» Изучение двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста «

Содержание скрыть

Методы и принципы формирования двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста

8

1.1 Понятие двигательной активности

8

1.2. Возрастные особенности развития основных движений у детей

11

1.3. Цель и задачи образования дошкольников в области физической культуры

13

1.4. Принципы образования дошкольников в области физической культуры

15

1.4.1

17

1.4.2.

18

1.4.3.

21

1.5.

23

1.5.1.

23

1.5.2.

25

1.5.3.

26

1.6. М

27

1.6.1. Методы слухового восприятия

29

1.6.2.

32

1.6.3. Методы двигательного восприятия

15 стр., 7391 слов

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста ...

... Цель исследования: выявить влияние подвижных игр на повышение двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания. Предмет исследования: двигательная активность дошкольников. Объект исследования: повышение двигательной активности дошкольников на физкультурных занятиях. Задачи исследования 1) провести теоретический анализ ...

33

1.6.4.

37

Выводы к главе 1.

38

Глава 2

Методы и организация исследования

39

2.1. Методы исследования

39

2.2 Организация исследования

42

Глава 3

Результаты исследований двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

47

3.

47

3.2 Особенности физической подготовленности дошкольников

50

3.3. Оценка уровня двигательной активности с помощью шагомера

53

3.4 Определение сенситивных периодов для развития двигательных качеств у старших дошкольников

54

Выводы

55

Заключение

57

Список использованной литературы

59

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

ДА – двигательная активность:

ДОУ – дошкольное образовательное учреждение;

ЦНС

ФГТ – федеральные государственные требования;

ФРО – функциональные резервы организма;

ВВЕДЕНИЕ

15 стр., 7344 слов

«Развитие познавательных способностей дошкольников в аспекте ...

... деятельности дошкольников. Задачи: 1. изучение литературы по теме исследования; 2. выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста; 3. разработка и апробирование методик, направленных на увеличение познавательной активности детей. Структура дипломной работы: введение, ...

Движение – это и эффективнейшее средство для поддержания и укрепления здоровья.

Врачи и педагоги считают, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

Э. Я. Степаненкова

Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психологического развития в раннем возрасте. Познание окружающего по средствам движения наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни[ 52 ].

Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают недостаток движения, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения [ 48 ] .

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы «От рождения до школы» в виде целевых ориентиров[ 47 ].

Таким образом, двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.

Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:

Проанализировав работы специалистов в данной области, нами сформулированы следующие задачи:

1) Провести анализ физического развития дошкольников по данным специальной и научной литературы и данных сети Internet .

2) Выявить пути повышения двигательной активности старших дошкольников.

3) Измерить двигательную активность детей с использованием средств физической культуры.

8 стр., 3720 слов

Спортивные досуги как средство развития двигательных навыков ...

... двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. Физкультурный досуг — одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные ... двигательной деятельности. При организации активного отдыха ... развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными ...

методы исследований:

— анализ данных литературных источников;

— физиологические методы исследования;

— педагогические методы исследования;

— шагометрия;

-методы математической статистики.

Практическая значимость

Использованиеалгоритма оптимизации двигательных режимовпо физической подготовке детей к обучению в школе способствует повышению эффективности организации двигательной активности детей в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Научная новизна работы

В результате исследования установлено, что у детей подготовительных групп высокий уровень ФРО выявляется реже, чем у детей старших групп.

Выявлено, что для детей подготовительных к школе групп характерно снижение объема двигательной активности в режиме дня, обусловленное необходимостью посещений дополнительных занятий статического характера по подготовке к обучению в школе.

Гипотеза исследования:, Структура дипломной работы:

ГЛАВА 1.

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие двигательной активности

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место.

В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма [ 46 ] .

Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка [6].

Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А.Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма) [ 6 ] .

17 стр., 8077 слов

«Физическое развитие детей дошкольного возраста»

... конспектов занятий по физическому развитию детей дошкольного возраста. Методологическую основу исследования, Методы исследования:, Структура работы:, Глава 1. Теоретические основы физического развития детей дошкольного возраста 1.1 Сущность понятия физического развития Физическое развитие выступает объективным показателем состояния ...

Особенность заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие [2].

Т.И. Осокина и Е.А. Тимофеева отмечают [26, стр 36], что «от систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают характерную для детского возраста эластичность. Усиленная деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет 22-24% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т.к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность».

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

Целью физкультурных занятий в дошкольных учреждениях является создание фундамента физического здоровья детей, что реализуется постановкой следующих задач [ 23 ] :

1. Развивать эмоционально положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня.

2. Вырабатывать начальные навыки школы естественных движений общеразвивающего характера, основ музыкально-ритмической грамоты, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве и сохранять равновесие, участвовать в коллективных действиях (играх, танцах и праздниках), проявлять культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность [ 27 ] .

3. Прививать навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий.

При решении поставленных задач необходимо опираться на следующие положения.

В своей работе следует исходить из того, что ребенок начинает познавать мир посредством движений, т.е. в первые годы жизни физическое развитие опережает умственное. Двигательная активность ребенка влияет, как это ни парадоксально, на две функции: физическое и умственное развитие [ 28 ] .

13 стр., 6359 слов

Особенности работы с детьми с дцп

... согласованно работой различных звеньев нервной системы. При ДЦП отмечаются различные нарушения мышечного тонуса. Часто у детей с ... различных вредоносных факторов. 2. Особенности двигательного развития детей с церебральным параличом У детей с церебральным параличом задержано ... припадками. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, ...

Если первая функция естественна, то вторая, на первый взгляд, кажется абсурдной, и тем не менее наши исследования показывают, что если ребенок двигается хорошо, физически развит, то и умственно опережает своих сверстников. Поэтому мы предположили, что основные части программного образовательного материала должны осваиваться в процессе занятий физическими упражнениями или во время различных форм двигательной активности [ 32 ] .

Двигательную активность необходимо строить на интересе ребенка, что возможно достичь через вызов положительных эмоций.

Двигательную активность ребенка целесообразно организовывать путем отказа от “щадящих” режимов, предусмотренных традиционной программой. Дозировать нагрузки с учетом индивидуальных особенностей ребенка [23, 34 ] .

Весь учебный материал можно представить в виде трех разделов, которые включают практические и теоретические занятия.

Легкая атлетика. Развиваются выносливость, быстрота, скоростно-силовые качества, точность, глазомер. Основные упражнения: ходьба, бег, прыжки, метание [ 40 ] .

Гимнастика. Средствами гимнастики решаются задачи развития силы, гибкости, ловкости, пространственной ориентации, равновесия. При этом вырабатываются элементы красоты, техничности и точности движений [ 31 ] .

Основными являются упражнения в лазании, акробатика, на снарядах (гимнастические кольца, бум, шведская стенка).

Спортивные и подвижные игры. Упражнения и игры направлены на развитие ловкости, психических свойств, простой и сложной двигательной реакции. Основные упражнения: упражнения с одним и двумя мячами (жонглирование), подвижные игры, бадминтон, баскетбол, настольный теннис [ 34 ] .

1.2. Возрастные особенности развития основных движений у детей

При осуществлении педагогического контроля необходимо учитывать возрастные особенности развития основных движений у детей дошкольного возраста.

6 стр., 2846 слов

По физической культуре «Принципы спортивной тренировки»

... движений (идеомоторная тренировка), беседа по разбору техники. Принцип наглядности Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность в процессе физического воспитания ... науки» В системе образования и воспитания под принципом, следует понимать «руководящее положение», «основное правило», «установка». Практическое значение принципов состоит в том, ...

Ходьба. В возрасте 3-4 лет у детей еще сохраняются многие черты ходьбы ясельного возраста: отмечается неравномерный темп и недостаточная четкость движений, трудности при соблюдении указанного направления. Остаются такие вспомогательные движения, как боковые раскачивания, разведения рук для сохранения равновесия, шарканье ногами, ноги при ходьбе полусогнуты [ 37 ] .

Содружественное движение рук и ног при ходьбе у детей 3 лет отмечается уже в 25% случаев, к 4 годам оно отмечается более чем у половины детей. Постановка стоп остается параллельной.

В возрасте 5-6 лет координация движений улучшается, содружественное движение рук и ног отмечается более чем у 70% детей, увеличивается длина шага, он становится более равномерным. Но еще отмечается неравномерность в темпе движения [ 38 ] .

К 7 годам почти у 100% детей отмечается содружественное движение рук и ног, увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы, увеличивается скорость ходьбы на расстояние. У большинства детей этого возраста можно отметить правильную осанку при ходьбе [ 47 ] .

Бег. Хорошая координация движений рук и ног при беге развивается у детей быстрей, чем при ходьбе, так у детей 3 лет она отмечается в 30% случаев, а 4 лет — у 70-75%. В возрасте 3-4 лет отрыв от почвы (“полетность”) во время бега наблюдается в единичных случаях, и только в возрасте 4-5 лет, особенно при наличии тренировки, видимый на глаз отрыв от почвы встречается в 20% случаев. К 7 годам “полетность” при беге отмечается более чем у 70% детей; во многом это связано с тренировкой. К этому же возрасту более чем у 90% детей появляется хорошая согласованность движений рук и ног при беге, бег становится более равномерным [ 52 ] .

Постепенно с возрастом длина шага увеличивается, а темп становится менее частым, нарастает скованность бега.

Прыжки. К 3 годам большинство детей умеет спрыгивать с высоты 15 см и подпрыгивать на месте, но отрыв ног от почвы у них небольшой.

Сравнительно легко дети 3-4 лет справляются с прыжком в длину с места на двух ногах через палку или шнур, лежащие на полу. С возрастом быстро увеличивается длина прыжка. Почти у 50% детей отмечаются неплохой толчок и приземление на полусогнутые ноги, а у остальной части отталкивание от почвы слабое, приземляются они на всю стопу, на прямые ноги. У детей 3-4 лет, как правило, отсутствует взмах рук при прыжке. Трудности для них представляет прыжок в высоту с места. К 4 годам небольшая часть детей может прыгать на одной ноге [55, 56 ] .

6 стр., 2744 слов

«Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности ...

... и в деятельности детей. Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Основная часть Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности ребенка. Развитие ... метель и др.). Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию ...

В возрасте 5 лет дети уже хорошо справляются с подпрыгиванием на одной ноге на месте и с продвижением вперед. Увеличивается длина прыжка с места, дети овладевают прыжком в длину с разбега. В этом возрасте дети еще недостаточно используют при прыжке взмах рук, слабо отталкиваются, иногда приземляются на всю стопу и прямые ноги. Наибольшие трудности представляет прыжок в высоту с разбега, при этом прыжке правильное приземление наблюдается реже.

К 6-7 годам дети свободно и хорошо справляются с подпрыгиванием, прыжками на месте и с продвижением вперед на двух и одной ноге, прыжками в глубину до 50 см. Им вполне доступны прыжки в длину с места и с разбега, прыжок в высоту. Они уже умеют правильно использовать взмах рук при отталкивании, более чем в 70% случаев дети приземляются правильно (на полусогнутые ноги, легко) [ 51 ] .

Метание. У детей 3-4 лет нет настоящего навыка метания. У них отсутствует хороший замах рукой, правильный поворот при метании. Легче им удается ловля мяча. При метании на расстояние до 2-2,5 м часто не выдерживается правильное направление броска. Дети еще не умеют хорошо подбрасывать мяч и ловить его.

В метании тренированность играет особенно важную роль, в связи с чем навыки правильного метания у детей при тренировке развиваются быстро. Уже у детей 5 лет в большинстве случаев имеется правильный замах рукой и поворот туловища. Метание вдаль является для детей более простой формой, чем метание в цель. Значительная разница в качестве выполнения метания и в количественных показателях наблюдается при метании правой и левой рукой (худшие показатели при метании левой).

В развитии этого навыка у детей более четко выявляются половые различия: лучшие показатели у мальчиков уже в 4-5- летнем возрасте, чем у девочек [ 48 ] .

Лазанье. У детей 3-4 лет отмечается приставной шаг при лазании, не всегда движение рук сочетается с движением ног, но при наличии соответствующей тренировки уже в возрасте 4 лет появляется умение лазанья чередующимся шагом. Дети 5 лет полностью овладевают навыками лазания переменным шагом по гимнастической стенке.

12 стр., 5597 слов

Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания

... В данном реферате освещаются вопросы общей спортивной и физической подготовки в системе физического воспитания. 1. Методические принципы физического воспитания Известно, что «принципами» в науке о воспитании называют особенно важные теоретико-практические положения, которые отражают общие закономерности воспитания и служат ...

1.3. Цель и задачи образования дошкольников в области физической культуры

Целью образования дошкольников в области физической культуры является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями.

Задачи определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде. В процессе занятий физическими упражнениями решаются задачи оздоровления, обучения и воспитания детей.

Оздоровительные задачи. Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются первоочередными задачами дошкольного учреждения. Это обусловлено тем, что органы и функциональные системы у дошкольников еще несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, часто болеют. Слабое развитие терморегуляции у детей дошкольного возраста вызывает необходимость повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, т.е. закаливания [45, 46 ] .

Физическое воспитание должно способствовать формированию у детей физиологических изгибов позвоночника, профилактике плоскостопия, гармоничного развития всех мышечных групп.

У детей с дошкольного возраста необходимо развивать двигательные способности, чтобы они могли овладеть жизненно важными двигательными навыками [ 44 ] .

Большое внимание должно уделяться привитию навыков гигиены занятий физическими упражнениями. От этого во многом зависит здоровье детей.

Образовательные задачи. Вторая группа задач исторически носит название «образовательные», хотя, по сути, характеризует лишь одну сторону образования дидактическую и направлена на процесс обучения: формирование двигательных навыков и освоение специальных знаний [ 43 ] .

Большинство движений (ползанье. ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни, что облетает связь с окружающей средой и способствует ее познанию.

Использование прочно сформированных навыков позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Двигательные навыки, сформированные у детей до семи лет. составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спортивной деятельности [ 50 ] .

Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с занятиями физическими упражнениями. Дети должны знать о значении физических упражнений для укрепления здоровья. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

Воспитательные задачи. С раннего возраста у детей важно воспитывать любовь к занятиям физическими упражнениями, интерес к спорту [ 41 ] .

В процессе образования детей в

Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной де ятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообрази тельность, смекалку, находчивость.

Процесс образования дошкольников

1.4. Принципы образования дошкольников в области физической культуры

Образование дошкольников в области физической культуры строится на определенных принципах. Все принципы можно условно объединить в три группы [ 43,44 ] :

  1. общие принципы образования дошкольников в области физической культуры;

  2. принципы организации педагогического процесса по физической культуре в дошкольном учреждении;

  3. принципы построения занятий физическими упражнениями с дошкольниками.

Этими принципами обязан руководствоваться любой педагог, организующий двигательную деятельность дошкольников. От его деятельности зависит полнота реализации каждого из принципов [ 40 ] .

1.4.1 Общие принципы образования дошкольников в области физической культуры. К общим принципам образования дошкольников в области физической культуры относятся принципы: гуманизации образования, демократизации образования, гуманитаризации образования , вариативности образования, региональной специфики образования, развивающего характера образования, непрерывности образования. Физическое, психическое и социальное благополучие каждого из детей основа любого педагогического процесса, независимо от избранной дошкольным учреждением системы физкультурно-оздоровительной работы [ 38 ] .

Принцип гуманизации образования

Вся работа по физической культуре строится на основе создания положительных эмоций от общения со сверстниками, физических упражнений (чувство «мышечной радости»), победы над своим неумением, понимания того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья [ 30 ] .

Планируя работу с дошкольниками, педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Принцип демократизации образования

Принцип гуманитаризации образования

Принцип вариативности образования

Принцип региональный специфики образования

Принцип развивающего характера образования

В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности дошкольника, который является полноценным субъектом деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне его ближайшего развития [ 19 ] .

Принцип непрерывности образования

1.4.2. Принципы организации педагогического процесса по физической культуре в дошкольном учреждении. К принципам организации педагогического процесса по физической культуре в дошкольном учреждении относятся принципы: оздоровительной направленности, социализации ребенка, всестороннего развития личности, единства с семьей, подготовки к обучению в школе [ 11 ] .

Принцип оздоровительной направленности

Педагоги должны так организовывать занятия физическими упражнениями, чтобы реализовывать и профилактическую, и развивающую функции: во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности детей, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма детей, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.

Принцип социализации ребенка

В процессе игр. соревнований и совместных двигательных действий дети овладевают техникой движений, некоторыми тактико-техническими комбинациями, требующими их взаимодействия, ориентирования в пространстве и времени. Эти виды деятельности могут способствовать обогащению эмоционально-волевой сферы ребят и воспитанию у них межличностных отношений и организационных умений [ 13 ] .

Принцип всестороннего развития личности

Содержание занятий физическими упражнениями следует планировать так, чтобы обеспечивалось согласованное, соразмерное развитие всех физических качеств, разностороннее формирование двигательных навыков и овладение детьми специальными знаниями.

Принцип единства с семьей

Принцип подготовки к обучению в школе

Среди многих факторов, влияющих на успешность обучения в школе, ведущее место занимают здоровье, развитие двигательныхспособностей, физическая работоспособность. Успешно справиться с учебными нагрузками могут лишь здоровые, хорошо физически и психически развитые дети.

Таким образом, осуществление принципа подготовки к школе осуществляется через укрепление здоровья, способствующее безболезненному переходу ребенка к систематическому обучению; обеспечение высокого уровня развития физических качеств и сформированности двигательных навыков, что поможет ребенку ус пешно овладевать школьной программой по физической культуре; развитие с помощью физических упражнений качеств, обеспечивающих успешность учебной деятельности вообще и по пред метам, не имеющим отношения к физической культуре, в частности; формирование у детей умения эффективно использовать время отдыха и организовывать свой досуг, используя физические упражнения.

1.4.3. Принципы построения занятий физическими упражнениямис дошкольниками. К принципам построения занятий физическими упражнения ми с дошкольниками относятся принципы: научности, доступности. постепенности, систематичности, сознательности и актив ности. наглядности, прочности, индивидуализации [ 43,44 ] .

Принцип научности

Принцип доступности

Доступность означает,

Принцип постепенности

Принцип систематичности

Принцип сознательности и активности

Принцип наглядности

Принцип прочности

Принцип индивидуализации

1.5. Средства, используемые в физическом воспитании дошкольников

Основное

1.5.1. Физические упражнения . Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека, которое направлено на решение педагогических задач и подчинено педагогическим закономерностям.

Физические упражнения оказывают

Выделение характерных свойств физических упражнений, распределение их на взаимосвязанные классы (классификации) помогает педагогу в процессе поиска тех физических упражнений, которые в большей мере отвечают педагогической задаче. Поскольку наука о физическом воспитании непрерывно обогащается новы ми данными, классификации не могут оставаться неизменными, с течением времени они уточняются [ 2 ] .

Каждое

В настоящее

  • по историческому признаку сложившихся систем физического воспитания (гимнастика, игра, туризм, спорт);

  • по признаку особенностей мышечной деятельности (скоро стно-силовые упражнения; упражнения, требующие проявления выносливости, и т. п.);

  • по значению для решения задач обучения (основные уп ражнения, подводящие упражнения, подготовительные упражнения);

  • по признаку преимущественного развития отдельных мышечных групп (для мышц рук и плечевого пояса, для мышц туловища и шеи, для мышц ног и таза и т. п.).

Помимо общих классификаций существуют так называемые частные классификации: классификации физических упражнений в различных видах спорта, в б иомеханике (статические, динами ческие, циклические, ациклические, комбинированные физические упражнения и др.), в физиологии (упражнения максимальной. субмаксимальной, большой и умеренной мощности) [ 8 ] .

Классификация физических упражнений

Рис. 1. – Классификация физических упражнений, используемых

1.5.2. Естественные силы природы . Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех орга нов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закалива ния организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре [ 7 ] .

В результате упражняет

Естественные силы природы используются

1.5.3. Гигиенические факторы. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания. гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм.

Гигиенические факторы представляют собой

В первую подгруппу входят средства,

Вторую подгруппу составляют средства, включаемые

Правильное освещение предупреждает возникновение заболевании глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, одежды, обуви, тела детей также служит профилактикой заболеваний.

Обязательным условием полноценного решения задач физической культуры является комплексное использование всех средств при правильном их соотношении.

С возрастом ребенка роль гигиенических факторов естественных сил природы не снижается, но затрачивается меньше времени на сон и пи тание, создаются условия для ис пользования более сложных видов физических упражнений.

1.6. М етоды, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками

methodos

Методы, применяемые в процессе занятий физическими упражнениями,

методических приемов,

Следовательно, внутри каждого метода используются его разнообразные методические приемы. Вне метода прием теряет свое значение. Прием позволяет применить соответствующий метод в конкретных условиях. При одном и том же методе реализация его может осуществляться разными приемами. Именно поэтому тотили иной метод используется при решении самых разнообразных задач и при работе с любыми контингентами детей. Причем чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода. В то же время каждый методический прием используется только в частных случаях, а значит, и применяется гораздо реже [ 8 ] .

Методических приемов так много, что они не поддаются какому-либо строгому перечислению. Некоторые из них утрачивают свою значимость, видоизменяются, творчеством педагога создаются новые. Различие в уровне преподавания зависит от объема методических приемов, которыми владеют педагоги [9] .

методикой.

В связи со спецификой физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении используются те методы, которые отражают особенности обучения, воспитания и развития дошкольников.

В основе классификации методов, применяемых на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, используется признак восприятия ребенком информации [ 10 ] .

Все методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, можно разделить на три группы: методы слухового восприятия, методы зрительного восприятия и методы двигательного восприятия.

В то же время методы слухового и зрительного восприятия информации используются не только в практике физической культуры. Условно их можно назвать неспецифическими. Методы двигательного восприятия являются специфическими (рис. 2).


Рис. 2. Классификация методов, применяемых на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками [ 10 ]

1.6.1. Методы слухового восприятия

Рассказ

Сюжетный (тематический) рассказ можно применять непосредственно на занятии. Например, педагог рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т.д., а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки [1 2 ] .

Описание –

Объяснение

Объяснение должно быть

Дети привлекаются

Беседа

Беседа может быть связана

Разбор

Указание(или распоряжение)

Оценки

Оценка обучающего характера наиболее результативна тогда, когда она дается

Воздействие

командой

Команды используются только при работе со старшими дошкольниками.

Подсчет

Периодически детям необходимо создавать возможности для работы в естественном для них темпе. Подсчет должен быть использован только для того, чтобы научить отличать один темп от другого, видоизменять темп по ходу работы.

1.6.2. Методы зрительного восприятия . Методы данной группы обеспечивают зрительное восприятие изучаемого действия, которое выполняет педагог или другой ребенок. При этом возможно использование наглядных пособий. Зрительное восприятие способствует более быстрому и прочному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям [ 2 ] .

Показ физических упражнений

Когда у детей уже создалось правильное зрительное и мышечно-двигательное представление о движении, целесообразно вызывать словом его образ, активизируя при этом мышление ребенка.

Педагогу следует тщательно подготовиться к показу упражнения. Важно правильно выбрать место, чтобы показываемое упражнение было видно всем детям. Наиболее сложные упражнения (метание, прыжки и др.) следует показывать в разных плоскостях, чтобы создать правильное представление о положении туловища, ног, рук [ 19 ] .

Демонстрация наглядных пособий

Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.

Данные методы основаны на активной двигательной деятельности детей. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения эти методы разделяются на две группы: методы строго регламентированного упражнения и методы частично регламентированного упражнения. Различия эти относительны [ 2,19,43 ] .

Момент регламентации имеется в любом методе. Различны лишь степень и характер регламентации. При известных условиях два метода из разных групп могут совмещаться: одно и то же действие может одновременно изучаться. например, методом разучивания по частям и соревновательным методом. Тем не менее это не дает оснований для их отождествления.

Методы строго регламентированного упражнения. Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т. п. В результате этого появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимые действия [ 44 ] .

1.6.3. Методы двигательного восприятия.

Метод разучивания по частям

Метод разучивания в целом

имитация.

Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. Имитация используется во всех возрастных группах. Но чаще она применяется в работе с младшими детьми [ 21 ] .

К разучиванию в целом приходится прибегать и в тех случаях, когда сложно расчленять действие и создавать оправданные системы подводящих упражнений.

Использование принудительно-облегчающего упражнения, с одной стороны, заставляет ребенка с помощью внешних сил илиориентиров выполнить действие с заданными параметрами, а с другой – создать условия, помогающие выполнить это действие.

Тренажеры

Использование слуховых и зрительных ориентиров зачастую относят к методам зрительного и слухового восприятия. Тем не менее по основному признаку наличию выполнения ребенком физического упражнения они должны относиться к группе практических методов обучения.

Слуховые ориентиры

звуковых ориентиров

Помощь

При лазанье по гимнастической стенке и при прыжках в длину и в высоту педагог оказывает помощь детям в виде страховки.

Равномерный метод

Равномерный метод применяется в основном в упражнениях циклического характера (бег, лыжи, плавание), на занятиях в естественных условиях, в местах, богатых кислородом (лес, парк, у реки).

Данный метод направлен на развитие выносливости и предполагает выполнение упражнений со средней степенью интенсивности [ 46 ] .

Переменный метод

Переменный метод применяется в циклических

повторного метода

Методы частично регламентированного упражнения. Методы частично регламентированного упражнения допускают относительно свободный выбор действий ребенком для решения поставлен ной задачи. Эти методы, как правило, используются на этапе совершенствования, когда дети уже обладают достаточным объемом знаний и умений. Входящие в данную подгруппу методы, обладая различными признаками, имеют сходство в одном: при их использовании всегда присутствует элемент соперничества между детьми.

Игровой метод

Однако слабая сторона этого метода заключается в

Соревновательный метод

Данный метод имеет много общего с игровым методом. Однако между ними существует и принципиальное различие. Оно состоит в том, что в игровом методе процесс занятия физическими упражнениями всегда имеет сюжетное содержание. В соревновательном методе этот момент отсутствует, и процесс выполнения действия полностью подчинен задаче победить в том или ином действии в соответствии с заранее установленными правилами.

Пользоваться соревновательным методом на занятиях с дошкольниками надо осторожно. При неправильной методике он может вызвать сильное нервное возбуждение, отрицательно сказаться на самочувствии и поведении детей дошкольного возраста.

Не следует злоупотреблять, в частности, эстафетами: длительное пребывание в качестве зрителей-болельшиков, поочередное выполнение упражнении в напряженной обстановке перевозбуждают нервную систему детей.

Соревновательный метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движения [ 19,21 ] .

1.6.4. Соотношение в использовании методов . Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, сложности и характера упражнений, этапа обучения.

На первом этапе обучения проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используются показ, объяснение и практическое опробование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями.

Чем дети младше, тем

На втором этапе углубленного разучивания движения большое место занимают имитация, зрительные, слуховые ориентиры. Сло весные методы используются в виде коротких указаний.

Хороший

Задача третьего

В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью взрослого.

Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью взрослого или придерживаясь за пред меты. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры , которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.

В старшем дошкольном возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кино- и диафильмы).

Упражнения выполняются чаще в соревновательной форме [ 2,19,43 ] .

Выводы к главе 1.

Названные компоненты двигательной самостоятельности находятся во взаимосвязи, и формирование двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста проходит успешно, когда в процессе формирования ее оказывают позитивное влияние все три компонента.

ГЛАВА 2

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач, были использованы как теоретические, так и практические методы такие как:

1) Контент-анализ данных специальной и научной литературы и данных сети

2) Физиологические методы исследования, которые включают в себя:

а) оценку состояния сердечно-сосудистой системы;

б) оценку состояния дыхательной системы.

3) Педагогические методы исследования, направленные на оценку физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста;

4) Метод шагометрии;

5) Методы метаматематической статистики.

2.1.1.Контент-анализ данных специальной и научной литературы и данных сети

2.1.2 Физиологические методы исследования.

Для определения состояния показателей ЧСС использовался польпаторный метод, воспитатель, инструктор по физической культуре совместно с медицинской сестрой после программного занятия определяли данный показатель.

Для оценки дыхательной системы использовали две пробы задержке дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе(проба Генча).

2.1.3. Педагогические методы исследования.

Методика определения темпов прироста показателей физической подготовленности по методу В.И Усакова (Табл. 1).

Данная методика дает представление об изменениях физической подготовленности дошкольников из-за проводимых мероприятий. Позволяет выявить причины снижения уровня физической подготовки.

Измерения производят в начале года и в конце и производится вычисление по формуле (1):

(1)

W

V

V

Таблица 1

Шкала оценки темпов прироста физических качеств

Темпы роста (%)

Оценка

За счет чего достигнут прирост

До 8

Неудовлетворительно

За счет естественного роста

От 8 до 10

Удовлетворительно

За счет естественного роста и роста естественной двигательной активности

От 10 до 15

Хорошо

За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15

Отлично

За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений

Для определения уровня физической подготовленности была использована следующая батарея тестов[ 30 ]:

Тест на скорость, а именно бег на 10 метров сходу выполняется следующим образом: н а дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша, в 6-7 метров от нее находится ориентир (яркий предмет), для того, чтобы ребенок при пересечении линии финиша не тормозил резко. Совершается две попытки, с интервалом 5 минут.

Ребенок по команде подходит к линии старта. Воспитатель стоит сбоку с секундомером. После взмаха флажком ребенок разбегается. В момент пересечения старта секундомер включается, при пересечении финиша — выключается. Записывается лучший результат из двух попыток.

Тест на выносливость следует выполнять небольшой подгруппой из 5-7 человек, сформированной с учетом активности детей. Участвуют два воспитатель, медсестра, она следит за самочувствием детей.

Воспитатель заранее измеряет дистанцию и размечает ее — отмечает линию старта и половину дистанции. Дети находятся на линии старта, по команде «на старт» включается секундомер и дети бегут колонной за воспитателем по физической культуре. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест правильно выполнен, если ребенок пробежал дистанцию без остановок. Для детей 5-6 лет дистанция 90 метров, а для детей 6-7 лет дистанция 120 метров. Для детей средней группы данный тест не проводится, так как выносливость развивается позднее, чем скорость. Ребенок сначала должен правильно и уверенно бегать.

Упражнение прыжок в длину с места выполняется так: исходное положение — ноги полусогнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад, в стороны. Дети должны оттолкнуться обеими ногами и одновременно произвести взмах руками вперед и вверх. Во время прыжка ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. При приземлении ребенок приседает выносит руки вперед — в стороны.

Характеристика силы производится с помощью кистевого динамометра. Рука с динамометром находится под прямым углом относительно туловища. Другая рука расположена вдоль тела. Сжимаем динамометр 5 раз с интервалом в несколько минут и записываем наибольший результат.

При выполнении теста на гибкость ребенок, стоя на скамье, наклоняется вперед, не сгибая коленей, пару раз. На третий раз ребенок совершает максимальный наклон и фиксирует свое положение 2 секунды. Записывается результат.

2.1.4 Метод шагометрии.

Измерение продолжительности двигательной активности детей в течении дня подсчитывалось с помощью секундомера. Интенсивность двигательной активности определялась путем деления количества движений на продолжительность ее в минутах.

2.1.5. Методы метаматематической статистики. Для обработки полученных данных использовался метод средних величин. Согласно этого метода рассчитываются следующие показатели[ 18 ]:

среднее значение выборки (М);

стандартное отклонение (

Обработка статистических данных производилась с помощью программных пакетов MicrosoftExcel 2016.

2.2 Организация исследования

Исследования проводились в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Новоаганский ДСКВ «Лесная сказка» в период с сентября 2016 по апрель 2017 год, с детьми 4-7 лет.

Большинство детей из полных семей, имеющих одного ребенка или двух, родители с высшим образованием. Все дети занимаются дополнительно, посещая кружки, секции, в том числе и спортивные.

В детском саду бесплатно проводятся секции «

В течение дня активность детей продолжается благодаря играм как в группе, так и во время прогулки, свободное время дети проводят, занимаясь активными играми, по утрам обязательно проводится зарядка. В целом ребенок активен в течение всего дня, благодаря режимным моментам и работе воспитателей.

Общее количество детей составило 60 человек, из них 36 мальчик и 24 девочки(табл. 2).

Таблица 2

Контингент детей в исследуемых группах

Возраст

Мальчики

Девочки

Всего

4-5 лет

12 чел.

5 чел.

17 чел.

5-6 лет

12 чел.

8 чел.

20 чел.

6-7 лет

12 чел.

11 чел.

23 чел.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее Программа) разработана, утверждена и реализуется в Муниципальном бюджетным дошкольном образовательном учреждении Новоаганский ДСКВ «Лесная сказка» на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования») и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, с учетом региональных особенностей Нижневартовского района, Ханты-Мансийского автономного округа — Югра; специфики, вида дошкольного образовательного учреждения; углубленной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста; образовательных потребностей и запросов воспитанников, а также их родителей (законных представителей).

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Основные цели и задачи, поставленные данной программой перед ДОУ для детей 4-5 лет.

Формировать правильную осанку. Совершенствовать и развивать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Развивать и закреплять умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать ритмично, легко, энергично отталкиваясь носком. Учить подлезать, пролезать, ползать, перелезать через предметы. Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку. Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).

Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору. Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения. Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и другие

Цели и задачи для детей старшей группы (5-6 лет).

Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе. Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой).

Учить ориентироваться в пространстве. Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам. Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место. Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Цели и задачи для подготовительной группы (6-7 лет).

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Добиваться активного движения кисти руки при броске. Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений. Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними. Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта [31].

В дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 79 «Лучик» все данные цели выполняются не только на занятиях физкультурой, но и на других, например, на занятиях музыке, играх на прогулке и в свободное время в группе.

ГЛАВА 3

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» В ГОРОДЕ НОВОАГАНСК НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА

3. 1. Оценка физиологических показателей детей старшего дошкольного возраста

Двигательная активность детей в значительной степени зависит от режима детского сада, обучения и воспитания детей. Широкое использование комплекса физических упражнений способствует удовлетворению потребность детей в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности. Одним из средств повышения двигательной активности являются спортивные игры, в частности, бадминтон.

Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики.

У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества), благодаря которым он:

  • сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);

  • подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);

  • прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;

  • бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

  • бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;

  • хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

Двигательная активность оказывает влияние и на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы.

Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

Таким образом оценивания показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, были получены следующие показатели, которые приведены в таблице 3

Таблица 3

Среднестатистические показатели оценки сердечно-сосудистой и дыхательной систем в начале и конце эксперимента, М± m

Возраст детей

пол

В начале эксперимента

В конце эксперимента

ЧСС, уд/мин

Проба Штанге, с

Проба Генча, с

ЧСС, уд/мин

Проба Штанге, с

Проба Генча, с

4-5 лет

м

101±7,84

22,1±3,19

17,4±3,19

102±7,84

25,7±3,76

18,9±2,96

д

104±9,69

21,9±2,98

16,8±3,01

104±9,69

25,4±2,98

18,4±2,54

5-6 лет

м

98±10,11

23,1±3,47

17,8±3,21

98±10,11

27,8±4,01

19,4±3,11

д

96±9,99

23,0±3,36

17,7±3,19

96±9,99

27,8±3,56

18,5±3,87

6-7 лет

м

94±11,13

23,4±3,57

18,1±2,14

94±11,13

29,1±4,15

19,7±3,89

д

95±10,18

23,1±3,38

17,6±2,79

95±10,18

28,6±4,01

19,5±3,67

Анализируя данные таблицы 3, мы видим, что все показатели находятся в физиологических нормах для детей 4-7 лет. Также в конце эксперимента наблюдается увеличение показателей в пробах на задержку дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генча), что объясняется, тем что инновации, введенные в программу, позитивно действуют на организм ребенка. Но при этом показатели ЧСС тоже находятся в пределах физиологической нормы, но при этом существенных изменений в конце эксперимента не наблюдается. Что подтверждает, что в программе соблюдены физиологические, гигиенические и санитарные требования к проведению занятий.

3.2 Особенности физической подготовленности дошкольников

Данные физического развития и физической подготовленности детей по каждому показателю дают возможность сравнить уровень физического развития и физической подготовленности детей каждой группы, проследить динамику, выявить проблемы и наметить план коррекционной работы.

Таблица 4

Среднестатистические показатели оценки в

Возраст детей

Пол

В начале эксперимента, В конце эксперимента

Норматив

Прирост результатов,

4-5 лет

м

4,9±0,12

3,8±0,09

4,6±0,13

28,9

д

5,56±0,18

3,86±0,12

4,75±0,13

44,0

5-6 лет

м

3,8±0,1

2,5±0,05

2,9±0,12

52,0

д

3,8±0,05

2,5±0,08

3,0±0,12

52,0

6-7 лет

м

2,6±0,06

2,3±0,04

2,2±0,07

13,0

д

2,6±0,07

2,3±0,04

2,4±0,07

13,0

Сравнительный анализ показателей в начале года и в конце у мальчиков и девочек показал, что на начало года результаты в беге на 10 метров хуже нормы, хотя и ненамного, а вот к концу года показатели улучшаются в разы и даже становятся выше средних показателей.

К 6-7 годам скорость увеличивается, это связано с тем, что дети к данному возрасту становятся крепче и движения в беге у них более автоматичны, чем у детей 4-5 лет. Это видно так же из нормативов, они меньше для подготовительной группы и чуть больше для средней.

При этом прирост результатов отмечается как у мальчиков и у девочек в каждой возрастной группе, что свидетельствует о том, что предложенные новые педагогические подходы положительно влияют на развитие скоростных способностей детей.

Среднестатистические показатели развития выносливости у детей 4-7 лет в беге на 90 и 120 метров приведены в таблице 5.

Таблица 5

Среднестатистические показатели развития выносливости в беге на 90 и 120 метров

Возраст

Пол

В начале эксперимента, с, В конце эксперимента, с, Нормативы

(с)

Прирост результатов, %, В беге на 90 метров

4-5 лет

м

34,2±0,94

32,8±0,83

33,6±0,3

-4,3

д

33,9±0,93

32,3±0,9

33,4±0,16

-5,0

5-6 лет

м

34,4±0,94

32,8±0,83

33,6±0,3

-4,9

д

33,8±0,93

32,3±0,9

33,4±0,16

-4,6

В беге на 120 метров

6-7 лет

м

33,9±0,25

33,5±0,39

33,8±0,18

-1,2

д

35,5±0,52

34,7±0,46

34,4±0,34

-2,3

Исходя из данных таблицы 5, можно сделать вывод, что на начало года у детей показатели выше нормы, к концу года данные показатели приходят в норму, а у детей 5-6 лет даже лучше нормативов.

У девочек результаты лучше, чем у мальчиков, это объясняется не только уровнем физической подготовленности, но и тем что девочки, при выполнении данного задания, четко следовали требованиям воспитателя.

Сравнительная характеристика скоростно-силовых качеств

Прыжку в длину с места детей обучают с трех лет, поэтому в четыре года данное упражнением им уже знакомо. Перед ними стоит задача выполнить прыжок более качественно.

Отдельные элементы прыжка совершенствуются в ходе выполнения движения.

Наиболее сложным для дошкольников является приземление, так как ребенок отталкивается, прикладывая максимум силы и приземляется жестко на пятки, при этом теряя равновесие.

Поэтому нужно уделять больше времени на обучение мягкому и устойчивому приземлению.

Среднестатистические показатели развития скоростно-силовых качеств у детей 4-7 лет приведены в таблице 6.

Таблица 6

Среднестатистические показатели развития скоростно-силовых качеств

Возраст

Пол

В начале эксперимента, с, В конце эксперимента, с, Нормативы

(с)

Прирост результатов, %

4-5 лет

м

77,9±1,99

84,6±1,62

85±1,32

7,9

д

82,6±2,43

88,2±1,63

80±1,32

6,8

5-6 лет

м

101,2±3,23

102,4±2,87

107.5±14,4

1,2

д

103,6±3,48

101,6±3,52

105±1,85

-2,0

6-7 лет

м

126±3,68

125,5±2,87

117,4±1,89

-0,4

д

118,6±4,02

128±2,3

115±2,06

7,3

Анализируя таблицу 6, можно сказать, что в большинстве случаев фактические результаты превышают нормативы. Это связано с активностью группы, их интересом и развитием.

Но при этом и присутствует регресс показателей, что объясняется тем, что дети 6-7 лет уже входят в подготовительную группу, которая делает акцент на подготовке к школе, и, у детей преобладают нагрузки стационарного характера.

Среднестатистические показатели развития силовых качеств у детей 4-7 лет приведены в таблице 7.

Таблица 7

Среднестатистические показатели развития силовых качеств

Нормативы

(с)

Прирост результатов, %

4-5 лет

м

Правая

4,23±0,04

4,82±0,04

5±0,32

12,2

Левая

4±0,06

4,15±0,04

4,25±0,28

3,6

д

Правая

3,4±0,14

3,8±0,11

4±0,24

10,5

Левая

3±0,18

3,5±0,11

4±0,24

14,3

5-6 лет

м

Правая

6,35±0,26

6,35±0,29

7±0,32

3,1

Левая

4,59±0,28

5,59±0,33

5,5±0,24

17,9

д

Правая

5,13±0,16

5,13±0,19

5,25±0,28

9,8

Левая

4,41±0,11

5,36±0,1

5±0,24

17,7

6-7 лет

м

Правая

8,69±0,27

9,54±0,23

9,5±0,38

8,9

Левая

6,31±0,2

6,62±0,13

6,5±0,24

4,7

д

Правая

7,83±0,31

7±0,31

7,5±0,38

4,5

Левая

6,01±0,12

5,96±0,14

6±0,24

2,9

Развитие силовых качеств начинается с 5-6 лет, в средней группе показатели ниже норма, как в начале, так и в конце года. В старшей и подготовительной группах показатели силы у детей в пределах нормы, иногда чуть выше. Именно такие результаты по данному тесты были получены из-за того, что в течение года было недостаточно упражнений на развитие силовых качеств детей.

Среднестатистические показатели развития гибкости у детей 4-7 лет приведены в таблице 8.

Таблица 8

Среднестатистические показатели развития гибкости

Возраст

Пол

В начале эксперимента, с, В конце эксперимента, с, Нормативы

(с)

Прирост результатов, %

4-5 лет

м

4,77±0,06

5,2±0,06

4,5±0,56

8,3

д

7,5±0,46

8,3±0,52

7,5±0,56

9,6

5-6 лет

м

5,0±0,22

5,5±0,27

5,5±0,56

9,1

д

8,4±0,3

8,8±0,3

8,5±0,56

4,5

6-7 лет

м

6,4±0,28

7,1±0,35

6,5±0,56

8,6

д

9,58±0,43

10,1±0,49

10±0,63

5,1

Анализируя данные таблицы 8, можно сделать вывод, что показатели гибкости у девочек выше, чем у мальчиков и выше нормативов. У детей 4-5 лет данные показатели выше нормы, как у мальчиков, так и у девочек. Девочки более гибкие и пластичные, чем мальчики.

3.3. Оценка уровня двигательной активности с помощью шагомера

Самостоятельная двигательная деятельность детей стала значительно богаче по содержанию, у них появился устойчивый интерес к играм спортивного характера (бадминтон, баскетбол, теннис, городки) и спортивным упражнениям. Творческие игры стали носить целенаправленный характер с использованием разнообразных движений и физкультурных пособий. У детей экспериментальной группы значительно возросли все три показателя двигательной активности (количество локомоций, продолжительность, интенсивность), а также и показатели двигательной подготовленности.

Опытно-экспериментальная работа, проводилась в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Новоаганский ДСКВ «Лесная сказка» с сентября в 2016 по апрель 2017 учебного года с детьми 4-7 лет.

Диагностическое исследование было направлено на выявление уровня двигательной активности в испытуемой группе. Для достижения поставленной цели и задач использовался метод шагометрии, позволяющий измерить объём двигательной деятельности. Качественное изучение двигательной активности осуществлялось с помощью наблюдения за детьми во время занятий и свободное время.

Результаты исследования представлены в таблице 9

Таблица 9

Показатели уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в начале и в конце эксперимента, %

В начале эксперимента,

%

В конце эксперимента,

%

Низкий уровень, Средний уровень, Высокий уровень, Низкий уровень, Средний уровень, Высокий уровень

4-5 лет

17,65

47,06

35,29

17,65

41,18

41,18

5-6 лет

25,00

55,00

20,00

20,00

50,00

30,00

6-7 лет

17,39

39,13

43,48

8,70

47,83

43,48

Анализ двигательной активности показал, что в начале экспериментавысокий уровень развития двигательной активности наблюдался у 32,92% детей, средний уровень развития двигательной активности у 47,06% детей, а низкий уровень — у 20,01%.

В конце эксперимента высокий уровень двигательной активности составил — у 38,22 % детей, средний уровень — у 46,33% детей и низкий — у 15,45 % детей.

Таким образов внедрение дополнительных движений из видов спорта и повышая интерес детей к занятиям, дало положительный результат, повышения уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

3.4 Определение сенситивных периодов для развития двигательных качеств у старших дошкольников

В разные годы своей жизни, физические качества ребенка развиваются неравномерно. В определенный возраст некоторые качества развиваются одинаково и быстро, а в другой период физические качества нарастают медленно, с разной интенсивностью. Сенситивными периодами называются периоды, в которые какое-либо качество наиболее интенсивно развивается.

На пятом году жизни умеренно развиваются определенные физические качества: ловкость, сила и быстрота, а также ориентационные и координационные способности. Ускоренно развиваются в данном возрасте прыжки и равновесие.

В шесть лет можно отметить умеренное развитие таких качеств как:

В семь лет ускоренно развивается гибкость и ловкость. Умеренному развитию подвергаются семь основных движений: ходьба, лазание, метание, бег, движение руками и ногами, прыжки.

ВЫВОДЫ

1. При сравнении физической подготовленности мальчиков и девочек можно сделать вывод, что скоростные качества находятся примерно на одном уровне, если судить по концу года.

Результаты девочек и мальчиков укладываются в норматив и даже немного лучше его. Смотря на результаты теста на выносливость, можно судить о том, что девочки 5-6 лет более выносливые, чем мальчики данного возраста, а в возрасте 6-7 лет, наоборот — мальчики выносливее девочек.

2. При выполнении теста «Прыжок в длину с места» результаты как у девочек, так и у мальчиков одинаковы, это обосновывается тем, что данному виду упражнений было уделено больше времени, занятий, на которых дети оттачивали движения, необходимые для выполнения данного теста. Силовые качества девочек и мальчиков так же в норме.

У девочек и мальчиков 5-6 лет и 6-7 лет результаты динамометрии левой руки выше нормы, так как в данных группах по несколько человек с ведущей левой рукой. Результаты теста на гибкость говорят о том, что девочки более гибкие, чем мальчики, так как для девочек гимнастики проводится больше, чем для мальчиков, тем самым показатели гибкости девочек выше.

3. При исследовании динамики физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста занимающихся по программе «от рождения до школы» в городе НовоаганскНижневартовского района, мы пришли к выводу, что регулярные занятия по данной программе приводят к улучшению физических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения более высоких результатов нужно строго придерживаться программы и плана работы с детьми, выполнять все режимные моменты, на прогулках детей занимать активными играми.