наличие связи между удовлетворенностью своим хобби и количеством времени, которое студенты проводят в Интернете. Так, можно заметить, что среди любителей долго сидеть в Сети значительно меньше довольных своими хобби, чем среди тех, кто сидит в Интернете мало (46,2% против 62,2%).
Появляется новый вопрос: «Развивают ли удовлетворенные своим хобби студенты их в Интернете». Как оказалось, Интернет — достаточно благоприятная платформа для развития хобби. Среди студентов, выбравших ответ «смотрю обучающие видео, сайты с советами и рецептами» больше половины довольны своим хобби (55%).
Все познается в сравнении
Для того, чтобы оценить динамику практик пользования Интернетом, проявлений виртуальной зависимости, нужно сравнить полученные мною данные с данными других исследователей. Для этого в составленную мной анкету были предварительно включены несколько вопросов, повторяющих вопросы анкеты предыдущего исследователя.
Вот результаты, которые я получила:
Динамика ответов на вопрос «среднее время в Интернете в будний день»:
Таблица 11. Среднее время в Сети (% по столбцу)
Более ранее исследованиеДанное исследование (2012 год)Меньше 2 часов71,3%35,8%Больше 2 часов28,7%64,2%
В таблице очень наглядно просматривается динамика времени, проводимого в Сети. Количество любителей долго сидеть в Интернете увеличилось в 2 раза (с 28,7% до 64,2%).
Динамика ответов на вопрос «испытываете ли Вы дискомфорт в отрыве от Сети»
Таблица 11. Ощущения в отрыве от Интернета (% по столбцу)
Более ранее исследованиеДанное исследование (2012 год)Испытывают дискомфорт18,2%50%Не испытывают81,8%50% Увеличения количества студентов, испытывающих дискомфорт в отрыве в 2 раза, говорит о том, что Интернет-зависимость как проблема становится все более актуальной. Такие данные подтверждают гипотезу о том, что все больше и больше студентов подвергаются отрицательному влиянию Интернета.
Динамика ответов на вопрос «Много ли у Вас виртуальных друзей»
Таблица 11. Ощущения в отрыве от Интернета (% по столбцу)
Более ранее исследованиеДанное исследование (2012 год)Больше 10 (много)23,5%44,6%Меньше 10 (мало)76,5%55,4%
Интересно, что при увеличении интенсивности других признаков Интернет-зависимости, количество студентов, имеющих много виртуальных друзей заметно сократилось (с 23,5% до 44,6%).
Возможно, со временем в Интернете появилось больше возможностей и возможность виртуального общения блекнет перед другими (просмотр видео и фильмов, чтение, реализация творческого потенциала: блоги, фотографии и др.).
Заключение
Цель нашего исследования достигнута, найдено подтверждение исходной гипотезы, а также части из поставленных гипотез-следствий, в процессе исследования были выдвинуты и новые гипотезы. В ходе проведенного исследования, удалось найти ответы на ранее поставленные исследовательские вопросы.
Прежде всего, Во-вторых,, В-третьих
Более того,
Важно также и то
Обобщая сказанное, можно отметить, что исходная гипотеза остается в силе. В зависимости от различных характеристик студентов (и соц-демографических, и ценностных, и мотивационных) у них по-разному проявляются признаки Интернет-зависимости. Важно и то, что исследование показало, что проблема виртуальной зависимости стоит очень остро и набирает новые обороты из года в год.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/internet-zavisimost-2/
1) Степанов Р.Ю. Патологическая зависимость от компьютера или интернета. — Томск: Сибирский гос. ун-т, 2006 г.
2) Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность; под. общ. ред. А.Е. Bойскунского. Гуманитарные исследования в Интернете. — М.: Можайск-Терра, 2000.
3) Соколова И.В. Социальная информатика и социология: Проблемы и перспективы взаимосвязи. — М: Союз. 1999.