Формирование представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

[1]

Исследование специалистов показало, что 75% болезней взрослых людей, заложены еще в детстве. Лишь 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность (ДА).

ДА — это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Ребенок с раннего возраста должен знать и оценивать значение движений в его жизни. Для этого необходимо формировать у детей дошкольного возраста представления о значении двигательной активности.

В.А.Исаев говорит о важности двигательной активности с точки зрения физиологических процессов: она помогает снятию отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления.

7 стр., 3079 слов

Закономерности роста и развития детского организма

... протекают процессы роста и развития; в процессах роста и развития детей и подростков наблюдаются половые различия; процессы роста и развития происходят неравномерно и каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности. 2. Закономерности роста и развития детского организма Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его ...

А.Б.Лапутин отмечает, что в результате двигательной активности активизируются психические процессы, улучшается кровообращение мозга, функционирование центральной нервной системы, все это приводит к повышению умственных способностей. Достижения ребенком в сфере интеллекта и креативность связаны с уровнем развития психомоторной сферы. Так, в специально проводимых исследованиях содержатся факты, указывающие, что дети, у которых более высокое физическое развитие оказываются более успешными в учебе. Дети, посещающие спортивные секции, имеют лучшие показатели умственной работоспособности. Для того, чтобы дети дошкольного возраста целенаправленно занимались спором, они необходимо дать багаж знаний о важности движений в жизни человека.

Все вышесказанное определило проблему исследования: почему необходимо формировать у детей дошкольного возраста представления о двигательной активности?

Объект: представления детей дошкольного возраста о двигательной активности.

Предмет: методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о двигательной активности.

Цель данной работы заключается в теоретическом изучении вопроса о формировании представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику двигательной активности детей дошкольного возраста.

2. Раскрыть значение двигательной активности в жизни ребёнка дошкольника и ее роль в режиме дня дошкольника.

3. Дать анализ программы «От рождения до школы» по проблеме формирования двигательной активности детей дошкольного возраста.

4. Описать формы и методы работы по формированию представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста.

5. Подобрать методические рекомендации по формированию представлений о значении двигательной активности детей дошкольного возраста.

Методы исследования: изучение и обобщение индивидуального педагогического опыта, анализ психолого-педагогической литературы, анализ, синтез.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

1.1. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста

Понятие «двигательная активность» включает в себя множество движений, которые выполняются человеком в процессе его жизнедеятельности. В дошкольном возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части:

— активность в процессе физического воспитания;

— физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

15 стр., 7391 слов

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста ...

... заболеваниям. Цель исследования: выявить влияние подвижных игр на повышение двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания. Предмет исследования: двигательная активность дошкольников. Объект исследования: повышение двигательной активности дошкольников на физкультурных занятиях. Задачи исследования 1) провести теоретический анализ педагогической ...

— спонтанная физическая активность в свободное время.

Все эти составляющие тесно связаны друг с другом.

К характеристикам двигательной активности можно отнести такие параметры, как «уровень двигательной активности» и «двигательный тип».

И.И.Капалыгина выделяет три уровня двигательной активности:

— Высокий уровень.

Для детей этого уровня характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.

— Средний уровень.

Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. Для таких детей характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности

— Низкий уровень.

Низкий уровень двигательной активности — малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость. Не выявляются какие-либо закономерные изменения в реакциях сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. [10]

Так же имеется понятие «двигательный тип». Под «двигательным типом» понимается набор индивидуальных двигательных особенностей, присущих данному ребенку. Каждый ребенок обладает своим типом двигательной активности.

Увеличение количества физкультурных занятий, которые не являются для ребенка необходимой психоэмоциональной разрядкой и не совпадают, не соответствуют его типу двигательной активности, может привести к резко отрицательным последствиям, стать источником длительного стресса, способствующего неприязни к движениям.

Индивидуальные двигательные особенности выявляются в процессе наблюдения за ребенком: в течение длительного времени, с фиксацией в дневнике тех видов движений, которые он предпочитает, выполняет с удовольствием.

На основе вышесказанного можно выделить следующие типы подвижности детей:

-Дети со средней подвижностью, они более спокойные и уравновешенные. При хороших условиях они проявляют самостоятельную активность, их движения уверенные, чёткие, целеустремлённые.

-Дети с малой подвижностью обладают низкой двигательной активностью. [15]

Причины малой подвижности детей дошкольного возраста выделяет О.И.Бочкарева: неудовлетворительный психологический климат в группе;

9 стр., 4478 слов

Правила дорожного движения для детей

... дорожно-транспортных происшествий происходят по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорожках города. Знание правил дорожного движения регулирует единые правила дорожного движения для всех участников дорожного движения, включая детей. Поэтому большинство водителей воспринимают ребенка как «образец для ...

  • однородность и бедность предметной среды;

  • нездоровье;

  • слабые двигательные умения;

  • запрет взрослых.

Эти дети вялые, пассивные, быстро устают, их деятельность не требует пространства и движений. Робкие и неуверенные в себе.

У таких детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности, а также знания о необходимости этих движений. [4]

Нужно увлечь застенчивого, нерешительного ребёнка игрой. Создаются условия игры с движениями, постараться вызвать желание играть двигаясь. Можно показать простое движение и предложить ребёнку повторить его вместе с воспитателем и детьми и рассказать какую пользу принесу эти упражнения и игры.

-Дети с большой подвижностью отличаются неуравновешенным поведением, чаще попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они не могут себя контролировать. Они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Они двигаются в любых условиях. У ребёнка повышена потребность в движении.

Руководство двигательной активности направлено на сосредоточение их внимания на движениях, требующих осторожности и сдержанности.

Полезны все виды метания, точные движения с мячом, ходьба и бег по ограниченной площади, действия с одним предметом на двоих. Показать спокойные движения (вращение мяча на месте, посмотри в окошечко, подними обруч выше).

Необходимо вносить определённые сюжетные направления. Полезно объединение таких детей. Нужно обращать внимание на осмысление действий ребёнком и знания о правильности выполнения упражнения. [4]

1.2. Значение двигательной активности в жизни ребёнка дошкольника

М.Д.Махнева говорит: «Чтобы сделать ребёнка умным, рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движение». [4, с.26]

Двигательная активность, по мнению Г.М.Соловьева, является жизненно необходимой биологической потребностью, важным фактором роста и развития организма ребёнка. Она определяет уровень его функциональных возможностей и работоспособности, поэтому важно с раннего дошкольного возраста обеспечить условия, необходимые для удовлетворения этой потребности в движениях. [18]

Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие -смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника — это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, и, конечно же, здоровья. [16]

5 стр., 2407 слов

Психофизиология двигательной активности

... Поэтому нужно приучать организм к движению с раннего детства и заниматься физической культурой на протяжении всей жизни. Понятие и сущность двигательной активности Как известно, двигательная активность несет в себе как ...

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым.

Движение — это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечнососудистой, дыхательной, нервной системами. [15]

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения — важное средство воспитания.

Движения — первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей, форма проявления этих важных человеческих качеств.

А разве может быть труд — основа основ жизни — без точных, развитых движений?

Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие. [19]

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, будет достигнуто при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в группе, способствовать укреплению мышц, развивать координацию движений, создавать реальные возможности для овладения основными видами движений. Движения детей станут увереннее, целенаправленнее, дети станут активнее, самостоятельнее.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

1.3. Роль двигательной активности в режиме дня дошкольника

Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы, считает Е.А.Теругова. [20]

Необходимо использовать разнообразные формы работы по физическому воспитанию:

  • утренняя гимнастика;

  • физкультурные занятия;

  • физкультминутки;

  • динамическая

  • пауза;

    15 стр., 7342 слов

    Специальная педагогика» : «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ...

    ... педагогической работы с такими детьми. Курсовая работа включает следующие структурные элементы: титульный лист, содержание, введение, выводы, список литературы, приложение. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Дети с ... реакции проявляются в замирании (двигательном торможении) или, наоборот, активизации движений, повороте головы или глаз в ...

  • спортивные праздники.

Конспекты некоторых форм работы представлены в приложении 1.

В самостоятельной активности детей используются разнообразные подвижные игры, способствующие всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу. [7]

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников необходимо определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям.

К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности такие как:

  • утренняя гимнастика;

  • физические упражнения во время прогулок;

  • физкультминутки;

  • подвижные игры.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей внедряются дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанных с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносятся нетрадиционные формы и методы их проведения.

К таким занятиям относятся:

  • оздоровительный бег на воздухе;

  • пробежки по массажным дорожкам в сочетании с

  • воздушными ваннами;

  • гимнастика после дневного сна;

  • двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах;

  • индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке.

Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Рекомендуют проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, утверждал А.Г.Сухарев. [19]

3 стр., 1171 слов

Двигательная активность и здоровье ребенка

... Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Работами известного отечественного физиолога профессора И.А.Аршавского и его учеников установлено, что, двигаясь, ... освещенности и т. н. рименение методов активизации двигательной активности в течение учебного процесса; поддержание правильной рабочей позы при любых видах деятельности: создание ...

Выводы по главе 1

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно отметить двигательную активность как биологическую потребность организма, от степени удовлетворения, которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Движения, физические упражнения обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.

Двигательная активность имеет огромное значение в жизни ребёнка, а именно велико значение двигательной активности в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действия друг друга. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.)

Следует отметить, что двигательная активность способствует:

повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

росту физической работоспособности;

нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

формированию личностных качеств;

улучшению психолого-эмоционального состояния;

укреплению психического здоровья.

По мнению психологов, маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Задача педагогов дошкольных учреждений — создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗНАЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

2.1. Анализ программы «От рождения до школы» по проблеме формирования двигательной активности

Примерная программа «От рождения до школы» (далее Программа) охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: от рождения до 7 лет.

Ведущими целями в области физического развития являются:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

  • формирование основ базовой культуры личности;

    27 стр., 13290 слов

    » Изучение двигательной активности у детей старшего дошкольного ...

    ... характера по подготовке к обучению в школе. Гипотеза исследования:, Структура дипломной работы: ГЛАВА 1. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Понятие двигательной активности В общей системе всестороннего ...

  • всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

  • подготовка к жизни в современном обществе.

В программе выделены основные задачи физического воспитания: развивающие, оздоровительные, воспитательные. [17]

Предусматривается охрана жизни и укрепления здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика нервных срывов и негативных эмоций, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. [17]

Выделены цели и задачи физического воспитания. Цели включают в себя: охрана здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.

Задачи включают в себя: воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Содержание программы «От рождения до школы»

Раздел «Физическое воспитание» включает в себя:

  • физкультурно-оздоровительную работу,

    • физическую культуру;

    • основные движения;

    • общеразвивающие упражнения;

    • спортивные упражнения;

    • подвижные игры;

    • культурно-гигиенические навыки.

  • спортивные упражнения:

    • региональный компонент — катание на санках;

    • ходьба на лыжах игры на лыжах;

    • катание на велосипеде;

    • плавание.

Методические рекомендации данной Программы раскрывают:

— Организацию режима дня, правильное питание, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков, физкультурные знания, утренняя гимнастика, подвижные игры.

14 стр., 6909 слов

Развитие у детей познавательной активности на материале обучения ...

... обучения детей составлению загадок и их отгадыванию в русле развития познавательной активности. Объект исследования: Познавательная активность детей. Предмет исследования: Процесс развития познавательной активности в условиях обучения детей составлению и отгадыванию загадок. ... разнообразных видов активности (волевая, двигательная, коммуникативная и др.), особо выделяется активность, проявляющаяся в ...

— По возрастным группам: подвижные игры, утренняя гимнастика, занятия (строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, основные движения, самостоятельная двигательная деятельность, конспекты занятий).

— Оборудование для физкультурного зала, одежда для физкультурных занятий на воздухе. [17]

2.2. Методы работы по формированию представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста

Для формирования представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста используются различные методы. Знание этих методов и их характеристик позволяет педагогу в соответствии с поставленными педагогическими задачами использовать все виды средств, отбирать наиболее эффективные в той или иной ситуации, подбирать в соответствии с необходимостью. [15]

Важная задача современной педагогики — формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в различных типах дошкольных учреждений.

Важное место отводиться формированию у дошкольников представлений о двигательной активности.

Это вызвано целым рядом причин: недостаток информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации. Все это ведет ребенка к пассивной жизни. [4]

Дошкольные учреждения накопили достаточный опыт в обучении и воспитании детей, осуществляют работу в соответствии с современными требованиями, основывающимися на достижениях психолого-педагогической науки.

Одним из существенных компонентов процесса обучения являются формы его организации. Разнообразие форм обучения определяется количеством обучающихся, местом и временем проведения занятий, способами деятельности детей, а также способами руководства этой деятельностью со стороны педагога. [12]

Различают индивидуальную, коллективную и групповую (дифференцированную) формы обучения:

Индивидуальная форма

У индивидуальной формы обучения есть как положительные, так и отрицательные моменты. Положительным следует считать тот факт, что индивидуальное обучение обеспечивает накопление личного опыта, развитие самостоятельности и активности ребенка, переживание положительных эмоций от общения непосредственно с педагогом. Оно, как правило, более результативно, нежели коллективное обучение.

В индивидуальном обучении недостаточно реализуются возможности сотрудничества и соперничества со сверстниками, которые являются важным эмоциональным фоном учения.

При

Коллективная форма обучения в детском саду до настоящего времени занимает ведущее место, в форме занятий со всей группой детей. Традиционно обучение детей осуществляется по единым программам и единым учебным пособиям. Дети внутри одного возраста имеют значительные индивидуальные различия, поэтому организация обучения должна строиться с учетом этих различий. [5]

Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных и индивидуальных различий уровней развития детей, принято называть дифференцированным , и осуществляется по критериям:

  • по способностям или не способностям к обучению;

  • по интересам;

  • по объему материала и степени его сложности;

  • по степени самостоятельности и темпу продвижения в обучении.

Деление на подгруппы позволяет регулировать объем и сложность изучаемого материала, корректировать количество занятий в неделю (месяц).

Подгруппа детей с более низким уровнем возможностей (низкий уровень развития внимания, мышления, памяти, воображения) занимается 2-3 раза в неделю, но занятия несколько короче и количество программных познавательных задач меньше.

Большая часть занятий организуется со всей группой детей, однако итоговые занятия предполагают дифференцированную (с подгруппами) форму организации. На каждом коллективном занятии имеет место работа с отдельными детьми. Это может быть как временное снижение требований, активная непосредственная помощь со стороны воспитателя детям, которые в ней нуждаются. Или, наоборот, предложение некоторым детям сложных, проблемных заданий, с учетом их возможностей и интересов.

В последнее десятилетие вопросы развивающего обучения рассматриваются в тесной связи с интеграцией программных задач, интеграцией разных видов деятельности детей. Так, для детей младшего и среднего дошкольного возраста более естественно приобретение знаний, умений в игровой, конструктивной, двигательной, изобразительной деятельности. Поэтому рекомендуется один-два раза в месяц проводить интегрированные занятия. [14]

Основными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические. Методы подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. А также в соответствии с личным опытом воспитателя, и от конкретных условий в детском саду.

При выборе методов учитываются:

  • цели, задачи обучения;

  • содержание формируемых знаний на данном этапе;

  • возрастные и индивидуальные особенности детей;

  • наличие необходимых дидактических средств;

  • личное отношение воспитателя к тем или иным методам;

  • конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др.

К наглядным методам обучения относятся:

  • демонстрация объектов и иллюстраций;

  • наблюдение;

  • показ;

  • рассматривание таблиц, моделей.

К словесным методам относятся:

  • рассказывание;

  • беседа;

  • объяснение;

  • пояснения;

  • словесные дидактические игры.

Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании. Одним из существенных словесных приемов в обучении детей является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям.

В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.

Особое место в методике обучения занимают вопросы к детям. При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для вопросов характерна логическая последовательность и разнообразие формулировок.

Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. В ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми терминологии, за грамотностью их речи, сопровождая ее различными пояснениями. Благодаря вопросам уточняются непосредственные восприятия детей.

Наглядные и словесные методы не являются самостоятельными — они сопутствуют практическим и игровым методам. Место игрового метода в процессе обучения оценивается по-разному.

Практические методы (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из ряда операций.

Практические методы характеризуются, прежде всего, самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приобретенные умения в других видах деятельности. [14]

Между методами и методическими приемами возможны взаимопереходы. Широко распространен методический прием — показ. Специальная работа по формированию представлений о значении двигательной активности ведется на протяжении дошкольного детства в тесной связи со всей учебно-воспитательной работой в детском саду.

2.3. Методические рекомендации по формированию представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма.

Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Следовательно, недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме, а отсутствие знаний о движениях может привести к отсутствию самих движений. [3]

Как известно, при режиме малоподвижности возникают негативные проявления в состоянии здоровья и психофизическом развитии детей.

Хорошее здоровье — один из основных источников счастья и радости человека, его неоценимое богатство, которое медленно и с трудом накапливается и в то же время быстро и легко растрачивается. [10]

Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.

Говоря об огромном значении оптимального двигательного режима как средства полноценного развития детей, следует вспомнить, что физиологи считают движение врожденной потребностью организма. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем дошкольном возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Все это будет возможным только при наличии определенных знаний детей дошкольного возраста. [6]

Ученые-гигиенисты утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, потому что движение — преграда любой болезни. А древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть умным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть здоровым – бегай, хочешь бегать – иди читай».

Недостаток знаний о важности движений приводит к избыточному отложению жира, как следствие всего — частые простуды, вялость, раздражительность.

Здоровый образ жизни в детском саду предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное изучение важности изучаемого вопроса.

Для того, чтобы не возникал дефицит знаний о важности движений, используются следующие режимные моменты:

  • утренняя гимнастика и гимнастика при пробуждении;

  • физкультурные и музыкальные занятия;

  • прогулки на свежем воздухе;

  • подвижные игры различной степени активности;

  • физкультминутки и динамические паузы;

  • пальчиковые игры;

  • самостоятельная двигательная деятельность. [6]

Исходя из вышесказанного, можно выделить рекомендации по формированию представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста, которые включают в себя следующее:

1. Проводить беседу о роли движения в развитии детей в физическом, эмоциональном и социальном плане.

2. Развивать в детях желание выполнять различные виды движений.

3. Проводить с детьми подвижные игры, как в зале, так и на свежем воздухе.

4. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду вокруг ребенка. (См. приложение 2,3)

Педагог должен:

  • хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;

  • знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;

  • уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;

  • знать методические основы развития у детей представлений;

  • постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: общение ребенка со взрослыми и сверстниками в режимные моменты и организованная образовательная деятельность.

Самое главное, чтобы грамотно осуществлять образовательную деятельность по формированию представлений о значении двигательной активности воспитатель сам должен быть грамотным в этой области, а так же проводить целенаправленную работу с родителями, подключая их обогащению знаний детей. [2]

Выводы по главе 2

Изучая программу «От рождения до школы» по проблеме формирования двигательной активности было выявлено, что данная Программа охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей. Задачами программы является воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений у детей о здоровом образе жизни.

Следует отметить, что данная Программа предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья ребёнка. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей.

Ознакомившись с информацией о методах работы по формированию представлений о значении двигательной активности детей было выявлено, что знание этих методов позволит педагогу использовать все виды средств, в соответствии с поставленной педагогической задачей.

В современном мире дети всё меньше уделяют внимания двигательной активности и всё больше компьютеризации, что вызывает малоподвижный образ жизни. Поэтому, становиться важным, формировать у дошкольников представления о двигательной активности, а именно обучать детей двигательным умениям давать знания об их значении.

Важными компонентами процесса обучения являются формы его организации. Выделяют следующие формы обучения: групповую, индивидуальную, коллективную, у каждой из них есть свои плюсы и минусы.

Следующими не менее важными компонентами обучения являются методы, которые подбираются в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Выделяют следующие методы: наглядные, словесные, игровые и практические. Стоит учитывать, что на занятии могут присутствовать различные методы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Двигательная активность является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. В современные годы, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, интерактивных панелей, удерживающих ребенка у экранов и гаджетов, двигательная активность детей ограничивается уже в дошкольном возрасте. Самое время вспомнить о важности физического развития, чтобы не допустить вреда формирующемуся детскому организму.

В ходе работы было изучено, что двигательная активность имеет большое значение в жизни ребёнка. Была дана характеристика двигательной активности, раскрыты значение и роль двигательной активности в режиме дня дошкольника, а также сделан анализ Программы «От рождения до школы», рассмотрены формы, методы и даны методические рекомендации по формированию представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста.

Двигательная активность — это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Именно поэтому необходимо дать знания детям о важности двигательной активности.

Данная работа может быть полезна педагогам и студентам профессиональных педагогических образовательных учреждений, поскольку в ней содержится вся необходимая информация по представленной теме.

Формирование представлений о двигательной активности у детей дошкольного возраста имеет большое значение в современном мире, поскольку укрепление и сохранение здоровья превращается сейчас в первоочередную социальную проблему, а это невозможно без приобретенных знаний.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», поскольку предпочитают проводит время сидя за просмотром телевизора или играть в тихие игры за столом. Поэтому особенно важно формировать у детей представления о значении двигательной активности, ведь движение – главное условие нормального роста и развития организма.

В перспективе дальнейшей деятельности планируется исследовать насколько значимо формировать представления детей дошкольного возраста и выявить какие условия для этого необходимо создать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/dvigatelnaya-aktivnost-detey-doshkolnogo-vozrasta/

1. Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155г. Москва // Российская газета. — 2014. — №6245.

2. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», зарегистрирован в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный № 18267. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tehdoc.ru/sanitary.htm (дата обращения: 01.12.2017)

3. Абаскалова,Н.П. Педагогические технологии в системе непрерывного образования (монография по проблеме сохранения здоровья) [Текст] / Н.П.Абаскалова. — Новосибирск: ООО агенство «Сибпринт», 2013. — 160 с.

4. Бочкарева,О.И. Система работы по формированию представлений здорового образа жизни у дошкольников [Текст] / О.И. Бочкарева. — Волгоград: ИТД «Корифей». 2006.- 96 с.

5. Воробьева, М.В. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников [Текст] / М.В. Воробьева // Дошкольное воспитание. — 2018. — №7. — С. — 7

6. Дронова,Т.Н. Право на охрану знаний [Текст] / Т.Н Дронова // Дошкольное воспитание.- 2017 -№ 9.- С. 5-8.

7. Ермакова, З.Н. На зарядку, малыши! [Текст] / З.Н. Ермакова — Санкт-Петербург: Питер, 2003. -145 с.

8. Змановский,Ю.Ф. Воспитаем детей здравомыслящими [Текст] / Ю.Ф.Змановский. − Москва: Медицина, 1989. − 127 с.

9. Исаев, В.А. Физиологические аспекты здорового образа жизни [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А.Исаев. – Электронные тестовые данные. – Москва: Академия стандартизации, метрологии и сертификации,2016. — 95с. – 2731 — 6594 – Режим доступа: http :// www . detki . ru /72632. htm . l , Только для зарегистрированных пользователей, Дата обращения: 23.11.2019.

10. Капалыгина,И.И. Формирование навыков здорового образа жизни и знаний о нем: педагогическая поддержка [Текст] / И.И.Капалыгина // Проблемы воспитания. − 2006. − № 5. − С.13-18.

11. Кирсанова, Н.В. Двигательная активность на прогулке в зимний период [Текст]: управление дошкольным образовательным учреждением / Н.В.Кирсанова. — 2007. — №5. — С.76.

12. Кривошеина,И.В. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни [Текст] / И.В.Кривошеина // Начальная школа плюс до и после. − 2009. − № 2. − С.6-8.

13. Лагутин,А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 2004. — №7. — С.14.

14. Маханева, М.Д. Работа ДОУ с семьей по умственному воспитанию здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева // Управление ДОУ. — 2005. — № 5.- С.26.

15. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. — 2004. — №4 – С.14.

16. Пискунов,В.А. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А. Пискунов. – Электронные тестовые данные. – Москва: Прометей, 2016. – 100 с. – 1548-6327 – Режим доступа: http :// www . maam . ru /15402. htm . l , Только для зарегистрированных пользователей, Дата обращения: 23.01.2020.

17. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст]/ под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. — Москва: Мозаика,2019. -368с.

18. Соловьев,Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры [Текст] / Г.М.Соловьев – Ставрополь: СГУ, 2008.- 111 с.

19. Сухарев,А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [Текст] / А.Г.Сухарев — Москва: Медицина, 2010.-272 с.

20. Терпугова,Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А.Терпугова.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 254с.

21. Чечета, М.В. Психолого-педагогические аспекты формирования представлений об основах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Чечета // Физическая культура и здоровье. − 2004. − № 2. − С.108 — 115.

22. Шевеленко, Л.А. Формирование представлений об основах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А.Шевеленко // Дошкольное воспитание. − 2017. − №3. − C. 34-37

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспекты разных форм работы

Утренняя гимнастика

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

Вводная часть, Основная часть

ОРУ

1.«Чистые ладошки»

И. п.: ноги слегка

расставить, руки на пояс.

В: Одну руку вперед,

повернуть ладонь вверх.

Вернуться в и. п. То же

другой рукой.

3 раза

Дети заходят в зал и строятся в шеренгу. Чтобы быть здоровым, Чистым и красивым,

Нужно умываться Белым нежным мылом! Полотенцем растереться,

Причесаться гребешком, В одежду чистую одеться И в детский сад пойти потом!

Ребята, сейчас мы посмотрим у всех ли чистые ладошки. Ноги узкой дорожкой, руки на поясе. Вытянули одну руку, показали ладошку, а теперь другую

2.«Стряхнем водичку»

И. п.: ноги слегка

расставить, руки на пояс.

В: Руки вверх; круговые

движения кистью —

«стряхивают водичку»; руки на пояс. Дыхание

произвольное.

4-5 раз

Давайте представим, что у нас на руках водичка и нам нужно её стряхнуть.

Ноги узкой дорожкой, руки на поясе. Вытягиваем руки вверх и стряхиваем водичку.

3. «Помоем ножки»

И. п.: ноги врозь, руки за спину.

В: Наклон вперед, хлопнуть два раза по коленям, сказать

«моем чисто». Руки за спину. Ноги в коленях не сгибать.

4-5 раз

Сейчас будем мыть ножки. Ноги узкой дорожкой, руки за спину. Наклоняемся и хлопаем два раза по коленям и говорим: «моем чисто».

«Мы — молодцы!»

2-3 раза

Мы с вами такие молодцы и водичку стряхнули и ножки помыли, давайте порадуемся. Ноги узкой дорожкой, руки вниз. Прыгаем на месте.

«Чтобы чистым быть всегда,

Людям всем нужна…

(вода)!»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс.

В: Подняться на носки; руки в стороны, вдох носом.

Опуститься на всю стопу,

руки на пояс, на выдохе

произнести «вода-а-а».

3-4 раза

Чтобы быть чистыми нужно умываться, мыться, а для этого нужна вода. Ноги узкой дорожкой, руки на поясе. Поднимаемся на носочки, делаем вдох носом, а теперь выдыхаем и говорим: «водаааа».

Заключительная часть.

Подвижная игра «Пузырь»

2 раза

Ребята, а давайте надуем большой пузырь. «Раздувайся, пузырь, Раздувайся вверх и вширь. Раздувайся, пузырь, Пузырь мыльный и цветной, Раздувайся большой, Оставайся такой Да не лопайся.» -Лопнул пузырь сдувается.

Содержание

Дозировка