ВВЕДЕНИЕ
В психологической науке выделяют различные виды психологической помощи, которые различаются целями, теоретическими ориентациями, лежащими в их основе, сферами применения, а также степенью профессионализма лица, которое эту помощь осуществляет. Важно понимать, что иногда психологическую помощь нам могут оказать и непрофессионалы родные и друзья, священнослужители и даже случайные знакомые, которым в данный момент небезразлично наше состояние. Кроме такой «стихийной» помощи, некоторые ее виды могут целенаправленно применять специально обученные добровольцы.
Целью любого психологического вмешательства является изменение психического состояния и поведения индивида, в случае психологической помощи это устранение психологических проблем и нарушений поведения.
В зависимости от основных целей помощи выделяют:
- психологическое консультирование;
- психотерапию;
- психологическую коррекцию;
- кризисное вмешательство;
- психологическую реабилитацию;
- психологический тренинг.
Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации, дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности, а также социального окружения.
Психотерапия ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия.
Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.
Кризисное вмешательство — это экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвы межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф; люди, потерявшие близких и др.), направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.
Психологическая реабилитация представляет собой помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.
Психологический тренинг вырабатывает у клиента необходимые психологические и поведенческие навыки: преодоление стресса, разрешение конфликтов, принятие решений и т.п.
Введение. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций
... числом людей, разрушающая их нормальную психическую деятельность и поведение — психологический гиперстресс. Эмоциональный стресс лежит в основе адаптивных ... Это фактически дезадаптация организма. Чаще всего развитие негативных последствий определяется возникающими в ответ на стрессовую ситуацию отрицательными ... то, что развитие психологической помощи пострадавшим, перенесшим состояния дистресса, ...
1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ?
Сегодня в психологии много написано о психологическом консультировании. И это совсем не удивительно, когда речь заходит о психологической практике. Ее обличье многообразно, она может предстать в виде «кушетки Фрейда» или «пустого стула Перлза», «кнопки пуска Адлера» или «карты эмоционального контроля Эллиса», психодрамы или балинтовских групп. Калейдоскоп этих практик, развивающихся то стихийно, то в академических условиях, повергает в растерянность и не укладывается ни в какие «периодические системы». На самом же деле все эти изыски основаны на поиске более успешного совместного бытия с собой, с другими, или со все миром в целом.
Исторически психологическое консультирование развивалось из теории и практики психотерапии, поэтому оно концептуально базируется на традиционно выделяемых основных теоретических подходах в психотерапии: психодинамическом, когнитивно-бихевиоральном и экзистенциально-гуманистическим, основными концептуальными различиями которых является акцент на определенных проблемах (связанных с отношением человека с собой и значимыми объектами, с продуктивностью поведения или человеческого бытия).
Кроме того, базой для психоконсультирования могут служить неклассические направления психологической помощи, такие как психосинтез, трансперсональная концепция, психодрама и др. [3, стр. 4]
Итак, психологическое консультирование — это профессиональная помощь клиенту в поиске наиболее оптимального разрешения его проблемной ситуации. Его можно определить ещё и как специфические отношения между двумя людьми, при которых становится возможным одному из них (клиенту) при помощи другого (психолога) изучать свои чувства, мысли, желания и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и применять в жизненных ситуациях свои сильные стороны личности, опираясь на внутренние ресурсы. Консультирование помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия более взвешенных решений и совершения целенаправленных действий. В качестве клиентов могут выступать психически здоровые или больные люди (воспринимаемые консультантом дееспособными и ответственными за решение своей проблемы), предъявляющие проблемы экзистенциального (связанные со смыслом жизни) или возрастного кризиса, межличностных конфликтов, семейных неурядиц, профессионального выбора и пр.
Цели и задачи психологического консультирования предполагают:
- эмоциональную поддержку и внимание к переживаниям клиента;
- повышение психологической компетентности клиента;
- изменение личного отношения к проблеме;
- повышение стрессовой и кризисной толерантности (терпимости);
- развитие реалистичности и плюралистичности (множественности)
мировоззрения;
- повышение ответственности клиента
2. ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ
Термин «психотерапия» имеет двоякое толкование, связанное с буквальным его переводом с греческого (psyche — душа и therapeia — забота, уход, лечение), — «лечение души» и «исцеление душой». Введен термин в 1872 году В.Тьюком и стал широко использоваться с конца X1X века. Однако до настоящего времени нет единого мнения о границах, формах и методах психотерапии, подготовке специалистов в этой области, как нет и общепризнанного ее определения. Учитывая, что психотерапия в отечественной науке и практике традиционно относилась к медицине — рассматривалась как один из методов лечения и профилактики заболеваний (в 1985 г. он была выделена в самостоятельную медицинскую специальность), наиболее отвечающим ее сути, вероятно нужно признать следующее определение: психотерапия — целенаправленное использование психических (психологических) методов для лечения болезней. Ее принято рассматривать как комплексное лечебное воздействие на психику больного, использующее его эмоциональные реакции, когнитивные, интеллектуальные, волевые возможности, условно рефлекторные связи, а в результате — навесь организм с целью устранения болезненных симптомов, изменения отношения к своему заболеванию, своей личности и окружающей среде.
Психологическое консультирование подростков по проблемам общения ...
... Современные основы психологического консультирования были сформулированы в работах Р. Нельсона-Джоунса, а именно следующие его составляющие: консультирование как вид отношений помощи, консультирование как репертуар воздействий, консультирование как психологический процесс, цели консультирования, консультирование и психотерапия[30, с. ...
С глубокой древности известны случаи влияния некоторых лиц на психическое состояние других людей. В основе лечения ряда болезней жрецами, «лечебного эффекта» заговоров, «священных танцев» шаманов лежит воздействие на психику механизмами внушения. Сохранилось выражение: «медицина держится на трех китах: ноже, траве и слове», т.е. за словом с древних времен признавалась такая же сила, как и за ножом хирурга.
Развитие психотерапии как научно обоснованного метода начинается с X1X века и связано с именами Бернгейма, Бодуэна, Левенфельда, Мебиуса, а также отечественных врачей В.А.Манассеина, С.П.Боткина, Г.А. Захарьина, С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева, которые высказывали мнение о важной роли и возможностях психического воздействия в лечении различных заболеваний.
Одно из наиболее емких определений сути психотерапии принадлежит М.Я.Мудрову: «…зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии: своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скрытого откровенным, отчаянного благонамеренным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания». [1]
Важный вклад в развитие отечественной и мировой психотерапии внесли труды И.П. Павлова, его учеников и последователей. Предложив торию физиологических механизмов сна, переходных состояний и гипноза, Павлов заложил основы одного из направлений научного толкования многих явлений, которые веками считались таинственными и загадочными. Учение Павлова о сигнальных системах, физиологическом влиянии слова и внушения стало основой для научной психотерапии. На Западе особую роль в развитии психотерапии сыграли труды З. Фрейда, его учеников и последователей.
Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей, его понимание болезни и отношения к ней, дает врачу возможность целенаправленно использовать в лечебном комплексе психотерапевтические методы, что, безусловно, повышает эффективность медицинской помощи. Слово врача действует на больного не меньше, а иногда даже и больше, чем медикаменты. Афоризм «Плох тот врач, после беседы с которым больному не стало легче» должен помнить каждый врач, находящийся у постели больного. Поэтому, прежде чем приступить к обследованию, необходимо узнать пациента, побеседовав с ним, и обязательно дать ему надежду на выздоровление или по крайней мере на улучшение состояния. В этом заключаются первые этапы психотерапевтической помощи пациенту.
Теория и методология православной психологии, психотерапии и психиатрии
... другое. Между тем, существует третий подход к проблеме определения православной психологии и психотерапии, который показывает, что в православных книгах, которые были популярны еще более 100 тому ... инструмента нравственного регулирования и упорядочивания психической и душевно-духовной сферы человека и взяла на себя христианская и православная психология, которая сегодня формируется как некое ...
Психотерапию принято разделять на общую и частную, или специальную.
Под общей психотерапией или психотерапией в широком смысле слова понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнь, создания охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. Такая психотерапия служит вспомогательным средством; она необходима в любом лечебном учреждении. Иными словами, каждое лечебное воздействие должно включать и психотерапевтический компонент. Поэтому каждый врач, независимо от его специальности, должен быть также психотерапевтом для своего пациента.
Известный отечественный психиатр В.В.Ковалев, занимавшийся психическими расстройствами у соматических больных, подчеркивал, что особенно действенна психотерапия, проводимая лечащим врачом.
Психотерапевтическое воздействие на больного оказывают поведение врач, беседа о характере заболевания, особенностях его лечения, лечебные назначения и рекомендации. Все это дает психотерапевтический эффект только в том случае, если поведение врача подчинено главной цели — формированию у пациента адекватной реакции на болезнь и ее поддержанию на всем протяжении диагностического и лечебно-реабилитационного процесса. Это по существу и составляет психологический и психотерапевтический аспекты работы лечащего врача. Нормализация понимания болезни, правильная оценка и отношение к ней достигаются через апелляцию к личности больного, а также путем влияния на окружающую больного среду. Процесс коррекции соматонозогнозии предусматривает максимальную мобилизацию резервных возможностей больного для успешного обследования и лечения, формирование выдержки и мужества в борьбе с болезнью и ее последствиями с целью быстрейшего возвращения к активной жизни.
При проведении психотерапии врач оказывает влияние на личность больного, стремится изменить личностные реакции, которые способствовали возникновению заболевания. Личностные особенности больного и клинические проявления болезни определяют задачи, стоящие перед врачом, проводящим психотерапию, поэтому необходим индивидуальный подход в каждом случае.
Основными целями психотерапии в общемедицинской практике являются:
- осознание больным свое роли в успешном лечении и реабилитации;
- коррекция неправильных реакций на болезнь (отрицания, ухода в болезнь, безразличия и др.);
- стимуляция активности больного в преодолении заболевания;
- создание системы психологической поддержки больному и условий для исправления неадекватного отношения к болезни, мешающего проведению эффективного лечения.
Психотерапевтическое воздействие необходимо оказывать на все уровни соматонозогнозии и составляющие внутренней картины болезни, добиваясь при этом ослабления дискомфортных явлений и болей, дезактуализации витальной угрозы, этического, эстетического, интимного ее компонентов.
Терапия психических заболеваний
... психиатрии со многими биологическими дисциплинами. Особую роль в этом отношении играет изучение нейромедиаторных систем, являющихся точкой приложения психотропных препаратов. В настоящее время для лечения психических заболеваний ... психического заболевания. При этом они не влияют непосредственно на Образ мыслей больного, ... отношении между ними и другими болезнями нет разницы>. Важное значение имело ...
Отличия психологического консультирования и психотерапии не всегда заметны непрофессиональным глазом, но они есть. Главное отличие состоит в том, что если консультирование направлено в основном на проблемы взаимодействия личности и его окружения в социуме, то психотерапия сфокусирована на внутриличностных проблемах человека. На первой, иногда второй сессии специалист проводит диагностику проблемы клиента и определяет возможность помощи ему в рамках психологического консультирования, что предполагает небольшое число консультаций. В некоторых случаях достаточно одного — двух. Однако бывает так, что запрос клиента на разрешение проблемы в отношениях с другими людьми практически не выполним без психологической проработки его внутриличностных особенностей. То в этом случае клиенту предлагается пройти определённый курс корректирующей психотерапии. Разумеется, его длительность заметно больше, чем у консультирования. Используемые при этом техники и методы проведения психокоррекции определяются на первой, иногда второй диагностической сессии. О чём психотерапевт обязан проинформировать клиента, а также разъяснить ему все особенности и тонкости их совместной работы.
Общее у психологического консультирования и психотерапии состоит в том, что к личности консультанта и психотерапевта предъявляются одинаковые требования. И те, и другие обладают одними и теми же профессиональными навыками и часто используют в своей работе схожие процедуры. По любому и психологическое консультирование, и корректирующая психотерапия показаны психически здоровым, в том числе, людям, имеющим в силу разных обстоятельств всевозможные проблемы в социуме, и служат для более эффективного достижения ими поставленных жизненных целей.
3. ПСИХИАТРИЯ И ЕЕ ВИДЫ
Психиатрия — древняя наука, еще 4000 лет до нашей эры жрецы египетских храмов лечили больных от тоски, а в индусских книгах — Ведах (XV-XIV вв. до н.э.) — сообщалось, что жрецы в Индии лечили душевнобольных, связывая происхождение болезней с одержимостью: жрецы изгоняли из них бесов.
В древний греко-римский период в произведениях и мифах уже упоминаются термины «мания», «меланхолия», «паранойя». Ксенофонту принадлежит фраза: «В здоровом теле — здоровый дух». Наслаждения, радость, смех, огорчения, печаль, недовольство, страхи, состояние бреда, безумия и тревог Гиппократ и Пифагор ставили в зависимость от меняющихся состояний мозга. В соответствии с гуморальной теорией Гиппократа, психические болезни объясняли «дискразией» — нарушением смешения жидкостей в организме. В работе «О священной болезни» Гиппократ уже различал идиопатическую и симптоматические формы эпилепсии (термин «эпилепсия» введен позднее Авиценной), описал различные формы ауры, влияние возраста, температуры, менструаций, времени года на течение «священной болезни».
Однако остановить развитие науки невозможно и постепенно происходит решительный сдвиг в общественном сознании и отношении к психически больным.
Славу реорганизатора психиатрической помощи в период французской революции приобрел Ф. Пинель. Поступив в 1792 г. врачом в парижский приют для умалишенных Бисетр, он выхлопотал у революционного конвента разрешение снять цепи с душевнобольных, превратив тем самым психиатрические заведения из мест тюремного заключения в лечебные учреждения.
Тема психозы. Пограничная психиатрия. Психогенные психические ...
... психические расстройства. Реактивные психозы. Неврозы. Выполнил студент лечебного факульитета 504 группы Филиппов А.А Самара 2018 Психогенные заболевания 1.1. Общие критерии диагностики. Систематика психогенных расстройств Хотя возможность возникновения психического ... психозы) и затяжные, продолжающиеся недели и месяцы состояния (реактивная депрессия и реактивный параноид). Реактивные психозы ...
Сам термин «психиатрия» был предложен в 1803 г. немецким врачом Иоганном Кристианом Рейлем.
На сегодняшний момент психиатрия — отрасль клинической медицины, изучающая психические расстройства через призму методологии медицины, методы их диагностики, профилактики и лечения. Под этим термином подразумевают также совокупность государственных и аккредитованных негосударственных учреждений, в некоторых странах имеющих право на недобровольную изоляцию лиц, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих.
До сих пор не существует чётких критериев разграничения некоторых психических заболеваний от крайних проявлений нормы. Если следовать одному из самых распространённых определений, психической болезнью является изменение сознания, выходящее за пределы «нормы реакции».
Выделяют общую и частную психиатрию.
Общая психиатрия занимается изучением основных свойств психических заболеваний, закономерностей их проявления и развития, причины, принципы классификации, методы исследования и лечения. Другими словами, общая психиатрия (или общая психопатология) занимается изучением общих признаков, характерных для большинства психических заболеваний или расстройств. В этом разделе, например, изучаются нарушения психических процессов (нарушения восприятия — иллюзии, галлюцинации; нарушения мышления — бред и т.д.).
Частная психиатрия (частная психопатология) изучает отдельные психические заболевания, их этиологию, патогенез, клинику, закономерности развития, способы лечения и восстановления трудоспособности. В частной психиатрии изучаются такие заболевания как:
- шизофрения;
- эпилепсия;
- маниакально-депрессивный психоз;
- расстройства личности (психопатии);
— Следует отметить, что существует множество различных классификаций психических расстройств, но ни одна из них не строится на каком-либо общем критерии. В настоящее время основной считается классификация по МКБ-10, не смотря на многие недостатки этой системы. Кроме того, одной из наиболее известных систем является DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders) — руководство по диагностике и статистике психических расстройств, принятое в США.
Для лечения психических заболеваний применяются различные фармакологические препараты. Кроме того, большую роль здесь играет применение психотерапевтических методов, за которыми, по признанию многих авторов, состоит будущее современной психиатрии.
психологический консультирование расстройство фармакологический
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В психологическом консультировании реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента в отношении разрешения психологической проблемы. Психологическая проблема клиента — это совокупность психологических трудностей, дисгармоничное состояние, причиняющее человеку страдание, от которого он хотел бы избавиться. В этом смысле цель клиента — разрешить эту психологическую проблему, а цель консультанта — найти пути психологической помощи клиенту. Под разрешением проблемы со стороны клиента понимается не устранение проблемы по принципу вытеснения, т.е. мнимой ее ликвидации, а такая работа, в результате которой человек не только преодолевает текущие трудности, но обогащает свой опыт, гармонизирует собственную жизнь.
Подход к психическому развитию в гуманистической психологии
... психического развития личности различных представителей гуманистической психологии. Гордон Олпорт рассматривал созданную им концепцию личности как альтернативную механизацию поведенческого подхода ... к возникновению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии. 1. Понятие о гуманистической психологии. Гуманистическая психология – ряд направлений в современной психологии, ...
В процессе консультирования психолог, как правило, решает две основные задачи:
- помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации;
- актуализирует психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем.
Психотерапия в целом включает множество других методов, которые могут использоваться для оказания помощи различным категориям больных. Большинство из них требуют соответствующей квалификации психотерапевта и опыта применения конкретных методик. Психотерапевт должен владеть как медицинскими (прежде всего в области психиатрии), так и психологическими знаниями, чтобы проводить дифференциальную диагностику выявляемых нарушений, определять показания для применения тех или иных психотерапевтических методов и осуществлять психотерапию на практике, избегая побочных эффектов и осложнений.
Если психология изучает людей с нормальным поведением, то психиатрия изучает людей, чье поведение уже совсем неадекватно, выходит за рамки нормы. Психиатрия относится к области медицины и использует медикаментозное лечение в отличие от психотерапии и психологического консультирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/vidyi-psihologicheskoy-pomoschi/
1. Бачило Е.В. История медицины: конспект лекций Litres, 5 сент. 2017 г. — 282 с.
2. Лакосина Н.Д Клиническая психология.: Учебник для студ. мед. ВУЗов — 2-е изд.- М., 2005.
3. Мальцева, Т. В. Профессиональное психологическое консультирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Юриспруденция» / Т. В. Мальцева, И. Е. Реуцкая. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Режим доступа: ЭБС: http://znanium.com
4. Нельсон-Джоунс. Теория и практика консультирования. — Спб., — 2000. — 455 с.
5. Практикум по психиатрии: Учеб. пособие. Под ред. проф. М. В. Коркиной. 5-е изд., испр. — М.: РУДН, 2009. — 306 с.
6. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2003. — 216 с.