Социальная работа в сфере занятости

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.

Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов.

Таким образом, можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах по России в целом и по регионам. Оно касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Такая диспропорция, в большей или меньшей степени проявляющаяся во всех регионах, отраслях хозяйства, в любых условиях существует давно. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Однако, даже нарисованная картина не может скрыть факты, отталкивающие работников от свободных рабочих мест: низкий уровень заработной платы и несвоевременная ее выплата, неудовлетворительные (практически на всех крупнейших предприятиях страны) условия труда, а также отсутствие льгот и поощрений.

Однако, по существу, первостепенное внимание уделялось экономическим преобразованиям, а доминирующими в российской социальной политике в переходный период оказались пожарные меры в отношении отдельных слоев населения (шахтеры, учителя, военные, инвалиды) при консервации системы социальной защиты на уровне денежно-компенсационных механизмов. В настоящее время становиться ясно, что этот выбор был обусловлен не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов и ставкой на использование социальных резервов населения и его долготерпение, но и просчетами в определении общей стратегии развития, недооценкой социальной составляющей реформ.

Такая недооценка социального фактора имеет ряд негативных последствий, отразившихся на населении России — это падение уровня жизни основной массы населения, растущая дифференциация доходов, резкое сокращение доступных социальных благ, рост безработицы.

13 стр., 6172 слов

Социальные реформы в России: история, современность, перспективы

... позитивных. Итак, тема курсовой работы является актуальной в настоящий период времени. Объект исследования - социальная политика в РФ. Предмет исследования - проводимые социальные реформы в России - история и перспективы. Цель курсовой работы - изучить историю социальных реформ в России, современные социальные реформы, а также ...

1. Социальная политика в сфере занятости, этапы реализации

Согласно российскому закону о занятости, цель политики занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающей безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Формирование рыночных отношений в сфере труда связано с изменениями приоритетов в политике. Начав преобразования в отношении собственности, государство, прежде всего, признало право собственности на рабочую силу. Это право впервые зафиксировано в Законе «О занятости населения Российской Федерации» от 20 апреля 1996 г., но уже с внесенными в него изменениями и дополнениями.

Среди источников трудового права — Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года является основным законодательным актом, который носит юридическую силу и гарантирует добровольность труда, когда гражданин вправе как работать, так и не работать, выбирать ритм работы, ее объем и нагрузку.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальная и местные (городские, районные) программы. Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. В настоящее время перед разработчиками программ всех уровней остро стоит проблема увязки показателей движения рабочих мест и рабочей силы, используемых в программах с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ.

Основными целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами программы являются;

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест. Развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах России
  • регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы
  • формирование эффективной структуры занятости населения
  • повышение качества создаваемых рабочих мест
  • развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы
  • создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения
  • предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы
  • развитие системы общественных работ.

В ходе реализации Программ предполагается осуществление следующих мер в два этапа, первый этап:

20 стр., 9587 слов

Безработица и политика занятости в современной Украине

... между рабочей силой и другими факторами производства. Она связана, в частности, с уменьшениями объемов производства, кризисом в экономике и оказывается в низких доходах населения, в низкой производительности труда. В Украине скрыта неполная занятость пока ...

  • Определение потребности в создании рабочих мест. В рамках генеральной схемы определяются следующие параметры: общая (региональная, отраслевая) потребность в рабочих местах;
  • сложившаяся и региональная структура занятости населения (региональный, отраслевой, профессионально-квалификационный, половозрастной аспекты) ;
  • основные направления содействия занятости населения, исходя из общеэкономических тенденций развития России и необходимости изменения структуры занятости.
  • Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест — при выполнении этой меры принимается во внимание необходимость соответствия мер по созданию рабочих мест направлениям структурной перестройки экономики;
  • учета стоимости создания и сохранения рабочего места;
  • учета состояния региональных рынков труда;
  • приоритетного финансирования с использованием различных источников;
  • отбора проектов на конкурсной основе;
  • развития социальной инфраструктуры в сельских местностях;
  • поддержания занятости в населенных пунктах, где свернута производственная деятельность предприятий, составляющих основу их экономики, территориально удаленных от иных мест приложения их труда и учета других условий, оказывающих значительное влияние на решение проблем занятости.

  • Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ — данная мера утверждает обязательность прохождения федеральных и региональных программ социальной экспертизы.

— Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест — предполагается разработка пакета нормативно правовой документации направленной на стимулирование развития рабочих мест, в частности предусматривающей: повышение инвестиционной активности работодателей, стимулирование накопления и целевого использования амортизационных отчислений, формирование системы инвестиционных и лизинговых компаний в целях развития малого и среднего бизнеса, защиту отдельных отраслей от внешнеэкономической конкуренции на период их технического переоснащения, развитие системы государственного содействия профессиональной подготовки и переподготовке кадров учитывая необходимость повышения качества рабочей силы и специфику потребностей региональных рынков труда, усиление правовой защиты наемных работников, особенно занятых на малых предприятиях, регулирование неполной занятости, квотирование рабочих мест для российских работников на иностранных предприятиях, осуществляющих выполнение заказов на территории РФ, за счет средств российских предприятий, введение ограничений на использование иностранной рабочей силы на управленческих должностях различного уровня в структурных подразделениях иностранных компаний и компаний с иностранным участием, расположенных на территории России и др.

— Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы — основу этого механизма составит система договоров между регионами об использовании незанятого в одном регионе населения на имеющихся вакантных должностях в другом регионе, предусматривающая размещение этого населения в данных регионах и предоставление работы, прежде всего на государственных и муниципальных предприятиях.

7 стр., 3468 слов

Государственное регулирование рынка труда и занятости населения

... в значительной мере осуществляется социальная функция государства. Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости. ...

— Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей — данная мера предусматривается для облегчения доступа субъектов малого и среднего бизнеса к средствам производства, в связи с этим предполагается провести ревизию неиспользуемых производственных мощностей, передача при необходимости посредством арендных отношениях этих неиспользуемых мощностей предпринимателям, желающим организовать на этих мощностях производственные места, экономическое стимулирование предпринимателей более эффективно использовать имеющиеся у них производственные ресурсы, развитие системы государственных консультационных предприятий, проводящие исследования по маркетингу продукции, новых технологий, квалифицированной рабочей силы и т.д.

— Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ — мера по повышению статуса общественных работ предусматривает, определения организаций, которые на основе аккумулирования различных источников финансирования должны формировать систему организации временных рабочих мест на базе общественных работ, стимулирование перевода работников занятых на общественных работах на постоянные рабочие места, организацию конкурса среди предпринимателей, желающих осуществить модернизацию предприятий.

— Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест — суть развития такого партнерства заключается в привлечении работодателей к решению проблемы развития внутрифирменной мобильности рабочих кадров, ответственность работодателей за трудоустройство сокращаемых работников, а также создание нормативно правовых актов, определяющих роль и место объединений работодателей и профсоюзов в подготовке предложений по решению указанных проблем.

— Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан — эта мера предусматривает стимулирование работодателей за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ к созданию новых и сохранению действующих рабочих мест, содействие занятости инвалидов и поддержку их предпринимательской деятельности, квотирование рабочих мест, создание и развитие производств, где применяются различные режимы занятости женщин и др.

Работы по второму этапу включают следующие меры:

— Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации — эти программы помогут стабилизировать рынок рабочей силы России и с помощью федерального, региональных и отраслевых банков данных рабочих мест, создаваемых в рамках данной задачи Программы, позволят принимать решения программного характера по обеспечению незанятого населения рабочими местами.

— Создание условий для повышения качества рабочих мест — в рамках этой меры программы предполагается создать федеральную программу содействия повышения квалификации кадров в экономике РФ и изменить налоговое законодательства в целях побуждения к стимулированию предприятий по модернизации рабочих мест с точки зрения требования научно-технического прогресса, условий труда и экологической безопасности производства, а также развития инновационной деятельности предприятий, учреждений и организаций, банков и других кредитных организаций.

17 стр., 8178 слов

Социальная работа с безработными гражданами

... изучения курсовой работы является социальная работа с безработными гражданами. I. Теоретический аспект проблемы занятости населения Одной из основных проблем современного этапа развития российского общества, особенно в условиях кризисных явлений, является проблема занятости и безработицы. Современный рынок труда в ...

— Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения — последней мерой предусматривающейся в программе является разработка перспективной схемы изменений структуры занятости населения исходя из общеэкономических тенденций, опыта международного разделения труда, требований научно-технического прогресса и спроса со стороны населения, а также обеспечения экономической безопасности страны.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. По мнению исследователей, последний надо определять по двум критериям:

— финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействие занятости.

  • социальному, в соответствии, с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы, превышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признаны безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенности движения рабочей силы рабочих мест. Минимизация социального уровня безработицы зависят от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда — внутрифирменного и открытого (внешнего, а также его составных звеньев — рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

Таким образом, можно констатировать, что важнейшим элементом социальной политики, в условиях формирования рыночных отношений должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающего условия для развития трудовых ресурсов и их экономической активности.

2. Безработица: явная и скрытая, причины и особенности ее появления

Современная безработица в России — специфическая и в определенной мере уникальное явление, порожденное переходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночных отношений. Вместе с тем феномен безработицы, независимо от того, о какой стране и о каком историческом периоде идет речь, имеет общие черты и закономерности, актуальные и для России.

Международное стандартное определение безработицы базируется на трех критериях, которые должны удовлетворяться одновременно: «без работы», «сейчас готов приступить к работе» и «ищет работу». Соответственно «безработные» включают всех лиц старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение отчетного периода:

  • а) были «без работы», то есть не работали за плату по найму или на собственном предприятии, как это предусмотрено международным определением занятости;
  • б) были «сейчас готовы приступить к работе», то есть, готовы начать работать за плату по найму или на собственном предприятии в течение отчетного периода;
  • в) «искали работу», то есть предпринимали конкретные шаги в конкретный (прошлый) период с целью найти оплачиваемую работу по найму или на собственном предприятии.

Согласно международному определению к «занятым» причисляются все лица старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение одной недели относились к следующим категориям:

7 стр., 3425 слов

Проблемы занятости и безработицы

... аспекты занятости и безработицы В узком смысле под занятостью населения подразумевается гарантированность обеспечения работой или активность, приносящая трудовой доход. Слово «занятость» подразумевает присоединение к трудовому течению, занятость работой. В широком значении занятость выступает ...

  • занятые по найму:

1) «работающие», лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу за заработную плату или жалование деньгами или натурой;

2) «имеющие рабочее место, но не работающие», лица, которые уже работали на своем последнем рабочем месте, но временно не работают в течение отчетного периода, хотя формально сохраняют за собой рабочее место;

  • занятые на собственном предприятии:

1) «работающие», лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу для получения прибыли или семейного дохода деньгами или натурой;

2) «имеющие предприятие, но не работающие», лица, имеющие предприятия, которые временно в отчетном периоде не работали по той или иной причине.

В целом, занятость населения предполагает степень участия трудоспособного населения в общественном труде, деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

Занятыми считаются граждане:

  • работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);
  • временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов;
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

— обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение, по направлению Федеральной государственной службы занятости населения.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.

Регулирование занятости и решение проблем безработицы осуществляется, прежде всего, на рынке труда.

12 стр., 5855 слов

Пособие по безработице

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032–1 (ред. от 18.10.2007) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных. Цель данной курсовой работы – изучение вопроса социального пособия по безработице в РФ. В ...

В определение «рынок труда» в основном включают следующее содержание: рынок труда это система экономических отношений между субъектами рынка, покупателями (нанимателями) и продавцами (работниками) рабочей силы.

Таким образом, рынок труда можно определить как процессы движения рабочей силы, ее включения в общественное производство, высвобождения, использования, распределения и перераспределения.

К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.

Критериями разграничения типов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и ее продолжительность (устойчивость) . Обычно называют три основных типа безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Упоминается также скрытая, сезонная и т.д.

Фрикционная — безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник — нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица — явление, которое устранить, не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.

Структурная — безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т.д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.

Циклическая, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу).

Скрытая — характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, а также те, кто отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на биржах труда.

Безработица измеряется двумя основными показателями:

5 стр., 2451 слов

Системы социальной защиты населения (1).. Введение Сущность и ...

... предоставления отдельным категориям граждан материальных благ в целях выравнивания их личных доходов при наступлении социальных рисков. Именно так называлась система социальных учреждений и их деятельность по защите населения СССР от социальных рисков. ...

  • уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным: работать один час в день, не регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться безработным;

— продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она может свидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений, вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников и др., поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее.

В социально — трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально — страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.

Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства “реформаторов”. Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума) , перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.).

При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

5 стр., 2207 слов

Экономика труда и социально-трудовые отношения

... социально-трудовой сфере, Мониторинг социально-трудовой сферы, Основные направления мониторинга: социально-демографические и миграционные процессы; рынок рабочей силы, занятость и безработица населения; социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и организациях; условия и охрана труда; доходы и уровень жизни населения. ... и др. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учебное ...

Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И, наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождение работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

3. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе

В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне — это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

Взаимодействие служб занятости с предприятиями — работодателями, работниками или их представителями — строится на принципах социального партнерства. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

  • анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
  • вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  • информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
  • оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
  • организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
  • оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;
  • регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
  • оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
  • выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;
  • публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Незанятость несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Заключение

Суть новой социально — трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либерализация наемного труда, прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить “дух законов” о труде, без всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников).

Затем желательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sotsialnaya-rabota-v-sfere-zanyatosti-naseleniya/

1. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенность российского бытия // Социологическое исследование. — 2001. — №5

2. Деготь Б.А. Российской законодательство о социальной защите населения. — М., 1995.

3. Комментарий к кодексу законов о труде РФ. / Под ред. К.Н. Гусова. — М., — 1999.

4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993.

5. Соболева И., Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы ее изменения // Вопросы экономики. — 1999. — №11