Психологические предпосылки целостности нации

Контрольная работа, Психологические предпосылки целостности нации

1. Перечислите отличительные психологические особенности различных наций (на примере 3-4).

Укажите психологические предпосылки целостности нации, её динамической стороны

Национально-психологические особенности познаются лишь в сравнении и сопоставлении. Ниже представлены обобщенные их характеристики у представителей некоторых народов, которые дают возможность понять, как это можно делать.

Американцам присущи: деловитость и практичность; страсть к изобретательству; энергия и живость, дух инициативы и предпринимательства во всех видах деятельности; готовность к эксперименту и риску; самостоятельность, размах и стандартизация; организаторские способности; простодушие и легковерность; любовь к спорту и юмору; переоценка своих сил и возможностей, недисциплинированность; авантюризм; определенные самонадеянность и хвастовство в общении с представителями других этнических общностей.

Англичанам свойственны: высокий практицизм; трудолюбие; деловитость, упорство, настойчивость и энергичность во всех видах деятельности; предприимчивость и умение организовать дело; склонность к компромиссу, к уравновешенным формам действий; неумение абстрагироваться, скованное воображение; слабая интеллектуальная подвижность и сообразительность; консерватизм в восприятии окружающей действительности; смелость, выдержка, хладнокровие и спокойствие; уравновешенность в поведении и уверенность в своих поступках; быстрая физическая и психологическая адаптируемость к новым условиям жизни и деятельности; большая сила сцепления в коллективе; любовь к спорту, природный юмор; бессердечие, сдержанность в общении и взаимодействии с представителями других этнических общностей.

Испанцам свойственны: безразличие к материальным условиям своего существования и неприхотливость, ориентированные на приоритет духовных и нравственных ценностей в противовес материальным; устойчивое предубеждение к напряженной трудовой деятельности, основывающееся на представлениях о ее несовместимости с благородством и достоинством человека; непредусмотрительность, отсутствие привычки к долгосрочному планированию действий и перспективному прогнозированию развития происходящих событий; набожность и религиозность; стремление к благородству, чести и доблести; дух искательства, приключений; непродолжительность волевых усилий, обусловленная быстрой сменой эмоциональных состояний; ярко выраженный индивидуализм; личная необязательность и определенное недоверие друг к другу; консерватизм, выражающийся в стремлении сохранить без изменения существующее положение дел, в настороженном отношении к нововведениям, в приверженности к старым традициям, устоявшимся принципам жизни и деятельности.

3 стр., 1020 слов

Социально-психологический тренинг общения как форма оказания ...

... для достижения поставленной цели. Целью данной курсовой работы является изучение возможности применения социально-психологического тренинга общения как формы оказания психологической помощи и поддержки офицерам в условиях ... обороны Республики Беларусь генерал-полковник Л. С. Мальцев в своей книге «Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины» указывает, ...

Немцам свойственны: аккуратность, практичность; добросовестность; предусмотрительность; высокая степень трудолюбия; педантизм, высокая приверженность системе, большое пристрастие к порядку; любовь к шаблону; обстоятельность, пунктуальность и точность во всех видах деятельности; излишняя регламентированность жизни и быта; чрезмерная забота о мелочах; отсутствие личной инициативы и самостоятельности; дисциплинированность; слепое подчинение начальству, букве закона и приказу; подверженность внушению при помощи цифр и фактов; высокомерное и невнимательное отношение к представителям других этнических общностей. нация психологический самосознание целостность

Французам присущи: аналитический склад ума; высокая культура (рационального) мышления и любовь к логике; богатое воображение; настойчивая пытливость и смелость в познании окружающего мира; быстрота и сообразительность в принятии решений; инициативность и активность во всех видах деятельности; способность вдаваться в крайности; подвижный темперамент; энергичность и волевая настойчивость; легкая эмоциональная возбудимость, чувствительность и экспрессивность; способность к быстрому воодушевлению; ярко проявляющиеся остроумие и оригинальность в мышлении; легкая внушаемость; крайний индивидуализм; пониженная сопротивляемость воздействию экстремальных условий жизни и деятельности; непрочные силы сцепления в коллективе; добродушное отношение к представителям других этнических общностей.

Для русских характерны:

  • естественная непринужденность;
  • сострадательность и великодушие;
  • чувство риска;
  • надежда на удачу;
  • смирение с судьбой;
  • умение работать быстро, лихорадочно и споро;
  • стойкость и выдержка в экстремальных ситуациях;
  • открытость, простота и стремление прийти на помощь;
  • альтруистичность, отзывчивость и чувство коллективизма;
  • долготерпение, готовность к самопожертвованию.

Они отличаются доброжелательностью, общительностью, терпимостью в отношениях с людьми других этнических общностей.

Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется феномен «мы», т.е. пока все люди (или их большинство) считают себя принадлежащими к данной нации, идентифицируют себя с ней. «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных условий сосуществования ее представителей.

Для устойчивости феномена «мы» неизбежно должен существовать феномен «они», т.е. другая нация, непохожая, отличающаяся от нас существенно, зримо, выпукло, а потому остающаяся загадочной, непонятной и, следовательно, являющаяся источником всяческих неожиданностей, опасностей. Именно осознание того, что есть «они», в свою очередь порождает стремление самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы».

Феномен «они», точно так же, как и феномен «мы», имеет свою реальную основу. Если объективные условия жизни и деятельности людей, психологическим отражением которых являются феномены «мы» и «они», совпадут, окажутся одинаковыми, противопоставление одной нации другой рано или поздно угаснет.

7 стр., 3066 слов

Жизнь и деятельность пророка Мухаммеда

... витую, нежели, скажем, христианство. Цель работы - дать характеристику жизни и учению пророка Мухаммеда. 1. Жизнь и деятельность пророка Мухаммеда Пророк Мухамед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в ... только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в ...

Анализируя идею Л. Фейербаха о замене категории «я» как субъекта познания на категорию «я и ты», Б. Ф. Поршнев пришел к выводу, что социальная психология становится наукой лишь тогда, когда на место исходного психологического явления ставится не «я и ты», а «мы и они», а на место отношений двух личностей — отношение двух общностей.

Тем не менее «мы» всегда наделяли себя большим количеством достоинств, чем «их». Люди склонны переоценивать достоинства «своей» нации и, наоборот, преуменьшать сильные стороны других. Что же касается недостатков, то здесь все наоборот. Известная пословица о том, что «в чужом глазу видна и соринка, а в своем и бревна не заметишь», как раз наглядно характеризует эту закономерность.

«Наши» идеи, взгляды, чувства, поведение более правильны, более справедливы, чем «их». При этом речь идет не о реальном сравнении, т.е. не о том, что лучше, если исходить из здравого смысла и житейской логики. Такого сопоставления простой человек обычно не делает. «Чужое» кажется «плохим» не потому, что оно по каким-то причинам хуже своего, а потому, что оно «чужое».

Принадлежность к какой-то группе, осознание ее — один из самых древних примеров проявления общественного сознания людей. На заре человеческой истории сложились объединения, ставшие прообразом будущих этносов, — роды. Чувства родовой общности, принадлежности к определенному роду — это самые простые и в то же время очень глубинные человеческие чувства. Именно в отношениях между родами впервые возникли оценки «мы—они», именно в ту самобытную эпоху закладывались устойчивые взгляды на характер отношений между будущими нациями.

ингруппового фаворитизма.

Ингрупповой фаворитизм так же, как и обратная его сторона, аутгрупповая враждебность, является следствием особенностей социальной жизни в обществе.

атрибутивные процессы,

На уровне межгрупповых отношений проявляются два основных вида атрибутивных процессов.

каузальная атрибуция,

  • люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений и стремятся выяснить причины их поведения;
  • поскольку информация, получаемая в процессе наблюдения, обычно недостаточна для надежных выводов о других людях, наблюдатель находит вероятные причины их поведения и приписывает их им;
  • такая причинная интерпретация существенно влияет на действия и поступки самого наблюдателя, на его отношения к другим людям.

стереотипизация,

В этом случае достраивается образ наблюдаемых людей, субъективно дополняются или дописываются их личностные черты и характеристики.

Стереотипизация вместе с тем — это упрощенное, схематизированное, иногда близкое к истинному, иногда искаженное представление о других людях. Ее основное назначение — максимизировать воспринимаемые различия между группами и минимизировать различия между членами одной и той же группы (независимо от того, своя она или чужая).

Восприятие людей других групп зависит также от того, как мы их классифицируем.

Подобно тому, как восприятие отдельных предметов или событий со сходными чертами позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их демографическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.п.).

13 стр., 6224 слов

Пути гармонизации отношений человека и природы

... выявление сущности отношений человека и природы и их проблем, а также определение путей гармонизации отношений человека и природы. Отметим, ... универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях "природа и общество", "человек и общество". Общество и человек имеют ... использует все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного содержания. Совершенно очевидно, ...

социальной категоризации,

а) когнитивную организацию и систематизацию результатов восприятия людей других общностей, обусловленную социально-психологическими закономерностями оценки реальной действительности;

  • б) способ классификации других общностей и систему ориентации, помогающую представителю конкретной группы определить свое место по отношению к ним.

Понятие социальной категоризации широко применяется в теориях общественных отношений, которые изучают отражение в сознании членов различных групп системы свойственных для них межгрупповых диспозиций.

Суть категоризации состоит в обеспечении индивидов системой ориентации в окружающем мире, определении их места в обществе: информация о других людях или группах, полученная органами чувств, соотносится с конкретными категориями или понятиями, после чего она становится предметной. «Сырой» материал всего увиденного и услышанного обретает свои контуры благодаря подведению под другую категорию. Например, в нашем случае «они чужие, значит, плохие».

Функционирование феноменов «мы» и «они» есть результат проявления не только атрибутивных процессов, но и феномена психологической защиты нации.

Психологическая защита

Психологическая защита может действовать спонтанно (неосознанно), а может использоваться специально (осознанно) в чьих-либо интересах. Например, во время и после трагических событий 1994— 1996 гг. в Чечне на страницах отечественной печати и на экранах телевизоров стали появляться материалы, в которых высказывалось мнение о давнем «враждебном отношении» чеченцев к русским. Из глубин истории стали извлекаться соответствующие примеры и факты. С помощью средств массовой информации официальные власти пытались таким образом снять у представителей русского и других народов нашей страны излишнее дискомфортное напряжение, связанное с современными событиями в Чечне.

противоположной реакции,

психологического вытеснения,

То, что разрушает или деформирует национальное самосознание, вытесняется, и это сохраняет социальную общность от разрушительных социальных потрясений, конфликтов и эмоциональных переживаний.

Например, в сознании американцев нередко вытесняется тот факт, что англичане внесли особый вклад в освоение и развитие Америки. Это вытеснение стало всеобщим в период англо-американской войны 1814—1816 гг., а также в другие периоды обострения отношений между США и Англией.

Всегда наблюдается закономерность: в период обострения отношений между нациями, народностями из общественного сознания вытесняются положительные чувства, мысли, ценности, переживания, события и, наоборот, усиливаются негативные настроения и установки.

психологический смысловой барьер.

Например, в некоторых восточных странах принято снимать обувь перед входом в жилище. В европейских же государствах, наоборот, гостя пропускают в дом в обуви. То же самое относится и к жестам. Движения головой, плечами, руками, походка, взгляд в однотипных ситуациях у разных народов означают не одно и то же. В связи с этим в новой национальной среде человек может попасть в неловкое положение.

9 стр., 4189 слов

Юридическое мировоззрение и правовая культура

... поведения. Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой фундаментом правового государства и верховенства права в обществе. 2. Многообразие оснований типологизации юридического мировоззрения. “Имперский” и “федералистский”, “дискурсивный” и “командный” типы юридического мировоззрения Представляется ...

Так, для испанца прикосновение собеседника к мочке уха — оскорбление. Для грека таким же оскорблением будет поднятая рука с открытой ладонью в его сторону. Говоря «да», грек, турок, болгарин будут поворачивать голову вправо и влево, что для большинства европейцев означает «нет». Африканцы и азиаты считают на пальцах не так, как это делают в Париже и Вашингтоне. Японец начинает с открытой руки, загибает большой палец на счет «один», указательный — на счет «два» и т.д.; когда все пальцы загнуты, начинается обратный процесс — отогнутый мизинец — «один», безымянный палец — «два».

Или другой жест, имеющий различные толкования: большой и указательный пальцы сложены в виде кольца. Для американца — это «о’кей», для жителей французского Средиземноморья — «ноль» или «ничто», для тунисца — «я тебя убью», для японца — «деньги».

Указательный палец, приложенный к виску, выражает глупость во Франции, ум — в Голландии. С точки зрения итальянца из Флоренции, палец у века — проявление доброжелательности, а для испанца этот жест означает недоверие; француз же посчитает, что его принимают за лжеца.

Таким образом, каждый народ и его культура уникальны, и есть элементы несовпадений, различий, которые при их взаимодействии на уровне непосредственного общения могут выступать как смысловые барьеры.

психологическая проекция.

Проекция может проявляться и в виде бессознательных попыток представителей той или иной нации избавиться от навязчивой идеи, внутреннего морального конфликта путем обвинения представителей других этнических общностей в каких-то грехах. Экспериментальные исследования показывают, что если какая-то группа людей, состоящая из большинства представителей одной нации и меньшинства представителей других наций, попадает в сложную, критическую, неопределенную, изматывающую ситуацию, из которой можно выйти путем собственной активности, но это не удается, то бессознательно поиск виновных нередко идет по пути обвинения национального меньшинства.

Иногда психологическая проекция проявляется во взаимных претензиях, обвинениях. И далеко не всегда эти взаимные упреки представителей разных народов служат интересам общего дела.

Нередко единственным основанием для них служит стремление людей найти выход своей раздражительности, своим обидам. Подобные реакции в целом совпадают с общечеловеческими механизмами снятия психического напряжения.

2. На примере вашей национальной принадлежности опишите содержание этнического самосознания, правосознания.

Российскому обществу всегда была свойственна подмена правосознания этическими воззрениями. При этом права и свободы, правового государства и прав личности игнорировались национальным правопониманием. В дальнейшем, в период установления и существования советской власти, господствующей в обществе стала марксистко-ленинская концепция понимания права, в рамках которой высказывалась мысль о его отмирании. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества. Последствия указанных процессов мы можем наблюдать на современном этапе развития общества в целом и общественного правосознания как его важнейшей характеристики.

5 стр., 2016 слов

Важнейшие характеристики социального правового государства

... и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно- государственного ...

Наиболее важной отличительной чертой российского правосознания является правовой патернализм, который находит свое отражение, главным образом, в рамках такого элемента правосознания, как правовой менталитет. Стоит сказать, что в науке не существует единого определения рассматриваемого нами понятия. Наиболее полную характеристику данного термина, на наш взгляд, представил В.Н. Вовк в своем диссертационном исследовании: «патернализм в теоретико-правовом измерении — это соотношение прав и свобод, определяемых системой взаимной заинтересованности государства в личности и личности в государстве, при котором объем этих прав устанавливается государством в зависимости от степени востребованности того или иного принадлежащего лицу ресурса для поддержания ситуации власти.

Стоит отметить, что рассматриваемое явление российского правосознания всегда сопровождало нашу страну на ее историческом пути.

В чем же заключается сущность правового патернализма? Указанное явление правовой культуры заключается в наличии темы долженствования опеки со стороны государства и мифологизации власти. При этом носитель власти признается непогрешимым, обожествляется, а свобода и демократия отрицаются. Патернализм превращает человека не в гражданина, а в подданного, порождая иждивенческие отношения в обществе и приучая человека к пассивному выжиданию, он ограничивает самостоятельную инициативу. В конечном итоге вопрос о патерналистских отношениях — это вопрос о юридическом статусе и о соотношении прав и обязанностей, об отношении людей к праву и закону.

Некоторые ученые отмечают предопределенность формирования патерналистских установок в российском правосознании и связывают это с наличием ряда значимых обстоятельств. К таким обстоятельствам относятся, в частности:

1) противоречивое взаимодействие европейского и восточного социокультурных типов, первый из которых основан на эгоистических началах главенства личности и ее интересов, а второй — на вторичности личности по отношению к обществу;

2) этатистская ориентация правовой культуры и наличие тенденций державности при отсутствии развитой городской культуры и гражданского общества;

3) противостояние либеральных и патриархально-традиционалистских ценностей;

4) социо-экономические и сословные особенности населения России, преобладание более консервативных страт в его структуре.

Правовым явлением, способствовавшим «укоренению» патернализма в российских правосознании и правовой культуре, явилась неразвитость последней, а также правовой нигилизм населения нашей страны. Исторически рассматриваемая ситуация имела место как при царской власти, так и в период существования советского государства. При этом правосознание и правовой менталитет формировались на основе полного подчинения личности государству, осуществлявшему политическую доктрину.

Таким образом, государственная власть ставилась выше закона, что формировало неверие в него в качестве воплощения справедливости и средства борьбы со злом. Предпосылками патерналистских установок в правовой ментальности стало также отсутствие ситуации выбора и ограниченность потребностей и запросов граждан. На уровне массового сознания формировались и воспроизводились установки на социальное иждивенчество, патерналистское восприятие государственной власти. Как отмечает В.Н. Вовк, «ценность социальной защищенности, возведенная в абсолют, служила оправданием диктата государственной власти и тоталитарного контроля над личностью. Все это способствовало воспроизводству крепостнической психологии, гражданской пассивности, установок не на саморазвитие, а на приспособление и ориентацию на государство при решении жизненных проблем» Вовк, В.Н. — Указ. соч..

15 стр., 7332 слов

Личность и государство

... тематизация проблемы отношения личности и государства как основополагающей в характеристике современности; 2) анализ сущности социально-философской категории «отношение личность – государство» в контексте русской правовой мысли; 3) рассмотрение системы отношения «личность – государство»; Работа включает введение, ...

Стоит отметить, что патернализм как одно из правовых явлений в рамках правосознания не обладает собственной структурой и не дифференцирован на виды. Однако он имеет поведенческие способы внешнего проявления, одним из которых выступает правовой нигилизм. Данная форма внешнего выражения негативных тенденций правовой ментальности населения часто понимается в теории в качестве деформации правосознания. Рассматриваемая категория с одной стороны выражает правовую неосведомленность населения (то есть дефекты информационного элемента правосознания), а с другой — свидетельствует о неверии в закон и право, характерном для большей части населения страны. Правовой нигилизм, коренящийся в архетипических характеристиках российского правосознания и правового менталитета, причудливо смыкается с патерналистскими установками, присущими современному российскому правовому менталитету.

Патерналистские тенденции российского общества уже достаточно продолжительное время подвергаются научной критике. Так, в учебнике под редакцией С.С. Алексеева отмечается, что «патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев», готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения. При этом, по мнению автора, подобные общественные установки неизбежно приводят в результате к формированию тоталитарного государства, как это произошло с Советским Союзом во времена правления И.В. Сталина.

Не смотря на то, что, как правило, в качестве основных причин развития патернализма в России указываются традиции абсолютной монархии и затянувшийся период крепостничества, переставшие существовать несколько десятилетий назад, патерналистские тенденции остаются характерными и для современного российского общества. Конечно, сегодня нельзя говорить о мифологизации власти и обожествлении ее носителя, однако стремление некоторых должностных лиц «уподобится главе большого семейства все же осталось. При этом особое опасение вызывает положительное отношение к таким социальным процессам определенной категории населения. Как правило, к таким гражданам относятся лица, осуществляющие государственную власть на более низком уровне, и непосредственные связанные с ней.

Стоит также отметить, что в настоящее время процессы правотворчества и правоприменения в России в значительной степени наследуют традиционную для менталитета опору на патерналистские установки. При этом указанные тенденции сочетаются с прогрессированием правового нигилизма как крайне негативного правового явления.

Патернализм и правовой нигилизм является одними из наиболее опасных проблем в российском правосознании. Однако также можно говорить о параллельно существовании в российском обществе такой деформации правосознания, как правовой инфантилизм, что также свидетельствует о недостаточной осведомленности общества о праве в целом.

13 стр., 6304 слов

Правовоая культура и правосознание

... понятие, структуру, правосознания; раскрыть соотношение права и правосознания, рассмотреть виды правосознания; проанализировать современное правосознание, показать в чем заключается его кризис; рассмотреть понятие, функции правовой культуры; определить место и роль правового воспитания населения в правой ...

На основании всего вышеуказанного можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость. Для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка. Это, на наш взгляд, может явиться эффективным средством преодоления негативных тенденций в российском правосознании.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/psihologicheskie-predposyilki-tselostnosti-natsii/

1. Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Учебное пособие в схемах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014.

2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для студентов ВУЗов. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2014.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2013.

4. Крысько В.Г. Этническая психология. — М.: Академия, 2009

5. Налчаджян А.А. Этнопсихология. — СПб.: Питер, 2009.

6. Платонов Ю.В. Этнопсихология. — Москва: Академия, 2012.

7. Теория государства и права : учебник / Под ред. С.С. Алексеева. — Указ. изд. — С. 45.

8. Вовк, В.Н. Патернализм в российском правовом менталитете: дис.канд. юрид. наук / Виктор Николаевич Вовк. — Краснодар, 2010.- 183 с.