Диагностика направленности личности в юношеском возрасте

Содержание скрыть

Всовременныхусловияхстановитсяважнымстановлениеличнос­тиииндивидуальностикаждогочеловека, формированиесоциальножиз­неспособнойличности. Особое значение этот процесс приобретает в юношеском возрасте (от 17 до 20-23 лет), т.к. социальная ситуация развития в юности, так же как и в старшем школьном возрасте – ситуация выбора жизнен­ного пути. То, какой выбор будет сделан в юности, зависит от направлен­ности личности, доминирующих мотивов, основных цен­ностных ориентаций. В это же время наблюдается переход самосознания юношества на качественно новый уровень, что также существенно влияет на процесс формирова­ния ценностных ориентаций личности, дальнейшее развитие ее мотивационной сферы, которая и определяет ее направленность, детерминирую­щую поведение человека, его поступки.

Теоретическиепроблемынаправленностиличностинашлинаибо­лееполнуюразработкувтрудахЛ.И. Божович, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, А.Г. Ковалева, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, М.Н. Пейсахова, К.К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, идр.

Несмотря на различие трактовок личности, существующих в отечественной психологии, направленность выделяется во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики [1], [2], [11], [19], [22].

Направленность личности рассматривается как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно не­зависимы от наличных обстоятельств [19].

Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, иде­алами, в которых выражается мировоззрение человека [4].

Направленность личности определяет инициативное пове­дение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей. В содержании направ­ленности выделяют два основных образования:

1) потребности и их модификации — мотивы, установки, иде­алы, мечты;

2) отношения личности и их модификации — внутренние позиции, убеждения, социальные оценки и ожидания [17].

Являясьважнейшей характеристикой человека, интегральным целостным свойством, регулирующим его деятельность и активность, направленностьимеетогромное воспитательное значение. Поэтомуособуюактуальностьприоб­ретаютвопросыразвития направленности вусловияхобразования и, особенно, в юношеском возрасте, в период выбора жизненного пути, подготовки к будущей профессии и ее освоения.

Исследование направлен­ности личности представляет как теоретический, так и практиче­ский интерес, поскольку формирование общественно полезной и действенной направленности учащихся различных учреждений образования (вузов, колледжей и т.д.) является важнейшей вос­питательной задачей.

25 стр., 12063 слов

Профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте

... особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте. 1. Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте 1.1 Психологические особенности юношеского возраста Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16 ...

Несомненная актуальность исследования проблемы направленности личности в юношеском возрасте определила тему настоящей работы – «Диагностика направленности личности в юношеском возрасте» и позволила сформулировать ее цель : – изучить особенности направленности личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь.

Объектом исследования

Предмет исследования направленность личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь.

Как уже отмечалось, различные от­ношения человека к другим людям, к себе и к своему делу проявляются в соответствующих видах направленности его личности (личной, общественной, деловой) и обуславливают его жизнедеятельность. В связи с этим, мы предположили, что названные виды направленности, связанные с отношениями человека, представлены в содержании личностной направленности неодинаково.

Гипотеза исследования, Задачи исследования:

1.Проанализировать научную литературу по исследуемой теме.

2.Разработать понятийный аппарат исследования.

3. Подобрать методику изучения направленности личности.

4. Провести эмпирическое исследование.

5.Обработать полученные результаты с помощью методов математической статистики и проанализировать их.

6. Осуществить статистическую проверку гипотезы

7.Обобщить выводы по исследуемой теме и подвести итоги исследования.

Экспериментальная база исследования – Могилевский Колледж МВД Республики Беларусь. В исследовании приняли участие 28 курсантов названного учреждения образования в возрасте 19-22 лет.

В качестве основных методов исследованиябыли использованы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме, ориентационная анкетаБ. Басса и методы статистической обработки данных.

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Направленность как интегральная характеристика личности

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности, в которых даны различные определения этого понятия (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Я.Л. Коломинский, Б.В. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.).

Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных подходах эта характеристика раскрывается по-разному, но во всех концепциях направленность так или иначе выделяется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности, т.е. направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад [4].

Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, человека. Он считал, что проблема направленности — это, прежде всего, вопрос о динамических тен­денциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) пред­метное содержание, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает. Понимая направленность как интегральное целостное свойство, регулирующее деятельность человека, его активность, С. Л. Рубинштейн не ограничивал направленность лишь одним соотношением мотивов и подчеркивал, что направленность личности находит свое выражение не только в ее потребностях, но и в инте­ресах, идеалах, склонностях и устремлениях [19].

8 стр., 3543 слов

Психология — ы : Личность преступника особенности формирования ...

... черт. Психологический анализ личности предполагает максимальный учет индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное. Их выделение в структуре личности преступника вовсе ...

В психологии существуют различные определения понятия направленности. Например «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили) [10].

Практически все психологи под направленностью личности понимают совокуп­ность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. У Б. И. Додонова — это система потребностей; у Л. И. Божович и Р. С. Немова — система или совокупность мотивов, у К. К. Платонова — совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений и т. д . [4].

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образова­ний — это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориен­тирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, опреде­ляет облик человека в социальном плане [11].

Последнее связано с тем, что направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую сис­тему мотивов, или мотивационных образований, т. е. отражает до­минанту, становящуюся вектором поведения [2].

Содержательная характеристика лич­ностной направленности понимается психологами по-разному: как своеобразно переживаемое избирательное отношение человека к действительности, влияющее на его жизнь и деятельность, кото­рое в известной степени мотивирует и организует ее [4], и как «избирательную активность личности в ее отношениях и дея­тельности» [12].

В качестве основной характеристики направ­ленности личности выдвигается избирательность отношений [12], «личностная позиция», установка, линия поведения чело­века в данной ситуации, обнаруживающаяся в реакциях на про­исходящие события и действия человека [24].

Некоторые авторы рассматривают направленность как совокупность потребностей, интересов, идеалов, как «особенности тенденции поведения и дей­ствий человека, определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношения к другим лицам, к себе, к своему будущему и т. д.» [26].

Указывается, что направ­ленность есть самое существенное в характеристике личности, ее социальная и нравственная ценность, и что направленность более эффективно формируется и обнаруживается в деятельности чело­века [11].

Л. И. Божович писала, что «в жизнедеятельности ребенка постепенно формируются такого рода мотивы, которые приобретают для него ведущее значение и тем самым подчиняют себе все другие его мотивы. Наличие устойчиво доминирующих мотивов поведения и деятельности ребенка и создает направлен­ность его личности» [2, с. 333].

21 стр., 10496 слов

Инновационная направленность педагогической деятельности

... Объект курсовой работы – инновации в педагогической деятельности . Предмет – создание и внедрение инноваций в педагогическую деятельность. Гипотеза: Педагогическая деятельность будет иметь инновационную направленность, если: педагогом понимается сущность инновационной деятельности; осуществляется целенаправленная и системная работа по внедрению инновационных проектов; внедрение инновационных ...

По мнению В. С. Мерлина, направленность личности может проявляться в отношении: к другим людям, к обществу, к самому себе [11].

М. С. Неймарк рассматривает три группы мотивов, связанные с от­ношениями человека к другим людям, к себе и к своему делу и характеризующие направленность его личности: мотивы обще­ственные — коллективистские, гуманистические, связанные с забо­той о других людях, с любовью к ним, с чувством долга перед обществом и зависимостью от него и т. д.; мотивы личные — свя­занные с собственным благополучием, личным первенством, успе­хом, престижем, удовольствием, властью и т. д.; мотивы дело­вые — идущие от интереса к окружающему миру, к объекту, к процессу познания и деятельности [13].

В зависимости от преобладания тех или иных мотивов разли­чают три вида направленности личности: общественная, личная и деловая. Общественная направленность проявляется как домини­рующее стремление действовать в интересах других людей, своего коллектива или общества в целом; личная направленность — в до­минировании личных мотивов, в стремлении к самоутверждению, престижу, собственной выгоде, благополучию и т. п.; деловая на­правленность — как доминирующее стремление человека, вызываемое интересом к познанию и деятельности [13].

Д.И. Фельдштейн выделяет следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную [цит. по 4]. Гуманистическая направленность характеризуется положитель­ным отношением личности к себе и к обществу. Внутри этого типа авторы выделяют два подтипа: с альтруистической акцентуацией, при которой центральным мотивом поведения являются интересы других людей или социальной общности, и с индиви­дуалистической акцентуацией, при которой для человека наиболее важным являет­ся он сам, окружающие люди при этом не игнорируются, но их ценность, по сравне­нию с собственной, несколько ниже. Эгоистическая направленность характери­зуется положительным отношением к себе и отрицательным — к обществу. Внутри этого типа также выделены два подтипа: а) с индивидуалистической акцентуаци­ей — ценность для человека собственной личности так же высока, как и при гума­нистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих еще более низкая (отрицательное отношение к окружаю­щим), хотя об абсолютном отвержении и игнорировании их речи нет; б) с эгоцент­рической акцентуацией — ценность собственной личности для человека не очень высока, концентрируется он только на себе самом; общество для него не представ­ляет почти никакой ценности, отношение к обществу резко отрицательное. Депрес­сивная направленность личности характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризо­вать как терпимое. Суицидальная направленность наблюдается в тех случаях, ког­да ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.

Такое выделение типов направленности показывает, что она может определять­ся не комплексом каких-то факторов, а только одним из них, например личностной или коллективистской установкой и т. п. Точно так же направленность личности может определяться каким-то одним чрезмерно развитым интересом: к футболу, балету и т. п., в связи с чем и появляются футбольные фанаты, балетоманы, мелома­ны, коллекционеры, профессиональные картежники. Таким образом, структура на­правленности личности может быть простой и сложной, но главное в ней — этоустойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, вследствие чего человек «настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее» [8].

2 стр., 887 слов

Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности

... профессиональными знаниями важное значение имеют личностные качества сурдопедагога, которые определяют стиль отношений с детьми, родителями, другими сотрудниками дошкольного учреждения, формируют его авторитет. Среди качеств личности сурдопедагога к важнейшим можно отнести ...

В связи с этим сведение направленности личности просто к потребностям, инте­ресам, мировоззрению, убеждению или идеалам, как это делается в некоторых учеб­никах по психологии, неправомерно. Только устойчивое доминирование потребно­сти или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных устано­вок, может формировать стержневую линию жизни.

В то же время направленность личности как психологический феномен во мно­гом остается неопределенной, на что в свое время обратил внимание П. М. Якобсон [26].

Например, он говорит о том, что направленность личности может быть временной, и ссылается на влюбленность, которая на какое-то время подчиняет себе распоря­док жизни, определяет доминирующий мотив поведения. То же можно сказать и про другие увлечения человека, которые, как известно, меняются на протяжении жизни. П. М. Якобсон ставит вопрос и о том, может ли быть у индивида сразу несколько направленностей. Человек, например, устремлен в область техники, пишет он, но неравнодушен к женщинам, любит детей и при этом очень восприимчив ко всем об­щественным событиям. Поэтому, делает он вывод, следует говорить о различных видах направленности, иногда перекрывающих друг друга, иногда же находящихся в разных плоскостях.

Значительный интерес представляет классификация направленности личности в соответствии с типологией жизненного мира Ф.Е. Василюка [6].

Согласно типам жизненного мира (простого, легкого, сложного и трудного), выделяют 4 различных вида направленности личности, для каждого из которых характерна своя иерархическая структура уровней мотивации:

1. Гедонистическая направленность личности, отвечающая простому и легкому или простому и трудному жизненному миру. Мотивационная сфера неиерархизирована: в ее осове лишь потребности, связанные с гедонистической установкой.

2. Эгоистическая направленность личности, соответствующая сложному и трудному жизненному миру. Доминирует тот или иной эгоистический мотив: карьера, престиж, слава, власть, материальные блага и т.п.

3. Духовно-нравственная направленность личности, от­вечающая сложному и «как бы легкому» жизненному миру. Доминирует тот или иной сущностный мотив.

4.Сущностная направленность личности, соответствующая «как бы простому» и «как бы легкому» (сущностному) жизненному миру. Доминирует генерализованный мотив сущностного единения с миром.

Заканчивая рассмотрения направленности, как ведущей характеристики личности, следует отметить, что в структуру общей направленности личности входит профессиональная направленность. Профессиональная направленность личности представляет собой систему доминирующих профессиональных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций и воплощается в соответствующих представлениях, намерениях, целях, установках и активной деятельности по их достижению. Становление профнаправленности осуществляется по­этапно, в соответствии с периодами профессионального становления личности: на этапе профессионального само­определения, в процессе профессионального обучения, в профессиональной деятельности специалиста [8], [15], [16].

12 стр., 5863 слов

Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека

... как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. 3 В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму ...

Изучение профессиональной направленности личности на разных этапах ее формирования определяет специфику подхода к ее характеристике:

  • при исследовании профнаправленности школьников, осуществляющих подготовку к выбору профессии, она изучается как характеристика психологической готовности к выбору будущей деятельности;
  • при изучении профнаправленности учащихся средних и высших учебных заведений она рассматривается как стремле­ние овладеть профессией, как характеристика психологи­ческой готовности к профессиональной деятельности;
  • при исследовании профнаправленности в трудовой деятельности специалиста она определяется как психологи­ческая детерминанта результативности этой деятельности.

Профессиональная направленность выступает показа­телем зрелости личности, поэтому особое значение приобретает необходимость изучения и формирования ее на этапе начальной профессионализации и подготовки к про­фессии.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворе­ния. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерные для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в дан­ной социальной среде, в частности.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что центральным, или интегративным. качеством личности является ее направленность. Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад.В разных подходах эта характеристика раскрывается по-разному, но во всех концепциях направленность, так или иначе, выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности. Направленность – это целостная система устано­вок, ценностных ориентации, интересов личности, ее жизненная позиция по отношению к труду, к другим людям, к обществу в целом. В направленности интегрируется все многообразие отноше­ний личности, начиная от частных и ситуативных ее установок и кончая жизненными устремлениями, планами, идеалами.

Направленность личности – это ядро ее «Я», в котором выра­жается стремление человека к самореализации, к росту и раз­витию в той или иной сфере жизнедеятельности.

1.2. Социально-психологическая характеристика юношеского возраста

Особенности социально-психологического развития человека после окончания школы изучались в работах отечественных и зарубежных исследователей (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Абрамова, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюжный, Ю.В. Кулюткин, А.В. Толстых, Г. Крайг, Э. Эриксон и др.).

В современной психологии развития не существует единой точки зрения относительно названия периода развития человека от 17 до 20-23 лет. Рассматриваемый период в различных литературных источниках называется юностью (в отличие от ранней юности) [3], [6], ранней молодостью [7], ранней взрослостью [5].

Временные границы периода юности, как и других периодов жизни взрослого человека, определены в психологии развития также недостаточно четко, поскольку процесс становления личности связан с индивидуальны­ми особенностями жизненного пути молодого человека. По этому поводу П.П. Блонский отмечал, что все в мире, в том числе и возраст, имеют свою историю, в связи, с чем юность человека не является вечным явлением, а очень поздним, почти на глазах истории происшедшим приобретением человечества. Как всякое позднее приобретение, она сильно варьирует у разных народов и сильно отличается по длительности в разных социальных группах [цит. по 18]. Юность, как последнее приобретение человечества, выступает прелюдией зрелости и вопрос о границе временной их длительности неясен. Наличие длительного периода юности делает возможной разностороннюю подготовку человека к будущей жизни. Социальные границы и различия в длительности этого периода, по мнению П. Блонского, могут достигать десять и более лет, что свидетельствует о прямой социальной обусловленности этого периода [18].

3 стр., 1072 слов

Требования к личности менеджера и структура управленческой деятельности

... овладения основными компонентами управленческой деятельности и управленческими действиями. Можно сформулировать эти условия в виде требований к знаниям и умениям менеджера. Целеполагание. понимать психологическую значимость ... подлежат, а какие не подлежат делегированию; уметь наилучшим образом выбрать человека для делегирования ему необходимых задач; знать правила делегирования; не допускать ...

Разные авторы рассматривают юность как переходный период (фазу) развития личности [7], [9], [23].

В кризисный подростковый период созревания начинается пробуждение личности. Это пробуждение продолжается в следующей за этим фазе юности, оно является центральным пунктом, вокруг которого движется все остальное. Если этот процесс не удается, то личность остается зависящей от своего окружения, либо застывает в позе протеста против всего, что воспринимается как авторитет, характерной для периода полового созревания.

Б. Ливехуд отмечает, что в годы юности все имеет характер абсолюта и одновременно характер временного [9].

Это странная и сама по себе противоречивая ситуация, но совершенно не беспокоящая самих молодых людей. Их суждения и чувства абсолютны — во всяком случае, в данный момент. Каждый выбор «временно-абсолютен» [9].

Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша, как и подросток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяго­теет к молодости и зрелости [23].

По мнению Ю. В. Кулюткина, в период между 17 и 22 годами происходит становление взрослости, освое­ния новых – «взрослых» – норм поведения, адаптации к новым со­циальным и профессиональным функциям и ролям [7].

Молодой человек переживает своеобразный кризис своего развития: он начинает интенсив­но опробовать различные роли взрослого человека, выбирает, а бывает и часто меняет профессии, пытается адаптироваться к но­вому образу жизни, стремится построить собственную семью. Переход к взрослой жизни, как и всякий переходный этап, содержит в себе внутренние противоречия, связанные с особенностями развития личности. С одной стороны, молодой человек, начинающий само­стоятельную трудовую жизнь, приобретает статус взрослого человека. Но с другой стороны, опыта «взрослой» жизни у него еще нет, молодому человеку еще только предстоит его приобрести. Раз­личные «взрослые» роли усваиваются им не сразу: в одних случаях он действует как взрослый, в других – еще нет. Отсюда и раз­личная степень серьезности и ответственности поведения в разных ситуациях. Молодой человек старается всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятии решений, однако сам этот выбор нередко осуществляет импульсивно, под влиянием обстоя­тельств, а принятые решения часто заменяются. Он болезненно воспринимает, когда, как ему кажется, ограничивают его самостоя­тельность, когда критикуют его непродуманные решения, однако внутренний самоконтроль у него развит еще недостаточно. Спо­собность к саморегуляции, чувство ответственности за принятые решения, настойчивость и воля в достижении не только близких, но и отдаленных целей – все это находится еще в периоде станов­ления. Конечно, все эти качества могут появиться у человека только по мере накопления собственного опыта. Период юности (молодости, по Ю.В. Кулюткину), как раз и является периодом приобретения опыта самостоятельных ре­шений, формирования чувства ответственности за их последствия, способности к достижению достаточно крупных целей, жизненно важных для личности [7].

По мере приобретения такого опыта про­исходит самоопределение личности: осознание смысла своей жиз­ни, предвосхищение будущего жизненного пути, формирование реальных жизненных планов. Жизненные планы возникают в резуль­тате четкого соподчинения ближайших и перспективных целей, исходя из реальных условий жизни. В том случае, когда жизненные планы сформированы, молодой человек преодолевает первоначаль­ный кризис развития. Он все более полно адаптируется к новому положению взрослого, осваивает свои права и обязанности, уста­навливает новые взаимоотношения с людьми, реализует новые со­циальные функции и роли, овладевает профессиональным мастер­ством, строит собственную семью и вырабатывает собственный об­раз жизни. Если же формирование жизненных планов запаздывает, молодой человек продолжает метаться в поисках своего места в жизни, проявляя своеобразный инфантилизм личности даже в до­статочно солидном «паспортном» возрасте.

Юношеский возраст – период целостного становления личности, время наступления социальной зрелости, формирования «Я-концепции», активного вхождения личности во все сферы общественного бы­тия. Центральным новообразованием юношеского воз­раста выступает система самосознания личности, ее «Я-концепция». Самосознание, как отмечала И.И. Чеснокова, «проявляется прежде всего в воспри­ятии человеком многочисленных «образов» самого се­бя в различных ситуациях деятельности и общения. Эти «образы» первоначально возникают на основе осознания данным человеком оценок его другими людьми, далее на основе соотнесения оценок других и своих собственных. Иными словами, они – всегда ре­зультат социального взаимодействия индивида и его окружения» [24].

Переход самосознания на качественно новый уровень существенно влияет на процесс формирова­ния ценностных ориентации личности, дальнейшее развитие ее мотивационно-потребностной сферы. Какпоказало проведенное Л.И. Шумской исследование, для ценностно-ориентационной сферы личности в юношеском возрасте характерны: способность к анализу, осозна­ние своих интересов и идеалов и поиск их, осознание общественных ценностей [25].

Развитие ценностно-ориентационной сферы личности содействует акти­визации ее деятельности по саморазвитию. Одним из важнейших аспектов этой деятельности является переход от осознания своих интересов, от понимания того, к чему следует стремиться, к реальной попытке изменить самого себя, выработать в себе те качества, которые субъект считает положительными, социаль­но необходимыми. Ценностное отношение к различ­ным сторонам действительности исключительно важно для понимания сущности субъективного об­раза жизни личности.

Характерной чертой юношества яв­ляется заметно актуализирующееся чувство взрослости, стремление к самостоятельному принятию реше­ний, выстраиванию индивидуальной жизненной стра­тегии. Молодые люди достаточно критично относятся к сложившимся традициям, ценностям и нормам пове­дения, устоявшимся стереотипам деятельности, стре­мясь смотреть на мир своими глазами. Однако именно социального опыта, позволяющего выбрать правиль­ные ценностные ориентиры и соответствующие им формы поведения, юношам и девушкам зачастую не­достает, что нередко приводит к непониманию, а под­час и конфликтам их с ближайшим окружением – родителями, педагогами, сверстниками. В по­добных противоречиях также осуществляется поиск своего «Я», отстаивание права на собственную непо­вторимость, автономию в окружающем мире.

Юношеский возраст – время обостренного чувст­венного восприятия мира в целом. Чувство справед­ливости, личностной признанности и защищенности, осознание своей автономии среди окружающих вы­ступают важнейшими регуляторами деятельности юношей и девушек. В этой связи важную роль играют волевые проявления их личности, такие, как инициа­тивность, настойчивость, решительность, самооблада­ние. Новые социально-экономические условия жизни востребовали людей инициативных, волевых, способ­ных принимать самостоятельные решения в различ­ных нестандартных ситуациях. Социально-инфантильный тип личности уходит на задний план, теряя перспективу реализации своих жизненных планов и программ.

Тенденция к самоутверждению себя как личности проявляется и в характере общения юношей и деву­шек. Юношеский возраст, согласно утверждению И.С. Кона, принято считать самым коллективистским. Юноши и девушки демонстрируют высокую избира­тельность в общении, предпочитая близкую для себя по ценностным ориентациям, потребностям и интере­сам среду.

Одним из отличительных признаков юношеского возраста является поиск своего жизненного пути, вы­бор профессии [14], [16].

С юностью связано продолже­ние обучения или начало освоения профессии. В психоло­гическом плане юность решает задачи окончательного, дей­ственного самоопределения и интеграции в общество взрос­лых людей.

Социальная ситуация развития в юности (так же как и в старшем школьном возрасте) – ситуация выбора жизнен­ного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16-17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к но­вым целям. Для юности характерны три основных варианта жизнен­ного пути : обучение в вузе и в специальных учебных заведениях, поиски работы и для юношей служба в армии. Гораздо реже встреча­ются уход в криминальный мир, иждивен­чество (жизнь за счет родителей или мужа при отказе от работы и учебы) и различные варианты «бег­ства» от общества (бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погру­женность в себя, суицид и т.д.).То, какой выбор будет сделан в юности, зависит от направлен­ности личности, доминирующих мотивов, основных цен­ностных ориентации.

Таким образом, после окончания школы и на­чала самостоятельной жизни продолжается выбор жизнен­ного пути, завершающийся в конце периода окончатель­ным самоопределением. Соответственно типам жизненного мира, выделенными в работах Ф.Е. Василюка, И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий рассматривают следующие линии онтогенеза, связанные с различной направленностью личности в юности (гедонистической, эгоистической, духовно-нравственной и сущностной) [6].

Линии онтогенеза, связанные с гедонистической направ­ленностью личности (атавистические аналоги простого и лег­кого и простого и трудного жизненного мира), вообще не пред­полагают самоопределения; «выбор» предопределен самой ге­донистической установкой. В случае простого и легкого жиз­ненного мира она реализуется посредством паразитического существования: существова­ние за счет родителей и за­мужество (женитьба) с целью обеспечения паразити­ческого существования за счет супруга (супруги).

При атавистическом аналоге простого и трудного жиз­ненного мира гедонистическая установка реализуется че­рез механизм терпения. Здесь для обеспечения существова­ния, сведенного к удовольствиям и развлечениям, прихо­дится прибегать к соответ­ствующей деятельности: 1) существование за счет мелкого жульничества или участие в качестве простых (неответственных) исполнителей в кри­минальных структурах; 2) выполнение про­стой, не требующей ответственности работы. Отсутствие самоопределения как такового, четких жизнен­ных планов, а также способности к полноценной трудовой или учебной деятельности обусловливает такжеотсутствие же­лания получить образование, овладеть какой-либо профес­сией. При необходимости прохождения службы в армии они обычно сравнительно легко приспосабливаются к неустав­ным отношениям, являясь послушными исполнителями чужой воли.

Линии онтогенеза, связанные с эгоистической направлен­ностью личности (сложным и трудным жизненным ми­ром),в отличие от рассмотренных выше, характеризуются достаточно сформированной иерархической системой цен­ностей и, соответственно, доминированием тех или иных эгоистических мотивов (мотивы престижа, власти (доминирования) и материального достатка (обогащения).

При наличии линии престижной мотива­ции жизненный путь выбирается исходя из стремления продвинуться по карьерной лестнице, добиться успеха в той или иной области науки, техники или искусства, получить пре­стижную профессию и т.п. В зависимости от материальных возможностей семьи, профессиональных и прочих связей родителей, а также собственных склонностей и способно­стей выбираются наиболее перспективная с точки зрения поставленных целей профессия и соответствующее учебное заведение. Разновидностью линии престижной мотивации для достижения жизненной цели является брак с человеком, обладаю­щим известностью и влиянием в соответствующей области.

Другой вариант эгоистической направленности личнос­ти связан с мотивами власти, доминантности. В зависимо­сти от особенностей характера, конкретных интересов, учебной и физической подготовки, а также возможностей родителей способствовать выбираемой карьере, молодые люди с данной мотивацией стремятся поступить в учебные заведения, готовящие управленческие кадры, выбирают те или иные военные училища, службу в специальных войс­ках (ВДВ, морская пехота и др.) или в милиции (ОМОН, спецназ) и т.п.

Еще одним распространенным вариантом линий онто­генеза, связанных с эгоистической направленностью лич­ности, является преимущественная ориентация на мате­риальную сторону жизни: от обычного материального дос­татка, комфортных бытовых условий до стремления к обо­гащению и накоплению материальных ценностей. Эти мо­тивы в той или иной степени присущи и другим вариантам эгоистической направленности личности, а мотив матери­ального достатка — вообще большинству людей. Здесь же они доминируют и играют решающую роль в выборе жиз­ненного пути.

Духовно-нравственная и сущностная направленность лич­ности (сложный и «как бы легкий» и сущностный типы жизненного мира)предполагают в юности поиск призва­ния, выбор профессии, наиболее отвечающей склоннос­тям. Если призвание найдено, то трудности обретения выбранной профессии преодолеваются с упорством и настойчивостью.

И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий подчеркивают, что и при этих линиях онтогенеза выбор про­фессии может представлять собой не меньшую, а иногда и большую трудность, чем при эгоистической направленно­сти личности [6].

Поскольку выбор связан с определенной широтой круга интересов молодого человека, то это далеко не все­гда гарантирует оптимальныйвариант выбора, т.к. не все потенциальные сущностные стороны человека открывают­ся ему к моменту выбора жизненного пути. В любом случае профессиональное самоопределение явля­ется очень трудной задачей.

Таким образом, юность является вторым переходным периодом в развитии личности. Начинаясь с кризиса возрастного развития личности, она продолжается как относительно стабильный период освоения человеком «взрослых» ролей, профессионального мастерства и построения семьи. Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием эмоциональной, волевой и мотивационно-потребностной сфер личности.

Юность – первый период взрослой, самостоятельной жизни. Несмотря на то, что жизненный мир и соответствующие ему мировоззренческие установки сформировались в пре­дыдущем возрастном периоде, очень многое еще уточняет­ся и окончательно осознается в ходе этих зачастую мучи­тельных поисков. Окончательное самоопределение, позво­ляющее начать утверждать себя в жизни, и является цент­ральным возрастным новообразованием юности. Юность – это время выбора жизненного пути и начала реализации поставлен­ных целей, в котором огромную роль играет направленность личности.

ВЫВОДЫ

В ходе рассмотрения теоретических аспектов проблемы направленности личности в психологии было установлено следующее.

Направленность являетсяцентральным, или интегративным качеством личности и выступает как системообразующее свойство, определяющее её психологический склад.Существуют различные подходы к изучению направленности, но во всех концепциях направленность, так или иначе, выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности.

Направленность – это целостная система устано­вок, ценностных ориентации, интересов личности, ее жизненная позиция по отношению к труду, к другим людям, к обществу в целом. В направленности интегрируется все многообразие отноше­ний личности, начиная от частных и ситуативных ее установок и кончая жизненными устремлениями, планами, идеалами.

Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворе­ния. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерные для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в дан­ной социальной среде, в частности. Поэтому направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Являясьважнейшей характеристикой человека, интегральным целостным свойством, регулирующим его деятельность и активность, направленностьимеетогромное воспитательное значение. Поэтомуособуюактуальностьприоб­ретаютвопросыразвития направленности вусловияхобразования и, особенно, в юношеском возрасте (от 17 до 20-23 лет), в период выбора жизненного пути, подготовки к будущей профессии и ее освоения.

Исследование направлен­ности личности представляет как теоретический, так и практиче­ский интерес, поскольку формирование общественно полезной и действенной направленности учащихся различных учреждений образования (вузов, колледжей и т.д.) является важнейшей вос­питательной задачей. Изучение особенностей направленности личности в юношеском возрасте на примере курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь описывается в следующей главе настоящей работы.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 . Организация и методы исследования

Научное исследование с целью проверки гипотезы об особенностях развития направленности в юношеском возрасте проводилось на базе Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь. Контингент испытуемых составили курсанты названного учреждения в количестве 28 человек (список испытуемых в приложении А) в возрасте 19-22 лет.

Эмпирическое исследование включало несколько этапов.

На первом этапе осуществлялась диагностика направленности личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь.

На втором этапе исследования была проведена обработка результатов диагностики с помощью методов первичной математической статистики.

Третий этап предполагал статистическую проверку гипотезы и подведение итогов исследовательской работы.

В ходе теоретического анализа было установлено, что направленность личности выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. По мнению В.С. Мерлина [11] и М.С. Неймарк [13] направленность личности может проявляться в отношении к другим людям, к обществу, к самому себе. В связи с этим выделяют три группы мотивов, связанные с отношениями человека к другим людям (к себе, к другим людям, к своему делу) и характеризующие направленность его личности:

  • мотивы обще­ственные – коллективистские, гуманистические, связанные с забо­той о других людях, с любовью к ним, с чувством долга перед обществом и зависимостью от него и т. д.;
  • мотивы личные – свя­занные с собственным благополучием, личным первенством, успе­хом, престижем, удовольствием, властью и т. д.;
  • мотивы дело­вые – идущие от интереса к окружающему миру, к объекту, к процессу познания и деятельности.

В зависимости от преобладания тех или иных мотивов разли­чают три вида направленности личности: общественная, личная и деловая.

Общественная направленность проявляется как домини­рующее стремление действовать в интересах других людей, своего коллектива или общества в целом; личная направленность – в до­минировании личных мотивов, в стремлении к самоутверждению, престижу, собственной выгоде, благополучию и т. п.; деловая на­правленность – как доминирующее стремление человека, вызываемое интересом к познанию и деятельности [8].

В настоящем исследовании направленность личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь изучалась с помощью ориентационной анкетыБ. Басса, состоящей из 27 пунктов-суждений [17].

Данная методика позволяет определить следующие виды направленно­сти:

1) Направленность личнаяили на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность и достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2) Направленность общественная (на взаимодействие) или на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ори­ентация на социальное одобрение, зависимость от группы, по­требность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3) Направленность деловая (на задание) или на дело (Д) – заинтересованность в ре­шении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для дос­тижения общей цели.

Описание диагностики направленности личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь приводится в следующем параграфе.

2.2. Диагностика направленности личности в юношеском возрасте

Изучение направленности личности курсантов МКМВД проводилось в индивидуальной форме. Каждому испытуемому предлагался текст опросника Б. Баса, бланк для ответов, ручка для записи и следующая инструкция:

«Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В. Сначала из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего». Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего». Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас».

Бланки для ответов испытуемых (приложение Б) были обработаны в соответствии с ключом. Бланки обработки представлены в приложении В. Данные, полученные в ходе проведения методики, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики направленности личности

№ п.п. Направленность личности
личная «Я» общественная «О» деловая «Д»
1 30 28 23
2 23 31 27
3 22 32 27
4 25 18 38
5 18 31 32
6 24 33 24
7 27 31 23
8 25 34 22
9 27 33 21
10 28 14 39
11 25 26 30
12 26 25 30
13 17 28 36
14 20 33 28
15 22 31 28
16 23 28 30
17 12 34 35
18 29 29 23
19 21 29 31
20 27 25 29
21 22 26 33
22 20 27 34
23 19 26 36
24 23 31 27
25 27 26 28
26 26 24 31
27 26 25 30
28 22 25 34
656 783 829

Сопоставление суммарных показателей развития каждого из трех видов направленности личности позволяет говорить о преимущественном наличии у курсантов общественной (35%) и деловой (36%) направленности. Для большей наглядности результаты диагностики представлены на рисунке 1.

 диагностика направленности личности в юношеском возрасте 1

Рис. 1. Примечание: 1 – личная, 2 – общественная, 3 – деловая направленности личности

С целью получения более точных данных о соотношении различных видов направленности личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь были применены методы первичной математической статистики [21], описание которых приводится в следующем параграфе.

2.3. Первичная обработка результатов

В связи с существованием различных видов направленности личности первичная обработка полученных в ходе диагностики результатов проводилась отдельно по личной, общественной и деловой направленности.

Первичная обработка результатов диагностики личной направленности («Я» или «на себя»)

1. Первичная запись результатов диагностики личной направленности представлена в таблице 2.

Таблица 2

№ п.п. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Балл по «Я» 30 23 22 25 18 24 27 25 27 28 25 26 17 20
№ п.п. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Балл по «Я» 22 23 12 29 21 27 22 20 19 23 27 26 26 22

2. Составление вариационного ряда по возрастанию вариант.

12; 17; 18; 19;20; 20; 21; 22; 22; 22; 22; 23; 23; 23; 24; 25; 25; 25; 26; 26; 26; 27; 27; 27; 27; 28; 29; 30.

3. Составление статистического распределения выборки

х i 12 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
n i 1 1 1 1 2 1 4 3 1 3 3 4 1 1 1

4. Вычисление статистических показателей: меры центральной тенденции (Х ср , Mo , Me ) и меры изменчивости [D, S(s)]:

а) Среднее значение или выборочная средняя (Х ср ) – это среднее арифметическое признака выборочной совокупности.

Х ср = (n1 х1 + n2 х2 + … + nk хk ) / n = (12 ´ 1 + 17 ´ 1 + 18 ´ 1 + 19 ´ 1 + 20 ´ 2 + 21 ´ 1 + 22 ´ 4 + 23 ´ 3 + 24 ´ 1 + 25 ´ 3 + 26 ´ 3 + 27 ´ 4 + 28 ´ 1 + 29 ´ 1 + ´30 ´ 1/ 28 = 23,4

б) Мода (М о ) – это обозначение номинативной переменной, которое встречается наиболее часто.

М о = 22; n = 4, где n – количество повторений в выборке.

в) Медиана (М е ) – это варианта, которая делит вариационный ряд на две части, равные по числу вариант.

М е = ( xk + xk +1 ) / 2 = 23 + 24 / 2 = 23,5

Для того, чтобы учесть индивидуальные различия испытуемых были рассчитаны меры изменчивости: дисперсия и стандартное отклонение.

г) Выборочная дисперсия (D) – оценивает разброс значений данной выборки относительно выборочного среднего.

D в = [n1 (x1 – xср )2 + n2 (x2 – xср )2 + … + nk (xk – xср )2 ] / (n –1) = [1(12 – 23,4)2 + 1(17 – 23,4)2 + 1(18 – 23,4)2 + 1(19 – 23,4)2 + 2(20 – 23,4)2 + 1(21 – 23,4)2 + 4(22 – 23,4)2 + 3(23 – 23,4)2 + 1(24 – 23,4)2 + 3(25 – 23,4)2 + 3(26 – 23,4)2 +4(27 – 23,4)2 + 1(28 – 23,4)2 + 1(29 – 23,4)2 + 1(30 – 23,4)2 ] / (28 –1) = 16,03

д) Выборочное среднее квадратичное (стандартное) отклонение S в (s) – корень квадратный из выборочной дисперсии:

s = S в = ÖDв = Ö16,03 = 4,0. полученный результат означает, что в среднем личная направленность курсантов отличается от средних показателей на 4 балла.

5. с целью распределения сгруппированных частот были определены границы частичных интервалов, размах (R), выбрана ширина частичного интервала.

Размах (R) – это разность максимального и минимального значения выборки.

R = x max – xmin = 30 – 12 = 18, Н – ширина частичного интервала.

Н = R / Ön = 18 / 5,3 = 3,4 » 3

Границы интервалов:

нижний интервал : x min – (Н/2) = 12 – (3/2) = 10,5

верхний интервал: x max + (Н/2) = 30 + (3/2) = 31,5

Далее результаты были представлены в виде последовательности интервалов и соответствующих им частот (таблица 3).

Таблица 3

Распределение частот

№ п.п. Границы разряда Количество частот в разряде
1 10,5 – 13,5 1
2 13,5 – 16,5 0
3 16,5 – 19,5 3
4 19,5 – 22,5 7
5 22,5 – 25,5 4
6 25,5 – 28,5 8
7 28,5 – 31,5 2

Для большей наглядности представления выборки и согласно результатам таблицы 3 были построены полигон частот и гистограмма частот.

Полигон частот – это ломанная линия, отрезки которой соединяют точки х i и ni Гистограмма частот – это фигура из прямоугольников, основания которых – это интервалы сгруппированной выборки. Каждый прямоугольник опирается на один разрядный интервал, а его высота отражает частоту в этом интервале. Полигон и гистограмма частот отражены на рисунках 2 и 3 соответственно.

Рис. 2. Полигон частот

Рис. 3. Гистограмма частот

Согласно рисунку 1, в распределении обнаруживаются две моды. Мода, медиана и среднее значение близки по результатам. Можно говорить о принадлежности выборки к нормальному распределению.

Первичная обработка результатов диагностики общественной направленности («О» или «на взаимодействие»)

1. Первичная запись результатов диагностики общественной направленности представлена в таблице 4.

Таблица 4

№ п.п. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Балл по «О» 28 31 32 18 31 33 31 34 33 14 26 25 28 33
№ п.п. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Балл по «О» 31 28 34 29 29 25 26 27 26 31 26 24 25 25

2. Составление вариационного ряда по возрастанию вариант.

14; 18; 24; 25; 25; 25; 25; 26; 26; 26; 26; 27; 28; 28; 28; 29; 29; 31; 31; 31; 31; 31; 32; 33; 33; 33; 34; 34.

3. Составление статистического распределения выборки

х i 14 18 24 25 26 27 28 29 31 32 33 34
n i 1 1 1 4 4 1 3 2 5 1 3 2

4. Вычисление статистических показателей: меры центральной тенденции (Х ср , Mo , Me ) и меры изменчивости [D, S(s)]:

а) Среднее значение или выборочная средняя (Х ср ) – это среднее арифметическое признака выборочной совокупности.

Х ср = (n1 х1 + n2 х2 + … + nk хk ) / n = (14 ´ 1 + 18 ´ 1 + 24 ´ 1 + 25 ´ 4 + 26 ´ 4 + 27 ´ 1 + 28 ´ 3 + 23 ´ 2 + 31 ´ 5 + 32 ´ 1 + 33 ´ 3 + 34 ´ 2 / 28 = 27,96

б) Мода (М о ) – это обозначение номинативной переменной, которое встречается наиболее часто.

М о = 31; n = 5, где n – количество повторений в выборке.

в) Медиана (М е ) – это варианта, которая делит вариационный ряд на две части, равные по числу вариант.

М е = ( xk + xk +1 ) / 2 = 28 + 28 / 2 = 28

Для того, чтобы учесть индивидуальные различия испытуемых были рассчитаны меры изменчивости: дисперсия и стандартное отклонение.

г) Выборочная дисперсия (D) – оценивает разброс значений данной выборки относительно выборочного среднего.

D в = [n1 (x1 – xср )2 + n2 (x2 – xср )2 + … + nk (xk – xср )2 ] / (n –1) = [1(14 – 27,96)2 + 1(18 – 27,96)2 + 1(24 – 27,96)2 + 4(25 – 27,96)2 + 4(26 – 27,96)2 + 1(27 – 27,96)2 + 3(28 – 27,96)2 + 2(29 – 27,96)2 + 5(31 – 27,96)2 + 1(32 – 27,96)2 + 3(33 – 27,96)2 +2(34 – 27,96)2 ] / (28 –1) = 21,29

д) Выборочное среднее квадратичное (стандартное) отклонение S в (s) – корень квадратный из выборочной дисперсии:

s = S в = ÖDв = Ö21,29 = 4,61 полученный результат означает, что в среднем личная направленность курсантов отличается от средних показателей на 4,61 балла.

5. С целью распределения сгруппированных частот были определены границы частичных интервалов, размах (R), выбрана ширина частичного интервала.

Размах (R) – это разность максимального и минимального значения выборки.

R = x max – xmin = 34 – 14 = 20,

Н – ширина частичного интервала.

Н = R / Ön = 20 / 5,3 = 3,8 » 4

Границы интервалов:

нижний интервал : x min – (Н/2) = 14 – (4/2) = 12

верхний интервал: x max + (Н/2) = 34 + (4/2) = 32

Далее результаты были представлены в виде последовательности интервалов и соответствующих им частот (таблица 5).

Таблица 5

Распределение частот

№ п.п. Границы разряда Количество частот в разряде
1 12 – 16 1
2 16 – 20 1
3 20 – 24 1
4 24 – 28 9
5 28 – 32 11
32-34 5

Для большей наглядности представления выборки и согласно результатам таблицы 5 были построены полигон частот и гистограмма частот, которые отражены на рисунках 4 и 5 соответственно.

Рис. 4. Полигон частот

Рис. 5. Гистограмма частот

Согласно рисунку 6 – распределение унимодальное (одна мода) и симметричное. Мода, медиана и среднее значение близки по результатам. Можно говорить о принадлежности выборки к нормальному распределению.

Первичная обработка результатов диагностики деловой направленности («Д» или «на задание, на дело»)

1. Первичная запись результатов диагностики деловой направленности представлена в таблице 6.

Таблица 6

№ п.п. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Балл по «Д» 23 27 27 38 32 24 23 22 21 39 30 30 36 28
№ п.п. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Балл по «Д» 28 30 35 23 31 29 33 34 36 27 28 31 30 34

2. Составление вариационного ряда по возрастанию вариант.

21; 22; 23; 23; 23; 24; 27; 27; 27; 28; 28; 28; 29; 30; 30; 30; 30; 31; 31; 32; 33; 34; 34; 35; 36; 36; 38; 39.

3. Составление статистического распределения выборки

х i 21 22 23 24 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 38 39
n i 1 1 3 1 3 3 1 4 2 1 1 2 1 2 1 1

4. Вычисление статистических показателей: меры центральной тенденции (Х ср , Mo , Me ) и меры изменчивости [D, S(s)]:

а) Среднее значение или выборочная средняя (Х ср ) – это среднее арифметическое признака выборочной совокупности.

Х ср = (n1 х1 + n2 х2 + … + nk хk ) / n = (21 ´ 1 + 22 ´ 1 + 23 ´ 3 + 24 ´ 1 + 27 ´ 3 + 28 ´ 3 + 29 ´ 1 + 30 ´ 4 + 31 ´ 2 + 32 ´ 1 + 33 ´ 1 + 34 ´ 2 + 35 ´ 1 + 36 ´ 2 + 38 ´ 1 + 34 ´ 1/ 28 = 29,6

б) Мода (М о ) – это обозначение номинативной переменной, которое встречается наиболее часто.

М о = 30; n = 4, где n – количество повторений в выборке.

в) Медиана (М е ) – это варианта, которая делит вариационный ряд на две части, равные по числу вариант.

М е = ( xk + xk +1 ) / 2 = 30 + 30 / 2 = 30

Для того, чтобы учесть индивидуальные различия испытуемых были рассчитаны меры изменчивости: дисперсия и стандартное отклонение.

г) Выборочная дисперсия (D) – оценивает разброс значений данной выборки относительно выборочного среднего.

D в = [n1 (x1 – xср )2 + n2 (x2 – xср )2 + … + nk (xk – xср )2 ] / (n –1) = [1(21 – 29,6)2 + 1(22 – 29,6)2 + 3(23 – 29,6)2 + 1(24 – 29,6)2 + 3(27 – 29,6)2 + 3(28 – 29,6)2 + 1(29 – 29,6)2 + 4(30 – 29,6)2 + 2(31 – 29,6)2 + 1(32 – 29,6)2 + 1(33 – 29,6)2 +2(34 – 29,6)2 + 1(35 – 29,6)2 + 2(36 – 29,6)2 + 1(38 – 29,6)2 +1(39 – 29,6)2 ] / (28 –1) = 24,17

д) Выборочное среднее квадратичное (стандартное) отклонение S в (s) – корень квадратный из выборочной дисперсии:

s = S в = ÖDв = Ö24,17 = 4,91. Полученный результат означает, что в среднем личная направленность курсантов отличается от средних показателей на 4,61 балла.

5. С целью распределения сгруппированных частот были определены границы частичных интервалов, размах (R), выбрана ширина частичного интервала. Размах (R) – это разность максимального и минимального значения выборки.

R = x max – xmin = 39 – 21 = 18, Н – ширина частичного интервала.

Н = R / Ön = 18 / 5,3 = 3,4 » 3

Границы интервалов:

нижний интервал : x min – (Н/2) = 21 – (3/2) = 19,5

верхний интервал: x max + (Н/2) = 39 + (3/2) = 40,5

Далее результаты были представлены в виде последовательности интервалов и соответствующих им частот (таблица 7).

Таблица 7

Распределение частот

№ п.п. Границы разряда Количество частот в разряде
1 19,5 – 21,5 1
2 21,5 – 24,5 5
3 24,5 – 27,5 3
4 27,5 – 30,5 8
5 30,5 – 33,5 4
6 33,5 – 36,5 5
7 36,5 – 39,5 2

Для большей наглядности представления выборки и согласно результатам таблицы 7 были построены полигон частот и гистограмма частот (рисунки 6 и 7 соответственно).

Рис. 6. Полигон частот

Рис. 7. Гистограмма частот

Согласно рисунку 6 – распределение унимодальное (одна мода) и симметричное. Мода, медиана и среднее значение близки по результатам. Можно говорить о принадлежности выборки к нормальному распределению. Так как значения среднего арифметического, моды и медианы во всех трех случаях обработки данных диагностики разных видов направленности личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь незначительно отличаются друг от друга, то можно сделать предварительное заключение о принадлежности данной выборки к нормальному распределению. Вычисленные статистические показатели позволили провести статистическую проверку гипотезы, описание которой приводится в следующем параграфе.

2.4. Статистическая проверка гипотезы

Согласно гипотезе настоящего исследования, у курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь будут преимущественно обнаруживаться (преобладать) деловая и общественная направленность, по сравнению с направленностью личной.

Поэтому в ходе дальнейшей обработки данных следовало выяснить, являются ли существенными количественные различия деловой и общественной направленностей личности с направленностью личной и правомерно ли выводить из них различия качественные. Для решения этой задачи был использован t-критерий Стьюдента [20].

Названный критерий предполагает проверку значимости различия двух средних значений разных статистических совокупностей. t-критерий Стьюдента высчитывается по формуле:

t = Х1 – Х2 / Öm1 2 + m22

где Х1 – это среднее значение первой совокупности; Х2 –среднее значение второй совокупности; m1 и m2 – соответствующие ошибки средних, которые рассчитываются по формуле m = s / ÖN (N – объем выборки; s — среднее квадратическое отклонение выборки).

В ходе статистической проверки гипотезы сначала изучалось соотношение деловой и личностной направленности, а затем соотношение направленностей общественной и личностной.

Изучение соотношения деловой и личной направленности

С целью изучения гипотезы о преобладании деловой направленности по сравнению с личностной, были сформулированы две гипотезы:

Н0: деловая направленность курсантов не преобладает над личной,

т.е. Х1 = Х2.

Н1: деловая направленность курсантов преобладает над личной, т.е.

Х1 ≠ Х2.

Далее были использованы данные первичной математической статистики: Х1 = 29,6; s1 = 4,92; Х2 = 23,4; s2 = 4,0

В формулу определения ошибок средних значений были подставлены имеющиеся данные и рассчитаны m1 и m2:

  • m1 = s1 / ÖN1 = 4,92 / Ö 28 = 0,93;
  • m2 = s2 / ÖN2 = 4,0 / Ö 28 = 0,75

Полученные данные были применены для расчета t-критерия Стьюдента:

t = Х1 – Х2 / Öm1 2 + m22 = 29,6 – 23,4 / Ö 0,932 + 0,752 =6,2 / Ö 0,86 + 0,56 =6,2 / 1,19 = 5,21.

Далее это значение t = 5, 21 было сопоставлено с табличным значением [20], вычисленным для соответствующей «степени свободы» f, за которую принимается сумма объемов сравниваемых выборок, уменьшенная на 2:

f = N1 + N2 – 2 = 28 + 28 – 2 = 54

По таблице [20] было определено, что значение t для пятипроцентного уровня значимости (для f = 50) есть t0,05 = 2,009, что значительно меньше полученного t = 5, 21. Для однопроцентного уровня значимости значение tесть t0,01 = 2,678, что также является меньшим по сравнению с вычисленным показателем t = 5, 21. Следовательно, Н0 отвергается и принимается Н1, деловая направленность курсантов преобладает над личной.

Аналогичным способом была проведена статистическая проверка гипотезы о преобладании у курсантов общественной направленности над личной.

Изучение соотношения общественной и личной направленности

С целью изучения гипотезы о преобладании общественной направленности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь над личностной, были сформулированы две гипотезы:

Н0: общественная направленность курсантов не преобладает над личной, т.е. Х1 = Х2.

Н1: общественная направленность курсантов преобладает над личной, т.е. Х1 ≠ Х2.

Согласно данным первичной математической статистики:

  • Х1 = 27,96;
  • s1 = 4,61;
  • Х2 = 23,4;
  • s2 = 4,0

В формулу определения ошибок средних значений были подставлены имеющиеся данные и рассчитаны m1 и m2:

  • m1 = s1 / ÖN1 = 4,61 / Ö 28 = 0,87;
  • m2 = s2 / ÖN2 = 4,0 / Ö 28 = 0,75

Полученные данные были применены для расчета t-критерия Стьюдента:

t = Х1 – Х2 / Öm1 2 + m22 = 27,96 – 23,4 / Ö 0,872 + 0,752 =4,56 / Ö 0,87 + 0,56 =4,56 / 1,15 = 3,96.

Далее это значение t = 3,96 было сопоставлено с табличным значением [20], вычисленным для соответствующей «степени свободы» f, за которую принимается сумма объемов сравниваемых выборок, уменьшенная на 2:

f = N1 + N2 – 2 = 28 + 28 – 2 = 54

По таблице [20] было определено, что значение t для пятипроцентного уровня значимости (для f = 50) есть t0,05 = 2,009, что значительно меньше полученного t = 3,96. Для однопроцентного уровня значимости значение tесть t0,01 = 2,678, что также является меньшим по сравнению с вычисленным показателем t = 3,96. Следовательно, Н0 отвергается и принимается Н1, общественная направленность курсантов преобладает над личной.

Таким образом, статистическая проверка частных гипотез данного исследования подтвердили общую гипотезу. Различные виды направленности личности курсантов развиты неодинаково, преимущественно развиты деловая и общественная направленности.

ВЫВОДЫ

Эмпирическое исследование, проведенноес целью проверки гипотезы об особенностях развития направленности личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь, позволило сделать следующие выводы.

На этапе диагностики было установлено о преимущественное наличие у курсантов общественной (35%) и деловой (36%) направленности, по сравнению с личной (29%).

На втором этапе исследования с целью получения более точных данных о соотношении различных видов направленности личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь были применены методы первичной математической статистики, которые позволили определить принадлежность выборки к нормальному распределению и выбрать критерий для статистической проверки гипотезы.

В ходе статистической проверки гипотезы проверялось, являются ли существенными количественные различия деловой и общественной направленностей личности с направленностью личной и правомерно ли выводить из них различия качественные. Для решения этой задачи был использован t-критерий Стьюдента.

В ходе статистической проверки гипотезы сначала изучалось соотношение деловой и личностной направленности, а затем соотношение направленностей общественной и личностной.

С целью изучения гипотезы были сформулированы нулевая и альтернативная гипотезы. Проведенные расчеты позволили отклонить нулевые гипотезы и принять альтернативные. Таким образом, было доказано, что деловая и общественная направленность курсантов преобладает над личной.

Следовательно, статистическая проверка гипотезы данного исследования подтвердилась. Различные виды направленности личности курсантов развиты неодинаково, преимущественно развиты деловая и общественная направленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем исследовании изучалась одна из наиболее актуальных проблем психологии – направленность личности в юношеском возрасте.

В первой главе были проанализированы теоретические аспекты изучаемой проблемы и рассмотрены основные вопросы, характеризующие направленность личности, как психологическую проблему.

Направленность, являясь интегральным целостным свойством личности, рассматривается в психологии как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно не­зависимы от наличных обстоятельств. Направленность личности определяет инициативное пове­дение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей. В зависимости от преобладания тех или иных мотивов разли­чают три вида направленности личности: общественная, личная и деловая.

В связи с тем, что формирование общественно полезной и действенной направленности учащихся различных учреждений образования (вузов, колледжей и т.д.) является важнейшей вос­питательной задачей, необходима своевременная диагностика этого важнейшего свойства личности.

Поэтому во второй главе работы описывается эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей направленности личности в юношеском возрасте на примере курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь.

В ходе исследовательской работы с помощью психодиагностических методов и методов статистической обработки данных было установлено, что различные виды направленности личности курсантов развиты неодинаково, преимущественно развиты деловая и общественная направленности. Это подтверждает гипотезу исследования и означает, что курсанты Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь, в большинстве своем ориентируются на деловое сотрудничество, способны отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для дос­тижения общей цели. Вместе с тем, они стремятся поддерживать отношения с людьми, ори­ентированы на социальное одобрение и зависимы от группы.

Подводя итоги исследовательской работы, можно констатировать, что все поставленные задачи выполнены, гипотеза изучена, следовательно, цель настоящего исследования достигнута.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/diagnostika-napravlennosti-lichnosti/

1. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев. – // Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980. – 271 с.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) – Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

  1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский; редкол.: А.В. Запорожец (гл. ред.).

    – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4: Детская психология /под ред. и послесл. Д.Б. Эльконина. – 432 с.

  2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы – Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 278 с. – (Серия «Мастера психологии»).

  3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития – Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. – (Серия «Мастера психологии»).

6. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.

7. Кулюткин Ю.В. Психология обучения взрослых –Ю. В. Кулюткин. –М.: Просвещение, 1985. – 128с.

  1. Ле Тхи Хоа. Направленность личности и успешность профессионального обучения учащихся СПТУ / Ле Тхи Хоа, А.К. Осницкий //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – М.: Педагогика, 1989. – № 1. – с. 66-70.
  2. Ливехуд, Б.Кризисы жизни – шансы жизни – Б. Ливехуд. – Калуга, 1994. – С. 41-92.
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология. – А.Г. Маклаков. – СПб: Издательство «Питер», 2002. – 592 с.

11. Мерлин, В.С. Личность, как предмет психологического исследования /В.С. Мерлин. – Пермь, 1988. – 213 с.

12. Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В.Н. Мясищев. //Хрестоматия по психологии. / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С. 146-152.

13. Неймарк, М.С. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие. – М.:Просвещение, 1973. – С.53-54.

14. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. – С. 182-183.

15. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД: Справочное пособие / Б.Г. Бовина [и др]; под общ. ред. Б.Г. Бовиной. – М: ЧеРо, 1997. – 324 с.

16. Полещук, Ю.А. Профессиональная направ­ленность учащихся в учебных заведениях нового типа /Ю.А. Полещук. //Псіхалогія. –№3, 2000. – С. 14-27.

  1. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Ч. 1. – С. 6-28.
  2. Психологияразвития: Учебное пособие / А. К. Болотова и О.Н. Молчанова. //под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. – М: ЧеРо, 2005. – 524 с.
  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

20. Сосновский, Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии /Б.А. Сосновский. – М.: Просвещение, 1979. – 156с.

21. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2001. – 350с.

22. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – СПб.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 284с.

23. Толстых, А.В. Возрасты жизни/ А.В. Толстых. – М.: Просвещение, 1979. – 186с.

24. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 153 с.

  1. Шумская, Л.И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности /Л.И. Щумская.//Псіхалогія. –№3, 2000. – С. 3-11.
  2. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. — М.: Педагогика, 1969. — 320 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список испытуемых

1. Васильков Ю.
2. Бабич Т.
3. Баландин Е.
4. Бугаев Т.
5. Гашков Н.
6. Ганаков И.
7. Дольников А.
8. Гришаев Т.
9. Казаченко Т.
10. Карпеченко М.
11. Кардаш В.
12. Костенко Е.
13. Ковалев О.
14. Крупенько О.
15. Крюков О.
16. Лапиков Е.
17. Липинский А.
18. Малашенко О.
19. Москалевич Н.
20. Райков С.
21. Самсонов О.
22. Семененко Т.
23. Симаков Н.
24. Солдатов О.
25. Третьяков Ю.
26. Шардин А.
27. Шведов И.
28. Шкульков Т.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Бланки ответов испытуемых

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Бланки обработки результатов диагностики направленности личности