Разработка управленческих решений в условиях паники

Разработка управленческих решений – важнейшая тема менеджмента. Процесс управления предприятием осуществляется на основе принятых решений. Работа менеджера состоит из постоянного изучения, анализа, оценки и выбора путей решения производственных и иных проблем. Состояние предприятия, его внутренние переменные и внешнее окружение постоянно создают массу вопросов, требующих своего разрешения. Управленческое решение – наиболее сложный вид человеческой деятельности. В рамках этой деятельности постоянно возникает множество напряженных ситуаций, связанных с судьбой коллег, подчиненных и иных людей, имеющих отношение к проблеме. В процессе управления предприятием происходит немало ситуаций, вызывающих у руководителей сильный страх. Этот страх (паника) может на время парализовать процесс разработки и принятия решения. В данной работе рассмотрено понятие «паника», а также влияние паники на процесс подготовки и реализации управленческих решений в состоянии паники.

1.Паника – один из элементов состояния психической напряженности

Состояние паники – это кратковременная потеря логики в мыслительной деятельности человека при подготовке и принятии решения. Решение – это результат мыслительной деятельности, приводящий к выводу или действиям. Отсутствие логического мышления может привести к непредсказуемым выводам или действиям. Человек в состоянии паники очень опасен для окружающих и для самого себя.

Процесс РУР подвержен влиянию панических настроений. Эти настроения могут происходить из-за: повышенного уровня эмоциональной возбудимости и активности внешней среды; потери веры в руководство; устойчивой изнуренности и крайней утомленности работников; сильно пониженного тонуса сознательной активности; несоответствия сильной значимости ситуации слабым ожиданиям; назначения паникера на руководящую должность; стечения обстоятельств. Большинство людей не готовы к работе в стрессовых ситуациях, поэтому они чувствуют себя очень неуверенно даже при небольших уровнях страха. Таким образом, состояние паники — это признак и первый этап развития стресса у человека. Совокупность набора качеств человека и имеющейся конкретной напряженной или неожиданной ситуации определяет уровень страха, возникающего у человека. Напряженная или исключительная ситуация, вызывающая у человека страх, обычно приводит к буму мыслительной деятельности одних людей и к депрессии других. Паника может носить индивидуальный или коллективный характер. Индивидуальная паника – это беспомощное состояние человека, потеря уверенности в своих силах. Паника как первичное состояние стресса обычно носит кратковременный характер (от нескольких секунд до нескольких дней), а сам стресс может длиться довольно долго. Поэтому роль общества, руководителя или авторитетного человека, имеющего возможность помочь, — преодоление индивидуальной паники, очень важна[1].

4 стр., 1703 слов

Психологические типы человека, его психологические состояния и безопасность

... целей и мотивов всей деятельности. Психологические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, всей деятельности человека в каждый конкретный момент ... ситуации и потребности человека. Существует представление о состояниях как о фоне, на котором протекает психическая и практическая деятельность человека. Психологические состояния могут быть эндогенными ...

Паническое состояние формирует положительные и отрицательные аспекты в мыслительной деятельности человека. К положительным относят активизацию психики и ускорение психических процессов, улучшение гибкости мышления и оперативной памяти. К отрицательным – ухудшение понимания и мышления, скованность или хаотичность движений (речи), затруднение самоконтроля и прогнозирования, неоднозначность восприятия и обработки информации. Перемещение состояния работоспособности в сторону депрессии смещает процесс мышления в область обработки ошибочной, непроверенной или неправильно понятой информации, а также ощущений. Закрепление в сознании человека частых панических состояний приводит к медицинскому заболеванию, называемому панической атакой. Паническая атака также провоцируется стрессовыми должностями, в том числе и управленческими. Такие должности характеризуются повышенным вниманием к ним со стороны руководства, важностью принимаемых или исполняемых решений и находятся под постоянным контролем вышестоящих или параллельных организаций. Для разработки и реализации управленческих решений в условиях появления признаков паники необходимо рассмотреть суть индивидуальной и групповой паники. Индивидуальная паника достаточно распространена.

Человек может наблюдать панику или находиться в ее области. Человек, не находящийся в состоянии паники, может быть либо сторонним наблюдателем, либо активным деятелем, стремящимся вывести людей из этого состояния. Человек находится в состоянии паники либо сам по себе, либо в компании других людей. Для каждого человека и даже для группы людей существует свой уровень напряженности или новизны ситуации, вызывающей страх, то есть ситуация, вызывающая оцепенение одного работника может быть спокойно оценена и отработана другим. Причина этого – различный набор индивидуальных значений качеств человека. Поэтому при работе в предполагаемых условиях паники необходимо тщательно подбирать людей по их личностным качествам, чтобы среди них нашелся хотя бы один человек, участвующий в процессе ПРУР, не подверженный панике в возможных напряженных ситуациях, вызывающих страх. Паникой могут быть охвачены отдельные люди, занимающие ответственные должности – менеджеры крупного склада, высшие руководители стального треста, трейдеры фондовой биржи и т.д. Заслуживает серьезного внимания и коллективная паника. Она проявляется среди социальных или профессиональных групп населения как реакция на напряженную или исключительную ситуацию, вызывающую страх.

9 стр., 4172 слов

Паника как социальнo-психологическое явление

... страх. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. ГЛАВА I. Природа паники 1.1 Психологическая характеристика паники Паника - это стихийное поведение большого числа людей, ... диффузной группе, массовом скоплении людей); паника вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе; паника это чаще всего стихийно ...

Некоторые авторы называют ее «социальной паникой». Для каждой коллективной паники обычно имеется один основной источник напряженной или исключительной ситуации, вызывающей страх. Организационной базой для паники служит закон самосохранения – объективный закон организации. Формулировка закона имеет следующий вид: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс)». Руководитель должен правильно оценить общее положение в компании и ситуацию, складывающуюся вокруг компании, чтобы принять решение о ее дальнейшей судьбе, используя все имеющиеся у него ресурсы. Главная опасность – блокировка у человека, впавшего в состояние неконтролируемого «безотчетного ужаса» логического мышления: он перестает рассуждать и действует либо на уровне эмоций (в случае индивидуальной паники), либо бессознательно повторяет действия людей, находящихся вокруг него.[4]

Рис. 1. Основные элементы, влияющие на состояние стресса Закрепление в сознании человека панических состояний приводит к патологическому медицинскому заболеванию. Оно провоцируется также стрессовыми должностями, которые характеризуются повышенным вниманием, важностью принимаемых или исполняемых решений и находятся под постоянным контролем вышестоящих инстанций. Индивидуальная паника достаточно распространена, однако редко она бывает достоянием гласности, поэтому нет достоверной статистики ее проявления. Человек может наблюдать панику или находиться в ее области (рис.2).

Рис.2. Человек и область паники

На рис. 2 .а человек, не находящийся в состоянии паники, либо является сторонним наблюдателем панической области, либо активным деятелем, стремящимся использовать состояние паники во благо себе и (или) объекту паники.

На рис. 2 б человек находится в состоянии паники либо сам по себе, либо в компании других людей. Для каждого человека существует свой уровень напряженности или новизны ситуации, вызывающей страх, т.е. ситуация, вызывающая оцепенение у работника А, может быть спокойно оценена работником Б. Даже простая ситуация может оказаться напряженной и вызвать страх у работника, не имеющего соответствующей профессиональной подготовки или времени для ее обработки. Поэтому при работе в предполагаемых условиях паники необходимо организовывать коллективные действия по разработке и реализации управленческих решений, чтобы нашелся хотя бы один человек не подверженный панике. Например, дублирование управленческих решений несколькими работниками.

2. Разработка управленческих решений в условиях паники

Влияние паники может рассматриваться на трех этапах:

  • при разработке и принятии решения;
  • при выполнении решения;
  • в результате выполнения решения.

Первый этап характеризует профессионализм будущего решения. Разработка решения предполагает участие как специалистов в экономической, технологической и других сферах деятельности, так и руководителей соответствующих подразделений организации. Увеличение числа работников, принимающих участие в разработке решения, уменьшает влияние паники и может даже исключить ее полностью. Однако стоимость такого решения возрастает, что может существенно отразиться на себестоимости продукции. Некоторые руководители упрощенно подходят к данному этапу, разрабатывая решения без должного обоснования, полагаясь на «авось». В рамках данного этапа могут возникнуть непредсказуемые трудности, вызывающие страх и панику. К таким трудностям можно отнести неожиданное для руководителя, но прогнозируемое специалистами падение курса валют или акций, выход на освоенный рынок продукции конкурента, передачу конфиденциальной информации конкуренту, обнаружение подслушивающих устройств в кабинете. На втором этапе — выполнение решения — базой для паники может быть несоответствие реальных условий выполнения решения запланированным.

4 стр., 1853 слов

Страх и его значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека

... случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного ... и других стихийных бедствий, а также при внезапном наступлении смертельного исхода. По длительности: кратковременная (секунды и несколько минут, например — в автобусе, ...

И это естественно, так как с течением времени ряд параметров может существенно измениться. Чем больше проходит времени с момента разработки решения до момента его реализации, тем больше вероятность появления неожиданных ситуаций, вызывающих страх как у руководителей, так и у исполнителей. Для долговременных процессов реализации решений существует опасность нереагирования на малые сигналы предстоящей опасности. Учет малых сигналов дает возможность для своевременных корректировок и предотвращения нежелательного хода событий. Для этого каждое решение должно сопровождаться системой контроля и реагирования на отклонения. На третьем этапе — в результате выполнения решения — базой для паники могут служить прямые и косвенные отрицательные последствия уже выполненного решения в экономической, социальной, экологической и других областях. Например, дом, принятый комиссией к эксплуатации, в результате неучтенной подвижки фунта рассыпался, как карточный домик; уволенный из компании работник покончил жизнь самоубийством. Уменьшению вероятности паники способствует соответствие решения действующему законодательству и уставным документам организации, получение сертификатов и актов независимых экспертов. Основные причины паники при РУР достаточно хорошо освещены в литературе [3].

Они одни и те же как для индивидуальной, так и для коллективной паники. Характерный набор включает следующие причины:

  • устойчивая изнуренность и крайняя утомленность работников;
  • сильно пониженный тонус сознательной активности;
  • повышенный уровень эмоциональной возбудимости и активности внешней среды;
  • потеря веры в руководство;
  • несоответствие сильной значимости ситуации слабым ожиданиям;
  • назначение паникера на руководящую должность;
  • стечение обстоятельств.

Подготовка к возможным напряженным ситуациям. Учесть все возможные напряженные ситуации, связанные со страхом, для работника не представляется возможным. В цитируемой выше книге Ли Яккоки «Карьера менеджера» есть такая мысль:

Будь у меня хоть малейшее представление о том, что меня ожидает, когда я займу пост в корпорации «Крайслер», я бы ни за какие деньги в мире не пошел бы туда, хорошо еще, что бог не дает нам заглянуть на один-два года вперед, иначе может возникнуть мучительное искушение застрелиться… Накопление опыта работы с напряженными ситуациями дает возможность хотя бы частично подготовить руководителей к оптимальному поведению во время паники и правильной методике разработки и реализации управленческих решений. В качестве возможных путей развития методологии по работе в условиях паники можно предложить следующее:

9 стр., 4085 слов

Психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях

... не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций1. Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории. Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ...

  • моделирование типовых напряженных ситуаций, вызывающих страх как у самого участника тренинга, так и у людей, за которых он ответствен, и отработка действий по преодолению стресса, например, неожиданное банкротство малого предприятия, сокращение на 40% числа генералов в армии, авария воздушного или морского лайнера, приезд в организацию теневой экономики военизированных ревизоров
  • создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств для пожаротушения, борьбы с наводнением, эвакуации населения и техники во время стихийных происшествий и т.д.;
  • формирование неприкосновенных запасов питания, энергии и других элементов жизнеобеспечения людей и животных;
  • страхование людей и их ответственности при деятельности повышенного риска;
  • отработка профессиональных навыков организаторской деятельности:
  • осознание и уяснение приоритетов потребностей и интересов человека и общества;
  • умение выбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества;
  • отработка навыков брать на себя ответственность за действия и жизнь подчиненных или подопечных людей;
  • отработка навыков организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды деятельности;
  • отработка навыков автономной организаторской деятельности в течение нескольких часов или даже дней;
  • отработка навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.

Выход из ситуации, связанной с беспокойством, представляется в виде соблюдения ряда правил [2], которые позволяют сократить время паники или вовсе исключить ее. Это так называемая формула Карнеги:

  • Спросите у себя: «Что является самым худшим из того, что может произойти?»
  • Приготовьтесь примириться с этим в случае необходимости.
  • Затем спокойно подумайте, как изменить ситуацию.

Там же предлагается установление индивидуальных ограничителей на величину ситуаций, приводящих к беспокойству. Эти ограничители позволяют отключаться от анализа таких ситуаций. Например в компании устанавливают зону финансовой ответственности руководителя Б от 1 до 10 тыс. долл., для его руководителя В — от 11 до 100 тыс. долл. Если возникнет напряженная ситуация с неоплатой договоров у руководителя Б на сумму 40 тыс. долл., то он не должен принимать никаких решений по выходу из этой ситуации, а должен проинформировать руководителя В, которому и следует принимать решение. Все управленческие решения, обусловленные состоянием психической напряженности можно разделить на 4 категории:

1. УР, позволяющие управлять человеком, находящимся в состоянии психической напряжённости. В этой категории решения практически отсутствуют, потому что если оператор находится в состоянии психической напряженности, он в большинстве случаев недоброкачественно выполняет поставленную перед ним задачу. Наиболее целесообразным в этой ситуации было бы заменить его. Однако, если эта замена невозможна, то необходимо: а) попытаться ликвидировать причину б) оказать моральную и физическую поддержку

2. УР, позволяющие не допускать состояния психической напряжённости.

В этой категории отражены

а) моделирование типовых напряженных ситуаций, вызывающих страх как у самого участника модели, так и у людей, за которых он ответственен. Отработка действий по преодолению состояния напряженности;

9 стр., 4405 слов

Соответствие человека педагогической деятельности

... личность, ребенок формируется и как субъ­ект деятельности. Исходным положением в этой ситуации явля­ется утверждение, что «сознательное управление психическим разв В 30-е годы текущего столетия ... Ломпшер, Й. Лингарт) все чаще использует Связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важ­но отметить, что: а) само ...

  • б) страхование людей и их ответственности при деятельности повышенного риска;
  • в) отработка профессиональных навыков организаторской деятельности;
  • г) создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств для пожаротушения, борьбы с наводнением, эвакуации населения и техники во время стихийных происшествий и т.д.;
  • д) формирование неприкосновенных запасов питания, энергии и других элементов жизнеобеспечения людей и животных;