Права человека на социальное обеспечение гарантии реализации

Социальное обеспечение имеет главное место в Российской Федерации. Это одно из важнейших и главных, мест в нашем государстве и общества. Оно непременно зависит от развития экономики, связано с политикой и социальным благополучием нашего общества и во многом зависит от труда людей и неработающих слоев населения.

Термин «права человека» появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой Французской революции. В то время в документах этих стран говорилось о правах человека и гражданина. Сегодня права человека рассматривают с многих точек зрения: с позиции конституционного права, с точки зрения политологической науки и т.д. Общим же является вывод о том, что права человека представляют собой нормы отношения между людьми и государством. Оно обеспечивает человеку возможность делать всё по своему усмотрению.

Право человека на социальное обеспечение гарантировано каждому статьей 7 Конституции Российской Федерации. Оно выражается в обязательной помощи, например, при обстоятельствах, не зависящих от воли человека.

Государственные социальные гарантии реализуются законами в отношении минимальных размеров оплаты труда, пенсионном обеспечении, других видах социальной помощи.

В нашем современном мире право на социальное обеспечение стремительно развивается. Оно контролирует деятельность и взаимоотношения субъектов права по социальному обеспечению, распространяется в России на миллионы граждан.

Целью курсовой работы является: исследованием права человека на социальное обеспечение и процесс реализации права на социальное обеспечение в России.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1)Рассмотреть и изучить права человека на социальное обеспечение;

2) Проанализировать гарантии реализации права на социальное обеспечение и роль государства в социальном обеспечении.

Объектом исследования являются права человека на социальное обеспечение.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав и заключение. В главе первой «Права человека на социальное обеспечение» мы рассмотрели понятие, условия социального обеспечение и круг лиц имеющие право на социальное обеспечение. В главе второй «Гарантии реализации государством право на социальное обеспечение» мы рассмотрели конституционные гарантии социального обеспечения и роль государства по социальному обеспечению.

При написании курсовой работы использовались труды Круглова В.С., Иванова М.В., Крашенинникова П.В., Седугина П.И. и другие.

16 стр., 7517 слов

Роль социальной работы в формировании социального благополучия ...

... общества в современных быстро изменяющихся условиях не могут быть решены только на основе самодеятельной взаимопомощи. Именно этим обусловлена непосредственная связь социальной работы и социального благополучия людей. Сегодня большинство людей непосредственно связывают понятие "социальное благополучие" ...

Глава 1. Права человека на социальное обеспечение

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в статье 7 Конституции Российской Федерации, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Из вышесказанного вытекает вывод что, право социального обеспечения – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

А если посмотреть с другой стороны, то социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных,) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в статье 39 Конституции 1 . В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся

Из этого следует что, социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

5 стр., 2086 слов

Республика Казахстан правовое социальное государство

... интересы народа в целом, интересы социального и национального меньшинства, законные интересы отдельных граждан. Демократичность государства Казахстан выражается в демократических способах проведения ... прошлое. Отсутствие цензуры - яркое проявление существования демократического политического режима. Обеспечение независимости средств массовой информации позволяет высвечивать недостатки в работе ...

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание строилась постепенно по мере его развития самой системы социального обеспечения в российском государстве.

Если учитывать все различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, можно выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

  • необходимо наличие различных фактов для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;
  • осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;
  • установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;
  • закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Из всего перечисленного в системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны обеспечить себя достойной жизни.

Следует также отметить, что систему социального обеспечения следует просмотреть как поэтапную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

Из этого напрашивается вывод что, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социально».

Типы социального обеспечения в России – предоставление какого-то блага имущественного или неимущественного. Имущественные блага – это деньги, вещи, услуги. Неимущественного блага – это, например, психологическая помощь характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме. Предоставление имущественного или неимущественного блага осуществляется тем категориям физических лиц, которые, по мнению государства, не имеют в данный момент собственных средств к существованию, либо они определенными средствами располагают, но не хватает таких средств для дальнейшей стабильной жизни.

Типы социального обеспечения делятся на две группы:

13 стр., 6287 слов

Информация и её роль в обеспечении социального управления

... действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности. Вычленение основных задач социального управления позволяет определить его основные функции: 1. Целеполагание в управлении пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, ...

Первая группа социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, во-первых, имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с возможностью устранения причины необеспеченности; во вторых помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить своё существование; в третьих помощь может предоставляться когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, каких либо обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, и катастроф и в других случаях.

Во второй группе социально-обеспечительное содержание. Преследует цель предоставить человеку:

а) необходимые и,

б) достаточные для жизни существования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека. Социально-обеспечительное содержание предоставляется тем, кто, еще не в состоянии приобрести самостоятельные средства к самообеспечению, либо уже не в состоянии самостоятельно себя обеспечить.

Главное отличие этих видов социального обеспечения состоит в том, что помощь, по общему правилу, имеет:

  • а) временный характер;

б) не является основным источником средств к дальнейшему существованию.

К социально-обеспечительной помощи относятся в РФ пособия, компенсации, льготы, некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования, предоставление предметов первой необходимости, например, одежды, обуви, необходимых продуктов питания малоимущим гражданам и семьям.

Социально-обеспечительное содержание сводится к двум типам. Во- первых, это пенсии. Во-вторых, социальные услуги, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания населения. Таким образом, законодательство закрепляет лишь шесть типов социального обеспечения:

1) пенсии;

2) пособия;

3) социально-обеспечительные компенсации;

4) льготы;

5) социальные и медицинские услуги;

6) предметы первой необходимости.

1.2. Условие социального обеспечения

Конституция Российской Федерации признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства.

Часть 1 статьи 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения 2 . Это и определенные периоды в жизни человека, связанные с возрастом, и состояние здоровья либо трудоспособности (болезнь, инвалидность), и выполнение либо невозможность дальнейшего выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса безработного и др.

4 стр., 1859 слов

Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями

... ведущая, интегрирующая роль в этом процессе принадлежит социальным педагогам. 2. Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России Современная система социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями имеет многопрофильную инфраструктуру Различные ее подразделения ...